Рожденная европейской христианской цивилизацией демократия - как форма участия индивидуума в политической жизни государства - в ходе исторического развития человечества видоизменялась, теряла одни черты и приобретала новые. Если ее истоки надо искать в небольших греческих республиках, которые представляли из себя монокультурные и мононациональные социумы, то сегодня демократия действует в принципиально иных условиях. Население нашей планеты приближается к 8 млрд. человек. C помощью современных средств коммуникаций, финансово-банковской системы и международного разделения труда оно стало более взаимосвязанным.
Несколько могущественных держав, обладающих атомным оружием и авиакосмическими средствами его доставки, приобрели глобальные интересы и стали фактически непосредственными соседями любого государства вне зависимости от его местонахождения. Другой исключительно важный фактор: мир сегодня разделен преимущественно не по национально-расовому, а, скорее, по религиозно-культурному принципу. Возросла неравномерность развития. Одни государства остались в начале человеческой цивилизации, другие уверенно шагнули в XXI век.
Для всего этого многоаспектно-противоречивого конгломерата государств идеалом считается одна форма политической организации государства - демократия. Ведь большинство более чем из 200 стран планеты объявляют себя именно демократическими, и демократия, несмотря на свои значительные недостатки, сегодня считается безальтернативной. В чем причина ее многовековой привлекательности?
Дискуссия на эту тему в политологической и социологической научной литературе и публицистике идет давно.
Работа известного российского правоведа-публициста, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки России, научного руководителя факультета управления и политики МГИМО МИД России Р.В.Енгибаряна вносит в эту дискуссию значительный вклад*. (*Енгибарян Р.В. Время переоценки ценностей. М.: Норма, 2018, 224 с.)
Ценность его вклада в том, что автор энциклопедичен и разносторонен. Он обращается к различным культурам, мифологии, религиозным текстам, философии. Он стремится переосмыслить исходные установки политической науки, этики, культурологии. При этом он никогда не утрачивает своей собственной темы, присущего ему типа рефлексии.
Работа начинается с интереснейшей и актуальной в современном мире проблемы - роли личности в историческом процессе и факторов ее формирования. Ключевая мысль раздела - цивилизация - основа мировоззренческих ценностей и национальной идентификации.
Под этим углом зрения рассматриваются и все остальные аспекты развития России и современного мира: взлеты и падения России в ХХ веке, судьбы различных политических сил и течений, дальнейшие перспективы международных отношений.
Один из стержневых разделов книги посвящен анализу кризиса идеологии либерализма, поставившего под угрозу устои европейской демократии, уклад жизни и цивилизационную идентификацию большинства стран Западной Европы. Проводится исследование внутренних и внешних проблем Российской Федерации, связанных с построением гражданского правового общества, федеральной формой государственного устройства, усугубляющихся противостоянием с НАТО.
Европейская демократия и толерантность, пишет Р.В.Енгибарян, - самые разобщенные и рыхлые среди других аналогичных политических культур - на современном этапе оказались перед жесточайшим испытанием. Демократия как чудотворное универсальное средство от всех политических невзгод вдруг, к великому удивлению либералов, оказалась в современных условиях бесполезной. Диалог народов и культур, к которому призывали европейские правительства, в силу их огромной несхожести, не состоялся. Мигрантское меньшинство пытается с помощью насилия навязать коренному населению Европы свою систему ценностей, свой образ жизни, свою мораль.
Оценивая эту ситуацию, страстно и убежденно Р.В.Енгибарян утверждает, что для диалога разных культур нужны хотя бы терпящие и слушающие друг друга стороны. Вместо этого в современном мире слишком много субъектов, которые категорически отвергают диалог и одновременно также не принимают базовые ценности христианской культуры и демократии, такие как светское государство, свобода совести, равноправие полов, равенство представителей разных религий, отказ от применения насилия и многое другое. Происходит то, о чем наиболее дальновидные представители гуманитарной мысли предупреждали не раз: демократия в ее либеральной модели оказалась вовсе не универсальным рецептом для успешного и быстрого решения многочисленных и очень болезненных проблем населяющих планету народов. И судьба самой демократии находится под угрозой.
Одной из постоянных тем в творчестве профессора Р.В.Енгибаряна является пристальный анализ роли исламского фактора в развитии России и мира. В рецензируемой работе автор настаивает на существовании в истории человечества постоянного противостояния христианской и исламской цивилизаций по периметру их культурного разлома от Атлантического до Тихого океана, что проявилось в нескольких волнах мусульманской экспансии в этом регионе.
Первая арабская волна исламской экспансии, отмечает Р.В.Енгибарян, прошлась по Северной Африке и Южной Европе, докатилась до Франции и была остановлена Карлом Мартеллом в 732 году в битве при Пуатье. Отступив назад, арабы обосновались на обширных пространствах Северной Африки, где находятся и поныне, и на Пиренейском полуострове, который покинули только в конце XVI века благодаря усилиям Карла Великого, Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской.
Второе исламское нашествие предприняли турки-османы, которые, разгромив оставшуюся в одиночестве Византию, захватили Константинополь, чуть позже - Балканы, Сербию, Болгарию, Румынию и были остановлены под Веной только в 1683 году. Главный христианский город с прилегающими на юге Европы территориями остался под владычеством мусульман. Выход России в 1917 году из Антанты и большевистская революция спасли Турцию от полного разгрома и захвата Константинополя. Чудесным образом Турция спаслась от разгрома и после Второй мировой войны, когда советские войска были полностью готовы к возврату больших территорий Армении и Грузии, находящихся до этого в составе царской России и отошедших туркам из-за доверчивости большевиков, верящих, что скоро там победит пролетариат.
Третья исламская волна - уже не воинство, а огромные потоки голодных людей (в основном женщин, детей и подростков) - особенно усилилась после проведения США и союзниками «цветных революций» в арабском мире и продолжается в настоящее время.
В связи с этим с болью в сердце написан в монографии раздел о российском измерении исламского вызова, демографии и миграции как главных способах исламизации Европы и России. Автор видит серьезную угрозу христианской цивилизации во взрывной демографии исламских стран и организованной Турцией, Саудовской Аравией и рядом других исламских стран массовой бесконтрольной миграции мусульман в Европу и Россию.
Актуальным разделом работы является глубокий анализ новых реалий политики Соединенных Штатов Америки. Внешняя политика Трампа, считает Р.В.Енгибарян, оказалась гораздо более масштабной по своим возможным последствиям и хаотичной по сравнению с внутренней. Особо интересна в этом разделе глава о противостоянии либерального Конгресса и 45-го Президента США Д.Трампа, которого автор считает традиционалистом.
Весьма полемичная в целом ряде вопросов книга Р.В.Енгибаряна является итогом длительной работы автора по представленной проблематике, фундированным и глубоким исследованием. Она написана ярко, на фоне динамики исторических, культурологических, идеологических изменений в современном мире.
В своей новой работе профессор Р.В.Енгибарян продолжает последовательно, страстно и аргументированно отстаивать традиционные ценности нашей цивилизации, убеждая своего читателя в том, что отказ от этих ценностей станет не просто кризисом христианской цивилизации, а началом ее конца.
Важно отметить, что отдельные части монографии уже были опубликованы на русском и английском языках в России и за рубежом и вызвали широкий общественный резонанс. Несомненно, рецензируемая работа в целом вызовет не меньший интерес и дискуссии в среде научной интеллигенции, что будет способствовать дальнейшему углубленному изучению затронутых проблем.