Знаменательным событием культурной жизни Таллина в октябре этого года стала премьера литературно-музыкального спектакля по книге архимандрита Тихона (Шевкунова), ныне - митрополита Псковского и Порховского, председателя Патриаршего совета по культуре РПЦ «Несвятые святые». Представление состоялось при содействии Посольства Российской Федерации в Таллине и поддержке Эстонской православной церкви Московского патриархата.
Автор проекта Марина Тэе вместе с режиссером Игорем Скляром создали спектакль, соединивший эссе современного автора, святоотеческую литературу и духовную, оркестровую и камерную музыку в исполнении… симфонического оркестра Сил обороны Эстонии под руководством Пеэтера Саана, камерного хора православной духовной музыки Ortodox Singers под управлением композитора Валерия Петрова, а также детско-юношеского хора «Радуга» под руководством Наталии Кузиной и Елены Орловой. В столицу Эстонии специально к премьерному спектаклю прибыли митрополиты и епископы, священнослужители и миряне из разных городов Эстонии, России, Украины, Белоруссии. Задолго на предстоящую премьеру брали билеты зрители в государствах Прибалтики, в Германии, Испании, Греции, включая Афон. В концертном таллинском зале «Эстония», рассчитанном на тысячу мест, желающих увидеть небывалое действо оказалось едва ли не в полтора раза больше.
Впервые в Таллине оркестр Сил обороны Эстонии принимал участие в абсолютно гражданском, более того, в духовно-литературном действе, играя музыку современных эстонских, российских, испанских, американских композиторов - Джеймса Барнса, Валерия Гаврилина, Александра Гречанинова, Стивена Мелильо, Валерия Петрова, Альфреда Рида, Георгия Свиридова, Филиппа Спарка, Фрэнка Тичели, Феррера Феррана. Дирижер и художественный руководитель Пеэтер Саан лично подбирал музыкальное сопровождение спектакля, однако музыка его оркестра не была фоном, она была едва ли не главной в тот вечер. Оркестр, в котором, как ни странно, солировали духовые инструменты, виртуозно выходил с полутонов в крещендо, порой заглушая голоса чтецов. Тем ярче и убедительнее звучало Слово, очищенное молитвой, отточенное речью, наполненное силой смыслов и любви к родному языку.
Книга «Несвятые святые» в тот вечер «читалась» с трудом, но понятно. Слог отца Тихона был легок и щедр на метафоры. В исполнении четырех артистов он «делился» со зрителем впечатлениями о своих первых десяти днях добровольного пребывания трудником в стенах Псково-Печерского монастыря. Тогда Георгий - выпускник ВГИКа - впервые начал понимать слова Блеза Паскаля: «Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и, скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе. Он дает знаки, видимые для ищущих Его, и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно Света. Тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы». Эти слова архимандрит Тихон (Шевкунов) вынес эпиграфом к своим воспоминаниям. На этих же словах оркестр буквально «обрушился» на зрительный зал: «Не дремлите!»
«Перелистывая» главы книги одну за другой, эстафету принимал заслуженный артист России Эвклид Кюрдзидис. Он поведал о первой встрече в обители послушника Георгия с отцом Иоанном (Крестьянкиным), за советом к которому ехали паломники из дальних мест и разных стран. Георгия тогда волновал вопрос о кино, которому он собирался посвятить себя: «Как к этому относится Церковь?» И тот, кто на всю жизнь останется для Георгия «образцом христианина, монаха и священника», ответил: «Ведь кино - это язык. Им можно провозгласить: «Распни, распни!», а можно прославить Бога». Эти слова, дабы не утонули они в оркестровом сопровождении, Эвклид прочел всей силой и напряжением своего голоса.
Артист Илья Любимов читал следующие главы книги пламенно и убедительно. «Вы даже не представляете, что такое монастырь! Это жемчужина, это удивительная драгоценность в нашем мире. Только потом вы это оцените и поймете!» - произносил Илья Любимов слова старца Серафима из Псково-Печерской обители.
От имени автора читал - артист из Эстонии Эдуард Тэе. Речь шла о том, что две тысячи лет назад главным занятием послушников было следовать за Христом, а первые апостолы три первоначальных года были просто послушниками. То же самое происходит и с послушниками современными. По этому поводу архимандрит обращается к опыту одного из первых учеников Христа. «Апостол Павел сделал великое открытие: Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же. Эти слова подтверждаются всей историей христианства. Меняются времена и люди, но Христос и для поколения первых христиан, и для наших современников остается все Тем же», - чеканил Эдуард Тэе. И здесь же звучало в его исполнении тепло и успокаивающе: «Истинные послушники получают от Бога бесценный дар - святую беззаботность, которая лучше и слаще всякой другой свободы».
Журналу «Международная жизнь» Марина Тэе рассказала, как нелегко было собрать такой квартет чтецов. «Многие именитые артисты отказывались принять участие в нашем спектакле по разным причинам, многим отказывали мы. Казалось бы, что трудного в том, чтобы прочесть одну-две страницы текста? Ан, нет. Не каждый сумел понять и замысел режиссера Игоря Скляра, и свою роль в этом действе». По словам Марины Тэе, вместе с артистами музыканты были истинными творцами спектакля. Композитор Валерий Петров со своим коллективом «привнес в спектакль жемчужины вокального репертуара». Дирижер Пеэтер Саан намеренно не использовал произведения мировой классики, желая открыть по-новому произведения современных композиторов Эстонии, США, Испании, России, среди которых таковыми считает и Георгия Свиридова, и Валерия Гаврилина.
В чем сила этого спектакля и почему он получил столь широкий резонанс далеко за пределами Прибалтики? Впервые Таллин слышал такую симфонию сердец, музыки и всепобеждающего духа.