Недавно в России и во многих других странах мира вспоминали и отмечали столетие Октябрьской революции. Не стала исключением и Мексика, от жителей которой в посольство поступило множество приглашений от университетов и научных организаций с просьбой выступить с лекциями и докладами на тему революции, а также посодействовать с организацией выставок исторических фотографий и революционных плакатов. Особый интерес у мексиканцев вызывает вопрос: «Какое влияние оказала революция на развитие Латинской Америки в политическом и культурном плане?»

Подобный интерес объясняется в первую очередь тем, что 1917 год явился знаковым и переломным не только для России, но и страны ацтеков: Россия начинала свою революцию, а Мексика завершала свою. Начавшаяся еще в 1910 году борьбой против диктатуры Порфирио Диаса, она завершилась принятием в конце 1917 года Конституции, которая - с определенными поправками - действует по сей день. На волне революционных изменений в обществе рождались и новые формы искусства, вдохновленные в том числе Русской революцией.

Интересно, что именно Мексика была тем местом, где переплелись судьбы художников и поэтов, ставших выразителями и распространителями социалистических идей в Латинской Америке. Отчасти это неудивительно, потому что обе революции - Русская и Мексиканская - провозглашали схожие идеалы - свободу, социальную справедливость, а также стремились приблизить искусство к народным массам.

Так, в Мексике такой новой формой, более близкой к народу, стала монументальная живопись - огромные модернистские фрески на фасадах зданий и стенах домов (отсюда ее название на испанском языке - мурализм, от слова «муро» - исп. «стена»). В Советской России на официальном уровне поддерживался социальный реализм, впрочем, не ограничивавшийся одной лишь живописью, хотя элементы последней и сохранились в виде пропагандистских мозаик или фресок на стенах зданий. Но мексиканские муралисты вдохновлялись именно советским социализмом, становясь, таким образом, проводниками культурного влияния - «мягкой силы» нашей страны в определенный период ее исторического развития.

«Большая тройка» мексиканских монументальных живописцев - Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос и Хосе Клементе Ороско - провозгласили в 1922 году образование Синдиката революционных живописцев, ставившего своей целью создание народно-революционного искусства, которое вышло бы за двери художественных салонов и галерей и идейно направляло бы борьбу революционных масс. Вскоре после этого тогдашний министр образования Мексики Хосе Васконселос, чье имя носит проспект, на котором ныне располагается посольство России, пригласил художников к росписи ряда зданий - он был убежден, что «публичное» искусство способствует просвещению народа.

«Живопись - первое, с чем я познакомился в Мехико-сити»1, - напишет в своих воспоминаниях Владимир Маяковский, имея в виду именно Диего Риверу, встречавшего его на вокзале в мексиканской столице. Маяковский посетил Мексику в 1925 году, причем увиденное настолько вдохновило поэта, что он посвятит латиноамериканской стране свои стихи и заметит, что Ривера - первый в Америке художник-коммунист.

Под пытками
       умер Гватемок.
И вот стоим,
       Индеец да я,
товарищ
       далекого детства.
Он умер,
       чтоб в бронзе
                              веками стоять
Наискосок от полпредства.

В этих строчках запечатлелось для истории расположение первого советского представительства в Мексике в 20-х годах прошлого века (сам особняк не сохранился) - на улице реки Рейн, 34, «впадающей» в главную городскую артерию Мехико - проспект Реформы, на которой и установлен памятник ацтекскому вождю Куаутемоку.

Интересно также, что Ривера и Маяковский довольно хорошо понимали друг друга, несмотря на языковой барьер. Во-первых, некоторое время женой мексиканца была русская - Ангелина Белова, а позже его возлюбленной стала русская художница польского происхождения - Мария Воробьева-Стебельская (Маревна), с которой он познакомился во время пребывания в Париже. Во французской столице Ривера также познакомился с Ильей Эренбургом. Считается, что именно мексиканец стал прообразом пророческого романа Эренбурга «Необычайные похождения Хулио Хуренито»2. Отношения живописца и литератора были столь важны, что Ривера решил обессмертить образ Эренбурга в портретах, написанных им в кубистской манере.

Сохранились и портреты Максимилиана Волошина кисти Риверы. На одном из них художник сделал посвятительную надпись: «Моему дорогому русскому другу М.Волошину, которому я благодарен за многие прекрасные стихи. Прошу его сохранить эту работу в память о его друге Д.Ривере, 1916»3. Вообще, Ривера представляется ключевой фигурой для понимания российско-мексиканских культурных связей того периода, и это не случайно: позже художник станет большим другом советского посольства и председателем Института культурного обмена Мексика - СССР.

В 1927 году Ривера побывал в Москве, где принял участие в праздновании десятой годовщины Октября. В советской столице он завязал дружбу с Сергеем Эйзенштейном - кинорежиссер также побывает в Мексике, причем его имя до сих пор известно любому мексиканцу, в первую очередь по фильмам «Броненосец «Потемкин» и «Да здравствует Мексика!». Стоя на Мавзолее рядом с высшим советском руководством, Ривера запечатлел праздничное шествие 7 ноября в серии рисунков и акварелей, которые несколькими годами позже были выставлены в нью-йоркском Музее современного искусства.

Дело в том, что в декабре 1927 года художник перебрался из квартиры своего друга В.Маяковского в отель «Бристоль», где он знакомится с молодым американцем Альфредом Барром, который вскоре станет директором упомянутого музея. Более того, в начале 1930-х годов в городе «Большого яблока» мексиканец написал огромную фреску в здании Рокфеллер-центра - «Человек на распутье», - на которой изображен Ленин, соединяющий руки рабочих, а также символически показаны блага социализма и ужасы капитализма. Однако данное произведение было уничтожено, что сам художник назовет «актом вандализма», по причине отказа Риверы заменить лицо Ленина на изображение неизвестного рабочего.

Похожая судьба ждала работу другого мексиканского монументалиста - Давида Сикейроса. «Тропическая Америка» Сикейроса, написанная им в Лос-Анджелесе, изображала распятого на кресте человека, над головой которого кружит орел. Человек этот символизировал мексиканский народ, а орел - американский империализм (справедливости ради стоит отметить, что фреска была восстановлена в 2012 г.). Кстати, распространено мнение, что именно знакомство с Эйзенштейном в городе Таско в 1930 году оказало влияние на Сикейроса и подстегнуло его к более смелому выражению социальных проблем через художественную форму4.

При этом важно, что Сикейрос и Ривера были постоянными оппонентами - как в искусстве, так и политике. Если первый был «интернационалистом» от живописи, считая, что искусство должно стать универсальным и служить всему человечеству, то Ривера представлял «национальную партию» и в своем творчестве обращался, помимо чисто революционных моментов, также и к историческим корням мексиканского народа, используя индейские мотивы и символы. Подобно тому, как европейское Возрождение основано на греко-латинском классическом фундаменте, так и для народов Америки такой основой должно было стать наследие доколумбовых цивилизаций. Тем не менее у обоих мастеров главная роль признается за людьми из народа, рабочими и крестьянами - именно они становились героями новых произведений. Но при этом художественный язык Сикейроса в силу большего символизма сложнее для понимания, если говорить о неподготовленном зрителе.

Ривера и Сикейрос находились и по разные стороны коммунистического движения. Вернувшись из США, Ривера пишет работу по мотивам уничтоженной в США фрески во Дворце изящных искусств Мехико, но рядом с Лениным в центре полотна изображает еще и Троцкого, отсутствовавшего в ранней версии работы. Фреска так и называется - «Человек, управляющий Вселенной». Более того, в 1937 году Ривера приютил изгнанного из СССР Троцкого и его семью в знаменитом «Синем доме» («Каса-Асуль»), где проживал с супругой, легендой мексиканской живописи и также коммунисткой со сложной судьбой Фридой Кало. Впрочем, после того, как Троцкий и Кало завели роман, российскому революционеру пришлось переехать из дома друзей. Последнее прибежище Троцкого на юге Мехико сохранилось до сих пор, сейчас там располагается дом-музей его имени, где ему суждено было погибнуть от рук Рамона Меркадера летом 1940 года. Это случилось со второй попытки, первая же состоялась несколькими месяцами ранее, и в ней как раз и принял участие идеологический оппонент Риверы - Давид Сикейрос, никогда не порывавший со сталинизмом. После войны и сам Ривера вернется в лоно Коммунистической партии Мексики, а в 1956 году по приглашению советского руководства во второй раз посетит Москву. Любопытно, что и его супруга Фрида Кало, чей гроб в 1954 году будет обернут алым полотнищем с серпом и молотом5, оставит после себя незаконченный портрет Сталина («Автопортрет со Сталиным»), а не Троцкого.

Что касается Сикейроса, то он был участником гражданской войны в Испании, на стороне, естественно, республиканцев, получавших помощь от СССР в то время, когда ведущие европейские демократии в лице Лондона и Парижа бросили молодую испанскую республику на растерзание фашистам и нацистам - под предлогом борьбы с «коммунизмом» (хотя коммунисты были в Испании партией незначительной на фоне левого движения в целом). Вернувшись на родину, художник, потрясенный увиденным в Испании, выполнил роспись здания профсоюза электриков в Мехико, которая стала «обвинительным актом» фашизму, наступавшему на Европу6.

Тогда же в Мадриде работал в должности генконсула Чили дипломат и выдающийся латиноамериканский поэт, нобелевский лауреат по литературе (1971 г.) Пабло Неруда. Во многом именно драма испанской войны повлияла на идеологические взгляды поэта и обратила его в коммунистическую «веру». Кроме того, он был потрясен убийством испанского поэта Федерико Гарсии Лорки, с которым познакомился еще в 1933 году, находясь на консульской работе в Буэнос-Айресе.

Во время Второй мировой войны, в 1940-1943 годах, Неруда работает в Мехико7. Именно в мексиканской столице рождаются его знаменитые стихи, воспевающие героизм защитников Сталинграда:

Я говорил о времени и небе,
о яблоке, о грусти листопада,
о трауре утрат, дожде и хлебе,
но эта песнь - о стали Сталинграда.

Его монументальная «Всеобщая песнь», изданная в 1950 году также в Мехико, была проиллюстрирована рисунками Риверы и Сикейроса. Воистину удивительный город, в котором так или иначе чудесным образом сплетаются судьбы выдающихся латиноамериканских творцов, вдохновленных нашей страной.

Конечно же, минули в прошлое революционные времена, однако культурные связи между Россией и Латинской Америкой, Мексикой в частности, продолжают развиваться. Так, например, в 2015 году мексиканцы могли насладиться живописью русских авангардистов - несколько сот полотен было привезено в мексиканскую столицу (выставка - крупнейшая за многие годы в Латинской Америке - совпала со 125-летием российско-мексиканских отношений)8. В ноябре 2017 года в Мехико открылась выставка «Диего Ривера и его опыт в СССР», приуроченная к 100-летию Русской революции. А в 2019 году ожидается проведение выставки работ Диего Риверы и Фриды Кало в Москве, причем картины мексиканцев будут соседствовать с полотнами российских монументалистов9. Таким образом, культурное сотрудничество между нашими странами, корни которого уходят в историю, - это не только прошлое, но также настоящее и будущее.

 

 

 1Маяковский В.В. Мое открытие Америки. Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1987.  Т. 1. С. 662.

 2Там же.

 3Diego Rivera y la experiencia en la URSS. Mexico: Mueso Casa Estudio Diego Rivera y Frida Kahlo, 2017. P. 4.

 4Шелешнева Н.А. Искусство, рожденное революцией (монументальная живопись Х.К.Ороско, Д.Риверы, Д.А.Сикейроса) // https://www.indiansworld.org/Mexico/mexico_culture08.html#.Wily59LiaUk

 5Frida Kahlo, marcada por la Revolución rusa // https://mundo.sputniknews.com/cultura/201607131061912167-frida-kahlo-urss/

 6Шелешнева Н.А. Указ. соч.

 7Pablo Neruda en Mexico // http://www.eluniversal.com.mx/articulo/cultura/letras/2017/02/10/pablo-neruda-en-mexico

 8Грандиозная экспозиция российских музеев открылась в Мексике // https://ria.ru/culture/20151022/1306138377.html

 9Выставки Фриды Кало и Диего Риверы одновременно пройдут в Москве // https://lenta.ru/news/2016/11/21/rivera/