История преднамеренного стирания объектов культурного наследия насчитывает не одно тысячелетие. Разрушение Рима галлами в 390 году до н.э., гражданская война в Англии в XVII веке, сопровождавшаяся уничтожением церквей, систематическая бомбардировка памятников культуры в ходе Второй мировой войны, культурный геноцид в оккупированной северной части Кипра после турецкого вторжения в 1974 году, обстрел Старого города Дубровник в 1991 году (в Списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 г.), прицельный расстрел талибами двух гигантских статуй Будды, высеченных в скалах Бамианской долины Афганистана в 2001 году, мародерство и незаконные археологические раскопки в Ираке, проведенные после 2003 года, зачистка памятников культуры игиловцами в Ираке, Сирии и Ливии1 - это лишь немногие примеры вопиющего лишения всей цивилизации культурного наследия и источник пополнения мирового рынка «черным антиквариатом».

По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), незаконный оборот культурных ценностей занимает третье место в мире после торговли наркотиками и оружием, а прибыль от продаж произведений искусства по всем странам, вместе взятым, составляет 3,4-6,3 млрд. долларов в год2. Причем, по оценкам Постпредства России при ООН, доход ИГИЛ от незаконной торговли предметами антиквариата и археологических раскопок, происходящими из стран Ближнего Востока, приближается к 150-200 млн. долларов в год3.

Разработка широкого комплекса превентивных мер, направленных на пресечение попыток уничтожения культурного наследия и незаконного оборота культурных ценностей в зонах вооруженного конфликта и их попадания на трансграничный рынок антиквариата, является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений деятельности профильных структур международных и региональных организаций4.

В список подобных мер входит урегулирование вопросов уголовного правосудия в отношении преступлений в сфере культуры, введение уголовной ответственности за незаконный оборот культурных ценностей, возвращение конфискованного имущества законным владельцам, укрепление институционального потенциала путем создания специализированных подразделений в центральных и местных органах власти, подготовка специалистов таможенных и правоохранительных органов, создание и совершенствование баз данных для сбора сведений о преступной деятельности в сфере незаконной торговли культурными ценностями на национальном уровне и разработка законодательных инициатив с целью введения запрета трансграничной нелегальной торговли в этой сфере в контексте вооруженных конфликтов.

Важным направлением работы признано совершенствование санкционных механизмов по контролю на международном рынке древностей в связи с введением моратория на торговлю памятниками материальной культуры из Ирака (2003 г.) и САР (2015 г.), устранение пробелов в нормативно-правовой базе государств в процессе гармонизации национальных правил импорта и экспорта культурных ценностей с международными стандартами, подтверждение «законности происхождения» предметов искусства на арт-рынках, в том числе и среди поставщиков интернет-услуг и владельцев интернет-аукционов, лицензирование деятельности арт-дилеров и аукционных домов, разработка национальных реестров культурного наследия и средств программного обеспечения для документального подтверждения ущерба, нанесенного культуре Ирака, Йемена, Ливии и САР, инвентаризация и цифровизация архивов и музеев, картографирование археологических объектов, оказавшихся под угрозой исчезновения.

Ключевыми элементами политики в этой сфере являются расширение сотрудничества между Международной организацией уголовной полиции (Интерполом), Европолом и Всемирной таможенной организацией (ВТАО), а также судебными, таможенными и правоохранительными органами и учреждениями культуры по уголовно-правовым вопросам, в том числе и по обмену конфиденциальной информацией о каналах, используемых для незаконного вывоза похищенных предметов искусства; поощрение разработки национальных БД по профильному законодательству; повышение эффективности использования баз данных Управления ООН по наркотикам и преступности, Интерпола, Международного совета музеев (ИКОМ), ЮНЕСКО по законодательству стран-членов в области культурного наследия и информационных порталов, содержащих сведения об экспертах в этой сфере.

Поддержка международных механизмов финансирования в целях проведения превентивных и чрезвычайных операций по борьбе с незаконной торговлей культурными ценностями признана системообразующим элементом глобальной повестки дня в данной сфере. Среди них - Чрезвычайный фонд наследия ЮНЕСКО (2 450 тыс. долл.); так называемый фонд Второго протокола Гаагской конвенции 1954 года - Фонд для защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (350 тыс. долл.) - и созданный в декабре 2016 года Международный альянс в защиту наследия в зонах конфликтов (75 млн. долл.)5.

В институциональном плане работа по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей ведется в рамках профильных структур ООН - Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, ЮНЕСКО, Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС), УНП ООН, Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, а также Межправительственной группы экспертов открытого состава по защите от незаконного оборота культурных ценностей, Группы экспертов по вопросам украденных культурных ценностей Интерпола, Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), ВТАО, Международного института унификации частного права (УНИДРУА), Совета Европы, Евросоюза, ИКОМ, Международного фонда по исследованиям в области искусства (ИФАР) и на других экспертных площадках.

Развитие конвенционной базы по противодействию незаконному обороту предметов искусства в 1950-1990 годах сопровождалось вступлением в силу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и протоколов к ней от 14 мая 1954 года и 26 марта 1999 года, Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 года, Конвенции ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия 1972 года; Конвенции УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 года.

Эволюция правового инструментария в данной области требует отдельного краткого пояснения. По смыслу пункта 2 статьи 4 «Уважение культурных ценностей» Гаагской конвенции 1954 года, уничтожение/ разрушение культурного наследия или приобретение движимого культурного наследия во время вооруженного конфликта запрещается за исключением случаев военной необходимости. При этом, в соответствии со статьями 15-17 главы 4 Второго протокола Гаагской конвенции от 1999 года, превращение памятников культуры в объект нападения и ведения военных действий криминализируется. Вместе с тем ни статья 28 Конвенции «Санкции», ни статья 15 Второго протокола к ней не предлагают четко обозначенного санкционного механизма, который бы позволил привлекать преступников к уголовной ответственности. Констатируется лишь то, что каждая сторона конвенции наделяется правом квалифицировать подобные правонарушения как уголовно наказуемые в соответствии с национальным законодательством каждой страны - участницы конвенции, а также правом расширять применение индивидуальной уголовной ответственности за счет лиц, непосредственно замешанных в перепродажах краденных предметов искусства, до их окончательного попадания к финальному покупателю.

Конвенция ЮНЕСКО 1970 года, являющаяся первым и наиболее ратифицированным договорно-правовым актом (ДПА), направлена прежде всего на достижение трех основных целей6: принятие превентивных мер, использование положения о реституции и проведение конкретных мероприятий по контролю за ввозом и вывозом предметов искусства и международной торговлей культурными ценностями. К числу сильных аспектов этого ДПА можно отнести следующие.

Во-первых, на сегодняшний день 137 стран присоединились к этой конвенции, что указывает на расширение ее поддержки среди стран - членов ЮНЕСКО.

Во-вторых, год вступления этого документа в силу - 1970 год - для многих учреждений культуры является маркером в вопросе установления происхождения произведений искусства, делая невозможным или по крайней мере затруднительным подделку сопроводительных документов.

В-третьих, приведение национальных законодательств стран - членов ЮНЕСКО в соответствие с ее положениями позволяет учитывать интересы антикварного рынка ряда стран - Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Японии.

В-четвертых, эта конвенция оказала значительное влияние на развитие усилиями ЮНЕСКО и других международных организаций системы специального образования в этой сфере.

В-пятых, этот ДПА способствовал дальнейшей разработке правовых норм в сфере защиты культурного наследия - статей 14 и 18 Конвенции о защите подводного археологического наследия 2001 года, статьи 21  Второго протокола 1999 года к Гаагской конвенции 1954 года, Конвенции УНИДРУА 1995 года.

В-шестых, конвенция привела к эволюции механизмов защиты движимого культурного наследия и консолидации в ее странах-участницах ученого сообщества, лоббировавшего этот ДПА на национальном уровне*. (*Арт-дилеры США выступали против присоединения к этому конвенционному инструменту, тогда как ученое сообщество пролоббировало интересы таких наук, как археология и антропология, позволив поставить вопрос о защите культурного наследия на качественно иной уровень. Примечательно, что изначально при разработке этой конвенции американская делегация, как, впрочем, британская и швейцарская, преднамеренно не проявляла должного интереса к ней. Однако на стадии обсуждения финального проекта конвенции эксперты США внесли в него многочисленные поправки, предложив свой собственный проект. Большинство же государств исходило из проекта документа, подготовленного Секретариатом Специального комитета правительственных экспертов. Мексика, возглавившая группу государств, чьи культурные ценности оказались на арт-рынках США, добилась включения в текст конвенции статей 7 и 9, которые были целиком взяты из американского проекта. Заслуживает внимания и тот факт, что США стали ее участниками лишь в 1983 г. До того, как Конгресс США принял закон об ее имплементации, было разработано три отдельных проекта закона. Путь к ратификации этой конвенции оказался весьма долгим и тернистым и для таких стран, как Франция (1997 г.), Япония и Великобритания (2002 г.), Швейцария (2003 г.), Германия (2007 г.), Нидерланды (2009 г.).)

К числу слабых сторон этого ДПА можно отнести следующие аспекты. Являясь революционным инструментом и результатом стоившего больших усилий компромисса, текст конвенции страдает неудачными формулировками, которые являются источником неоднозначного толкования и на практике приводят к их разной имплементации на уровне законодательства ее стран-участниц. Это относится, например, к вопросу о законодательном закреплении срока подачи судебных исков, который, согласно статье 13, остался не определен.

Речь может идти и о трудностях в судебных разбирательствах при рассмотрении дел о возвращении добытых «черными археологами» в ходе незаконных раскопок произведений искусства или предметов, полученных в процессе легальных раскопок, но еще не зарегистрированных в национальных реестрах культурного наследия. Еще одна проблема, оставшаяся «за скобками» конвенции, относится к отсутствию каких-либо специальных оговорок о возможности применения принципа ее обратного действия или ее ретроактивности7. Это означает, что положения данного ДПА не распространяются на те случаи и обстоятельства, которые имели место до его вступления в силу, то есть до 1970 года. Процесс их возвращения проходит путем двусторонних переговоров, оказания посреднических услуг, подачи исков в арбитражные суды, участия в судебных разбирательствах, обмена и оформления актов дарения. Остается открытым и нерешенным вопрос о «добросовестном» приобретении и о выплате обязательной компенсации добросовестному покупателю (статья 7 (b) (i).

Комитет экспертов Конвенции 1970 года еще в 1983 году обратился к Исполнительному совету ЮНЕСКО с предложением критически отнестись к остающимся спорными аспектам ее применения. Секретариат ЮНЕСКО рассмотрел все «плюсы» и «минусы» возможной разработки отдельных положений к действующей конвенции либо дополнительного протокола к ней, которые бы отфиксировали все имеющиеся на сегодняшний день пробелы в сфере правового урегулирования незаконного оборота культурных ценностей. Эксперты выразили обеспокоенность в связи с тем, что возрождение дискуссий по чувствительным вопросам, которые поднимались на правительственном уровне еще на стадии подготовки и принятия этого документа и оказались «зависшими», может отрицательно повлиять в данный момент на сложившийся среди ее стран-участниц «статус кво» и отразиться на доверии к конвенции. Кроме того, задача состоит и в том, чтобы не ослаблять этот ДПА, не понижая уже имеющиеся в этой области высокие стандарты. Именно по этим причинам работа на данном направлении была «заморожена».

Конвенция УНИДРУА о похищенных и незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 года была разработана по просьбе Секретариата ЮНЕСКО с точки зрения частного права в целях создания единого механизма реституции похищенных или возврата незаконно вывезенных культурных ценностей, предполагающего установление сроков подачи заявок о реституции и выплату справедливой компенсации. По состоянию на конец июня 2018 года, ее участницами стали 44 страны8. Такое небольшое число стран, ратифицировавших конвенцию, объясняется прежде всего сохраняющейся угрозой для интересов аукционных домов, являющихся негосударственными институтами, и противостоянием антикваров. Этот ДПА стремился отойти от принципа привязки культурного наследия к конкретному государству за счет включения частных коллекций в определение «культурные ценности», тем самым значительно расширив его по сравнению с определением, данным в Конвенции ЮНЕСКО 1972 года.

За последние почти 20 лет договорно-правовой инструментарий пополнился в связи с принятием в 2000 году - Конвенции против транснациональной организованной преступности, в 2003 году - Конвенции против коррупции, Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия. Кроме того, в 2004-2017 годах в целях защиты культурного наследия и предупреждения преступлений в сфере искусства были приняты резолюции по линии СБ ООН9, ГА ООН10, Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности11, Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию12, Генеральной конференции ЮНЕСКО13, ЭКОСОС14, Европарламента15, ПАСЕ16. Это было обусловлено прежде всего «горячей» фазой борьбы с ИГИЛ и вооруженными конфликтами на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки.

По состоянию на февраль 2018 года, 26 стран - членов Евросоюза стали участницами Гаагской конвенции 1954 года; 25 - присоединились к Конвенции ЮНЕСКО 1970 года и 14 - к Конвенции УНИДРУА 1995 года17. Вместе с тем ЕС до сих пор не имеет специального правового инструментария по регулированию вопросов, связанных с ввозом культурных ценностей на территорию ЕС из третьих стран за исключением двух регламентов Совета ЕС, принятых в отношении Ирака (статья 3 Регламента ЕС №1210/2003 от 07.07.2003) и Сирии (статья 11с Регламента ЕС №36/2012 от 18.01.2012)18. Что касается экспорта культурных ценностей, то в Евросоюзе действуют Регламент Совета ЕС №116/2009 от 18.12.2008 об экспорте культурных ценностей19 и Директива Европарламента и Совета ЕС №2014/60/ЕС от 15.05.2014 о возвращении предметов искусства, незаконно вывезенных с территории страны-члена ЕС20.  Немногие из них могут похвастаться адекватным вызову времени законодательством в этой сфере. Поэтому в Брюсселе не готовы отдать эти вопросы на откуп национальным парламентам, будучи уверенными в необходимости унификации системы контроля за ввозом предметов антиквариата на внешних границах Евросоюза прежде всего в целях борьбы с финансированием терроризма, отмыванием денег, оргпреступностью и лишения террористов источников дохода и защиты культурного наследия21

13 июля 2017 года Еврокомиссия передала на рассмотрение Европарламента и Совета ЕС предложения по созданию системы таможенного контроля за ввозом на территорию Евросоюза культурных ценностей из третьих стран. Это предполагает их лицензирование,  введение санкций, которые предусмотрены в случае нарушения статей 3-5 этого регламента (подделка документов, дача ложных сведений о происхождении предметов искусства)22. Органы таможенной администрации каждой страны - члена ЕС наделяются широкими полномочиями, включая право временного изъятия у владельцев произведений искусства для осуществления их проверки. Есовцы исходят из того, что в случае утверждения регламента он вступит в силу с 1 января 2019 года. За это время таможенные службы стран - членов ЕС смогут привести национальное профильное законодательство в надлежащее соответствие с данным документом. Работа над проектом регламента ведется в рамках трех комитетов Европарламента - по внешней торговле (INTA), по вопросам внутреннего рынка и защиты прав потребителя (IMCO), по культуре и образованию (CULT)*.( *The INTA Committee - International Trade; the IMCO Committee - Internal Мarket and Consumer Protection; the CULT Committee - Culture and Education. )

На советоевропейском треке новым правовым инструментом  стала Конвенция Совета Европы о борьбе с правонарушениями в отношении культурных ценностей (CETS №221) от 19 мая 2017 года*. (*По состоянию на 24.11.2018, Конвенцию подписали девять стран - членов СЕ - Армения, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Россия, Сан-Марино, Словения, Украина, а ратифицировали две страны - Кипр и обладающая в СЕ статусом наблюдателя Мексика // https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/221/signatures?p_auth=8JFmfajf) Никосийская конвенция - результат инициирования в Намюре профильными министрами стран - членов СЕ в области защиты культурного наследия и группой экспертов Европейского комитета Совета Европы по проблемам преступности (CDPC**) (**The European Committee on Crime Problems.) работы по дальнейшему совершенствованию международной правовой базы в этой области.

Экспертное сообщество пришло к выводу о том, что в международном праве существует значительная разница в определении понятий преступления, совершаемого в отношении культурного наследия, и правонарушения в этой сфере. Новизна этого ДПА состоит в том, что он значительно расширяет сферу его применения. По смыслу статей 3-11 главы II Никосийской конвенции к числу правонарушений в этой сфере относятся: кража, незаконное присвоение, участие в археологических раскопках и захват найденных как в земле, так и под водой предметов искусства, их перемещение, вывоз/ввоз, приобретение, размещение на антикварных рынках, подделка документов, умышленное уничтожение и повреждение объектов культурного наследия, преднамеренное пособничество и подстрекательство к совершению преступления и соучастие в нем.

При квалификации преступлений в данной области в качестве отягчающих обстоятельств будет рассматриваться совершение их лицами соответствующих профессий путем злоупотребления доверием клиентов или должностными лицами, отвечающими за сохранение произведений искусства, а также членами ОПГ и рецидивистами. Никосийская конвенция предусматривает принятие превентивных мер, направленных на защиту культурного наследия. К их числу относятся: создание открытых для общественности национальных реестров памятников культуры; наложение на участников антикварного рынка обязательств по учету сделок; введение механизма контроля за выполнением положений конвенции ее государствами-участниками.

В части, касающейся установления уголовных и административных санкций за правонарушения против культурного наследия, конвенция заменяет нератифицированную ни одной страной СЕ Дельфийскую конвенцию СЕ 1985 года23 и рассматривается в качестве завершающего этапа работы над созданием международного механизма по защите культурных ценностей с учетом положений вышеупомянутых конвенций ЮНЕСКО и УНИДРУА, а также правового инструментария Евросоюза*. (*Россия подписала Конвенцию о борьбе с правонарушениями в отношении культурных ценностей 8 ноября 2018 г. )

Экспертное сообщество рассчитывает с помощью этого договорно-правового акта постепенно преодолеть ряд трудностей, с которыми сталкиваются как представители правоохранительных органов, сотрудники учреждений культуры, так и чистоплотные арт-дилеры, не замешанные в преступных схемах поставок и продаж антиквариата. Речь идет о комплексном определении украденных или разграбленных памятников культуры; повышении качества сопроводительной документации на каждый предмет искусства, подготовленный к продаже; обеспечении доступа к информации о всех участниках торговой цепочки с соблюдением принципа должной осмотрительности в ходе проверки баз данных как продавцов, так и покупателей.

Кроме того, давно назрела необходимость в повышении эффективности первоначального уведомления о случаях потери произведений искусства, уровня бдительности и знаний у сотрудников правоохранительных и таможенных органов. Арт-рынок нуждается в разработке «единых» правил игры для всех заинтересованных участников борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей, которые бы применялись не фрагментарно, от случая к случаю, а полностью, с учетом сближения правовых подходов при криминализации правонарушений в данной сфере в законодательствах всех стран - участниц конвенции.

Помимо этого, стоит задуматься и об установлении реалистичных сроков для определения таможенными службами происхождения предметов искусства с запятнанной репутацией, и о соблюдении режима конфиденциальности при заключении сделок и принципа должной осмотрительности, который требуется не только от крупных аукционных домов, но и от простых продавцов. Не менее важной становится проблема регулирования нелегальной торговли краденными предметами искусства в  подпольном Интернете.

Вовлеченность стран в профильное правовое поле для решения обозначенных проблем является не единственным условием успешного противодействия незаконному обороту культурных ценностей. Государства-участники упомянутых конвенционных механизмов на раннем этапе осознали тот факт, что степень эффективности их работы во многом напрямую будет увязана с реализацией комплекса мер практического характера. Среди них - создание на национальном уровне спецподразделений по вопросам защиты культурного наследия, а также разработка баз данных, специальных реестров и списков похищенных памятников истории и культуры, охватывающих отдельные страны и регионы мира.

После того, как террористами ИГИЛ были уничтожены памятники культуры в Сирии и Ираке, Италия совместно с Интерполом, УНП ООН и ЮНЕСКО запустила программу «Защита культурного наследия - императив для человечества: работая вместе против уничтожения террористическими группировками и оргпреступностью культурных ценностей и торговли ими». В 2015-2016 годах было принято решение о создании в составе полиции ряда стран спецподразделений по вопросам защиты культурного наследия24,  в задачи которых входит тесное сотрудничество и координация деятельности правоохранительных органов и правительств для установления обмена сведениями о криминальных группировках, маршрутах и местах доставки предметов антиквариата; проведение совместных спецопераций; повышение взаимодействия между спецподразделениями других стран; борьба с мошенничеством в данной области в подпольном Интернете.

Приведем лишь несколько примеров. С конца 1960-х годов были созданы спецподразделения по вопросам защиты культурного наследия. В Италии в 1969 году - Служба карабинеров по охране культурного наследия; в Эстонии - подразделение по контролю за электронной торговлей в составе Налогово-таможенного департамента; в Аргентине в 2002 году - Национальный центр по защите культурного наследия в составе федеральной полиции; в США в 2004 году - Отдел по борьбе с преступлениями в сфере искусства в составе Управления по расследованию преступлений ФБР со штаб-квартирой в Вашингтоне; в Швейцарии в 2005 году- специализированный орган Федерального управления культуры, призванный заниматься вопросами международной передачи культурных ценностей; в Эквадоре в 2010 году - подразделение по расследованию преступлений против культурного наследия в составе судебной полиции; в Мексике в 2015 году - Группа по расследованию и уголовному преследованию в связи с незаконным оборотом культурных ценностей; в Швеции в 2016 году - подразделение по расследованию преступлений против дикой природы и культурного наследия*. (В мае 2016 г. в ходе расследования правоохранительные органы Украины при содействии Интерпола и полиции Италии и Молдавии обнаружили в Одессе 17 произведений живописи, украденных в ноябре 2015 г. из музея Кастельвеккио в Вероне общей стоимостью в 20 млн. евро. Среди них оказались полотна Я.Беллини, А.Мантенья, П.Рубенса,  Я.Тинторетто. В Аргентине усилиями полиции из 10 800 памятников культуры их законным владельцам были возвращены 4288 предметов искусства, 4865 памятников археологии и 1271 палеонтологический экспонат. Отдел по борьбе с преступлениями в сфере искусства при ФБР США оказал содействие в возращении в Музей современного искусства Каракаса украденного в 2002 г. полотна кисти А.Матисса. В результате проведенной в конце 2016 г. совместно с Интерполом, Европолом, ВТАО и ЮНЕСКО и 18 правоохранительными европейскими агентствами операции «Пандора» состоялась проверка 48 588 физических лиц, 29 340 транспортных средств и 50 морских судов. Было обнаружено 3561 предмет искусства, большинство из которых представляли собой объекты археологических раскопок. По итогам операции 75 человек арестовано, возбуждено 92 судебных разбирательства.)  

В дополнение к деятельности национальных спецподразделений по борьбе с незаконным оборотом произведений искусства в рамках профильной работы Интерпола, ИКОМ, УНП ООН, ВТАО ведутся реестры/базы данных похищенных или пропавших культурных ценностей.

С июня 1972 года два раза в год (в июне и декабре) Интерпол публикует так называемую серию постеров о пропавших культурных ценностях в мире - «The most wanted works of art»25. Интерпол с 1995 года также ведет базу данных о похищенных предметах искусства - «The Interpol database of stolen works of art». По состоянию на 1 марта 2018 года реестр Интерпола содержит информацию о 51 тыс. предметов искусства и открыт для пользователей с 2009 года26. По просьбе национальных центральных бюро стран-членов Интерпол отслеживает и размещает на своем сайте сведения о предметах искусства, похищенных террористами ИГИЛ из музеев разных городов Сирии27.В частности, речь идет о 500 объектах, пропавших в период с 2013 по 2014 год из Музея города Ракки, 22 барельефах с захоронения Артабана в Пальмире, 94 предметах искусства музея Мосула в Ираке, исчезнувших в 2015 году, а также находящихся в розыске 17 предметов искусства, пропавших в ноябре 2015 года из Музея Кастельвеккио в Вероне (Италия) общей стоимостью в 20 млн. евро.

ИКОМ ведет так называемые «красные списки» похищенных предметов искусства, посвященные отдельным регионам и странам мира, среди  которых - Африка (2000 г.), Ирак (2003, 2015 гг.), Латинская Америка (2003 г.), Афганистан (2006 г.), Перу (2007 г.), Камбоджа (2009 г.), Центральная Америка и Мексика (2009 г.), Гаити (2010 г.), Китай (2010 г.), Колумбия (2010 г.), Египет (2011 г.), Доминиканская Республика (2012 г.), Сирия (2013 г.), Ливия (2015 г.),
 Западная Африка - Мали (2016 г.), Йемен (2018 г.)28. Всего опубликовано 17 подобных списков. Кроме того, ИКОМ подготовил серию «100 пропавших предметов искусства»29 и является участником созданной в 2013 году при финансовой поддержке Еврокомиссии постоянной платформы по международному сотрудничеству в области незаконного оборота культурных ценностей - «Обсерватории», которая объединяет экспертов музейного сообщества и правоохранительных органов30.

УНП ООН в целях мониторинга осуществления Конвенции против транснациональной организованной преступности 2000 года и трех протоколов к ней разработало информационно-справочный портал «Распространение электронных ресурсов и законов о борьбе с преступностью» (ШЕРЛОК)31. Портал представляет собой две базы данных, позволяющие собирать сведения о национальном законодательстве стран - участниц этого ДПА и основанные на прецедентном праве судебных решений, в том числе и о затрагивающих культурные ценности преступлениях. Портал ШЕРЛОК содействует обмену информацией между государственными, правоохранительными органами и профильными НПО.

Платформа ВТАО «ARCHEO» включает контактные данные 145 проверенных экспертов из 53 стран, международных организаций и научных кругов.

Евросоюз также разработал комплексную базу таможенных данных «TARIC»32, которой в обязательном порядке пользуются в настоящее время все его государства-члены в силу общности единой таможенной территории на уровне Союза. Ее правовую основу составляет Регламент Совета ЕС №2658/87 от 23.07.198733, согласно которому каждой стране - члену Евросоюза предъявляется требование по использованию одного и того же классификационного кода в отношении одного и того же товара, в том числе и культурных ценностей, в таможенных службах всех стран - членов ЕС. В свою очередь,
БД «TARIC» была основана на Гармонизированной системе номенклатурного обозначения и классификации товаров ВТАО, в которую эксперты считают необходимым на данном этапе внести административные изменения, связанные со структурой импорта государств-членов. 

Женевским университетом разработана пополняемая из открытых источников база данных «ArThemis», регистрирующая случаи возвращения и реституции культурных ценностей, которые не потребовали проведения судебного разбирательства.

В заключение необходимо упомянуть и о том, что вопрос о защите культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов был включен в ооновский инструментарий в контексте проведения операций по поддержанию мира и формирования мандатов политических миссий ООН - Многопрофильной комплексной миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали (МИНУСМА) и Миссии Организации Объединенных Наций по оказанию содействия Ираку. Это свидетельствует о том, что тематика защиты культурного наследия стремительно выходит за узкоспециализированные рамки профильных структур международных организаций и включается в глобальную повестку дня.

 

 

 1В заключительном докладе Генерального директората Еврокомиссии по налогам и делам Таможенного союза (DG TAXUD Fighting illicit trafficking in cultural goods: analysis of customs issues in the EU. Final report. June 2017. P. 27), подробно рассматривающим вопросы незаконной торговли культурными ценностями и таможенного регулирования в Евросоюзе, приводятся следующие сведения. Террористы группировки ИГИЛ в 2017 г. удерживали под своим контролем территорию, на которой находилось около 100 тыс. памятников культуры, имеющих всемирное значение, включая 4500 археологических объектов, причем девять из них внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО // https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/taxation/files/annex_08_dg_taxud_study_fighting_illicit_trafficking_in_cultural_goods_en.pdf#page=87. См. также: Cultural Property, War Сrimes and Islamic State: Destruction, plunder and trafficking of cultural property and heritage by Islamic State in Syria and Iraq - a war crimes perspective. September 2016 by the Dutch National Police // http://iadaa.org/wp-content/uploads/2016/05/Cultural-Property-War-crimes-and-Islamic-State-2016.pdf

 2В ЮНЕСКО обсудили вопросы борьбы с контрабандой культурных ценностей. 30 марта 2016 г. //  https://news.un.org/ru/story/2016/03/1282751

 3http://ec.europa.eu/smart-regulation/roadmaps/docs/2017_taxud_004_cultural_goods_synthesis_en.pdf

 4Доклад Генерального секретаря об осуществлении резолюции 2347(2017) Совета Безопасности ООН // https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/351/69/DOC/N1735169.DOC

 5Данные приведены по состоянию на ноябрь 2017 г.

 6Lyndel V. Prott. Strengths and Weaknesses of the 1970 Convention: An Evaluation 40 years after its adoption // http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/CLT/pdf/Prott_2_en.pdf  

 7Katarzyna Januszkiewicz. Retroactivity in the 1970 UNESCO Convention: Cases of the United States and Australia // Brooklyn Journal of International Law. Vol. 41:1. P. 329-372 // https://brooklynworks.brooklaw.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.be/&httpsredir=1&article=1418&context=bjil

 8UNIDROIT Convention on Stolen Or Illegally Exported Cultural Objects (Rome, 1995) - Status // https://www.unidroit.org/english/conventions/1995culturalproperty/180608-cp-print-ef.pdf

 9Резолюции СБ ООН: 2199(2015) от 12.02.2015 // http://www.unodc.org/documents/organized-crime/mandates_on_trafficking_in_cultural_property/Security_Council_Resolution_R.pdf; 2322(2016) от 12.12.2016 // http://www.unodc.org/documents/organized-crime/mandates_on_trafficking_in_cultural_property/Security_Council_Resolution_2016_R.pdf ; 2347(2017) от 24.03.2017 // http://www.unodc.org/documents/organized-crime/mandates_on_trafficking_in_cultural_property/resolution_2347/N1707908_R.pdf

10Резолюции ГА ООН 66/180 от 19.12.2011 // (http://www.unodc.org/documents/organized-crime/UNODC_CCPCJ_EG.1_2012/A_RES_66_180_R.pdf)  и 68/186 от 18.12.2013 // «Усиление мер в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в целях защиты культурных ценностей, особенно в связи с их незаконным оборотом» (http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/68/186&referer=http://www.unodc.org/unodc/en/organized-crime/trafficking-in-cultural-property-mandate.html&Lang=R) ; Резолюция ГА ООН 69/196 от 18.12.2014 // «Международные руководящие принципы принятия мер в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в отношении незаконного оборота культурных ценностей в других связанных с ним преступлений» // http://www.unodc.org/documents/organized-crime/trafficking_in_cultural/RES-681-86/A_RES_69_196_R.pdf ; Резолюция ГА ООН 70/174 от 17.12.2015 «Тринадцатый конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию» была принята в ходе работы Конгресса 12-19 апреля 2015 // http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/174&referer=http://www.unodc.org/unodc/en/organized-crime/trafficking-in-cultural-property-mandate.html&Lang=R

11Резолюция 5/7 «Борьба с транснациональной организованной преступностью в отношении культурных ценностей» принята в ходе 5-й сессии Конференции в Вене 18-22 октября 2010 // http://www.unodc.org/documents/treaties/organized_crime/COP5/CTOC_COP_2010_17/CTOC_COP_2010_17_R.pdf ; Резолюция 6/1 «Обеспечение эффективного осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколов в ней» принята в ходе 6-й сессии Конференции в Вене 15-19 октября 2012 // http://www.unodc.org/documents/treaties/organized_crime/COP6/CTOC_COP_2012_15/CTOC_COP_2012_15_R.pdf

12Резолюция 24/2 Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию «Усиление мер в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в отношении незаконного оборота культурных ценностей и других связанных с ним преступлений» //  http://www.unodc.org/documents/organized-crime/mandates_on_trafficking_in_cultural_property/Resolution_24_2_R.pdf

13UNESCO Declaration concerning the Intentional Destruction of Cultural Heritage. 17 October 2003 // http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=17718&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html

14Резолюции ЭКОСОС «Защита от незаконного оборота культурных ценностей» 2004/34 от 21.07.2004 // (http://www.unodc.org/documents/treaties/organized_crime/ECOSOC_Resolution_2004_34_R.pdf ) и 2008/23 от 24.07.2008 // (http://www.unodc.org/documents/treaties/organized_crime/ECOSOC_Resolution_2008_23_R.pdf); Резолюция ЭКОСОС 2010/19 от 22.07.2010 // «Меры в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в целях защиты культурных ценностей, особенно в связи с их незаконным оборотом» // http://www.unodc.org/documents/organized-crime/UNODC_CCPCJ_EG.1_2012/ECOSOC_Res_2010_19_R.pdf

15В 2015 г. Европарламент принял три резолюции, в которых осуждалось уничтожение террористами ИГИЛ памятников культуры Ирака, Сирии и Йемена. Подробнее см.: European Parliament resolution  of 30 April 2015 on the destruction of cultural sites perpetrated by ISIS/Da’esh (2015/2649(RSP)) // http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+TA+P8-TA-2015-0179+0+DOC+PDF+V0//EN; European Parliament resolution of 11 June 2015 on Syria: situation in Palmyra and the case of Mazen Darwish (2015/2732(RSP)) // http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+TA+P8-TA-2015-0229+0+DOC+PDF+V0//EN; European Parliament resolution of 9 July 2015 on the situation in Yemen (2015/2760(RSP)) // http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+TA+P8-TA-2015-0270+0+DOC+PDF+V0//EN

16Доклад Комитета ПАСЕ по культуре, науке и СМИ (С.Шеннах, Австрия) «Преднамеренное разрушение культурного наследия и незаконная торговля им» (Deliberate destruction and illegal trafficking of cultural heritage 6 June 2018) // http://semantic-pace.net/tools/pdf.aspx?doc=aHR0cDovL2Fzc2VtYmx5LmNvZS5pbnQvbncveG1sL1hSZWYvWDJILURXLWV4dHIuYXNwP2ZpbGVpZD0yNDU2OCZsYW5nPUVO&xsl=aHR0cDovL3NlbWFudGljcGFjZS5uZXQvWHNsdC9QZGYvWFJlZi1XRC1BVC1YTUwyUERGLnhzbA==&xsltparams=ZmlsZWlkPTI0NTY4  и резолюция ПАСЕ 2234(2018) по этой же теме // http://semantic-pace.net/tools/pdf.aspx?doc=aHR0cDovL2Fzc2VtYmx5LmNvZS5pbnQvbncveG1sL1hSZWYvWDJILURXLWV4dHIuYXNwP2ZpbGVpZD0yNTAxOSZsYW5nPUVO&xsl=aHR0cDovL3NlbWFudGljcGFjZS5uZXQvWHNsdC9QZGYvWFJlZi1XRC1BVC1YTUwyUERGLnhzbA==&xsltparams=ZmlsZWlkPTI1MDE5

17EU Legislation in progress: Regulating of imports of cultural goods. P. 2 // http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2018/614697/EPRS_BRI(2018)614697_EN.pdf

18Council Regulation (EC) №1210/2003 of 7 July 2003 concerning certain specific restrictions on economic and financial relations with Iraq and repealing Regulation (EC) №2465/96 // https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32003R1210&from=EN; Council Regulation (EU) №36/2012 of 18 January 2012 concerning restrictive measures in view of the situation in Syria and repealing Regulation (EU) №442/2011 // https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32012R0036&from=EN 

19Council Regulation (EC) №116/2009 of 18 December 2008 on the export of cultural goods // https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32009R0116&from=EN 

20Directive 2014/60/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on the return of cultural objects unlawfully removed from the territory of a Member State and amending Regulation (EU) №1024/2012 (Recast) // https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014L0060&from=EN

21В июле 2016 г. в Брюсселе 180 членов Совета ВТАО единогласно приняли резолюцию о роли таможенных служб в деле предупреждения незаконного оборота культурных ценностей // Resolution of the customs co-operation Council on the role of customs in preventing illicit trafficking of cultural objects (Brussels, July 2016) // http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/legal-instruments/resolutions/resolution_cultural-objects.pdf?la=en

22Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on the import of cultural goods. Brussels. 13.07.2017 COM(2017)375 final 2017/0158 (COD) // https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:e1fd9ba7-67a8-11e7-b2f2-01aa75ed71a1.0003.02/DOC_1&format=PDF

23В список стран, подписавших Дельфийскую конвенцию СЕ (СЕД №119) от 23.06.1985, вошли Греция, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Португалия, Турция, причем на сегодняшний день более чем за 30 лет ее не ратифицировала ни одна из стран - членов СЕ. Именно поэтому этот договорно-правовой акт был признан международными экспертами неудачным // https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/119/signatures?p_auth=8JFmfajf

24Creating a National Cultural Heritage Unit: The value of a National Unit dedicated to fighting crimes against cultural Heritage and the Illicit Traffic of Cultural Property. March 2017 // https://www.interpol.int/content/download/34601/453595/version/6/file/007-41_WOA%20Brochure-web_LR.pdf

25Подробнее см.: https://www.interpol.int/Crime-areas/Works-of-art/Posters

26https://www.interpol.int/Crime-areas/Works-of-art/Database

27https://www.interpol.int/Crime-areas/Works-of-art/Posters

28Red Lists Database // http://icom.museum/resources/red-lists-database/

29http://icom.museum/programmes/fighting-illicit-traffic/100-missing-objects/

30https://www.obs-traffic.museum

31https://www.unodc.org/pdf/cld/SHERLOC_Databases_-_.pdf; https://www.unodc.org/cld/about-us/index.html

32TARIC, the integrated Tariff of the European Union // https://ec.europa.eu/taxation_customs/business/calculation-customs-duties/what-is-common-customs-tariff/taric_en.

33Council Regulation (EEC) №2658/87 of 23 July 1987 on the tariff and statistical nomenclature and on the Common Customs Tariff // https://eur-lex.europa.eu/legal content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:31987R2658&from=en