На современной международной арене присутствует большое количество организаций, так или иначе участвующих в борьбе с терроризмом. На глобальном уровне взаимодействие осуществляется в рамках ООН и ее специализированных структур, Интерпола, ГИБАЯТ (Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма), активно подключается к этому процессу и ОБСЕ. На евразийском пространстве действуют региональные организации, включая АТЦ СНГ (Антитеррористический центр государств - участников СНГ), РАТС ШОС (Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества), ЕАГ (Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма), ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности).

Казалось бы, создана внушительная международная система антитеррористического сотрудничества. Однако реалии дня рисуют иную картину. Обзор опыта международного антитеррористического сотрудничества заставляет сделать неутешительный вывод относительно той очевидной тенденции, которая складывается на сегодняшний день. А именно, с одной стороны, функциональный диапазон двустороннего сотрудничества оказывается во многих случаях слишком узким, чтобы охватить все аспекты успешного противодействия терроризму и насильственному экстремизму, а с другой стороны, сотрудничество на глобальном уровне, напротив, оказывается «всеохватывающим», но при этом недостаточно эффективным и не учитывающим специфику антитеррористического сотрудничества в отдельных субрегионах.

Уже сегодня звучат критические оценки деятельности глобальных организаций, указывается, например, на наличие «кризиса доверия в ОБСЕ» [3, с. 30-43], который не может способствовать конструктивному сотрудничеству между государствами-участниками. А без такого сотрудничества, «в духе уже принятых обязательств и деклараций, едва ли удастся предотвратить новые теракты» [там же].

Осознание данной реалии заставляет международные организации выстраивать свою деятельность по региональному признаку. Более того, призывы к странам-членам укреплять региональное и субрегиональное сотрудничество содержатся во многих резолюциях Совета Безопасности ООН [6]. По этому пути идут сегодня основные акторы антитеррористического сотрудничества. В качестве примера можно привести региональные проекты Интерпола «Amazon» (Центральная и Южная Америки), «Pacific» (Юго-Восточная Азия), «Nexus» (Европа), «Baobab» (Африка) и «Kalkan» (Центральная Азия). В рамках последнего проекта, среди участников которого и АТЦ СНГ, происходит сбор и обмен информацией о террористических организациях, действующих в Центрально-Азиатском регионе [10].

За годы деятельности АТЦ СНГ накоплен солидный опыт взаимодействия с рядом международных, региональных и субрегиональных организаций, а также с национальными органами власти стран СНГ в вопросах противодействия терроризму и насильственному экстремизму.

АТЦ СНГ оказывает значительную поддержку работе ряда органов ООН. Речь идет прежде всего о так называемых санкционных комитетах Совета Безопасности ООН (Комитет по ИГИЛ (ДАИШ), «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам и группам, предприятиям и организациям, и Комитет, учрежденный резолюцией 1988), а также Исполнительном директорате Контртеррористического комитета (КТК) ООН. Кроме того, АТЦ СНГ - активный партнер Глобальной исследовательской сети, работа которой реализуется Контртеррористическим комитетом при поддержке ИД КТК ООН и охватывает научно-исследовательские центры и институты из стран Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америк, Ближнего Востока, а также Океании [14].

В свою очередь, санкционные комитеты СБ ООН регулярно приглашают на свои брифинги представителей региональных организаций для получения информации о складывающейся в соответствующих регионах ситуации. Так, в июне 2017 года состоялся брифинг руководителя АТЦ СНГ генерал-полковника А.П.Новикова о развитии ситуации в Центрально-Азиатском регионе [7], который позволил довести до членов Совета Безопасности точку зрения специализированной региональной организации на ситуацию в регионе. В этой связи также необходимо отметить участие делегации Центра во главе с А.П.Новиковым в первой Конференции высокого уровня [1] руководителей контртеррористических ведомств государств - членов ООН, организованной Контртеррористическим управлением этой универсальной организации, и открытом брифинге Контртеррористического комитета СБ ООН по Центральной Азии [8].

В целях более детального понимания ситуации, складывающейся в регионе СНГ, в прошлом году представители Группы по наблюдению санкционных комитетов принимали участие в организованных АТЦ СНГ экспертных консультациях представителей подразделений органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств - участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

Весьма плодотворно реализуется региональное сотрудничество АТЦ СНГ с Исполнительным директоратом КТК ООН. Информация Центра о ситуации в Центрально-Азиатском регионе и о мерах, предпринимаемых в целях противодействия террористическим угрозам, учитывается при подготовке докладов Генерального секретаря ООН.

В соответствии со своим мандатом представители Контртеррористического комитета регулярно осуществляют визиты в страны для оценки выполнения ими контртеррористических резолюций СБ ООН. При этом в состав делегаций КТК традиционно входят представители работающих в соответствующем регионе международных организаций. Так, в прошлом году при осуществлении таких визитов в Таджикистан [5] и Туркменистан в составе делегаций КТК активно работали представители АТЦ СНГ, ОБСЕ, ОДКБ, Интерпола. В 2018 году аналогичные визиты состоялись в Армению [15] и Азербайджан [16]. Они позволяют на рабочем уровне обсудить с каждой страной возможности для повышения антитеррористического потенциала за счет использования ресурсов этих организаций.

Реализуя свою антитеррористическую политику, ОБСЕ также выходит на региональный уровень, что позволяет учитывать те угрозы и вызовы, которые актуальны для конкретного региона, а также претворять в жизнь локальные проекты. При этом география регионального присутствия ОБСЕ достаточно обширна [13]. Сегодня на постсоветском пространстве представительства ОБСЕ различного уровня расположены в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Украине. В Таджикистане, например, в непосредственной близости от региона, где вопросы борьбы с терроризмом остаются актуальными уже многие годы, помимо программного офиса ОБСЕ, расположен также Пограничный колледж ОБСЕ [11]. Организуя учебные занятия для руководящего состава пограничных и таможенных ведомств стран - членов и партнеров ОБСЕ, колледж привлекает в качестве лекторов высококвалифицированных представителей региональных организаций, имеющих опыт в профильной области. Среди них - Координационная служба Совета командующих пограничными войсками и АТЦ СНГ. Проведенные экспертами Центра в прошлом и нынешнем годах [2] занятия для слушателей колледжа положительно оценены руководством офиса ОБСЕ в Таджикистане. Представители АТЦ СНГ регулярно участвуют и в других мероприятиях ОБСЕ (конференциях, семинарах) как на пространстве СНГ, так и за его пределами, что говорит о реальном авторитете и статусе этой региональной структуры, а также потенциале ее задействования странами Содружества в продвижении интересов СНГ на различных международных площадках.

С учетом актуальности проблемы противодействия финансированию терроризма большое значение приобретает международное взаимодействие органов безопасности и подразделений финансовой разведки. Такая работа сегодня проводится в рамках организаций по типу ФАТФ, в частности Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Совместно с ЕАГ АТЦ СНГ налажена ежегодная подготовка представителей компетентных органов, непосредственно связанных с противодействием финансированию терроризма, на базе Международного учебно-методического центра финансового мониторинга. Кроме того, организуются совместные семинары по обмену практическим опытом. В прошлом году такой семинар был проведен вместе с ИД КТК ООН, а семинар 2018 года готовится совместно с Интерполом. К участию в семинарах приглашаются и эксперты из стран, не входящих в СНГ. Стоит заметить, что уникальность этой работы была отмечена в пятом и шестом [9] докладах Генерального секретаря ООН.

Следует подчеркнуть практические результаты, которые демонстрирует взаимодействие двух органов отраслевого сотрудничества СНГ - АТЦ СНГ и СРПФР (Совет руководителей подразделений финансовой разведки СНГ). На основании предоставленной Центром информации о находящихся в межгосударственном розыске террористах и экстремистах только в 2017 году в рамках операции «Барьер», проводимой совместно с подразделениями финансовых разведок государств СНГ, было выявлено 99 лиц, причастных к финансированию терроризма [4]. Необходимо отметить, что такие результаты не могут пока продемонстрировать никакие другие региональные структуры за пределами СНГ.

Вышесказанное свидетельствует, что практическое сотрудничество по противодействию терроризму на региональном и субрегиональном уровнях имеет высокий коэффициент эффективности. Это объясняется большим уровнем доверия между региональными акторами, общностью подходов к противодействию угрозам, специфичным для конкретного региона. Остается добавить, что демонстрируемая степень развития горизонтальных связей между АТЦ СНГ и специализированными международными организациями на региональном уровне сегодня могла бы быть шире задействована странами Содружества для продвижения своих усилий на антитеррористическом направлении.

 

Список использованной литературы/использованных источников

1. Делегация АТЦ СНГ во главе с руководителем А.Новиковым приняла участие в первой конференции высокого уровня (Нью-Йорк, США) // URL: http://www.cisatc.org/137/146/293/8900

2. Занятия со слушателями пограничного колледжа ОБСЕ // URL: http://www.cisatc.org/137/146/293/8799

3. Лыженков А. Противодействие терроризму в регионе ОБСЕ // Международная жизнь. 2017. №5.

4. Материалы межрегиональной конференции ОБСЕ «Предотвращение и противодействие насильственному экстремизму и радикализации, ведущей к терроризму» (19-20 апреля 2018 г., г. Сеул, Республика Корея).

5. Оценочный визит в Республику Таджикистан в составе делегации ИД КТК ООН // URL: http://www.cisatc.org/137/146/293/8790

6. Резолюции Совета Безопасности ООН 2368 (2017), 2370 (2017), 2396 (2017).

7. Руководитель Антитеррористического центра СНГ выступил с докладом на консультациях Совета Безопасности ООН // URL: http://www.cisatc.org/137/146/293/8793.

8. Руководитель АТЦ СНГ Андрей Новиков выступил на открытом брифинге в штаб-квартире ООН // URL: http://www.cisatc.org/137/146/293/8901.

9. Шестой доклад Генерального секретаря ООН об угрозе, создаваемой ИГИЛ (ДАИШ) для международного мира и безопасности, и о масштабах усилий Организации Объединенных Наций по оказанию поддержки государствам-членам в борьбе с этой угрозой // URL: http://undocs.org/ru/S/2018/80.

10. URL: http://news.tj/en/news/tajikistan/security/20110628/dushanbe-hosts-interpol-s-working-group-meeting-project-kalkan

11. http://oscebmsc.org/en/about-us

12. http://www.cisatc.org/137/146/293/8900

13. URL: https://www.osce.org/where-we-are

14. URL: https://www.un.org/sc/ctc/focus-areas/research/

15. CTED conducts follow-up assessment visit to Armenia // URL: https://www.un.org/sc/ctc/news/2018/07/14/cted-conducts-follow-assessment-visit-armenia/

16. CTED conducts follow-up assessment visit to the Republic of Azerbaijan // URL: https://www.un.org/sc/ctc/news/2018/07/27/cted-conducts-follow-assessment-visit-republic-azerbaijan/