Морские грузовые перевозки являются приоритетным направлением развития транспортной отрасли Европейского союза. В 2016 году 75,5% (1783,2 млн. тонн) международных перевозок грузов ЕС (2362,8 млн. тонн) было осуществлено морским путем. В стоимостном выражении это составило 1697,2 млрд. евро, или 49,1% от общего годового объема внешней торговли ЕС (3457,1 млрд. евро).
В 2016 году в общем объеме внутренних грузовых перевозок ЕС, который был равен 3661млрд. тонно-км*, (*Тонно-километр (т·км) является несистемной единицей измерения, которая применяется для оценки грузооборота. Одна единица т·км равна одной тонне груза, перевозимого на расстояние один километр.) морской транспорт стал вторым после автомобильного транспорта. Его доля составила 1180,8 млрд. тонно-км, или 32,3% от общего показателя1.
Морской грузооборот в ЕС обеспечивают 1200 морских портов2, которые в качестве транспортных узлов соединяют различные виды транспорта - водный, автомобильный, железнодорожный, воздушный и трубопроводный3. Грузооборот всех портов ЕС в 2016 году оценивался почти в 3,9 млрд. тонн4, в том числе грузооборот основных портов5 составил около 3,8 млрд. тонн.
Средиземноморский бассейн является оптимальным логистическим вариантом морских грузовых перевозок, обеспечивающим значительную часть торгово-экономических связей Европейского союза со странами Персидского залива, восточного побережья Африки, а также с Индией и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В связи с этим представляется актуальной объективная оценка вклада средиземноморских стран ЕС в обеспечение морских грузовых перевозок, а также состояния и динамики развития специализированных сегментов данной отрасли.
Вклад средиземноморских стран ЕС в обеспечение морских грузовых перевозок
Показатели объемов морских грузов, обработанных в основных портах средиземноморских стран Европейского союза, свидетельствуют о том, что доля этих стран по итогам 2016 года превышает треть общего объема морских грузовых перевозок ЕС и составляет около 37% (Таблица 1).
Таблица 1
Общий вес грузов, обработанных в основных портах
средиземноморских стран ЕС, 2006-2016 гг., млн. тонн
ЕС / страна |
2006 г. |
2008 г. |
2010 г. |
2012 г. |
2014 г. |
2016 г. |
2006/ 2016 гг., % |
Доля в ЕС, %, 2006 г. |
Доля в ЕС, %, 2016 г. |
ЕС |
3729 |
3829,2 |
3566,4 |
3643,5 |
3712,9 |
3792,5 |
1,7 |
100 |
100 |
Греция |
131,5 |
121,6 |
105,7 |
131,8 |
145,9 |
157,1 |
19,5 |
3,5 |
4,1 |
Испания |
414,4 |
416,1 |
377,1 |
418,7 |
427,7 |
451 |
8,8 |
11,1 |
11,9 |
Франция |
342,4 |
346,2 |
311,5 |
298,4 |
296,7 |
289,5 |
-15,5 |
9,2 |
7,6 |
Хорватия |
19,5 |
25,3 |
19,6 |
15,4 |
14,5 |
16,5 |
-15,6 |
0,5 |
0,4 |
Италия |
506 |
513,5 |
482,2 |
465,7 |
433,6 |
453,5 |
-10,4 |
13,6 |
12 |
Кипр |
7,6 |
7,9 |
7 |
6,2 |
7,2 |
10,3 |
34,2 |
0,2 |
0,3 |
Мальта |
3,6 |
3,4 |
3,8 |
3,3 |
3,5 |
3,8 |
5,7 |
0,1 |
0,1 |
Словения |
15,4 |
16,5 |
14,6 |
16,9 |
18 |
21,2 |
37,6 |
0,4 |
0,6 |
Всего* |
1440 |
1450,5 |
1321,5 |
1356,5 |
1347,1 |
1402,8 |
-2,6 |
38,6 |
37 |
Суммарно Греция, Испания, Италия и Франция |
1394 |
1397,4 |
1276,5 |
1314,6 |
1303,9 |
1351,1 |
3,1 |
37,4 |
35,6 |
*Итог по восьми средиземноморским странам ЕС.
Источник: Eurostat, Country level - gross weight of goods handled in main ports, by type of cargo // URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/mar_mg_am_cwhc
В период с 2006 по 2016 год морской грузооборот в основных портах ЕС вырос с 3729,4 млн. тонн в 2006 году до 3792,5 млн. тонн в 2016 году, или на 1,7%.
Большая часть морского грузооборота ЕС приходится на порты Франции, Италии, Испании и Греции. Первые три страны являются одними из самых крупных экономик в Европейском союзе, а также среди государств средиземноморского бассейна. В 2016 году их доля в ВВП ЕС составила соответственно 14,9%, 11,3% и 7,5%. Доля Греции в ВВП ЕС значительно меньше - 1,2%6.
Суммарный вклад Франции, Италии, Испании и Греции в общий объем переваленных в основных портах ЕС грузов по итогам 2016 года равнялся 35,6% (Таблица 1). Таким образом, морские порты указанных четырех стран обеспечили примерно 96,3% морских грузовых перевозок стран ЕС, имеющих выход к Средиземному морю. Доля остальных средиземноморских стран ЕС (Хорватии, Кипра, Мальты и Словении) составила всего около3,7%.
Среди средиземноморских стран ЕС крупнейшим перевозчиком морских грузов по итогам 2016 года стала Италия, доля которой составила около 12% от всех грузов ЕС. При этом она стала третьим грузоперевозчиком среди всех стран - членов ЕС после Нидерландов и Великобритании.
Второе место среди средиземноморских стран ЕС заняла Испания, обеспечившая обработку в своих портах 11,9% грузов Европейского союза. В общем рейтинге стран ЕС она стала четвертой после Италии.
Существенная часть грузооборота ЕС принадлежит Франции, ее доля в показателе ЕС составила примерно 7,6%. Таким образом, Франция стала третьей по морскому грузообороту среди стран - членов ЕС в Средиземноморье и шестой среди всех стран ЕС.
Греция по итогам 2016 года заняла четвертое место среди средиземноморских стран ЕС и восьмое в ЕС (4,1% от общего объема грузов ЕС).
Оценка изменений суммарного тоннажа морских грузов, обработанных за указанный период в основных портах Франции, Италии, Испании и Греции, показывает его уменьшение на 3,1%. При этом доля этих стран в общем объеме грузов, обработанных в основных портах ЕС, снизилась на 1,8 процентных пункта.
Развитие специализированных сегментов морского грузового транспорта в средиземноморских странах ЕС
В настоящее время наблюдается процесс перераспределения отраслевых приоритетов морских грузовых перевозок между сегментами различных типов грузов, а также существенные изменения динамики развития этих сегментов7.
В 2016 году бо́льшая часть грузоперевозок ЕС пришлась на долю наливных грузов, которая составила 38,1% от общего объема грузов, обработанных в его основных портах (Таблица 2). За ними следуют сухие грузы (22,2%), контейнерные (21,7%), а также накатные грузы, перевезенные судами типа «ро-ро»8 (суммарно - 12,4%) (Таблица 2).
Таблица 2
Доля различных видов грузов в общем объеме грузов,
обработанных в основных портах средиземноморских стран ЕС, %
Вид грузов |
Наливные |
Сухие |
Большие |
Самоходные накатные грузы (ро-ро) |
Несамоходные накатные грузы (ро-ро) |
|||||
ЕС / страна |
2006 г. |
2016 г. |
2006 г. |
2016 г. |
2006 г. |
2016 г. |
2006 г. |
2016 г. |
2006 г. |
2016 г. |
ЕС |
40,0 |
38,1 |
25,5 |
22,2 |
16,6 |
21,7 |
6,3 |
7,4 |
5,1 |
5,0 |
Греция |
35,3 |
39,5 |
29,0 |
20,5 |
13,1 |
24,9 |
15,0 |
10,8 |
3,0 |
2,8 |
Испания |
36,4 |
37,3 |
27,4 |
21,7 |
24,6 |
30,6 |
3,2 |
2,2 |
2,1 |
2,2 |
Франция |
53,0 |
46,6 |
23,9 |
25,0 |
9,9 |
13,6 |
6,9 |
10,9 |
1,2 |
1,4 |
Италия |
47,6 |
41,0 |
20,2 |
13,9 |
15,9 |
20,1 |
4,0 |
10,4 |
6,3 |
9,0 |
Источник: Eurostat, Country level - gross weight of goods handled in main ports, by type of cargo // URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/mar_mg_am_cwhc
В Таблице 2 можно увидеть, как распределяется морской грузооборот в Греции, Испании, Италии и Франции по видам грузов. Так, в 2016 году Франция специализировалась на наливных и сухих грузах, Италия и Испания - на наливных, сухих грузах и больших контейнерах.
В период с 2006 по 2016 год наибольшая нагрузка морских портов Греции, Испании, Италии и Франции пришлась на обработку наливных грузов (Таблица 3).
Таблица 3
Общий вес наливных грузов, обработанных в основных портах
четырех средиземноморских стран ЕС (Греция, Испания,
Италия, Франция), млн. тонн
ЕС / страна |
2006 г. |
2008 г. |
2010 г. |
2012 г. |
2014 г. |
2016 г. |
Доля в ЕС, 2006 г. |
Доля в ЕС, 2016 г. |
ЕС |
1490,8 |
1512,8 |
1451,4 |
1405,6 |
1374,5 |
1443,2 |
100 |
100 |
Греция |
46,4 |
50,9 |
46,4 |
50,4 |
55,9 |
62,0 |
3,1 |
4,3 |
Испания |
150,8 |
155,8 |
150,5 |
153,4 |
162,1 |
168,1 |
10,1 |
11,6 |
Италия |
240,7 |
230,5 |
214,4 |
196,4 |
180,4 |
186,0 |
16,1 |
12,9 |
Франция |
181,6 |
180,8 |
154,4 |
141,1 |
133,3 |
134,9 |
12,2 |
9,3 |
Всего * |
619,6 |
618,0 |
565,7 |
541,3 |
531,7 |
551,0 |
41,6 |
38,2 |
*Итог по Греции, Испании, Италии, Франции.
Источник: Eurostat, Country level - gross weight of goods handled in main ports, by type of cargo // URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/mar_mg_am_cwhc
В течение указанного времени фиксировался рост объемов обработанных наливных грузов в портах Греции и Испании. Напротив, сокращение объемов переваленных грузов отмечено во Франции, где снижение абсолютных показателей по итогам 2016 года относительно 2006 года составило 46,7млн. тонн, или 25,7%, а также в Италии (54,8 млн. тонн, или 22,8%).
На фоне сокращения суммарного объема наливных грузов, обработанных в основных портах ЕС в целом, которое составило за данный период 3,2%, аналогичный показатель для указанных четырех стран отмечен на уровне 11,1%, что произошло главным образом за счет Франции и Италии.
Тем не менее суммарная доля Греции, Испании, Италии и Франции в общем объеме транспортных операций, связанных с наливными грузами, остается примерно на уровне 40%. Это подтверждает важность морских грузовых перевозок, осуществляемых судами танкерного типа, для экономики Европейского союза.
Динамика количественных показателей четырех средиземноморских стран ЕС, характеризующих численность парка танкерных судов (Таблица 4), в основном соответствует (за исключением Испании) приведенным выше показателям обработки наливных грузов.
Таблица 4
Количество и валовый тоннаж наливных судов, находящихся
в основных портах Испании, Италии, Франции и Греции*, 2006-2016 гг.
|
Количество, тыс. единиц |
Валовый тоннаж, млн. GТ*** |
||||||
ЕС/страна |
2006 г. |
2016 г. |
Доля в ЕС, %, 2006 г. |
Доля в ЕС, %, 2016 г. |
2006 г. |
2016 г. |
Доля в ЕС, %, 2006 г. |
Доля в ЕС, %, 2016 г. |
ЕС |
108,99 |
95,864 |
100 |
100 |
1 326,49 |
1 344,10 |
100,0 |
100,0 |
Греция |
9,691 |
9,978 |
8,9 |
10,4 |
43,03 |
59,94 |
3,2 |
4,5 |
Испания |
17,811 |
12,123 |
16,3 |
12,7 |
314,65 |
233,98 |
23,7 |
17,4 |
Франция |
9,641 |
5,967 |
8,9 |
6,2 |
153,21 |
113,25 |
11,5 |
8,4 |
Италия |
17,42 |
10,834 |
16 |
11,3 |
219,69 |
171,03 |
16,6 |
12,7 |
Всего** |
54,563 |
38,902 |
50,1 |
40,6 |
730,58 |
578,19 |
55,1 |
43,0 |
*Зафиксировано на основе внутренних деклараций.
**Итог по Греции, Испании, Италии, Франции.
***Gross tonnage (GT) - валовый тоннаж (валовая вместимость) является нелинейной единицей измерения объема судна, вычисляемой по формуле: GT=К·V, где V - объем судна в м3, К = 0,2 + 0,02lg10(V). Не имеет единицы измерения, определен Международной конвенцией по обмеру судов (23 июня 1969 г., г. Лондон).
Источник: Eurostat, Country level - number and gross tonnage of vessels in the main ports (based on inwards declarations), by type of vessel // URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/mar_mg_am_cwhc
В период с 2006 по 2016 год численность судов танкерного флота в ЕС уменьшилась на 12%. При этом зафиксирован рост их суммарного валового тоннажа, который увеличился на 1%. Таким образом, средний валовый тоннаж танкерных судов в ЕС увеличился за указанный период с 12,2 тыс. GT до 14,0 тыс. GT, или на 15,2% (Таблица 5).
Аналогичная тенденция сокращения численности судов танкерного флота зафиксирована в Испании, Франции и Италии (соответственно на 5,68, 3,67 и 6,58 тыс. единиц) при одновременном росте их среднего валового тоннажа, в том числе в Испании - на 9,2%, во Франции - на 19,4% и в Италии - на 25,2%.
Таблица 5
Средний валовый тоннаж наливных судов, находящихся в основных портах Испании, Италии, Франции и Греции*, 2006-2016 гг., GТ
Страна |
2006 г. |
2016 г. |
Рост (%) |
ЕС |
12,2 |
14,0 |
15,2 |
Греция |
4,4 |
6,0 |
35,3 |
Испания |
17,7 |
19,3 |
9,2 |
Франция |
15,9 |
19,0 |
19,4 |
Италия |
12,6 |
15,8 |
25,2 |
*Зафиксированно на основе внутренних деклараций. Составлено автором по данным Eurostat.
Источник: Eurostat, Country level - number and gross tonnage of vessels in the main ports (based on inwards declarations), by type of vessel // URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/mar_mg_am_cwhc
Наилучшие показатели имеет Греция, где по итогам 2016 года отмечен рост относительно 2006 года численности судов танкерного флота на 287 единиц, а также их суммарного и среднего валового тоннажа, который увеличился соответственно на 39,2 и 35,3 процентных пункта. Данный фактор обеспечил рост объема обработанных наливных грузов в портах Греции, который увеличился за указанный период с 46,4 до 62,0 млн. тонн и позволил увеличить долю этой страны в суммарном объеме грузов, переваленных в основных портах Европейского союза, с 3,2 до 4,5%.
В отличие от Греции, общей тенденцией для Испании, Франции и Италии стало сокращение численности судов танкерного типа и их суммарного валового тоннажа в таком объеме, который не мог быть компенсирован фактором заметного роста вместимости судов. В результате наливной флот этих трех стран существенно сократил за указанный период свою долю в ЕС как в количественном отношении, так и в суммарном валовом тоннаже.
Другим видом грузов, преобладающим в структуре обработанных грузов в основных портах средиземноморских стран, являются сухие (насыпные) грузы. В Таблице 5 представлены соответствующие данные за период 2006-2016 годов.
Таблица 6
Общий вес сухих грузов, обработанных в основных портах Греции,
Испании, Италии, Франции, млн. тонн
ЕС / страна |
2006 г. |
2008 г. |
2010 г. |
2012 г. |
2014 г. |
2016 г. |
Доля в ЕС, 2006 г. |
Доля в ЕС, 2016 г. |
ЕС |
949,51 |
958,50 |
813,07 |
834,48 |
874,93 |
841,37 |
100,0 |
100,0 |
Греция |
38,18 |
35,77 |
813,07 |
25,35 |
29,09 |
32,28 |
4,0 |
3,8 |
Испания |
113,49 |
101,34 |
25,32 |
92,37 |
94,38 |
97,99 |
12,0 |
11,6 |
Франция |
81,80 |
82,60 |
78,69 |
69,50 |
77,10 |
72,48 |
8,6 |
8,6 |
Италия |
102,29 |
99,47 |
77,25 |
74,67 |
55,46 |
63,20 |
10,8 |
7,5 |
Всего* |
335,76 |
319,18 |
66,56 |
261,89 |
256,03 |
265,95 |
10,8 |
7,5 |
*Итог по Греции, Испании, Италии, Франции.
Источник: Eurostat, Country level - gross weight of goods handled in main ports, by type of cargo //URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/mar_mg_am_cwhc
С 2006 по 2016 год общий вес обработанных в основных портах ЕС сухих грузов снизился на 11,4%, в том числе в Греции - на 15,5%, в Испании - на 13,7% и во Франции - на 11,4%. Наибольшее снижение показателя отмечалось в Италии - на 38,2%. Таким образом, процесс снижения общего веса сухих грузов показал совпадающую динамику в ЕС и рассматриваемых странах.
Суммарные показатели количества и валового тоннажа судов Европейского союза, перевозящих сухие грузы, за период с 2006 по 2016 год (Таблица 7) свидетельствуют о снижении количества сухогрузов на 8% при увеличении их суммарного валового тоннажа на 16,4%.
Таблица 7
Количество и валовый тоннаж сухогрузов, находящихся в основных
портах Испании, Италии, Франции и Греции*, 2006-2016 гг.
|
Количество, тыс. единиц |
Валовый тоннаж, млн. ВТ |
||||||
ЕС / страна |
2006 г. |
2016 г. |
Доля в ЕС, %, 2006 г. |
Доля в ЕС, %, 2016 г. |
2006 г. |
2016 г. |
Доля в ЕС, %, 2006 г. |
Доля в ЕС, %, 2016 г. |
ЕС |
46,38 |
42,51 |
100,0 |
100,0 |
550,96 |
641,10 |
100,0 |
100,0 |
Греция |
6,02 |
2,29 |
13,0 |
5,4 |
16,83 |
24,29 |
3,1 |
3,8 |
Испания |
7,64 |
6,25 |
16,5 |
14,7 |
103,61 |
157,13 |
18,8 |
24,5 |
Франция |
3,69 |
2,83 |
8,0 |
6,7 |
49,36 |
49,26 |
9,0 |
7,7 |
Италия |
4,19 |
2,47 |
9,0 |
5,8 |
74,03 |
53,28 |
13,4 |
8,3 |
Всего** |
21,54 |
13,84 |
46,5 |
32,6 |
243,83 |
283,96 |
44,3 |
44,3 |
*Зафиксировано на основе внутренних деклараций.
**Итог по Греции, Испании, Италии, Франции.
Источник: Eurostat, Country level - number and gross tonnage of vessels in the main ports (based on inwards declarations), by type of vessel //URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/mar_mg_am_cwhc
Аналогичное сокращение численности сухогрузов зафиксировано и у всех четырех средиземноморских стран. При этом в Греции количество судов снизилось на 62%, в Испании - на 18,2%, в Италии - на 41,1%, во Франции - на 23,3%. Вместе с тем в ЕС, Греции и Испании наблюдался рост валового тоннажа парка сухогрузов. Показатель валового тоннажа Франции остался практически неизменным (сокращение на 0,21%). Италия продемонстрировала снижение данного показателя на 28%. В результате средний валовый тоннаж в ЕС увеличился с 11,9 до 15 GТ, в Греции - с 2,8 до 10 GТ, в Испании - с 13,6 до 25,1 GТ, в Италии - с 17,7 до 21,6 GТ и во Франции - с 13,4 до 17,4 GТ.
Таким образом, в 2016 году по сравнению с 2006 годом отмечено снижение объемов переваленных сухих грузов, а также сокращение количества сухогрузов. Одновременно зафиксирован рост показателя среднего валового тоннажа судов, предназначенных для перевозок сухих грузов.
Перевозка контейнерных грузов в ЕС за указанный период показала в целом положительную динамику (Таблица 8).
Таблица 8
Общий вес контейнерных грузов, обработанных в основных портах
Греции, Испании, Италии, Франции, млн. тонн
ЕС / страна |
2006 г. |
2008 г. |
2010 г. |
2012 г. |
2014 г. |
2016 г. |
Доля в ЕС, 2006 г. |
Доля в ЕС, 2016 г. |
ЕС |
618,47 |
683,59 |
664,56 |
745,79 |
795,20 |
822,80 |
100,0 |
100,0 |
Греция |
17,17 |
6,35 |
10,74 |
33,66 |
40,02 |
39,13 |
2,8 |
4,8 |
Испания |
102,08 |
117,35 |
111,43 |
132,40 |
127,21 |
137,95 |
16,5 |
16,8 |
Франция |
33,94 |
37,01 |
35,89 |
34,44 |
40,12 |
39,43 |
5,5 |
4,8 |
Италия |
80,29 |
81,91 |
82,49 |
78,98 |
85,43 |
91,06 |
13,0 |
11,1 |
Источник: Eurostat, Country level - gross weight of goods handled in main ports, by type of cargo //URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/mar_mg_am_cwhc
С 2006 по 2016 год общий вес обработанных в основных портах ЕС контейнерных грузов увеличился на 33%, в том числе в Греции - на 128%, в Испании - на 35,1%, во Франции - на 16,2%, в Италии - на 13,4%. При этом доля контейнерных грузов в общем объеме морских грузов, обработанных в портах Греции, Испании, Италии и Франции, показывает самый больший рост за указанный период среди остальных видов грузов. Таким образом, рост перевалки контейнерных грузов в ЕС и упомянутых странах средиземноморского бассейна также показал в целом совпадение динамики.
В период с 2006 по 2016 год количество контейнеровозов в ЕС снизилось на 12,4%, в Испании - на 44,7% (Таблица 9).
Таблица 9
Количество и валовый тоннаж контейнерных судов, находящихся
в основных портах Испании, Италии, Франции и Греции*, 2006-2016 гг.
|
Количество, тыс. единиц |
Валовый тоннаж, млн. GT |
||||||
ЕС / страна |
2006 г. |
2016 г. |
Доля в ЕС, %, 2006 г. |
Доля в ЕС, %, 2016 г. |
2006 г. |
2016 г. |
Доля в ЕС, %, 2006 г. |
Доля в ЕС, %, 2016 г. |
ЕС |
95,722 |
83,832 |
100,0 |
100,0 |
1 810,691 |
3 057,768 |
100,0 |
100,0 |
Греция |
2,392 |
3,121 |
2,5 |
3,7 |
41,185 |
115,882 |
2,3 |
3,8 |
Испания |
27,861 |
15,407 |
29,1 |
18,4 |
305,291 |
486,680 |
16,9 |
15,9 |
Франция |
5,004 |
5,657 |
5,2 |
6,7 |
157,161 |
272,517 |
8,7 |
8,9 |
Италия |
9,553 |
10,454 |
10,0 |
12,5 |
252,656 |
382,875 |
14,0 |
12,5 |
Всего** |
44,810 |
34,639 |
46,8 |
41,3 |
756,293 |
1 257,954 |
41,8 |
41,1 |
*Зафиксировано на основе внутренних деклараций.
**Итог по Греции, Испании, Италии, Франции.
Источник: Eurostat, Country level - number and gross tonnage of vessels in the main ports (based on inwards declarations), by type of vessel //URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-datasets/-/mar_mg_am_cwhc
В других странах этот показатель вырос, в том числе в Греции, на 30,5%, в Италии - на 9,4% и во Франции - на 13%. При этом валовый тоннаж данных судов в ЕС вырос на 69%, в Греции - на 181%, Испании - на 59,4%, Италии - на 51,5% и во Франции - на 73,4%.
Таким образом, средний тоннаж контейнеровозов в ЕС увеличился с 18,9 тыс. GT до 36,5 тыс. GT, в Греции - с 17,2 тыс. GT до 37,1 тыс. GT, в Испании - с 11 тыс. GT до 31,6 тыс. GT, в Италии - с 26,4 тыс. GT до 36,6 тыс. GT, во Франции - с 31,4 тыс. GT до 48,2 тыс. GT.
Наилучшая динамика развития парка контейнерных судов фиксировалась в Испании, где существенное сокращение численности контейнерных судов происходило на фоне роста их валового тоннажа, что позволило в итоге нарастить суммарный вес контейнерных грузов, обработанных в национальных портах.
Заключение
Средиземноморский бассейн характеризуется высокой востребованностью своих морских грузовых коммуникаций и имеет большое значение для обеспечения устойчивости внешних и внутренних торгово-экономических связей Европейского союза. В 2016 году более трети морского грузооборота ЕС обеспечили средиземноморские страны - члены ЕС. При этом большая часть морских грузов, доставленных в ЕС через акваторию Средиземного моря, пришлась на Грецию, Испанию, Италию и Францию. Доля остальных средиземноморских стран ЕС (Хорватии, Кипра, Мальты и Словении) незначительна.
В течение всего рассмотренного периода доминирующим видом морских грузовых перевозок как в средиземноморских странах ЕС, так и Европейском союзе в целом являлась транспортировка наливных грузов.
Последующие места соответственно своей доле в суммарном весе грузов, переваленных в основных портах, заняли сухие грузы, затем контейнерные, а также накатные грузы, доставляемые ролкерными судами (ро-ро).
Наиболее динамичным отраслевым сегментом, который показал значительный рост суммарного веса обработанных грузов, стали контейнерные перевозки. В данном виде перевозок отмечался рост суммарного веса грузов и показателя валового тоннажа парка контейнерных судов. Наиболее инновационный подход к развитию отрасли фиксировался в Испании, где отраслевые приоритеты были сосредоточены на сокращении численности парка специализированных судов при одновременном наращивании их вместимости.
Таким образом, контейнерные перевозки, по объективным показателям, являются в настоящее время приоритетным отраслевым сегментом развития морских грузовых перевозок как во всех четырех средиземноморских странах, так и Европейском союзе в целом.
Среди четырех исследованных средиземноморских стран наилучшую отраслевую динамику продемонстрировала Греция, имеющая более значимые, чем у других стран, показатели роста по наливным и контейнерным грузовым перевозкам.
1Европейская комиссия. Statistical pocketbook 2018 EU-28: External trade by mode of transport // URL: https://ec.europa.eu/transport/facts-fundings/statistics/pocketbook-2018_en
2Европейская комиссия. Europe's seaports 2030: Challenges ahead //URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-13-448_en.htm
3Савенкова Т.И. Развитие транспорта и транспортно-логистических систем в регионе Балтийского моря // Вестник СамГУПС. 2015. Т. 1. №2(28). С. 143.
4Евростат. Sea transport of goods // URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init=1&plugin=1&language=en&pcode=ttr00009
5Основными портами (main ports) Европейского союза в соответствии с Директивой 42/2009 ЕС от 6 мая 2009 г. являются порты, которые ежегодно переваливают более 1 млн. тонн грузов или 200 тыс. пассажиров / Евростат. Glossary: Main ports // URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Glossary:Main_ports
6Евростат. GDP and main components (output, expenditure and income) //URL: http://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-datasets/-/NAMQ_10_GDP
7Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию ООН. Обзор морского транспорта 2017 // URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2017_ru.pdf
8Ro-ro - сокращенный термин от словосочетаний «roll on» и «roll off», обозначает накатные грузы / Евростат. Glossary: Roll on / roll off // URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Glossary:Roll_on_-_roll_off