На современном этапе развития мы наблюдаем в мировой политике формирование нового полицентричного мирового устройства, в глобальной экономике прослеживается динамика увеличения доли развивающихся стран в мировом хозяйстве. В этой связи многие ученые и политики придерживаются точки зрения, что многовековая эпоха одностороннего доминирования Запада на мировой арене подходит к своему завершению1. Представляется актуальным взглянуть на происходящие процессы с точки зрения основных тенденций и динамики развития правовой карты мира.

В юридической науке сегодня не сложилось единого подхода к определению этого понятия. Современная правовая карта мира состоит из национальных правовых систем, насчитывающих более 200 образований. Основные споры ведутся вокруг вопросов сегментации правовой карты мира и выбора критериев классификации правовых семей. Как говорил известный французский ученый Р.Давид, «существует почти столько же классификаций, сколько и компаративистов»2. Несмотря на различные мнения относительно количества правовых семей, которые складывают правовую карту мира, мы можем выделить основные.

В настоящий момент прослеживаются девять правовых семей, образующих глобальное правовое пространство. В их числе романо-германская, англо-американская, скандинавская, латиноамериканская, мусульманская правовые семьи, а также семьи, представляющие обычное, традиционное, индусское и японское право. При географическом проецировании указанных семей на карту мира можно точно проследить совпадение границ правовых семей с культурно-цивилизационными разломами, описанными С.Хантингтоном3. Подобное совпадение указывает на то, что в основании правовых систем находятся в том числе культурные факторы, представляющие ценностные ориентиры обществ, их традиции и устои. К культурно-цивилизационным критериям, лежащим в основе классификации правовых семей, относятся исторические, религиозные, идеологические и политические факторы.

Наряду с культурными существуют собственно правовые аспекты классификации правовых систем, такие как понимание права, источники, структура и институты права, юридическая техника, которые выступают вторичными элементами, подчиненными цивилизационным характеристикам. Динамика социально-экономического развития глобального общества вносит свои коррективы в устоявшиеся подходы к пониманию понятия правовой семьи как таковой и взаимоотношений между правовыми семьями в частности. В этой связи представляется целесообразным выделение двух групп правовых семей по культурно-историческим и социально-экономическим параметрам. К первой, условно «западной» группе правовых семей, будут относиться романо-германская, англо-американская и скандинавская правовые семьи, а также семья, представляющая японское право. Во вторую, «незападную» группу, войдут семьи обычного, мусульманского и традиционного права, а также семьи, представляющие латиноамериканское и индусское право.

В первой группе представлены правовые семьи западных стран, которые на протяжении нескольких сотен лет выступали в качестве мирового экономического и политического доминанта. Вторая группа объединяет современные развивающиеся экономики и другие общества, до недавнего времени находившиеся на периферии глобальных процессов. Высока вероятность, что в скором времени они окажутся способными изменить международное политическое, экономическое и правовое измерение. Одним из основных движителей роста «незападной» группы является демографический фактор. Сегодня многие ученые говорят о процессе демографического перехода, который, как ожидается, завершится стабилизацией численности населения.

Однако процесс демографического перехода реализуется на планете неравномерно. Если в западных обществах демографический переход  по большей части уже завершился, то в большинстве «незападных» порядков данный процесс находится на начальной стадии развития. Согласно результатам прогнозов мировой демографической динамики, в XXI веке произойдет стабилизация численности населения Земли, что повлечет за собой ряд существенных политико-экономических последствий для мирового сообщества4. Количественные оценки данного процесса весьма различны. В настоящей статье использованы результаты исследования отделения демографии Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН «Вероятностные прогнозы численности населения Земли»5, приведенные по среднему варианту расчета, согласно которому в 2100 году население Земли будет составлять 11,2 млрд. человек.

Как показывают результаты анализа, приведенные в Таблице 1, наибольший прирост численности населения за период 2015-2100 годов ожидается в семье обычного права, которая представлена в основном странами африканского континента. В данной семье ожидается более чем четырехкратное увеличение численности населения - с 761 млн. человек в 2015 году (10,39% населения) до 3,08 млрд. человек в 2100 году (27,55% населения). Вторым лидером прироста населения является семья мусульманского права, в которой ожидается двукратный прирост - с 1,3 млрд. человек в 2015 году (18,43% населения) до 2,7 млрд. человек в 2100 году (24,59% населения). В целом к 2100 году примерно 50%  всех жителей Земли будут принадлежать к этим двум правовым семьям* (*Для построения прогнозов развития демографической динамики правовых семей каждая национальная правовая система была отнесена к той или иной правовой семье, согласно критериям общности своего исторического происхождения и развития, источников и структуры права, других особенностей, приведенных в энциклопедическом справочнике «Правовые системы стран мира» (Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Под. ред. Сухарева А.Я. М.: Норма, 2003. 976 с.) и других источниках. В результате 229 стран и территорий, обладающих особым статусом, были сгруппированы в девять правовых семей. В итоге семья романо-германского права представлена 56 членами, англо-американская правовая семья - 39, семья скандинавского права - шестью, семья японского права - одним. Семья обычного права представлена 55 членами, семья традиционного права - 11, семья латиноамериканского права - 18, семья мусульманского права - 41 и семью индусского права представляют два государства. Итого: в группу «западных» правовых семей вошло 102 члена, в группу «незападных» правовых семей - 127 членов. Следует учитывать ограничения, имеющиеся в данной модели. В силу особого статуса индусского права, которое носит смешанный характер, и с учетом того, что население Индии занимает существенную долю населения Земли (более 18%), индусское право было выделено в отдельную семью. Кроме того, от 10 до 15% населения современной Индии относится к мусульманской культуре, что не нашло отражения в расчетах. ).

 

Таблица 1

Прогнозы демографических показателей правовых семей
(млн. человек, %)

Правовая семья

2015 г.

%

2050 г.

%

2100 г.

%

Семья романо-
германского права

773 184,566

10,55

775 785,803

7,99

718 294,446

6,41

 

Семья англо-
американского права

635 178,116

8,67

775 076,662

7,99

822 209,018

7,34

Семья

японского права

126 573,481

1,73

107 411,392

1,11

83 174,944

0,74

 

Семья скандинавского права

26 596,741

0,36

31 082,546

0,32

35 487,769

0,32

 

Семья

обычного права

761 370,108

10,39

1 677 047,342

17,28

3 085 394,584

27,55

 

Семья традиционного права

1 713 929,445

23,39

1 720 761,06

17,73

1 322 661,72

11,81

Семья латино-
американского права

599 774,805

8,19

746 817,733

7,70

690 275,912

6,16

 

Семья мусульманского права

1 349 919,572

18,43

2 128 895,859

21,94

2 753 837,738

24,59

 

Семья

индусского права

1 339 564,227

18,28

1 741 491,998

17,95

1 689 463,187

15,08

 

Итого

7 326 091,061

100

9 704 370,395

100

11 200 799,32

100

Источник: United Nations. Probabilistic Population Projections based on the World Population Prospects: The 2015 Revision. Population Division, DESA // http://esa.un.org/unpd/ppp/

 

Полученные данные можно подтвердить результатами доклада Центра религиозных исследований, которые показывают, что количество мусульман увеличится с 1,6 млрд. человек в 2010 году до 2,76 млрд. человек в 2050 году6 (1,34 млрд. человек в 2015 г. и 2,12 млрд. человек в 2050 г., по результатам данного исследования). Эти расхождения можно объяснить существованием диаспор мусульманского населения в странах иных правовых семей. По данным доклада, также подтверждается рост численности индусского населения с 1,03 млрд. человек в 2010 году до 1,38 млрд. человек в 2050 году, (1,33 млрд. человек в 2015 г. и 1,74 млрд. человек в 2050 г., по данным нашего исследования). Расхождение данных в этой ситуации можно объяснить 10-15% мусульманским населением Индии, которые не были учтены при расчетах в данной работе, но на которое мы просили делать поправку при рассмотрении семьи индусского права.

По результатам исследования, семья традиционного права, занимающая сегодня лидирующее положение по численности населения в мире - 1,71 млрд. человек в 2015 году (23,39% населения) к 2100 году уступит положение и переместится на четвертую строчку с 1,32 млрд. человек (11,81% населения). Третье место по численности населения отойдет к семье индусского права, которая укрепит свои позиции - с 1,33 млрд. человек в 2015 году (18,28% населения) до 1,68 млрд. человек в 2100 году (15,08% населения). В КНР ввиду проблемы старения населения и снижения темпов экономического роста, наблюдаемого в последние годы, руководство страны приняло меры по изменению политики государства «Одна семья - один ребенок», действовавшей с конца 1970-х годов. Так, в ноябре 2015 года пленум ЦК КПК принял решение об отмене данного запрета, что, согласно мнению Председателя КНР Си Цзиньпина, позволит бороться с проблемой старения населения, увеличит рабочую силу и сбалансирует демографические показатели Поднебесной7.

По прогнозам развития динамики численности населения, семья латиноамериканского права, составляющая в 2015 году 599 млн. человек (8,19% населения) возрастет к 2050 году до 746 млн. человек (7,70% населения), но к 2100 году уменьшится до 690 млн. человек (6,16% населения).

Согласно данным, представленным в Таблице 2, население «незападной» группы правовых семей увеличится практически на 10% - с 78,69% в 2015 году до 85,19% в 2100 году. Соответственно, произойдет соразмерное уменьшение населения «западной» группы правовых семей.

 

Таблица 2

Соотношение населения «западной» и «незападной» групп (%)

Группа

правовых семей

2015 г.

2050 г.

2100 г.

 

Западная

21,31

17,41

14,81

Незападная

78,69

82,59

85,19

Источник: United Nations. Probabilistic Population Projections based on the World Population Prospects: The 2015 Revision. Population Division, DESA // http://esa.un.org/unpd/ppp/

 

В «западной» группе правовых семей  наибольший прирост численности населения прогнозируется в семье скандинавского и семье англо-американского права (33% и 29% соответственно). Сегодня население англо-американской правовой семьи составляет 635 млн. человек (8,67% населения). Прогнозируется, что его численность к 2100 году увеличится до 822 млн. человек (7,34% населения). Население семьи скандинавского права увеличится с 26,5 млн. человек в 2015 году (0,36% населения) до 35,4 млн. человек в 2100 году (0,32% населения).

Отрицательный прирост населения ожидается в семье романо-германского и семье японского права. Сегодня население романо-германской правовой семьи составляет 773 млн. человек (10,55% населения), которое уменьшится до 718 млн. человек в 2100 году (6,41% населения). В Японии ожидается серьезный демографический спад. Если в 2015 году население этого государства составляло 126 млн. человек (1,73% населения), то, по данным модели, к 2100 году оно сократится до 83 миллионов (0,74% населения).

С точки зрения анализа экономических данных представляет интерес рассмотрение прогноза развития стран по уровню доходов населения* (*Данные выстроены по методологии, принятой группой Всемирного банка по делению государств на страны с высоким, средним и низким уровнем доходов.), представленных в Таблице 3. Эти данные показывают, что население стран с высоким уровнем доходов, относящихся сегодня, как правило, к «западной» группе правовых семей, увеличится незначительно - с 1,4 млрд. человек в 2015 году до 1,5 млрд. человек в 2100 году. Напротив, население со средним и низким уровнем доходов возрастет существенно. Население стран со средним уровнем доходов возрастет в полтора раза - с 5,3 млрд. человек в 2015 году до 7,2 млрд. человек в 2100 году. Более радикальные результаты ожидаются в группе стран с низким уровнем доходов - с 638 млн. человек в 2015 году до 2,4 млрд. человек в 2100 году.

Таблица 3

Прогнозы развития стран по уровню доходов населения
(млн. и млрд. человек)

Страны по уровню доходов

1950 г.

2015 г.

2050 г.

2100 г.

Страны с высоким уровнем

    800 383

 1 401 479

 1 512 496

1 512 091

Страны со средним уровнем

1 593 830

5 306 283

 6 822 476

7 224 894

Страны с низким уровнем

   130 103

     638 735

1 386 201

  2 471 875

Итого (млрд. человек)

2 525 149

 7 346 497

 9 721 173

11 208 861

Источник: United Nations. Probabilistic Population Projections based on the World Population Prospects: The 2015 Revision. Population Division, DESA // http://esa.un.org/unpd/ppp/

 

В Таблице 4 демонстрируются результаты, полученные при сопоставлении прогнозов развития стран по уровню экономического развития. Согласно критериям Всемирного банка, государства по данному показателю разделяют на более и менее развитые регионы* (*Данная классификация стран основана на критериях Всемирного банка.). Группа наиболее развитых регионов состоит из стран Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии. В группу менее развитых стран входят все регионы Африки, Азии (за исключением Японии), Латинской Америки и Карибского бассейна, включая Меланезию, Микронезию и Полинезию. В группе стран с более развитой экономикой демографических изменений не ожидается - 1,2 млрд. человек в 2015 году и 1,2 млрд. человек в 2100 году. Тогда как в менее развитых регионах мира ожидается существенный прирост населения - с 6,09 млрд. человек в 2015 году до 9,93 млрд. человек в 2100 году.

 

Таблица 4

Прогнозы развития стран по уровню развития
(млн. человек)

Страны по уровню развития

1950 г.

2015 г.

2050 г.

2100 г.

Более развитые регионы

   812 989

1 251 351

 1 286 422

 1 277 379

Менее развитые регионы

1 712 161

6 098 121

8 438 726

 9 935 938

Итого (млрд. человек)

2 525 149

7 349 472

 9 725 148

11 213 317

Источник: United Nations. Probabilistic Population Projections based on the World Population Prospects: The 2015 Revision. Population Division, DESA // http://esa.un.org/unpd/ppp/

 

Если суммировать результаты проведенного анализа демографических данных, можно сделать следующие основные выводы относительно прогнозов социально-экономического развития населения Земли в XXI веке:

1) население африканского континента, преимущественно относящееся к семье обычного права, увеличится к 2100 году в четыре раза и составит в итоге более 25% населения Земли;

2) мусульманское население, представляющее соответствующую правовую семью, к 2100 году увеличится вдвое и будет составлять примерно 25% населения Земли;

3) к 2100 году население «незападной» группы правовых семей увеличится с 75% (в 2015 г.) до 85%, а население западной группы сократится с 25% (в 2015 г.) до 15% населения Земли;

4) к 2100 году население стран с высоким уровнем доходов практически не изменится. Население стран со средним уровнем доходов вырастет в полтора раза, а население стран с низким уровнем доходов вырастет в четыре раза;

5) к 2100 году население более развитых регионов не изменится, тогда как население менее развитых регионов увеличится более чем в полтора раза. 

Данные результаты показывают серьезные количественные изменения социальной динамики. Следует отметить, что они были получены без учета миграционного фактора, имеющего сегодня важное значение для отдельных регионов мира. Эскалация напряженности на Ближнем Востоке и в Северной Африке последних лет привела к небывалой миграционной волне, которая накрыла Европу. Только в 2015 году, по данным официальной статистики, из этих регионов в страны ЕС прибыло около 1 млн. беженцев8. В ближайшее время эксперты ожидают дальнейшее увеличение миграционных потоков, направляющихся в государства ЕС.

Неконтролируемый поток беженцев создает серьезные проблемы для стран Европейского союза. В результате влияния миграционных процессов сегодня происходит переоценка идеологии «Европа без границ». Многие страны - члены ЕС принимают решения по закрытию государственных границ, строят заградительные укрепления, вводят дополнительные меры по укреплению национальной безопасности. Одновременно с этим приток беженцев в Европу приводит к росту ксенофобии и нетерпимости, что, в свою очередь, чревато повышением конфликтности и неуправляемости в международных отношениях.

Подобные процессы выводят в разряд первоочередных приоритетов мировой политики задачи по предотвращению межцивилизационных разломов, наращиванию усилий для формирования партнерства культур, призванных обеспечить гармоничное развитие человечества. На правовом уровне все большую актуальность приобретают вопросы взаимодействия правовых систем, которые, как правило, реализуются в форме интеграционных процессов, конвергенции и дивергенции права.

Россия как многонациональное и многоконфессиональное государство имеет многовековой опыт гармоничного сосуществования представителей различных народов, этнических групп и вероисповеданий. Это позволяет нашей стране исполнять роль уравновешивающего фактора в развитии мировой цивилизации, что отражено в российской внешнеполитической доктрине9

Для достижения максимальных результатов, направленных на содействие развития конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и религий, необходим многовекторный политический курс, реализуемый как на глобальном, так и региональном уровнях, которые отражают степень правовой интеграции.

К глобальному уровню относится деятельность международных организаций, стремящихся распространять свое действие на все существующие национальные правовые системы. Крупнейшей глобальной международной организацией является ООН, члены которой составляют подавляющее число государств10. Россия последовательно отстаивает необходимость устойчивого мирового развития, которое должно происходить при полном уважении центральной и координирующей роли ООН. Специализированные учреждения, многочисленные программы и фонды системы ООН, а также другие международные организации, как МАГАТЭ, ВТО, ОЗХО, ОДВЗЯИ, представляют примеры международных структур, которые претворяют в жизнь принципы глобальной правовой интеграции.

Кроме глобального уровня правовой интеграции, в настоящее время выраженный характер приобретает региональная интеграция. Данный процесс происходит в форме взаимодействия национальных правовых систем в отдельно взятом регионе, который наиболее четко прослеживается в рамках деятельности Европейского союза. Другими примерами региональной интеграции права могут служить многочисленные объединения, построенные на экономических и политических началах, крупнейшими из которых являются АСЕАН, НАФТА, СНГ, МЕРКОСУР, ТТП и т. д. На региональном уровне Россия наращивает взаимодействие в таких форматах, как «Группа двадцати», БРИКС, ШОС, РИК и т. д.  

Помимо глобального и регионального уровней правовой интеграции, целесообразно выделить уровень внедрения интегрируемых норм, отражающих их воздействие на развитие права. По данному критерию можно различать нормативно-правовой и культурно-исторический уровень. Нормативно-правовой уровень отражает форму закрепления заимствованных или совместно разработанных норм права, находящих отражение в той или иной правовой семье, тогда как культурно-исторический уровень может служить отражением реальной правоприменительной практики внедренной нормы, ее укоренение в правовом сознании общества. Если нормативно-правовой уровень предполагает конвергенцию, то есть сближение права, то на культурно-историческом уровне велика вероятность правовой дивергенции.  

Результатом интеграционной деятельности межгосударственных и надгосударственных объединений стала унификация многих отраслей законодательства национальных правовых систем на глобальном и региональном уровнях. Этот процесс привел к правовой конвергенции признаков и свойств национального права. Взаимодействие национальных правовых систем в современном мире представляет собой заимствование разными по своей цивилизационной природе государствами иностранных правовых институтов, идеалов и образцов. В результате такого заимствования происходит сближение правовых систем, трансформация традиционных национальных институтов, нивелирование различий между национальными правовыми системами, гармонизация и унификация законодательств11.

Но существует и другая точка зрения на юридическую глобалистику, согласно которой необходимо исходить не из презумпции возможной всемирной унификации права, а из презумпции адекватного понимания и согласования правовых ценностей различных юридических культур12.

В настоящее время выстраивание конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями является приоритетной целью для укрепления согласия различных культур, стратегической и региональной стабильности. В процессе развития межцивилизационного диалога особое место начинают приобретать институты гражданского общества, средства «мягкой силы» и общественной дипломатии, международное культурное и гуманитарное сотрудничество.

В цивилизационном измерении Россия имеет уникальный опыт межнационального и межконфессионального взаимодействия, который сегодня приобретает исключительное значение для предотвращения сползания мира к хаосу и неуправляемости в международных отношениях. Этот опыт также имеет решающее значение для обеспечения национальной безопасности, укрепления территориальной целостности и суверенитета, продвижения позиций страны в мировом сообществе. Выполнение основополагающего принципа укрепления международного мира и безопасности позволит успешно реализовывать другие приоритетные направления внешней политики государства.

В правовом измерении российское право находится на переходной стадии развития. В дореволюционный период право Российской империи принадлежало к западной семье романо-германского права. После революции, находясь в поисках самостоятельной идентичности, советское государство сформировало собственную семью социалистического права, которое прекратило свое существование с распадом Советского Союза. В настоящее время Россия находится на пути построения правового государства с соответствующей правовой культурой и идеологией.

Являясь частью западной христианской цивилизации, Россия во многом принадлежит к самобытной культуре православия. В последнее время мы наблюдаем поиски путей сближения двух церквей, которые приобретают особую актуальность в свете событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где происходят процессы утверждения исламских ценностей, зачастую приобретающих радикальный характер. Доказательством поисков новых путей  взаимодействия двух ветвей христианства служит первая, после Великого раскола 1054 года, встреча лидеров православного и католического мира - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Папы Римского Франциска, которая состоялась 12 февраля 2016 года на Кубе13. Формировавшиеся веками культуры правовых систем христианского мира до настоящего времени сохраняют существенные отличая. Это позволяет предполагать, что российское право, будучи на переходной стадии развития, в конечном счете может не присоединиться к западной правовой семье, а возглавить новую славянско-правовую семью14.

Таким образом, современная правовая карта мира, находясь под воздействием множества цивилизационно-культурных и правовых факторов, переживает в настоящее время процесс трансформации. Влияние «западных» правовых семей на «незападные» в настоящее время является преобладающим, но не абсолютным. «Незападные» правовые системы, используя юридическую технику и другие правовые инструменты «западных» правопорядков, остаются самобытными образованиями, укрепляющими свое значение вслед за возрастанием их экономического влияния на мировой арене. На современном этапе мирового развития формируется многовекторная правовая карта мира, отражающая национальные специфики составляющих ее правовых систем. Каждая правовая семья является по-своему уникальной и неповторимой, что отражает существующее многообразие форм мирового порядка, в частности правового.

 

 1См.: Эпоха доминирования Запада в экономике и политике завершается // Коммерсант-ъ 2015. 24 авг. // URL: http://www.kommersant.ru/doc/2795324; BRICS - The End of Western Dominance of the Global Financial and Economic Order // IPS by Shyam Saran. Jul. 23, 2014 // URL:  http://www.ipsnews.net/2014/07/brics-the-end-of-western-dominance-of-the-global-financial-and-economic-order/; Brittan Samuel. The Decline of Western Dominance // FT. Jan. 3, 2013 // URL:  http://www.ft.com/intl/cms/s/0/e6e90348-5596-11e2-bdd2-00144feab49a.html#axzz41UV1kkWt; Urban M. The Edge: Is the Military Dominance of the West Coming to an End? London, 2015; Kissinger H. World Order: Reflections on the Character of Nations and the Course of History. Penguin Books, 2014; Quinlan J. The Last Economic Superpower: The Retreat of Globalization, the End of American Dominance, and What We Can Do About It. McGraw-Hill, 2010; Jacques M. When China Rules the World: The End of the Western World and the Birth of a New Global Order. New York, 2009.

 2Rodicre R. Introduction au Droit Compare.  Paris: Dalloz, 1979. P. 27.

 3Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York, 1996.

 4См: Садовничий В.А., Акаев А.А., Коротаев А.В., Малков С.Ю. Моделирование и прогнозирование мировой динамики / Институт социально-политических исследований РАН. М., 2012. C. 90.

 5Probabilistic Population Projections based on the World Population Prospects: The 2015 Revision. Population Division, DESA. United Nations (2015) // URL: http://esa.un.org/unpd/ppp/ (дата обращения: 24.02.2016).

 6The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050. Pew Research Center, 2015 // URL: http://www.pewforum.org/files/2015/03/PF_15.04.02_ProjectionsFullReport.pdf  (дата обращения: 24.02.2016).

 7Глава Китая: отмена политики «одного ребенка» сбалансирует население // РИА Новости // URL: http://ria.ru/world/20151103/1313076646.html (дата обращения: 24.02.2016).

 8Asylum quarterly report. Dec. 9, 2015 // Eurostat // URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Asylum_quarterly_report (дата обращения: 24.02.2016).

 9Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом России В.В.Путиным 12 февраля 2013 г.

10Государства - члены ООН // URL: http://www.un.org/ru/members/about.shtml (дата обращения: 24.02.2016).

11Клочкова Ю.А. Конвергенционные правовые системы как результат современной глобализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №4. Статья из СПС «КонсультантПлюс».

12Саидов А.Х. Юридическая глобалистика: глобальный подход к правовой карте мира // Государство и право. 2013. №4 (51). С. 17.

13Cовместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла // Официальный сайт Московского патриархата 13 февраля 2016 // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html (дата обращения: 29.02.2016).

14Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: общая и особенная части: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2002. С. 28.