Вероломные и гнусные террористические акты, совершенные в первые месяцы текущего года, неизбирательное убийство гражданских лиц, преследование целых общин, в том числе по признаку их религии и убеждений, взрывы в метро, теракты в центрах крупнейших европейских городов продолжают потрясать и шокировать. Возможно ли эффективно противодействовать подобным зверствам? Как предотвратить убийство посла или обстрел из гранатомета здания Генерального консульства?*(*Посол России А.Г.Карлов убит в Анкаре в декабре 2016 г., Генеральное консульство Польши обстреляно из гранатомета в Луцке (Украина) в марте этого года. Эти теракты попирают Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г. и Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.) Как добиться того, чтобы люди пользовались транспортом, посещали массовые мероприятия, встречались с друзьями в кафе и ресторанах без опасений за своих детей, родных и близких, своих друзей, за самих себя?
Правовая основа антитеррористического сотрудничества в ОБСЕ
Впервые 35 государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе выразили совместную решимость воздерживаться от прямой или косвенной помощи террористической деятельности в хельсинкском Заключительном акте1 (принцип VI), подписанном руководителями государств и правительств европейских стран, США и Канады в 1975 году.
Заявление о том, что эти государства будут «принимать эффективные меры по предотвращению и пресечению актов терроризма как на национальном уровне, так и посредством международного сотрудничества» содержится в Итоговом документе Мадридской встречи2 1983 года, состоявшейся на основе положений хельсинкского Заключительного акта. В мадридском документе подчеркивается, что страны-участницы будут препятствовать «использованию их соответствующих территорий с целью подготовки, организации или совершения террористической деятельности, включая направленную против других государств-участников и их граждан». Положения о решимости «сделать все от них зависящее для обеспечения необходимой безопасности всех официальных представителей и лиц, которые участвуют на их территориях в деятельности в рамках дипломатических, консульских или иных официальных отношений», также содержатся в мадридском документе.
О безоговорочном осуждении, как преступных, всех актов, методики и практики терроризма и решимости сотрудничать в целях его искоренения главы государств и правительств объявили на встрече в Париже3 в 1990 году.
Расширять сотрудничество с целью устранить угрозу терроризма, принять меры для предотвращения на территории своих стран преступной деятельности по поддержке терроризма в других государствах, поощрять обмен информацией в отношении террористической деятельности и вести поиск эффективных направлений дальнейшего взаимодействия - на такие договоренности удалось выйти на саммите в Хельсинки4 в 1992 году.
Признав, что растущую угрозу для общества в их странах представляет терроризм, лидеры вновь безоговорочно его осудили и подтвердили приверженность более широкому сотрудничеству в деле ликвидации этой угрозы безопасности, демократии и правам человека на встрече в Будапеште5 в 1994 году.
Вывод о том, что международный терроризм, экстремизм с применением насилия представляют все большую угрозу безопасности, сделан на встрече на высшем уровне в Стамбуле6 в 1999 году. Ее участники согласились «наращивать усилия по недопущению подготовки и финансирования любых актов терроризма на территории наших государств и отказывать террористам в убежище».
На сессии Совета министров ОБСЕ в Бухаресте7 в 2001 году принято Решение №1 о борьбе с терроризмом и Бухарестский план действий, а также единодушно заявлено о полной поддержке деятельности ООН в этой сфере. ОБСЕ - региональное соглашение по смыслу главы VIII Устава ООН, 57 его участников провозгласили, что будут действовать в соответствии с целями и принципами универсальной Организации.
В Хартии ОБСЕ о предупреждении терроризма и борьбе с ним8 (2002 г.) вновь отмечена ведущая роль ООН в противодействии терроризму и ее поддержка со стороны ОБСЕ. В дальнейшем, практически в каждом документе по проблематике транснациональных угроз, главы государств и правительств ОБСЕ, Совет министров, Постоянный совет будут неизменно подчеркивать центральную координирующую роль ООН в противодействии терроризму, выражать полную поддержку ее усилий на этом направлении.
Свидетельством решимости ОБСЕ внести свой весомый вклад в предотвращение терроризма стал высокий уровень участия ее государств в 19 антитеррористических конвенциях и протоколах, заключенных под эгидой ООН, 16 из которых уже вступили в силу. По состоянию на март 2017 года уровень ратификации государствами - участниками ОБСЕ 16 действующих конвенций составлял около 90%9, а одиннадцатью странами - партнерами ОБСЕ по сотрудничеству - около 75%10.
В современном сложном и взаимозависимом мире необходимо «добиться большего единства целей и действий в противостоянии появляющимся транснациональным угрозам, таким как терроризм…» - заявили главы государств и правительств ОБСЕ в Астанинской11 юбилейной декларации 2010 года.
Решение создать Департамент по противодействию транснациональным угрозам для обеспечения лучшей координации, высокой согласованности и большей эффективности использования ресурсов ОБСЕ, в том числе в антитеррористических проектах, реализуемых Организацией, Совет министров принял в Вильнюсе12 в 2011 году.
Сводную концепцию ОБСЕ в отношении борьбы с терроризмом и Декларацию о совершенствовании надлежащего управления и борьбе с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма Совет министров единогласно одобрил в Дублине13 в 2012 году. В декларации министры, в частности, выразили убежденность в неотложной необходимости разработать и принять эффективные меры «по недопущению финансирования терроризма, а также по его пресечению посредством судебного преследования и наказания замешанных в нем лиц». На этой же встрече Совета одобрена Стратегическая концепция ОБСЕ в отношении деятельности, связанной с полицейскими функциями14, которая содержит пять приоритетов полицейской деятельности ОБСЕ по предотвращению терроризма.
Прогресс в осуществлении этих решений отмечен в Декларации о наращивании усилий ОБСЕ по противодействию транснациональным угрозам, с которой Совет министров выступил в Киеве15 в 2013 году.
Две декларации: одну - о роли ОБСЕ в противодействии феномену иностранных боевиков-террористов и другую - о роли Организации в борьбе с похищением людей и захватом заложников террористическими группами Совет министров согласовал в Базеле16 в 2014 году.
Декларация о предупреждении насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму, и противодействии им, а также Декларация о наращивании усилий ОБСЕ по борьбе с терроризмом в свете недавних террористических атак стали результатом заседания Совета министров в Белграде17 в 2015 году.
Договоренностями «сокращать угрозу терроризма путем предупреждения трансграничного перемещения лиц, оружия и денежных средств, связанных с террористической деятельностью»18, а также создать национальные системы обмена информацией об авиапассажирах и повысить безопасность полетов завершился Совет министров в Гамбурге19 в 2016 году.
Документы Совета министров закладывают фундамент сотрудничества государств - участников ОБСЕ в предотвращении терроризма. Они также формируют основу деятельности исполнительных структур Организации на данном направлении и ее рамки. Однако только указанными договоренностями эта база не ограничивается20.
Противодействие терроризму - один из приоритетов ОБСЕ
Важное место в антитеррористических усилиях государств - участников ОБСЕ отведено поддержке Глобальной контртеррористической стратегии ООН21. С учетом четырех приоритетов этой стратегии участники ОБСЕ приняли Консолидированную концептуальную базу для борьбы с терроризмом22. В ней обобщены соответствующие обязательства ОБСЕ, определены роль и сравнительные преимущества Организации в противодействии терроризму, зафиксированы стратегические направления борьбы с террором, а также согласована последовательность предпринимаемых мер и необходимость их координации.
К стратегическим, приоритетным направлениям сотрудничества отнесены: содействие применению международно-правовой базы борьбы с терроризмом; противодействие насильственному экстремизму и радикализации, ведущим к терроризму; пресечение финансирования терроризма; предупреждение использования Интернета в террористических целях; содействие развитию государственно-частного антитеррористического партнерства с участием гражданского общества и СМИ; наращивание усилий на национальном уровне по недопущению попадания к террористам оружия массового поражения; укрепление надежности и безопасности проездных документов; защита прав человека и основных свобод в контексте контртеррористических мер.
Государствам-участникам принадлежит ведущая роль в выполнении этих договоренностей. Приоритеты для исполнительных структур Организации, включая ее институты, такие как представитель по вопросам свободы средств массовой информации (СМИ) и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), также содержатся в Консолидированной концептуальной базе ОБСЕ для борьбы с терроризмом. Координацию работы по претворению в жизнь ее положений, в том числе всеми «полевыми» присутствиями, институтами и подразделениями Секретариата, выполняют Департамент по противодействию транснациональным угрозам и генеральный секретарь.
В Консолидированной концептуальной базе ОБСЕ для борьбы с терроризмом страны-участницы зафиксировали важное решение о том, что они будут проводить, предпочтительно на ежегодной основе, целенаправленные, ориентированные на конкретный результат конференции по антитеррористической тематике в масштабах всей ОБСЕ.
Приоритеты международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, включая противодействие насильственному экстремизму и радикализации, ведущим к терроризму; укрепление государственно-частного антитеррористического партнерства; пути развития сотрудничества между правоохранительными органами государств-участников, а также тематика защиты прав человека и основных свобод, верховенства права в контексте антитеррора - эти темы обсуждались на такой конференции в масштабах всей ОБСЕ в Киеве в 2013 году.
Роли ОБСЕ в противодействии современным вызовам в области терроризма была посвящена конференция, прошедшая в швейцарском Интерлакене в 2014 году. Ее участники углубленно рассмотрели такие вопросы, как финансирование терроризма и противодействие захвату заложников с целью выкупа; обеспечение законности, гласности и подотчетности в борьбе с терроризмом; реагирование на феномен иностранных боевиков-террористов в регионе ОБСЕ и за его пределами. Рекомендации23 по каждому из них, выработанные на конференции, швейцарское председательство обобщило и распространило среди всех государств ОБСЕ.
Противодействию подстрекательству и вербовке иностранных боевиков-террористов была посвящена конференция в Белграде24 в 2015 году. Дискуссия, в частности, сосредоточилась на следующей проблематике:
- тенденции и динамика рекрутирования иностранных боевиков-террористов;
- наилучшие практики и опыт стратегической коммуникации для предотвращения поощрения и рекрутирования иностранных боевиков-террористов;
- наилучшие практики и опыт расширения возможностей молодежи по противодействию насильственному экстремизму и радикализации, ведущих к терроризму;
- наилучшие практики и опыт выявления и вовлечения лиц, находящихся в зоне риска радикализации и рекрутирования, в качестве иностранных боевиков-террористов. Конкретные предложения участников конференции нашли свое достойное выражение среди более 70 рекомендаций, содержащихся в Плане действий по предупреждению воинствующего экстремизма25, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в начале 2016 года.
Дополнительный импульс усилиям ОБСЕ по предотвращению терроризма придал запуск в ходе белградской конференции информационно-пропагандистской кампании под девизом «Сплоченная ОБСЕ в противодействии насильственному экстремизму»26. Кампания предусматривает объединение участников Организации и ее партнеров по сотрудничеству, научных и религиозных кругов, структур гражданского общества в борьбе с насильственным экстремизмом. Через социальные сети, СМИ, Интернет эта кампания уже охватила свыше 2 млн. участников.
В том же, 2015 году Департамент по противодействию транснациональным угрозам и представитель ОБСЕ по свободе СМИ впервые организовали совместный форум на тему «Свобода и обязанности СМИ в контексте политики противодействия терроризму». Правительственные эксперты и представители СМИ вместе обсуждали в Бухаресте ответственность, которая лежит на каждой из этих сторон при освещении террористических атак, а также модальности их взаимодействия в подобных ситуациях на примере теракта в парижской редакции «Шарли Эбдо» в январе 2015 года.
Предотвращению и противодействию насильственному экстремизму и радикализации, ведущим к терроризму, была посвящена берлинская конференция27 2016 года. На ней собралось свыше 300 участников - высокопоставленных представителей государств ОБСЕ и стран-партнеров по сотрудничеству, 17 международных и региональных организаций, свыше 60 экспертов из научных институтов и структур гражданского общества, молодежных объединений и СМИ. Конференция стала важным вкладом в реализацию на пространстве ОБСЕ Плана действий ООН по предупреждению воинствующего экстремизма28.
На конференции в мае нынешнего года дискуссия о предотвращении и противодействии насильственному экстремизму и радикализации, которые ведут к терроризму, будет продолжена. Предстоит обсудить накопленный национальный опыт борьбы с террором, а также опыт международного антитеррористического сотрудничества, включая вовлечение молодежи в предотвращение и пресечение насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму. Проблематику связи между наркотрафиком, организованной преступностью и терроризмом предстоит обсудить на общесистемной конференции ОБСЕ по борьбе с угрозой незаконного оборота наркотиков в июле этого года.
Уровень представительства государств на антитеррористических конференциях, а также количество их участников растут год от года. В чем причина? Что позволило ОБСЕ ежегодно привлекать неослабевающее внимание к этим форумам и сделать их своеобразной визитной карточкой практического вклада в мировые усилия по противодействию терроризму под эгидой ООН? Конференции создают удобные возможности для высокопоставленных представителей государств вместе с широким экспертным сообществом и заинтересованными членами гражданского общества обсуждать наиболее актуальные вопросы противодействия международному терроризму и вырабатывать соответствующие рекомендации. Кроме того, конференции - удобная площадка для обмена мнениями и согласования возможных совместных действий по пресечению и предотвращению терроризма. В условиях, когда в Организации остро ощущается необходимость укреплять доверие между всеми участниками и налаживать конструктивный диалог по самым острым проблемам, значение таких форумов трудно переоценить.
Австрийское, 2017 года председательство ОБСЕ анонсировало намерение организовать до конца текущего года серию мероприятий по противодействию терроризму и предотвращению радикализации, в особенности среди молодежи. Эта серия предусматривает ряд тематических семинаров на пространстве ОБСЕ и неформальную встречу министров иностранных дел в июле этого года. «Мы должны работать вместе для того, чтобы выявлять и предупреждать первопричины, а также мотивацию, которые используются для рекрутирования и радикализации молодых людей. И мы должны вместе с молодежью противодействовать этому феномену в наших обществах. Терпение и уважение укрепят устойчивость молодежи по отношению к этим жуликам», - заявил действующий председатель ОБСЕ министр иностранных дел Австрии С.Курц.
В пресечение терроризма и передвижения через границы иностранных боевиков-террористов, а также перемещения финансовых средств, используемых для финансирования терроризма, активно вовлечены пограничные службы государств - участников ОБСЕ. Концепция в области безопасности границ и пограничного режима29, принятая Советом министров в 2005 году, создает необходимые рамки для их взаимодействия. В концепции закреплены положения о том, что участники ОБСЕ будут развивать сотрудничество между своими пограничными, таможенными и миграционными службами, ведомствами, отвечающими за выдачу документов на въезд/выезд и виз, правоохранительными и другими компетентными национальными органами. Такое взаимодействие имеет целью, с одной стороны, содействовать свободному и безопасному передвижению людей, товаров, услуг и инвестиций, а с другой - не допускать перемещения через границы лиц, оружия, наркотиков и денежных средств, связанных с террористической и иной преступной деятельностью.
Эффективное полицейское противодействие терроризму также возможно лишь на основе тесного межгосударственного взаимодействия, обмена информацией и опытом, создания институтов подготовки современных кадров, оказания друг другу помощи в ликвидации угроз, вызываемых террористической и иной преступной деятельностью, поддержания верховенства права и обеспечения уважения прав человека и основных свобод.
Необходимую базу под такое взаимодействие подводит Стратегическая концепция ОБСЕ в отношении деятельности, связанной с полицейскими функциями30, в которой определены приоритеты полицейской антитеррористической деятельности ОБСЕ. К ним отнесены следующие: раннее обнаружение радикализма и насильственного экстремизма, дерадикализация и реинтеграция воинствующих экстремистов в общество; обмен информацией и передовым опытом по предотвращению и расследованию актов терроризма; поощрение партнерства между полицией и населением; привлечение широкой общественности, включая женщин, для укрепления мира, урегулирования конфликтов и противодействия насильственному экстремизму; оказание государствам-участникам помощи в разработке стратегий, тактики и механизмов полицейской̆ деятельности, направленных на борьбу с терроризмом, а также руководящих принципов по подготовке кадров на базе уважения прав человека, основных свобод и верховенства права.
Конференции по антитеррористической тематике в масштабах всей ОБСЕ, встречи пограничных и полицейских экспертов вырабатывают соответствующие рекомендации, значение которых нельзя недооценивать. Их составляют высококвалифицированные эксперты, профессионалы своего дела, в первую очередь из государств-участников. Весомый вклад в эти усилия также вносят эксперты из стран - партнеров ОБСЕ по сотрудничеству, авторитетных международных организаций, включая антитеррористические структуры ООН, Интерпол, Антитеррористический центр СНГ и многих, многих других. Рекомендации представляют собой конкретные и весьма практичные ориентиры для государств-участников по развитию сотрудничества в предотвращении террористической деятельности, по укреплению общественного правопорядка, верховенства права, по обеспечению надлежащей защиты прав граждан, находящихся на пространстве ОБСЕ, и их свобод.
Некоторые соображения о дальнейших шагах
Казалось бы, государствами-участниками разработана солидная система антитеррористического сотрудничества, приняты соответствующие международные обязательства, Организация проводит регулярные обзоры достигнутого и вырабатывает новые рекомендации. Тем не менее на пространстве ОБСЕ продолжают совершаться теракты. Почему они по-прежнему уносят жизни ни в чем не повинных детей, женщин, стариков? Какие дополнительные меры необходимы для того, чтобы в регионе ОБСЕ каждый мог реализовать свое право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность? Какова роль в этих усилиях именно ОБСЕ?
Для того чтобы продуктивно бороться с терроризмом, участникам Организации имело бы смысл определиться в отношении того, с кем именно им приходится иметь дело. Каков «портрет террориста», орудующего в регионе ОБСЕ, и каковы масштабы проблемы? К сожалению, информация на этот счет весьма скудная. Прозвучала оценка действующего председателя ОБСЕ министра иностранных дел Австрии С.Курца о том, что среди иностранных боевиков-террористов замечены свыше 100 тыс. человек из региона ОБСЕ. Насколько таких сведений достаточно для пресечения их активности? А каковы объемы средств, выручаемых террористами, например, за освобождение заложников? Как эти средства используются в дальнейшем?
Без конструктивного сотрудничества между государствами-участниками, в духе уже принятых обязательств и деклараций, едва ли удастся предотвратить новые теракты. Кризис доверия в ОБСЕ, безусловно, не способствует такому взаимодействию. Он затрудняет ответ и на вопрос о том, в чем состоит добавленная стоимость для каждого участника Организации в антитеррористическом сотрудничестве именно в рамках ОБСЕ, по сравнению, например, с ООН, Интерполом, антитеррористическими структурами СНГ и ШОС и т. д. Однако без внятных ответов на эти вопросы эффективное пресечение терроризма на пространстве ОБСЕ вряд ли возможно. Подстегнуть такую работу помог бы комплекс следующих мер.
Во-первых, следовало бы укрепить аналитический потенциал ОБСЕ. Последние несколько лет бюджет Организации утверждается на условиях нулевого реального роста, поэтому речь об усилении, тем более расширении Секретариата или других исполнительных структур, очевидно, не идет. В таких условиях необходимый эффект могли бы дать нестандартные решения. Одно из них - созыв периодических встреч руководителей правоохранительных органов государств - участников ОБСЕ. Обмен оценками террористической и криминальной угрозы в регионе ОБСЕ, а также на национальном уровне; совместный обзор усилий по предотвращению терроризма и других криминальных вызовов, обозначенных как приоритетные в Стратегической концепции ОБСЕ в отношении деятельности, связанной с полицейскими функциями; возможные другие договоренности о взаимодействии на кратко- и среднесрочную перспективу, несомненно, повышали бы безопасность в регионе и работали на укрепление доверия между всеми участниками Организации.
Есть все основания полагать, что периодические, например раз в три-пять лет, встречи руководителей правоохранительных органов государств-участников ОБСЕ заметно укрепят безопасность, антитеррористическое и антикриминальное сотрудничество, а незначительные затраты на их проведение, в рамках регулярного бюджета ОБСЕ, полностью себя оправдают. В Организации никогда не обсуждалась возможность собрать руководителей правоохранительных органов для того, чтобы с их угла рассмотреть вопросы безопасности в регионе. Не пришло ли время, чтобы те, кто принимает решения и несет ответственность за обеспечение общественного порядка, взяли инициативу в свои руки и начали ставить экспертам задачи, руководствуясь своим видением проблемы.
Во-вторых, использовать естественные преимущества Организации в области пограничного сотрудничества. ОБСЕ, пожалуй, единственная межправительственная организация, участники которой приняли соответствующую концепцию31 (2005 г.). За истекшее десятилетие наработана солидная база конкретных предложений по пресечению перемещения через границы лиц, оружия, наркотиков и денежных средств, связанных с террористической деятельностью. Не имеет ли смысл оценить проделанную работу и наметить приоритеты по дальнейшему выполнению Погранконцепции, например, на период до 2025 года? Тем более что ее п. 10 прямо предусматривает периодический обзор и мониторинг деятельности ОБСЕ по вопросам границ. Решать такую задачу оптимально было бы при непосредственном участии руководителей погранслужб государств - участников ОБСЕ.
В-третьих, развивать антитеррористическую составляющую в работе Парламентской ассамблеи ОБСЕ. К предложению создать на ее базе комитет по противодействию терроризму привлекла внимание председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко, выступая на международной конференции «Политика безопасности ОБСЕ - взгляд со стороны женщин»32 (Вена, 23 марта 2017 г.). Деятельность такого комитета, отмечалось в выступлении, содействовала бы дальнейшему сближению подходов государств-участников в борьбе с террористической угрозой, координации их действий на данном направлении.
Кроме того, уже сложилась добрая традиция регулярных выступлений координатора ОБСЕ по противодействию транснациональным угрозам и председателя Комитета по вопросам безопасности (невоенные аспекты) Постоянного совета с докладами на сессиях Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА). Полезно, чтобы и спецпредставитель председателя ПА по контртеррору принимал участие в заседаниях Комитета по вопросам безопасности Постоянного совета, других антитеррористических мероприятиях, организуемых исполнительными структурами ОБСЕ, включая ее «полевые» присутствия и институты.
В-четвертых, совершенствовать и укреплять государственно-частное партнерство по предотвращению терроризма. Решение на этот счет Совет министров ОБСЕ принял в Мадриде33 в ноябре 2007 года. Десятилетие - подходящий срок для того, чтобы провести обзор проделанной работы и наметить планы на перспективу.
Список предложений можно продолжить. Важно, что запуск диалога в ОБСЕ по таким и схожим инициативам уже работал бы на укрепление доверия в Организации. Осуществление этих шагов укрепит безопасность, снизит террористическую и криминальную угрозы, защитит всех граждан на пространстве ОБСЕ, в том числе дипломатов, от терактов. Очевидно, что обеспечение основных прав каждого человека, включая право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность, заслуживает того, чтобы постараться надежно обеспечить его на практике.
1Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки, 1975.
2Итоговый документ Мадридской встречи года представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после конференции. Мадрид, 1983 г.
3Парижская хартия для новой Европы. Париж, 19-21 ноября 1990 г.
4Хельсинкский документ СБСЕ 1992 г.: Вызов времени перемен. Хельсинки, 9-10 июля-ля 1992 г.
5Будапештский документ 1994 г.: На пути к подлинному партнерству в новую эпоху. Будапешт, 5-6 декабря 1994 г. Текст, исправленный̆ 7 февраля 1995 г.
6Хартия европейской безопасности. Стамбульская встреча на высшем уровне. Стамбул, ноябрь 1999 г.
7Решение №1 - Борьба с терроризмом и Бухарестский план действий по борьбе с терроризмом. MC (9).DEC/1, 4 December 2001.
8Десятая встреча Совета министров. Порту, 6-7 декабря 2002 г. MC.DOC/1/02, 7 December 2002.
9Status of the Universal Anti-Terrorism Conventions and Protocols as well as other International and Regional Legal Instruments related to Terrorism and Co-operation in Criminal Matters, in the OSCE Area, as of March 2017.
10Ibid.
11Астанинская юбилейная декларация: на пути к сообществу безопасности. SUM.DOC/1/10, 3 December 2010.
12Решение №9/11 о повышении координации и согласованности усилий ОБСЕ по противодействию транснациональным угрозам. MC.DEC/9/11/Corr.1, 7 December 2011.
13Решение №4/12 - усилия ОБСЕ по противодействию транснациональным угрозам. MC.DEC/4/12, 7 December 2012. Декларация о совершенствовании надлежащего управления и борьбе с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма. MC.DOC/2/12/Corr.1, 7 December 2012.
14Решение №1049 - Стратегическая концепция ОБСЕ в отношении деятельности, связанной с полицейскими функциями. PC.DEC/1049, 26 July 2012.
15Декларация министров о наращивании усилий ОБСЕ по противодействию транснациональным угрозам. MC.DOC/2/13/Corr.1, 6 December 2013.
16Декларация о роли ОБСЕ в противодействии феномену иностранных боевиков-террористов в контексте выполнения резолюций 2170 (2014) и 2178 (2014) Совета Безопасности ООН. MC.DOC/5/14/Corr.1, 5 December 2014; Декларация о роли Организации в борьбе с похищением людей и захватом заложников террористическими группами. МС.DOC/6/14/Corr.1, 5 December 2014.
17Декларация министров о предупреждении насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму, и противодействии им. MC.DOC/4/15/Corr.1, 4 December 2015; Декларация министров о наращивании усилий ОБСЕ по борьбе с терроризмом в свете недавних террористических атак. MC.DOC/3/15/Corr.1, 4 December 2015.
18Декларация о наращивании усилий ОБСЕ по предупреждению терроризма и противодействию ему. MC.DOC/1/16/Corr.1, 9 December 2016.
19Там же; Решение №5/16 - Усилия ОБСЕ по сокращению рисков возникновения конфликтов в результате использования информационных и коммуникационных технологий MC.DEC/5/16/Corr.1, 9 December 2016; Решение №6/16 более широкое использование информации о пассажирах. MC.DEC/6/16/Corr.1, 9 December 2016.
20Overview of OSCE Counter-Terrorism Related Commitments. Updated February 2016.
21Резолюция, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2006 г., Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. A/RES/60/288
22Решение №1063 - Консолидированная концептуальная база ОБСЕ для борьбы с терроризмом. PC.DEC/1063, 7 December 2012.
23«The Chairmanship Interlaken Recommendations», Counter-Terrorism Conference, Interlaken, 28-29 April 2014. CIO.GAL/66/14, 29 April 2014.
24Ежегодный доклад ОБСЕ, 2015 (с. 36).
25План действий по предупреждению воинствующего экстремизма. А/70/674, 24 December 2015.
26Ежегодный доклад ОБСЕ а также: www.osce/unitedCVE
27www.osce.org/cio/244611
28План действий по предупреждению воинствующего экстремизма…
29Концепция в области безопасности границ и пограничного режима. MC.DOC/2/05/Corr.1, 6 December 2005.
30Стратегическая концепция ОБСЕ в отношении деятельности, связанной с полицейскими функциями. PC.DEC/1049, 26 July 2012.
31Концепция в области безопасности границ и пограничного режима…
32В.И.Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!» // https://interaffairs.ru/news/show/17162
33Решение №5/07 о государственно-частном партнерстве в противодействии терроризму. MC.DЕC/5/07, 30 November 2007.