До начала 1960-х годов современный политический ислам не обладал большим влиянием в арабском мире и на Среднем Востоке. В этом регионе шел конфликт между националистами, которые получали поддержку от Советского Союза, и консервативными режимами, поддерживаемыми Западом. Со временем радикальные движения смогли создать политический консенсус, необходимый для наращивания их влияния. Однако постепенное увеличение неразрешимых проблем стало началом разрушения политического национализма. Более того, радикальные общественные течения внешне подражали европейскому радикализму.

В результате религиозно-политическая культура масс со временем развилась. Ислам, несмотря на колониальный характер политики западных держав, не только сохранился, но и к нему обращались в период господства западноевропейских государств приверженцы мусульманской религии как орудию освободительной борьбы. Влиянию мусульманской религии способствовало сохранение прежде всего правовых норм ислама. Также этот феномен можно отнести и к укоренению традиционалистской культуры, проистекающей из религиозного сознания.

В XIX-XX веках основную роль стали играть тарикаты. Они в немалой степени интегрировались в мусульманское общество, удержав его от распада в период развития в арабском мире и на Среднем Востоке капиталистических отношений. Тарикаты способствовали распространению концепции духовной связи верующего с Богом, идеи равенства верующих перед Всевышним и умения довольствоваться малым. Привлечению людей к тарикатам помогали их проповеди общественной справедливости, утверждение доброты и взаимопомощи. С другой стороны, сохранению влияния ислама способствовала практика марабутов, сочетавших в себе функции законоучителей, исполнителей магических обрядов, врачей и к тому же занимающихся изготовлением и продажей амулетов.

В общем плане на ситуацию в ХХ веке оказывала влияние борьба двух систем, происходившая в мире. Отсюда нарастание поисков «третьего пути», в том числе и в религиозно-политическом варианте. Народы арабских и средневосточных стран на своем опыте убедились, что означает господство капитализма и колониализма. Они пришли к выводу, что идеи «братства, равенства и свободы» применяются только в отношениях между развитыми странами (да и то не всегда). Они служат цивилизованным прикрытием для колониальных войн и захватов. Более того, народы Ближнего и Среднего Востока и Магриба пришли к выводу, что западная цивилизация навязывает свои правила и нормы, принуждает их отказаться от собственной цивилизационной идентичности. С другой стороны, крах восточноевропейского блока и в развивающемся мире националистических взглядов породил разочарование в социализме и национализме.

Переломными моментами стали поражение арабов в Шестидневной войне 1967 года, исламская революция в Иране, ирано-иракская война 1980-1988 годов, начало гражданской войны в Афганистане, а также война в Персидском заливе в 1990-1991 годах, которые дали толчок превращению мусульманской религии в международную силу. При этом часто исламизм использовался Соединенными Штатами и их союзниками для дестабилизации тех режимов, которые были ориентированы на СССР, и против советского присутствия на Ближнем и Среднем Востоке и в Магрибе.

После распада Советского Союза приверженцы ислама стали врагом Запада «номер один». Правда, часть западников склонны выступать за диалог, сосуществование и добрососедские отношения. В то время как сторонники другого - и доминирующего - подхода рассматривают мусульманскую религию как угрозу западной цивилизации, своей собственной безопасности и своей системе ценностей. Там имеются люди, считающие ислам основным противником европейских стран. Эта политика, сопровождавшаяся войнами, не могла не вызвать в мусульманском мире сопротивление и ненависть. Более того, в исламских странах не забыли того, что Запад стремился и стремится установить господство над мусульманским Востоком.

Процессы политизации ислама носят международный характер. В настоящее время политизированная мусульманская религия стала важной составляющей мирового порядка, и она будет - в какой-то степени - предопределять будущее развитие человечества. Превращению ислама в такую силу способствует и то, что Иран, страны Аравийского полуострова, Ирак, Алжир и Ливия являются поставщиками нефти на международный рынок, Марокко, Западная Сахара и Тунис экспортируют фосфаты и страны региона являются мостом, связывающим Западную Европу с Азией и Африкой. В европейские страны стали прибывать иммигранты из мусульманских стран. Более того, некоторые государства являются центром притяжения туристов.

В арабском мире и на Среднем Востоке ислам представляет значительную силу. В Турции, Иране и секторе Газа господствуют сторонники мусульманской религии, в Египте и Тунисе они лишились власти, но представляют собой серьезную политическую силу. Исламисты продолжают сопротивляться в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Афганистане и Мали, в Ливане сохраняет свои позиции «Хезболла», на Бахрейне не полностью подавлено движение шиитов.

Кроме того, мусульманская религия продолжает свое распространение, начиная с 1950-х годов, в странах африканского Сахеля. Она опирается на возможности радио и телевидения, там увеличивается влияние исламских центров, выпускающих периодические издания и предоставляющих местной молодежи стипендии в своих учебных заведениях. Эти мероприятия финансируются в рамках международных исламских организаций, а также благодаря программам мусульманской помощи, принятым в Египте, Саудовской Аравии, Иране, Кувейте.

Конечно, для исламских стран приоритетными являются собственные интересы, которые и определяют их поведение на международной арене. Трудно представить, что находящееся на западе мусульманского мира Марокко проводило бы ту же политику, что и являющаяся членом Организации Североатлантического договора Турция. Или Пакистан. Но в то же время в современном мире существуют конфликты, толкающие сторонников ислама к объединению. Речь прежде всего идет о кризисах в Ираке, Сирии, Афганистане и на Северном Кавказе и продолжающемся конфликте между Израилем и арабскими странами. Более того, общность идеологии, стремление исламизировать законы, утверждение на мусульманской основе поведенческих норм, тенденция к формированию общих взглядов на внешний мир сближают исламистов разных стран.

Если в христианстве до сих пор не затихают споры о существовании Иисуса Христа, то никто ни в исламе, ни вообще в мире не сомневается в том, что пророк Мухаммед действительно был. Он родился в 570 году и умер в 632 году. Мухаммед вел борьбу за право ислама на существование и в конечном итоге добился в рамках Аравийского полуострова успеха. В дальнейшем мусульманская религия стала распространяться военными или мирными путями.

В современной мусульманской религии политические моменты основываются на Коране, сунне, фикхе и шариате. В Коране вопросы устройства общества описаны слабо. По существу, речь идет о халифе и шуре. Но сторонники ислама пользуются в своих изысканиях другими источниками. При этом выводы по политическому содержанию приверженцы мусульманской религии делают совершенно противоположные.

Вместе с тем особое внимание в Коране уделяется войне. Очень подробно описывается, как вести себя в бою, значение воинской дисциплины, предопределение смерти. Особый смысл придается тому, что смерть в бою приводит к вознесению в рай до дня Страшного суда. Подчеркивается значение держать наготове конницу, чтобы отразить возможную атаку противников. Очень большое внимание уделяется трофеям, которые находятся в распоряжении Бога и Пророка. Отмечается важность хорошего отношения к пленным, которых после окончания войны отпускают свободно либо за выкуп.

Насчет экономики в Коране говорится немного. Есть запрет на рибу. Долг может быть отсрочен, если тот, кто является должником, испытывает тягость, торговля рассматривается как дело богоугодное. Следовательно, сторонники политического ислама вынуждены обращаться к другим источникам, помимо Священной книги, что приводит их к различным выводам.

Социальным аспектам в Коране уделяется достаточно большое внимание. В частности, выделен принцип закята, который применим в пользу бедных, для выкупа пленных, выплаты долгов тех, кто разорен, а также держит дальний путь.

В исламе содержится детализированное семейное право. Мусульманин имеет право жениться четыре раза, нельзя брать замуж родственниц, калым выплачивается невесте и остается после развода у жены, правом развода обладают мужчины, дети при разводе остаются с матерью до двух лет, причем отец обеспечивает их питанием и одеждой.

В Коране дается подробное описание того, как относиться приверженцам ислама к «людям писания» (в современном мире к ним причисляют христиан и иудеев). Они свободно посещали свои храмы, не служили в армии, но зато выплачивали особый налог. За приверженцами «людей писания» сохранялась возможность занимать высшие посты вплоть до поста министра и даже великого визиря.

Следование по «верному пути» сказывается и на взаимоотношениях мусульман друг к другу. Приверженцы ислама, заявляют сторонники мусульманской религии, относятся к людям, как братья, они не предают их, не оставляют без помощи.

Конечно, описания в священных текстах мусульман носят в какой-то степени теоретический характер, и пришедшим к власти руководителям исламских стран приходится считаться с объективными условиями. Но ислам оказывает - в большей или меньшей степени - влияние на принятие конкретных решений. Следование мусульманским нормам при этом имеет и позитивное, и негативное значение. Существует опасность подавления духа сопротивления психологическому насилию, социальному злу и экономическому гнету на основе признания существующего положения. Налицо опасность сговора между политиком и клириком, объединенными поисками выгоды. Кроме того, есть риск, исходящий из тоталитарной установки духовенства и свойственный приверженцам догматиков, воздвигающих непреодолимые преграды между людьми.

В современном исламе существует несколько политико-религиозных течений. Прежде всего, бросается в глаза салафизм, зародившийся в начале прошлого века в Египте, но распространившийся в арабском мире, на Среднем Востоке и в Сахеле в 1950-1980-х годах. Фундаментализм был ответом на начавшиеся процессы модернизации и слом прежнего мироустройства.

Салафиты основывают свои воззрения на Коране, хадисах и богословско-юридических текстах. С их точки зрения, то, что происходит сейчас в мире, является джахилией и путь выхода из нее - это строительство исламского государства и мусульманской экономики. Естественно, за построение такого государства следует бороться. Потенциальная среда для этого существует. В модернизации успехов не предвидится. Политическое положение большинства мусульманских стран ухудшается. Более того, враждебные исламу силы сплотились и противостоят мусульманской религии. При этом следование по «правильному пути» может обеспечить не только спасение самого себя, но и в состоянии отвратить гнев Бога от целых народов.

Сторонников религии, с точки зрения салафитов, объединяет то, что мусульмане составляют 1-1,5 млрд. человек. Неужели они не в состоянии навязать свою волю остальному миру? Достижение единства мусульман, провозглашают сторонники фундаментализма, является одной из важнейших обязанностей приверженцев ислама. Появление политической глобализации и экономических гигантов предопределяет необходимость объединения сторонников мусульманской религии. Конечно, это дело не простое. Община разделена на партии, джамааты, и существуют противоречия по религиозному принципу. Следовательно, объединяться нужно на основе ислама, каким он дан в Писании, сунне и «согласном мнении общины». Единство мусульман способствует прогрессу и творчеству, обретению ими мощи и умению победить врагов. Существует, подчеркивают они, несколько сотен аятов и хадисов, которые призывают мусульман к объединению.

Салафиты полагают, что подлинная мусульманская религия является абсолютным выражением исламского феномена. Таким образом, в их представлении мусульманство превращается в возвышенный идеал, за достижение которого надо бороться. В истории Мухаммеда многое политизируется, исходя из современной интерпретации состояния мира. Мы, утверждают фундаменталисты, хотим не демократии, а воплощения в жизнь законов Аллаха. Но какой период следует брать за образец? С точки зрения салафитов, ислам представляет собой воплощение жизни трех поколений в VII веке. После этого начались попытки навязать мусульманской религии новшества. Следовательно, задача фундаменталистов состоит в том, чтобы мир вернулся к первоначальному исламу, восстановив халифат или мусульманское правление и построив исламское государство. В практическом плане у фундаменталистов существуют разногласия относительно того, что может представлять собой воплощение мусульманской идеи.

Часть салафитов являются фанатиками и вырезают тех - в том числе и среди приверженцев ислама, - кто не согласен с ними. Более того, они подготавливают взрывы, уносящие, помимо всего прочего, жизни адептов, кто их осуществляет. Причем, когда человек сознательно хочет жертвовать собой, попытки вступить с ним в контакт и договориться проваливаются. При этом сирийский, иракский, ближневосточный, ливийский, малийский, афганский и северокавказский конфликты, если сложить их вместе, свидетельствуют о росте терроризма.

Фундаментализм выглядит особой формой протеста против политики своих режимов. Но почему исламизм представляет собой выражение недовольства части населения против находящихся у власти политиков? Потому что апелляция к религии близка и понятна этой части населения. В ней содержится призыв к социальной справедливости, избавлению от правителя, изменившего исламу. Фундаментализм обращен внутрь исламских стран, разрабатывая мусульманскую инициативу. Умеренные исламские политики теряют популярность у части общества, особенно среди молодежи.

Вместе с тем все рецепты построения исламского государства провалились либо проваливаются. И быть по-другому не может - приспособить мусульманскую общину, созданную в VII веке, к современным условиям не удастся. Впрочем, фундаменталисты объясняют это тем, что положения Корана неправильно толковались. С другой стороны, неудачи салафитов заставляют мусульман разочаровываться в планах построения исламских государства и экономики. Крах или сильное ослабление их влияния в Египте, Тунисе, Мали, а также результаты последних выборов в Иране свидетельствуют о падении их авторитета в этих странах. Однако исламисты способны выдерживать удары со стороны режимов и возрождаться.

Конечно, салафиты представляют собой активную часть населения и информация об устраиваемых ими взрывах разносится по всему миру средствами массовой информации. Но вместе с тем фундаменталисты являются меньшинством в мусульманском мире. Большинство населения стран арабского мира и Среднего Востока придерживается реформаторского либерального ислама, корни которого уходят в XIX век. Его сторонники выступают за адаптацию мусульманской религии к современности, формированию национальной буржуазии и капиталистических отношений. Они добились введения в ряде стран норм шариата в судопроизводство, в частности в семейное право. Салафитский же ислам, с их точки зрения, создан Западом в противовес советскому влиянию. И забывать, подчеркивают они, об этом недопустимо.

Сторонниками модернизации являются также члены тарикатов. Их приверженцы завязаны на промышленность, строительство, сельское хозяйство и в банковских операциях. С точки зрения их сторонников, можно стать современными в экономической, политической, социальной и культурной областях. Приверженность членов тариката духовному авторитету вождя, возглавляющему орден, и консолидация превращают их сторонников в серьезных конкурентов в области политической борьбы.

В дальнейшем реформаторские идеи переходят в секуляризм. Приверженцы светских взглядов утверждают, что, каким бы важным ни было влияние религии, только с помощью науки и рациональности можно обеспечить движение вперед. Атеистическое сознание отделяет религию от политики и вводит науку как логику, порядок и закон общественной жизни. Это создает духовную ориентацию, направленную на построение демократического общества. Светское сознание позволяет противостоять западному сознанию, секуляризму Европы. Превосходство Запада, утверждают они, состоит в том, что он отделил религию от политики и преобразовал индивида в деятельного члена общества. Но атеизм в исламских странах не направлен против религии, он признает ее существование, правда в субъективных рамках.

Таким образом, в современном политическом исламе можно выделить основополагающие объединения. К первому относятся цивилизованные исламисты. Они готовы вести пропагандистскую работу, иметь собственные газеты и журналы, избираться в парламенты. Сторонники реформаторства считают, что сама возможность «мыслить» является цивилизационной обязанностью мусульманина. Второе представлено салафитами, которые полагают, что приверженцы религии должны прибегать к насилию, чтобы добиться поставленных целей и вернуть ислам к состоянию VII века. Они периодически выходят на улицы, устраивают беспорядки, а часть из них берет в руки оружие и начинает боевые действия против как правительств, так и части населения страны, которая не придерживается фундаменталистских воззрений.

И на Западе, и в России успехи исламистов расценивались как временное явление. В западных странах надеялись, что арабские страны движутся к демократии, а на российской арене рассматривали движение как аналог инициированных Западом «цветных революций». Частично так оно и есть. Но не следует забывать, что эти движения, скорее всего, будут оставаться на прежнем уровне или даже - время от времени - усиливаться, а исламизм будет оставаться актором как на национальном, так и на региональном и международном уровнях в течение ряда лет, если не десятилетий.