Монголию и Россию связывают давние, традиционно дружественные отношения. Ведь именно Россия в свое время первой признала независимость нашей страны и установила дипломатические отношения. Договор об установлении дружественных отношений между Монголией и РСФСР, подписанный 5 ноября 1921 года, не только заложил основу официальных взаимоотношений между странами, но и укрепил нашу независимость. Мы как близкие соседи делили трудности в годы суровых испытаний и успехи в мирные дни. Дальнейшие отношения и тесное сотрудничество Монголии с Советским Союзом имели важное значение в защите независимости и территориальной целостности Монголии в 1939 году, признании суверенитета Монголии в 1945 году ведущими державами мира и вступлении Монголии в 1961 году в Организацию Объединенных Наций в качестве полноправного члена. Именно эти добрые традиции, основанные на искренних чувствах дружбы и взаимной симпатии народов Монголии и России, предопределяют развитие наших взаимоотношений.

В основополагающих документах внешней политики Монголии, таких как Концепция национальной безопасности, Концепция внешней политики, указано, что углубление и развитие добрососедских отношений с Российской Федерацией является одним из приоритетных направлений внешней политики нашей страны. В 2009 году Россия стала первым государством, с которым мы установили стратегическое партнерство в ХXI веке.

В настоящее время монголо-российские отношения интенсивно развиваются во всех сферах. Регулярно проводятся взаимные визиты на высшем и высоком уровнях. Так, в мае и июле 2015 года Президент Монголии Ц.Элбэгдорж посетил Россию с рабочим визитом для участия в мероприятиях по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и в заседании Совета глав государств - членов ШОС и БРИКС. А в 2014 году Президент Российской Федерации В.В.Путин участвовал в праздновании 75-летия Победы на реке Халхин-Гол. Также главы наших государств регулярно встречаются на «полях» различных международных мероприятий. Монголия и Россия по многим важнейшим международным вопросам занимают похожие или близкие позиции. Мы тесно взаимодействуем в международных организациях, прежде всего в ООН, региональных структурах - АСЕМ, ШОС и др.

Высокий уровень по-литических отношений и регулярные визиты и встречи на уровне руководства страны создают благоприятные условия для интенсификации экономического сотрудничества, в связи с чем была подписана Среднесрочная программа развития стратегического партнерства между Монголией и Российской Федерацией в ходе визита министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова в Монголию в апреле 2016 года. Уверена, что успешная реализация данной программы позволит вывести наши торгово-экономические отношения на качественно новый уровень.

На фоне негативных конъюнктурных изменений, наблюдаемых в экономике наших стран, в последнее время двусторонний торговый оборот снижается в связи с неблагоприятным состоянием мировой экономики. В конце 2015 года общий объем торговли составил более 1 млрд. долларов. В целях наращивания объемов двусторонней торговли мы намерены предпринять практические шаги по дальнейшему упрощению торговых и таможенных барьеров и использованию расчетов в национальных валютах по взаимным торговым операциям. Успешно функционирует совместная Рабочая группа, которая была создана в июне 2015 года на основе Меморандума о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Монголии и Евразийской экономической комиссией, деятельность которой направлена главным образом на устранение барьеров, препятствующих развитию торговли.

Также в целях активизации двустороннего сотрудничества работает Межправительственная монголо-российская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, заседания которой проводятся ежегодно с 1991 года. При Межправительственной комиссии на регулярной основе функционируют девять отраслевых рабочих групп и подкомиссий, призванных содействовать продвижению двустороннего сотрудничества в конкретных областях.

Дополнительным механизмом, обеспечивающим наращивание торгово-экономического сотрудничества между нашими странами, в последнее время является ежегодная встреча на уровне глав Монголии, Российской Федерации и Китайской Народной Республики, инициированная Президентом Монголии. В ходе третьей трехсторонней встречи на высшем уровне, состоявшейся в Ташкенте в июне 2016 года, была подписана Программа создания экономического коридора «Китай - Монголия - Россия». В целях реализации трехсторонних экономических проектов, предусмотренных в приложении программы, мы предлагаем образовать совместный центр инвестиционного проектирования, главной функцией которого будет формирование благоприятных условий для реализации многообещающих трехсторонних проектов, включая разработку технико-экономических обоснований перспективных проектов, привлечение финансовых средств и т. д. Мы очень признательны российской стороне, лично Президенту В.В.Путину за поддержку в организации данного центра в Улан-Баторе. Программа экономического коридора направлена главным образом на расширение экономического сотрудничества трех стран путем осуществления совместных проектов, нацеленных на развитие инфраструктуры, облегчение трансграничных перевозок и увеличение торгового оборота.

Монголия находится между двумя крупнейшими рынками мира, соответственно, у нас большой потенциал развития транзитных перевозок грузов. В использовании этого потенциала ведущую роль должно сыграть Монголо-российское АО «Уланбаторская железная дорога», которая является одним из кратчайших путей, соединяющих Россию и Китай, Азию и Европу.

Монголия и Россия активно развивают сотрудничество в области охраны окружающей среды. На регулярной основе функционируют Смешанная монголо-российская комиссия по вопросам охраны окружающей среды, а также Рабочая группа по охране трансграничных лесов от пожаров. Правительство Монголии придает большое значение сохранению региональной экосистемы, поэтому при поддержке Всемирного банка совместно с российской стороной планирует провести общественное слушание по вопросу строительства гидросооружений на реках Селенга и Эг.

Также важную роль играет в двусторонних отношениях региональное сотрудничество с субъектами Российской Федерации. Наряду со взаимными визитами на высшем и высоком уровнях двусторонние дружеские визиты и деловые встречи регионального масштаба стали регулярной и доброй традицией Монголии и России.

Успешно развивается наше сотрудничество в области культуры, образования, науки, чрезвычайных ситуаций, также в военной и гуманитарной сферах. Из года в год увеличивается количество квот обучающихся в вузах России по государственной программе. На личном опыте понимаю значимость такого образования, горжусь, что стала одной из выпускниц Кубанского государственного университета и защитила свою диссертацию в Сибирском отделении Российской академии наук. В настоящее время в высшие учебные заведения России каждый год поступают более 350 граждан Монголии. Сегодня около 3 тыс. монгольских студентов обучаются в вузах Российской Федерации. Стало доброй традицией проведение праздников русского языка и российской культуры в Монголии. На регулярной основе проходят Дни культуры как в Монголии, так и России. Развитию всестороннего сотрудничества между гражданами наших государств способствует безвизовый режим, который начал действовать с сентября 2014 года. Благодаря ему, в 2015 году 415 тыс. монгольских граждан приезжали в Россию, что вдвое больше, чем в предыдущем году.

Пользуясь случаем, хотелось бы сказать несколько слов о Монголии. Наша страна богата историческим наследием, обладает уникальной культурой и удивительной природной красотой. Монголия - земля свободных, храбрых, миролюбивых и трудолюбивых людей. Монгольская государственность имеет многовековые традиции. По размеру территории монголы создали самую большую империю в истории человечества. В Монгольской империи люди подчинялись письменному закону под названием «Великая Яса». Тогда, как и сейчас, монголы развивали свободную торговлю, проявляли религиозную толерантность и проводили открытую внешнюю политику.

Империя активно взаимодействовала с народами Азии, Европы и Ближнего Востока. В то время монголы стремились установить новый мировой порядок, основанный на принципах справедливого мироустройства, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества.

После долгих лет расцвета - и упадка только в начале XX века - Монголия восстановила свою независимость. А 26 лет назад страна вслед за остальным миром выбрала демократический путь, основанный на принципах справедливости, прав и свободы человека. В ходе нашей демократической революции не было разбито ни одного окна и не пролито ни одной капли крови.

Многие до сих пор считают, что одновременное проведение политических и экономических реформ не подходит азиатской культуре. Мы сломали этот стереотип и в 1990-х годах провели политические, экономические и социальные реформы одновременно.

Сегодня в Монголии действуют основополагающие принципы демократии и рыночной экономики. Если 20 лет назад менее 5% от ВВП приходилось на частный сектор, то сегодня он стал главной движущей силой экономики нашей страны, обеспечив более 80% ВВП государства. Несколько лет назад наша экономика занимала первое место в мире по темпам роста. Но в связи с ее сильной зависимостью от добывающей промышленности и экспорта полезных ископаемых в последние годы рост экономики замедляется. В целях обеспечения устойчивого увеличения и восстановления прежних темпов развития экономики мы нуждаемся в создании стабильной политико-правовой системы и эффективном управлении бюджетных средств. Помимо диверсификации экономики с упором на сельское хозяйство и туризм, мы также должны научиться продуктивно распределять доходы, получаемые от добывающей промышленности.

Монголия поддерживает вложение иностранных инвестиций во все экономические отрасли. В нашей стране действует одна из самых низких налоговых ставок по сравнению с другими государствами. Новый Закон об инвестициях Монголии значительно улучшил инвестиционную среду государства. Свидетельством является то, что, по аналитическому докладу «Ведение бизнеса в 2016 году», проведенному Всемирным банком, наша страна заняла 56-е место среди 189 государств.

Для сохранения высоких темпов роста и увеличения производства товаров с добавленной стоимостью приоритет государственной политики заключается в диверсификации экономики. Так как, помимо проектов горнорудной промышленности, уже начаты крупные инфраструктурные и созидательные работы, желательно было бы реализовать поставленную задачу в ближайшее время.

В прошлом году было заключено Соглашение об экономическом партнерстве между Монголией и Японией, которое является первым для Монголии правовым актом свободной торговли. В соответствии с ним стало возможным свободно реализовывать 9 тыс. наименований японских товаров на монгольском рынке и более 6 тыс. наименований монгольских товаров на японском рынке. В течение последующих десяти лет налоговые тарифы на товары, предусмотренные в соглашении, будут обнулены или им предоставят 96-процентные льготы.

Мы верим в наше сообщество и свой народ. В течение последних 26 лет выросло новое поколение, способное открыто и взвешенно анализировать и действовать и обладающее знанием современных технологий. Наше общество является динамичным, предпринимательским и гибким. Полагаю, что это - важнейшее достижение страны.

Мы накопили немалый опыт по уважению демократических ценностей и прав человека, которым можем поделиться с другими государствами. Теперь ясно отдаем себе отчет, что пора находить для этого средства и время. Сегодня с Киргизской Республикой мы обмениваемся опытом создания эффективной парламентской демократии и осуществления правовой реформы. Проводим обучение афганских дипломатов и государственных чиновников, также - сотрудников СМИ, журналистов и представителей гражданского общества Мьянмы, а с делегациями Северной Кореи мы ведем диалог по вопросам экономики, безопасности и т. д.

23 года назад Монголия объявила себя зоной безъядерного оружия, и данный статус был официально признан пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН. Наша страна предпочитает обеспечивать свою безопасность политическими, дипломатическими и экономическими средствами. Монгольские солдаты участвуют в международных миротворческих операциях. Сегодня около 12 тыс. монгольских миротворцев выполняют обязанности по поддержанию мира в «горячих» точках. Полагаю, что с учетом того, что население нашей страны составляет всего 3 млн. человек, это является большим вкладом в поддержание мира. Мы гордимся своим участием в его сохранении.

В настоящее время Монголия активно развивает многосторонние отношения взаимовыгодного и равноправного партнерства с международными организациями. В 2012-2014 годах наша страна председательствовала в Сообществе демократических государств, а в октябре 2015 года стала полноправным членом Совета ООН по правам человека. В июле этого года в Улан-Баторе, столице Монголии, успешно прошел 11-й саммит «Азия - Европа» (АСЕМ) под девизом «Два десятилетия сотрудничества Азии и Европы: совместно создавая будущее», в котором участвовали президенты и премьер-министры более 40 государств. А с 2015 года Монголия возглавляет Международный институт демократии и содействия выборам.

В заключение хотелось бы еще раз отметить важность и значимость нашего соседа, России, для социально-экономического развития Монголии. Совершенно уверена, что наши давние дружественные отношения и впредь будут активно развиваться в духе стратегического партнерства.