В послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года обозначены задачи эффективной реализации национальной внешней политики. По словам главы государства, надо "проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчиненную сугубо прагматическим целям". Внимание сосредоточено на полноценном обеспечении ее приоритетов с учетом всех современных реалий на основе принципов международного права и Устава ООН. Особый акцент сделан на общегосударственный вклад России, включая международное измерение, в направлении модернизации ее экономики, интенсификации проводимых реформ.
Сделаны и предметные рекомендации. Среди них, например, поручение правительству Российской Федерации о приведении технологий и стоимости различных инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами; об использовании норм Евросоюза для разработки на их основе регламентов строительства; об участии в международном проекте использования термоядерного синтеза; о применении современных космических технологий, в том числе и ГЛОНАСС; о помощи в организации международной экспертизы российских научных проектов и другие идеи. Заявленный высшей властью России тезис о модернизации, безусловно, предельно актуальный, многомерный и стратегически перспективный. От того, насколько активно, ответственно и творчески государственные институты законодательной и исполнительной власти России будут задействованы в пяти предложенных проектах - внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности, - зависит в целом преобразование страны и ее устойчивость в действующем миропорядке. Применимый в этих целях инструментарий имеет как внутригосударственную, так и международную ориентацию.
Важнейшее место отводится дипломатии Российской Федерации - суверенного, демократического и правового государства, которое имеет собственную историю и свой взгляд на будущее. Ее совершенствованию, идентификации в новых условиях Россия как мировой авторитет, стратегический и системный полюс мироуправления придает большое политическое и прикладное значение. Речь идет не только о процессах общего характера, но и об использовании дипломатических средств при решении конкретных, специализированных задач. К числу таковых, несомненно, относится и модернизация российской экономики, а также достижение увязанных с ней иных целей реформирования российской государственности перед вызовами
XXI века. По этой причине логичным видится включение в перечень поручений по реализации Послания Президента России Федеральному Собранию отдельного пункта, предлагающего разработку критериев "оценки результатов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности для решения задач модернизации экономики Российской Федерации и ее технологического прорыва".
Что может и должна сделать дипломатия России? Надо подчеркнуть, что работа по указанным векторам и приоритетам не начинается с "чистого листа". Следует говорить, скорее всего, о перенацеленности внешней деятельности, о повышении ее эффективности, устранении пробелов и узких мест в практике социального управления.
Экономическая дипломатия, как и другие ее направления, уже длительное время и достаточно успешно проявляет себя в международной позиции России. Она обеспечивает ее суверенные права и интересы в сфере международного разделения труда и мирохозяйственной интеграции. Результативность этой ветви дипломатического поведения России особо рельефна в условиях мирового финансового и экономического кризиса. Адекватность действующим тенденциям в международных отношениях - важное, но не единственное преимущество экономической дипломатии России. В числе других - широкая география межгосударственных связей, контактов с международными образованиями и организациями (система ООН, Евросоюз, "восьмерка", "двадцатка", ЕврАзЭС и др.), современное конструктивное наполнение их содержания, развитая нормативная база. Сегодня практически невозможно представить мировую экономику и торговлю без России, без ее потенциала в решении проблем энергетики, высоких технологий, укреплении международных структур (ОЭСР, ВТО, Бреттон-Вудские институты); имплементации крупнейших международно-правовых актов (Киотский протокол). Это - одна сторона вопроса, специализированная. Но есть и другая - также необходимая и органическая, но с более широким контекстом.
Речь идет о той части российской дипломатии, которая отвечает напрямую за создание политических предпосылок международного позиционирования страны в области международной экономической интеграции, реальной атмосферы безопасности в двусторонних и многосторонних отношениях, за прогрессивное развитие и кодификацию международного права, преодоление применительно к России субъективных и дискриминационных действий со стороны внешнего пространства (разного рода фобии, двойные стандарты, антидемпинг, организационно-правовые препятствия). Поэтому, учитывая диалектику внутренней и внешней политики, их взаимодействие, государство должно предметно и активно работать над регулированием общепризнанных проблем в рамках международной Повестки дня.
К числу актуальных вопросов, стоящих перед ним, связанных с реализацией государственного суверенитета, относится заключение, например, новых соглашений в сфере безопасности с США
(СНВ-2), осуществление российской оферты по строительству евроатлантической архитектуры безопасности, подготовка соглашения о стратегическом партнерстве с Евросоюзом, повышение эффективности Устава ООН, императивности применения и соблюдения основных принципов международного права и т.д.
Совершенно очевидно, что при решении названных и иных проблем самого широкого использования требуются традиционные инструменты классической дипломатии - переговоры, консультации, международный договор и обычай, деятельность международных организаций и конференций, судебных и арбитражных учреждений, императивные юридические стандарты. Весь этот набор следует задействовать и применительно к регулированию тематики модернизации российской экономики, гармонизируя его с внутригосударственными источниками, например системой российского законодательства во главе с Конституцией РФ. Кроме того, иметь в виду и накопленный опыт модернизационного ориентирования отдельных государств как на Западе, так и на Востоке, необходимость его освоения через формулу международного сотрудничества и партнерства.
И в этой связи возникает важный вопрос методологии и практической политики: о готовности России, ее дипломатических институтов, а также собственно международной внешней среды к работе с Россией по данному вектору. Иными словами, совершенно очевидно, что одного декларирования курса на модернизацию, преодоление накопленных архаизмов политико-экономического и технологического свойства в стране недостаточно для реальных достижений. Нужны и иные, помимо идеологических формул, предпосылки. Обладает ли ими внешняя политика и дипломатия России? Ответ на этот вопрос позитивный. В его пользу говорит многое. И прежде всего опыт позиционирования современной России в международных отношениях, который отличается, с одной стороны, здравым консерватизмом, устойчивостью (в том числе и с точки зрения статуса продолжателя и преемника СССР), а с другой - последовательным накоплением новых подходов и инструментов, связанных с политическими, правовыми, государственными и иными реалиями жизнедеятельности нашей страны.
Чтобы в этом убедиться, достаточно проанализировать Концепцию внешней политики Российской Федерации 2008 года и практику ее осуществления. Отметим, что в документе среди основных целей зафиксировано принципиальное положение, имеющее прямое отношение к президентскому Посланию. Таковым является "создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышение уровня жизни населения, консолидации общества, укрепление основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире".
Ключевое для современной практики реформирования России слово "модернизация" в контексте дипломатической деятельности страны органично. На последнюю ложится, в частности, особая задача полноценного взаимообщения Российского государства с внешним миром, который в своих отдельных сегментах, на уровне конкретных акторов, ушел вперед в инновационной, технологической эволюции. Это своего рода компенсаторская роль. Но есть и другая - реформаторская. Речь идет о функции стимулирования к развитию и обеспечению именно такого движения на перспективу. Естественно, своими специфическими методами и средствами. В таком смысле российская дипломатия - ключ к познанию мира и происходящих в нем процессов, а также инструмент построения нового миропорядка.
В Концепции внешней политики РФ указаны не только общие положения о вхождении России в мировую интеграцию, но и намечены конкретные задачи, связанные с модернизацией страны. Среди факторов экономической дипломатии - достижение максимальных выгод и сведение к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику; создание благоприятных политических условий для диверсификации российского присутствия на мировых рынках за счет расширения номенклатур экспорта и географии внешнеэкономических и инвестиционных связей России; принятие мер торговой политики для защиты интересов
РФ в соответствии с международными правилами и противодействие торгово-политическим мерам иностранных государств, ущемляющим права Российской Федерации и российских предприятий; оказание государственного содействия российским предприятиям и компаниям в освоении новых и развитии традиционных рынков, противодействия дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров, особенно на рынках наукоемкой продукции и товаров с высокой степенью обработки; содействие привлечению иностранных инвестиций в наукоемкие и другие приоритетные сферы российской экономики; продолжение наращивания потенциала и модернизации топливно-энергетического комплекса, способствуя развитию своей экономики и сбалансированности мировых энергорынков; активное использование возможностей региональных экономических и финансовых организаций для отстаивания интересов России, уделяя особое внимание пространству СНГ; использование норм и принципов международного права, национальных регионов и ресурсов для защиты государственных интересов.
Отталкиваясь от этого функционально-целевого установления концепции и в соответствии со смыслом Послания Федеральному Собранию, можно сформировать предметные сферы и проблемы, которые реально воздействуют на повышение экономического, инновационного и технологического потенциалов Российской Федерации, расширение ее многоаспектного влияния в мировых процессах. Назовем некоторые направления. Модернизационный ресурс российской дипломатии в ближайший период и на среднесрочную перспективу должен быть направлен на:
- обеспечение вступления РФ в ВТО и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), совершенствование участия в структурах системы ООН (ВОЗ, Всемирная организация по защите интеллектуальной собственности, Совет управляющих ЮНЕП и Хабитат, Комиссия ООН по устойчивому развитию и др.);
- реформирование международных финансовых институтов (МВФ, Всемирный банк, включая Международную финансовую корпорацию и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций);
- содействие работе "восьмерки", "двадцатки" ведущих экономик, БРИК, ЕврАзЭС, Таможенного союза Белоруссии,
Казахстана, России;
- географическую интенсификацию торгово-экономических, финансовых, научно-технических обменов по двустороннему вектору;
- повышение эффективности реализации "Дорожной карты"
РФ - ЕС по общему экономическому пространству;
- формирование действенной и устойчивой системы энергетической безопасности, в том числе на европейском континенте (развитие энергодиалога с ЕС, его отдельными членами, США, КНР, Индией, Японией, Алжиром, Венесуэлой, Норвегией, Саудовской Аравией, Казахстаном, Туркменистаном, сопровождение крупномасштабных инвестиционных проектов, таких как Балтийская трубопроводная система, интеграция трубопроводных систем "Дружба", "Адрия", газопровод "Голубой поток", проектов газопроводов
"Северный поток" и "Южный поток", нефтепроводов Восточная
Сибирь - Тихий океан и Бургас - Александруполис);
- мониторинг действия Киотского протокола, подготовка к новым соглашениям такого профиля после 2012 г.;
- составление обзоров по действию международных соглашений РФ модернизационного плана в сферах национальных интересов России, содействие российскому бизнесу за рубежом, в том числе через преодоление дискриминационных (законодательных, организационных, политических и иных) мер международного и национального характера, поддержка внешнеэкономических связей субъектов России.
В программе, которую на основе поручения Президента РФ
Д.А.Медведева следует разработать, достойное место должны занять озвученные и будущие международно-правовые инициативы Российского государства. В частности, такие как разработка международного соглашения, определяющего глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе, принятие принципов и механизмов энергетической безопасности на основе аналитической разработки "Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики". Привлекают к себе внимание и российские идеи о совершенствовании правоприменительной практики, например создание в целях урегулирования потенциальных межгосударственных и коммерческих споров и конфликтов системы компетентных международных арбитражных институтов.
Помимо собственно целевой и содержательной стороны работы по модернизации России с помощью дипломатических механизмов, ее ресурсному обеспечению (бюджетное финансирование, частно-государственное партнерство и т.д.), актуальным является вопрос о субъектах этой важной публичной деятельности. Совершенно очевидно, что ее участниками в рамках своей компетенции должны выступать прежде всего федеральные органы законодательной и исполнительной власти. С учетом президентского указания соответствующие планы действий должны быть сформированы во всех структурах, имеющих отношение к международному общению (Федеральное Собрание, правительство, отдельные министерства и ведомства).
Особая роль как координирующего центра отводится
МИД РФ в лице центрального аппарата и росзагранучреждений. Целесообразно создание специальной внутренней структуры Министерства иностранных дел, которая профессионально и концентрировано вела бы работу по организации и обеспечению проекта модернизации России, в том числе в сфере экономики и технологий. В этой связи востребованными к жизни являются предложения по созданию в
Российской Федерации агентства (или другой аналогичной структуры) по международному развитию, образованию в составе правительства Российской Федерации поста специального уполномоченного в ранге вице-премьера, министра "без портфеля", но с должными юридическими полномочиями для координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Тем более что на этот аспект обращено особое внимание в президентском Послании. По словам Д.А.Медведева, существует "необходимость усиления координации в деятельности отстаивания интересов России во внешнеполитической, экономической и гуманитарной сферах. На особом контроле должна быть дипломатическая работа в интересах экономики страны, именно экономики страны". Планируемая работа по официальной государственной линии потребует дополнительного финансирования международной деятельности, а также изменений в кадровой политике (открытие новых специализаций по экономическому и юридическому профилю, планированию и прогнозированию в международных отношениях, перенастройка учебных планов МГИМО (У), Дипломатической академии МИД России, Академии народного хозяйства при правительстве
Российской Федерации, других учебных и научных центров).
При этих действиях нельзя обойтись и без помощи российского бизнеса, его организационных структур (РСНП, ТПП). Вклад их в область модернизации России необходим и востребован по самым высоким меркам. Государство и бизнес-сообщество в такой ситуации должны быть самыми органичными партнерами в отстаивании и обеспечении национальных интересов России.
В предлагаемой Россией новой методологии содержится и гарантия того, что внешний мир, мир перемен, взаимности, неделимой безопасности, будет эволюционировать на принципах права и справедливости, универсальности, гармонизации национальных интересов, укрепления правопорядка и законности, восприятия добросовестной конкуренции, преодолевая диктат, эгоизм в процессах мироуправления. Отсюда очевидно, что политико-экономическое, инновационно-технологическое развитие Российской Федерации содействует демократизации международных отношений, предотвращению в них финансово-экономических кризисов, ликвидации негативных последствий глобализации. И этот процесс набирает силу. Говоря словами Д.А.Медведева, Россия вместе со своими партнерами уже сейчас занимается реформированием мировой финансовой архитектуры и системы безопасности, фактически модернизирует их для учета интересов как можно большего числа государств, для формирования справедливых отношений в мировой политике и экономике.
Таким образом, перед дипломатией Российской Федерации поставлена важная стратегическая задача по обеспечению модернизации государства и расширению его влияния в миростроительстве перед вызовами и угрозами XXI века. Она адекватна, с одной стороны, тенденции усиления роли внешнеполитических инструментов в мироуправлении, а с другой - потенциалу и накопленному опыту функционирования России в международной среде. Задача - комплексная, увязанная с другими направлениями реформирования российской государственности. Одновременно с ней следует и решать проблему эффективности самой дипломатии Российской Федерации. И об этом тоже говорится в президентском Послании. С учетом действительно новых и оригинальных задач, подчеркнул
Д.А.Медведев, "мы сами должны поменять свои подходы, больше думать о том, как выстраивать совместную работу".
Думается, что данная тематика в целом должна быть профессионально рассмотрена на специальном заседании правительства РФ, Совета безопасности России, коллегии МИД, других российских министерств и ведомств. Свой вклад призвано внести и Федеральное Собрание России, экспертное сообщество страны. Озвученная проблематика самым активным образом должна включаться в международные отношения Российского государства с зарубежными странами, их интеграционными союзами и международными организациями на основе принципов международного права, синхронизации существующих глобальных, региональных и национальных интересов. Мир следует готовить к восприятию новой современной роли
Российской Федерации, делать это умно, практически и системно.