Владимир Александрович Суровцев, скульптор, народный художник России, многие годы работает в творческом содружестве с Министерством иностранных дел РФ. Собственно, поэтому ни у кого не возникло вопроса, почему именно он стал автором барельефа канцлера Александра Михайловича Горчакова, установленного к его 200-летию на здании Дипломатической академии МИД РФ. На мемориальной доске написано: «Будущность России огромна, но путь ее нелегок». «А эти вещие слова канцлера Российской империи мы примеряем на себя и сегодня, - рассуждает скульптор. - С одной стороны, мы испытываем гордость за страну, за то, что нам удается, в том числе и в дипломатии, с другой - понимаем, сколь непростая в наши дни ситуация. Но мы всегда преодолеваем трудности».

Знаменательным событием для российской дипломатической службы стало и открытие в феврале 2014 года, в День дипломатического работника, мемориальной доски на здании бывшего НКИД СССР по адресу: ул. Кузнецкий Мост, д. 21/5, в память о сотрудниках Народного комиссариата иностранных дел, вступивших здесь 5 июля 1941 года в народное ополчение, чтобы преградить врагу путь к Москве. Этот барельеф также выполнил В.Суровцев со своим сыном Д.Суровцевым и архитекторами В.Сягиным и О.Сягиным. Следует отметить, что проект осуществлен по инициативе Совета ветеранов МИД России при содействии министра иностранных дел России С.Лаврова, коллегии МИД России и правительства Москвы.

Помню, как несколько лет назад во французском посольстве в Москве глава дипломатической миссии Жан-Морис Рипер вручал награды за особый вклад в развитие добрых связей между Россией и Францией. Знак отличия кавалера ордена Министерства культуры Франции в области изобразительного искусства и литературы получил и Владимир Суровцев.

Посол Жан-Морис Рипер тогда подчеркнул, что в творческом багаже мастера уже свыше 40 монументальных скульптур, а 19 из них установлены в различных иностранных государствах, в том числе четыре - на французской земле. Особо стоит отметить монументы, посвященные братству по оружию между воинами наших стран, например летчикам авиаполка «Нормандия - Неман», Русскому экспедиционному корпусу, сражавшемуся во Франции в Первую мировую войну. Эти скульптуры Владимира Суровцева, по мнению господина Рипера, вовсе не воинственные, они заставляют людей больше думать о мире, о неприятии вооруженных конфликтов. Вместе с тем в них заложен мощный заряд патриотизма.

В этом смысле характерен открытый в сердце Парижа памятник В.Суровцева солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса, направленного на помощь французской армии в годы Первой мировой войны. «Владимир Путин и французский премьер Франсуа Фийон договорились о его создании еще в 2009 году, - вспоминает мастер. - Тогда был организован конкурс, который мне посчастливилось выиграть. За воплощением этого проекта следил лично российский президент». В канун нового, 2011 года состоялась встреча скульптора с тогдашним российским премьером. «Это был для меня невероятный подарок под Новый год, - рассказал В.Суровцев. - За четыре с половиной часа до торжественного боя Кремлевских курантов Владимир Владимирович пригласил министра культуры Александра Алексеевича Авдеева и меня, как одного из авторов этого проекта, в свою резиденцию, и мы вместо отведенных пяти-семи минут проговорили все 20».

Памятник, как и было задумано автором, получился человечным, очень мирным и даже лирическим. Стоит офицер и задумчиво смотрит вдаль. Рядом с ним конь пьет воду из родника. Военный снял каску, скорбя о павших воинах. «Наша композиция не только дань памяти храбрым солдатам, - поясняет скульптор. - Это обращение через суровые события прошлого к нынешним и будущим поколениям, призыв к тому, чтобы больше не было войн. Конь, пьющий воду из родника, - это возвращение к истокам, роду, Родине. Мы дали название памятнику «Родник», хотя этого слова нет на постаменте».

Кстати сказать, над композицией скульптор работал чуть меньше года вместе со своим сыном Данилой, выпускником МГАХИ им. В.И.Сурикова, а также с архитекторами Владимиром и Олегом Сягиными.

Тема Великой Отечественной войны очень важна для скульптора. Владимир Суровцев посвятил десятки своих работ героическому периоду в истории нашей страны. Только их перечисление с описанием и историческими справками может составить книгу. Один из таких памятников установлен на кладбище Пер-Лашез в Париже в честь советских партизан, которые отдали свои жизни за Родину и за освобождение мира от фашизма. Они не увидели Победы, но монумент В.Суровцева доносит до потомков память о них.

Творения скульптора Суровцева являются прекрасными иллюстрациями к русской истории. Это память, отлитая в бронзе, память на века. В полной мере это ощущаешь в его мастерской в Москве на Пятницкой улице, сплошь заполненной макетами скульптур и эскизами старых и новых работ.

Стопки книг на длинном столе свидетельствуют о том, что художник, прежде чем приступить к новой работе, тщательно изучает предмет своего творчества, читает мемуары, исторические исследования и документы.

Не перестает поражать скрупулезность В.Суровцева. Например, размышляя о создании в Москве памятника кубинскому национальному герою и поэту Хосе Марти, он прежде всего попросил принести ему стихи и статьи «Апостола кубинской независимости и революции», как называют Хосе Марти на Кубе.

«У меня возник план, он же мечта, - соорудить и установить у нас в Москве памятник замечательному кубинскому поэту, публицисту, философу и революционеру, лидеру освободительного движения Кубы от испанского господства и национальному герою острова Свободы Хосе Марти, - рассказывает скульптор. - Сейчас с большим интересом размышляю на эту тему, читаю его стихи, статьи, делаю эскизы.

Хосе Марти в свое время написал отличные статьи, посвященные нашему великому поэту Александру Пушкину, художнику Василию Верещагину, русскому народу. В статьях он, например, отмечал, что Пушкин воистину поэт России, этой гордой и почти неизвестной страны… народ, который он пробудил, стал действительно народом…

А в статье о первой выставке работ Василия Верещагина, проходившей в 1888 году в Нью-Йорке, он создал собственный поэтический образ народа России: «Русский народ несет с собой обновление. Патриархальный, наивный, как дитя, возвышенный духом, он то камень, источающий кровь, то крылатое существо с каменными когтями. Он умеет любить и умеет разить насмерть… В русском человеке есть яркость и страстность, рокот гнева и шепот неги, душевная открытость и сила…»

И мы с архитектором Владимиром Сягиным уже подобрали в Москве несколько наиболее подходящих для монумента площадок, которые, разумеется, будем обсуждать с властями города. Хочется, чтобы памятник Хосе Марти в Москве состоялся, чтобы его приняли москвичи, наши кубинские друзья, все латиноамериканцы».

Среди недавних творений мастера - монумент венгерскому кардиналу Йожефу Миндсенти в мадьярском городе Эстергоме, там же находится памятник русским солдатам - участникам Первой мировой войны.

Йожеф Миндсенти был кардиналом в этом городе в период Второй мировой войны, он помогал партизанам, спас многих людей, делая им паспорта и помогая бежать за рубеж.

Правда и в том, что в 1956 году Миндсенти осудил ввод в Венгрию советских войск и сделался врагом Советского Союза. Потом под давлением общественности его выпустили, почти 15 лет он жил в посольстве США в Будапеште, заняв активную антисоветскую позицию. Затем ему удалось выехать в Австрию, где он и скончался. Однако многие венгры помнят эстергомского кардинала прежде всего как борца против фашистов и патриота своей страны.

Монумент, созданный в его честь российским скульптором, - важный элемент народной дипломатии, работающий на взаимопонимание между Россией и Венгрией, на общечеловеческий гуманизм и стремление к дружбе и сотрудничеству.

«Вместе с тем мы работали и над восстановлением в Венгрии памятника советским солдатам, оскверненного вандалами, - рассказывает Владимир Суровцев. - В этом нам оказал содействие МИД РФ, его руководство и сотрудники, за что я безмерно им благодарен. Мы гордимся всеми нашими памятниками, установленными за пределами Родины. С их помощью удается менять отношение к России, российским людям. Это и есть наша культурная, народная дипломатия».

Среди монументов Суровцева - памятник в честь встречи союзников на Эльбе, установленный в Германии. В Болгарии он создал памятник генералу Скобелеву. В Праге установлен бюст великого русского поэта Александра Пушкина. Единственный монумент в Великобритании во славу российского оружия, посвященный крейсеру «Варяг», находится в Шотландии.

Творения Суровцева (многие совместно с сыном Данилой) можно увидеть во Франции, в Исландии, Великобритании, Бельгии, Болгарии, Германии, Нидерландах, Турции, США. Его работы хранятся в российских галереях, в музеях Италии, Франции, Греции, Великобритании, Германии и США. И все они служат миру, дружбе, взаимопониманию.

Как рассказал обозревателю «Международной жизни» Владимир Суровцев, в ноябре 2016 года в МИД России на Смоленской площади открывается выставка его работ - макеты, фотографии монументальных работ, эскизы, копии памятников - всего того, что представляет его многолетнее творческое взаимодействие с министерством в рамках культурной дипломатии.