В  2014-2016 годах миграционный кризис оказался в центре внимания Европейской комиссии (ЕК) и правительств стран - членов ЕС. Именно миграция и ее последствия вызывают широкий общественный резонанс. Согласно опросам «Евробарометра», уже в 2013 году европейцы придавали иммиграции большее значение, чем налогам, пенсиям, образованию и даже терроризму, а в 2015 году эта проблема вышла уже на второе место после безработицы. В отчетах «Евробарометра» за 2015 год подчеркивается, что решение проблем, связанных с ростом миграции, стало приоритетной задачей как для европейских институтов, так и национальных правительств1. В условиях сложной социально-экономической ситуации власти стран - членов ЕС с трудом разъясняют своим гражданам необходимость трудоустройства мигрантов и вовлечения их в экономику2. Рост недовольства в отношении массового наплыва нелегальных мигрантов оборачивается распространением националистических и антиевропейских настроений во многих странах ЕС. Характерной чертой стало усиление влияния партий, спекулирующих на исламской проблеме, причем «радикализация общественного мнения, нараставшая все последние годы, противоречит основным целям европейской интеграции»3.

Задача культурно-социальной интеграции беженцев в общество принимающих стран является одной из самых сложных в комплексе миграционных проблем. Ее решение к тому же осложнено ростом террористической угрозы в Европе. Общественный протест особенно активизировался в связи с тем, что нелегальную миграцию и приток беженцев напрямую связывают и с высоким ростом преступности.

В этих условиях Еврокомиссия и национальные правительства вынуждены уделять особое внимание решению миграционных проблем, в том числе их культурно-социальным аспектам. Обратимся к анализу политики Евросоюза в этой области, а также к опыту таких стран ЕС, как Германия, Великобритания и Дания.

Политика ЕС в области культурно-социальной интеграции мигрантов

Еще до обострения миграционного кризиса в 2015 году стало очевидно, что ассимиляция мигрантов посредством модели «плавильного котла» несостоятельна по причине невозможности их «растворения» в принимающем социуме, тогда как политика мультикультурализма предполагает слишком большое влияние этнических общин на основную культуру. На смену мультикультурализму в Европе постепенно внедряется практика «гражданской интеграции», при которой мигрантам предоставляется определенный уровень социально-экономических прав при условии сохранения баланса между их правами и обязанностями по отношению к принимающему сообществу.

Культурный аспект интеграции мигрантов представляется одним из наиболее важных, поскольку именно в области социально-культурных различий лежит корень тех проблем, с которыми европейское общество столкнулось в условиях роста потоков миграции. На первый план выдвигается необходимость успешной социокультурной интеграции огромного числа людей, принадлежащих к далекой от европейской культуры общности, что стало серьезным вызовом для Европы. Однако и для самих мигрантов - это не менее сложная задача, связанная с восприятием новой культуры, созданием социальных связей, достижением определенного экономического статуса.

Ключевое значение имеет религиозный фактор, обуславливающий глубокие ментальные различия. Подчеркнем также, что последствия терактов в Париже в январе и ноябре 2015 года свидетельствовали о том, что исламский экстремизм негативно влияет на интеграцию мусульман. Местное население испытывает растущие трудности при разграничении таких понятий, как «исламский терроризм», с одной стороны, и «мусульманское сообщество» - с другой.

Фундаментальные различия между двумя столкнувшимися в ходе интеграции культурными общностями требуют комплексного подхода к решению возникающих проблем. Интеграция мигрантов представляет собой многосторонний процесс, сочетающий политический, экономический, социальный и культурный аспекты. Речь идет о расширении социализации мигрантов в различных сферах - образовательной, медицинской, экономической. Особое значение имеет культурно-психологический вектор социализации, позволяющий представителям неевропейского общества быстрее адаптироваться к непривычной культурной среде. Постепенное включение мигрантов в жизнь принимающего общества должно привести к снижению уровня конфронтации ценностей, в том числе в области межконфессионального взаимодействия. Как правило, ключевым фактором социализации является владение языком принимающей страны, а культурная интеграция не предусматривает отказа от проявлений собственной культурной идентичности.

Важно отметить, что проблема миграции - далеко не новая для Европы и Европейская комиссия уделяет значительное внимание этим вопросам уже давно. В частности, еще в 2011 году была принята Европейская программа интеграции граждан третьих стран, в которой делается акцент на необходимости начинать этот процесс с самого нижнего - локального - уровня, что обеспечивает более успешное вовлечение мигрантов в культурную, социальную и экономическую жизнь общества. Программа включает языковые курсы, подключение принимающего общества к интеграции, участие мигрантов в общественной жизни4. Финансовая поддержка осуществляется в том числе Европейским фондом интеграции мигрантов и Европейским фондом беженцев.

Используются и «непрямые» методы, направленные на культурно-социальную интеграцию мигрантов: мероприятия в спортивной сфере, семинары для мигрантов, охватывающие широкий спектр направлений (культуру, межконфессиональную коммуникацию, сферу занятости). На сайте Европейской комиссии существует специальный «Портал для иммигрантов» (EU Immigration Portal)5 с информацией для прибывающих в страны Евросоюза.

ЕК издает документы, способствующие включению мигрантов в трудовую сферу, в том числе в качестве предпринимателей. Специальные семинары проводятся и для организаций, участвующих в процессе трудовой интеграции мигрантов6.

Под эгидой Еврокомиссии осуществляется программа помощи женщинам-мигранткам, пострадавшим от какого-либо проявления насилия, включающая психологическую помощь, а также программа помощи женщинам, подвергающимся насилию в семье7.

Европейская комиссия содействует обмену опытом по вопросам интеграции мигрантов, в частности и через существующие уже давно образовательные программы. Среди них - «Erasmus+», которая включает межуниверситетские обмены в странах - членах ЕС и других европейских государствах и в настоящее время имеет специальное направление помощи беженцам8. Для повышения эффективности миграционной политики Европейская комиссия содействует обмену информацией между региональными, местными и городскими властями внутри Евросоюза. Огромное значение в данном контексте имеет работа волонтеров - граждан ЕС с беженцами, в ходе которой происходит социальная коммуникация, способствующая установлению диалога между сообществами.

Интеграция мигрантов в принимающее общество предусматривает комплекс мер на общеевропейском, государственном (национальном) и местном уровнях. В ЕС постоянно идет «поиск баланса интересов и взаимный «торг»9 по всему комплексу миграционных проблем. При этом приоритет в выработке политики в этой области принадлежит государственным структурам. Рассмотрим политику в отношении беженцев в Германии, где в последнее время миграционные проблемы обострились, так как туда направляется основной миграционный поток, а также в Великобритании и Дании, где в отличие от ФРГ ситуация с мигрантами остается относительно спокойной.

Политика культурно-социальной интеграции
мигрантов в Германии

В настоящее время именно Берлин во многом задает тон всей миграционной политике ЕС. Позиция Ангелы Меркель заключается в том, что все европейские страны, как и все региональные субъекты, обязаны взять на себя часть ответственности за размещение мигрантов. Причем на государственном уровне миграционным вопросам уделяется большое внимание уже достаточно давно, и одним из главных аспектов является именно культурно-социальная интеграция.

Еще в 2002 году правительством Германии был учрежден «Европейско-исламский диалог», целью которого стало установление взаимопонимания между Европой и исламским миром. Среди проводимых мероприятий - семинары в области СМИ и курсы по повышению квалификации, программа обмена студентами «Cross Culture Praktika»10. В 2010-2012 годах в стране был разработан новый Национальный план действий по интеграции, согласно которому интеграция мигрантов становится обязательной и долгосрочной задачей для всех без исключения институтов. Включение мигрантов в общественную жизнь должно быть результатом сетевого взаимодействия различных акторов - от федерального правительства и уполномоченного по миграции в ведомстве канцлера до муниципалитетов, объединений мигрантов и некоммерческих организаций11. Акцент делается на максимальном вкладе самих мигрантов в процесс интеграции в принимающее сообщество. Сегодня в ФРГ существуют специальные культурные «подготовительные курсы» для беженцев, включающие общую информацию о жизни в стране, федеральном правительстве, правовом статусе беженцев, жилье, натурализации, а также изучение основ языка12.

На местном уровне в Германии представлена широкая сеть учреждений и организаций, занимающихся вопросами интеграции: советы по делам иностранцев, советы по интеграции, институты городских и земельных уполномоченных по вопросам интеграции. Выработка советами решений осуществляется посредством консультаций с местными организациями мигрантов. Советы, избираемые самими мигрантами, участвуют в обсуждении всех ключевых аспектов местной интеграционной политики. В последнее время широкое распространение получают интеграционные проекты на местном уровне, направленные на включение мигрантов в политическую и социальную жизнь. Финансирование подобных проектов осуществляется из всевозможных источников: от бюджета ЕС и национального бюджета до многообразных фондов и организаций, а адресатом средств преимущественно являются непосредственно организации мигрантов. Ключевыми факторами социокультурной интеграции в ФРГ, таким образом, выступают взаимодействие широкого круга участников на разных уровнях и акцентируемая роль самих мигрантов в этом процессе.

Данные за 2015 год показывают, что в рамках межкультурной коммуникации возникает ряд проблем между мигрантами и принимающим сообществом. Причем их спектр довольно обширен: от проявления возмущения по поводу религиозной или иной нетерпимости (часто - необоснованной) до преступных акций и силовых столкновений, касающихся различных сфер жизни13. В настоящее время основной проблемой межкультурной коммуникации в Германии является эскалация преступности в мигрантской среде и общественный резонанс по этому поводу.

Увеличение нелегальной иммиграции и наплыв беженцев оказывают значительное влияние на рост радикальных настроений в обществе, что может коренным образом изменить политическую карту Германии. Последние опросы демонстрируют, что почти половина избирателей выступают за отставку правительства из-за последствий политики «открытых дверей», провозглашенной в 2015 году. Резко выросло число граждан, голосующих за оппозиционные националистические партии, которые практически единогласно высказываются в критическом тоне о правительственной миграционной политике. Так, евроскептическая правая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) крайне жестко критикует политику правительства по вопросам миграции и интеграции, хотя и высказывается за привлечение в страну квалифицированных и способных успешно трудиться мигрантов при условии прекращения нелегальной иммиграции, а также выступает за предоставление статуса беженца тем, кто прибывает из регионов, охваченных войной14.

Более жесткую позицию занимает ультраправая Национал-демократическая партия Германии (НДПГ), которая считает, что проблемы, связанные с массовой иммиграцией, сопровождаются слишком большими затратами и угрожают благосостоянию страны и финансам налогоплательщиков. В риторике партии квалифицированные мигранты представляются силой, оставляющей без работы значительную часть коренного населения, а приток беженцев связывается с провалами политики ЕС. При этом решение проблем миграции увязывается с необходимостью вывода страны из Евросоюза15.

Противоположных взглядов придерживаются оппозиционные левые и экологические движения Германии, усматривая в миграционных потоках в страну перспективу позитивных сдвигов в экономике. Так, немецкие «Левые» выступают за признание ответственности федерального правительства в решении вопросов помощи беженцам, за быструю интеграцию мигрантов в общество уже на начальном этапе их пребывания в стране, а также считают необходимым активнее противостоять расизму, ведя «борьбу с причинами иммиграции, а не с беженцами»16. Позиции партии «Союз 90/Зеленые» во многом совпадают с риторикой «Левых»17. Левые радикалы Германии (коммунистическая, марксистско-ленинская, троцкистская партии, «Красная помощь» и др.) также продвигают идеи борьбы с расизмом, критикуя с этих позиций государственную политику. Центристская Свободная демократическая партия Германии выступает за создание упрощенной административной системы для защиты беженцев и оказания им помощи, а также «за ускорение натурализации через экономические, социальные и культурные факторы»18.

Относительно новым моментом в политической жизни Германии является усиление критики в адрес Ангелы Меркель не только со стороны оппозиции, но и со стороны представителей ее родной партии - ХДС. Нельзя не отметить, что христианские демократы всегда выступали за более строгий подход к миграции, чем СДПГ и партия «Зеленых», которые традиционно высказывались за более открытую миграционную политику. Под влиянием неразрешенных проблем с беженцами спектр мнений постепенно смещается в сторону ужесточения миграционной политики, что отражается и на официальном курсе.

Так, обострение общественного протеста в начале 2016 года подтолкнуло правительство Ангелы Меркель к принятию новых мер, направленных на облегчение процесса депортации мигрантов, которые осуждены за совершение преступлений. Что касается культурно-социальной политики, то здесь правящие силы последовательно выступают за применение принципа «развивать и требовать» в отношении мигрантов. Отметим также, что, несмотря на предпринимаемые меры по нормализации обстановки, ситуация с мигрантами в Германии далека от своего разрешения, что несколько отличает ее от другой крупной страны Евросоюза - Великобритании, которая в настоящее время находится на третьем месте в Европе по количеству мусульманского населения (после Франции и Германии).

Британская модель культурно-социальной интеграции мигрантов

Характеризуя британскую миграционную модель, выделим ряд ее особенностей. Во-первых, Великобритания традиционно занимает особое положение внутри Евросоюза, и на ее миграционную политику оказывает влияние стремление к сохранению национального суверенитета в рамках европейского сообщества. В центральной прессе неизменно подчеркивается, что Великобритания может резко ограничить миграционные потоки в случае выхода из ЕС19.

Во-вторых, акцент сделан на поощрение приема высококвалифицированной рабочей силы, что должно способствовать общему подъему британской экономики. Эта идея находится в центре британской миграционной модели. Отличительной чертой как официальной политической риторики, так и общественного мнения в Соединенном Королевстве является четкое разделение на «благоприятную» - способствующую росту экономики - и «неблагоприятную» иммиграцию - низкоквалифицированных трудовых мигрантов, иждивенцев, ищущих убежище людей. Создана система отбора ценных кадров, которым отдается приоритет при решении вопросов приема. Как следствие, именно в Великобритании в условиях притока большого числа квалифицированных рабочих проводится более успешная, чем в других странах ЕС, политика включения мигрантов в экономику страны20.

В-третьих, в основе британской миграционной модели лежит идея интеграции мигрантов через приобщение их к либеральным ценностям. Именно на это направлены программы адаптации, тогда как по сравнению с другими странами ЕС языковые вопросы отнесены на второй план: очевидно, что большинство въезжающих уже владеют в той или иной степени английским языком. Вместе с тем нельзя не отметить и то, что в стране осуществляется особая программа культурной и языковой интеграции, включающая образовательные курсы. Предоставляются также социальные пособия и минимальные медицинские услуги, поддерживается практика групповых информационных занятий и индивидуальных консультаций21.

В-четвертых, роль общественного мнения и неправительственных организаций в вопросах межкультурного и межконфессионального взаимодействия в Великобритании очень высока, что обусловило и более лояльное общее отношение к легальной трудовой миграции, особенно связанной с определенными сферами занятости. Как отмечается на сайте «The Migration Observatory», занимающимся анализом данных по мигрантам, «миграция в Великобритании является широко обсуждаемой, но не пользующейся «популярностью» темой, тогда как связь с общественным мнением является ключевым вопросом в миграционной политике… Существует значительная политическая озабоченность в связи с ростом влияния иммиграции на социальную сплоченность»22.

И, наконец, в-пятых, в Великобритании достаточно сильны позиции мусульманской общины, что также является важным фактором относительно высокого уровня лояльности к мигрантам. Так, в преддверии выборов 2015 года Совет мусульман обратился к политическим партиям с воззванием о борьбе против исламофобии23.

Приведенные выше особенности обусловили относительный успех британской миграционной модели, которая стала одной из самых привлекательных для мигрантов в Европейском союзе. Вместе с тем нарастание потока беженцев оказывает влияние и на ситуацию в Великобритании, способствуя обострению существующих миграционных проблем.

Так, культурная интеграция значительно осложнилась с ростом потока нелегалов и формированием предвзятости в отношении мигрантов в британском общественном сознании. Важность этой проблемы сегодня признают около 44% избирателей. Опросы общественного мнения неизменно показывают недовольство высоким числом мигрантов в стране. Данные за август 2015 года демонстрируют, что примерно три четверти жителей Великобритании выступают за снижение числа принимаемых беженцев и этот вопрос считается одним из наиболее важных24. Не последнюю роль в нарастании подобных настроений играют и социально-экономические факторы. В 2014-2015 годах среди британцев отмечался рост недовольства в связи с тем, что мигранты начинают пользоваться пособиями и льготами еще до того, как осуществляют вклад в экономику страны25.

Характеризуя культурно-социальные аспекты миграционной ситуации в Великобритании, нельзя не отметить и такой фактор, как сохранение определенного уровня неприятия коренным населением исламской культуры. Происходят столкновения как мирного, так и криминального характера на почве религиозной принадлежности. Активно действует «Лига английской обороны» - организация, выступающая против исламизации страны, фактически радикальная националистическая структура.

В этих условиях британское правительство принимает меры, направленные на ужесточение миграционной политики, в том числе в культурно-социальной области. В июне 2014 года в Великобритании вступил в силу закон, приравнивающий принудительные браки, распространенные среди мусульман, к преступлению. При этом в правительстве утверждают, что данное преступление относится к области нарушения прав человека, а не к культурной сфере, и поэтому закон призван повлиять прежде всего на массовое сознание26.

Межпартийная дискуссия, проходящая в стране, отражает различия в отношении партий к вопросам миграции. Так, идеи мультикультурализма поддерживаются лейбористами и отторгаются консерваторами. При этом лейбористы заявляют о необходимости усиления социальной интеграции и более полного включения мигрантов в экономику. Вместе с тем практически у всех британских партий прослеживался общий тон: все политические силы выражают готовность принять контролируемую миграцию, которая способствовала бы росту экономики при условии «языковой компетентности» приезжих.

В предвыборной борьбе 2015 года тема миграции не занимала центрального места. Планы реформирования миграционной политики выработали только Консервативная партия и евроскептическая Партия независимости Соединенного Королевства (ПНСК). В манифесте Консервативной партии провозглашался курс на усиление охраны границ, жесткий контроль за трудоустройством нелегальных мигрантов, отслеживание проявлений экстремизма27. Тогда как ПНСК предлагала сократить поток мигрантов, ужесточить условия их пребывания в стране и для реализации этих мер вывести Великобританию из Евросоюза28.

Ожидаемо жесткую позицию занимают неофашистская «Лига английской обороны», а также Британская национальная партия, объявившая неконтролируемую массовую миграцию корнем всех проблем страны и критикующая в свете нарастания проблем с мигрантами как правящую партию, так и лейбористов29.

Отличительной чертой позиции партии «Зеленых» является идея борьбы с нелегальной миграцией, в том числе с помощью улучшения ситуации на родине мигрантов.

Таким образом, в Великобритании вопрос о культурной и социальной интеграции мигрантов напрямую связывается с их включением в экономику страны и обеспечением экономического роста за счет притока новой квалифицированной рабочей силы. Особый статус страны в ЕС позволяет Великобритании проводить более независимую миграционную политику, учитывающую национальные особенности.

Миграционная политика Дании
и ее культурно-социальные аспекты

Миграционная политика Дании похожа на политику в этой области Соединенного Королевства, сохраняя все же и определенные особенности.

Как и в Великобритании, роль общественного мнения в стране очень высока. Важной особенностью миграционной политики Дании, однако, является то, что неправительственные организации принимают непосредственное участие в процедуре отбора кандидатов для переселения. Общественные настроения отличаются от британских: часть коренных жителей выступают с серьезной критикой действий правительства, осуждая планы снижения налогов на фоне нехватки средств на содержание беженцев. Среди общественных организаций важное место занимают группы «Дружелюбные соседи», занимающиеся содействием беженцам - сбором гуманитарной помощи и средств, социализацией приезжих.

Большая роль в датской миграционной политике отводится мерам местного уровня как наиболее эффективным с точки зрения культурно-социальной интеграции мигрантов. Большинство приезжих направляются в небольшие муниципалитеты и сельскую местность. На принимающий муниципалитет возлагается задача обеспечения финансирования интеграционной программы, в том числе выплаты индивидуального денежного содержания беженцев. Программа интеграции включает социализацию и обязательное посещение курсов датского языка.

В стране создан общенациональный специальный электронный ресурс «Христианско-мусульманский диалог» (Kristen-Muslimsk Dialogblog). Посвященный межконфессиональному взаимодействию ресурс пропагандирует идеи терпимости и призывает помогать беженцам на местах. Этим же целям соответствует проведение парламентской дискуссии в октябре 2015 года по вопросу о профилактике насилия, связанного с пребыванием в стране большого числа мигрантов.

Хотя такой комплекс мер призван препятствовать дальнейшему обострению миграционных проблем в обществе, ситуация в данной сфере остается сложной. Нарастание антииммигрантских настроений, уже длительное время наблюдающееся в Дании, с развитием миграционного кризиса приобрело особо крупные масштабы, что заставляет правительство ужесточать миграционное законодательство. 26 января 2016 года был принят новый закон, в частности разрешающий изымать у беженцев ценности для пополнения фонда средств, предназначенных на их содержание.

Миграционное законодательство активно критикуется европейским сообществом как слишком радикальное, фактически нарушающее права человека. Однако руководство страны вынуждено учитывать радикализацию общественного мнения и усиление позиций националистических партий. С 2011 года датское правительство начало открыто сотрудничать с ультраправой Датской народной партией (ДНП), что сказалось и на политике правящих сил в отношении миграционного законодательства. ДНП, занявшая в июне 2015 года второе место в парламенте, выступает за «национальную независимость» страны, высказывается против Европейского союза и против его политики в сфере миграции.

При этом, однако, ряд правых политических сил Дании занимают умеренную позицию в вопросах миграционной политики и высказываются достаточно сдержанно или даже позитивно в адрес мигрантского сообщества. Так, правая популистская Партия прогресса подчеркивает, что не выступает против присутствия в стране рабочих из других стран и приветствует смешение народов и культур «в позитивном ключе». В программе консервативной партии «Христианские демократы» подчеркивается, что ислам должен существовать в Дании на равных с другими конфессиями. Представители Консервативной народной партии заявляют о пользе различных вероисповеданий для датского общества с точки зрения взаимного культурного обогащения.

Часть левых датских политических сил настроена более жестко в отношении увеличения притока мигрантов в страну. Так, «Левые» поддерживают упоминавшийся выше закон 2016 года, полагая, что его принятие поможет обеспечить внутреннюю безопасность в стране. С точки зрения Социал-демократической партии Дании успешная интеграция мигрантов возможна только при условии освоения ими датского языка и проявления уважения к ценностям демократии. Вместе с тем такая партия, как «Радикальная левая», выступает за облегченную интеграцию беженцев в принимающее сообщество. Единственной партией, которая открыто критикует ужесточающий условия пребывания беженцев в стране закон 2016 года, остается коммунистическое объединение «Единый список - красно-зеленая коалиция».

Таким образом, ситуация в некоторой степени аналогична тому, что происходит в политическом спектре Великобритании. В Дании, однако, антииммигрантские настроение более выражены и представители левого политического крыла настроены более негативно в отношении увеличения числа мигрантов в стране, что связано, очевидно, с более сложной, чем в Великобритании, ситуацией в национальной экономике.

q

Подводя итог, отметим, что вопросы социально-культурного и межконфессионального взаимодействия мигрантов с принимающим сообществом являются самыми сложными во всем комплексе проблем миграционной политики и требуют решительных мер на общеевропейском и национальном уровнях. В каждой стране миграционная политика сегодня характеризуется рядом особенностей. При этом очевидны общие тенденции: так, часть политических сил в Германии, Великобритании и Дании высказывается в положительном тоне о возможности включения трудоспособных квалифицированных мигрантов в экономику. В Германии и Великобритании эти идеи подвергаются резкой критике преимущественно со стороны националистических движений и партий правого толка и эти же силы традиционно занимают жесткие евроскептические позиции.

Ситуация остается весьма сложной на сегодняшний день: перед европейскими странами стоят задачи, на решение которых может потребоваться не одно десятилетие. В научной литературе подчеркивается, что «в рамках многополюсного мира представители разных цивилизаций исторически не столько сталкиваются, сколько сотрудничают», и подобная перспектива действительно остается возможной при условии интенсивного сотрудничества и расширения контактов христианской и мусульманской культур на всех уровнях в рамках процесса интеграции мигрантов в европейское общество. Однако меры, предпринимаемые ЕС и национальными правительствами, зачастую носят половинчатый характер и не способны ни удовлетворить нужды приезжающих, ни успокоить возмущение коренного населения.

 

 

 1Standard Eurobarometer 83 Spring 2015. Public Opinion in the European Union. European Commission, Brussels, 2015. P. 43, 6 // http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/eb/eb83/eb83_publ_en.pdf

 2Потемкина О.Ю. Иммиграционная политика Европейского союза: итоги и новые вызовы // Миграционные проблемы в Европе и пути их решения. Доклады Института Европы РАН. М., 2015. С. 22.

 3Зверева Т.В. Миграционный кризис и его последствия // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2016. №1-2 (144-145). С. 39.

 4Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social Committee and the Committee of the regions. Brussels, 20.07.2011 // http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52011DC0455&from=en

 5Moving to the European Union? // http://ec.europa.eu/immigration/tabHome.do

 6Migration and Skills: Successful Labour Market Integration through Recognition of Professional Qualifications  // http://seminars.eipa.eu/en/activities09/show/&tid=5914

 7Violence against female migrants // http://ec.europa.eu/justice/grants/results/daphne-toolkit/en/node/2144; HEIRAT III - Female Marriage Migrants - Awareness Raising and Violence Prevention // http://ec.europa.eu/justice/grants/results/daphne-toolkit/en/node/2316

 8Erasmus+ helping refugees. Education and migrants // http://ec.europa.eu/education/policy/migration/index_en.htm

 9Зверева Т.В. Указ. соч. С. 42.

10Огнева А.В. Внешняя культурная политика ФРГ // Германия. 2014. Часть II. Политика. Доклады Института Европы. №313. М., 2015. С. 108-109.

11Nationaler Aktionsplan Integration // http://www.bmi.bund.de/DE/Themen/Migration-Integration/Integration/Nationaler-Aktionsplan-Integration/nationaler-aktionsplan-integration_node.html;jsessionid=287C8A961C40D5D21374CBFD526CF753.2_cid287

12Germany. Resettlement Quota & Actors // http://www.resettlement.eu//country/germany

13The Islamization of Germany in 2015 // http://www.gatestoneinstitute.org/7199/germany-islamization

14Programmatik & Leitlinien // https://www.alternativefuer.de/programm-hintergrund/programmatik/

15Identität: Überfremdung stoppen! // https://npd.de/thema/identitaet/

16Point Paper of DIE LINKE Parliamentary Group on Current Challenges of Asylum Policy // http://en.die-linke.de/index.php?id=10143&tx_ttnews[tt_news]=43586&tx_ttnews[backPid]=9651&
no_cache=1

17Grüner Plan für eine bessere Flüchtlingspolitik // http://www.gruene.de/themen/ein-wanderungsgesellschaft/gruener-plan-fuer-eine-bessere-fluechtlingspolitik.html

18Flüchtlingspolitik // http://www.fdp.de/content/freie-demokraten-zur-fluechtlingskrise

19Leaving EU could cut migration // http://www.thetimes.co.uk/tto/news/politics/article4675223.ece

20Cameron D. David Cameron’s EU speech: full text. 28 November 2014 // http://www.bbc.com/news/uk-politics-30250299

21UK. Resettlement Quota & Actors // http://www.resettlement.eu//country/uk

22Public Opinion and Public Policy: Complexities of the Democratic Mandate // http://www.migrationobservatory.ox.ac.uk/policy-primers/public-opinion-and-public-policy-complexities-
democratic-mandate; Immigration, Diversity and Social Cohesion // http://www.migrationobservatory.ox.ac.uk/briefings/immigration-diversity-and-social-cohesion

23Islamophobia - what are the politicians doing about it? // http://www.salaam.co.uk/muslimsinbritain/?p=3095.

24Park A., Bryson C., Curtice J. British Social Attitudes: the 31st Report. London: NatCen Social Research // URL: www.bsa-31.natcen.ac.uk.; UK public opinion toward immigration… // http://www.migrationobservatory.ox.ac.uk/briefings/uk-public-opinion-toward-immigration-overall-attitudes-and-level-concern

25Cameron D. Op. cit.

26Britain Outlaws Forced Marriage // http://www.gatestoneinstitute.org/4367/britain-forced-marriage

27Conservative Party manifesto pledge on immigration // http://www.migrantsrights.org.uk/news/2015/conservative-party-manifesto-pledge-immigration

28Rising security concerns for British forces in German migrant crisis deeply troubling // http://www.ukip.org/rising_security_concerns_for_british_forces_in_german_migrant_crisis_deeply_troubling

29Most of the UK’s problems can be laid squarely at the door of the EU // http://bnp.org.uk/news/national/we-have-politics-madness-%E2%80%94-most-uk%E2%80%99s-problems-can-be-laid-squarely-door-eu