История Группы правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности* (*Далее по тексту статьи - ГПЭ ООН, Группа.) берет свое начало 15 лет назад - с 29 ноября 2001 года. В этот день на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята консенсусом резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» А/RES/56/19, предложенная Россией. В тексте документа указывалось, что «Генеральная Ассамблея ООН… просит Генерального секретаря рассмотреть существующие и потенциальные угрозы в сфере информационной безопасности и возможные совместные меры по их устранению, а также провести исследование концепций, упомянутых в Пункте 2 настоящей резолюции** (**Международные концепции, которые были бы направлены на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем.), с помощью группы назначенных им на основе справедливого географического распределения правительственных экспертов, которая должна быть создана в 2004 году, а также при содействии государств-членов, способных оказать такое содействие, и представить доклад о результатах данного исследования Генеральной Ассамблеей на ее шестидесятой сессии»1.
Решение о создании Группы стало закономерным итогом работы на площадке ООН по запуску нового механизма, способного консолидировать усилия мирового сообщества в борьбе со стремительно нарастающими вызовами и угрозами в новой, информационной сфере.
Однако первые шаги на этом направлении Россия сделала еще в 1998 году, когда на 53-й сессии ГА ООН впервые представили проект резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»2. Так была написана первая страница многолетней истории обсуждения проблематики международной информационной безопасности в Организации Объединенных Наций.
В тексте этого документа, принятого на основе консенсуса 4 декабря 1998 года, выражалась озабоченность тем, что информационные технологии и средства потенциально могут использоваться в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности, и негативно воздействовать на безопасность государств.
Кроме того, в нем была достаточно четко сформулирована цель - предотвратить неправомерное использование или использование информационных ресурсов или технологий в преступных или террористических целях.
В практическом плане резолюция А/RES/53/70 рекомендовала государствам - членам ООН высказаться о целесообразности разработки международных принципов, которые стали бы направляться на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем и способствовали бы борьбе с международным терроризмом и криминалом.
Принятая в 1999 году резолюция А/RES/54/49 закрепила ключевые положения первого в рамках ООН документа о проблемах международной информационной безопасности и подтвердила целесообразность разработки упомянутых международных принципов. Кроме того, еще одним серьезным шагом вперед стало признание возможности угроз негативного влияния информационных технологий безопасности государств не только в гражданской, но и в военной сферах3.
Однако в последующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН на протяжении 12 лет вопрос о целесообразности вышеупомянутых принципов, необходимости их разработки или хотя бы исследования уже не ставился.
Сегодня можно долго полемизировать по этому поводу, стремясь понять причины «исчезновения» столь важного вопроса. Но истинные причины стоит оставить «за скобками», поскольку принципы поведения в информационном пространстве с 2011 года вновь возвратились в текст российской резолюции, но уже в новом, более прикладном качестве - как предмет исследования Группы правительственных экспертов ООН. Это был уже следующий уровень, качественно новый с точки зрения выхода мирового сообщества на консенсусное решение проблем в области обеспечения международной информационной безопасности. Однако ждать его предстояло больше десятилетия.
Несмотря на такой, казалось бы, шаг назад, уже на следующей сессии Генассамблеи ООН 2001-2002 годов в принятой консенсусом российской резолюции А/RES/56/19 впервые было зафиксировано решение о создании в 2004 году группы правительственных экспертов4.
Как уже говорилось выше, основными задачами Группы были определены: рассмотрение существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности и возможные совместные меры по их устранению. Кроме того, предполагалось проведение экспертами исследования концепций, которые направлялись бы на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем.
Старт работе ГПЭ ООН был дан. Впервые за общим столом собрались эксперты в области информационной безопасности из 15 государств: Беларуси, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Иордании, Китая, Малайзии, Мали, Мексики, Республики Корея, России, США, Франции и ЮАР. На своей первой сессии Группа единогласно избрала на должность председателя российского эксперта А.В.Крутских* (*Андрей Владимирович Крутских - специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, посол по особым поручениям МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посол. В 2004 г. - заместитель директора Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России.), что стало подтверждением авторитета России в новой для площадки ООН сфере, а также признанием ее роли в продвижении идеи формирования системы международной информационной безопасности.
Однако, как говорится в известной поговорке, «первый блин вышел комом». Несмотря на то, что в ходе трех сессий состоялся всесторонний, широкий обмен мнениями по вопросу о достижениях в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, были приняты во внимание мнения, высказанные в докладах экспертов, а также документы и справочные документы, предоставленные отдельными членами Группы, консенсус относительно подготовки окончательного доклада так и не был достигнут5 (эксперт из США не поддержал текст документа, согласованный представителями 14 стран).
Подобный исход работы еще раз подтвердил сложный характер вопросов, касающихся рассматриваемой проблематики, а также отсутствие единых подходов к их решению. Основными противоречиями, обозначившимися в период работы Группы, стали различия во взглядах на оценку угроз информационной безопасности, а также возможность отнесения к таким угрозам использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для достижения военно-политических целей, не совместимых с задачами обеспечения международного мира и безопасности.
Вместе с тем итоги работы первого состава ГПЭ ООН нельзя назвать неудачными. Это, скорее, был фальстарт, заставивший с еще более пристальным вниманием подходить к оценке проблем обеспечения международной информационной безопасности, достижению компромисса, поиску взаимоприемлемых решений.
Удалось добиться главного - на площадке ООН начался диалог по одному из ключевых аспектов обеспечения международной безопасности. И желание его продолжить выразилось уже на ближайшей сессии Генассамблеи ООН осенью 2005 года, когда 177 государств (кроме США, проголосовавших против) поддержали выдвинутый Российской Федерацией проект резолюции А/RES/60/45 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»6.
Ключевым положением этой резолюции стало решение о создании в 2009 году группы правительственных экспертов ООН (ее второго состава) для продолжения исследования существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности и возможных совместных мер по их устранению.
И несмотря на предстоящий четырехлетний перерыв в работе Группы (связанный с процедурными вопросами), стало очевидным, что тема международной информационной безопасности прочно заняла место в повестке дня Генеральной Ассамблеи ООН.
Как показала практика, этот перерыв пошел на пользу делу, поскольку стремительное развитие ИКТ сопровождалось не менее стремительным их противоправным использованием террористическими и криминальными организациями. Более того, реальностью становились угрозы применения ИКТ во враждебных военно-политических целях.
Такой «фон» способствовал некоторой корректировке уже сложившихся подходов к оценке как отдельных аспектов проблематики международной информационной безопасности (касающихся, например, характеристики угроз безопасности в информационной сфере и источников этих угроз), так и их совокупности. Все очевиднее и неоспоримее становилась потребность в выработке единых подходов и сближении позиций на этом стратегически важном для обеспечения международного мира и безопасности направлении.
Поэтому логично, что идея возобновления работы ГПЭ ООН в 2009 году нашла свое подтверждение в российских проектах упомянутых резолюций на очередных 61-63-й сессиях Генеральной Ассамблеи в 2006-2008 годах7.
Указанные резолюции имели две характерные особенности.
Во-первых, их принятие сопровождалось единственным голосом против - голосом Соединенных Штатов Америки. Подобная линия американцев выглядела для них вполне логично, поскольку, как уже говорилось выше, только эксперт из США не поддержал итоговый доклад Группы в 2005 году.
И вторая особенность, но уже со знаком «плюс» - у резолюции впервые появились соавторы (коспонсоры). В этом качестве в 2006 году к проекту Российской Федерации присоединились девять стран - Армения, Беларусь, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Мьянма, Никарагуа, Таджикистан и Узбекистан. Так была заложена традиция соавторства российской идеи - традиция, которой в этом году исполняется десять лет. И на протяжении всего данного срока число сторонников неуклонно росло. Даже в период с 2006 по 2008 год, когда в силу указанных выше причин ГПЭ ООН не работала, коспонсорами резолюции становились соответственно 10, 17 и 28 государств.
Таким образом, по мере приближения к моменту начала работы нового состава Группы в 2009 году идею консолидации усилий в борьбе с угрозами в информационной сфере разделяло все большее число наших партнеров. Даже сухая статистика достаточно красноречиво свидетельствует о готовности поддержать идеи России в рассматриваемой области. И это не только традиционные союзники Российской Федерации по СНГ, ОДКБ, ШОС, БРИКС, но и ряд других государств, также обеспокоенных новыми вызовами и угрозами, связанными с противоправным использованием ИКТ.
Невозможность в течение какого-то времени обсуждать проблемы международной информационной безопасности на площадке ООН предопределила поиск путей их решения на региональном уровне. Надо признать, что в 2006-2009 годах России и ее партнерам по Шанхайской организации сотрудничества удалось сделать очень важные шаги. В июне 2006 года в Шанхае главы государств - членов ШОС выступили с заявлением, в котором сообщили о принятом решении создать группу экспертов государств - членов ШОС по международной информационной безопасности. На группу возлагалась задача выработать план действий по обеспечению международной информационной безопасности и определить возможные пути и средства решения данной проблемы во всех ее аспектах в рамках Организации.
Венцом этой работы стало подписание 16 июня 2009 года Соглашения между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности8.
Подобный шаг членов Организации как для стран ШОС (России и Китая), так и для их партнеров по объединению БРИК (Бразилии и Индии), представленных в ноябре 2009 года в числе 15 государств нового состава ГПЭ ООН, стал серьезным стимулом для созидательной работы на воссозданной в рамках ООН признанной экспертной площадке.
Вновь избранный председателем ГПЭ ООН российский дипломат А.В.Крутских с первого дня работы Группы постарался создать из ее членов команду единомышленников, нацеленных, несмотря на сохраняющиеся различия в подходах к проблематике международной информационной безопасности, на достижение главной цели - подготовку доклада и его представление Генеральному секретарю ООН.
Оживленные дискуссии в ходе обсуждения существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности и возможных совместных мер по их устранению сопровождали работу Группы на протяжении всех ее заседаний. К примеру, немало споров вызвал терминологический аппарат будущего доклада. Это было «столкновение» различных принципиальных воззрений на понятийную составляющую текста итогового документа: с одной стороны, термин «информационная безопасность», с другой - более узкое в содержательном плане понятие «кибербезопасность». Однако, несмотря на эти разногласия, экспертам все же удалось перевести диалог в конструктивное русло и выйти на единую редакцию ключевых понятий доклада. Так, в тексте документа закрепились базовые понятия: «информационная безопасность» и «безопасность в сфере использования ИКТ».
Конечно, это был не единственный предмет дискуссий в ходе четырех заседаний ГПЭ ООН, но благодаря усилиям ее председателя все они заканчивались компромиссом и не стали в конечном итоге препятствием для выработки итогового доклада Группы.
На достижение цели потратили немало усилий, но этот труд себя оправдал. 16 июля 2010 года доклад ГПЭ ООН единодушно поддержали все эксперты, представлявшие 15 государств: Беларусь, Бразилию, Великобританию, Германию, Израиль, Индию, Италию, Катар, Китай, Республику Корея, Россию, США, Францию, Эстонию и ЮАР9.
Доклад положил начало новому этапу конструктивной работы специалистов из различных уголков земного шара, разобщенных географически, но объединенных одной идеей - сделать мир безопасней.
И надо признать, что этот успех в немалой степени был обусловлен вкладом российского председателя Группы, сумевшего «заразить» всех экспертов своей нацеленностью на позитивный результат. Ведь только такой результат позволял сохранить данную проблематику в повестке дня ООН, продвигаться вперед и решать новые задачи в области обеспечения международной информационной безопасности. И он был достигнут.
Опыт неудачного завершения работы первого состава ГПЭ ООН остался в прошлом. Новый состав Группы продемонстрировал готовность к диалогу и продолжению разговора на площадке ООН уже без столь длительного перерыва, какой случился после окончания работы ГПЭ ООН в 2004-2005 годах. Тогда возобновления диалога пришлось ждать долгих четыре года.
Поэтому в 2009-2010 годах эксперты отчетливо понимали, что подобное ожидание вряд ли оправдано. Угрозы безопасности в информационной сфере стремительно нарастали. Пауза в работе ГПЭ ООН отбросила бы экспертное сообщество на несколько лет назад.
В качестве небольшого отступления следует заметить, что начало работы Группы в 2009 году совпало с принятием очередного российского проекта резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/64/2510, приветствовавшей данное событие. При этом число ее соавторов возросло до 29 стран.
Важной отличительной особенностью доклада Группы 2010 года стало наличие в нем не только констатирующей части, зафиксировавшей существующие и потенциальные угрозы, риски и уязвимые места в области информационной безопасности, но и первых рекомендаций. Они касались дальнейших шагов по разработке мер укрепления доверия и прочих мер для снижения риска возникновения неправильного восприятия в результате дезорганизации или нарушений, связанных с применением ИКТ.
В практическом плане Группа нацелила мировое сообщество на продолжение диалога между государствами в целях обсуждения норм, касающихся государственного использования ИКТ, сокращения коллективного риска и защиты критической национальной и международной инфраструктуры.
Еще одной рекомендацией стала необходимость принятия мер по укреплению доверия, обеспечению стабильности и уменьшению рисков в связи с последствиями государственного использования ИКТ, включая обмен мнениями стран по вопросу об использовании ИКТ в конфликтах. Кроме того, было акцентировано внимание на потребность в выработке общей терминологии и определений.
Уже после завершения работы Группы в декабре 2010 года резолюция ГА ООН A/RES/65/4111, отметившая результативную работу ГПЭ ООН и подготовленный ею доклад, собрала «под свои знамена» 36 коспонсоров. Однако главным в российском проекте стало закрепление решения о создании уже в 2012 году новой Группы. Это свидетельствовало о нацеленности мирового сообщества на серьезную работу в области международной информационной безопасности, работу без пауз и передышки. Осознание надвигающейся в информационной сфере опасности, с которой в одиночку справиться было не под силу ни одному государству, пришло полностью и окончательно.
Так, российские идеи о необходимости консолидации усилий на этом направлении, впервые прозвучавшие в ООН еще в далеком 1998 году и пережившие за прошедшие 12 лет и скептическое отношение, и категорическое неприятие, и даже нелицеприятную критику, получили свое заслуженное признание и поддержку. Это, несомненно, был значимый успех России, позволивший еще больше укрепить ее авторитет в данной области на международной арене.
Однако такой результат не стал поводом для какой-то особой радости и тем более почивания на лаврах. Настало время более энергичной, более динамичной, более прагматичной работы. Планка ожиданий от деятельности ГПЭ ООН значительно возросла. А ожидания необходимо было оправдывать.
До старта третьего состава Группы оставалось еще почти два года.
И этот в целом непродолжительный промежуток времени вместил в себя несколько событий, исключительно важных с точки зрения продвижения инициатив России и ее партнеров в области международной информационной безопасности.
Осенью 2011 года в Екатеринбурге на II Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев представил участникам встречи концепцию конвенции об обеспечении международной информационной безопасности12. Это был качественно новый шаг в направлении формирования системного подхода к противодействию угрозам в информационной сфере на основе консолидации усилий всего мирового сообщества.
Безусловно, как и в случае с представлением проекта резолюции на Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году, у данной инициативы тоже были оппоненты, подвергшие критике отдельные положения документа. Однако надо признать, что число сторонников идеи формирования системы международной информационной безопасности превысило их многократно.
Следует отметить, что это была не единственная в тот период российская инициатива в рассматриваемой области. В сентябре 2011 года Россия совместно с партнерами по ШОС внесла в качестве официального документа 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности»13.
Этот своеобразный «дубль» заставил политиков, дипломатов и экспертное сообщество по-новому взглянуть на проблему в целом, «переварить» выдвинутые Россией и ее единомышленниками идеи. А главное, всем предстояло выбрать дальнейший путь.
И взятая в этих целях пауза объясняла небольшое снижение в декабре 2011 года числа соавторов традиционного российского проекта резолюции A/RES/66/24 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»14 с 36 до 33 государств.
Однако эта резолюция внесла важный вклад в предстоящую работу нового, уже третьего состава ГПЭ ООН за год до начала ее работы. В резолюции 2011 года по сравнению с предыдущим документом 2010 года были скорректированы основные задачи Группы. Наряду с традиционным исследованием существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности и возможных совместных мер по их устранению в тексте резолюции была сформулирована принципиально новая задача по исследованию норм, правил или принципов ответственного поведения государств и мер укрепления доверия в информационном пространстве.
ГПЭ ООН предстояла сложная, но чрезвычайно важная работа. Однако потенциальные трудности не стали препятствием для желающих войти в число 15 избранных государств, эксперты которых в течение трех заседаний Группы (с августа 2012 по июнь 2013 г.) планировали справиться с задачей, определенной в упомянутой резолюции Генассамблеи. Следующая российская резолюция A/RES/67/27, принятая 3 декабря 2012 года на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН15, приветствовала начало работы ГПЭ ООН. При этом число соавторов документа достигло рекордных 38 стран.
Обновленный состав ГПЭ ООН возглавила австралийский дипломат - первый помощник секретаря Министерства иностранных дел и торговли Д.Стоукс.
Безусловно, после успешной работы Группы предыдущего состава, сумевшей выработать итоговый доклад, который постоянно, начиная с его представления в ООН 30 июля 2010 года, цитировали на всех форумах по информационной безопасности, включая Лондонскую конференцию по киберпространству (1-2 ноября 2011 г.), груз ответственности за конечный результат работы ГПЭ ООН нового состава был очень высок. И ход работы Группы это подтвердил.
Однако к чести председателя в условиях достаточно жестких дискуссий по ключевым проблемным вопросам итогового документа, наличия, казалось бы, явно противоположных экспертных оценок членов Группы по основным положениям доклада, сохранения принципиальных бескомпромиссных позиций оппонирующих сторон Д.Стоукс сумела организовать работу экспертов в интересах достижения заявленной цели.
Сегодня, спустя годы после окончания работы ГПЭ ООН 2012-2013 годов, задумываясь над тем, что же способствовало достижению успеха, можно с большой долей уверенности сказать, что в основе этого лежали объективность австралийского дипломата, стремление услышать своих коллег по Группе и найти рациональное зерно в каждом выступлении, умение оценить и опереться на опыт предыдущего, российского председателя, прислушаться к советам и воспользоваться его помощью.
Безусловно, в условиях сохранявшихся принципиальных различий в подходах к основным положениям разрабатываемого документа «спасательным кругом» стала, образно говоря, «миротворческая» миссия эксперта России. Его активное взаимодействие с председателем, коллегами из США и Китая буквально за несколько часов до завершения работы ГПЭ ООН и проделанная всеми 15 экспертами совместная работа позволили найти необходимые компромиссные решения в отношении итоговой версии доклада Группы. В результате в июне 2013 года в Нью-Йорке на ее заключительном заседании была поставлена не точка, а восклицательный знак.
Однако становилось все более очевидным, что достигать консенсуса как необходимого условия принятия доклада становилось все сложнее. Тем не менее позитивный результат работы ГПЭ ООН (уже второй раз подряд) подтвердил нацеленность мирового сообщества и представленных в Группе его признанных лидеров в области информационной безопасности на продолжение конструктивного и содержательного диалога на площадке ООН.
В докладе ГПЭ ООН 2013 года наряду с традиционной оценкой существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности были раскрыты вопросы укрепления сотрудничества для создания мирной, безопасной, устойчивой и открытой информационной среды, даны рекомендации в отношении норм, правил и принципов ответственного поведения государств, а также мер укрепления доверия, обмена информацией и мер по наращиванию потенциала16.
Этот 13-страничный документ был наполнен новыми идеями, отвечавшими ключевым российским подходам, и впервые зафиксировал положение о нормах, правилах и принципах ответственного поведения государств. Доклад стал качественно новым шагом на пути формирования системы международной информационной безопасности и позволял с бóльшим оптимизмом смотреть на перспективы дальнейшего взаимодействия государств мирового сообщества в интересах борьбы с угрозами в информационной сфере.
Желание не откладывать начало работы очередного состава ГПЭ ООН подтвердилось уже спустя несколько месяцев после завершения итоговой сессии предыдущего состава Группы, когда в декабре 2013 года на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят очередной российский проект резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»17. В тексте документа, принятого консенсусом при соавторстве 43 государств, отмечалась результативная работа ГПЭ ООН в 2012-2013 годах и объявлялось о начале работы ее нового, четвертого по счету, состава уже летом 2014 года.
По меркам Организации Объединенных Наций, бюджет которой на 2014 год уже практически сверстали, решение о созыве Группы в ближайшие полгода, да еще и в расширенном составе (число желающих войти в нее было настолько велико, что Секретариат ООН вынужденно увеличил число представленных в ГПЭ ООН государств до 20) стало беспрецедентным.
Кроме того, в резолюции расширялся круг задач, поставленных перед Группой. В рамках четырех сессий, которые должны были пройти в Нью-Йорке и Женеве, планировалось в целях содействия выработке общего понимания исследовать существующие и потенциальные угрозы в сфере информационной безопасности и возможные совместные меры по их устранению, включая нормы, правила или принципы ответственного поведения государств и меры укрепления доверия.
Однако ключевой целью деятельности ГПЭ ООН явилось исследование вопросов использования ИКТ в конфликтах и того, как применяется к использованию ИКТ государствами международное право.
Таким образом, Группа выходила на свои новые рубежи, что требовало тщательной подготовки к ее работе и привлечения специалистов не только в области информационной безопасности, но и в области международного права, способных выполнить поставленную перед группой сложную, но крайне важную задачу. Необходимо было разработать качественно новый документ - всесторонний, максимально прагматичный, перспективный.
В четвертый состав ГПЭ ООН вошли как ее неизменные члены - эксперты из России, Беларуси, Великобритании, Германии, Китая, США и Франции, так и новички - Гана, Испания, Кения, Колумбия и Пакистан. Но в целом удалось сохранить костяк из 15 представленных в Группе государств, ранее хотя бы один раз уже участвовавших в работе ГПЭ ООН.
Председателем был избран бразильский эксперт Карлос Луис Перес, начальник канцелярии заместителя министра по политическим вопросам МИД Бразилии, впервые вошедший в состав Группы и не имевший опыта работы в таком формате.
Следует отметить, что заявленные цели деятельности ГПЭ ООН, на решение которых отводилось четыре заседания, были достаточно амбициозными и требовали консолидации усилий всех экспертов. В условиях сохраняющихся отличий во взглядах на проблемные вопросы в области международной информационной безопасности и путей их решения достижение указанных целей становилось непростой задачей.
Но политики, дипломаты, экспертное сообщество связывали с новым этапом деятельности Группы большие надежды, что подтвердило в декабре 2014 года соавторство 63 государств российского проекта резолюции 69-й сессии Генассамблеи ООН18, приветствовавшей начало работы ГПЭ ООН и уполномочившей ее продолжить реализацию своих широких исследовательских полномочий.
Работа над текстом итогового доклада, если выразиться помягче, протекала непросто. Путь к согласию пролегал через напряженные дискуссии, неприятие позиций оппонентов, критику подходов коллег к ключевым проблемам повестки дня и многие другие издержки работы неравнодушных и нацеленных на поиск оптимальных решений специалистов. И надежды, которые возлагались на Группу, несмотря на все указанные сложности, сопровождавшие работу исключительно ответственных и заинтересованных в успехе людей на протяжении всех четырех сессий ГПЭ ООН, оправдались.
Развернутый многоаспектный доклад был принят 26 июня 2015 года консенсусным решением всех 20 экспертов19. 17-страничный итог работы четвертого состава ГПЭ ООН отличался обстоятельным анализом текущей ситуации в области информационной безопасности, характеристикой существующих и потенциальных угроз в информационной сфере. В документе, согласно мандату Группы, была сделана попытка изложить подходы к выработке норм, правил и принципов ответственного поведения государств, сформулированы меры укрепления доверия, а также отмечена роль в укреплении информационной безопасности помощи в сфере обеспечения безопасности ИКТ и наращивания потенциала. Впервые в тексте доклада ГПЭ ООН были подняты вопросы применимости норм международного права к новой сфере - сфере использования ИКТ.
Следует отметить, что красной нитью в тексте документа проходят российские базовые подходы в области обеспечения международной информационной безопасности, разделяемые многими нашими партнерами и коллегами.
В первую очередь это относится к выводу о том, что ИКТ должны использоваться исключительно в мирных целях, а международное сотрудничество необходимо нацелить на предотвращение конфликтов в информационном пространстве.
Во-вторых, фиксировалось положение об обладании государствами юрисдикции над информационно-коммуникационной инфраструктурой, расположенной на их территориях.
В-третьих, подтверждалась обязанность государств соблюдать в процессе использования ИКТ - наряду с другими принципами международного права - такие принципы, как государственный суверенитет, суверенное равенство, разрешение споров мирными средствами и невмешательство во внутренние дела других государств.
В-четвертых, указывалось, что государства не должны использовать посредников для совершения международно-противоправных деяний с применением ИКТ и должны обеспечивать, чтобы их территория не служила для совершения таких деяний.
В-пятых, акцентировалось внимание на том, что обвинения в организации и совершении противоправных деяний в сфере ИКТ, выдвигаемые против государств, должны быть обоснованными и доказанными.
В-шестых, отмечалась необходимость дальнейшего изучения вопроса применимости международного права к сфере использования ИКТ.
Итоговые выводы и рекомендации экспертов свидетельствовали о необходимости продолжения работы на вышеуказанных направлениях. Как сказано в заключительной части доклада, «Группа сочла целесообразным определить возможные меры для дальнейшей работы, включающие, в частности, следующее:
а) дальнейшее развитие государствами на совместной и индивидуальной основе концепций международного мира и безопасности в сфере использования ИКТ на правовом, техническом и политическом уровнях;
б) расширение сотрудничества на региональном и многостороннем уровнях для содействия выработке единого понимания потенциальных угроз международному миру и безопасности, проистекающих от злонамеренного использования ИКТ, а также единого понимания безопасности критически важной инфраструктуры, зависящий от ИКТ»20.
Таким образом, проделав огромную работу, ГПЭ ООН обозначила ключевые ориентиры для своих последователей, причем все эксперты были единодушны в одном - Группа должна возобновить свою работу уже в следующем, 2016 году.
Старт этой работе должна была дать резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». На юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялось ее очередное принятие, уже в 18-й раз подряд. И эта, на первый взгляд, казалось бы, привычная, даже рутинная процедура 23 декабря 2015 года стала, по сути, торжеством проблематики международной информационной безопасности на площадке ООН, свидетельством готовности мирового сообщества к активной совместной работе по противодействию нарастающим угрозам в информационной сфере.
Основания для подобного вывода очевидны, поскольку, во-первых, число соавторов указанной резолюции при ее консенсусном принятии достигло рекордного числа - 84 государств21. Во-вторых, резолюция не только приветствовала успешную работу ГПЭ ООН, но и обеспечила созыв ее очередного, пятого состава уже в следующем, 2016 году. И, в-третьих, в качестве ключевой задачи Группы была обозначена разработка правил ответственного поведения государств в информационном пространстве.
Беспрецедентным стало возросшее до 25 государств представительство экспертов в новом составе ГПЭ ООН* (*В состав ГПЭ ООН в 2004-2005, 2009-2010 и 2012-2013 гг. входили эксперты из 15 государств, в 2014-2015 гг. - из 20 государств.), которым предстоит в течение четырех заседаний в Нью-Йорке и Женеве выработать доклад Группы. Первая сессия состоится в период с 29 августа по 2 сентября 2016 года в Нью-Йорке.
Политики, дипломаты, экспертное сообщество связывают с работой обновленной ГПЭ ООН большие надежды. Неслучайно, подводя итоги VII Международной встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, состоявшейся 24-25 мая 2016 года в Грозном, секретарь Совета безопасности РФ Н.П.Патрушев отметил готовность к развитию многостороннего сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, а также возможность выработки универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве и их последующее принятие под эгидой ООН.
По мнению политика, число сторонников этой идеи неуклонно растет, и подтверждением этому служит консенсусное принятие на 70-й сессии Генассамблеи ООН российского проекта резолюции о начале работы нового состава ГПЭ ООН. Как отметил Н.П.Патрушев, выступление 84 государств в качестве соавторов этого документа позволяет надеяться, что Группа со своей основной задачей - выработкой указанных правил - справится22.
До начала работы Группы остается совсем немного времени. Серьезность намерений государств, представленных в ГПЭ ООН, подтвердила череда прошедших в этом году конференций и семинаров. Одной из последних стала представительная Международная конференция по информационной безопасности, состоявшаяся 11-12 июля 2016 года в Пекине. Участие в ней помощника Генерального секретаря ООН и Высокого представителя по вопросам разоружения Ким Вон Су свидетельствует о придании руководством главной международной организации исключительно важного значения предстоящей работе Группы.
В течение двух дней эксперты делились своими взглядами на ключевые вопросы проблематики международной информационной безопасности повестки дня, главным из которых стала выработка норм, правил или принципов поведения в информационном пространстве.
В этой связи российская межведомственная делегация во главе со специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности А.В.Крутских представила новую инициативу Российской Федерации - концепцию проекта резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Правила ответственного поведения государств в информационном пространстве в контексте международной безопасности». Документ вызвал неподдельный интерес у участников конференции и был взят ими в проработку.
Однако это только пролог. Впереди - сложная, напряженная работа, итоги которой станут известны 23 июня 2017 года на заключительном заседании ГПЭ ООН.
Хочется верить, что эти итоги станут знаковым событием. Сделав важный шаг на пути формирования системы международной информационной безопасности, мировое сообщество внесет значительный вклад в обеспечение международного мира, безопасности и стабильности в глобальном информационном пространстве.
История Группы правительственных экспертов ООН может стать историей эволюции успеха. И, как это ни парадоксально звучит, историей будущего.
1Резолюция ГА ООН A/RES/56/19 от 29 ноября 2001 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/476/30/PDF/N0147630.pdf?OpenElement
2Резолюция ГА ООН A/RES/53/70 от 4 декабря 1998 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/760/05/PDF/N9976005.pdf?OpenElement
3Резолюция ГА ООН A/RES/54/49 от 1 декабря 1999 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/777/15/PDF/N9977715.pdf?OpenElement
4Резолюция ГА ООН A/RES/56/19 от 29 ноября 2001 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/476/30/PDF/N0147630.pdf?OpenElement
5А/60/202 от 5 августа 2005 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N05/453/65/PDF/ N0545365.pdf?OpenElement
6Резолюция ГА ООН A/RES/60/45 от 8 декабря 2005 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/490/32/PDF/N0549032.pdf?OpenElement
7Резолюция ГА ООН A/RES/61/54 от 6 декабря 2006 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N06/497/69/PDF/N0649769.pdf?OpenElement; Резолюция ГА ООН A/RES/62/17 от 5 декабря 2007 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N07/464/81/PDF/N0746481.pdf?OpenElement; Резолюция ГА ООН A/RES/63/37 от 2 декабря 2008 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/473/03/ PDF/N0847303.pdf?OpenElement
8Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // СПС «Консультант плюс» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=INT;n=51984
9Доклад ГПЭ ООН 2010 г. А/65/201 от 30 июля 2010 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N05/453/65/PDF/N0545365.pdf?OpenElement
10Резолюция ГА ООН A/RES/64/25 от 2 декабря 2009 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/463/35/PDF/N0946335.pdf?OpenElement
11Резолюция ГА ООН A/RES/65/41 от 8 декабря 2010 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/515/02/PDF/N1051502.pdf?OpenElement
12Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/112.html
13Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности. А/66/359 от 14 сентября 2011 г. // URL: http://rus.rusemb.org.uk/data/doc/internationalcoderus.pdf
14Резолюция ГА ООН A/RES/66/24 от 2 декабря 2011 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/460/28/PDF/N1146028.pdf?OpenElement
15Резолюция ГА ООН A/RES/67/27 от 3 декабря 2012 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/480/24/PDF/N1248024.pdf?OpenElement
16Доклад ГПЭ ООН 2013 г. А/68/98 от 24 июня 2013 г. // URL: https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/371/68/PDF/N1337168.pdf?OpenElement
17Резолюция ГА ООН A/RES/68/243 от 27 декабря 2013 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/454/05/PDF/N1345405.pdf?OpenElement
18Резолюция ГА ООН A/RES/69/28 от 2 декабря 2014 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/662/43/PDF/N1466243.pdf?OpenElement
19Доклад ГПЭ ООН 2015 г. А/70/174 // URL: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N15/228/37/PDF/N1522837.pdf?OpenElement
20Там же.
21Резолюция ГА ООН A/RES/70/237 от 23 декабря 2015 г. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/457/60/PDF/N1545760.pdf?OpenElement
22Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев об итогах VII Международной встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности // URL: http://www.scrf.gov.ru/news/1083.html