Прошедший в июне 2016 года юбилейный, 15-й саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стал не только важной вехой на пути присоединения к Организации новых членов (Индии и Пакистана), но также подтверждением актуальной тенденции в современных международных отношениях, связанной с возрастающей ролью политико-дипломатического урегулирования региональных вызовов режимам оружия массового уничтожения, прежде всего ядерного.
Режим нераспространения ядерного оружия, уникальный по своей универсальности, всеохватности и важности для обеспечения международного мира и безопасности, - краеугольный камень современного миропорядка, символ умения и способности всех (или почти всех) государств мира договариваться и сотрудничать во имя общей цели, ради выживания.
Однако сейчас мы видим, что этот инструмент и символ мировой политики подвергается серьезным угрозам. Непоследовательность официально признанных ядерных держав в сфере разоружения и в вопросах глобальной стратегической стабильности во многом предопределила эрозию международных режимов нераспространения и усилила интерес целого ряда стран, преимущественно развивающихся, к обретению ядерного потенциала.
«Попытки любыми средствами продвигать модель одностороннего доминирования… привели к разбалансировке систем международного права и глобального регулирования, а значит, есть угроза, что конкуренция - политическая, экономическая, военная - может стать неуправляемой», - отметил Президент России Владимир Путин, выступая на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай». Он добавил, что это может привести к «вероятному закату системы нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ)» и новому витку гонки вооружений1.
Действительно ли нам грозит «закат» режима ядерного нераспространения, как его предотвратить и что могут сделать для этого региональные международные организации, включая Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС)?
Одно из очевидных направлений последних лет - усиление региональной тенденции в обеспечении режима ядерного нераспространения. Она носит диалектический характер: с одной стороны, универсальный характер Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) требует единых глобальных стандартов верификации и контроля, с другой - статья VII договора предусматривает право любой группы государств-участников заключать региональные соглашения с целью запрещения или ликвидации ядерного оружия.
Перспективы укрепления режимов нераспространения связаны с инициативами заинтересованных региональных держав по совершенствованию и укреплению существующих элементов режима, который не сводится к ДНЯО, при всей его важности в деле ядерного нераспространения, но также включает в себя механизмы многосторонних инспекций Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и других соглашений по ядерному разоружению, а также создание субрегиональных и региональных зон, свободных от ядерного и других видов оружия массового уничтожения.
Поэтому нельзя не заметить, что для ШОС, вступившей в качественно новый этап своего развития ввиду присоединения к организации новых членов, возникают новые вызовы в сфере ядерного нераспространения. Помимо «официальных» ядерных держав, России и КНР, к ШОС присоединяются обладающие де-факто ядерным оружием Индия и Пакистан. После снятия с Ирана международных санкций, связанных с развитием его ядерной программы, вопрос о принятии этой страны в ШОС также переходит в практическую плоскость (при том что опасения относительно иранских ядерных амбиций еще не развеяны у США и других стран Запада).
История ШОС показывает, что на протяжении всех лет своего существования Организация последовательно выступает за укрепление стратегической стабильности, международных режимов в области нераспространения оружия массового уничтожения, за поддержание международного правопорядка2. Однако эрозия международного режима ядерного нераспространения и новые вызовы в сфере нераспространения для самой ШОС требуют от нее новой стратегии и новых ответов.
В этой связи нельзя не вспомнить о такой продвигавшейся ШОС региональной инициативе в сфере нераспространения, как заключение Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (ЦАЗСЯО) (г. Семипалатинск, 8 сентября 2006 г.). Главы государств - членов ШОС поддержали усилия стран, создавших зону, свободную от ядерного оружия, в Центральной Азии, по заключению со странами, обладающими ядерным оружием, Протокола о гарантиях безопасности и приветствовали принятие соответствующей резолюции на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в которой высоко оценивается вклад стран Центральной Азии в консолидацию режима ядерного нераспространения в регионе3.
Она имеет ряд уникальных особенностей - это первая подобная зона, появившаяся в Северном полушарии, в регионе, полностью окруженном сушей, который граничит с двумя ядерными государствами - Россией и Китаем. Договор стал также первым многосторонним соглашением в области безопасности, охватившим пять стран Центральной Азии. Это первая безъядерная зона, созданная в регионе, где прежде размещалось ядерное оружие (Казахстан). Договор о создании ЦАЗСЯО впервые обязал всех ее участников заключить с МАГАТЭ Дополнительный протокол о гарантиях и полностью выполнять обязательства по ДВЗЯИ4.
Кроме того, договор обязывает страны Центральной Азии отвечать международным требованиям относительно безопасности их ядерных установок. Поэтому эти условия Договора о ЦАЗСЯО служат и антитеррористическим целям, что полностью соответствует уставным целям и задачам ШОС. Создание ЦАЗСЯО можно считать необходимым и важным шагом на пути продвижения глобального режима нераспространения, укрепления региональной безопасности и решения экологических проблем5.
От саммита к саммиту государства - члены ШОС последовательно выражали твердую поддержку ДНЯО, приветствовали многосторонние усилия по его укреплению, изъявляя решимость двигаться в направлении повышения эффективности договора на основе единства его трех фундаментальных составляющих: нераспространение, разоружение, мирное использование атомной энергии6. Для достижения этих целей ШОС предпринимала усилия по налаживанию взаимодействия и сотрудничества с другими международными организациями и институтами, прежде всего с ООН. Так, в Совместной декларации о сотрудничестве между секретариатами Шанхайской организации сотрудничества и Организации Объединенных Наций в числе ключевых областей деятельности отмечено предотвращение распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки7.
Итоги десятилетней работы ШОС по укреплению международного режима ядерного нераспространения и ее основные усилия в этой сфере были развернуто сформулированы в Астанинской декларации, принятой в июне 2011 года: «Государства - члены ШОС выступают за неукоснительное соблюдение положений Договора о нераспространении ядерного оружия, которые направлены на сдерживание угрозы расползания ядерного оружия, обеспечение продвижения по пути ядерного разоружения и гарантирование развития широкого международного сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях. Создание в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия, является важным элементом обеспечения регионального мира и безопасности, способным внести существенный вклад в укрепление режима ядерного нераспространения, повышение уровня региональной и международной безопасности8.
В частности, дальнейшие усилия ШОС в сфере ядерного нераспространения были связаны с призывами ко всем государствам, обладающим ядерным оружием, подписать соответствующие протоколы к Договору о ЦАЗСЯО, а также способствовать ее практическому формированию9.
Соблюдение международных режимов нераспространения оружия массового уничтожения стало одним из основополагающих критериев приема новых государств в члены ШОС, наряду с принадлежностью государств-претендентов к региону ШОС, наличием общих границ с другими членами ШОС, ведением борьбы с терроризмом, неучастием в военных блоках, отсутствием состояния военного конфликта с другим государством, отсутствием санкций ООН, отсутствием на своей территории военных баз и воинских контингентов третьих стран, наличием дипломатических отношений со всеми государствами-членами, соблюдением прав человека. Эти критерии были исчерпывающим образом сформулированы в принятом на саммите в Ташкенте 11 июня 2010 года Положении о порядке приема новых членов ШОС10.
Вышеупомянутые критерии членства определили дальнейшую работу ШОС по подготовке к приему в Организацию таких «проблемных», в смысле ядерного нераспространения, стран, как Индия, Пакистан и Иран. Как справедливо отмечала Т.Л.Шаумян, «учитывая, что строгое следование принципам ядерного нераспространения является установочным для стран - членов ШОС, тот факт, что Индия (так же, как и Пакистан), будучи де-факто ядерной державой, не присоединилась к ДНЯО, может служить осложняющим фактором при рассмотрении вопроса о вступлении ее (а также и Пакистана) в ШОС в качестве полноправного члена»11.
Данные осложняющие факторы усугубляются еще и тем, что подходы Индии и Пакистана к действующему режиму ядерного нераспространения в основном совпадают: обе страны расценивают ДНЯО как «неравноправный» договор, закрепляющий ядерную монополию за немногочисленной группой «избранных» государств. Индия и Пакистан готовы рассматривать возможность своего присоединения к этому договору только в качестве международно признанных ядерных держав.
Однако это остается неприемлемым для международного сообщества, включая Россию и Китай, учредителей ШОС, которые являются депозитариями ДНЯО и в силу этого несут особую ответственность за его соблюдение и укрепление. По мнению авторитетных российских экспертов, признание Индии и Пакистана ядерными державами будет означать пересмотр основ ДНЯО и фактический конец этого договора, а также и всего построенного на нем современного режима ядерного нераспространения: «В случае столь радикального изменения договора получится, что страны, не подписавшие ДНЯО, не поставившие свою ядерную инфраструктуру под гарантии МАГАТЭ и успешно реализовавшие военные ядерные программы, могут избавиться от всех издержек такого курса и вступить в договор и режим нераспространения в «ядерном статусе», приобретя весомый военно-политический выигрыш. Это станет соблазнительным примером для всех пороговых ядерных государств и вызовет цепную реакцию распространения ядерного оружия»12.
ШОС как международной организации уже пришлось столкнуться с тем, что попытки побудить Индию и Пакистан присоединиться к режиму нераспространения в качестве неядерных стран не приводят к успеху. Однако возможны компромиссы и ШОС может найти «золотую середину» в переговорах о присоединении к ней двух стран: в стремлении добиться международного признания своего ядерного статуса Индия и Пакистан могут пойти на уступки в плане ограничения своих ракетно-ядерных арсеналов и снижения темпов осуществления ряда стратегических программ.
Индия и Пакистан отказываются от участия в Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, при этом обе страны соблюдают взаимный добровольный мораторий на испытания ядерного оружия. Индия и Пакистан не участвуют и в переговорах по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ), однако при этом развивают национальные режимы экспортного контроля.
Эксперты Московского центра Карнеги указывают, что Дели и Исламабад подписали ряд соглашений в области мер доверия, что свидетельствует о «договороспособности» сторон. В развитие этого процесса полезно было бы принять комплекс первоочередных мер, направленных на стабилизацию двусторонних отношений, предотвращение конфликта с применением ядерного оружия. Например, оба государства могли бы обеспечить частичную транспарентность ядерных сил, касающуюся их структуры и размещения, в том числе подписать верифицируемое соглашение о неразмещении ядерного оружия в приграничной зоне. Также снижению риска ядерного конфликта способствовало бы достижение взаимных обязательств не развертывать ядерное оружие на спорных территориях. Те же цели могут быть достигнуты путем взаимного снижения боевой готовности ракет (т. е. легализации существующей практики раздельного хранения носителей и ядерных боеголовок) и уведомлений об изменении такого статуса во время учений13.
Иран - еще одна страна-кандидат на вступление в члены ШОС - также имеет свою непростую «нераспространенческую» историю. Завершившийся недавно «марафон» введенных против Ирана международных санкций показал тенденцию к ужесточению многосторонних инструментов и режимов ракетно-ядерного нераспространения. По сути дела, Иран, выполняя требования ДНЯО и МАГАТЭ, был вынужден пойти на существенные дополнительные меры ограничения своей ядерной программы, чтобы развеять подозрения относительно ее истинной направленности.
Это иллюстрирует современный тренд в укреплении режима ядерного нераспространения: любые работы и программы потенциально двойного назначения для неядерных стран - членов ДНЯО должны иметь убедительное обоснование мирными нуждами. По мнению авторитетных российских экспертов, Соглашение о совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД) с Ираном от 14 июля 2015 года создало для этого прецедент. Поэтому обосновывается мнение, что многие положения СВПД в части ограничения ядерных программ и установления расширенного режима транспарентности должны использоваться как принципиальная основа для укрепления режима ядерного нераспространения14.
Как представляется, решая непростую задачу присоединения «проблемных», в смысле ядерного нераспространения, стран-кандидатов, страны - члены ШОС могут взять на вооружение мнение Р.Геттемюллер и Дж.Вольфсталя о том, что «сам по себе режим нераспространения нельзя признать эффективным механизмом для решения проблем распространения ядерного оружия… Эти проблемы необходимо решать поэтапно, регион за регионом, а не в качестве проблем одного порядка, выделяемых по принципу неучастия этих стран в ДНЯО. Проблема… будет решена с помощью региональной политики и дипломатии, а также, возможно, и шагов в военной области, а вовсе не путем проведения заседаний МАГАТЭ в Вене или переговоров в рамках Конференции по разоружению в Женеве. К решению этих проблем должны подключиться высокопоставленные политические лидеры; использование традиционно сложившихся методов работы дипломатов, занимающихся проблемами контроля за вооружениями и нераспространения ядерного оружия, не сможет дать положительных результатов»15.
Это означает, что ШОС, как на уровне Организации в целом, так и на уровне стран-членов, может и должна искать новаторские политико-дипломатические методы для решения проблемы. В этой связи, например, уместно использовать опыт и инициативы Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), хотя последнее является консультационно-диалоговым форматом, а не международной организацией.
В Декларации Четвертого саммита СВМДА, прошедшего в июне 2014 года в Пекине, например, говорится: «Мы приняли к сведению инициативу Республики Казахстан о том, чтобы предложить Генеральной Ассамблее ООН принять Всеобщую декларацию о мире, свободном от ядерного оружия. Мы поддерживаем всеобщее и полное уничтожение ядерного оружия и укрепление во всех аспектах режима ядерного нераспространения на основе принципов недискриминации, равной и неделимой безопасности для всех и ненанесения ей ущерба… В этой связи мы приветствуем подписание 6 мая 2014 года пятеркой ядерных государств Протокола о гарантиях безопасности к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии… Мы приветствуем Декларацию по безъядерному статусу Монголии, подписанную между Монголией и пятеркой ядерных государств в сентябре 2012 года, как конкретный вклад в нераспространение и укрепление доверия и предсказуемости в регионе»16.
Помимо поддержки вышеуказанной безъядерной инициативы Монголии (государства со статусом наблюдателя в ШОС), могут стать востребованными и иные инициативы. Например, в случае создания Парламентской ассамблеи ШОС (идея предложена в 2008 г. спикером парламента Кыргызстана), можно было бы приступить к разработке Конвенции в поддержку режима ядерного нераспространения, используя основные положения подготовленной ООН Типовой конвенции по ядерному оружию17.
На саммите ШОС в Уфе в июле 2015 года страны - члены ШОС, приняв решение о начале процедуры присоединения к Организации Индии и Пакистана, вновь выступили за неукоснительное соблюдение положений ДНЯО, всестороннее сбалансированное продвижение всех отраженных в нем целей и принципов, направленных на укрепление режима нераспространения ядерного оружия, развитие процесса ядерного разоружения в условиях равной и неделимой безопасности для всех18.
Это означает, что ШОС, не отказывающейся от присоединения Индии, Пакистана и Ирана, уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе предстоит начать решать сложную и нетривиальную задачу укрепления режима ядерного нераспространения на региональном уровне, в сфере своей ответственности. Принятая на Уфимском саммите Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года дает четкий вектор к решению этой задачи: «Усилия будут направлены на укрепление режимов нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями, в том числе неукоснительное соблюдение и укрепление Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), содействие вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г.), а также расширению круга государств, присоединившихся к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993 г.) и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.)»19.
В случае успеха (он не гарантирован, но на него есть все основания надеяться) ШОС не только внесет исключительно важный вклад в укрепление режима нераспространения ядерного оружия на глобальном уровне, но и заметно поднимет свою репутацию как влиятельной силы, способной поддерживать и укреплять современный мировой порядок, обеспечивать мир и международную безопасность.
1Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». 22 октября 2015 г. //http://www.kremlin.ru/events/president/news/50548
2Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества //http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=108
3Бишкекская декларация. 16 августа 2007 г. //http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=111
4Безъядерная зона в Евразии //Независимое военное обозрение. 2009. 17 апр. //http://nvo.ng.ru/concepts/2009-04-17/6_eurazia.html
5Сотников В. О создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии//М.: МГИМО-Университет, 2008. С. 28.
6Екатеринбургская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 16 июня 2009 г. //http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=230
7Совместная декларация о сотрудничестве между секретариатами Шанхайской организации сотрудничества и Организации Объединенных Наций. 5 апреля 2010 г. //http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=366
8Астанинская декларация десятилетия Шанхайской организации сотрудничества. 15 июня 2011 г. //http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=474
9Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. 7 июня 2012 г. //http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=646
10Цит. по: Щербатюк Д.В. Вопрос расширения ШОС и перспективы вступления государств-претендентов (2004-2012 гг.) // Наукові праці. Сер. Історія. Вып. 215. Т. 227. 2014. С. 66.
11Шаумян Т.Л. Индия, ШОС и БРИКС в современной геополитике//Сравнительная политика. №3(13). 2013. С. 54.
12Перспективы присоединения Индии и Пакистана к ограничению ядерных вооружений. /Под ред. А.Арбатова, В.Дворкина, С.Ознобищева//М.: ИМЭМО РАН, 2012. С. 55.
13Арбатов А., Дьяков А., Топычканов П. Перспективы присоединения Индии и Пакистана к режиму контроля над ядерными вооружениями//Московский центр Карнеги. 2014. Июль. С. 11.
14Арбатов А., Сажин В. Ядерное соглашение с Ираном: финал или новый этап?//Московский центр Карнеги. 2015. Декабрь. С. 1-11.
15Геттемюллер Р. и Вольфсталь Дж. Израиль, Индия и Пакистан: решение проблемы следует искать в сфере региональной безопасности и политики, а не в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) //http://www.pircenter.org/media/content/files/10/13539445630.pdf
16Укрепление диалога, доверия и координации во имя новой Азии мира, стабильности и сотрудничества. Декларация Четвертого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. 21 мая 2014 г. С. 5 //http://www.s-cica.org/page.php?page_id=183&lang=2
17Поддержка режима ядерного нераспространения и разоружения//Пособие для парламентариев №19. 2012. С. 164-165.
18Уфимская декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. 10 июля 2015 г. С. 3 //http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/PyhhPKOjP2Lj5IJmFSa5CWIgaHxRxkA6.pdf
19Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года. С. 8-9 //http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/a3YPpGqLvQI4uaMX43lMkrMbFNewBneO.pdf