РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ энергетическое сотрудничество в последние годы переживает системный кризис. Все ожидания и прогнозы, которые предрекали бурное развитие этого сотрудничества, в действительности не оправдались.

Практически все крупные инвестиционные нефтегазовые проекты на территории России в 1990-х годах ("Сахалин-1","Сахалин-2", Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и др.) были реализованы американскими компаниями, на их деньги и с использованием их передовых технологий. Американское правительство при этом оказывало этим проектам всяческую политическую поддержку и считало их приоритетными. Комиссия Гор - Черномырдин непосредственно занималась продвижением этих проектов. В мае 2001 года была провозглашена новая энергетическая доктрина Буша на период до 2020 года, создана рабочая группа по нефтегазу во главе с вице-президентом Р.Чейни. Она получила официальное название "Надежная, доступная и экологически устойчивая энергия для будущего Америки". В основе новой энергетической политики было положено три базовых принципа:
1) политика является долгосрочной и многосторонней; 2) политика будет продвигать новые, экологически приемлемые технологии в целях увеличения производства энергоресурсов и стимулирования более чистого и эффективного их использования; 3) политика направлена на улучшение стандартов жизненного уровня американского населения. В восьмой главе этого амбициозного документа, которая посвящена в том числе России и российско-американскому сотрудничеству в энергетической области, особо подчеркивается значение этого сотрудничества для обеспечения энергетической безопасности США. В конце 2001 года Конгресс США за подписью 143 членов Палаты представителей и Сената принял специальное обращение к Президенту Бушу о необходимости всестороннего развития двухсторонних связей с Россией по всем азимутам, и в частности в области энергетики. В свет вышла Белая книга "Партнерство США и России: новые времена, новые возможности", в которой излагалась позиция Конгресса США относительно энергетического сотрудничества с Россией. В этом документе, который подготовил один из влиятельных конгрессменов-республиканцев США сопредседатель Российско-американской рабочей группы "Дума - Конгресс" Курт Вэлдон* (* В сентябре 2001 года в Вашингтоне Курту Велдону была вручена премия и диплом журнала "Международная жизнь" за вклад в развитие российско-американских отношений.), прямо указывается, что приоритетным направлением внешней политики США должно стать развитие российско-американского энергетического сотрудничества, поскольку таким образом США могут "уберечь себя от рисков неопределенности поставок энергоносителей и ненужной зависимости". США и Россия, по мнению Курта Велдона, должны были срочно создать специальную (ad hoc) группу с участием высокопоставленных представителей США и России, которая могла стать неким постоянно действующим рабочим органом по разрешению проблем, которые имеются в отношениях между двумя странами в энергетической области, и для обмена информацией. Эта группа, по замыслу американских законодателей, должна была фактически заменить Комиссию Гор - Черномырдин, положительный опыт деятельности которой признавался. Все это вместе стало своеобразным ответом на обостряющуюся ситуацию в мире и желание США обеспечить свое лидерство в энергетической сфере. Теракт 11 сентября и его последствия ускорили эти процессы. США приняли для себя принципиальное решение снизить свою зависимость от поставок нефти из стран Ближнего Востока и, наоборот, расширить сотрудничество в этой области с независимыми производителями, в частности с Россией и другими богатыми нефтью странами бывшего СССР. Естественно, что это было вынужденное политическое решение, за ним стояли определенные силы в Администрации США и нефтяное лобби. В 2002-2003 годах состоялись два так называемых деловых энергетических саммита, на которых с участием министров торговли и энергетики России и США рассматривались вопросы активизации двустороннего сотрудничества. Таким образом, начался новый энергетический диалог между Россией и США, инициированный президентами двух стран "с целью общего укрепления российско-американских отношений, а также повышения мировой энергетической безопасности и международной стратегической стабильности".* (* Из совместного заявления Президента России В.В.Путина и Президента США Дж.Буша (Москва, 24 мая 2002 г.).) Но, к сожалению, этот диалог ни к чему не привел. Более того, сотрудничество в данной области на фоне охлаждения двусторонних отношений было впоследствии фактически свернуто. Неким Рубиконом послужило дело "ЮКОСа" и курс российского правительства по укреплению государственного контроля над стратегическими отраслями. Компания "McDermott" окончательно вышла из проекта "Сахалин-2", продав свою долю "Shell". Компания "Exxon Mobil" лишилась лицензии на "Сахалин-3", у компании "Chevron" начались проблемы с КТК и в проекте "Сахалин-5". Американским компаниям не разрешили участвовать в разработке Штокмановского газового месторождения на шельфе Баренцева моря. Не увенчались успехом и усилия по совместной реализации другого крупного газового проекта на полуострове Ямал - "Южный Тамбей". Единственным позитивным результатом этого времени в российско-американском сотрудничестве стало партнерство "ConocoPhillips" с "ЛУКОЙЛом" и приобретение первой 20% акций российской компании. Тенденция усиления государственного контроля и консолидации нефтегазовых ресурсов в государственных компаниях имела под собой ряд объективных причин. И главная из них заключалась в том, что в последние годы обострилась проблема обеспечения глобальной энергетической безопасности в мире, цены на нефть постоянно росли. Транснациональным компаниям становилось гораздо сложнее получать доступ к новым запасам, во многих странах - экспортерах нефти началась ренационализация (в Боливии, Венесуэле). Война в Ираке привела к резкому обострению обстановки на Ближнем Востоке. По американским оценкам, всего лишь 19% мировых запасов нефти реально доступны западным компаниям. Доступ к 53% мировых запасов для них фактически закрыт. В то же время две трети мировых запасов нефти находятся на Ближнем Востоке, и это для США большая политическая проблема. В этой связи несколько статистических данных, которые характеризуют ситуацию в США. Потребление энергоресурсов в США в последние годы неуклонно растет вследствие роста численности населения и экономического развития. В то же время добыча нефти и газа внутри США носит нестабильный характер и не удовлетворяет всевозрастающий спрос. Зависимость США от импорта нефти выросла с нуля в 1950 году до 50% к началу 1980-х годов и, по расчетам, достигнет к 2025 году 70%. В результате рост цен на нефть, который продолжается уже в течение нескольких последних лет, серьезно влияет на экономический рост в США. По газу в США ситуация также неблагополучна. США потребляют газа примерно на 20% больше, чем производят. Поэтому ожидается, что импорт газа, в основном в виде сжиженного природного газа (СПГ), в ближайшие годы значительно вырастет.

Проблема глобальной энергетической безопасности стала постоянной темой для обсуждений на многих международных многосторонних и двусторонних форумах. На саммите "Группы восьми" летом 2005 года в английском городе Глениглсе было принято специальное заявление "Глобальная экономика и нефть". На встрече "Группы восьми" в Санкт-Петербурге в июле 2006 года Россия предложила пойти дальше - совместно обеспечивать энергетическую безопасность - и со своей стороны выразила готовность гарантировать бесперебойное снабжение энергоресурсами, в частности Европу. Как известно, Россия поставляет в Старый Свет по разным странам до 25% нефти и чуть больше газа. При этом поставки, в частности газа, по прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), будут продолжать расти. Россия предлагает укрепить энергетическое сотрудничество через взаимное проникновение, обмен активами, через начало нового энергетического партнерства и реального взаимодействия. Россия вместе с другими богатыми нефтью и газом странами бывшего СССР способна стать альтернативой странам Ближнего Востока. По запасам газа Россия занимает первое место в мире (45% мировых запасов), по нефти (13% мировых запасов) делит третью и четвертую позиции с Ираном. Одновременно Россия и США, наряду с Китаем, входят в число первых трех стран мира по потреблению первичных энергоресурсов. Кроме того, Россия - единственная крупная энергоэкспортирующая страна, которая является членом "восьмерки". В этом смысле роль России как некоего канала связи и "посредника" между индустриально развитыми странами и странами БРИК, с одной стороны, и нефтедобывающими странами из "третьего мира", с другой - уникальна.

Энергетическая безопасность в мире традиционно рассматривается с точки зрения позиций импортеров. Это явно некорректный подход. Производители энергоресурсов сталкиваются с неменьшими рисками и проблемами и в неменьшей степени зависят от доходов от экспорта энергоресурсов. Поэтому, если говорить о глобальной энергетической безопасности, речь должна идти о "справедливой экономической взаимозависимости". Поиск баланса интересов между потребителями и производителями энергоресурсов - это сложная, многомерная задача, которая должна решаться в результате развития многосторонних и двусторонних отношений. К сожалению, однако, не все инициативы России в энергетической области встречают понимание Запада, и в частности США. Более того, создается впечатление, что Запад и США разыгрывают антироссийскую энергетическую карту. Принятые в США и объявленные недавно Еврокомиссией протекционистские меры тому подтверждение. Но объективность такова, что без широкого сотрудничества с Россией США и особенно Европе не удастся полностью обеспечить свою энергетическую безопасность. Следует, видимо, ожидать, и для этого есть определенные предпосылки, что после периода застоя и кризиса в ближайшие годы вновь начнется оживление в российско-американском сотрудничестве в энергетической области, но уже на новых принципах и в качестве равноправных партнеров. Причем оно не будет ограничиваться только территорией России, но и охватит "третьи страны", в частности из Каспийского региона. Каспий представляет значительный интерес как для российских, так и американских компаний. Более того, Каспий может стать зоной жесткого противостояния и конфликтов, симптомы которых уже существуют, либо превратиться в арену взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия.

Актуальность российско-американского энергетического сотрудничества в условиях глобализации проблемы энергетической безопасности в мире будет усиливаться, поскольку без такого сотрудничества эта проблема решена быть не может в принципе, и мир будет продолжать лихорадить от постоянных всплесков цен на нефть и потенциальных нефтяных и сопутствующих финансовых кризисов. Экономическая ситуация в мире, бурное развитие в странах БРИК, политико-военная напряженность в традиционных регионах добычи нефти и газа, отсутствие свободного доступа к новым запасам - все это не даст упасть цене на нефть, и, скорее всего, она будет в ближайшие годы находиться в диапазоне 80-100 долларов за баррель, то есть будет даже выше цены на нефть, которая сложилась после острого нефтяного кризиса 1974 года, когда с учетом инфляции и снижения курсовой стоимости доллара в нынешних условных единицах она была почти 80 долларов за баррель.

Проблема глобальной энергетической безопасности в последние годы обострилась, появились новые угрозы и вызовы. В этой связи между Россией и США стоит задача вместе с международным сообществом создать некую систему коллективной энергетической безопасности в мире, проанализировать и выработать предложения и рекомендации по управлению и снижению уровня угроз и вызовов. Концепция создания системы коллективной энергобезопасности в мире предполагает достижение некоего консенсуса, налаживание равноправного сотрудничества между странами-производителями, потребителями энергоресурсов и странами-транзитерами. В этом смысле следует ожидать, что, невзирая на все существующие и возможные препятствия и сопротивление сторонников новой холодной войны, взаимное проникновение и обмен активами, совместное участие в разработке новых запасов, в том числе в "третьих странах", то есть энергетическая взаимозависимость, будут усиливаться. Создание специального координирующего органа, например в рамках ООН, который бы взял на себя функцию "регулятора" энергетических отношений, идеолога проведения нового приемлемого диалога и сотрудничества в энергетической области в глобальном контексте, также является одной из важных задач, стоящих перед Россией и США как стран - гарантов международной энергетической безопасности.

Ясно также, что основной движущей силой нового энергодиалога должны стать российские и американские нефтегазовые компании. При этом от того, как будут реализовываться существующие российско-американские проекты, например "Сахалин-1" (Роснефть, "Exxon Mobil"), освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции ("ЛУКОЙЛ", "ConocoPhillips"), зависит очень многое. Именно компании могут наполнить новый энергетический диалог конкретным содержанием. Отсутствие крупных совместных проектов в последние годы отчасти и было еще одной причиной застоя в российско-американском энергетическом сотрудничестве.

Несколько слов о проекте "Сахалин-1" и его будущем. Проект "Сахалин-1" (потенциальные извлекаемые запасы составляют 2,3 млрд. баррелей нефти и 485 млрд. куб. м газа) - один из первых заключенных в России на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП). Реализация этого проекта, в котором участвует с западной стороны "Exxon Mobil" (оператор), японская компания "Sodeco", а также Роснефть и Индийская национальная нефтяная корпорация (ONGC) в качестве финансового партнера Роснефти, проходит достаточно успешно. В 2005 году начата добыча нефти и попутного газа. В феврале 2007 года уровень добычи нефти уже достиг 250 тыс. баррелей в сутки, газа - 3,5 млн. куб. метров, пробурена самая длинная в мире (на 11 км от берега) высокотехнологичная горизонтальная скважина с отходом от вертикали. Всего же таких скважин подо дном Охотского моря с 2004 года, то есть с момента начала промышленного освоения месторождений в рамках проекта "Сахалин-1", пробурено 24. В 2006 году была введена в эксплуатацию уникальная система экспорта нефти из терминала Де-Кастри, расположенного в Хабаровском крае. "Сахалин-1" ориентирован как на экспорт, так и на внутренний российский рынок, в частности по газу. "Газпром" считает, что газ "Сахалина-1" должен полностью реализовываться внутри страны и стать источником обеспечения Восточной Сибири и Дальнего Востока. "Exxon Mobil" со своей стороны настаивает на частичном экспорте газа через экспортный канал проекта "Сахалин-2", то есть через подключение к заводу по сжижению газа, строительство которого в рамках проекта "Сахалин-2" будет завершено уже в 2008 году.

В этом состоит главная интрига данного проекта и причина возможных разногласий. Ясно, что "Exxon Mobil" должен учитывать потребности российского рынка и считаться с его приоритетностью. В то же время отказывать оператору в весьма выгодных экспортных операциях, которые были изначально заложены в бизнес-план развития проекта, который был утвержден правительством России, будет также сложно. В этой связи проявление доброй воли и принятие взаимоприемлемого решения сторонами крайне необходимо. Эта ситуация достаточно типична для России. Другой пример. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), в котором главную роль играют американские компании "Chevron" (оператор) и "Exxon Mobil", которые в течение уже трех лет не могут согласовать вопрос о расширении КТК до 67 млн. тонн нефти ежегодной пропускной способности. Причина заключается в том, что, по мнению российской стороны, организационно-правовая структура КТК нарушает российское законодательство об акционерных предприятиях, поскольку в уставе КТК, который был принят как международный правовой документ, сказано, что он юридически превалирует над национальным законодательством. В соответствии с ним оператор может заблокировать любое решение, в том числе инициированное российским правительством - другим главным акционером Консорциума.

Другая проблема, которая особенно обострилась в последние годы, когда цены на нефть резко выросли, а кредитные процентные ставки в западных банках, наоборот, снизились, заключается в том, что КТК были выданы многомиллионные кредиты под гарантии его участников под высокие проценты, что было справедливо для конца 1990-х годов, но никак не может быть оправдано сегодня. В этой связи Россия, по заявлению АК "Транснефть", которая представляет с прошлого года в Консорциуме российское государство и управляет его пакетом, не получает достаточно дивидендов и прибыли. Вся она "съедается" процентными ставками кредитов.

КТК является важнейшим трубопроводным проектом, единственным для России частным. С его расширением связано дальнейшее развитие и разработка Тенгизского месторождения в Казахстане.

Кроме того, строительство обходного (Турецкие проливы) нефтепровода Бургас - Александрополис, решение о котором принято еще в прошлом году, напрямую зависит от расширения КТК. Стороны пока не могут договориться, хотя в последние месяцы наметилась положительная тенденция. Скорее всего, американские участники проекта уступят и согласятся на реструктуризацию долгов КТК и изменение его устава в соответствии с российским законодательством. Но процесс явно затянулся и однозначно вредит продвижению в целом российско-американского энергетического сотрудничества.

Новые условия ведения бизнеса в России и изменившаяся глобальная ситуация в области энергетики требует от западных компаний инвесторов большей гибкости и уважения законных прав и интересов своих российских партнеров. Кстати, в этом также заключается одна из причин того, что американским компаниям не удалось развить успех середины 1990-х годов и реализовать имевшиеся тогда благоприятные возможности. Неповоротливость, отказ учитывать новые реалии, желание перенести в Россию практику и традиции ведения бизнеса, которые эти компании используют в других нефтедобывающих странах из так называемого "третьего мира", в значительной степени подорвали потенциал американских компаний и снизили уровень эффективности их деятельности. Для многих из них, к сожалению, остались незамеченными изменившаяся в положительную сторону ситуация в нефтегазовой отрасли России на фоне общего подъема экономики, быстрый рост и становление российских нефтегазовых компаний как полноценных субъектов международного энергетического сотрудничества, финансовые результаты роста цен на нефть, которые создали качественно новые геополитические и геостратегические возможности и привлекли повышенное внимание российской общественности и элиты к нефти и газу.

Не все американские компании смогли вовремя перестроиться, осознать, что единственный путь успешной работы в России с ее международным статусом, политическими амбициями, ее прошлым и настоящим - это налаживание сотрудничества и взаимодействие с российским государством и российскими партнерами, учет их законных прав и интересов.

Пример более прагматичного и гибкого подхода проведения своей экспансии на международных энергетических рынках на фоне российско-американских идеологических разногласий демонстрирует Китай, который во многих так называемых проблемных нефтегазовых добывающих странах заменил американские компании и не допускает российских. Поведение Китая - эталон деидеологического подхода. Не оценивая с моральной точки зрения такой подход, тем не менее следует признать, что за последние несколько лет Китай превратился в глобального энергетического игрока и во многом сегодня определяет тенденции мирового энергетического рынка, в том числе в области цены на нефть.

Нефть и газ в 2000-х годах окончательно вышли из сугубо экономического поля и все четче приобретают политический смысл. Понятия "энергетическое оружие", "энергетическая дипломатия", "энергетическая супердержава" стали частью международного политического лексикона. При всем идеологическом различии в подходах между Россией и США - это две великие страны, которые, с одной стороны, самодостаточные с точки зрения снабжения энергоресурсами, с другой - являются лидерами в потреблении энергоресурсов, они обречены на сотрудничество в этой области, тем более что от этого будет зависеть и уровень общих отношений между двумя странами и мир во всем мире.