Пушкинский музей принимал выставку американской живописи.

Коллекция из 100 полотен, - говорят, самая крупная из всех, которые когда-либо покидали пределы США, - путешествуя из Пекина в Бильбао, на пару месяцев расположилась в Москве. Видимых поводов тому стало два. Выставка посвящена 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Соединенными Штатами Америки. Патронами выступили министр иностранных дел России Сергей Лавров и государственный секретарь США Кондолиза Райс.

Далее. "Три столетия…" называют ответным жестом на грандиозную презентацию русского искусства "РОССИЯ!", которая была представлена американской публике в Музее Соломона Р.Гуггенхайма в Нью-Йорке в 2005 году. Успех был безусловный. На "РОССИЮ!" пришло посмотреть более полумиллиона человек.

Выставка в Москве - скромнее. Но весьма значительна.

Больше ассоциаций она вызывает с политикой, историей, самоощущением разноликой, формировавшейся эти три века американской нацией.

Америка - страна странников, пришедших завоевывать и осваивать другие земли. Вряд ли среди них было много утонченных эстетов, способных оценить изящество тонких линий и игру оттенков цвета. Востребована была живопись другого толка. Простой портрет именитого заказчика в парадных одеждах, выписанный до мельчайших подробностей. Будь то Джордж Вашингтон на фоне звездного флага кисти Чарлза Уилсона Пила. Или верховный вождь племени Айова при полном параде в исполнении Джорджа Кэтлина.

Картинки американского жития с полотен Уильяма С. Джуэтта, Джорджа Калеба Бингема, Уильма Хана преисполнены торжественностью, гордостью, ощущением возвышенной свободы. Воля, прагматизм, патриотизм и непрекращающееся движение вперед.

Со временем Америка открывается европейским веяниям. Импрессионисты Джон Сингер Сарджент, Мэри Кессетт, другие мастера уже учатся живописи за границей, подолгу живут в Англии, Франции, Италии. Надвигающаяся Вторая мировая война, как ни парадоксально, открывает новые возможности для развития искусства в США. Страна выходит из состояния замкнутости и изоляционизма. Обустроив свой быт, аккумулировав лучшие достижения науки и техники того времени, американцы дошли и до культуры. К середине ХХ века американскую живопись охватывает некий драйв. Блудные американские сыны возвращаются домой, к ним, спасаясь от войны, присоединяется немало европейских художников.

И понеслось. Виллем де Кунинг, Джексон Поллок, Марк Ротко и другие имена входят в обязательный список любого приличного музея современного искусства. Живопись, инсталляции, аппликации - все, что называется поп-артом, абстракционизмом, минимализмом и так далее, превращается в шоу.

Мир это воспринимает, публике это нравится. Ярко, празднично, хотя не совсем понятно.

Наманикюренные дамские пальчики на фоне Ниагары Джеффа Кунса или войлочные полотна, приклеенные к стене Робертом Моррисом, эпатируют, но заставляют о них говорить.

Примчавшийся из Петербурга на мотоцикле на открытие выставки директор Фонда Гуггенхайма Томас Кренс был безмерно похож на персонажи с полотна Чарлза М.Расселла "Укротители диких лошадей". История в американском духе. Потому что в любом случае: "Show must go on!"

Кисть американского художника Эдварда П.Морана именно так увековечила помпезный момент открытия статуи Свободы в Нью-Йорке, которая, как считают американцы, "несет свет миру"