Ирак, несмотря на затяжной кризис, явившийся следствием вторжения США в 2003 году, сохраняет роль влиятельного фактора в мировом нефтяном раскладе сил. Топливно-энергетический комплекс этого государства остается сегодня привлекательным объектом для инвестиций других государств, включая Россию.

Занимая второе место в мире после Саудовской Аравии по разведанным запасам нефти, к 2012 году Ирак рассчитывает добывать 6 млн. баррелей нефти в день, сообщил во время прошедшего в августе 2007 года визита в Москву министр нефти Ирака Х.Шахрастани. По его словам, страна имеет перспективные месторождения, запасы которых могут быть огромными.

Вопрос о возобновлении деятельности российских нефтяных компаний в Ираке стал центральным на московских переговорах иракского министра, в которых принимали участие министр промышленности и энергетики В.Христенко и представители компаний "Лукойл", "Роснефть", ТНК-ВР, "Зарубежнефть". Х.Шахрастани отметил, что Ирак сейчас открыт всем международным нефтяным компаниям. Российские же компании, которые в прошлом активно работали в Багдаде, заинтересованы в дальнейшем продолжении разработки иракских нефтяных месторождений. Прибыв к нам, министр нефти хотел подтвердить желательность того, чтобы наши компании приняли, подчеркиваю, на общих основаниях участие в тендерах по разработке нефтяных и газовых месторождений Ирака. 

Однако обольщаться не стоит. Вопрос в том, насколько будущие тендеры окажутся действительно "свободными и прозрачными" в условиях фактической американской оккупации государства. Можно, однако, предположить, что качество и размеры иракских месторождений не остановят российских "игроков" на пути приобщения к "черному золоту" ближневосточного нефтяного Эльдорадо.

Стоит заметить, что с самого начала иракского кризиса в 2003 году наше государство официально заявляло о необходимости участия международного сообщества в иракском урегулировании. Россия принимала непосредственное участие в разработке и принятии важнейших решений СБ ООН, подготовке и проведении различных международных форумов, неоднократно предлагала провести международную конференцию с участием политических и религиозных сил Ирака, а также соседних с ним стран и постоянных членов СБ ООН с целью выработки плана конкретных действий по передаче суверенитета представителям иракского народа. Кроме того, официальная Москва активно предлагала определить мандат Многонациональных сил безопасности, который был бы увязан с календарем вывода оккупационных сил из Ирака.

Важно подчеркнуть, что в ноябре 2004 года российское руководство пошло на беспрецедентное списание свыше 90% иракского государственного долга. Некоторые российские компании направили туда своих сотрудников, которые заняты реконструкцией и модернизацией энергетических объектов.

Политические риски

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЗИЦИИ РОССИИ органично связана с неизменностью ее отношения к проблеме вывода оккупационных сил из Ирака, но не спонтанного, а в установленные сроки. Стоит ли ожидать вывода этих сил? В поисках ответа на острый вопрос следует рассмотреть несколько возможных вариантов.

Оккупационные силы остаются в Ираке еще на пять-десять лет, однако по мере стабилизации обстановки в стране и формирования иракских вооруженных сил США пойдут по пути постепенного сокращения своего военного присутствия, сохранив необходимый минимум контингента, который занимал бы несколько военных баз и обеспечивал безопасность стратегических объектов. Такое развитие событий, на мой взгляд, наиболее вероятно. Приведу некоторые существенные причины.

Присутствие американских войск в регионе представляет для США стратегическое значение: контроль над энергоресурсами региона, обеспечение плацдарма для возможной силовой акции в отношении Ирана.

Вывод американских войск выглядел бы проявлением слабости, особенно в условиях, когда не удалось достичь каких-либо реальных успехов в обеспечении порядка в стране и восстановлении Ирака.

Наконец, в условиях все большей дестабилизации обстановки в Ираке (и в регионе в целом) вывод оккупационных сил может привести к еще более негативным последствиям для США.

Говорят о возможности одноразового вывода оккупационных сил из Ирака в близкой перспективе. Этот вариант теоретически не исключен в силу возможности возникновения ряда обстоятельств, неприемлемых для США: выход из под контроля оккупационных сил ситуации в Ираке, резкое увеличение числа американских потерь, радикализация недовольства общественного мнения в США, усиление давления со стороны международного сообщества.

Однако такой вариант, по мнению экспертов, маловероятен главным образом потому, что, несмотря на все трудности для Вашингтона, до общего решения проблемы американские войска останутся в Ираке. Ждать, что такое решение будет найдено в ближайшей перспективе, не приходится. Кроме того, очевидна неготовность иракских властей к самостоятельному управлению страной и неспособность обеспечить порядок в стране.

Иностранное военное присутствие в Ираке не должно, понятно, затягиваться бесконечно, и Россия, как и многие другие страны, выступает за продуманный график вывода из Ирака многонациональных сил.

Как бы то ни было, но вывод таков: если нынешний режим будет вести себя пассивно, то американское военное присутствие продлится. Между тем иракским властям грозят серьезные трудности, связанные не только с отсутствием безопасности, но и с тяжелым экономическим положением в стране. Однако Ирак обладает довольно сильным потенциалом. И связано это прежде всего с запасами богатейших природных ресурсов.

Ирак обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире, уступая только Саудовской Аравии. На территории Ирака разведаны нефтяные месторождения, в которых находится 112,5 млн. баррелей нефти, традиционно обеспечивающей до 95% экспорта государства.

Пожалуй, среди государств Старого Света, весьма заинтересованным в развитии экономики (особенно ее нефтяного сектора) современного Ирака, является Россия. С чем это связано?

Нельзя не отметить, что нашей стране принадлежит исключительное место на мировых энергетических рынках. Россия является одним из мировых лидеров в добыче нефти. В 2006 году добыча нефти в России выросла еще более и составила 480,4 млн. тонн. Объем экспорта нефти и газового конденсата из России в прошлом году составил 248,4 млн. тонн. Почти 90% экспорта нефти из нашей страны приходится на долю Европы, если учитывать страны СНГ. Перспективы развития нефтяной отрасли связаны с разработкой новых месторождений и альтернативными направлениями экспорта нефти. Прежде всего, это быстро развивающиеся рынки ближневосточного региона.

Говоря о наших взаимоотношениях с Ираком, важно заметить, что эта страна является одним из государств-основателей Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), располагает крупными запасами нефти, добыча которой постоянно растет. В довоенный период (до 2003 г.) Ирак являлся одним из основных торгово-экономических партнеров России на Ближнем Востоке. После окончания активной фазы военной операции коалиционных сил в Ираке наши усилия были сосредоточены на защите интересов российских организаций на этапе гуманитарной программы ООН, реализации ранее заключенных в ее рамках контрактов. В настоящее время реализуются контракты на восстановление теплоэлектростанций в иракских городах Басра и Насирия, а также в пригороде Багдада. В стране находится около 350 специалистов российских компаний.

Можно вспомнить, что с 1969 года в рамках технического сотрудничества специалисты из СССР оказывали содействие иракцам в проведении работ на ряде объектов нефтяной промышленности. Результатом явилось обустройство нефтепромысла "Северная Румейла" и строительство нефтепровода от этого месторождения до порта Фао, в Персидском заливе. Министерство нефтяной промышленности СССР выполняло работы по обустройству нефтепромыслов и эксплуатации ряда месторождений, по оценке перспектив развития ресурсно-сырьевой базы страны, разработке программ комплексного развития нефтедобывающей и газовой промышленности Ирака. Многие специалисты-нефтяники из Ирака получили образование в институтах Советского Союза. В 1987 году был заключен контракт по освоению проекта "Западная Курна-1" и были начаты работы по его реализации, которые в 1991 году были приостановлены из-за действия международных санкций. В целях завершения работ в постсанкционный период по этому объекту был создан консорциум в составе компаний "Зарубежнефть", "Машиноимпорт", "Зангас".

В период правления С.Хусейна энергетическое сотрудничество между Ираком и Россией регулировалось рядом документов, в частности Соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Республики Ирак о сотрудничестве в сооружении объектов в области нефтяной и газовой промышленности, подписанным 25 апреля 1995 года в Багдаде. Энергетическая проблематика, а также вопросы расширения российского участия в гуманитарной программе ООН для Ирака регулярно обсуждались на заседаниях российско-иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству, встречах ее сопредседателей и отраслевых подкомиссий.

В марте 1997 года в Багдаде был подписан Протокол заседания российско-иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В развитие этого документа был заключен контракт на освоение проекта "Западная Курна-2" на условиях раздела продукции. Его участниками являлись Министерство нефти Ирака, "Лукойл", а также "Зарубежнефть" и "Машиноимпорт". Контракт был утвержден Президентом Ирака после ратификации парламентом. Срок действия контракта - 23 года с момента вступления соглашения в силу, максимальный годовой уровень добычи нефти - 30 млн. тонн, срок окупаемости - семь лет, ориентировочные капиталовложения - 3,6 млрд. долларов. Была проведена подготовительная работа в соответствии с условиями контракта. Однако к прямой реализации проекта российская сторона так и не пристyпила из-за невозможности вести полномасштабную деятельность по контрактy в условиях санкций.

В соответствии с рядом контрактов, подписанных в период с середины 80-х годов прошлого века до 2003 года, предполагалось освоение и обустройство ряда месторождений, а также выполнение сервисных работ по развитию и модернизации объектов инфраструктyры нефтяной отрасли Ирака. Участниками этих контрактов с российской стороны являются компании "Лукойл", "Газпром", "Зарубежнефть", "Роснефть", "Машиноимпорт", "Роснефтегазэкспорт", "Стройтрансгаз", "Зангас", "Татнефть", "Башнефть", "Альфа-Эко", Межгосударственная нефтяная компания "Союзнефтегаз". Выполнение дальнейших работ по контрактам было приостановлено из-за действия международных санкций.

Необходимо подчеркнуть, что в программе "Нефть в обмен на продовольствие", которая в период с 1996 по 2003 год позволяла Ираку продавать нефть для удовлетворения гуманитарных нужд населения, участвовали свыше 40 российских компаний. В ее рамках в Ирак было поставлено оборудование и трубы на сумму более 250 млн. долларов. Кроме этого, ряд российских компаний принимал участие в развитии объектов электроэнергетики.

Экономические риски

НАСИЛЬСТВЕННЫЙ "ЭКСПОРТ ДЕМОКРАТИИ" в Ирак со стороны США принес серьезные потери российским компаниям, имевшим деловые интересы в этом ближневосточном государстве. Прежде всего, Ирак были вынуждены покинуть российские инженеры и строители, выполнявшие работы по строительству и восстановлению ряда объектов. Были заморожены контракты на поставку российских материалов и оборудования, возникла неуверенность по поводу заключенных с прежними властями контрактов на разведку, обустройство и разработку нефтегазовых месторождений.

После снятия ограничительных санкций по линии ООН в 2003 году российские компании теоретически имеют право проводить работы, запрещенные до принятия запретительных резолюций.

В конце мая 2003 года представители компаний "Лукойл", "Зарубежнефть", "Союзнефтегаз", "Татнефть", "Стройтрансгаз" провели с Ираком переговоры, в ходе которых обсуждались перспективы возобновления деятельности российских компаний в стране. Результаты этих переговоров не были положительными для российских нефтяных компаний, которым было отказано в осуществлении вывоза нефти и проведении в Ираке подрядных работ по восстановлению ее добычи.

Важно заметить, что, в соответствии с резолюцией 1483 (2003) с Ирака сняты практически все предыдущие санкции, включая ограничения деятельности в нефтегазовом секторе и экспорт иракской нефти. США и Великобритания намерены доминировать в нефтяной отрасли постсаддамовского Ирака. В то же время ими допускается возможность участия компаний других государств (включая Россию) в восстановлении и обеспечении функционирования ТЭК Ирака.

По многим причинам (от тотальной коррупции до постоянных террористических актов) ныне Ирак добывает меньше нефти, чем до начала американской военной кампании: 2,14 млн. баррелей в день в середине 2007 года против 2,50 млн. баррелей в начале 2003 года. Уровень нефтяного экспорта также уступает довоенному: 1,7 млн. баррелей против 2,3 миллиона.

Ожидания бурного расцвета иракской экономики не оправдались. Многие нынешние экономические показатели Ирака уступают эпохе С.Хусейна. К примеру, производится меньше электроэнергии (изначально предполагалось, что довоенный уровень будет перекрыт к 1 июля 2004 г.). В то же время объемы валового внутреннего продукта Ирака выросли. В 2002 году ВВП Ирака составлял 20,5 млрд. долларов, в 2006 году - 47 млрд. долларов. Большинство экспертов сходятся во мнении, что планы реконструкции Ирака хронически не выполняются. Одной из причин этого считается поведение государств-доноров, которые обещали новому иракскому правительству значительные финансовые вливания. Так, по данным "Группы изучения Ирака", "международная поддержка экономики Ирака оказалось несущественной - доноры обещали предоставить 13,5 млрд. долларов, а выделили лишь 4 миллиарда".

Вопросы международного энергетического сотрудничества обсуждались лидерами ведущих мировых держав на прошедшем 6-8 июня этого года в германском городе Хайлигендамме саммите стран "Большой восьмерки". Российский президент подчеркивал, что совместная работа государств в области отношений, касающихся энергоресурсов, не должна являться предметом политических спекуляций, экономического давления или шантажа. К этому остается добавить, что нефтяные компании России осуществляют свою деятельность в Ираке в строгом соответствии с государственными требованиями.

Что касается перспектив развития бизнеса российских компаний (прежде всего в области нефтедобычи и нефтепереработки), то на данный момент об этом можно говорить с достаточной степенью условности, поскольку система иностранного инвестирования и формирования частного сектора в нефтяной промышленности Ирака пока не является четкой и сбалансированной. В целях привлечения иностранных инвестиций руководство страны неоднократно заявляло, что соглашения о разделе продукции, узаконенные до введения санкций, будут снова использоваться в качестве основной формы сотрудничества с зарубежными компаниями в нефтяной области.

Из ведущих российских компаний наиболее серьезные задачи по развитию нефтебизнеса в Ираке ставит перед собой "Лукойл". К 2015 году компания предполагала сосредоточить более 20% своей нефтедобычи за пределами России, в частности, эти планы были связаны с Ираком. В 1997 году между "Лукойлом" и Министерством нефти Ирака было заключено соглашение на разработку одного из богатейших в Ираке месторождений "Западная Курна-2".

После свержения С.Хусейна новое иракское руководство объявило о пересмотре всех соглашений в нефтяной сфере, которые были заключены иностранными компаниями с прежним правительством Ирака. Нынешняя иракская администрация признает, что российская компания вложила большие средства в подготовку проекта "Западная Курна-2", однако никаких конкретных решений пока не принято.

Смягчению позиций властей в Багдаде способствовали еще два фактора. Во-первых, "Западная Курна" стала одним из совместных проектов "Лукойла" и американской "Conoco Phillips" в рамках стратегического альянса двух компаний. Во-вторых, российское руководство выступило с инициативой списать часть внешнего долга Ирака в обмен на благосклонное отношение властей страны к "Лукойлу".

Стоит добавить, что иранские нефтяные компании играют заметную роль в экономике южной части Ирака, и это создает трудности как для партнера "Лукойла" "Conoco Phillips", так и для других американских компаний в Ираке. Это связано с тем, что режим санкций, введенный США в 1995 году, запрещает американским компаниям вступать в какие-либо коммерческие отношения с иранскими организациями.

Кроме того, согласно новой Конституции Ирака, которая содержит крайне расплывчатые формулировки относительно контроля над минеральными ресурсами, "действующие" месторождения относятся к компетенции центрального правительства в Багдаде, в то время как "новые" проекты попадают в ведение администраций иракских провинций. Значит, на иракской нефтяной арене российским, европейским и американским нефтяным компаниям придется лавировать между центральными и региональными игроками.

Правовые риски

В ИРАКЕ на данный момент отсутствует какой-либо единый закон, который бы полно, четко и детально регулировал правоотношения, касающиеся недр и пользования ими. В стране проведена работа по подготовке соответствующего законопроекта, а 15 февраля 2007 года Федеральный комитет по нефти и энергетике Совета министров Республики Ирак передал этот законопроект на рассмотрение парламента.

Это основной документ, который определит режим недропользования в Ираке и который, по понятным причинам, интересует не только иракцев. Законопроект предусматривает применимость Закона о недропользовании в Ираке ко всем операциям и действиям, проводимым в отношении недр на всей территории государства, за исключением операций по перегонке, использованию в промышленных целях, хранению и распространению нефтяных ресурсов. Дублируя одно из положений новой Конституции Ирака, в ст.1 законопроект закрепляет право собственности иракского народа на энергоресурсы.

Составители законопроекта помимо прочего подробно расписывают компетенцию органов государственной власти при регулировании отношений в области недропользования. Согласно ст. 5 документа, разработка "нефтяных" законопроектов находится в ведении Совета представителей, который пересматривает и "одобряет" все международные договоры в нефтегазовой сфере, заключаемые Ираком с другими государствами как в довоенный период, так и после. Этот пункт в полной мере затрагивает интересы российских нефтяных компаний: "Лукойла" по разработке месторождения "Западная Курна-2" и "Стройтрансгаза", получившего контракт на геологоразведку четвертого блока Западной пустыни. Месторождения "Рафидейн", которое было обещано "Союзнефтегазу", этот пункт не касается, так как российская компания подписала лишь соглашение о намерениях, а не контракт на разработку.

В законопроекте перечислены 51 месторождение и 65 разведочных блоков. Они поделены на четыре категории. К первой отнесены 27 разрабатываемых месторождений, ко второй - месторождения с подтвержденными запасами, находящиеся рядом с месторождениями первой категории, к третьей - все прочие месторождения, которыми будет распоряжаться Министерство нефти Ирака или правительство Иракского Курдистана (на подконтрольной ему территории. - Э.К.), к четвертой - разведочные блоки. По замыслу разработчиков проекта, первые две категории будет контролировать Иракская национальная нефтяная компания, которую еще предстоит создать.

Под это положение попадает и контракт российской компании "Лукойл" по разработке месторождения "Западная Курна-2". Очевидно, что компания прикладывает все усилия, чтобы сохранить этот важный контракт. "Западная Курна-2" является весьма крупным месторождением, доказанные извлекаемые запасы которого составляют около 6 млрд. баррелей, а капиталовложения в его разработку - 3,7 млрд. долларов.

Российская компания рассчитывает сохранить контракт благодаря поддержке своего крупного американского акционера "Conoco Phillips". В 2005 году обе компании заключили соглашение, в соответствии с которым американцы купят до 20% акций "Лукойла", а также долю в 17,5% в консорциуме, разрабатывающем "Западную Курну-2". Первый пункт был недавно выполнен, второй же - пока нет: компании ожидают подтверждения контракта.

Хотя даже при самом неблагоприятном раскладе у "Лукойла" остается право обращения в Международный суд. Об этом руководство компании заявило еще в 2002 году, когда администрация С.Хусейна аннулировала контракт. В "Лукойле" тогда заявили, что, согласно условиям контракта, его расторжение возможно только в Суде. Если режим С.Хусейна мог позволить себе закрыть глаза на это обстоятельство, то проамериканская администрация Ирака вряд ли может поступить аналогично. В этой связи вполне вероятно, что сейчас начнутся поиски компромиссного решения. Не исключено также, что российской компании, помимо прочего, поможет ее активное взаимодействие с иракскими властями в последние три года, в рамках которого "Лукойл" обучал студентов из Багдада в российских вузах и, по некоторым данным, поставлял топливо в Ирак.

Однако, несмотря на все положительные аспекты, "Лукойлу", как и другим российским компаниям, препятствуют в достижении поставленных задач существующие на сегодняшний день в Ираке более чем серьезные проблемы. Разрушены экономика и инфраструктура страны, ликвидирована прежняя административная система управления, а посаженный вместо нее чиновничий аппарат не в состоянии обеспечить порядок и нормальное функционирование государства. Более того, многие иракские чиновники обогатились за счет совершения сделок с зарубежными иностранными компаниями. Сами же иракские компании не обладают достаточно эффективным механизмом, позволяющим предотвратить утечку нефтяных доходов.

Как утверждается в докладе "О положении с коррупцией в мире за 2007 год", подготовленном международной неправительственной организацией по противодействию коррупции Transparency International (TI), "распределение выгодных контрактов правительства США осуществляется в атмосфере секретности. Подряды даются в "пакетах", что исключает из борьбы небольшие компании. Начали появляться свидетельства и о получении сверхдоходов генеральными подрядчиками из США"* (*www.transparency.org).

Некоторые эксперты критикуют администрацию Дж.Буша за то, что договоры о восстановлении Ирака, заключенные между американскими и иракскими компаниями, отразились на уровне коррупции. Во-первых, работающие на территории Ирака американские нефтяные компании близки Республиканской партии США. Во-вторых, крупные нефтяные компании, обладающие солидным капиталом, поглощают более мелкие, но не менее значимые для экономики Ирака. Большинство нефтяных компаний США превышали допустимый уровень затрат, присваивая сверхприбыль, которая относилась к договорам "cost - plus", в соответствии с которыми компаниям должны быть возмещены все издержки и дополнительная процентная стоимость, гарантированная в качестве прибыли.

Важно отметить, что в настоящее время участились случаи подкупа работниками одних компаний "нужных людей" конкурирующих компаний.

Еще одной острой проблемой является распределение доходов от продажи нефтяных ресурсов между различными районами Ирака. Вместо того чтобы разработать необходимую стратегическую политику с целью получения наибольшей выгоды иракским народом, чиновники центрального правительства и правительств производящих провинций делят доходы от ресурсов, являющихся собственностью всего иракского народа, лишь между "своими людьми". Подобный феномен называется "мухасасса" ("пропорциональное распределение"). По данным американского Управления по подотчетности правительства, главного контрольно-ревизионного органа Конгресса США, из ежедневно добываемых в Ираке 2 млн. баррелей нефти "неучтенными" остаются от 100 до 300 тыс. баррелей, что в денежном исчислении составляет от 5 до 15 млн. долларов.

Таким образом, на данном этапе послевоенного "возрождения" в Ираке необходимо провести многочисленные работы по восстановлению ТЭК, которые позволят увеличить объем добычи нефти, помогут удовлетворить потребности иракцев в нефтепродуктах, а также создадут условия для получения стабильных и высоких экспортных доходов. Иракским властям необходимо разработать общенациональный энергетический план. Он должен охватывать новую стратегию импорта и экспорта энергоресурсов.

По итогам переговоров в Москве иракский министр нефти заявил о "потери" "Лукойлом" контракта на разработку месторождения "Западная Курна-2". Министр сослался на то, что контракт был подписан прежним режимом и был прерван, так как не исполнялся в соответствии с содержащимися в нем условиями. Х.Шахрастани тем не менее особо подчеркнул, что окончательное решение по всем контрактам на разработку недр будет принимать специальный совет под руководством премьера страны. Иракские власти указывают, что контроля в проектах иностранные компании не получат. В то же время не исключено, что Иракская национальная компания будет осваивать месторождения в кооперации с иностранными инвесторами.

По мнению Х.Шахрастани, "Лукойл" имеет серьезные шансы снова получить это месторождение, но уже на тендере. В Ираке считают, что российская компания имеет определенные преимущества с точки зрения возможности выиграть эти тендеры в условиях конкуренции. Связано это с тем, что у "Лукойла" есть определенный опыт работы в Ираке.

Позиция нашего государства, высказанная В.Христенко, заключается в том, что отечественные компании готовы к сотрудничеству с компаниями третьих стран для реализации важнейших для иракцев крупных международных нефтяных проектов.

Стоит добавить, что в среднесрочной перспективе присутствие российского нефтяного бизнеса в Ираке может стать вполне солидным. На иракский нефтяной рынок постараются выйти отечественные компании - "Роснефть", "Зарубежнефть" и "Нефтегазэкспорт".

Пока же приходится констатировать, что достигнутые с нынешним руководством Ирака договоренности, по-видимому, не очень-то надежны, как и те, что были подписаны с администрацией Хусейна. Дело даже не в продолжающемся в стране насилии. Глубокий политический кризис, который в последнее время усугубился, делает судьбу любого контракта непредсказуемой. Гарантом его реализации сегодня выступить просто некому. Кроме того, согласно новой Конституции Ирака, которая содержит крайне расплывчатые формулировки относительно контроля над минеральными ресурсами, "действующие" месторождения относятся к компетенции центрального правительства в Багдаде, в то время как "новые" проекты попадают в ведение администраций иракских провинций. Значит, на иракской нефтяной арене придется лавировать между центральными и региональными "игроками".

Оценив различные политические, экономические и правовые риски, которые  в большом количестве существуют на сегодняшний день в Ираке, можно сказать, что российским "игрокам" необходимо вести там сдержанную, тонкую, выверенную до мелочей дипломатию, отцом которой являлся бы западный холодный ум, а матерью - восточная находчивость. Только в этом случае нашим компаниям удастся обойти хитро расставленные багдадские "ловушки".