В КОНЦЕПЦИИ дальнейшего развития Содружества независимых государств, внесенной на рассмотрение очередного заседания Совета глав государств СНГ, отмечается, что Содружество - это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества.

Основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.

Государства - участники Содружества придерживаются ценностей, зафиксированных в Уставе ООН. Сотрудничество в рамках СНГ основывается на уважении общечеловеческих гуманистических ценностей, являющихся основой для противодействия идеологии экстремизма, нетерпимости и терроризма, которые угрожают стабильности не только государств - участников Содружества, но и мира в целом.

ХХ

СТРАНЫ СНГ объективно заинтересованы в создании благоприятных условий для дальнейшего развития национальных экономик и обеспечения безопасности, повышения благосостояния граждан, вовлечения в мировые политические и экономические процессы. Поэтому в ближайшей и среднесрочной перспективах они определяют следующие основные цели развития Содружества:

- поддержание социально-экономической стабильности и международной безопасности;

- укрепление добрососедских отношений между государствами - участниками СНГ, основанных на уважении интересов друг друга;

- повышение конкурентоспособности государств-участников, обеспечение вхождения в мировое хозяйство в целях достижения прогресса и процветания на пространстве Содружества и в государствах - участниках СНГ;

- достижение максимальной эффективности в совместном решении проблем, порождаемых глобализацией, использование ее преимуществ;

- повышение уровня жизни и благосостояния граждан государств - участников СНГ;

- способствование вхождению каждого государства - участника СНГ во Всемирную торговую организацию;

- противодействие традиционным и новым угрозам и вызовам;

- развитие сотрудничества в гуманитарной сфере;

- реализация основополагающих международных принципов и стандартов в области демократии и прав человека;

- дальнейшее сближение национальных законодательств государств - участников Содружества в различных сферах многостороннего сотрудничества на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

- обеспечение эффективной диалоговой площадки на всех уровнях для реализации перечисленных выше целей и подготовки Содружества к новым этапам углубленного сотрудничества.

На саммитах СНГ в 2004-2006 годах была четко определена доминанта деятельности СНГ - радикальное повышение практической отдачи от интеграционного сотрудничества. Однозначно подтверждены и приоритеты дальнейшего взаимодействия: развитие экономической интеграции, обеспечение стабильности и безопасности, расширение масштабов сотрудничества в гуманитарной сфере.

ХХ

СЕГОДНЯ ПРИОРИТЕТОМ СНГ является экономическое сотрудничество. Полноценное торгово-экономическое взаимодействие государств - участников Содружества является необходимым условием их устойчивого развития.

В сфере экономики за последние годы страны СНГ благодаря совместным усилиям смогли преодолеть резкое падение производства и снижение уровня жизни людей, приступить к реализации экономических реформ, придать торгово-экономическому взаимодействию прагматичный и конструктивный характер.

Можно констатировать, что введение режима свободной торговли на пространстве Содружества, несмотря на критику процесса его формирования и функционирования, близко к завершению. Сегодня в свободном обращении находятся почти 12 тыс. товарных позиций и лишь по 27 из них официально зафиксированы тарифные изъятия. Кроме того, примерно по 200 позициям используются нетарифные ограничения. Это значительно меньше, чем в других подобных международных объединениях.

Важное значение для усиления экономической доминанты в деятельности СНГ имело признание политическими лидерами стран Содружества безусловным приоритетом формирование и функционирование зоны свободной торговли с постепенным продвижением на основе расширения интеграции к Единому экономическому пространству.

Совет глав государств СНГ принял соответствующее Заявление и утвердил План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 годах. Фактически с принятием данного плана Содружество получило среднесрочную стратегию экономического сотрудничества.

Выбор вектора движения к Единому экономическому пространству представляется оправданным с точки зрения его научной обоснованности и мировой практики.

Во-первых, пространство Содружества с населением примерно 300 млн. человек, по новейшим научным данным, можно рассматривать как оптимальное в экономическом плане. Именно самодостаточность рынка СНГ делает его весьма перспективным в мире.

Во-вторых, в условиях процесса глобализации определяющей тенденцией устойчивого развития становится образование межгосударственных союзов на принципах региональной интеграции. В этих условиях вполне очевидно, что прямая интеграция государств - участников СНГ в мировое хозяйство вряд ли возможна. При нынешнем их технологическом уровне не приходится рассчитывать на масштабный выход продукции на международные рынки, которые к тому же распределены и заняты. Жизненный интерес стран Содружества заключается в укреплении собственного интеграционного объединения, способного играть самостоятельную роль и приносить реальную экономическую выгоду всем его участникам.

Правомерность именно такого подхода подтверждается уже достигнутыми результатами. Содружество в последние годы неизменно занимает лидирующие позиции в Европейском регионе по темпам экономического роста. Так, в 2005 году объем промышленной продукции в среднем по СНГ вырос в 1,4 раза по отношению к 2000 году, сельскохозяйственной - в 1,2, объем инвестиций в основной капитал возрос в 1,8 раза, взаимная торговля - в 2,1 раза. При этом численность занятого населения увеличилась на 2,2 млн. человек, стабилизировались курсы национальных валют и снизилась инфляция.

В 2006 году в среднем по странам Содружества темпы прироста валового внутреннего продукта составили 7,5% и существенно опередили общемировые (по прогнозу ООН - 3,8%), производство ВВП было на 2% выше уровня 1991 года.

В целом итоги экономического развития последних лет свидетельствуют о переходе стран СНГ от экономической стабильности к периоду устойчивого роста экономик. Это означает, что в Содружестве сложились все условия для выработки долгосрочной стратегии интеграции с учетом общих и национальных интересов государств-участников при оптимальном сочетании государственных и рыночных механизмов.

Важную роль здесь могут и должны сыграть органы отраслевого сотрудничества, в большинстве которых представлены все страны Содружества. Их деятельность - это одна из основных составляющих интеграционных процессов, позволяющая сохранить управление хозяйственными комплексами на межгосударственном уровне, а в ряде случаев и обеспечивать их взаимовыгодное развитие, как это происходит в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте, авиации и многих других отраслях.

В области дальнейшего развития экономического сотрудничества в СНГ государства - участники Содружества выделяют следующие практические задачи и приоритетные направления:

- завершение введения полномасштабного режима свободной торговли;

- либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств - участников СНГ;

- разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции;

- развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ; повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок; повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при транзитных перевозках; гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств СНГ в соответствии с нормами и требованиями международных организаций гражданской авиации;

- углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

- многостороннее сотрудничество в области добычи, транспортировки и транзита углеводородов;

- развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами, разработка межгосударственных программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям, взаимодействие на передовых направлениях научно-технического сотрудничества;

- развитие военно-экономического сотрудничества заинтересованных государств путем взаимодействия национальных оборонно-промышленных комплексов при разработке, производстве, модернизации, ремонте, обеспечении эксплуатации и утилизации продукции военного назначения, а также диверсификации и конверсии военного производства;

- разработка и реализация крупных совместных инвестиционных проектов, в первую очередь в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций, оказывающих определяющее воздействие на развитие экономик государств Содружества;

- создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений;

- создание финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества;

- интеграция в мировую экономику;

- создание сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств - участников СНГ;

- создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в СНГ.

ХХ

СТРАНАМ СНГ, как и мировому сообществу в целом, приходится противостоять различным вызовам и угрозам, которые носят глобальный характер. Без согласованных коллективных усилий невозможно эффективно бороться с нарастанием масштабов международного терроризма, организованной преступности, наркобизнеса, угрозой техногенных катастроф, последствиями разрушительных стихийных бедствий.

Опыт интеграционного развития СНГ показывает, что тема сотрудничества в сфере безопасности является одной из самых востребованных. В настоящее время Содружество располагает целым комплексом базовых соглашений и программ по совместному противодействию современным вызовам и угрозам, которые последовательно реализуются. В данном направлении постоянно работают Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Координационный совет генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, Совет руководителей таможенных служб, Антитеррористический центр (АТЦ) и его отделение в Бишкеке, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и его подразделение по координации борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Душанбе, а также ряд других органов отраслевого сотрудничества.

Приоритетным направлением в военном сотрудничестве является объединенная система противовоздушной обороны государств - участников СНГ. Это первая реально существующая многосторонняя оборонительная система в Содружестве. Ее создание и поэтапное развитие позволяют эффективно решать задачи по охране внешних воздушных рубежей государств - участников СНГ, осуществлять совместный контроль за порядком использования воздушного пространства, взаимное оповещение о воздушной обстановке и предупреждение о воздушном нападении, а также открывают возможность ведения совместных действий по отражению воздушного нападения.

При координирующей роли Совета командующих Пограничными войсками обеспечен переход государств - участников СНГ к самостоятельной охране границ с государствами, не входящими в Содружество, и планомерное становление национальных пограничных войск, что, в свою очередь, позволило на начальном этапе избежать увеличения численности пограничных войск и огромных затрат на обустройство границ. Перспективным направлением дальнейшей совместной деятельности является создание на базе информационных систем пограничных ведомств стран Содружества Единого центра мониторинга обстановки на границах, позволяющего вырабатывать меры по защите национальных интересов в пограничных пространствах.

Усилиями всех государств - участников СНГ создана и успешно функционирует комплексная правовая и организационная система противодействия преступности, актам терроризма и иным проявлениям экстремизма, незаконному обороту наркотических средств, незаконной миграции и торговле людьми. Главный итог совместной работы - сохранение контроля над криминогенной ситуацией на пространстве государств - участников Содружества. И здесь крайне важно не утратить уже наработанный потенциал.

Серьезной угрозой для стран Содружества являются терроризм и иные проявления экстремизма. Государства - участники СНГ определили одним из главных приоритетов в сотрудничестве борьбу с международным терроризмом во взаимодействии со всеми заинтересованными государствами и международными организациями при ведущей роли ООН.

В середине 90-х годов прошлого столетия страны Содружества заложили прочный фундамент международно-правовой базы сотрудничества в вопросах безопасности, который в последующем приобрел многоплановый, комплексный и динамичный характер. В 1999 году был подписан Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом, предусматривающий механизмы взаимодействия компетентных органов государств - участников Содружества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма. В период с 2000 по 2006 год был последовательно принят ряд программ государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом, которые позволили скоординировать практические усилия стран Содружества, направленные на противодействие этому злу.

С декабря 2000 года начал функционировать Антитеррористический центр государств - участников СНГ. Центром в соответствии с Положением о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ, утвержденным в 2002 году, совместно с силовыми структурами государств - участников Содружества ежегодно проводятся командно-штабные или тактико-специальные учения.

В АТЦ создан специальный банк данных в отношении лиц, объявленных в международный розыск, подозреваемых в причастности к совершению актов терроризма, в финансировании террористических и экстремистских организаций.

Налажено тесное сотрудничество с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН. В городе Алматы (Республика Казахстан) 26-27 января 2005 года с участием других международных, региональных и субрегиональных организаций проведено специальное совещание, на котором выработаны меры по активизации сотрудничества в борьбе с международным терроризмом.

Не менее опасную угрозу представляет наркоагрессия. Широкомасштабное распространение наркотиков коснулось практически всех государств - участников СНГ. Для стран Содружества главным источником наполнения наркорынка является Афганистан, где уровень производства героина в мировом масштабе составляет до 70%. 

Значительные масштабы распространения наркотиков создают реальную угрозу здоровью наций и безопасности стран Содружества, где ежегодный прирост числа наркозависимых лиц составляет до 10%.

В последние годы отчетливо обозначилась еще одна угроза - незаконная миграция из различных регионов мира. Численность нелегальных мигрантов и лиц с неопределенным правовым статусом на территориях государств - участников СНГ, по различным оценкам, составляет от 6 до 8 млн. человек. Нелегальные мигранты представляют значительный сегмент транснациональной организованной преступности.

Весьма актуальной проблемой для большинства стран Содружества является торговля людьми. По информации, подготовленной Управлением ООН по наркотикам и преступности, в списке лидирующих стран - экспортеров "живого товара" находятся: Российская Федерация, Украина, Республика Молдова и ряд других стран СНГ. В целом же регион Центральной и Восточной Европы, включая пространство Содружества, занимает второе место по масштабам торговли людьми после Юго-Восточной Азии.

Особое значение в вопросах обеспечения безопасности приобретают вопросы сотрудничества по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также гидрометеорологической и экологической безопасности.

Глобальное изменение климата на Земле, активизация геомагнитных и природных явлений, износ технологического оборудования являются причиной роста количества природных и техногенных катастроф и аварий.

Для координации сотрудничества в этой сфере учреждены Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера и Межгосударственный совет по промышленной безопасности.

Решением Совета глав правительств СНГ от 9 декабря 1994 года создан Корпус сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Утвержден Реестр формирований, выделяемых от всех государств - участников СНГ в состав Корпуса сил, куда входят специализированные аварийно-спасательные подразделения МЧС и подразделения медицины катастроф. Действует Агентство СНГ по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на базе Федерального государственного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России.

Сотрудничество в направлениях экологической безопасности и природопользования, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного характера осуществляется в рамках Межгосударственного совета по гидрометеорологии СНГ и Межгосударственного экологического совета. Благодаря их деятельности на территории Содружества сохранено общее пространство обмена гидрометеорологической информацией и создана межгосударственная гидрометеорологическая сеть СНГ.

Впервые в мировой практике 16 апреля 2004 года главами правительств утверждена Концепция гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ. Ее реализация должна способствовать выходу на новый качественный уровень взаимодействия национальных гидрометслужб. Одновременно предполагается разработать Программу научных исследований по тематике предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на период до 2010 года.

В целом в рамках Содружества разработан и принят комплекс основополагающих документов по противостоянию современным вызовам и угрозам. Задача заключается в систематической повседневной работе по их реализации, повышении эффективности принимаемых мер и дальнейшем совершенствовании координации совместных действий.

ХХ

КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС социально-экономического развития, противостояния идеологии экстремизма, нетерпимости и террора заключен в гуманитарной сфере. Ее значимость как системообразующего фактора стабильности и прогресса осознана во всем мире.

Для Содружества независимых государств гуманитарная сфера является и очень важным объединяющим началом, основанным на многовековой исторической и культурной общности народа.

Вполне закономерно, что практически по всем направлениям гуманитарного сотрудничества обеспечивается достижение конкретных результатов и укрепление позитивных тенденций. Это стало возможным благодаря принятию базовых соглашений и программ, целенаправленной деятельности отраслевых советов по их реализации.

Развитию культурного пространства Содружества содействует Совет по культурному сотрудничеству государств - участников СНГ. При его непосредственном участии реализована Программа основных мероприятий сотрудничества государств - участников СНГ в области культуры до 2005 года. На основании предложений стран и органов СНГ были подготовлены Основные мероприятия сотрудничества в области культуры до 2010 года, которые утверждены Советом глав правительств 25 мая 2006 года.

Продолжается активное взаимодействие в рамках Межгосударственного совета по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии. По его инициативе сложилась новая форма сотрудничества - ежегодное проведение Международного конкурса "Искусство книги" государств - участников СНГ.

Произошли определенные позитивные изменения в деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", которая создана в целях более полного и качественного удовлетворения потребностей граждан государств - учредителей во всесторонней и объективной информации о событиях и процессах, происходящих в Содружестве. Сегодня МТРК "Мир" вышла на полноформатное телевизионное вещание на русском языке, объем которого достиг 18 часов в сутки.

В рамках гуманитарного сотрудничества активно развиваются контакты в сфере спорта и физической культуры. Достаточно сказать, что за прошедшие годы проведено шесть международных спортивных игр государств-участников СНГ. Главы правительств в мае 2007 года подписали Соглашение о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств - участников Содружества. На его основе создан соответствующий Совет.

Идет поступательное формирование образовательного пространства СНГ. Постоянно совершенствуется и расширяется созданная нормативно-правовая база: готовятся, в частности, проекты Программы сотрудничества стран СНГ в области образования до 2010 года, документов по стандартизации общего среднего образования, совершенствованию информатизации образовательных систем, по взаимному признанию документов о высшем образовании.

Активно действует Совет по сотрудничеству в области здравоохранения, который координирует работу по всему спектру проблем в данной сфере. При этом Совет на постоянной основе успешно взаимодействует со Всемирной организацией здравоохранения, Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД, другими специализированными международными организациями.

Совершенствуются и развиваются отношения стран Содружества в сфере труда и социальной защиты. Так, продолжается активная работа по упорядочению согласованных действий государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, реализации льгот для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним.

В практическое русло переведена организация работы с молодежью: создан и начал свою деятельность Совет по сотрудничеству в сфере работы с молодежью.

Дополнительный импульс гуманитарному сотрудничеству придала реализация принятого главами государств - участников СНГ Решения об объявлении 2006 года Годом Содружества независимых государств.

В рамках гуманитарного сотрудничества по инициативе Исполнительного комитета СНГ при поддержке российской стороны разработан проект "Гуманитарное пространство стран СНГ". Одной из акций данного проекта предусматривается передача коллекций книг в дар библиотекам стран Содружества, предоставляющим публичный доступ граждан к произведениям литературы.

Ассортимент передаваемых книг включает в себя: классические произведения русской литературы, ставшие частью культуры стран Содружества; классические произведения авторов разных стран на русском языке в классических и новых качественных переводах; учебную литературу; книги, отражающие последние тенденции исторической, социологической, филологической и других гуманитарных наук; современную литературу.

Такие коллекции уже переданы библиотекам Азербайджана, Армении, Беларуси, Молдовы, Казахстана.

Надеемся, что данная акция принесет практическую пользу конкретным библиотекам и их читателям, а также послужит дальнейшему укреплению гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ.

Новые возможности для сотрудничества государств - участников СНГ в гуманитарной сфере открылись с подписанием Декларации о гуманитарном сотрудничестве и принятием в ее развитие Соглашения о гуманитарном сотрудничестве государств - участников Содружества. В короткие сроки был согласован и принят Советом глав правительств СНГ Договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества и утвержден его Устав. На заседании Совета глав государств СНГ 28 ноября 2006 года в Минске подписано Соглашение о Совете по гуманитарному сотрудничеству.

Тем самым не только создана комплексная база для многостороннего сотрудничества в рамках СНГ, но и подготовлены условия для реализации творческих инициатив граждан стран Содружества, заложен правовой фундамент для развития контактов во всех сферах гуманитарного сотрудничества.

ХХ

ПРОБЛЕМАТИКА дальнейшего развития Содружества весьма многопланова и многообразна. Неслучайно в последние два года главы государств настойчиво возвращаются к вопросу модели дальнейшего развития СНГ. Обстоятельный разговор о будущем Содружества неизменно присутствует на очередных саммитах СНГ, на неформальных встречах президентов. Практическим шагом в данном направлении стали принятые главами государств решения о совершенствовании и реформировании органов СНГ, о подготовке Концепции дальнейшего развития Содружества и Плана основных мероприятий по ее реализации.

Следует особо отметить, что в принятых главами государств решениях начатое реформирование рассматривается не в качестве одномоментной акции, а как последовательный процесс поиска конструктивных договоренностей и компромиссов, способных придать Содружеству дополнительный импульс развития.

Созданная по поручению Совета глав государств СНГ Межгосударственная рабочая группа в составе заместителей глав внешнеполитических ведомств стран Содружества с участием представителей Исполкома СНГ, других органов Содружества, а также экспертов подготовила проект Концепции дальнейшего развития Содружества независимых государств, разработала проект Плана основных мероприятий по реализации названной концепции. Оба документа представляются на очередное заседание Совета глав государств СНГ.

С их принятием страны Содружества будут иметь четкие ориентиры на пути дальнейшего совершенствования межгосударственного сотрудничества в важнейших сферах взаимодействия, механизмы функционирования СНГ и его организационного совершенствования.

Убежден, что на предстоящем саммите 5-6 октября этого года в Душанбе будут достигнуты конструктивные договоренности, определены формы и пути достижения целей СНГ, связанных с дальнейшим повышением уровня стабильности, экономического развития, благосостояния людей на пространстве Содружества.