АМЕРИКА сделала свой выбор. Следующим президентом Соединенных Штатов станет представитель Демократической партии, 47-летний сенатор-афроамериканец от штата Иллинойс Барак Обама, одержавший убедительную победу в финальном поединке за Белый дом над своим соперником - сенатором-республиканцем Джоном Маккейном. В полдень 20 января будущего года, когда - согласно американской Конституции -  истекут полномочия нынешнего главы государства, Барак Обама будет приведен к присяге в качестве 44-го президента, начав тем самым отсчет мандата своей администрации.

Выбор, сделанный американцами, можно без преувеличения назвать историческим. Впервые высший государственный пост в США предстоит занять темнокожему американцу. Завоевавшая свою независимость от Британской короны, Америка шла к этому более двух столетий, пройдя через Гражданскую войну, отмену рабства и десятилетия расового неравенства. "У меня есть мечта, что настанет день, когда наша нация воспрянет и доживет до истинного смысла своего кредо: "Мы считаем самоочевидным, что все люди созданы равными", - воззвал в своей легендарной речи Мартин Лютер Кинг, выступая перед мемориалом Президента Линкольна в Вашингтоне
28 августа 1963 года. 45 лет потребовалось американскому обществу, чтобы мечта Лютера Кинга стала реальностью. Ведь именно так восприняли победу Обамы в президентской гонке миллионы афроамериканцев, составляющие сегодня более 12% населения страны. "Нет ни белых, ни черных граждан США, есть Соединенные Штаты", - заявил Барак Обама летом 2004-го, выступая на Национальном съезде Демократической партии, и, очевидно, был прав. Во всяком случае, итоги последнего голосования являются тому подтверждением. И хотя, согласно многочисленным опросам общественного мнения, проводившимся в канун ноябрьских выборов, со стороны белых американцев сохраняется определенная настороженность по отношению к своим темнокожим соотечественникам, можно констатировать, что с политической точки зрения Америка перестала быть черно-белой.

Исход прошедших 4 ноября всеобщих выборов стал настоящим триумфом демократов, подводящих черту под восьмилетним правлением республиканской администрации. На фоне беспрецедентной гражданской активности американцев, с раннего утра занимавших очереди перед избирательными участками, кандидатам от партии Франклина Делано Рузвельта удалось не только получить президентский мандат, но и значительно расширить свое большинство в обеих палатах Конгресса.

Кризис, охвативший в канун выборов банковскую систему США, заставивший администрацию Дж.Буша пойти на экстренные и совсем не рыночные меры по ее спасению, замедление темпов роста американской экономики на фоне продолжающихся непопулярных войн в Ираке и Афганистане уверенно качнули предвыборный маятник в пользу демократов. В итоге за кандидата от Демократической партии отдали свои голоса более 66,9 млн. американцев, или 53% всех принявших участие в голосовании избирателей. При 270 голосов выборщиков, необходимых для победы в президентской гонке, кандидат-демократ заручился голосами 365 выборщиков, тогда как его оппоненту - 72-летнему ветерану войны во Вьетнаме Дж.Маккейну, поддержанному 58,3 млн. американцев, удалось набрать лишь 173 голоса.

Поддержка, оказанная кандидату от Демократической партии, действительно впечатляет. В штатах Айова, Вашингтон, Вирджиния, Висконсин, Индиана, Колорадо, Миннесота, Мичиган, Мэн, Невада, Нью-Джерси, Нью-Мексико, Нью-Гэмпшир, Огайо, Орегон, Пенсильвания, Северная Каролина и Флорида доля избирателей, отдавших голоса за Барака Обаму, превысила 50-процентную отметку. И это при том, что в ходе президентских выборов 2004 года большинство избирателей Вирджинии, Огайо и Флориды оказали поддержку Дж.Бушу, а сами эти штаты республиканцы традиционно считали "своими". В штатах Калифорния, Иллинойс, Нью-Йорк, Массачусетс, Коннектикут, Мэриленд, Вермонт, Род-Айленд и на Гавайях свои голоса в пользу кандидата-афроамериканца отдали более 60% избирателей, в то время как в федеральном округе Колумбия Обаму поддержали 92,9% избирателей.

Согласно данным социологических опросов на выходе с избирательных участков, обнародованным телекомпанией CNN, о поддержке Барака Обамы заявили 43% белых, 95% темнокожих и 67% испаноговорящих американцев. Предпочтение кандидату от Демократической партии отдали 89% демократов, 9% республиканцев и 52% не имеющих четкой партийной принадлежности избирателей. Обама, начавший свою карьеру общественным организатором и адвокатом по защите гражданских прав в неблагополучных районах Чикаго, получил мощную поддержку среди американцев с невысокими доходами. В его пользу высказались 60% американцев, чей  доход не превышает 50 тыс. долларов в год, - категория населения, всегда считавшаяся традиционным электоратом Республиканской партии, тогда как для избирателей с доходом в пределах 15 тыс. долларов в год этот показатель достиг 73%.

Неоспоримым преимуществом Барака Обамы, по сравнению с кандидатом-республиканцем, стало и то, что ему и его команде удалось привлечь на свою сторону молодых американцев. Широкое задействование в избирательной кампании новых информационных технологий, прежде всего Интернета и существующих на его пространстве информационных платформ и социальных сетей, позволило не только "достучаться" до значительной части молодежи, вовлечь ее в выборный процесс, но и было эффективно использовано для сбора рекордного объема денежных пожертвований в фонд демократического кандидата. Обещания Обамы добиться перемен в сфере медицинского обслуживания, образования и социального обеспечения, "отлучить" от Капитолия и Белого дома лоббистов, прекратить войну в Ираке, снизить налоги для малоимущих и среднего класса, повысив их для тех, чей годовой доход превышает 250 тыс. долларов, гарантировали ему симпатии большей части американской молодежи. Среди молодых избирателей в возрасте от 18 до 29 лет в поддержку Обамы высказались 66% американцев. 

Прошедшие в ноябре всеобщие выборы густо "подсинили" партийный ландшафт на Капитолийском холме. Согласно предварительным результатам выборов в Конгресс, демократы получают по итогам прошедших выборов, по крайней мере, 255 мест в Палате представителей, против 175 мест у республиканцев, усиливая тем самым имевшееся у них большинство. В Сенате, как показывают последние отчеты избирательных комиссий штатов, демократы могут уверенно рассчитывать на 58 голосов, против 40 голосов у республиканцев, что, однако, не гарантирует им возможности преодолевать вето находящихся в меньшинстве политических оппонентов, для чего требуются голоса по меньшей мере 60 сенаторов. Тем не менее пересчет голосов в штате Миннесота, где сенатор-республиканец Норм Колеман отстаивает свое кресло в сенате в борьбе с новичком-демократом Элом Франкеном, продолжается, и не исключено, что демократов впереди может ожидать долгожданный "джек-пот" - полный контроль над верхней палатой Конгресса, позволяющий проводить через Капитолий любые инициируемые демократическим большинством решения.

В то время пока демократы празднуют долгожданную победу, на республиканском фланге подсчитывают потери и готовятся к серьезной "работе над ошибками". Два сокрушительных поражения - на промежуточных выборах в Конгресс в ноябре 2006-го и в ходе нынешних выборов - не могли пройти для Республиканской партии бесследно, заметно подорвав моральный дух ее членов. Если два года назад звучавшие из уст партийного руководства призывы перегруппироваться, воспрянуть духом, сплотить партийные ряды еще вселяли надежду на победу, то после нынешнего поражения одних лишь косметических мер, по-видимому, вряд ли будет достаточно.

По признаниям самих республиканцев, партия Линкольна, ставшая в глазах многих избирателей проводником в жизнь интересов крупного бизнеса, потеряла связь с простыми людьми с их повседневными заботами и проблемами. Популярные среди избирателей принципы - национальная безопасность, сбалансированность бюджета, снижение налогов, эффективное правительство,  - являющиеся визитной карточкой республиканцев и десятилетиями приносившие в копилку Республиканской партии голоса миллионов американцев, под влиянием консервативного крыла партии были отчасти потеснены дискуссией о социально-культурных и религиозных ценностях. В результате пока республиканские кандидаты в ходе праймериз концентрировали свое внимание на таких чувствительных для партийных консерваторов вопросах, как легализация абортов и однополые браки, умеренные члены партии и независимые избиратели отмечали, что их куда больше волнуют проблемы занятости, медицинского страхования, образования, ситуация на ипотечном рынке и растущие цены на бензин. Неспособность республиканской администрации урегулировать положение нелегальных иммигрантов лишило Республиканскую партию поддержки большей части испаноговорящей диаспоры. Этические и коррупционные скандалы вокруг ряда республиканских законодателей и лоббистов, сотрясавшие партию на протяжении последних четырех лет, также не прибавили ее кандидатам столь необходимого им в глазах избирателей авторитета. Тем не менее говорить о том, что консервативное крыло Республиканской партии уступит партийную трибуну более умеренному крылу республиканцев, пока преждевременно. Тем более что сохраняющие влияние консерваторы в качестве главной причины поражения партии на выборах называют именно ее отход от консервативных принципов.

Безусловно, на результаты голосования не могла не повлиять и усталость американцев от восьмилетней политики республиканской администрации, оставляющей после себя две незаконченные войны, долг федерального бюджета, переваливший в конце сентября отметку в 10 трлн. долларов, и самый серьезный со времен Великой депрессии кризис на кредитном рынке США. "Фактор Буша", побившего все когда-либо поставленные его предшественниками рекорды непопулярности, так или иначе сыграл свою роль. "Когда Уолл-стрит охватил кризис, а избиратели 18 дней подряд видели на экранах телевизоров Президента Буша, рейтинг доверия которому в день выборов колебался между 19 и 23%, выиграть гонку Маккейну стало чрезвычайно сложно", - признал в недавнем интервью телекомпании CBS бывший спикер Палаты представителей республиканец Ньют Гингрич. Тем не менее представлять прошедшие выборы только лишь под углом протестного голосования ("anti-Bush vote") и умалять поддержку, а следовательно, и мандат доверия американцев Бараку Обаме и Демократической партии, что пытаются делать сегодня многие республиканские стратеги, все же не вполне корректно.

Республиканцы, выигравшие с 1980 года пять из семи президентских выборов и на протяжении 12 лет, начиная с 1994 года, имевшие большинство в Конгрессе, отступили сегодня на второй план. В партии остро чувствуется отсутствие крупных фигур, способных претендовать на роль "нового Рейгана", что наглядно продемонстрировала нынешняя президентская гонка и предшествовавшие ей партийные праймериз. Видимо, неслучайно внутри Республиканской партии сегодня разворачивается дискуссия о необходимости прихода новых лидеров. Не исключено, что кадровый резерв Республиканской партии для участия в президентской гонке 2012 года может в самое ближайшее время пополниться за счет новых лиц из числа губернаторов-республиканцев. Во всяком случае, после прошедшего в середине ноября съезда Ассоциации губернаторов-республиканцев - помимо отсеявшихся в ходе партийных праймериз бывшего губернатора Массачусетса Митта Ромни и бывшего губернатора Арканзаса Майка Хаккаби - в числе возможных кандидатов на главный политический Олимп страны стали также называть нынешнего губернатора Луизианы Бобби Джингэла. Не сбрасывают республиканцы со счетов и экс-кандидата на пост вице-президента губернатора Аляски Сару Пэйлин. Несмотря на просочившиеся в СМИ после выборов, со ссылкой на неназванные источники в штабе Дж.Маккейна, суждения о том, что Пэйлин не столько помогла, сколько навредила сенатору-республиканцу в его финальной схватке за Белый дом, она, по мнению того же Гингрича, сохраняет шансы поучаствовать в следующих президентских баталиях. Во всяком случае, никто из внутрипартийных оппонентов Пэйлин не отрицает, что ее подключение к кампании Дж.Маккейна привнесло  "глоток свежего воздуха" и вызвало прилив энтузиазма среди рядовых членов партии.

Грядут перемены и в Национальном комитете Республиканской  партии. Уступить свое кресло, по всей видимости, придется его нынешнему председателю Майку Данкану, занявшему этот пост в январе 2007 года по инициативе нынешнего главы Белого дома. Вслед за серьезным поражением партийных кандидатов на всеобщих выборах желание Данкана продолжить занимать свою нынешнюю должность после истечения срока его полномочий в январе 2009 года вряд ли получит поддержку у однопартийцев.

На этом фоне готовящееся поредеть республиканское меньшинство на Капитолийском холме, похоже, предпочло пока не менять своих лидеров, несмотря на то, что, по итогам последних выборов, республиканцы потеряли в Палате представителей еще 20 мест. Лидер республиканского меньшинства в Сенате сенатор от штата Кентукки Митч Макконнелл и лидер республиканского меньшинства в Палате представителей Джон Бейнер остаются на своих постах. Нависшие было над Бейнером тучи так и не переросли в грозу, которую обещали устроить ему наиболее консервативные коллеги за активную поддержку предложенного Дж.Бушем "социалистического" плана по спасению Уолл-стрита.

В течение двух лет республиканцам на Капитолийском холме предстоит выстраивать свою работу в значительном меньшинстве, в расчете хотя бы частично восстановить утраченные позиции в ходе промежуточных выборов 2010 года. Сделать это будет весьма не просто. Как отмечает американская пресса, прошедшие выборы показали, что "ветер дует в спину демократам" и эта тенденция вряд ли изменится в ближайшее время. По прогнозам экспертов, получившие контроль над Белым домом и Капитолием демократы вытеснят республиканцев с ключевых позиций в федеральном правительстве, федеральных судах и лоббистских структурах, перенаправят потоки пожертвований в копилку Демократической партии и на этой волне обеспечат укрепление своих позиций в ходе предстоящих промежуточных выборов. Тем не менее демонстрирующие неутомимый оптимизм республиканские стратеги проводят тем временем  параллели между нынешней ситуацией и 1976 годом, когда победивший на президентских выборах демократ Джимми Картер, опиравшийся при этом на куда более значительное, чем Обама, демократическое большинство в Конгрессе, был на голову разбит всего лишь четыре года спустя республиканцем Рональдом Рейганом. Что и говорить о "революции Гингрича", сумевшего в 1994 году, спустя два года после победы Билла Клинтона на президентских выборах, увести Палату представителей Конгресса из-под контроля демократов.

В том, что республиканцы в конце концов восстановят утраченные позиции, сомневаться не приходится - такова "красно-синяя" логика политической жизни современной Америки. Насколько быстро им удастся это сделать, будет зависеть в том числе и от того, как успешно выстроит свою работу администрация Барака Обамы, и от ее взаимоотношений с контролируемым демократами Конгрессом. Готовящиеся уйти в "глухую оборону" республиканские законодатели уже сегодня ставят под сомнение реальность выполнения данных демократическим кандидатом предвыборных обещаний, включая обещание снизить налоги почти для 95% американцев, что, по их мнению, вряд ли будет с восторгом встречено демократами на Капитолийском холме, традиционно выступающими за расширение социальных гарантий населению. В условиях продолжающегося финансового кризиса выполнение данных в ходе избирательной кампании обещаний может быть чрезмерно затратным и весьма затруднительным.

q

КАКОЙ БУДЕТ ПОЛИТИКА администрации Барака Обамы, еще предстоит узнать. Судя по звучавшим в ходе избирательной кампании заявлениям, она будет отличаться от политики уходящей республиканской администрации. Уж слишком много претензий было высказано демократами в адрес Дж.Буша на протяжении последних восьми лет. Свое недовольство политикой республиканцев высказывали не только политики. Согласно опросам общественного мнения, проведенным в начале нынешнего года, более 80% американцев полагали, что Америка идет в неверном направлении, а одним из популярных среди демократов лозунгов на протяжении последних лет был призыв: "Take America Back!"

Перемены, безусловно, коснутся и внешнеполитического курса США. Во всяком случае, подходы, изложенные в программном внешнеполитическом документе "План Обамы - Байдена", размещенном на Интернет-сайте избранного президента, во многом отличаются от подходов администрации Дж.Буша. Будущие президент и вице-президент обещают, что они "ответственно завершат войну в Ираке, закончат сражение с "Талибаном" и "Аль-Каидой" в Афганистане, обеспечат непопадание ядерного оружия и ядерных материалов в руки террористов", а также сориентируют американскую дипломатию на укрепление альянсов с участием США и достижение мира в израильско-палестинском конфликте.

Обама и Байден, отмечается в документе, сосредоточат усилия на "главной угрозе" безопасности США - "восстанавливающих силу "Аль-Каиде" и "Талибане" в Афганистане и Пакистане". Для этого они увеличат контингент американских войск в Афганистане, окажут давление на союзников США по НАТО, с тем чтобы они последовали их примеру, направят бóльшие ресурсы на восстановление афганской экономики и потребуют от афганского правительства прилагать больше усилий для борьбы с коррупцией и незаконным оборотом наркотиков. Будущий американский лидер планирует также расширить невоенную помощь Пакистану и потребовать от пакистанских властей обеспечить контроль за ситуацией в зоне пакистано-афганской границы.

В сфере контроля за ядерным оружием Обама и Байден декларируют свое намерение добиться взятия под контроль всех ядерных материалов в мире через четыре года. Работая над обеспечением безопасности существующих запасов ядерных материалов, новый американский лидер планирует вести переговоры о глобальном соглашении по запрещению производства ядерных материалов для новых боезарядов, предусматривающем контрольные механизмы.

Вторым вектором приложения их усилий на данном направлении станет укрепление режима нераспространения ядерного оружия. Странам же, нарушающим режим нераспространения, к которым документ относит Северную Корею и Иран, обещано усиление международных санкций.

В качестве цели, которую ставят для себя Обама и Байден, называется достижение мира, свободного от ядерного оружия. При этом они намерены придерживаться доктрины ядерного сдерживания до тех пор, пока ядерное оружие существует. Новые лидеры Америки обещают предпринять шаги по уничтожению ядерного оружия, остановить разработку новых ядерных вооружений, работать с Россией, с тем чтобы американские и российские баллистические ракеты были убраны с боевого дежурства, стремиться к существенному сокращению числа имеющихся у США и России ядерных боеголовок и ядерных материалов, а также добиваться превращения американо-российского договора о запрещении ракет средней и малой дальности в глобальное соглашение.

На иранском направлении Обама и Байден причисляют себя к сторонникам последовательных и прямых переговоров с Тегераном без предварительных условий. Они полагают, что пришло время использовать всю мощь американской дипломатии, с тем чтобы заставить Иран остановить свою ядерную программу, прекратить поддерживать терроризм и угрожать Израилю. Новое американское руководство планирует предложить Тегерану сделать выбор - прекратить ядерную программу и поддержку терроризма в обмен на преференции, такие как членство в ВТО, инвестиции и движение в сторону нормальных дипломатических отношений, или же продолжать нынешнюю политику, испытывая все большее экономическое давление и политическую изоляцию. При этом Обама и Байден намерены предпринимать свои дипломатические шаги в тесном взаимодействии с союзниками США.

В сфере энергетической безопасности Обама намерен направить США по пути достижения энергетической независимости, для чего он планирует инвестировать 150 млрд. долларов в возобновляемую и альтернативную энергетику на протяжении предстоящих десяти лет. Он также рассчитывает, что реализация данной стратегии превратит США в глобального лидера в борьбе с изменением климата.

Решать вышеуказанные задачи новая администрация намерена путем активизации усилий американской дипломатии"- последовательный и прямой" дипломатический диалог без предварительных условий со всеми государствами, будь то друзья или враги. Конечно, отмечается в документе, тщательная подготовительная работа будет необходима, однако Обама и Байден дают миру сигнал того, что Америка готова сесть за стол переговоров и готова к лидерству. "Если Америка проявляет готовность сеть за стол переговоров, то у остальных стран мира будет больше желания следовать за США в решении проблем, таких как противодействие терроризму, иранская и северокорейская ядерные программы".

Новые президент и вице-президент США планируют придать новое звучание своим альянсам с союзниками. "Сейчас настало время для новой эры международного сотрудничества, которое укрепит старое партнерство и выстроит новое, с тем чтобы противостоять общим вызовам и угрозам ХХI века - терроризму и ядерному оружию, изменению климата и бедности, геноциду и болезням".

Обама и Байден обещают сделать достижение прогресса на израильско-палестинском треке ключевым дипломатическим приоритетом с первого дня работы своей администрации. Работая с Израилем и Палестиной, они рассчитывают придать существенный импульс процессу достижения цели - мирного и безопасного сосуществования двух государств - государства Израиль и Палестинского государства.

Новая администрация планирует значительно расширить дипломатическое представительство США в мире, увеличить штаты Госдепартамента, работать над тем, чтобы гражданские специалисты могли бы успешно сотрудничать рука об руку с военными, прекратить процесс закрытия консульств и, напротив, открывать новые консульства в самых сложных уголках мира, особенно в Африке.

Отдельным вектором приложения усилий новой администрации станет продвижение вперед в выстраивании более эффективного сотрудничества с азиатскими странами, которое не будет ограничиваться двусторонними соглашениями, редкими встречами на высшем уровне и ad hoc договоренностями, такими как шестисторонние переговоры по северокорейской ядерной программе. Обама и Байден, отмечается в программном документе, "будут поддерживать тесные связи с союзниками США в регионе, такими как Япония, Южная Корея и Австралия, вести диалог со странами Восточной Азии, что позволит расширять стабильность и процветание, а также работать над тем, чтобы Китай играл по международным правилам".

На гуманитарном треке Белый дом будет стремиться достичь обозначенного в программе  "Цели развития тысячелетия" снижения крайней бедности наполовину к 2015 году и удвоить помощь нуждающимся государствам на данном направлении.

Особое внимание во внешнеполитическом разделе предстоящих направлений деятельности будущая американская администрация уделяет отношениям США с Израилем. Обама и Байден, говорится в документе, поддерживают американо-израильские отношения, полагая, что главным и несомненным обязательством США на Ближнем Востоке должно стать обеспечение безопасности Израиля, главного союзника Вашингтона в регионе. "Они поддерживают тесные отношения и заявляют, что США никогда не дистанцируется от Израиля". В этой связи Барак Обама и Джозеф Байден поддерживают право Израиля на самооборону, выступают за оказание американской экономической и военной помощи Израилю и продолжение сотрудничества с израильтянами в развитии систем противоракетной обороны.

Вновь избранные президент и вице-президент США декларируют свою приверженность принципам открытости и двухпартийного консенсуса в вопросах внешней политики. Они заявляют о намерении создать двухпартийную Консультативную группу, в которую войдут лидеры Конгресса от обеих партий, председатели и сопредседатели комитетов по вооруженным силам, иностранным делам, разведке и комитета по ассигнованиям, которая будет раз в месяц встречаться с Президентом США для обсуждения и выработки внешнеполитических приоритетов. Предполагается, что перед тем, как принять решение о применении военной силы, глава исполнительной власти будет проводить консультации с двухпартийной Консультативной группой.

Данное намерение Обамы и Байдена уже получило положительный отклик как на Капитолийском холме, так и в американском экспертном сообществе. Последние, комментируя предлагаемый избранным президентом алгоритм межпартийного диалога в международных делах, рассматривают его в качестве практического шага в направлении восстановления сформированного Франклином Рузвельтом двухпартийного консенсуса по вопросам внешней политики Америки, почти до основания разрушенного за годы войны в Ираке.

Как будет реализовываться на практике "План Обамы - Байдена", будет ясно уже совсем скоро - помещенный на Интернет-сайте избранного Президента США счетчик уверенно ведет обратный отсчет дней, остающихся до его инаугурации. Между тем уже сегодня можно с уверенностью сказать, что одним из главных внешнеполитических приоритетов новой демократической администрации станет восстановление имиджа США в мире и морального права США на глобальное лидерство. 

Война в Ираке, готовность к превентивному использованию военной силы без учета мнения союзников, концентрация усилий на борьбе с терроризмом в ущерб сотрудничеству на других направлениях, скандалы вокруг "Абу-Грэйб", Гуантанамо и секретных тюрем ЦРУ, отказ от ратификации Киотского протокола и противодействие становлению Международного уголовного суда не прошли для Америки бесследно. Имидж США и их политики в мире за последние годы оказался существенно подпорченным. Неслучайно в недавнем докладе двухпартийной Комиссии по так называемой "умной" мощи (Commission on Smart Power) при вашингтонском Центре стратегических и международных исследований отмечается, что "имидж и влияние Америки снижается", а США сегодня менее уважаемы в мире, чем за всю их историю. По мнению сопредседателя комиссии, бывшего декана Школы государственного управления имени Джона Кеннеди Гарвардского университета Джозефа Ная, автора расхожего сегодня термина "мягкая мощь" ("soft power"), "когда "Абу-Грэйб" заменила статую Свободы в качестве символа того, за что, как полагают в мире, выступает Америка, честно будет сказать, что мы, как страна, сбились с пути после 11 сентября 2001 года".

Доводы экспертов подкрепляются и данными международных социологических опросов. Так, согласно обнародованному в начале июня этого года исследованию общественного мнения "The Pew Global Attitudes Project", проведенного в 24 странах мира, число людей, высказывающих позитивное мнение о США с 2000 по 2007 год снизилось - в Великобритании с 83 до 51%, во Франции - с 62 до 39%, Испании - с 50 до 34%, Германии - с 78 до 30%. В Турции, являющейся союзником США по НАТО, этот показатель за тот же период снизился с 52 до 9%, в Индонезии - с 75 до 29%, Пакистане - с 23 до 15%. Аналогичная тенденция прослеживалась и в странах Латинской Америки. При этом большинство опрошенных австралийцев, британцев, испанцев, немцев, французов, турок и японцев назвали проблемы в американской экономике причиной экономических проблем в своих странах. Согласно приведенным в докладе данным, в 2008 году число тех, кто позитивно относится к США, в ряде стран Западной Европы и Ближнего Востока несколько увеличилось*(*Примечательно, что, согласно данным того же опроса, число россиян, высказывающих позитивное мнение о США, увеличилось с 2007 по 2008 год с 41 до 46%, что как-то не вполне соответствует звучащим сегодня заявлениям американских политиков и экспертов об укреплении антиамериканизма в России.). Однако главные надежды на изменение американской внешней политики к лучшему, абсолютное большинство респондентов связывало с предстоящим приходом в Белый дом новой администрации.

Что и говорить, ожидания в мире от прихода в Белый дом Барака Обамы - более чем завышенные. Симпатии, высказывавшиеся кандидату-афроамериканцу в ходе избирательной кампании в Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, а также поздравления, поступившие в его адрес, в том числе не из самых дружески расположенных к Вашингтону столиц, являются тому наилучшим подтверждением. И это обстоятельство новому Президенту США придется так или иначе учитывать в деятельности своей администрации.

В одном из недавних интервью директор вашингтонского Центра Вудро Вильсона, в прошлом председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса Ли Гамильтон, комментируя внешнеполитические задачи, которые предстоит решать будущему Президенту США,  подчеркнул, что для нового американского лидера будет чрезвычайно важно сделать хороший старт, показав миру, что он намерен работать с международными организациями и сотрудничать с другими странами в достижении общих целей. При этом, по его мнению, данные избранным Президентом США обещания закрыть тюрьму на американской военной базе в Гуантанамо и запретить использование пыток при допросах заключенных являются шагом в правильном направлении, а их скорейшая реализация найдет более чем позитивный отклик как в самих США, так и за рубежом.

К наиболее трудным задачам, которые предстоит решать администрации Барака Обамы на внешнеполитической арене, Ли Гамильтон относит продолжение переговоров с Северной Кореей, реструктуризацию отношений США с Россией и Европой, а также выработку более позитивного подхода к диалогу с исламским миром. Выигрышной с точки зрения шансов на успех сферой приложения внешнеполитических усилий нового президента Гамильтон считает контроль над вооружениями. На фоне распространенного мнения о том, что режим контроля за распространением ядерного оружия подвергся эрозии по причине недостаточного внимания к вопросам контроля над вооружениями со стороны администрации Джорджа Буша, интерес Барака Обамы к обсуждению проблем контроля над вооружениями и нераспространением, полагает Ли Гамильтон, будет позитивно воспринят в мире.

Определенным сигналом миру станет, по оценке бывшего конгрессмена, и персональный состав будущей администрации. Эксперты уже сегодня говорят, что администрация Обамы будет, возможно, самой квалифицированной и профессиональной командой, пришедшей в Белый дом за последние десятилетия. По утверждениям вашингтонских инсайдеров, в отличие от Джорджа Буша и Билла Клинтона, приведших в Вашингтон представителей своих губернаторских команд из Техаса и Арканзаса, в формировании своей администрации Барак Обама будет в первую очередь опираться на профессионалов, имеющих опыт работы в предыдущей демократической администрации. Прежняя внешнеполитическая команда кандидата в президенты, в которую входили бывший советник по национальной безопасности Энтони Лэйк, бывший помощник госсекретаря Сьюзан Райс, бывший секретарь по военно-морским делам Ричард Данциг, бывший руководитель департамента политического планирования Госдепартамента Грэгори Крэйг, уже назначенный на должность нового советника Белого дома, и внешнеполитический директор кампании Барака Обамы Дэнис Макданаф, в ближайшее время пополнится новыми фигурами. Среди возможных назначенцев на пост госсекретаря с большой вероятностью называется бывшая первая леди Хиллари Клинтон, тогда как пост советника по национальной безопасности прочат бывшему командующему войсками США и НАТО в Европе отставному генералу морской пехоты Джеймсу Джонсу.

"Плечо" Обаме во внешнеполитических вопросах, безусловно, подставит и вице-президент Джозеф Байден, имеющий многолетний опыт работы в сенатском комитете по иностранным делам, который он возглавлял с января 2007 года. Свое кресло министра обороны США, по всей видимости, сохранит нынешний глава Пентагона Роберт Гейтс.

Однако главным приоритетом Барака Обамы на посту главы Белого дома Ли Гамильтон считает вывод из кризиса американской экономики: "Если Президент Обама не выстроит правильную экономическую политику, то у него не будет шанса завладеть инициативой в сфере национальной безопасности". Опасения относительно влияния нынешнего финансового кризиса в Соединенных Штатах на способность Вашингтона проецировать свою "мягкую мощь" посредством реализации программ экономической и гуманитарной помощи разделяет и бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Выступая на "круглом столе" бывших госсекретарей США, организованном в канун президентских дебатов Университетом Джорджа Вашингтона и телекомпанией CNN, Олбрайт отмечала, что в условиях, когда экономическое благосостояние Америки находится под угрозой, убедить американцев в целесообразности реализации крупных и затратных программ помощи иностранным государствам, которые те даже не могут найти на географической карте, будет весьма не просто. "Эффект Катрины", как назвала его Мадлен Олбрайт, имея в виду разрушительный по своим последствиям ураган, обрушившийся в 2005 году на штат Луизиану, будет так или иначе заставлять администрацию оглядываться на ситуацию в экономике США.

q

ПРИХОД В БЕЛЫЙ ДОМ новой американской администрации дает надежду на преодоление проблем, накопившихся за последние годы в отношениях России  и США, и изложенные в "Плане Обамы - Байдена" подходы создают для этого определенные предпосылки. По крайней мере, возобновление полноценного и честного диалога в сфере контроля над вооружениями могло бы стать неплохим началом для преодоления кризиса доверия, возникшего в отношениях Москвы с нынешней республиканской администрацией.

Наличие недостатка доверия в отношениях России и США признают сегодня в обеих столицах. И реакция в США на августовские события в Южной Осетии стала тому более чем убедительным подтверждением. Конечно, началось это не в минувшем августе, а гораздо раньше. По наблюдению руководителя Московского центра Карнеги Роуз Геттемюллер, "как только американцы испытали разочарование в связи с Россией, они стали мыслить точно так же, как в период холодной войны"1. Иначе как можно понимать массированную операцию информационной поддержки агрессивных действий грузинского руководства в американских и западных СМИ. Бывшие антисоветские пропагандисты достали из чуланов, казалось бы, уже забытые жупелы и ярлыки и с азартом включились клеймить Россию. Ответные же действия российских войск на обстрелы грузинской стороной Цхинвала и нападение на миротворцев подавались американскими комментаторами не иначе как попытками "оккупировать маленькую свободную Грузию" и "восстановить советскую империю". Как тут не вспомнить певца Мика Джаггера: "Old habits die hard, hard enough to feel the pain".

Антироссийская риторика достигла такого накала, что в какой-то момент появилось ощущение, не стали ли последние 15 лет потерянными для российско-американских отношений. Как будто не было выступления Президента Бориса Ельцина в 1992-м с предложением партнерства в рукоплескавшем ему стоя Капитолии, не было десятилетий диалога, поддержки Америки после терактов 11 сентября, не было Сочинской декларации, где констатировалось, что эра, когда Россия и США рассматривали друг друга как врага или как стратегическую угрозу, закончилась. Укоренившееся в политических элитах США мнение о том, что СССР, а следовательно, Россия проиграли в холодной войне, дало свои рецидивы в виде потери доверия, нежелания слушать аргументы партнера и учитывать его интересы.

В начале нынешнего года вышла в свет книга бывшего госсекретаря Мадлен Олбрайт "Памятка избранному президенту"2, в которой она излагает свои рекомендации 44-му Президенту США по восстановлению репутации и лидерства Америки в мире. В одной из глав, посвященных России, Мадлен Обрайт дает новому главе Белого дома следующий совет: "Как президент, вы обнаружите, что новая Россия не является настоящим другом, как не является и настоящим врагом; напротив, она уникальная и упрямая сила, которая заслуживает уважения, которой, однако, мы полностью не можем доверять, потому что одним из ее сильнейших инстинктов является недоверие к нам".

Выступая в середине ноября в вашингтонском Совете по международным отношениям, Президент России Дмитрий Медведев выразил надежду на то, что нашим странам под силу создать принципиально другую основу для того, чтобы российско-американские отношения были бы по-настоящему партнерскими. В пользу этого, по мнению российского лидера, говорит наличие общих для Вашингтона и Москвы тем, таких как стабилизация в глобальной экономике, ядерное разоружение и обеспечение преемственности в процессе контроля над вооружениями.

Конечно, вряд ли приходится рассчитывать на кардинальное изменение позиции администрации Барака Обамы по наиболее острым проблемам российско-американских отношений. Прежде всего, это касается вопроса приема Украины и Грузии в НАТО. Будучи сенатором, избранный американский президент, как известно, голосовал в поддержку принятия Киева и Тбилиси в альянс, да и сама идея расширения Североатлантического блока на Восток начала реализовываться на практике именно демократической администрацией Билла Клинтона. Другим "чувствительным" для отношений Москвы и Вашингтона вопросом останутся планы США по развертыванию глобальной системы ПРО, включая создание третьего позиционного района в Европе, которые, однако, могут быть скорректированы демократами, со времен администрации Рональда Рейгана традиционно высказывающими сомнения относительно чрезмерной дороговизны и технической реализуемости данного проекта. На повестке дня и затянувшийся почти на два десятилетия вывод России из-под действия поправки Джексона - Вэника, а также ратификация американскими законодателями межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, отозванного администрацией Буша из Конгресса после событий в Южной Осетии. Хочется надеяться, что демонстрируемый руководителями будущей американской администрации настрой на обсуждение вопросов контроля над вооружениями позволит Москве и Вашингтону продвинуться вперед и на других направлениях двустороннего и многостороннего диалога. Российская сторона, как заявил в американской столице Дмитрий Медведев, к такому диалогу готова.

 

Р.Геттемюллер. Россия глазами американцев.//Pro et Contra, 2007, т. 11, №2 (36).

Olbright Madlen, with Woodward Bill. Memo to the President elect: how we can restore America,s reputation and leadership.//HarperCollins Publishers, lst ed., 2008,p. 203.