В ХХ ВЕКЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА стала одним из важнейших факторов внешней и внутренней политики государств. Эта тенденция продолжается и в наши дни, поскольку от энергетических ресурсов зависит состояние и развитие национальных экономик и мирового хозяйства. Если вспомнить нашу историю, то в послевоенный период Советский Союз в рамках своего единого народно-хозяйственного комплекса создал мощную систему энергетики, в том числе добычи и транспортировки нефти как в страны СЭВ, так и на Запад. Рост валютной выручки от экспорта нефти позволял политическому руководству Советского Союза финансировать импорт зерна и продовольствия, а также выделять средства на развитие ВПК, на создание ракетно-космической техники, что помогло к 1970-м годам достичь ракетно-ядерного паритета с США.
Но бесконечно долго экономика не могла развиваться таким однобоким образом. Выкачивание из страны энергоносителей и минерального сырья не решало всех накопившихся проблем народного хозяйства, о чем, кстати, предупреждали ученые и специалисты. Страна жила во многом благодаря нефтедолларам, а при этом средства на модернизацию нефтегазового комплекса не выделялись. При Президенте Р.Рейгане американская администрация начала целенаправленно использовать зависимость советской экономики от конъюнктуры цен на нефть. Союзниками США в этом вопросе после вторжения войск Советского Союза в Афганистан выступили Саудовская Аравия и арабские государства Персидского залива, хотя ранее они сами объявляли эмбарго Западу из-за арабо-израильского конфликта. Цены на нефть на определенное время сбивались, вводились запреты на поставку технологического оборудования в Советский Союз. Уже осенью 1981 года по причине трудностей с платежным балансом Москва столкнулась с необходимостью снизить поставки нефти в страны - члены СЭВ. С начавшимся к 1985 году уменьшением добычи нефти в нашей стране сократился и экспорт в капиталистические страны. Ситуация обострялась. "В 1985 году увеличение затрат на ввод в действие новых скважин и поддержание добычи на действующих, недостаток ресурсов приводят к падению нефтедобычи в СССР на 12 млн. тонн" 1.
В последующие годы цены на энергоресурсы, от которых зависело состояние бюджета страны, положение на потребительском рынке, импорт зерна, обслуживание внешнего долга и финансирование ВПК, упали в несколько раз. Последним более или менее благополучным годом для советской экономики считается 1988 год. В 1989-1991 годах в стране разразился финансово-экономический кризис. Уровень добычи падал, а программа технического перевооружения ТЭК была сорвана. Если в 1988 году добыча нефти в Советском Союзе составила 624 млн. тонн (рост на 0,1%), то в 1990 году - 570 млн. тонн (снижение - 37,2%), в 1991 году - 515,8 млн. тонн (снижение - 54,2%)2. Снижалась добыча угля, чему способствовали и шахтерские забастовки. Таким образом, критическая ситуация в ТЭК, наряду с другими причинами, явилась одним из решающих факторов экономической катастрофы, приведшей к развалу Советского Союза. Роль энергетического фактора в тех кризисных условиях проявилась весьма масштабно.
Пережив крупнейшую в истории геополитическую катастрофу, вызванную распадом СССР и утратой страной статуса сверхдержавы, новое российское руководство не могло не прийти к выводу, что в числе первоочередных задач стоит восстановление производственных мощностей ТЭК, поскольку он будет оставаться одним из важнейших источников формирования политического и внешнеэкономического влияния России, а экспорт энергоносителей позволит получать валюту. Экспорт оружия в этом отношении являлся более ограниченным источником. Наличие в стране обширной ресурсной базы (прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 44 млрд. тонн, газа - в 127 трлн. куб. метров, разведанные запасы угля оцениваются в 200 млрд. тонн, прогнозные запасы урана составляют около 1 млн. тонн) представляет для национальной экономики России своего рода универсальное благо, позволяющее создавать основу для экономического роста и социально-экономических преобразований, а также влиять на развитие внешнеэкономических связей.
Однако существенный спад во всех отраслях экономики, в том числе в энергетике, Российская Федерация смогла преодолеть только через девять-десять лет, когда началось восстановление утраченных позиций. Если в 1991-1999 годах добыча нефти снизилась на 23%, добыча угля - на 30%, производство электроэнергии - на 21%, добыча газа уменьшилась на 8%, нефтепереработка - на 41%, экспорт нефти - на 23%, то с 2000 года в нашей стране начался период роста. Правительство России приступило к глубокой реорганизации нефтяной и газовой промышленности. Была начата приватизация, в результате чего государственные активы стали переходить в частную собственность. Этот процесс проходил болезненно, его пришлось корректировать, чтобы консолидировать отрасль. В итоге сформировались крупные вертикально интегрированные компании - "Лукойл", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", ЮКОС, "Сибнефть", ТНК, "Сиданко", "Татнефть", "Башнефть" и др.
В отличие от западных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые эволюционным путем прошли этапы вертикальной интеграции еще в 1960-х годах, российские компании создавались позже и в сжатые сроки на основе президентских и правительственных нормативных документов. Однако благодаря проведенным преобразованиям "отрасли удалось достаточно быстро преодолеть кризисные последствия августа 1998 года и осуществить окончательный переход на более эффективную рыночную модель хозяйствования. А уже с началом нового века нефтегазовый комплекс России стал своеобразным мощным локомотивом экономического роста российской экономики. И если в 2000 году в России было добыто 324 млн. тонн нефти, то в 2006 году уже - 480,2 млн. тонн"3.
Что касается газовой отрасли, то в результате распада общесоюзного государства и влияния серьезных диспропорций в развитии газового сектора объем добычи в 2000 году снизился по сравнению с 1991 годом на 57 млрд. куб. метров до уровня 584 млрд. куб. метров. Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составил 41,5% от уровня 1990 года4.Одной из причин послужило естественное и ожидавшееся падение добычи на наших гигантских месторождениях - Медвежьем, Уренгойском и Ямбургском. Ситуацию с ростом добычи спасло введение в строй в конце 2001 года Заполярного месторождения и в 2004 году - Песцовой площади Уренгойского месторождения. В 2005 году Россия добыла 641 млрд. куб. метров газа. Обеспечение дальнейших положительных сдвигов зависит в первую очередь от политики нашего монополиста "Газпрома", а также усилий российских нефтяных компаний, занимающихся попутным газом, включая ТНК-ВР, и так называемых независимых газовых компаний (особенно "Новотэк", а также "Итера", "Норильскгазпром", "Роспан" и др.).
Монопольное положение "Газпрома" на протяжении многих лет подвергается критике как в России, так и в других странах, прежде всего в ЕС, за концентрацию в одних руках добычи, транспортировки, реализации газа и в особенности за проведенное при Президенте В.В.Путине через Госдуму решение об исключительном праве компании на экспорт. Но необходимо учитывать, что исторически условия для формирования в России газовой монополии складывались под влиянием экономико-отраслевого фактора, традиций, унаследованных от советской централизованной системы, и особой роли государства в газовой отрасли, что, кстати говоря, характерно для многих стран. На всех трудных этапах переходного периода "Газпром" (в нынешнем виде существует с 1998 г.) обеспечивал газом внутренних и внешних потребителей.
На сегодня эта транснациональная корпорация, контрольный пакет которой принадлежит Российскому государству (50,002%), но 49% акций находится в руках частных инвесторов, включая и иностранных, является крупнейшей газовой компанией в мире. За последние семь лет капитализация корпорации выросла в 30 с лишним раз и составляет около 350 млрд. долларов. Компания входит в четверку крупнейших акционерных энергетических компаний мира (впереди американская "ExxonMobil", китайская "PetroChina" и опять же американская "General Electric"). По прогнозу, капитализация "Газпрома" через семь-восемь лет достигнет 1 трлн. долларов5. На компанию приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. В 2006 году предприятия группы "Газпром" добыли 556 млрд. куб. метров газа, добыча в 2007 году (по оперативным данным на январь 2008 г.)6 составила 548, 5 млрд. куб. метров* (* Уменьшение объясняется снижением объема потребления газа в Европе из-за теплых погодных условий зимы 2006-2007 годов.).
Считается, что уровень финансового доверия за рубежом к Российской Федерации напрямую зависит от возможностей выполнения "Газпромом" своих внешних контрактных обязательств. В этой связи слова В.В.Путина: "Газпром делить не будем" - вполне понятны. Попутно заметим, что желание Еврокомиссии разделить производство, транспортировку и продажу газа между отдельными компаниями, дезинтегрировать транснациональные корпорации наталкивается на сопротивление нынешних крупнейших компаний Европы. Но ясно и то, что в ближайшие годы нашей компании-монополисту в целях увеличения добычи, транспортировки газа и экспортных операций предстоит наращивать инвестиции в геологическую разведку и освоение новых более затратных месторождений, расположенных в районах крайнего Севера и на континентальном шельфе Арктики - в обеспечение роста поставок на внутренний рынок, в том числе в интересах выполнения программы газификации регионов, переработки газа и увеличения производства электроэнергии.
Оживление всех секторов ТЭК после 2000 года, несомненно, способствовало развитию большинства отраслей российской экономики и явилось главнейшим фактором стабилизации и улучшения экономического и валютно-финансового положения России* (* На своей заключительной "президентской" пресс-конференции в январе 2008 года В.В.Путин с удовлетворением говорил, что в 2007 году рост ВВП составил 8,1%, промышленное производство увеличилось на 6,3%. В стране наблюдается строительный бум. Реальная зарплата выросла на 16,2%. Если в 2000 году более 30% населения находилось за чертой бедности, то в 2007 году этот показатель составил менее 14%. Безработица тоже уменьшилась. Золотовалютные резервы увеличились до 478,6 млрд. долларов. Не скрывая имеющихся трудностей, президент подчеркивал необходимость продолжать борьбу с инфляцией, бедностью, сообщил о дальнейших мерах по обеспечению роста пенсий.). Можно констатировать, что высокие показатели экономического роста были достигнуты во многом благодаря тому, что в политике Президента В.В.Путина "энергетический рычаг" явился тем мощным средством, основанным на естественных, природных преимуществах России, которое позволяло решать назревшие проблемы экономики и социальной сферы.
Вместе с тем следует отметить, что ряд политиков оппозиционного толка, например Б.Немцов и В.Милов, полагают, что в политике В.В.Путина "возможности, образовавшиеся благодаря внезапному "нефтяному дождю", были упущены. Как и при Брежневе, сверхдоходы от экспорта нефти и газа были в значительной степени проедены, а необходимые преобразования не проведены. Надежды тех, кто готов был простить авторитарные замашки власти ради модернизации, не оправдались…". Далее они утверждают: "Путин просто обязан был использовать пролившийся на страну "нефтяной дождь" на нужды модернизации Российской армии. Но эта возможность была полностью упущена. При бешеном росте расходов на оборонный заказ поставки вооружений были смехотворно малы, кратно ниже уровня 1990-х годов"7.
Что касается иностранных критиков, то излюбленной темой на Западе является обвинение России как энергетической сверхдержавы в диктате и внешней экспансии. По существу же можно сказать, что, сделав выводы из отрицательных моментов функционирования ТЭК советского периода, особенно во время перестройки, а также правления Б.Н.Ельцина, Президент В.В.Путин за два цикла своего правления в 2000-2008 годах сконцентрировал усилия правительственных органов и лояльно настроенных руководителей частного бизнеса на консолидации энергетического комплекса, на создании качественно нового ТЭК - экономически эффективного, динамично развивающегося, финансово устойчивого, располагающего передовыми технологиями и современными кадрами. Как отмечает известный эксперт по России, немецкий политолог А.Рар: "Путин умело использовал для достижения своих целей непрерывно растущую цену на энергоносители на мировом рынке. Ему нельзя было повторять катастрофическую ошибку советских руководителей, которые не сумели во времена высоких цен на энергоносители оздоровить свою экономику. Конечно, он не мог также следовать примеру энергоэкспортера Нигерии, разбазарившего полученные миллиарды благодаря небывалой коррупции"8.
Руководство страны обращало внимание на вопросы завершения структурных преобразований в сфере ТЭК в рыночном духе, но с учетом интересов государства. Осуществлена реформа РАО ЕЭС (самоликвидация корпорации завершилась в июле 2008 г.). Одновременно президент принимал меры по усилению регулирующей роли государства как собственника недр и владельца контрольных пакетов ряда ведущих компаний. В итоге В.В.Путин, как считается на Западе, вернул государству возможность влиять на все стратегические решения в сфере энергетики. Были предприняты усилия по возвращению под контроль государства объектов бывшей государственной собственности, не раз менявшей владельцев в ходе приватизации и различных слияний или поглощений, в том числе с участием иностранного капитала. Была объявлена война уловкам по уходу от уплаты налогов, так называемой оптимизации налогов. В этом вкупе с игнорированием рекомендаций государства заключается суть того, что произошло с компанией ЮКОС или происходит сейчас с компанией "Роснефть".
Государство повысило роль энергетического фактора как инструмента внешней политики, стало больше помогать крупным российским нефтегазовым компаниям в их внешнеэкономической деятельности, поощрять экспорт энергоносителей и создавать благоприятные внешние условия для экспансии российского капитала. Поскольку проблема привлечения иностранных инвестиций актуальна для России, особенно для отраслей ТЭК, то правительство проводило целенаправленную работу по устранению барьеров в этой области, по созданию более привлекательных условий для инвесторов, в том числе путем обмена активами. В то же время некоторые невыгодные для российской стороны сделки, в частности отдельные соглашения о разделе продукции конца 1990-х годов, были пересмотрены. В сфере налоговой политики государство вело себя довольно жестко, особенно в условиях роста цен после 2004 года.
Что ожидает российский ТЭК в будущем?
В КОНЦЕ 2000 ГОДА, выступая в Совете безопасности, Президент В.В.Путин выдвинул идею превращения российского ТЭК в главную движущую силу национальной экономики, поставив задачу мирового лидерства в энергетике в среднесрочной перспективе. От этого, по словам Путина, зависит благополучие России и в настоящем, и в будущем. На первый взгляд постановка такого вопроса не несет в себе ничего нового - так было и в советские времена, при Брежневе. От нефтегазовой отрасли и тогда зависело благополучие страны и состояние обороноспособности. Однако итог той эпохи известен. Но ведь сейчас мы имеем дело с другой исторической обстановкой и с другой страной.
Россия - влиятельный член мирового сообщества, она восстанавливает свою роль как мировой державы. Конечно, Россия сталкивается с растущей конкуренцией на мировых рынках, в том числе на энергетическом, со стороны США и других стран. Не всем нравится возрождение России, укрепление ее авторитета и мощи, кое-кто хотел бы по-прежнему игнорировать нашу страну. Это наглядно проявляется в обостренной реакции США и НАТО на позицию России в связи с агрессивными действиями Грузии против народов Южной Осетии и Абхазии. Но в сегодняшнем мире, отягощенном ростом политической напряженности из-за конфликта вокруг Грузии, все-таки нет угрозы всеобщего ядерного конфликта. США и их союзники пытаются сделать из Грузии М.Саакашвили опорную точку на Кавказе. Их действия заметно взвинтили международную обстановку. Один факт появления военных кораблей США и НАТО в Черном море говорит о многом.
Вашингтон намерен выделить до 1 млрд. долларов на перевооружение Грузии и укрепление ее экономики. Звучат предупреждения и обвинения в адрес России, при этом замалчивается факт грузинской агрессии. Но многие политики на Западе считают недопустимым возращение к холодной войне. Несмотря на нажим "ястребов", ЕС не пошел на принятие санкций против России. Наша страна, как заявил 31 августа этого года Президент Д.А.Медведев, "не хочет конфронтации ни с одной страной. Россия не собирается изолироваться. Мы будем развивать, настолько, насколько это будет возможно, наши дружеские отношения и с Европой, и с Соединенными Штатами Америки, и с другими странами мира". В то же время президент предупредил: "И всем должно быть понятно, что, если кто-то будет совершать агрессивные вылазки, тот будет получать на это ответ"9. Разумеется, для внутренних дел в России нынешнее обострение обстановки означает, что понадобится направить больше средств на модернизацию вооруженных сил, отвлекая их от других мирных целей. Анализ в целом успешных действий наших войск во время операции по принуждению Грузии к миру в начале августа этого года подтвердил необходимость более быстрого оснащения вооруженных сил современной техникой.
Получая большие валютные доходы от экспорта энергоносителей и забирая у своих компаний до 80% прибыли, российское руководство имело возможность в последние годы полнее финансировать социальные программы, направлять больше средств на развитие образования, науки и здравоохранения, поддерживать жилищное строительство, то есть решать социально-экономические проблемы, накопившиеся в стране за долгие годы. Но ведь и раньше возникал вопрос о действиях в условиях падения цен на нефть. С нагнетанием США и их союзниками напряженности в отношениях с Россией к этому добавляется новая забота: как преодолеть с наименьшими потерями возможные экономические санкции Запада, если они все-таки будут введены? Пока угрозы носят вербальный характер. Даже Дж.Маккейн, осуждая действия России на Кавказе, говорит о необходимости наладить отношения с Москвой. Но если цены на нефть будут устойчиво падать, не отразится ли это негативно на российской экономике, не превратится ли Россия из самодостаточной энергодержавы в сырьевой придаток более развитых западных и - что более вероятно - бурно развивающихся азиатских государств? Какова должна быть страховочная подушка?
В этих целях, как известно, в 2003 году был учрежден Стабилизационный фонд, разделенный затем на два - Резервный (его размер составил на 1 сентября 2008 г. более 3,5 трлн. руб.) и Фонд национального благосостояния (0,784 трлн. руб.)10. Очевидно, накопленных резервных средств хватит для смягчения неблагоприятных воздействий мировой экономики на Россию в течение какого-то времени. Но обольщаться не приходится, так как по своим размерам эти фонды не больше, чем Стабилизационный фонд Норвегии (190 млрд. долларов). Средства российских фондов размещены в государственные ценные бумаги зарубежных стран и их центробанков, в долговые обязательства международных финансовых организаций, на депозитах иностранных банков, принося определенную прибыль. Но на рост фондов отрицательно влиял низкий курс доллара, который до августа этого года падал.
На Западе много рассуждают о конструкции высшей власти в России, о центрах принятия решений. Но с избранием Д.А.Медведева на пост Президента Российской Федерации и с назначением В.В.Путина председателем правительства России приоритеты развития ТЭК не изменились. Прежними остаются трудности и проблемы, присущие этой группе отраслей российской экономики. Остается, правда, неясным один вопрос: сохранится ли "ручной режим" управления ТЭК, укоренившийся в годы президентства В.В.Путина? Будет ли создана нормальная система координации действий государственных и корпоративных структур, в том числе на международной арене, или главы наших крупных корпораций будут выступать самостоятельно, ссылаясь на личные указания сверху? Понятно, что топливно-энергетический комплекс и далее будет играть важнейшую роль в российской экономике. Все рассуждения о том, что нам следует избавиться от "нефтяной зависимости", имеют серьезное основание, но реализация курса на инновационную экономику потребует немало лет и огромных инвестиций. Значит, разумное, рациональное использование наших естественных конкурентных преимуществ, наших природных богатств - нефти, газа и угля - продолжает оставаться важнейшей задачей.
Закономерно встает вопрос о величине имеющихся запасов. Опираясь на экспертные оценки, можно говорить о достоверных запасах нефти в России в пределах от 10 до 20 млрд. тонн, что позволяет обеспечить нынешний уровень добычи на срок 22-45 лет. Разведанные запасы газа составляют около 47 трлн. куб. метров, их при современном уровне добычи хватит на 75 лет. Но прогнозные запасы нефти и газа в нашей стране, как уже говорилось выше, оцениваются в 44 млрд. тонн и 127 трлн. куб. метров (это второе место в мире после Саудовской Аравии по нефти и первое - по газу). Если эти запасы подтвердятся бурением, то их хватило бы России на 100 лет по нефти и на 200 лет по газу. Мировые прогнозы свидетельствуют о том, что до 2020 года доля традиционных энергоресурсов (нефть, газ и уголь) сохранится на нынешнем уровне. Снижение интереса к нефти возможно раньше 2030 года. А дальше может начаться вытеснение нефти газом. Доля ядерной энергии предполагается на уровне 5%. Для России эти прогнозы не несут прямых опасностей.
Сегодняшняя ситуация, когда цена на нефть в июле подскочила до 147 долларов за баррель, а затем снизилась до 103 долларов, несет угрозу стабильности мировой экономики, что вызывает тревогу у политиков, экономистов и бизнесменов. Известный миллиардер-инвестор Дж.Сорос обращает внимание американского Конгресса на то, что в биржевой торговле нефтью спекулянты раздувают "пузыри", а министры нефтяной промышленности и ресурсов Саудовской Аравии и Алжира на 19-м Международном нефтяном конгрессе в Мадриде (29 июня - 3 июля 2008 г.) говорили почти то же самое, добавляя к числу причин также кризис американского доллара и напряженность в ряде регионов мира. Поэтому требуются совместные усилия нефтедобывающих стран и основных потребителей, включая США, Японию, Китай и Индию, по упорядочению мировой торговли нефтью. Очевидно, в этом вопросе нельзя полагаться на игру рыночных сил. Примечательно, что представители крупного бизнеса и правительств констатируют растущий спрос на энергоносители, связывая его с ростом мировой экономики, и одновременно утверждают, что в мире нет дефицита нефти. Если же нынешний спрос будет быстро увеличиваться и дальше, то добывающим странам и ТНК потребуются новые крупные инвестиции в разведку и добычу, а также во внедрение более эффективных технологий.
На встрече "Большой восьмерки" в Японии была обсуждена ситуация на энергетических рынках. В Заявлении "Группы восьми" по развитию мировой экономики говорится о серьезной обеспокоенности в связи с резким ростом цен на нефть, который несет в себе угрозы для мировой экономики. В общих интересах необходимо предпринимать согласованные усилия по устранению коренных причин этого роста. В ближней перспективе добывающие страны могли бы своими силами увеличивать добычу и переработку. В среднесрочной перспективе, по мнению "Большой восьмерки", необходимы совместные усилия по расширению инвестирования в разведку и добычу, а также в переработку и сбыт. В заявлении содержится призыв улучшить функционирование энергетических рынков, повысить их транспарентность. В целях укрепления энергетической безопасности достигнута договоренность о проведении энергетического форума. Обратила на себя внимание приверженность участников "Группы восьми" положениям, согласованным на подобной встрече в Санкт-Петербурге. Россия подписала это заявление, в котором говорится о снижении цен, но, конечно, высокие цены на энергоносители выгодны России как экспортеру. Однако мы живем во взаимозависимом мире. США и другие основные импортеры заинтересованы в снижении цен, поэтому они добиваются увеличения добычи от ОПЕК и других стран, а Президент Дж.Буш предложил Конгрессу снять запрет на добычу нефти на континентальном шельфе США. Кандидат в президенты от Демократической партии Б.Обама заявляет, что уменьшит зависимость США от ближневосточной нефти. Но одновременно развитые страны предпринимают усилия по переходу на новые источники энергии.
России следует учитывать эти тенденции. По заявлению А.Кудрина от 17 августа 2008 года, Минфин России прогнозирует, что доля нефтегазовых доходов в бюджете с 8,8% в 2007 году сократится до 5,8% к 2011 году, а к 2023 году уменьшится в три раза - до 3,1%, главным образом из-за массового вывода старых месторождений из эксплуатации. Минфин полагает, что на уменьшение доходов бюджета будут влиять не цены на нефть, а снижение удельного веса нефтегазового сектора в производстве ВВП. Конечно, Минфин всегда стремится работать с усредненными параметрами. Прогнозы - вещь сложная и неблагодарная. Например, Международное энергетическое агентство (МЭА) совсем недавно, в 2003-2004 годах, предсказывало, что цена на нефть к 2020 году составит 29 долларов за баррель. Примерно такие же цифры давало и Министерство энергетики США. Естественно, предполагалось, что установление американского контроля над нефтяными ресурсами Ирака должно способствовать снижению цен. Но движение мировых цен с 2004 года пошло в противоположном направлении.
Министр энергетики Алжира Ш.Халиль (ныне президент ОПЕК) заявил в конце июля этого года, что цены могут установиться на уровне 80 долларов в случае укрепления американского доллара и снятия напряженности вокруг Ирана. Некоторые российские специалисты предлагают нашему правительству при условии устойчивого снижения цен на энергоносители временно отказаться от глобальной энергетической экспансии, которую пытается проводить Россия, и с учетом растущего внутреннего спроса сделать акцент на инвестиции в национальные добывающие проекты в Сибири и на Дальнем Востоке. В этом есть свое рациональное зерно, поскольку для нашей страны развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока является жизненно важной задачей. Ее не решить одним только проведением саммита АТЭС во Владивостоке, хотя этот стимул не следует недооценивать.
Среди специалистов нет единого мнения о ценах. Глава "Газпрома" А.Б.Миллер, а также Президент Венесуэлы Уго Чавес предсказывают на ближайшее время цену на нефть в 250 долларов, что приведет к дальнейшему росту цен на газ, до 500 долларов и выше за 1 тыс. кубов. Разумеется, наша монополия заинтересована в росте своих доходов, особенно на внешнем рынке, так как равнодоходность внешних и внутренних поставок руководство "Газпрома" ожидает только через несколько лет. Российское правительство не готово поднять цены на газ для населения раньше, чем в 2015 году. "Газпром" нуждается в валютных средствах для зарубежных проектов и привлечении иностранных инвестиций в Россию. Ему, в частности, требуется все больше средств на оплату среднеазиатского и азербайджанского газа (в 2007 г. было закуплено 60 млрд. куб. метров за 10 млрд. долларов, а в текущем эта сумма может возрасти до 12-16 млрд. долларов, а по отдельным расчетам и до 20 млрд. долларов по причине перехода на среднеевропейские цены). Дело в том, что отставание с освоением месторождений в России вынуждает корпорацию покупать газ на стороне, чтобы выполнять внешние обязательства (а в основном это поставки на Украину) и нейтрализовать конкурентов, думающих об альтернативных вариантах поставок газа. Этими соображениями объясняются и стремления закупить весь экспортный объем ливийского газа, построив трубопровод до Европы. Программы "Газпрома" по трубопроводным системам весьма обширны: "Северный поток", "Южный поток", позволяющие обойти проблемные транзитные территории в Европе, расширение действующего "Голубого потока", модернизация линии Средняя Азия - Центр, включая строительство Прикаспийского газопровода, создание магистрали "Алтай" (в сторону Китая) и новые газопроводы на Дальнем Востоке - от Сахалина - Хабаровска до Владивостока и далее в Китай (примерная стоимость проекта оценивается более 24 млрд. долларов).
Ряд проектов, особенно "Северный поток" и "Южный поток", наталкивается на сопротивление внутри ЕС, которое вызвано не только экологическими соображениями. В этом вопросе встречается геополитика и геоэкономика. Например, на Западе заявляют, что если Россия не выведет войска с грузинской территории, то без содействия ЕС России трудно будет модернизировать газовую инфраструктуру. Россия, дескать, важный, но не единственный поставщик газа. Конечно, подобные заявления делаются на потребу дня. Важнее другое. Канцлер А.Меркель во время визита в Швецию 26 августа этого года отметила, что политическая напряженность вокруг Грузии не скажется на планах строительства "Нордстрим", поскольку для Европы этот проект имеет стратегическое значение. В связи с различными идеями, которые звучат на Западе - отказаться от "Северного" и "Южного" потоков, ограничить закупку нефти и газа в России и так далее - можно только сказать, что в рыночной реальности совсем не просто отказаться от нефтяного и газового импорта из России, даже если в ЕС или отдельных европейских странах будут приняты такие сугубо конъюнктурные политические решения. Очевидно, и в ЕС, как показали итоги саммита 1 сентября, понимают легковесность и непродуманность таких планов. Может быть, поэтому в СМИ была вброшена информация о якобы готовящейся приостановке Россией поставок в Европу по нефтепроводу "Дружба". Эта "новость" сразу же опровергли вице-премьер И.Сечин и министр энергетики С.Шматко. Принципиальное значение имеет то, что сказал премьер-министр В.В.Путин, отвечая на вопрос корреспондента СNN, будет ли Россия использовать энергопоставки в качестве рычага воздействия на европейские страны, если действительно будет продолжаться рост напряженности.
В.В.Путин сказал следующее: "Мы этого никогда не делали. Строительство первой газопроводной системы было начато в 1960-х годах, в самый разгар холодной войны, и все эти годы, начиная с 1960-х годов и по сей день, Россия стабильно и очень надежно, вне зависимости ни от какой политической конъюнктуры исполняла свои контрактные обязательства. Мы никогда не политизируем экономических отношений, и нас очень удивляет позиция некоторых официальных лиц администрации Соединенных Штатов, которые разъезжают по европейским странам и уговаривают европейцев не брать наш продукт, скажем, газ, - это просто потрясающая политизация экономической сферы, очень вредная на самом деле. Да, европейцы зависят от наших поставок, но и мы зависим от того, кто покупает наш газ, это взаимозависимость, но это как раз гарантия стабильности 11".
Вопреки всем угрозам, попыткам диктовать России условия торговли, основным покупателем российского газа и нефти на будущее останется Европа. В этой связи целесообразно сослаться хотя бы на заявление главы итальянской корпорации ENI П.Скарони от 27 августа 2008 года о том, что его компания будет продолжать сотрудничество с "Газпромом", несмотря на нынешний рост политической напряженности в отношениях России и Запада из-за ситуации вокруг Грузии. Сохранится на высоком уровне объем наших поставок энергоносителей и в страны СНГ. Однако в связи с расширением сотрудничества с Китаем, Южной Кореей и Японией будут расти поставки нефти и газа из России в эти и другие страны АТР. Европейцам следовало бы учитывать этот момент. По некоторым расчетам, к 2012 году наша страна должна будет перекачивать на Восток не менее 60 млн. тонн нефти и 65 млрд. куб. метров газа. Конечно, задача непростая, к тому же с Китаем, несмотря на принципиальное согласие на высшем уровне, не удается пока договориться по приемлемым ценам на газ. Но поворот на Восток является стратегическим моментом в российской энергетической политике, поэтому президент и премьер-министр России требуют от "Транснефти" и "Роснефти" закончить в срок строительство нефтепровода из Восточной Сибири до Тихого океана, несмотря на значительное увеличение проектной стоимости этой стройки. Новым перспективным источником получения нефти для наших компаний "Газпромнефть" и "Лукойл" может стать Иран, откуда уходят западные компании из-за высоких политических рисков. В Ирак нас пока не пускают.
В прогнозных разработках российских научных центров до 2020-2030 годов обычно составляются пессимистические и оптимистические варианты развития ТЭК. Не имеет смысла останавливаться на оптимистических предсказаниях, тем более что некоторые носят заказной характер. Интереснее посмотреть более заземленные прикидки. Например, одним из так называемых пессимистических вариантов предусматривается, что в ближайшее десятилетие положение не изменится, России не удастся "укрепить свои позиции на мировом энергетическом рынке, превратив энергетический потенциал в политические дивиденды"12. Какие же существуют препятствия?
В области нефтедобычи в России сдерживающими факторами специалисты считают уменьшающуюся сырьевую базу нефтяных компаний, их низкую инвестиционную активность, критическое состояние нефтеэкспортной инфраструктуры, политические ограничения в отношении строительства частных трубопроводов и допуска иностранных компаний на российский рынок. Можно было бы добавить, что глубина и качество нефтепереработки на российских НПЗ ниже мировых стандартов, хотя ряд компаний - "Роснефть", "Лукойл" и "Газпромнефть" - стараются модернизировать свои заводы, а также пытаются приобрести НПЗ в Европе. Но с учетом роста потребления нефти в мире доля России на рынке имеет тенденцию к снижению. "К 2017 году Россия выйдет на максимальную добычу порядка 10 млн. баррелей в день (530 млн. тонн в год) и сохранит этот уровень с тенденцией к падению. К 2010 году российские поставки будут составлять порядка 15% объема мирового рынка, к 2030 году они снизятся до 10%"13. Остается открытым вопрос, сумеют ли принятые в мае этого года по инициативе В.В.Путина меры правительства России по введению с 2010 года так называемых налоговых каникул для нефтяных компаний, ведущих разработку месторождений на шельфе, на Ямале и в Тимано-Печорском бассейне, принести положительные перемены. Пока же в прогнозе социально-экономического развития России на 2009-2011 годы, утвержденном в августе российским правительством, добыча нефти по инерционному сценарию вырастет по сравнению с уровнем 2008 года на 1-1,6% и стабилизируется на уровне 497-500 млн. тонн. В нынешнем году по причине понижающейся динамики добыча нефти составит, как заявлял вице-премьер И.Сечин, около 492 млн. тонн.
В материалах к заседанию правительства говорилось: инерционный вариант исходит из того, что одобренные налоговые новации не окажут существенного влияния на рост нефтедобычи. В инновационном сценарии ситуация выглядит лучше. К 2011 году добыча нефти в России достигнет 518 млн. тонн, увеличившись с 2008 года на 5,3%. Что же касается налоговых льгот (до 140 млрд. руб. в год), то в этом случае предполагается, что они будут оказывать более интенсивное влияние на ТЭК и на вклад новых добывающих провинций в общий объем добычи.
Согласно пессимистическим сценариям аналитиков, в 2010 году добыча газа на действующих месторождениях в России стабилизируется, дефицит газодобычи в связи с ростом внутреннего спроса и увеличением экспорта может составить 75-150 млрд. куб.метров. Выход видится один - начинать разработки месторождений на Ямале, в Сибири и на шельфе Арктики. Для этого требуется политическое решение о привлечении инвестиций, в том числе иностранных. В газовой области, вопреки победным фанфарам, накопилось много проблем: отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления, необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых труднодоступных месторождений, провести модернизацию системы магистральных трубопроводов. Не без трудностей происходит внедрение наших компаний в ТЭК зарубежных стран.
Критику вызывает монополистический характер газовой отрасли. Летом этого года В.В.Путин публично раскритиковал "Газпром" за то, что в стране сжигается большое количество попутного газа, поскольку для других компаний не обеспечен доступ к газовой трубе. К тому же "Газпрому" в условиях существующих тарифов на газ внутри страны невыгодно расширять внутренний рынок. Вряд ли правильна государственная политика не допускать иностранцев в качестве операторов разработки наиболее перспективных месторождений. По этой причине произошло отставание с освоением Штокмановского месторождения в Баренцевом море, хотя изначально было ясно, что в России нет опыта разработки арктического шельфа. Только недавно найдено приемлемое решение с привлечением норвежской "StatoilHidro" и французской " Total", и началась реализация заказа на строительство двух первых полупогружных платформ. Крупной ошибкой "Газпрома" и других компаний стало невнимание к производству и транспортировке сжиженного природного газа (СПГ). Сделаны только первые шаги. А ведь в мире считается, что к 2017 году СПГ может стать конкурентом трубопроводному газу.
Все эти и другие моменты, характеризующие состояние и перспективы развития российского ТЭК, свидетельствуют о том, что России для сохранения потенциала "энергетической сверхдержавы"*(* Обоснованность этого термина вызывает сомнения: это, скорее, пиаровский ход конкурентов, отражающий попытки политизировать энергетические проблемы.) потребуются немалые усилия в целях модернизации и развития ТЭК, а также упрочения его международных позиций. Из выступления председателя правительства В.В.Путина в Северодвинске 11 июля этого года явствует, что политическое руководство России намерено направить усилия государства и крупного частного бизнеса на техническое перевооружение нефтегазовой отрасли на новом этапе ее развития, когда старые месторождения истощаются, а новые центры добычи переместятся на полуостров Ямал, в Восточную Сибирь, Тимано-Печорский бассейн и на континентальный шельф Арктики. Главное требование правительства - не снижать добычу. Нефтяные компании, почти как в старые времена, "берут под козырек", обещая выполнить пожелания правительства.
В обстановке обострения конкурентной борьбы на мировом рынке, попыток ряда стран (как производителей, так и потребителей) использовать в своих интересах "энергетический рычаг", вплоть до отказов в продаже нам высокотехнологичного оборудования, России требуется проводить более активную, гибкую и многовекторную экономическую и энергетическую дипломатию. Речь об этом идет в новой Концепции внешней политики России, подписанной Президентом Д.А.Медведевым 12 июля 2008 года. В последние годы практически на всех коллективных и двусторонних встречах на высшем уровне затрагиваются вопросы энергетики, поэтому возрастает значение личной дипломатии на уровне президента или председателя правительства России. Проблемы энергетической дипломатии занимают центральное место в диалоге России с ЕС. Российской дипломатии удалось добиться ряда важных результатов в переговорах с ЕС, однако наша энергетическая политика чрезмерно полагалась на "формально высокие количественные показатели зависимости Евросоюза от поставок отечественных энергоносителей, недооценивая такие факторы, как появление у РФ новых конкурентов, в том числе в лице Казахстана, а также усилия по развитию альтернативных видов энергии…"14. Очевидно, нам следует взвесить все последствия политики ЕС по диверсификации поставок энергоносителей. Например, 4 сентября этого года глава Международного энергетического агентства Н.Танака заявил, что ЕС должен искать способы диверсификации источников энергии и выработать единую позицию в отношении крупнейших поставщиков топлива, в первую очередь России, которая поставляет до 30% необходимого ЕС газа.
По мнению Танаки, каждая страна ЕС пытается в двустороннем порядке договориться с Россией, игнорируя возможность добиться необходимых условий в рамках ЕС. Вероятнее всего, в ходе предстоящих переговоров о новом стратегическом соглашении РФ - ЕС, даже если на данном этапе они отложены Брюсселем из-за признания Россией государственной независимости Южной Осетии и Абхазии, нам предстоит искать приемлемые развязки по таким острым вопросам, как требования ЕС о выравнивании внутренних и экспортных цен на газ, свободном транзите газа через территорию России, ликвидации экспортной монополии "Газпрома", государственных гарантиях для западных инвестиций и др. Но Россия, в свою очередь, должна подчеркнуть заинтересованность в прямом доступе на европейские рынки, приобретении энергетических активов, строительстве ПХГ (подземных хранилищ газа) в странах ЕС, в четкой регламентации обязанностей транзитных государств, особенно бывших советских республик, в получении гарантий ЕС относительно сохранения долгосрочных контрактов "Газпрома".
В предстоящие годы энергетическая тематика не уйдет из повестки дня наших взаимоотношений с бывшими советскими республиками. России придется больше считаться с конкуренцией в энергетической области со стороны государств - членов СНГ, которые после болезненного перехода на рыночные цены с Россией хотят ослабить зависимость от нас в вопросах импортных поставок, а также транспортировки и сбыта своих энергоносителей. К этому их активно подталкивают США, которые пытаются установить свой контроль над Кавказом и Каспийским регионом. Несомненно, что нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, а также другие энергетические проекты, связанные с транзитом нефти и газа через грузинскую территорию, то есть в обход России, связаны с настойчивыми действиями США в поддержку Грузии, со стремлением быстрее затащить эту страну в НАТО. Американское давление на постсоветские страны региона явно усилилось, свидетельством чего явился сентябрьский визит вице-президента США Д.Чейни в Баку, Тбилиси, а также в Киев. Он добивался согласия Баку на преимущественное выделение газа для будущего газопровода "Набукко", который создается США и ЕС как конкурент проекту "Южный поток", разработанному Россией.
После июльских визитов Д.А.Медведева в Баку и Ташкент оставалась некоторая неопределенность в отношении принятия партнерами предложения "Газпрома" о закупках больших объемов газа в Азербайджане и Туркмении. Сейчас Узбекистан дал согласие России на строительство по своей территории новой ветки газопровода Средняя Азия - Центр для транспортировки туркменского и узбекского газа. Но несмотря на столкновения с США в сфере энергетики, у России существуют большие возможности для наращивания российского экспорта нефти крупнотоннажными танкерами также и в эту страну (до 50 млн. тонн в год). Еще больше перспектив у поставок СПГ - до 20 млрд. куб. метров к 2010 году. Но мы узнаем, будут ли открыты двери перед российским экспортом, только после прихода к власти новой администрации США.
Нынешний этап в развитии энергетической политики и дипломатии России, выход российских корпораций ТЭК на новые рынки при всех сложностях и противоречивости этого процесса требует поднять координацию усилий на уровне государства, его исполнительных органов и энергетических компаний, государственных и частных. Необходимо провести серьезную аналитическую оценку всех политических, экономических и финансовых рисков. Важно, чтобы наши корпорации руководствовались общенациональными интересами, а не только своими корпоративными, что, к сожалению, случается.
России как крупнейшему игроку на мировом рынке энергетики нужно иметь достоверные и обоснованные прогнозы развития этой сферы, а не полагаться по традиции только на западные оценки. Премьер-министр В.В.Путин на совещании 11 июля этого года поставил задачу разработать новую энергетическую программу до 2030 года, подчеркнув, что российская политика в сфере энергетики должна быть понятной и гибкой, исходить из национальных интересов. Отдельный вопрос - нам нельзя допустить отставания в энергосбережении и разработке альтернативных видов энергии. Необходимо также уменьшать нашу зависимость от импорта труб и новейшего нефтегазового оборудования из США, Японии и западноевропейских стран. Повышение эффективности, модернизация ТЭК и развитие его экспортного потенциала помогут осуществить инновационную перестройку российской экономики и - как бы парадоксально это ни звучало - будут способствовать избавлению от пресловутой топливно-сырьевой зависимости. В то же время не может идти речь о том, чтобы, развернув знамя энергетической сверхдержавы, действовать с позиции силы, ввязываться в конфликты с потребителями и транзитерами, проводить агрессивную политику поглощений и проникновения в экономику стран-партнеров, поскольку это в конечном итоге нанесет ущерб интересам нашей страны. Оптимальным поведением, как об этом говорилось на совещании послов в МИД России 15 июля этого года, должен быть "здоровый экономический эгоизм". На данном этапе развития России без мощного и высокотехнологичного ТЭК, который выступает как "драйвер инновационного развития" (выражение министра экономического развития Э.Набиуллиной), трудно обеспечить путь страны к процветанию, обеспечению положения великой державы, по праву занимающей достойное место среди ведущих государств мира.
1Гайдар Е. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2006, с. 196.
2Топливо и энергетика России. М., Минтопэнерго, 1999, с. 158.
3Сборник "Нефть новой России", под редакцией В.Ю Алекперова. М., 2007, с. 8.
4Там же, с. 367.
5Ванденко А. "Мечтать полезно" (интервью А.Б.Миллера).//Итоги, 23.06, 2008.
6www.gazprom.ru /articles/article 2378.shtml
7www.gazeta.ru\politics\, 02.08.2008
8Рар А. Россия жмет на газ. Возвращение мировой державы. М., 2008, с. 119.
9 www.кremlin.ru/appears/2008/08/31/1917_type63374type63379_205991. shtml
10www1.minfin.ru/reservefund/statistics
11 www.government.ru/content/governmentactivity/mainnews/archive/2008/08/28
12Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить (под редакцией С.А.Караганова). М., 2008, с. 204.
13Там же, с. 205.
14Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. М., 2006, с. 293-294.