РАНЕЕ на страницах "Международной жизни" я попытался оценить степень различных политических, экономических и правовых рисков, с которыми могут столкнуться отечественные нефтяные компании при попытке выйти на "непредсказуемый" иракский рынок*(* См.: Касаев Э.О. Багдадские "ловушки" для российского нефтяного бизнеса.//Международная жизнь. 2007, №9, с. 133.). С тех пор в двусторонних отношениях между Россией и Ираком наметились некоторые изменения, произошли значимые события как в политической жизни, так и на бизнес-арене.
Было подписано соглашение, в соответствии с которым российская сторона списала Ираку 93% государственного долга, составляющего 12,9 млрд. долларов. Затем российская делегация во главе со специальным представителем Президента России по Ближнему Востоку заместителем министра иностранных дел России А.В.Салтановым провела переговоры с Президентом Ирака Джалялем Талабани. Минувшей весной в Иракский Курдистан прибыли представители отечественного бизнеса во главе с президентом Торгово-промышленной палаты России академиком Е.М.Примаковым, для того чтобы установить более тесные отношения с Ираком.
Все эти события свидетельствуют о том, что оба государства пытаются найти ответ на острый вопрос в сегодняшних российско-иракских отношениях: каковы шансы у российских компаний стать полноправными "игроками" (наравне с западными компаниями) на энергетическом поле современного Ирака?
q
ЭТО ПРОИСХОДИТ В СИТУАЦИИ, когда иракское правительство ведет переговоры с рядом крупных и влиятельных международных компаний о заключении краткосрочных контрактов на оказание технического и консультационного содействия по разработке шести нефтяных месторождений страны (Румейла, Зубейр, Западная Курна-1, Майсан, Киркук, Бей Хасан).
Среди нефтяных компаний, допущенных к конкурсу, находятся такие признанные мировые лидеры, как "ExxonMobil", "Shell", BP, "Total". Их представители уже подтвердили, что действительно намерены в ближайшее время заключить консультационные контракты с правительством Ирака. Контракты планируется заключить в июне 2009 года. В конкурсе, как ожидается, примет участие 41 иностранная компания, среди которых есть и два российских представителя - "Лукойл" и "Газпром нефть". Могут ли отечественные энергетические гиганты выиграть тендер?
Однозначный ответ, пожалуй, никто не сможет дать, поскольку сегодняшняя ситуация вокруг иракских нефтяных контрактов слишком сильно связана с политической конъюнктурой. Вследствие этого вполне объяснимы сомнения по поводу возможности вынесения властями Ирака объективного решения.
Примечательно, что даже американская пресса уличает Белый дом в том, что он осуществляет прямое давление на иракские власти в отношении этих контрактов. По данным "The New York Times", отбор потенциальных партнеров и проработку детальных условий контрактов иракское министерство осуществляло при помощи команды американских советников (в том числе чиновников Госдепа США) и консультантов из частных американских компаний. Газета также констатировала, что крупнейшие "куски" получают только западные корпорации, а не компании из России, имеющие опыт работ в Ираке и рассчитывающие на подряды по разработке нефти.
Представители администрации США, по понятным причинам, отвергают все обвинения в их адрес, утверждая, что американские эксперты, работающие в Министерстве нефти Ирака в качестве консультантов, непричастны к готовящимся сделкам. Представитель Белого дома Дана Перино заявила, что Ирак является в полной мере суверенным государством и может принимать решения на основе того, как сам считает нужным разрабатывать свои природные ресурсы. Какова же позиция на этот счет у иракской стороны?
Министр нефти Ирака Хусейн аш-Шахрастани утверждает, что американцы и британцы получают заказы на консультационные и технические услуги исключительно потому, что в стране еще до сих пор не принят закон об углеводородах, а отрасль надо поднимать.
В то же время министр национальных ресурсов курдского регионального правительства Ашти Хорами утверждает, что курды не одобрят заключенные центром нефтяные контракты. Примечательно, что Иракский Курдистан, не дожидаясь принятия федерального закона Ирака об углеводородах, принял свой региональный аналогичный закон и начал самостоятельно привлекать иностранные компании к разработке месторождений, находящихся на его территории.
Каков же ответ центральной власти? Правительство Ирака называет подобные действия незаконными и не допускает компании, заключившие энергетические контракты с Иракским Курдистаном, к объявленному им конкурсу. Однако несмотря на запрет центрального правительства, премьер-министр Иракского Курдистана Нечирван Барзани заявил, что нефтяные контракты, заключенные с иностранными компаниями от имени правительства Иракского Курдистана, будут выполняться и более 20 контрактов с иностранными компаниями, подписанные после ратификации местным парламентом регионального закона об углеводородах, не могут быть пересмотрены.
Тогда о каких долгосрочных контрактах по работе в нефтяной сфере, иностранных инвестициях вообще и российских в частности может идти речь, если внутри самого государства идет "война", если хотите, за каждое нефтяное месторождение?!
Таким образом, для того чтобы российский бизнес смог в полной мере начать осуществление своей инвестиционной деятельности в Ираке, необходимо принятие обсуждаемого в иракском парламенте проекта рамочного закона об углеводородах, который бы расставил все точки над "i" в споре между федеральной и региональной властями Ирака по поводу принадлежности нефтяных месторождений и распределения нефтедолларов. Произойдет это в скором будущем или затянется на неопределенный срок, можно только гадать, хотя, по словам Президента Ирака, специальное "нефтяное" законодательство будет принято на федеральном уровне до конца 2008 года.
Эксперт по нефтяным и финансовым режимам доктор Утрехтского университета Педро ван Меерс считает условия нефтяных контрактов, применяемые в настоящее время в Иракском Курдистане, гораздо более отвечающими национальным интересам Ирака, чем те, которые были предложены федеральным Министерством нефти. В докладе, озаглавленном "Сравнительный анализ финансовых условий Министерства нефти и условий Курдистана применительно к Курдистанскому региону", эксперт предупреждает, что применение "багдадской" концепции вместо "курдской" может стать реальной трагедией, если Министерство нефти Ирака навяжет предложенную модель остальной части Ирака. Педро ван Меерс говорит также о положении потенциального инвестора в экономику Иракского Курдистана. Согласно документу, в модели, предложенной Курдистаном, инвестор и правительство целиком являются союзниками по всем экономическим проблемам. Следовательно, работа международных нефтяных компаний (к примеру, российских) будет гораздо успешнее, чем при схеме, предложенной Багдадом. По оценке эксперта, в случае применения "багдадского" образца в Иракском Курдистане экономические потери Ирака в этом регионе составят до 450 млрд. долларов, принимая за основу запасы в 30 млрд. баррелей при цене в 100 долларов за один.
Российские нефтяные компании предпринимают попытки выйти на нефтяной рынок этого региона. Вспоминая майский визит Е.М.Примакова в Иракский Курдистан и подписанные по его итогам обоюдовыгодные двусторонние соглашения, можно предположить, что первый (и важный) шаг в этом направлении уже сделан.
Однако российским компаниям рискованно заключать соответствующие договоры с курдской стороной в обход Багдада, который в состоянии не только отстранить их от участия в будущих тендерах на разработку иракских месторождений, но и лишить возможности реализовать "замороженный" контракт на разработку и добычу второй очереди нефтяного месторождения Западная Курна ("Западная Курна-2").
Тем не менее, несмотря на многочисленные риски и непредсказуемость развития обстановки в Ираке, российские "игроки" на иракском нефтяном поле готовы рискнуть. И основания для этого есть. Во-первых, конкурс на разработку второй очереди месторождения Западная Курна еще не объявлен. Во-вторых, заявляющая свое желание продолжить этот начатый более десяти лет назад крупный инвестиционный проект российская компания "Лукойл" готова сотрудничать в Ираке с западными компаниями (в частности, с американской "ConocoPhilips") и заключать с ними субподряды на отдельные этапы работ.
Глава "Лукойла" В.Ю.Алекперов по итогам проведенного им летом этого года делового визита в Багдад, в результате которого был осуществлен ряд важных встреч с представителями соответствующих иракских министерств, заявил следующее: "Нефтяная компания "Лукойл" готова к реализации проекта "Западная Курна-2" и надеется, что разработка ресурсов достанется ей. Мы продолжаем прикладывать усилия совместно с МИД России и Министерством энергетики, чтобы показать, что этот контракт действует и что "Лукойл" - наиболее подготовленная компания для его реализации. Изыскания, сделанные нами, позволяют в кратчайшие сроки запустить проект "Западная Курна-2". Удастся ли российскому нефтяному гиганту его реанимировать?
Примечательно, что прецедент, связанный c возобновлением приостановленного ранее иракцами нефтяного контракта с участием одной иностранной компании, есть. Так, в конце августа этого года Китай заключил с Ираком контракт о разведке и добыче нефти, который пересматривает условия заключенного между этими странами в 1997 году соглашения о сотрудничестве в нефтедобывающей сфере. Напомню, что соглашение должно было вступить в силу после отмены санкций ООН на нефтедобывающую промышленность Ирака, однако было приостановлено в связи с вторжением на территорию страны американо-британских войск в 2003 году. Согласно новым положениям договора, Китайская национальная нефтегазовая корпорация будет разрабатывать месторождение "Ахдаб", расположенное недалеко от Багдада. Почему же строптивый и непреклонный Ирак все же пошел зарубежному инвестору навстречу?
По всей видимости, чашу весов в сторону китайской компании склонил тот факт, что данный проект очень важен для иракских властей из-за близости месторождения "Ахдаб" к новым электростанциям и нефтеперерабатывающим заводам.
Что касается возможного восстановления (или, напротив, полного прекращения) договоренностей Ирака с "Лукойлом", то на этот счет официальных данных пока нет. Ранее же представители российской компании заявляли, что в настоящее время реализация проекта "Западная Курна-2" приостановлена до согласования с новым руководством Ирака. Однако, как представляется, договариваться придется не только и не столько с Ираком, а непосредственно с США. А это, учитывая сегодняшние крайне напряженные двусторонние российско-американские отношения, будет для отечественной дипломатии крайне затруднительно. Эти мало оптимистичные прогнозы подтверждает и аналитик компании "АТОН" Вячеслав Буньков, полагая, что руководство Ирака сейчас более лояльно к США. Даже если бы не последовало обострение отношений между Россией и Америкой, у "Лукойла" тем не менее были бы существенные трудности в получении данного контракта, поскольку он очень привлекателен, и, соответственно, США сильно лоббировали свои интересы.
Именно этим обусловлен тот факт, что компания "ConocoPhillips" рассчитывает участвовать в конкурсе по "замороженному" проекту вместе с российской компанией. И о своем серьезном намерении американский нефтяной гигант заявляет, невзирая на желание иракского правительства видеть среди участников конкурса компании из других стран. Похоже, борьба вокруг намеченного на будущий год конкурса будет весьма жаркой и конкурентной.
Таким образом, руководству "Лукойла" стоит немедленно бросить все силы и мобилизовать все свои возможности, чтобы получить право на участие (единоличное или долевое) в разработке пускай не всего, а хотя бы части "замороженного" проекта "Западная Курна-2". Это выглядит целесообразным еще и потому, что в компании таких энергетических "тяжеловесов", как "ExxoMobil", "Chevron", "Total", "ENI", "Statoil", "Wintershall", участвующих в новом конкурсе на разработку шести иракских месторождений, российской компании вряд ли удастся выйти победителем. Уменьшает в данном случае шансы "Лукойла" то обстоятельство, что помимо названных международных нефтяных компаний Ирак планирует привлечь к работам на своей территории компании из Алжира, Анголы, Пакистана, Таиланда, Турции и Вьетнама.
q
КРОМЕ "ЛУКОЙЛА" еще одним российским инвестором в Ираке с недавних пор является консорциум ААR, объединяющий акционеров ТНК-BP ("Альфа-групп", "Ренова" и "Access Industries"). В ноябре 2007 года он через компанию "Norbest Limited" приобрел у курдского регионального правительства права на разработку на условиях соглашения о разделе продукции одного из четырех лицензионных блоков в контрактной зоне Хаулер площадью 1,5 тыс. кв. км в районе Эрбиля. Однако власти Иракского Курдистана намерены лишить нефтяного контракта компанию "Norbest Limited". Почему?
Курдская сторона считала, что за "Norbest Limited" стоит сама ТНК-BP, а не только ее российские акционеры. Обнаружив позднее отсутствие интереса к этому проекту со стороны ТНК-BP, а также учитывая недавние конфликты в отношениях между британскими и российскими акционерами, официальные курдские власти заявили, что данный контракт может быть признан недействительным.
На момент сделки власти Курдистана были уведомлены о бенефициарах "Norbest Limited", которыми являются российские акционеры ТНК-BP, отмечает совладелец "Альфа-групп" А.Кузьмичев. По его словам, компания исполняет все предусмотренные соглашением обязательства и не знает о рисках расторжения сделки. Более того, "Norbest Limited" была образована несколькими акционерами ТНК-BP из консорциума AAR с целью вести самостоятельную деятельность на территории Ирака. При этом, как заявляли представители самой ТНК-ВР, несмотря на то что учредители "Norbest Limited" являются владельцами 25-процентной доли в ТНК-ВР, прямой связи между их проектами в Ираке и российско-британской компанией нет. Последние события отчетливо показали, что британский акционер компании нацелен на участие в проектах по разработке месторождений на юге Ирака и не особо заинтересован в курдском проекте.
Подчеркну, что в данный момент в Ираке отсутствует федеральный закон, предусматривающий процедуру привлечения иностранных капиталовложений в ТЭК производящих районов и провинций страны. И юридически представители Иракского Курдистана (как района Ирака) не имели права самостоятельно заключать контракты на разработку месторождений. В этой связи компания "Norbest Limited" заранее должна была учесть высокую степень соответствующих правовых рисков.
По мнению экспертов, в случае если бы местные власти действовали с согласия центрального правительства Ирака, то по закону, разрывая контракт с компанией "Norbest Limited", они должны были бы привести для этого достаточно веские причины либо выплатить компании компенсацию за расторжение соглашения в одностороннем порядке. В сложившейся на данный момент ситуации рассчитывать на какую-либо правовую защиту консорциуму российских акционеров, к сожалению, не приходится.
Одно упрощает ситуацию. Проект к настоящему времени находился на стадии разработки, и, следовательно, вложения компании "Norbest Limited" были невысоки. Поэтому, как отмечают эксперты, утратив контракт, консорциум лишь потеряет перспективу работать в этом регионе, а в отношении инвестиций потери будут незначительными.
q
ИРАК, несомненно, нуждается в современных технологиях и навыках, которые могут дать ему контракты с крупнейшими энергетическими компаниями. Хотя по объему запасов нефти эта страна занимает одно из первых мест на планете, многолетние санкции ООН и насильственный "экспорт демократии" со стороны США тяжело отразились на состоянии ее ТЭК. По словам иракских государственных чиновников, они ставят своей целью в среднесрочной перспективе повысить нефтедобычу с 2,5 до 3 млн. баррелей в сутки.
Помочь Ираку в достижении поставленной цели, без всякого сомнения, в состоянии первоначальные совладельцы Иракской нефтяной компании "ExxonMobil", "Shell", "Total" и BP, если они вернутся на иракский нефтяной рынок. Какова в этом плане складывающаяся ситуация?
С момента иностранной агрессии на территорию суверенного государства названные выше компании неофициально консультируют Министерство нефти Ирака по вопросам увеличения добычи. И хотя заключенные ими в последнее время контракты ограничиваются вопросами замены оборудования и технической поддержки и будут действовать всего два года, но с их помощью соответствующие компании смогут создать мощный "плацдарм" для заключения долгосрочных сделок на куда более выгодных условиях. Кроме того, учитывая, что одной из общепризнанных проблем иракского государства является коррупция, можно уверенно прогнозировать, что российским компаниям будет не под силу выиграть в Ираке какой-либо нефтяной тендер на общих основаниях.
Как же не допустить того, чтобы нас оставили за бортом широко распускающего паруса иракского нефтяного корабля? На мой взгляд, есть несколько вариантов.
Нужно продолжать вести дипломатические переговоры с представителями центральной власти и местных органов власти Ирака. Колоссальный опыт общения на самом высшем уровне с арабским миром, сложившиеся в этом плане устойчивые традиции позволяют рассчитывать на то, что иракской стороне возможно доказать, что без российской поддержки преодолеть затяжной энергетический коллапс в Ираке если не невозможно, то крайне затруднительно.
России следует активно участвовать в становлении правовой регламентации отношений в сфере недропользования в Ираке. Принятая на референдуме 15 октября 2005 года Конституция Ирака и Региональный закон Иракского Курдистана об углеводородах 2007 года внесли существенные изменения в ранее существовавшую систему пользования недрами в государстве. Однако осложняет ситуацию отсутствие до сих пор в Ираке единого нормативно-правового акта по недропользованию, который бы создал конкретную правовую основу, на которую опирались бы "производные" специальные законы, принимаемые как центром, так и регионами.
Кроме того, необходимо способствовать усилению международно-правового сотрудничества Ирака с другими государствами в названной области. B настоящее время данные отношения оказались в новых условиях в связи с усилением позиций транснациональных компаний и появлением таких явлений, как интернационализация нефтегазового сектора и глобализация международных экономических отношений.
Целесообразно войти на долевых началах с иракской или зарубежной компанией в какой-либо "нефтяной" проект в Ираке. Это поможет российской стороне, во-первых, стать полноправным действующим инвестором в Ираке, во-вторых, "повариться в нефтяной каше" этого государства и, как следствие, детальнее представлять сегодняшние положение дел и расстановку сил на нефтяном поле постсаддамовского Ирака.
Российским компаниям, стремящимся выйти на иракский рынок, следует, на мой взгляд, решить одну важную проблему: каким образом будет осуществляться транспортировка нефти? В настоящее время поиском ответа на этот вопрос активно занят отечественный "Стройтрансгаз". Речь идет о ремонте и восстановлении нефтепровода в Ираке. По словам вице-президента ТПП России Г.Г.Петрова, "если в такой работе будут участвовать российские специалисты, то это даст "зеленый свет" многим нефтяным компаниям, которые уже имеют лицензию на разработку отдельных месторождений. Потому что добыть нефть - это всего лишь часть дела, самое главное - ее транспортировка. Этот нефтепровод, начинающийся от Киркука, очень нужен экономике Ирака"*(* Цит. взята с интернет-сайта информационного агентства "ФК-НОВОСТИ" (www.fcinfo.ru).). Нам же остается надеяться, что иракское руководство со всей серьезностью отнесется к тем техническим предложениям, которые представил "Стройтрансгаз".
Не стоит сбрасывать со счетов колоссальный и пока еще не достаточно изученный экономический потенциал Иракского Курдистана, на территории которого, согласно оценкам экспертов, находятся весьма внушительные залежи железной руды, ванадия, вольфрама, урана, золота и, конечно же, нефти и газа. В этой связи поездка делегации ТПП России во главе с ее президентом явилась своевременным и дипломатически мудрым шагом на пути к курдским энергоресурсам. Кроме того, в ходе этого визита российскими официальными лицами были подписаны два значимых документа с Федерацией торговых палат Иракского Курдистана. Первый - это Соглашение о сотрудничестве, а второй - Соглашение о развитии информационного обмена.
И это настоящее достижение. Для того чтобы выиграть какой-либо тендер, необходимо одолеть конкурентов, прежде всего в "информационной войне". А сделать это будет очень не просто. Достаточно сказать, что в Иракском Курдистане деловое сообщество пока еще мало представляет себе потенциал и возможности России.
После прошедших в США президентских выборов было бы не лишним принять во внимание отношение к иракской проблеме со стороны новой администрации Белого дома. В перспективе это поможет российской стороне выработать более действенные механизмы ведения двустороннего энергетического сотрудничества по поводу участия отечественных и американских компаний в нефтяных проектах Ирака.