Трагическую хронологию августовских событий в Южной Осетии многие наверняка знают наизусть. 7 августа незадолго до полуночи Грузия начала "наводить конституционный порядок" в Южной Осетии, обстреливая спящие осетинские села и столицу из установок "Град", гаубиц и крупнокалиберных минометов. Танки входят в Цхинвал, без разбора палят по жилым домам, больницам, церквям. Грузинским властям, видимо, надоело вести долгие, чаще всего заканчивающиеся не в их пользу переговоры. Известная формула "Нет человека, нет проблемы" вполне подходила для целого народа. Понятие "геноцид" у грузинских руководителей стало ассоциироваться с конституционным порядком. Своевременные и адекватные действия России позволили остановить уничтожение мирного населения, физического уничтожения республики.
Пятидневная война изменила и прояснила многое. Россия окончательно стряхнула с себя налет слабости и второсортности, выступив как реальная, сильная геополитическая держава, несущая ответственность за мир и стабильность в регионе. У России нашлись мужество и решимость, вопреки остальному большому миру, признать независимость Южной Осетии и Абхазии.
25 августа Госдума единогласно приняла обращение к Президенту России Д.Медведеву с просьбой рассмотреть вопрос о признании Россией Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в качестве самостоятельных, суверенных и независимых государств.
Российский президент подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии. Объясняя мотивы принятия столь непростого решения, он сказал: "Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, Декларацией о принципах международного права 1970 года, касающихся дружественных отношений между государствами, хельсинским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии… Россия призывает другие государства последовать ее примеру. Это нелегкий выбор, но это единственная возможность сохранить жизни людей". Объясняя этот шаг, он также подчеркнул, что, выбрав геноцид и агрессию для решения своих политических задач, М.Саакашвили "собственноручно перечеркнул все надежды на мирное существование осетин, абхазов и грузин в одном государстве".
Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не является следствием применения двойных стандартов в отношении международного принципа права наций на самоопределение. "Каждый народ имеет право на самоопределение - это вытекает из Устава ООН, из соответствующих конвенций по международному праву, Хельсинкского акта", - заявил Д.Медведев. Он напомнил, что народы этих государств определили свою позицию, проведя референдумы. "Любое другое государство вправе признать независимость этого территориального образования, нравится это кому-то или нет", - отметил президент.
По его мнению, ситуация в Южной Осетии и Абхазии может быть расценена так же, как в свое время ситуация в Косове, как своего рода "казус, случай особого рода". При этом Д.Медведев отверг обвинение в применении Россией двойных стандартов в международной политике. "Нет, это не двойные стандарты, еще раз хотел бы акцентировать внимание, что каждое государство определяется, признавать ему какой-то народ в качестве субъекта международного права или нет", - сказал он. "По нашему мнению, та ситуация, которая сложилась в Косове, не способствовала и не давала достаточных оснований признать его в качестве субъекта международного права", - подчеркнул Президент России.
Что касается признания Абхазии и Южной Осетии, то, как отметил Д.Медведев, "в условиях, когда в течение 17 лет проводились этнические чистки, были случаи геноцида... это дает основания применить Устав ООН, Конвенции 1970 года и Хельсинкский акт 1975 года для признания независимости этих двух образований".
Министр иностранных дел России С.Лавров на конференции министров иностранных дел "Общий мир: прогресс через разнообразие", прошедшей в Астане 17 октября 2008 года, в очередной раз объяснял миру, почему Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Он подчеркнул, что этот выбор был продиктован общечеловеческими ценностями. "Признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, на которую также готовилось нападение, заключение с ними договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи было продиктовано в равной мере правовыми, нравственными и прагматическими соображениями", - сказал С.Лавров. "Прежде всего, в интересах обеспечения безопасности и самого выживания их народов, как части цивилизационного разнообразия Кавказского региона", - добавил он.
Во время вооруженного конфликта в Южной Осетии были разрушены не только большинство жилых домов, школ, университетов, административных зданий, включая офис ОБСЕ, но и исторические районы Цхинвала, в том числе еврейский квартал, памятник погибшим на фронтах, а также построенные в начале средних веков церкви, синагога. Всего - более десятка уникальных объектов культурного наследия. Тем самым были нарушены такие основополагающие международные акты, как Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Конвенция 1972 года об охране всемирного, культурного и природного наследия и другие документы. Сейчас ЮНЕСКО активно занимается этой проблемой.
Безусловно, Россия приняла историческое решение, признав независимость Абхазии. Этим она продемонстрировала, что реально вернулась в ранг больших стран, способных защитить интересы свои и своих союзников, в том числе, если это необходимо, военным путем. Но нельзя забывать, что Россия признала республику, которая уже 15 лет была фактически независимой, сама осуществляла политику, проводила выборы на разных уровнях, формировала органы власти, принимала свои законы, обеспечивала внутреннюю стабильность и порядок, а также успешно принимала миллионы туристов каждый год. Причем все это делала в условиях военно-политической и экономической блокады, в том числе со стороны стран СНГ. Абхазия состоялась как независимое и в целом демократическое государство задолго до признания его Москвой.
Москва, признав Абхазию и Южную Осетию, надежно обеспечила их внешнюю безопасность.
От деклараций о независимости страны перешли к конкретным межгосударственным отношениям. Была достигнута договоренность Москвы, Сухума и Цхинвала о размещении пограничной службы ФСБ России на границах Абхазии и Южной Осетии.
Возможность присутствия наших пограничников предусматривается седьмой статьей договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Россией и двумя кавказскими республиками. В ней говорится, что охрана госграниц каждой из республик "будет осуществляться совместными усилиями договаривающихся сторон, исходя из интересов их собственной безопасности, а также мира и стабильности в Закавказском регионе". В соответствии с процедурой сторонам следует заключить отдельные соглашения. Такие соглашения вскоре планируется подписать. Аналогичный опыт у России имеется с Арменией. Как и в уже действующем российско-армянском соглашении, охрана границ будет предполагать совместное финансирование и совместное несение службы. Абхазские и осетинские военные раньше никогда не занимались охраной рубежей, и теперь Россия поможет становлению соответствующих служб в этих республиках. Причем если Сухум и Цхинвал через какое-то время решат охранять границы самостоятельно, наши пограничники уйдут. Но пока такая необходимость есть.
Следует отметить, что пятидневная война объединила и российское общество, и русский мир в целом. В связи с этим интересно привести исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Идею поддержки и признания независимости Южной Осетии и Абхазии одобряют две трети россиян (71%). Такие данные были получены в ходе опросов, проведенных ВЦИОМ. Возможность вхождения Южной Осетии и Абхазии в состав России поддерживают около двух третей россиян (63%). Около 16% считают, что "Россия должна отказать Южной Осетии и Абхазии в просьбе принятия их в состав Российской Федерации". Подписание Президентом России Д.Медведевым указов о признании суверенитета Южной Осетии и Абхазии одобряют подавляющее большинство россиян (84%). После подписания указов о признании суверенитета Южной Осетии и Абхазии у 38% россиян выросло доверие к Д.Медведеву.
Не остался в стороне Международный совет российских соотечественников (МСРС), представляющий многочисленную российскую диаспору за рубежами России, который в первые же дни грузинской агрессии в Южной Осетии выступил с решительным осуждением этой варварской акции и поддержкой справедливых, своевременных и адекватных действий России по пресечению уничтожения мирного населения этой республики со стороны Грузии.
Координационный совет российских соотечественников Великобритании обратился к журналистам всего мира "быть ответственными и объективными, так как количество неверной и предвзятой информации в прессе удручает".
Интересно проследить оценки произошедшего в Южной Осетии, которые давали те из западных СМИ, которые хоть сколько-нибудь стремились к объективному освещению событий на Кавказе. Вряд ли возможно забыть реакцию западной прессы в первые дни вторжения Грузии в Южную Осетию. Это было - гробовое молчание. Создавалось впечатление, что рассылка с четкими указаниями - как, что и когда писать, показывать и говорить - была направлена заблаговременно в крупнейшие мировые медиахолдинги.
Так, более или менее правдивая информация начала просачиваться на страницы мировой прессы аж месяц спустя.
В середине сентября немецкий журнал "Шпигель" написал, что к утру 7 августа грузинская сторона сосредоточила на границе с Южной Осетией около 12 тыс. человек и 75 танков возле города Гори. Ссылаясь на данные разведки, журнал отмечал, что Российская армия начала огонь не ранее 7.30 утра 8 августа, российские войска начали свой марш из Северной Осетии через Рокский тоннель только к 11 часам утра. Такая последовательность событий говорит о том, что Москва не проводила агрессию, а просто действовала в ответ. В подтверждение приводятся слова полковника Генерального штаба Германии, который тогда был в Тбилиси, о том, что грузины в определенной мере лгали о передвижениях войск и он не смог найти доказательств заявлений Саакашвили, что русские выдвинулись в Рокский тоннель еще до того, как Тбилиси отдал приказ наступать.
12 октября французская "Ле Монд", комментируя утверждения грузинской стороны о том, что артобстрел и нападение на Цхинвал произошли после того, как "сотни российских танков уже прошли по Рокскому тоннелю, связывающему Южную Осетию с Россией, чтобы начать вторжение", отмечала: "Эта точка зрения проблематична потому, что противоречит всем заявлениям, которые грузинская сторона делала во время событий". Подчеркивая, что до 8 августа никто публично не говорил о российских танках, газета приводит слова посла Франции в Грузии Э.Фурнье: "Грузины не звонили своим европейским союзникам со словами: Русские нас атакуют".
Депутат Европарламента итальянский журналист (не упуская случая, замечу, что он является автором журнала "Международная жизнь") Дж. Кьеза заявил, что Саакашвили не принимает самостоятельных решений. Грузия, по сути, является протекторатом США. По его словам, на протяжении последних трех-четырех лет против России ведется информационная война. Дж. Кьеза подчеркнул, что в конфликте в Южной Осетии Россия не является нападающей стороной, она лишь была вынуждена прийти на помощь и отразить удар.
Также он считает вполне легитимным признание суверенитета Абхазии и Южной Осетии, поскольку признание независимости этих республик произошло только после нападения грузинской стороны. Все это время политика Москвы отличалась осторожностью и сдержанностью, полагает Кьеза. Долгое время Россия не признавала суверенитет Абхазии и Южной Осетии и не планировала взрывать ситуацию, добавил Дж. Кьеза.
По его мнению, значительную роль в этой ситуации сыграли США, и маленькая Грузия, по сути, является протекторатом США. И ни для кого не секрет, что грузинские чиновники получают официальную зарплату из Госдепартамента США. Совершенно очевидно, что просто так никто деньги давать не станет. Все это - оплата за услуги, которые оказывает Саакашвили и его администрация. Американские советники в грузинской армии - это отнюдь не импровизация. Учитывая разносторонние политические моменты, можно с уверенностью сказать, что ведется планомерная, целенаправленная работа. Как в гражданском, так и в военном направлении. Саакашвили не принимает самостоятельных решений. Грузия в одиночку не продержалась бы и десяти минут без поддержки американских долларов. Штаты предпринимают огромные инвестиционные вливания в экономику страны", пояснил Дж. Кьеза.
Странным выглядела политика "демократической" Грузии в отношении работы российских СМИ как государственных, так и оппозиционных. Они были полностью блокированы на всей территории страны. Не было доступа населения и к международному русскоязычному телеканалу RTVi, а также к российскому сегменту Интернета. По словам главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова, отключение русскоязычных телеканалов и вообще источников информации, например русского домена, - это попытка спрятать правду, прежде всего - от своего народа.
К концу октября начали сдаваться и представители мирового информационного истеблишмента. Далее, действительно, "просеивать" факты уже становится невозможно. Би-би-си решилась на откровенную, правдивую радиопередачу о том, что происходило на самом деле в Цхинвале. Вышла программа британского журналиста Т.Хьюэлла, побывавшего в Южной Осетии. Он стал первым, по его словам, корреспондентом западных СМИ, которому удалось получить беспрепятственный доступ к местам военных действий, которые развернулись на Кавказе. Репортер разговаривал с теми, кто пережил кошмар тех августовских дней. В программе очевидцы рассказывали, как грузинские военные вели танковый обстрел жилых домов республики, солдаты Грузии расстреливали мирных граждан, которые пытались спастись от обстрела в автомобилях.
Одной из жертв конфликта стал 21-летний югоосетинский студент Георгий Тадтаев. Он скончался на руках своей матери 9 августа. Мать погибшего рассказала, как неподалеку от их пятиэтажного многоквартирного дома остановился грузинский танк, который стал методично стрелять по каждому этажу. Они стреляли не из автоматов, а из тяжелого оружия. Снаряды взрывались, один из осколков убил ее сына.
О погибших под обстрелом родственниках рассказала и врач городской больницы Цхинвала Марина Кочиева. Ее семья пыталась выехать из города в ночь на 9 августа. Грузинские военные открыли огонь по автомобилю и продолжали стрелять даже после того, как машина потеряла управление и съехала с дороги. Трое ее родственников скончались на месте. И таких свидетельств грузинского беспредела британский корреспондент собрал множество.
Заговорил и официальный Лондон. Министр иностранных дел Великобритании Д.Милибэнд выступил на Би-би-си с заявлением о том, что действия Грузии были "безответственными", и дал обещание со всей серьезностью отнестись к обвинениям в адрес Тбилиси.
Напомним, что накануне международная правозащитная организация "Human Rights Watch" также выступила с обвинениями в адрес правительства Грузии. Директор представительства этой организации в Москве Э.Джилл отметил, что правозащитники озабочены тем, как грузинская армия применяла оружие, в частности то, что танки Грузии обстреливали подвалы, в которых пытались найти укрытие мирные жители.
Важны оценки правозащитных организаций (а их уж точно нельзя заподозрить в лояльном отношении к власти) той гуманитарной катастрофы, которая случилась за эти пять дней войны. По мнению директора Московского бюро по правам человека А.Брода, значительно занижается количество погибших. Озвучивается цифра - 44(?!). Вернувшись из Южной Осетии, А.Брода пришел к выводу, что некоторые зарубежные организации умалчивают о жертвах и разрушениях в Южной Осетии или значительно занижают количество пострадавших. В Цхинвале он своими глазами видел еще не разобранные горы разрушенных зданий, похоронивших мирных жителей, которые поверили в обещания Саакашвили не начинать военные действия и мирно спали у себя дома той ночью.
Комиссар по правам человека Совета Европы Т.Хаммарберг также считает, что цифры "Human Rights Watch" занижены. Не желая политизировать дискуссию вокруг жертв конфликта, он уверен, что число погибших больше, чем число точно установленных жертв, которое приводилось некоторыми организациями.
16 августа министр внутренних дел Южной Осетии М.Миндзаев заявил, что окончательное число погибших пока неясно, но уже ясно, что погибло более 2100 человек. Итоговые официальные данные были сообщены 20 августа. Всего в ходе конфликта Южная Осетия потеряла 1492 человека погибшими.
По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, число беженцев в результате конфликта превысило 118 тыс. человек, в том числе более 30 тыс. югоосетинских беженцев находятся в России, еще около15 тыс. человек (этнические грузины) перебрались из Южной Осетии в Грузию и еще 73 тыс. человек покинули свои дома в Грузии, включая и большинство жителей Гори.
Сегодня у Южной Осетии и Абхазии появился реальный шанс быть легитимными, признанными в мире государствами, полноправными членами международного сообщества.
У южных осетин этот путь был долгим. За свободу они не жалели жизней. Но и свое будущее они всегда связывали с Россией. Интересен в этом плане исторический экскурс.
Описывая Южную Осетию весной 1830 года, российские военные считали, что Южная Осетия напоминала хорошо укрепленную крепость, одолеть которую было непросто.
Имеется другое свидетельство того же времени. В 1831 году об отношениях грузинских феодалов и осетинского населения российские чиновники - коллежские асессоры Яновский и Козачковский в своих "Записках об осетинских ущельях, присваиваемых князьями Эристовыми-Ксанскими" писали, что в ущельях, на кои грузинские князья Эристовы объявляют претензию, нет никаких следов их управления. До покорения русскими войсками у осетин существовали одни семейные связи, в деревнях и ущельях не было совершенно никакого порядка и повиновения, каждый способный носить оружие считал себя вполне независимым…
Почти век спустя, уже в других исторических и социальных условиях, в Меморандуме трудящихся Южной Осетии от 28 мая 1920 года говорится, что Южная Осетия является и должна остаться неотъемлемой частью свободной советской большевистской России. Южноосетинские повстанцы и направленная им на помощь из Советской России южноосетинская бригада перешли перевал 6 июня и разгромили грузинские войска возле Джавы. На следующий день, после упорных наступательных боев, было нанесено поражение грузинским войскам возле Цхинвала, и город был взят. 8 июня ревком провозгласил в Южной Осетии советскую власть. Правительство Грузии обвинило осетин в сотрудничестве с большевиками и в июне-июле 1920 года провело карательную операцию. Согласно осетинским источникам, около 5 тыс. осетин были убиты или умерли от голода и эпидемий. Экономике был нанесен большой урон: в частности, было угнано или погибло около 70% поголовья скота.
И уже наше, по историческим меркам, настоящее время. 10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР принял решение о ее преобразовании в автономную республику. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего грузинская сторона спровоцировала столкновение между грузинами и осетинами, в результате которого были жертвы.
20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил Южно-Осетинскую советскую демократическую республику. Была принята Декларация о национальном суверенитете. В ноябре чрезвычайная сессия Совета народных депутатов заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора. Были проведены выборы в Верховный Совет Южно-Осетинской Республики. В этот же день Верховный Совет Республики Грузия принял решение об упразднении осетинской автономии. 11 декабря 1990 года в Цхинвале, в межэтническом столкновении погибли три человека, и Грузия ввела в Цхинвале и Джавском районе чрезвычайное положение.
В ночь с 5 на 6 января 1991 года в Цхинвал были введены подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Натолкнувшись на сопротивление осетинских отрядов самообороны и местной милиции, через три недели они были вынуждены оставить город.
1 февраля 1991 года Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии. Следствием этого стали многочисленные жертвы среди мирного населения.
В течение 1991 года продолжались вооруженные столкновения. Начался поток беженцев из зоны конфликта в Северную Осетию, на российскую территорию. Грузинские полицейские силы контролировали стратегические высоты вокруг Цхинвала и осуществляли обстрелы города, приводившие к многочисленным разрушениям и жертвам. Сложилась катастрофическая гуманитарная ситуация.
В декабре 1991 года внутренние войска МВД СССР покинули Цхинвал, передав вооружение осетинам.
19 января 1992 года в Южной Осетии прошел референдум по двум вопросам:
- Согласны ли вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой?
- Согласны ли вы с решением Верховного Совета независимой Республики Южная Осетия от 20 сентября 1991 года о воссоединении с Россией?
Почти 100% ответили "да".
В феврале 1992 года начались артиллерийские обстрелы Цхинвала грузинской артиллерией и бронетехникой. 20 мая 1992 года произошел расстрел грузинскими боевиками у села Зар колонны беженцев, направлявшихся в Северную Осетию, было убито 36 человек в возрасте от 11 до 76 лет.
Боевые действия были прекращены после подписания между Россией и Грузией Дагомысских соглашений 24 июня 1992 года, которые предусматривали прекращение огня и создание органа для урегулирования конфликта - Смешанной контрольной комиссии (СКК), в которую вошли грузинская и югоосетинская (в грузинских источниках называемая "цхинвальской") стороны, Россия и - в качестве отдельной стороны - Северная Осетия.
13 июля 1992 года были прекращены артобстрелы Цхинвала. 14 июля 1992 года в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трех батальонов (российского, грузинского и осетинского). Фактически с этого времени Южная Осетия существует как самостоятельное независимое государство.
Долгие и прочные узы товарищеского взаимодействия связывают абхазскую и южноосетинскую республики с Москвой. Не раз в республики доставлялась гуманитарная помощь, все то, что было необходимо для существования и развития. Идет интенсивное сотрудничество по многим направлениям - в энергетике, строительном комплексе, финансово-банковской сфере, культуре.
Москва уже несколько лет сотрудничает с Абхазией и Южной Осетией на основе Протокола о сотрудничестве между Москвой и Абхазией от 9 июля 2007 года, Протокола о сотрудничестве между городом Москвой и Республикой Абхазия о создании культурно-деловых центров и социальных объектов от 8 мая 2008 года и Протокола о сотрудничестве между Москвой и Южной Осетией от 20 сентября 2006 года, Соглашения между правительством Москвы и Южной и Северной Осетиями от 14 августа 2008 года.
Список помощи Москвы внушительный. Так, например, в соответствии с распоряжением от 21 июня 2003 года № 1077-РП "Об оказании гуманитарной помощи городу Сухуми (Абхазия)" Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы совместно с Управлением транспорта и связи города Москвы, Московским домом соотечественников и рядом структурных подразделений правительства Москвы сформирован и направлен гуманитарный груз - автобусы, троллейбусы, медикаменты, книги и т.д. Только весной этого года Абхазия получила строительные материалы для восстановления больницы в Сухуме, мобильную передвижную щековую установку, машины ветеринарной дезинфекции, дезинфекционную установку, аварийно-спасательное оборудование и т.д. на общую сумму в 63 млн. рублей.
Велика помощь Москвы Южной Осетии. Только в июле 2008 года была направлена гуманитарная помощь для восстановления водоснабжения Цхинвала на сумму свыше 18 млн. рублей.
Сразу после вторжения Грузии в Южную Осетию Москва развернула широкую кампанию, собирая гуманитарную помощь для пострадавших в республике людей. Большегрузные автомобили доставили тонны одежды, продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости. Так совпало, что очередная партия (65 тонн) гуманитарного груза прибыла 2 октября, когда в Цхинвал приехала делегация Москвы во главе с мэром Ю.М.Лужковым.
Мэр Москвы и Президент Южной Осетии приняли участие в церемонии закладки "первого камня" в основание здания школы будущего микрорайона "Московский". Выступая перед собравшимися, Ю.Лужков сообщил, что правительством республики было выделено под застройку нового микрорайона 60 гектаров земли, а правительством Москвы - 2,5 млрд. рублей для реализации данного проекта.
Это будет жилой микрорайон с полной социальной и инженерной инфраструктурой на 2,5-3 тыс. человек с общей площадью застройки 80 тыс. кв. метров. Планируется построить жилые дома, школу, два детских сада, поликлинику, физкультурно-оздоровительный комплекс. К строительным работам, которые будут выполняться силами организаций московского стройкомплекса - "Главмосстройинвеста", "СУ-155" и "Моспроекта", предполагается привлечь и специалистов из числа местных жителей. Как заявил мэр, эти дома будут предоставляться бесплатно жителям, потерявшим жилье.
По информации руководства "СУ-155", школу и детские сады планируется построить уже к июню 2009 года.
Также московское правительство планирует решить транспортную проблему в республике - возможность строительства железной дороги из России в Южную Осетию. "Сейчас связь между Южной Осетией и Россией осуществляется только через один тоннель (Рокский). Если же туда проложить железную дорогу, тогда регион задышит.
Обсуждаются вопросы создания рабочих мест для населения республики, в частности, в отрасли добычи камня, сельском хозяйстве.
Горячий этап грузино-югоосетинского конфликта, можно надеяться закончен. Но напряженность остается. Практически ежедневно территория республики обстреливается со стороны Грузии. Огонь ведется по абхазским пограничным, милицейским и российским постам. Продолжаются усилия Россия по урегулированию конфликта на всех направлениях. Пожалуй, сегодня нельзя вспомнить ни одну международную организацию, ни одну "высокую трибуну, с которой бы российскими руководителями и дипломатами активно не высказывалась бы позиция по этому вопросу. В учебники по дипломатии войдут, без преувеличения будет сказано, круглосуточные бои, которые велись в самый острый период конфликта на полях Организации Объединенных Наций российским представителем при ООН В.Чуркиным. Несмотря на напористость оппонентов, российская позиция была не только услышана, но и поддержана.
Во многом благодаря российской линии, хоть и с некоторыми оговорками, пошел процесс международных консультаций по вопросу стабильности и безопасности на Кавказе. Предстоит еще пройти определенный путь, прежде чем стороны конфликта согласятся сесть за один стол в качестве равных переговорщиков. Москва нацелена на принятие договоренностей, которые бы носили "материальный и юридически обязывающий характер", на Западе обсуждают, скорее, абстрактный характер встречи.
Министр иностранных дел С.Лавров выразил надежду, что следующий раунд не будет сорван из-за попыток поставить в центре дискуссии вопросы статуса участников в ущерб вопросам по существу, которые заключаются в том, как и в какие сроки создать предпосылки для обеспечения безопасности и возвращения беженцев. Если Грузия отказывается участвовать в дискуссиях в случае участия представителей Южной Осетии и Абхазии, то это прискорбно. Это означает прямой вызов тем, кто искренне заботится об обеспечении безопасности в регионе.