ВЫСТУПАЯ 18 ИЮЛЯ 2008 ГОДА на совещании с послами и постоянными представителями России при международных организациях, Президент России Д.А.Медведев отметил: "Ничего, кроме Организации Объединенных Наций, человечество за последнее столетие для поддержания глобальной безопасности не придумало".

В арсенале средств ООН, содействующих урегулированию международных конфликтов и обеспечению мира, одно из первых мест занимает такой уникальный и динамичный инструмент, как миротворческая деятельность. Цель этой деятельности, масштабы которой возрастают с каждым годом, - оказать помощь странам, которые переживают конфликт, в его ликвидации и создании условий для установления прочного мира.

Термины "миротворческая деятельность" или "операции ООН по поддержанию мира", которые воспринимаются сейчас как вполне обыденные и привычные, в Уставе ООН - этом основополагающем документе Организации - не упоминаются. Однако необходимо иметь в виду, что Устав аккумулирует все принципы и механизмы, призванные обеспечить поддержание мира в рамках системы коллективной безопасности государств-участников.

Основой всей миротворческой деятельности ООН являются главы VI, VII и VIII Устава. В первой из них речь идет о мирном разрешении споров с использованием возможностей ООН. Во второй излагаются действия, предпринимаемые участниками ООН в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. В третьей содержатся положения о возможности заключения региональных соглашений, содействующих поддержанию мира.

В первые годы после зарождения ООН обсуждалась идея создания собственных вооруженных сил Организации под командованием Военно-Штабного Комитета (ВШК) и под политическим руководством Совета Безопасности (СБ). Однако в то время, когда мир переживал противостояние холодной войны, довольно скоро отказались от этой затеи как от нереальной.

В этой обстановке выход из тупика был найден с помощью Устава ООН. Используя положения статьи 40 Устава, государства пришли к выводу о целесообразности создания института военных наблюдателей, которые могли бы выполнять миротворческие функции в регионах разгоревшихся или потенциальных конфликтов.

В 1948 году невооруженные военные наблюдатели (так называемые "голубые береты") были направлены на Ближний Восток в Палестину, а в 1949 году - в район столкновений между Индией и Пакистаном. Отсюда берут свое начало операции ООН по поддержанию мира с использованием исключительно военных наблюдателей. Такие миссии до середины 90-х годов прошлого столетия направлялись в десятки государств.

В своей резолюции 50 от 29 мая 1948 года СБ призвал к прекращению военных действий в Палестине и постановил, что наблюдать за выполнением условий перемирия поручается посреднику ООН, которому будет помогать группа военных наблюдателей. С течением времени концепция миротворчества была дополнена учреждением операций ООН по поддержанию мира (ОПМ) с применением вооруженных сил ("голубых касок") стран-членов, когда в 1956 году были созданы первые Чрезвычайные вооруженные силы ООН на Ближнем Востоке.

В последние годы 29 мая стало отмечаться во всем мире как Международный день миротворцев ООН. Смысл этой памятной даты - привлечь внимание международного сообщества к усилиям на этом важнейшем направлении, почтить память мужчин и женщин, отдавших жизнь служению мира в рядах ооновских "голубых касок".

Подводя итоги на день 60-й годовщины ОПМ, ООН могла подсчитать, что в составе действующих 20 миротворческих операций служили более 110 тыс. миротворцев в военной форме и гражданских лиц. С 1948 года ООН провела 63 миротворческих операций. За эти годы в них приняли участие сотни тысяч военнослужащих, а также десятки тысяч полицейских и других гражданских служащих из 120 с лишним стран. Более 2400 миротворцев из 118 стран погибли, выполняя свой долг под флагом ООН. Заслуги Всемирной организации в области миротворчества были отмечены Нобелевской премией мира.

29 мая этого года в Информационном центре ООН в Москве состоялась встреча, посвященная Дню миротворцев ООН. В ней приняли участие представители ООН, МИД, МВД и Минобороны России, а также ветераны миротворческих миссий ООН и ученики московских "школ мира" - юные "миротворцы".

Среди наших седовласых ветеранов-миротворцев и тех, кто сейчас участвует в ооновских операциях, были военнослужащие, представители МВД и МЧС из различных регионов нашей страны - от Владивостока до Калининграда. В ходе встречи состоялось вручение специальной медали "За миротворческую деятельность" - общественной награды, учрежденной Оргкомитетом конкурса "Миротворцы года" по случаю первой миротворческой миссии ООН. Завершилось это мероприятие трогательным выступлением юных "миротворцев" - хора Детской музыкальной школы им. Аренского, который с энтузиазмом исполнил гимн миротворцев.

В один из ближайших после этой встречи дней в том же Информ-центре ООН состоялось другое заметное событие, которое еще раз подчеркнуло активную позицию России в отношении миротворческой деятельности Всемирной организации. Это была презентация книги заместителя директора Департамента международных организаций МИД России кандидата политических наук В.Ф.Заемского под названием "ООН и миротворчество"* (* Заемский В.Ф. ООН и миротворчество. М., Международные отношения, 2008, 320 с.). Дискуссия, развернувшаяся по свежим следам только что выпущенной публикации, показала, что этот труд заслуживает внимания всех, кто занимается исследованием миротворческих операций ООН или участвует в них. Во многом это объясняется тем, что автор книги известен в ооновских кругах как человек, посвятивший не один год работе над проблемой ОПМ как в концептуальном, так и практическом плане.

Было бы полезным хотя бы в очень сжатом виде ознакомиться с содержанием этого труда. Вообще, он мог бы служить настольной книгой для тех, кто интересуется операциями по поддержанию мира ООН.

Структура его книги довольно необычна. Она представляет собой сборник лекций, которые охватывают все основные аспекты миротворческой деятельности ООН в ее эволюции от первых ОПМ до современных. Такая форма не упрощает изложение материала, а, напротив, позволяет углубиться в его тонкости.

Автор уделяет большое внимание правовой основе миротворческой деятельности ООН. Он подчеркивает, что главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности несет Совет Безопасности. Именно он принимает решения о направлении в тот или иной регион миротворческих контингентов ООН, определяет круг задач этих сил и осуществляет политическое руководство операциями. Резолюции Совета являются международно-правовыми документами.

ОПМ могут проводиться и региональными организациями, но при этом их мандат должен полностью соответствовать Уставу ООН, а применение силы, выходящее за рамки самообороны, должно получать санкцию со стороны Совета Безопасности.

Эволюция и совершенствование миротворческой деятельности ООН развивались по нескольким направлениям. Из них можно было бы выделить следующие: концептуальная основа проведения ОПМ, совершенствование работы органов ООН, в том числе Секретариата, и реформа в практике проведения полевых миссий.

Концептуальная база для проведения ОПМ расширялась постепенно и закреплялась в виде решений, резолюций и других документов, опиравшихся на Устав ООН. На чрезвычайном заседании Совета Безопасности в 1992 году, которое проходило на уровне глав государств и правительств, Генеральному секретарю ООН было поручено подготовить соответствующие рекомендации. Они были изложены в докладе Генерального секретаря Б.Бутроса-Гали "Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира", опубликованном в том же, 1992 году. В 1995 году этот документ получил развитие в "Дополнении к Повестке дня для мира" и в докладе Генсекретаря о реформе ООН, представленном в 1997 году.

Б.Бутрос-Гали перечислил условия, без которых не может быть успешно проведена ОПМ. Они сводятся к следующему: четкий мандат; сотрудничество сторон в выполнении этого мандата; последовательная поддержка со стороны Совета Безопасности; готовность государств-членов предоставить необходимый военный, полицейский и гражданский персонал; эффективная поддержка и руководство со стороны Секретариата ООН в штаб-квартире и на местах; надлежащее финансовое обеспечение.

Особое место в "Повестке дня для мира" занимает идея предотвращения конфликтов, или превентивной дипломатии. Это было новым элементом в миротворчестве 1990-х годов.

Следующий Генеральный секретарь - Кофи Аннан расширил эту задачу и сформулировал понятия "превентивное развертывание", "превентивная гуманитарная помощь" и "превентивное миростроительство".

В своем докладе для Ассамблеи тысячелетия Кофи Аннан выделил тезис о том, что "каждый шаг на пути к укреплению безопасности и достижению экономического роста на широкой основе - это шаг на пути к предотвращению конфликта". Часто в рамках внутренних конфликтов "нищета сочетается с острыми этническими или религиозными разногласиями".

В период пребывания Кофи Аннана на посту Генсекретаря ООН в связи с Ассамблеей тысячелетия была проведена активная проработка всех аспектов проблемы совершенствования миротворческого потенциала ООН. Этим занималась группа экспертов во главе с бывшим министром иностранных дел Алжира Л.Брахими.

Группа провела большую и сложную работу и в итоге пришла к выводу, что согласие местных сторон, беспристрастность и использование силы только в порядке самообороны должны оставаться важнейшими принципами поддержания мира. Вместе с тем на основе накопленного опыта члены группы сошлись во мнении, что местные стороны могут в своих интересах использовать присутствие ООН. Вначале дать согласие на такое присутствие, а затем после перегруппировки своих боевых сил отказаться от него и тем самым затруднить проведение миротворческой операции.

Имея в виду такую возможность, необходимо четко определить в мандатах полномочия миссии ООН, включая вопрос о применении силы. Потенциальный нарушитель договоренности об урегулировании конфликта должен понимать, что хорошо оснащенные силы ООН способны создать реальную угрозу сдерживания. Таким силам необходимо располагать разведывательными и другими возможностями для пресечения попыток нарушить стабильность.

Предложения группы Брахими вызвали острую дискуссию в ООН. Большинство из них было одобрено без изменений, некоторые существенно скорректированы, а некоторые отклонены. Преобразования по рекомендации группы Брахими стали первым и наиболее заметным успехом в деле реформы ООН.

Свой важный вклад в обсуждение доклада группы внесла российская делегация, которая выступила с критикой ряда предложений, в частности, касающихся финансовых аспектов и вопросов материально-технического обеспечения ОПМ. Остановившись на этом, автор труда показывает, как непросто достичь согласия по принципиальным проблемам миростроительства. В целом принятые решения подтвердили правоту высказывания Б.Бутроса-Гали о том, что "миротворчество по праву может считаться изобретением ООН".

Важным направлением в эволюции ооновского миротворчества явилось совершенствование работы органов ООН в этой области. В 1992 году был образован Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) для решения широкого круга задач (помимо самих ОПМ - гуманитарная помощь, содействие в проведении выборов, восстановление органов власти и др.). В ДОПМ имеются отделения полевых миссий, планирования, материально-технического обеспечения, службы кадров, финансов. Кроме того, большое значение имело создание и совершенствование так называемой системы "резервных соглашений", в соответствии с которой около 90 государств подтвердили готовность предоставить в распоряжение Генсекретаря ООН необходимые людские контингенты. Для тыловых нужд ОПМ была создана материально-техническая база в Бриндизи
(Италия). В 1993 году был основан Ситуационный центр, который на ежедневной основе занимается анализом ситуаций, составлением карт возможных конфликтов и т.д.

Расширились возможности СБ ООН и Генсекретаря в сфере превентивных действий. Главным образом за счет формирования по решению СБ миссий доброй воли, миссий по установлению фактов нарушения прав человека и т.д. Активизировалась работа специальных представителей Генсекретаря.

Автор с полным основанием обращает внимание на взаимодействие между государствами-членами и Секретариатом ООН. "Характер взаимоотношений между ними, - пишет В.Ф.Заемский, - определяется тем, что Генеральный секретарь - не всемирный президент, а высшее административное лицо Организации, где решающим голосом обладают государства-члены, в то время как Секретариат ООН призван реализовывать эти решения. Тем не менее практика показывает, что сотрудники Секретариата нередко действуют с превышением своих полномочий и пытаются оказывать влияние на политические решения".

Это объясняется тем, что развитые страны покрывают своими взносами 80% бюджета ООН и, опираясь на это, как в любой коммерческой структуре, претендуют на адекватную кадровую квоту. В результате среди работников Секретариата большинство - представители западных стран. Однако несмотря на это, российской стороне необходимо добиваться принятия решений, отвечающих ее интересам. Стремиться обеспечить возможно более широкую поддержку таким решениям у членов Совета и среди других государств - членов ООН.

В эволюции миротворческой деятельности ООН первостепенное значение имеют изменения в практике проведения полевых миссий.

Первое поколение ОПМ сводилось к наблюдению за выполнением соглашений о прекращении огня и разведением сил конфликтующих сторон. В дальнейшем повестка дня миротворчества стала дополняться новыми задачами. Такими как разоружение незаконных вооруженных формирований в районах конфликтов, защита гражданских властей, охрана гуманитарных грузов, охрана от повреждения или разрушения стратегических объектов и т.д.

В настоящее время почти все миротворческие операции содержат тот или иной гражданский компонент. Одним из наиболее значительных является гражданская полиция. В конце 1990-х годов численность международных полицейских сил под эгидой ООН превысила 7 тыс. человек. В 2000 году в Департаменте ОПМ был образован Отдел полиции и в обиход вошли термины "полицейские ООН" или "полицейский персонал".

Введенная в действие в середине 1990-х годов система "резервных соглашений" представляет собой базу данных о военном, полицейском и гражданском персонале, который может быть использован в ОПМ ООН. Это разумно с точки зрения укрепления потенциала быстрого развертывания, которое требуется при новом поколении комплексных операций. Однако надо иметь в виду, что меморандумы о взаимопонимании, которые подписываются государствами с ООН, носят условный характер. Государства сохраняют за собой право дать отрицательный ответ на просьбу Генсекретаря ООН выделить воинский контингент в состав сил, участвующих в операции.

За последнее десятилетие поддержание мира стало все больше прирастать "миростроительством", которое ставит себе целью заложить основы для мира и построения гражданского общества. Под этим подразумевается проведение демократических реформ - от укрепления правопорядка вплоть до проведения выборов и развития средств массовой информации. Важными элементами миростроительства являются поддержка борьбы с коррупцией, программа разминирования в рамках гуманитарных операций, а также борьба с инфекционными заболеваниями.

В связи с возрастанием роли гражданского персонала в миссиях ООН появилась идея изменить термин "операции по поддержанию мира", так как он относился к "традиционным" ОПМ и стал слишком узким. По предложению группы Брахими в документах ООН начал использоваться термин "операции в пользу мира". Но за Департаментом ОПМ сохранилось прежнее название.

Начиная с середины 1999 года ООН приступила к осуществлению операций, которые В.Ф.Заемский относит к разряду "современных миротворческих операций с участием или под эгидой ООН". Они действительно оказались необычным явлением в миротворческой деятельности ООН и заслуживают отдельного рассмотрения. Использование силы в таких операциях допускается не только для самообороны персонала, но и в целях осуществления или, как принято говорить ооновским языком, "защиты" мандата миссии. До этого Организация проводила небольшое число полевых операций с элементами гражданской администрации или надзора за ней. В отличие от этой практики в июне 1999 года Секретариату было поручено создать временную гражданскую администрацию для Косова и Восточного Тимора.

Особенность этих операций состояла в том, что миссиям ООН поручалось разрабатывать для двух территорий законодательство и обеспечивать его выполнение. Предусматривалось формирование органов гражданской администрации, которые занимались бы всеми аспектами политической и экономической жизнедеятельности Косова и Восточного Тимора, подобными тем, которые существуют в любом государстве. Предусматривалось, что расходы на эти операции следует покрывать за счет добровольных взносов, поскольку они не заложены в бюджет ООН.

Результаты операций оказались неодинаковыми.

В мае 2002 года Восточный Тимор был объявлен суверенной Демократической Республикой Восточный Тимор, которая вскоре стала членом ООН. Этого удалось добиться с помощью создания Временной администрации ООН в Восточном Тиморе. Мандат, выданный Советом Безопасности согласно главе VII Устава ООН, предусматривал необходимость обеспечения безопасности и правопорядка, формирования администрации, потенциала самоуправления и становления демократических институтов. Миссия ООН получила полномочия на осуществление всей законодательной и исполнительной власти, в том числе и на отправление правосудия.

Автор подчеркивает: "Пример операции в Восточном Тиморе, где в 2002 году разворачивавшаяся новая ооновская миссия получила до 70% военного персонала коалиционных сил, считается достойным подражания".

По иному дело обернулось в Косове. Основополагающим документом урегулирования в косовском крае считается резолюция 1244 СБ от 10 июня 1999 года. Согласно этому решению, которое поддержала и Россия, центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН. В крае было развернуто международное гражданское присутствие (миссия ООН в Косове - МООНК). Аппарат миссии был наделен самыми широкими полномочиями по управлению краем.

В дальнейшем западные страны во главе с США стали стремительно и настойчиво проводить линию на вытеснение сербов с территории Косова и создание государственных, административных структур, полностью отвечающих интересам албанцев. В ход были пущены все средства, имевшиеся в распоряжении Секретариата ООН и даже ОБСЕ. Были мобилизованы послушные Западу эмиссары Генерального секретаря ООН, подобные финскому представителю М.Ахтисаари. Фактически под прикрытием МООНК и других элементов ооновского присутствия, в том числе мощного военного и полицейского аппарата, опиравшегося на местные сепаратистские вооруженные силы, в крае был реализован замысел предоставления "независимости" моноэтническому государству Косово, отчуждения от Сербии значительной части ее территории, превращения края в вассала НАТО и ЕС.

Понимая, что все эти шаги противоречат Уставу ООН и хельсинкскому Заключительному акту ОБСЕ, западные страны с помощью своих СМИ пытались доказать, что косовский случай - это "уникальное" явление, а независимость Косова - единственный выход из сложившейся ситуации.

Самопровозглашение 17 февраля 2000 года "независимости" Косова создало крайне опасный прецедент для всей системы международных отношений. От суверенного государства - члена ООН было отторгнуто 15 % его территории.

Не следует закрывать глаза и на то, что, пока на дипломатической кухне шла возня вокруг идеи "независимого" косовского государства, американцы под шумок развернули в Косове одну из своих самых крупных в Европе военных и военно-воздушных баз под названием "Бондстил". Это уже геополитическая акция в ее военно-стратегическом обрамлении.

Однако, критикуя неудачи ОПМ, допущенные в нарушение Устава ООН и в обход решений СБ, можно согласиться со следующим выводом автора: "При всей противоправности целого ряда акций НАТО на Балканах не следует огульно чернить все современное миротворчество и тем более бросать тень на ООН, которая и впредь призвана играть в нем ведущую роль". Но, разумеется, следует извлекать уроки из тех искривлений и провалов, которые явились результатом политики тех или иных государств или их военных альянсов. Пресекать попытки тех, кто хотел бы использовать ООН в своих односторонних политических целях. Устав ООН позволяет это делать, опираясь в том числе на такое его важнейшее положение, как правило единогласия постоянных членов СБ.

Автор оправданно ставит вопрос, сможет ли ООН в будущем заниматься сложными миротворческими операциями, связанными с временной гражданской администрацией и участием военных и полицейских сил. Видимо, ответ можно дать положительный. Но непременным условием осуществления таких миссий должно быть получение на них санкции от Совета Безопасности ООН. Нельзя допускать таких случаев, при которых флаг ООН и разглагольствования о "гуманитарной интервенции" использовались бы для прикрытия политических махинаций тех или иных государств.

Автор отдельно останавливается на участии России в ОПМ ООН. По состоянию на начало прошлого года, Россия была представлена в 12 из 19 ооновских операций. В частности, в 1992 году она направила своих полицейских в Югославию. За 15 лет российские милиционеры несли службу в Камбодже, Восточной Славонии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии, Восточном Тиморе, на Гаити, в Сьерра-Леоне и Судане.

Весьма полезным является то, что автор дает описание тех правовых актов, которые определяют условия и параметры нашего участия в миссиях ООН. В России принят Федеральный закон о "Порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 30 июня 1995 года. В соответствии с этим законом решение о направлении за пределы России отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом России. Он определяет район действия указанных военнослужащих, их задачи, подчиненность, срок пребывания, а также устанавливает в соответствии с федеральными законами дополнительные гарантии и компенсации указанным военнослужащим и членам их семей.

Решение о направлении за пределы территории страны воинских формирований для участия в миротворческой деятельности принимается президентом на основании постановления Совета Федерации Федерального Собрания о возможности использования Вооруженных сил России за пределами территории Российской Федерации.

Согласно закону, решение о направлении за пределы территории страны гражданского персонала на добровольной основе для участия в миротворческой деятельности принимается правительством России.

В связи с активизацией миротворческой деятельности ООН Россия предложила привести в действие ВШК ООН, который в течение десятилетий из-за разногласий между постоянными членам СБ ООН существовал практически номинально. На Саммите тысячелетия российская делегация выступила с развернутой инициативой на этот счет. Она обратила внимание на то, что ВШК уже имеет действующие организационные принципы, установленный порядок функционирования и взаимоотношений с СБ, Секретариатом и членами ООН. Все эти принципиальные положения закреплены в Уставе ООН, временном Уставе и Правилах процедуры ВШК. По мнению российской стороны, ВШК мог бы проделать нужную работу в сфере миротворчества. По решению СБ и во взаимодействии с Секретариатом представители ВШК включались бы в состав миссий по установлению фактов и инспекционных групп по определению готовности выделяемых войск и средств обеспечения для участия в миротворческой операции. Учитывая высококвалифицированный состав ВШК, СБ мог бы получать от них необходимую информацию, а не довольствоваться только тем, что сообщается и предлагается Секретариатом ООН.

ВШК мог бы также проводить военную экспертизу разрабатываемых в ООН руководящих документов по военным аспектам миротворческой деятельности, привлекать к такому анализу военных специалистов стран - членов Комитета, в первую очередь постоянных членов СБ, и, разумеется, принимать участие в подготовке таких документов.

Инициатива России положила начало довольно оживленной дискуссии по вопросу о роли ВШК в миротворческой деятельности ООН. Однако из-за разногласий между различными делегациями было условлено вернуться к этой теме, когда будут рассматриваться некоторые другие проблемы, связанные с реформами в структуре ООН.

Значительное место в книге В.Ф.Заемского занимает проблема обеспечения безопасности и правовой защиты миротворцев. В ней дается общая характеристика целого ряда международных юридических документов, гарантирующих безопасность должностных лиц системы ООН. Это имеет прямое отношение к персоналу, занятому в миротворческой деятельности ООН. Ранее уже упоминалось, какие немалые потери несет этот персонал. Как военные, так и гражданские лица, участвующие в миссиях ООН, должны иметь международную защиту от преднамеренного нападения на них. Этой цели служит Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала, которая была принята в ООН в 1994 году и вступила в силу в 1999 году. Россия ратифицировала ее в апреле 2001 года.

Конвенция требует обязательного использования знаков отличия миротворцев от других вооруженных лиц, выдачу им удостоверений специального образца, предоставление права беспрепятственного транзита соответствующих контингентов к местам их размещения. Она запрещает вооруженное нападение на миротворцев. Государства обязаны принимать все имеющиеся в их распоряжении меры для освобождения миротворцев в случае их захвата одной из противоборствующих сторон в конфликте. Конвенция признает в качестве противоправных деяний похищение, а тем более убийство, насильственное нападение или угрозу такого нападения, направленного против личности и свободы миротворцев. Государства должны сотрудничать между собой в деле пресечения, предотвращения, расследования указанных преступлений и привлечения к суду виновных в их совершении.

Генеральная Ассамблея ООН в декабре 2005 года приняла так называемый Факультативный протокол к конвенции, который расширил сферу защиты персонала ООН. В соответствии с ним эта защита распространяется на любой персонал, участвующий в операциях ООН, включая оказание гуманитарной помощи, помощи в области развития, а также в операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий. Факультативный характер протокола предоставляет государствам право либо продолжать применять только конвенцию, либо брать на себя дополнительные обязательства по новому международному договору.

Кратко, но достаточно емко автор останавливается на миротворческой деятельности стран СНГ, ОБСЕ, ЗЕС и ЕС. В частности, он отмечает, что правовой основой миротворческих операций в рамках СНГ является разработанное в соответствии с Уставом ООН и сложившимися в практике ООН стандартами и процедурами Соглашение о группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ, подписанное на встрече в Киеве 20 марта 1992 года главами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. На этой основе были разработаны и другие документы, относящиеся к проблеме миротворчества на территории стран СНГ. Между прочим, в них учитывается опыт ООН. Так, в одном из положений Протокола о Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ содержится общее правило, согласно которому личный состав миротворческих операций СНГ "пользуется статусом, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются миссиям ООН по поддержанию мира".

Весьма существенными являются выводы, которые делает В.Ф.Заемский, завершая свое обстоятельное исследование. На некоторые из них, притом сугубо выборочно, хотелось бы обратить внимание.

Во-первых, за более чем полувековую историю миротворчества ООН накоплен большой опыт и произошла смена качества ОПМ. Отличительной чертой операций нового поколения стала их многокомплексность, то есть расширенный круг определенных мандатом операции задач и соответствующая структура миротворческих миссий.

Во-вторых, принципиально важно, чтобы миротворческая деятельность соответствовала положениям Устава ООН об исключительной ответственности Совета Безопасности ООН за усилия, предпринимаемые в интересах международного мира и безопасности, в том числе с использованием силы.

В-третьих, особый статус нашей страны в ООН позволяет успешно использовать возможности Организации для обеспечения наших интересов.

В-четвертых, необходимо проводить линию на расширение российского участия в ОПМ ООН. Наша страна должна быть весомо представлена во всех контингентах - и в военном, и в полицейском, и в гражданском, причем не так скромно, как до сих пор. Только такой подход может повысить степень нашего влияния на решение вопросов, представляющих для нас интерес.

Хорошим подспорьем для изучения миротворческих операций ООН является достаточно подробная справка (на 100 с лишним страницах), приводимая в конце книги, о всех таких операциях с 1948 по 2006 год.

Не менее полезным может служить критический и интересный обзор российских и зарубежных аналитических работ по тематике ОПМ ООН. Работа В.Ф.Заемского несомненно займет свое достойное место в ряду этих исследований.