Первый официальный визит Президента Республики Корея Ли Мён Бака в Россию состоялся 28-30 сентября 2008 года. В Москве южнокорейский лидер во второй раз встретился с Дмитрием Медведевым (личное знакомство состоялось на саммите "Большой восьмерки" в Японии), а также провел переговоры с главой российского правительства Владимиром Путиным.

В процессе переговоров обсуждался широкий спектр проблем. Так, лидеры двух стран договорились о поиске путей сотрудничества в энергетической сфере, в частности о поставках российского газа на Корейский полуостров. Главы государств также обсудили вопросы совместного освоения Западно-Камчатского шельфа и участия корейских предпринимателей в развитии Сибири и Дальнего Востока. Дмитрий Медведев и Ли Мён Бак достигли соглашения о расширении взаимодействия в космической сфере, в том числе в целях развития программы корейской космической системы запусков, а также рассмотрели возможности двустороннего сотрудничества, связанные с созданием в России международного центра по обогащению урана.

"Хочу подчеркнуть, что в последние годы динамика развития российско-корейских связей существенно возросла, - сказал Д.Медведев. - Мы договорились с господином Ли Мён Баком, что теперь наша общая задача - закрепить их на уровне стратегического партнерства, и для этого есть все шансы". Южнокорейский лидер, в свою очередь, завил о том, что 2010 год будет объявлен годом России, а также пригласил главу Российской Федерации посетить в ближайшее время Сеул.

Президент Республики Корея Ли Мён бак пришел к власти менее года назад, 25 февраля 2008 года, возвратив консерваторов спустя десять лет в Голубой дом* (* Дословно название официальной резиденции южнокорейского президента "Чхонвадэ" переводится как "дом с голубой крышей". Однако в СМИ его часто называют Голубым домом.).

В апреле состоялись парламентские выборы. Большой интерес к ним был вызван тем, что новым президентом был избран кандидат от оппозиционной консервативной Партии великой страны (ПВС).

Еще до парламентских выборов Ли Мён Бак инициировал серьезные перемены в стране, которые затронули практически все аспекты общественно-политической жизни Южной Кореи и повлекли за собой бурные дискуссии в обществе и парламенте. Поэтому от исхода выборов в Национальное собрание, в котором до этого большинство мест принадлежало Объединенной демократической партии, во многом зависело и будущее начатых преобразований нового президента. Тем не менее результаты выборов, на которых ПВС получила 153 из 299 мест, показали, что выбранный новым главой государства курс имеет значительную поддержку в обществе.

В самом деле с приходом к власти Ли Мён Бак продемонстрировал твердое намерение внести изменения не только во внешней политике, но прежде всего внутри страны. Первым под удар попало правительство: число министерств было сокращено с 18 до 15. Под упразднение попали три министерства - морского и рыбного хозяйства, информации и связи, а также науки и технологий, функции и персонал которых влились в структуры новых укрупненных министерств. Избранный президент намеревался сократить еще два министерства - по делам воссоединения и по делам женщин и семьи. Но, натолкнувшись на сильное противодействие оппозиционных партий, был вынужден пойти на компромисс: они остались нетронутыми. После завершения реформирования основных правительственных учреждений на уровне министерств волна реорганизации захлестнула и остальные госучреждения. Час реформирования настал и для местных административных органов.

Другим нововведением новой администрации является передача функции планирования и координации политики от правительства к администрации президента, что в перспективе также ослабит роль правительства в принятии политических решений и усилит президентскую власть.

Сокращение государственного аппарата, по мнению президента, позволит существенно сократить расходную часть бюджета. Так, на состоявшемся в середине марта под председательством Президента Ли Мён Бака заседании кабинета министров РК было предложено сократить госбюджет на следующий год на 20,5 млрд. долларов. Предполагается осуществить это путем повышения эффективности и конкурентоспособности правительственных организаций, то есть за счет сокращения государственного финансирования административного аппарата, а также уменьшения количества чиновников. В прошлом году расходная часть бюджета страны составила около 264 млрд. долларов.

Насколько эффективна будет такая экономия на государственном аппарате, покажет время. Однако не стоит забывать, что одной из причин успеха Ли Мён Бака на президентских выборах стали его достижения в бизнесе. В то же время прежнего главу государства Но Му Хёна многие обвиняли в том, что он не справился со многими проблемами экономической сферы. В частности, прежнее правительство не смогло изменить в лучшую сторону ситуацию с безработицей, а социальное расслоение в стране приобрело еще большие масштабы, чем ранее.

В своей предвыборной программе Ли Мён Бак сделал упор прежде всего на экономические вопросы, а также на свою компетентность в этой области. Это, по-видимому, сыграло не последнюю роль при выборе избирателей. В инаугурационной речи избранный президент определил бизнес как "источник национального богатства" и "создателя новых рабочих мест". А конечной целью объявил возрождение национальной экономики. Для ее достижения правительство намерено свести к минимуму государственное регулирование экономики и снизить налоговое бремя, с тем чтобы субъекты экономической деятельности могли конкурировать друг с другом в условиях полностью свободного рынка.

Для достижения этой цели командой Ли Мён Бака был разработан экономический план, с которым он шел на президентские выборы. Он имеет символическое название "план 747". Первая цифра обозначает семипроцентный ежегодный экономический рост. Остальные две - это годовой доход на душу населения в 40 тыс. долларов и седьмое место страны среди экономик мира. Эти показатели предполагается достичь через десять лет.

Даже не вдаваясь в подробности этого плана, следует отметить, что далеко не все цели, поставленные новой администрацией, выполнимы. Так, если достижение семипроцентного роста и удвоение ВВП практически осуществить возможно, хотя и весьма трудно, то занять седьмое место в мировой экономике, опередив при этом  Францию, Италию, Бразилию, Россию и Канаду, не под силу даже южнокорейскому бизнесу.

Для решения поставленных задач правительство помимо сокращения правительственных учреждений предлагает также уменьшить налоговую базу, которая и так среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сейчас самая низкая. Планируется также создать более 3 млн. новых рабочих мест, активно поддерживать малый и средний бизнес и принять меры по улучшению инвестиционного климата в стране в целом. В частности, новое правительство РК планирует отменить ограничения на внутренние инвестиции: в настоящее время в создание новых производств можно инвестировать не более 25% капитала компании, что сдерживает экономический рост страны. Для координации работы в области инвестиционной политики при канцелярии премьер-министра создается специальный центр содействия инвестициям. Он будет наблюдать за деятельностью провинциальных администраций по созданию индустриальных комплексов.

В целях привлечения в страну иностранного капитала из-за границы правительство рассматривает также вопрос о реализации ряда крупных инвестиционных проектов. Одним из наиболее масштабных и широко разрекламированных является проект "Большой канал", предусматривающий строительство системы водных каналов, которые должны обеспечить судоходное сообщение между Пусаном и Сеулом.

17 каналов протяженностью более 3 тыс. километров должны соединить реки Ханган и Нактонган, создав водную транспортную артерию между Сеулом и Пусаном. По оценкам южнокорейских экспертов, строительство канала должно на треть снизить транспортные расходы в стране и сбалансировать развитие регионов.

По мнению самого президента, строительство каналов даст гигантский толчок корейской экономике. Более 30 лет назад такой импульс развитию страны дало создание сети шоссейных дорог. Но насколько эффективно и рентабельно будет строительство канала? Проект породил весьма неоднозначные оценки в обществе. Сторонники Ли Мён Бака утверждают, что рытье канала обойдется в 17-18 млрд. долларов, что позволит по завершении строительных работ получить дополнительную экономическую выгоду, равную
40 млрд. долларов в течение последующих 30 лет, а также создать 700 тыс. дополнительных рабочих мест и сократить транспортные издержки. Противники проекта говорят о суммах свыше 34 миллиардов, в то время как суммарная экономическая выгода от проекта оценивается ими от 5 до 28% от общих затрат.

Под большим вопросом стоит и объем грузов, который будет необходимо перевозить по каналу. В то время как эксперты ПВС говорят о 10 млн. тонн, которые будут транспортироваться по каналу к 2011 году, их оппоненты утверждают, что данные показатели не достижимы в современных экономических условиях.

Не стоит забывать и об экологической проблеме. Несмотря на заявления представителей Ли Мён Бака, что благодаря каналу улучшится качество воды и сократится количество наводнений, экологи, наоборот, говорят о возможной экологической катастрофе и изменении экосистемы Корейского полуострова в целом. Критике президента подвергли и северокорейские власти, объявившие данный проект "чистым популизмом". В действительности Южная Корея с хорошо развитой сетью автомобильных дорог и железнодорожного транспорта, а также окруженная с трех сторон морем, едва ли нуждается в канале, который фактически разделил бы просто страну пополам.

В своем новогоднем обращении Ли Мён Бак заявил, что государство не будет осуществлять этот проект за бюджетные средства. К финансированию строительства канала он призвал частный сектор. Как сообщают южнокорейские СМИ, в настоящее время правительство не имеет конкретных планов по выполнению проекта, однако, если к его реализации будет проявлен интерес со стороны частных инвесторов, оно будет готово содействовать этому процессу.

Другим направлением внутренней политики новой администрации Южной Кореи является борьба с инфляцией. В начале марта Ли Мён Бак объявил о принятии правительством программы по борьбе с инфляцией. Это было вызвано тем, что в 2007 году потребительские цены выросли на 3,9%, против 1,7% годом ранее. Но если в России такие темпы роста потребительских цен рассматривались бы как низкие, учитывая настоящие показатели, то в Южной Корее рост инфляции стал реальной проблемой.

Для того чтобы снизить этот показатель, Сеул ввел жесткий контроль над изменением потребительских цен. Уже через месяц, в апреле этого года, были отменены таможенные тарифы на 70 наименований товаров, в том числе на муку, кукурузу, патоку, сухое молоко. В целях повышения роста производства были разморожены государственные резервы алюминия, никеля, меди и других цветных металлов.

Одной из основных задач программы по снижению темпов роста инфляции стало снижение цен на автомобильное топливо. Правительство обязало нефтяные компании уменьшить цены на АЗС минимум на 10%. Для компенсации издержек производителей правительство Южной Кореи снизило на 10% ставку налога на нефть, нефтепродукты и топливо для автотранспорта. Для контроля над ценами на бензин была создана специальная рабочая группа тарифного контроля. Эта новая структура, в которую вошли представители местных властей, национальной налоговой службы и организаций потребителей, отслеживает работу 12 тыс. автозаправочных станций и четырех нефтеперерабатывающих компаний.

Одним из главных направлений экономической политики Ли Мён Бака, но уже вне страны, является продолжение работы по заключению соглашений о свободной торговле (ССТ). В ближайшие годы Южная Корея намерена заключить как можно больше таких соглашений. В частности, планируется ускорить переговоры с ЕС, возобновить переговоры с Японией, а также рассмотреть вопрос о создании режима свободной торговли с Китаем, Австралией, Россией и странами - членами южноамериканского торгового блока MERCOSUR (Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай).

К настоящему моменту уже подписаны ССТ с Чили, Сингапуром, Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), объединяющей Швейцарию, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн. Ратификации депутатами Национального собрания РК ожидает и подписанный в прошлом году договор о свободной торговле с Соединенными Штатами. Помимо этого, Сеул заключил соглашения о свободной торговле с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), касающиеся промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции.

В стадии переговоров находятся аналогичные пакты с Евросоюзом, Канадой и Мексикой. В апреле будущего года планируется проведение дискуссий с государствами, входящими в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Оман и Кувейт).

Республика Корея также проявляет интерес к заключению соглашений о свободной торговле со странами, входящими в состав Южноафриканского таможенного союза - ЮАР, Ботсваной, Лесото, Намибией и Свазилендом. До конца 2008 года между РК и ЮАР планируется заключить соглашение о сотрудничестве в энергетике и добыче природных ресурсов.

Рассматривая новую экономическую политику Сеула, необходимо также упомянуть о стратегии развития страны, получившую название "5+2". Она существенно отличается от стратегии "сбалансированного развития регионов", которой придерживалась администрация Но Му Хёна. Согласно плану, страна будет разделена на семь крупных экономических зон: пять обычных - столичный регион, провинции Чхунчхон, Чолла, Северная Кёнсан и Южная Кёнсан и две специальных - провинции Канвон и Чечжу.

Особенностью новой стратегии является то, что она учитывает самые разные характеристики экономических зон, начиная от численности населения и заканчивая их исторической и культурной значимостью. Исходя из этого для каждой зоны предлагается своя уникальная стратегия развития. Инициатива в реализации плана будет отдаваться самим провинциям, которые будут заниматься повышением своей конкурентоспособности. Новая стратегия нацелена на более комплексное развитие регионов и более полное использование территории страны. Она отражает мировую тенденцию на формирование крупных экономических зон и активизацию сотрудничества между регионами.

Важно также подчеркнуть, что центральное правительство намерено выполнять лишь роль структуры, которая предоставляет базу для самостоятельного сотрудничества между регионами и реализации ими конкурентоспособных экономических проектов. То есть инициатива передается от столицы провинциям. Центральное руководство намерено создать самую благоприятную для дальнейшего развития рыночных отношений обстановку, существенно ослабив существующие сейчас ограничения. В свою очередь, руководящие органы провинций будут создавать оптимальную для деятельности отдельных предприятий систему.

Анализ экономической программы Ли Мён Бака показывает, что, с одной стороны, все мероприятия направлены на улучшение социально-экономической ситуации в стране, а также повышение значимости  Южной Кореи в мировой экономике. С другой стороны, она содержит ряд пунктов, выполнение которых можно отнести к разряду если не фантастических, то трудноосуществимых. Поэтому можно говорить и об определенной доли политического популизма, к которому новый южнокорейский президент прибегает для привлечения на свою сторону электората.

О политическом расчете говорят и сроки выполнения программы, которые помимо достижения экономических целей смогут также помочь Партии великой страны остаться у власти и после истечения полномочий Ли Мён Бака. Десятилетний период программы - это, по сути дела, два президентских срока, что позволяет ПВС в случае положительных изменений в экономике страны создать солидную основу для продолжения экономических преобразований, а следовательно, и существенно повышает потенциальные шансы на победу в президентских выборах в 2011 году.

Насколько успешным будет осуществление экономических преобразований, во многом зависело от развития внутриполитической ситуации в Южной Корее после парламентских выборов. В случае победы Объединенной демократической партии был не исключен такой вариант развития событий, при котором претворение в жизнь грандиозных инвестиционных проектов новой администрации могло натолкнуться на противодействие законодателей. Победу на выборах в Национальное собрание одержала Партия великой страны. Однако и она смогла получить только 153 места, чего явно не хватает до конституционного большинства (две трети мест). Поэтому как Ли Мён Баку, так и поддерживающей его партии придется сильно постараться, чтобы привлечь на свою сторону представителей других партий.

Вместе с тем на внутриполитическую ситуацию в Южной Корее могут оказать большое влияние и чисто экономические вопросы. Традиционно большое значение имеет увеличение цен на нефть. По данным на конец 2006 года, РК занимает пятое место в мире по потреблению нефти на душу населения: на каждого жителя страны приходится в среднем 16 баррелей нефти в год. Это самый высокий уровень потребления этого сырья в Азии и второй среди стран, не добывающих нефть. Большое потребление этого энергоресурса оказывает значительное влияние на экономику страны, поскольку РК не имеет собственных месторождений нефти и импортирует ее из-за границы.

Вместе с тем официальные власти заявляют о том, что отечественная экономика способна выстоять в условиях высоких мировых цен на нефть. Аргументируется это тем, что РК импортирует главным образом дубайскую нефть, стоимость которой на протяжении всего прошлого года не превышала 70, а в нынешнем году, как ожидалось, она не превысит отметки в 80 долларов за баррель. Однако в середине года ее цена превысила 110 долларов за баррель, что вызвало повышение цен на продукты.

q

С ИЗБРАНИЕМ ПРЕЗИДЕНТОМ Ли Мён Бака, как и предсказывали многие политологи, изменился и внешнеполитический курс Южной Кореи. Новый лидер страны четко обозначил свои приоритеты.

Еще до инаугурации было объявлено, что президент намерен нанести визит в четыре страны - США, Японию, Китай и Россию. Именно в таком порядке они были указаны представителем комиссии по приему президентских полномочий в январе. По словам самого Президента РК, он собирается также придерживаться так называемой "дипломатии саммитов", в ходе проведения которых и предполагается обсуждать и разрешать актуальные межгосударственные проблемы.

Свой первый визит Ли Мён Бак планировал совершить в США еще до апрельских выборов в парламент Южной Кореи. Но затем он был отложен до конца месяца. Заметим, что два предыдущих президента Южной Кореи - Но Му Хён и Ким Тэ Чжун - также выбрали Соединенные Штаты первой страной для официального визита (первый посетил Вашингтон в мае 2003 г., три месяца спустя после инаугурации, а второй - через четыре месяца после вступления в должность в июне 1998 г.).

Наиболее важным вопросом является будущий внешнеполитический курс нового президента Южной Кореи. Понятно, что консерваторы в лице Партии великой страны будут прилагать все усилия к сближению с Вашингтоном и укреплению с ним военно-политического союза. Это подтверждают и первые заявления Ли Мён Бака после выборов. В частности, выступая перед СМИ, он неоднократно говорил об укреплении стратегического союза с Вашингтоном, а также о его модернизации в целях максимального соответствия новым условиям в мире. При этом новый южнокорейский президент увязывает успешное решение ядерной проблемы Корейского полуострова с дальнейшей политической интеграцией Сеула и Вашингтона.

Переговоры Президента РК Ли Мён Бака с Президентом США Джорджем Бушем состоялись 18-19 апреля этого года. Они прошли в загородной резиденции главы Белого дома Кэмп-Дэвиде в штате Мэриленд. Ли Мён Бак стал первым южнокорейским лидером, приглашенным в загородную резиденцию американского президента, что показывает особое расположение к нему Вашингтона. Все предыдущие главы южнокорейской администрации встречались со своими американскими коллегами исключительно в Белом доме.

Как и ожидалось, основным вопросом стала ратификация Конгрессом США Соглашения о свободной торговли между Вашингтоном и Сеулом. Ранее американские конгрессмены отказались его одобрить из-за запрета на импорт американской говядины, введенного администрацией Но Му Хёна. Причиной этому послужил обнаруженный в американском мясе опасный для человека вирус коровьего бешенства. Поэтому для достижения желанного для южнокорейцев решения Конгресса было необходимо снять запрет на ввоз мяса, о чем Ли Мён Бак и заявил во время встречи с Дж.Бушем. В ответ американский президент пообещал, что ССТ будет ратифицировано в течение года.

Однако стремление Ли Мён Бака заполнить южнокорейские магазины  американской говядиной оказалось преждевременным. Решение, принятое им без общественного согласия, а самое главное, вопреки мнению оппозиции, породило в обществе активные дискуссии, которые затем переросли в уличные столкновения южнокорейцев с полицией. Обстановка в стране настолько накалилась, что южнокорейскому президенту пришлось публично принести извинения за поспешно принятое им решение о снятии запрета на импорт американской говядины.

Соглашение до сих пор не ратифицировано Национальным собранием РК. В настоящее время правящая Партия великой страны старается изо всех сил протолкнуть его, но встречает противодействие оппозиционных партий. Не помог даже созыв внеочередной сессии южнокорейского парламента, состоявшийся в конце мая. Накал страстей достиг такого уровня, что оппозиция объявила о подаче петиции в Конституционный суд против соглашения между Сеулом и Вашингтоном о возобновлении импорта американской говядины. Под ней подписалось рекордное количество за всю историю страны человек - более 100 тысяч.

С другой стороны, американские демократы в лице Хиллари Клинтон и Барака Обамы единодушно выступили против ратификации соглашения о свободной торговле с Сеулом как нарушающего интересы американских производителей автомобилей.

По-видимому, продолжение обсуждения этого вопроса станет возможным только после выборов президента США, которые пройдут в ноябре 2008 года.

Тем не менее, несмотря на этот обострившийся в отношениях между двумя странами вопрос, некоторые договоренности на прошедших в Кэмп-Дэвиде переговорах все же были достигнуты. Перечень вопросов, который обсуждали участники южнокорейско-американского саммита, весьма обширен: решение северокорейской ядерной проблемы, возможность возобновления шестисторонних переговоров, введение безвизового режима для граждан двух стран, совершающих краткосрочные поездки, график передачи Сеулу оперативного контроля над южнокорейскими войсками в военное время. По всем этим вопросам лидеры двух стран выразили принципиальное согласие продолжать сотрудничество.

Большой интерес вызывает развитие отношений Южной Кореи с Китаем и Японией. Эти две страны также являются важными объектами внешнеполитических устремлений Республики Корея. Они не только важные политические партнеры по шестисторонним переговорам, но и играют значительную роль в экономике Южной Кореи. По словам министра иностранных дел и внешней торговли Ю Мён Хвана, для развития отношений с этими странами особое значение имеет активизация регионального сотрудничества.

Приглашение Председателю КНР Ху Цзиньтао нанести государственный визит в Сеул было передано во время визита Ю Мён Хвана в Пекин в марте этого года. Тогда он обсуждал возможные сроки визита Ли Мён Бака в КНР со своим китайским коллегой Ян Цзечи. Первоначально визит Президента РК в Китай был запланирован на начало мая, однако из-за трагедии в провинции Сычуань он был отложен. Надо сказать, что эта была первая зарубежная поездка южнокорейского министра и Китай был выбран неслучайно. Как отмечали китайские СМИ, южнокорейское руководство хотело сгладить негативный эффект от того, что КНР в графике зарубежных визитов Ли Мён Бака стала третьей страной, пропустив вперед Японию.

Визит Президента РК в КНР состоялся 27-30 мая. По прибытии в Пекин Ли Мён Бак провел переговоры с Председателем КНР Ху Цзиньтао, в ходе которых обсуждались дальнейшее развитие двусторонних связей в сферах дипломатии, безопасности, экономики, культуры, а также сотрудничество в решении глобальных задач. Одной из центральных тем дискуссии было и мирное урегулирование ядерной проблемы на Корейском полуострове, поскольку Ли Мёнбак искал поддержки Пекина своей политической линии в отношении Севера.

Президент Ли Мён Бак также провел встречу с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао, на которой обсуждал расширение экономического сотрудничества между Сеулом и Пекином. В программе визита Ли Мён Бака была также поездка в крупный портовый город Циндао в северо-восточной китайской провинции Шаньдун, где президент посетил ряд предприятий, основанных с участием корейского капитала. Ранее предполагалось, что визит Ли Мён Бака завершится посещением Циндао. Однако после поездки туда корейский президент отправился еще и в провинцию Сычуань, в которой в результате землетрясения погибли как минимум 68 тыс. человек, около 20 тысяч считаются пропавшими без вести, а более 5 млн. человек остались без крова. Южнокорейское правительство со своей стороны выделило на оказание гуманитарной помощи жертвам природной катастрофы около 3 млн. долларов.

Другим не менее важным партнером Южной Кореи является ее "восточный сосед". После выборов, прошедших в декабре прошлого года, Ли Мён Бак предпринял действия для улучшения отношений с Японией, включая отправку своего старшего брата вице-спикера Национального собрания Ли Сан Дэка в Токио в качестве своего специального посланника. Японская сторона отреагировала весьма благосклонно, и уже в феврале премьер-министр Японии Ясуо Фукуда посетил церемонию инаугурации Ли Мён Бака.

Тогда-то и состоялась первая встреча лидеров двух стран, во время которой была достигнута договоренность перевести встречи лидеров двух стран на регулярную основу. Ясуо Фукуда стал первым зарубежным лидером, с которым Ли Мён Бак встретился после вступления в должность президента РК. Это свидетельствует о важности укрепления связей с Японией для новой южнокорейской администрации.

Вторая встреча лидеров двух стран состоялась в апреле, когда на обратном пути из США южнокорейский лидер нанес визит в Токио. Во время двустороннего саммита были достигнуты договоренности о строительстве южнокорейско-японских отношений, ориентированных на будущее, а также тесном сотрудничестве, основанном на прагматической дипломатии.

Лидеры двух стран также договорились углублять сотрудничество в деле северокорейской ядерной проблемы и в вопросе, связанном с похищением КНДР японских граждан. Последняя проблема имеет особое значение для развития двусторонних отношений. Как известно, имели место похищения не только японцев, но и южнокорейцев. Поэтому, как корейская, так и японская стороны ставят этот вопрос в один ряд с ядерной проблемой Корейского полуострова. "Мы не собираемся увязывать дальнейшее оказание нашей помощи Пхеньяну с прогрессом в международных усилиях по прекращению северокорейской ядерной программы. Однако КНДР должна рассмотреть вопрос о предоставлении свободы нашим военнопленным и 400 похищенным рыбакам", - заявил в Токио южнокорейский президент. КНДР, в свою очередь, опровергает эти утверждения, настаивая, что на ее территории нет южнокорейских военнопленных, а все так называемые похищенные граждане РК "добровольно перешли на Север".

В ходе переговоров Ли Мён Бак и Ясуо Фукуда пришли к взаимному согласию по поводу проведения консультаций на рабочем уровне для возобновления приостановившихся переговоров по заключению соглашения о двустороннем экономическом сотрудничестве. Была также достигнута договоренность о возобновлении двусторонней челночной дипломатии, восстановлении регулярного диалога между соответствующими политиками, отвечающими за экономику, возобновлении переговоров по двустороннему соглашению о свободной торговле и установлению частных консультативных органов по инвестиционному и экономическому сотрудничеству.

Рассматривая перспективы развития отношений между Южной Кореей и Японией, следует отметить, что в их основе будет лежать, по-видимому, действительно прагматичный расчет. Конечно, в отношениях Сеула и Токио существуют разногласия и тяжелое историческое наследие, но новая администрация Южной Кореи готова развивать отношения с Токио. И прежде всего в экономической сфере. По словам Ли Мён Бака, отношения между двумя странами должны быть устремлены в будущее и преследовать прагматические цели.

Можно сказать, что и в отношениях России и РК начинается новый этап. Вслед за прошедшими президентскими и парламентскими выборами в двух странах встали у руля новые руководители, которые уже успели познакомиться во время встречи на саммите "Большой восьмерки" в июле этого года в Японии. В настоящее время сотрудничество Москвы и Сеула развивается динамично и стабильными темпами. В прошлом году товарооборот между Москвой и Сеулом составил 15 млрд. долларов, а в этом году ожидается его рост до 20 млрд. долларов. Наибольшие перспективы двустороннее сотрудничество имеет в области совместных разработок природных ресурсов, транспорта и энергетики. И обе стороны рассчитывают на взаимовыгодное продолжение сотрудничества.

Однако какие именно шаги новая южнокорейская администрация собирается предпринять для расширения и укрепления связей с Москвой? Об этом, еще будучи кандидатом в президенты, рассказал сам Ли Мён Бак. В частности, он заявил о том, что Республика Корея как один из крупнейших в мире импортеров энергоресурсов готова принять участие в освоении энергетических ресурсов России. Осуществить это новый президент надеется за счет расширения масштабов использования Республикой Корея возможностей Транссибирской железнодорожной магистрали для транспортировки в Европу южнокорейской экспортной продукции.

Ли Мён Бак считает, что Южная Корея может стать одним из главных участников освоения российского Дальнего Востока с использованием своих технологий и накопленного опыта участия в зарубежных проектах с возможным привлечением людских ресурсов КНДР. Если бы Корея смогла привнести в эти проекты по конкурентоспособным ценам необходимые инвестиции и технологии, а также накопленные ею в процессе участия в различных программах на Ближнем Востоке с 1970-х годов новые технологии, то Россия только выиграла бы от более острой конкуренции и связанного с этим снижения стоимости работ.

Однако не только экономическое, но и политическое сотрудничество с Россией имеет большое значение для Южной Кореи. Ли Мён Бак считает, что его страна намерена углублять стратегическое партнерство с Россией. По его словам, Москва является важным партнером Южной Кореи в Северо-Восточной Азии, где два государства вносят совместный вклад в укрепление мира в регионе. "Я намерен добиваться углубления сложившихся между двумя нашими государствами отношений стратегического партнерства путем расширения и укрепления двусторонних связей", - заявил Ли.

Новый курс во внешней политике Сеула отразился и на развитии межкорейского диалога. Как заявил Ли Мён Бак, Южная Корея вместе с международным сообществом предоставит Пхеньяну экономическую помощь, если он откажется от программ разработки ядерного оружия и сделает свою экономику открытой.

Добиться ядерного разоружения Пхеньяна провозглашено главной задачей внешней политики Южной Кореи. По словам главы внешнеполитического ведомства РК Ю Мён Хвана, на шестисторонних переговорах были достигнуты важные договоренности в сентябре 2005 года, а также в феврале и октябре 2007 года. Однако не все их пункты выполняются. Поэтому стратегия развития отношений с Севером будет строиться на следующих принципах: достижение прогресса на шестисторонних переговорах, экономическая целесообразность совместных проектов, наличие финансовых ресурсов в Южной Корее для развития межкорейского сотрудничества и общественная поддержка политики в отношении Пхеньяна.

В случае если эти условия будут соблюдены, предполагается активизация экономических связей. В результате, за десять лет ВВП на душу населения в КНДР может быть увеличен до 3 тыс. долларов. Для достижения этой цели южнокорейское правительство намерено реализовать состоящий из пяти пунктов план в сфере экономики, образования, развития инфраструктуры и повышения уровня жизни населения. Все они направлены на повышение экономической самостоятельности Северной Кореи. Естественно, что предоставление такой помощи будет связано с дальнейшим развитием процесса денуклеаризации Корейского полуострова в рамках шестисторонних переговоров. И от того, насколько успешно он будет продвигаться, будет зависеть и объем помощи Южной Кореи Пхеньяну. 

Во время своих предвыборных выступлений Ли Мён Бак также говорил о том, что в случае полного отказа КНДР от ядерной программы с ней может быть заключено соглашение о трансграничном экономическом сотрудничестве. В том случае, если Пхеньян выведет из строя свои ядерные объекты, будет создан совместный консультативный орган, который займется вопросами формирования на Корейском полуострове единого экономического пространства.

Однако не совсем понятно, насколько действия Сеула соответствуют положительной динамике развития межкорейского диалога. Фактически своей ультимативной политикой Ли Мён Бак поставил под угрозу будущее совместных экономических проектов в Кэсоне и горах Кымгансан. Пхеньян уже отправил домой часть южнокорейских сотрудников Кэсонского промышленного комплекса, а по северокорейским СМИ прокатилась волна критики южнокорейского президента. Новый дипломатический курс Сеула привел также к ухудшению военной ситуации на полуострове: Север произвел запуски ракет и начал передислокацию войск к границе с Южной Кореей.

Рассматривая политический курс Сеула в отношении Пхеньяна и заморозку реализации экономических проектов, нельзя не отметить предложения Ли Мён Бака развивать сотрудничество с КНДР в области экологии. В частности, имеется в виду активизация совместных проектов по высадке лесонасаждений в целях предотвращения эрозии почвы. Межкорейское экологическое сотрудничество важно для Сеула в плане подготовки ко второй фазе Киотского протокола, которая вступит в действие после 2012 года. Она предусматривает сокращение эмиссии углекислого газа на 70%. Но слова южнокорейского президента о том, что такое сотрудничество необходимо в плане подготовки к воссоединению нации, звучат, как минимум, странно, когда экономика КНДР переживает не самые лучшие времена и существует серьезная проблема обеспечения северокорейских граждан продовольствием.

Другим приоритетным направлением внешней политики Сеула объявлена так называемая "дипломатия природных ресурсов". Суть ее заключается в том, чтобы большое внимание уделять не только традиционным экономическим партнерам - США, Японии, Китаю и России, - но и небольшим государствам, обладающим значительным ресурсным потенциалом.

Одним из регионов, в чьи природные кладовые Южная Корея хотела бы попасть, является Средняя Азия. В мае премьер-министр Республики Корея Хан Сын Су отправился в десятидневную поездку, в ходе которой посетил Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан. Речь шла в основном о расширении двустороннего сотрудничества в сфере энергетики, разработке природных ресурсов, а также о реализации совместных инвестиционных проектов, что было связано с поставленной перед корейским правительством задачей обеспечить снабжение страны минеральными ресурсами, в том числе энергетическими. Средняя Азия богата газом, нефтью и другими природными ресурсами. Поэтому визит южнокорейского премьера, которого сопровождала большая делегация представителей бизнеса, как ожидалось, принес определенные результаты: практически во всех этих странах были заключены важные для корейского бизнеса соглашения по совместной разработке месторождений, проведению геолого-разведочных работы и осуществлению других экономических проектов. Не исключено, что в ближайшем будущем южнокорейский капитал устремится и в Африку, где уже активно работают китайские и японские компании.