В Москве состоялся очередной Всемирный конгресс российских соотечественников. В канун столь значимого политического события в жизни зарубежной российской диаспоры, каким является конгресс, естественный интерес представляет "биение пульса" и настрой отдельных организаций соотечественников, степень их зрелости и готовности к диалогу и взаимодействию с исторической Родиной.
11-15 июня 2009 года по линии Департамента по работе с соотечественниками за рубежом (ДРС) МИД России мне довелось впервые побывать на Пятом континенте с целью участия в региональной конференции соотечественников, проживающих в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Указанный форум, организованный Советом российских соотечественников в Австралии (СРСА) и посольством России, прошел в два этапа: в столице Канберре и административном центре штата Новый Южный Уэльс Сиднее. Такой подход организаторов оказался не случайным.
Если в тихой и спокойной Канберре, избранной в свое время в качестве столицы "по договоренности", и посредине, между крупнейшими в Австралии городами Сиднеем и Мельбурном, соотечественники из девяти государств АТР имели оптимальные условия для проведения пленарных и секционных заседаний конференции, возможности принять участие в приеме, устроенном посольством по случаю Дня России, ознакомиться с деятельностью государственных органов власти Австралии, в частности ее Парламента, то в Сиднее, где сосредоточено ядро русской общины, они воочию увидели некоторые ее социальные, культурные и общественные объекты, обменялись "передовым" опытом, который может быть использован и в других странах.
Кратковременное пребывание в Австралии, спрессованное массой интересных и познавательных мероприятий, встреч и экскурсий, способствовало не только моему открытию Зеленого и сравнительно благополучного континента для проживания, но также общению и знакомству со многими соотечественниками, их судьбами, нынешним родом занятий, мировоззрением.
Русскоязычная диаспора в Австралии начала формироваться еще в XIX веке, однако процесс этот был значительно катализирован в результате исторических потрясений, произошедших в XX веке: Октябрьской революции и последовавшей Гражданской войны в России, Второй мировой войны, холодной войны и распада Советского Союза. В этом контексте формирование там русской колонии можно разделить условно на ряд этапов: первую волну эмиграции (1918-1940 гг.), состоявшую в основном из белоэмигрантов, вторую (конец 1940-х - начало 1950-х гг.) - из так называемых перемещенных лиц, по большей части военнопленных, не вернувшихся после освобождения в Советский Союз, третью (середина 1950-х - начало 1970-х гг.) - из русских эмигрантов-"харбинцев" как участников Белого движения, так и служащих КВЖД и их потомков, уехавших из Китая после прихода к власти КПК и в период "культурной революции", четвертую (1970-е - 1980-е гг.) - из "этнических" иммигрантов времен холодной войны, и последнюю, пятую волну (с начала 1990-х годов по настоящее время), включающую так называемых экономических, или трудовых мигрантов.
По имеющимся оценочным данным, русская колония в Австралии насчитывает сегодня около 200 тыс. человек, что составляет примерно одну сотую от общей численности населения страны
(21 млн. человек). По своему национальному составу она неоднородна. Преобладают этнические русские (около 80 тыс. человек), украинцы, татары, башкиры, евреи. Наибольшее количество соотечественников проживает в Сиднее и Мельбурне, относительно крупные общины имеются также в Брисбене, Аделаиде и Перте, который облюбовали новые экономические мигранты; небольшие - в Канберре, Джилонге, Хобарте, Дарвине и Ньюкасле.
Переселенцы в Австралию в своей основной массе исторически концентрировались вокруг приходов Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), которых в совокупности с тремя приходами Русской православной церкви (РПЦ) в Сиднее, Мельбурне и Ньюкасле насчитывается 371. Большинство прихожан и священнослужителей РПЦЗ поддержало подписание Акта о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, восстановившем духовное единство церкви. Примечательно, что в обоих этапах региональной конференции в Канберре и Сиднее принял участие Первоиерарх Русской православной церкви заграницей Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Его присутствие было воспринято весьма позитивно делегатами и гостями форума соотечественников из АТР, что отмечалось в ряде выступлений.
Среди верующих в Австралии есть и общины старообрядцев, баптистов, молокан (Сидней, Брисбен). В Аделаиде компактно проживают соотечественники-мусульмане, главном образом татары и башкиры.
На конференции и в ее кулуарах, во время посещения ряда объектов русской общины в Сиднее, в частности поселка, дома престарелых, госпиталя, хосписа, клуба в районе Стратфильд, немало говорилось как об определенном феномене о приемлемом социально-экономическом и правовом положении соотечественников в Австралии в сравнении с россиянами, проживающими в других странах мира. Это обусловлено прежде всего отсутствием в австралийском законодательстве дискриминационных положений в отношении иммигрантов, в соответствии с которым все граждане имеют одинаковые права, уровень зарплаты, обеспечение и социальные льготы, а также проводимой местным правительством политикой мультикультурализма, направленной на поддержание гармоничного сосуществования различных этнических групп.
Характерна в этом отношении выдержка из обращения к участникам региональной конференции соотечественников парламентского секретаря по вопросам мультикультурализма и расселения Л.Фергюсона: "Я приветствую данную конференцию в контексте успешного расселения в Австралии выходцев из России и их вклада в строительство нации в целом. Встречи в рамках конференции - прекрасная возможность обменяться взглядами, подходами к решению различных проблем и сохранению культуры".
В числе успехов и достижений соотечественников, с которыми удалось ознакомиться, на участников конференции особо благоприятное впечатление произвело посещение русского госпиталя в окрестностях Сиднея, управляемого благотворительным Обществом Преподобного Сергия Радонежского при поддержке местных муниципальных властей. В состав руководства общества входят в основном русские переселенцы из Харбина. В госпитале находятся на лечении и поддержании пожилые соотечественники с различными стадиями заболеваний. Они располагаются в одноместных палатах с первоклассным оборудованием, оснащением, уходом и комплексом услуг, включая русскоязычную библиотеку, прием каналов российского телевидения2. Указанный опыт русских австралийцев мог бы быть востребован соотечественниками в других странах и в России.
Русские в Австралии создали и достаточно развитую сеть общественных организаций. В основном они объединяются на клубной основе с учетом своих взглядов, отношения к церкви и принадлежности к той или иной волне иммиграции. Кроме того, на уровне штатов при поддержке австралийского правительства действуют русские этнические представительства - своего рода центры русской общины в регионах. Они организуют работу субботних и воскресных школ (в местных школах "пятидневка"), домов престарелых, координируют деятельность художественных коллективов, культурных и спортивных обществ, выпускают русскоязычные печатные издания. Многочисленные организации российских соотечественников оперируют на некоммерческой, нередко благотворительной основе, имея главной целью сохранение русского языка, культуры и традиций.
Нам в ходе пребывания и многочисленных встреч, в том числе при посещении объектов упомянутого благотворительного Общества С.Радонежского, особенно запомнились "харбинцы", то есть выходцы из Маньчжурии. Их представители, главным образом старшего поколения, из Сиднея, Мельбурна, Аделаиды отличаются сильным чувством к своей исторической Родине и стремлением к сохранению в своей среде, включая последующие поколения, по их выражению, "русскости". Это означает, не умаляя жизнедеятельности по интеграции в австралийское общество, желание сохранить русский язык, российское этнокультурное пространство, традиции и обычаи.
Далеко не все соотечественники придерживаются подобной философии, как представители послевоенной и "харбинской" волн. Например, по наблюдениям членов СРСА, росзагранучреждений в Австралии, так называемые иммигранты новой волны, или "новоприбывшие", в большинстве своем как раз сторонятся "русскости", стремясь скорее ассимилироваться с местным населением и не иметь ничего общего с исторической Родиной3.
Участники конференции встретились со многими "харбинцами" также в выходной день в русском клубе в Стратфильде на концерте сиднейского ансамбля "Балалайка". Всего там "на глазок" собралось 350-400 человек. Вход был платный, по билетам. Люди тем не менее пришли - как на праздник: увидеть Первоиерарха РПЦЗ, повстречаться с послом России в Австралии А.В.Блохиным, пользующимся среди соотечественников большим уважением и популярностью, с посланцами из Москвы, послушать русские народные песни, мелодии, романсы. Кстати, концерт с перерывом продолжался около трех часов на первоклассном исполнительском уровне с участием интернационального коллектива из этнических русских, белорусов, украинцев, сербов, австралийцев. Атмосфера вечера напоминала советский клуб 1960-х - 1970-х годов, о которой образно говорят: "Там русский дух, там Русью пахнет".
Соотечественники поведали и о своих близких, и среднесрочных планах и надеждах, связанных со строительством нового современного русского клуба в Сиднее, открытием Российского центра науки и культуры. Их не вполне устраивает появление РЦНК в Австралии, в соответствии с концепцией Россотрудничества, только в 2013-2014 годах. Председатель СРСА И.К.Савицкий, возглавляющий также Харбинско-Маньчжурское историческое общество и Австралийско-российский деловой совет4, сказал нам о потребности и желании соотечественников старшего поколения иметь свой русский культурный центр значительно раньше, "еще при жизни", в том числе и путем возведения его на основе инвестиционного проекта.
С учетом специфики и многочисленности российской общины в Австралии, ее отдаленности от России, насущности и злободневности вопроса, как представляется, российским ведомствам и организациям все-таки следовало бы учесть и поддержать делом ее неоднократные обращения по поводу ускоренного открытия РЦНК в Сиднее, так же как и обеспечения устойчивого и доступного по цене приема российских международных телеканалов на Пятом континенте. Эти проблемы, среди прочих, поднимались и в ходе пребывания в Австралии Президента России В.В.Путина в сентябре
2007 года и его встречи с соотечественниками, о которой они вспоминают с большой теплотой и энтузиазмом.
Русские австралийцы вообще относятся весьма трепетно к истории российско-австралийских связей, восходящей к визиту в Австралию в 1807 году первого российского парусника-шлюпа "Нева" и последующим заходам в Сиднейскую гавань русских кораблей, участвовавших в кругосветных плаваниях5. Собственно, к 200-летию этой даты и был приурочен официальный визит В.В.Путина в Австралию.
Они чтут как реликвии (впрочем, как и сами австралийцы) места, связанные с пребыванием там кораблей под командой выдающихся русских мореплавателей М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена, - так называемый "Русский мыс", великого путешественника, зоолога, антрополога и этнографа Н.Н.Миклухо-Маклая - Музей Сиднейского университета и помещение Морской биологической станции6. Руководство Совета российских соотечественников в Австралии во взаимодействии с Московским домом соотечественников и российским скульптором В.И.Усовым в настоящее время занимаются разработкой проекта по изготовлению и установке в Сиднее памятника Н.Н.Миклухо-Маклаю.
Участники конференции были тронуты до глубины души, когда им на пути из центра Сиднея в Стратфильд показали отреконструированное и отреставрированное при содействии СРСА кладбище русских переселенцев в Австралию. Более того, "харбинцы", будучи, по словам И.К.Савицкого, "специалистами по русской истории Китая", пытаются сохранять и поддерживать могилы своих предков в Маньчжурии и взывают о помощи в этом святом деле на форумах соотечественников, в том числе к российским ведомствам и загранучреждениям7. Воистину, как говорили древние: "Мертвых чтить - себя чтить".
Соотечественники бережно хранят память и о павших русских в период последних войн. В сентябре 2007 году в Мельбурне с согласия австралийских властей был открыт первый своего рода памятник русским солдатам и австралийским добровольцам русского происхождения, принимавшим участие в Первой мировой войне 1914-1918 годов, прежде всего в так называемой Галлиполийской военной операции, оцениваемой в качестве "момента рождения австралийской нации". Президент Ассоциации ветеранов Второй мировой войны из Советского Союза в штате Новый Южный Уэльс Е.Соловей рассказал нам о подготовке к празднованию 65-летия Победы в Австралии. Участники конференции и гости возложили венки и цветы к памятнику солдатам Второй мировой войны в Сиднее. На нем, по инициативе СРСА, установлена памятная доска в честь павших русских воинов.
Наряду с темой бережного отношения к истории и памяти о российских переселенцах красной нитью в ходе встреч и дискуссий с местными соотечественниками проходила мысль о необходимости преемственности и передачи дела самоорганизации общины и поддержания ее традиций в руки молодого поколения. Процесс неуклонного старения российской диаспоры в Австралии, в которой около половины выходцев из бывшего СССР находятся в возрасте старше 65 лет, остается ее главной "внутренней" проблемой. Об этом с беспокойством говорят представители "старой волны". Так, И.К.Савицкий считает основной задачей сохранение русской культуры, русских обычаев у молодежи, "потому что Австралия легко ассимилирует нашу молодежь"8.
Того же мнения придерживается и активистка СРСА Т.С.Гартунг, полагающая, что молодые люди должны быть шире представлены во всех структурах соотечественников и что для них необходимо было бы чаще устраивать ознакомительные и образовательные поездки в Россию, поскольку понятие Родины для многих из них является абстрактным9.
В данном контексте представляется, что российским ведомствам и организациям, субъектам Федерации, включая крупные - Москву и Санкт-Петербург, а также сибирские и дальневосточные, - Россотрудничеству, Фонду "Русский мир" следовало бы, несмотря на объективные сложности, восполнить дефицит внимания и поддержки российским австралийцам, в особенности русскоязычной молодежи. Кстати, немало представителей нового поколения русских в Австралии самостоятельно выстраивают деловые, культурные и иные связи с российскими партнерами.
В разговоре с нами об этом рассказывали почетный консул России в Южной Австралии Л.А.Вакулина и директор организации "Русское возрождение" А.Максимов. Учрежденная первой, компания "Экспо-тренд" является крупнейшим поставщиком австралийской сельскохозяйственной продукции в Россию, а также занимается импортом в Австралию минеральных удобрений из России10. Вторая является устроителем ставшего традиционным кинофестиваля российских фильмов в крупных городах Австралии, объективно содействующего улучшению среди местного населения не вполне благоприятного образа нашей страны.
Резюмируя почерпнутые наблюдения в ходе пребывания на Пятом континенте и встреч с соотечественниками, хотелось бы отметить, что российская диаспора там по-своему уникальна, самоорганизована и, в принципе, самодостаточна, способна к самопроизводству и развитию реального партнерства с исторической Родиной.
К примеру, благотворительные организации русской общины оказывают материальную помощь неимущим в России, Белоруссии и на Украине. В ответ на нашу информацию на Конференции об обустройстве первых русских староверов из Южной Америки в Приморском крае председатель общины старообрядцев в Сиднее М.М.Овчинников высказал готовность участвовать с использованием возможностей своей строительной фирмы "Келсо" в возведении объектов инфраструктуры для поселка переселенцев11.
С учетом вышесказанного, набирающего обороты процесса консолидации русской общины в Австралии и исходящих от нее позитивных импульсов сегодня на повестке дня стоят активизация диалога и наполнение партнерства с нею новым содержанием, расширение масштабов и форм взаимополезного сотрудничества, более активное привлечение русских австралийцев к реализации значимых социальных, культурных и инвестиционных проектов.
1 Сборник "Русские в Австралии". 2008. С. 207.
2 Там же. С. 207.
3 Т.М.Грушко. Сидней. Полтора столетия сотрудничества и противоречий//Международная жизнь. 2009. № 6.
4 Сборник "Кто есть кто в зарубежной российской диаспоре". 2008. С. 450.
5 Сборник "Русские в Австралии". 2008. С. 7-8.
6 Там же. С. 13.
7 Всемирная конференция соотечественников. Москва, 31.10.2008-01.11.2008. Итоговый стенографический сборник. С. 76-77.
8 Там же. С. 76.
9 Материалы конференции "Успешные соотечественники: вклад в сохранение российского этнокультурного пространства, защита прав российской общины". Москва, 4-5 июня 2009. С. 48.
10 Сборник "Кто есть кто в зарубежной диаспоре". 2008. С. 100.
11 Сборник "Русские в Австралии". 2008. С. 167.