В ЕВРОПЕ и на пространстве СНГ существует целый ряд нейтральных и внеблоковых государств, которые весьма эффективно обеспечивают свои безопасность и экономические интересы вне рамок военных союзов: Австрия, Ирландия, Лихтенштейн, Мальта, Финляндия, Швейцария, Швеция, а также Молдавия, Туркменистан и другие. Каждое из этих государств проделало свой путь к свободе от военных блоков, но австрийский опыт представляется достойным подробного рассмотрения.

В процессе послевоенного урегулирования австрийского вопроса в 40-50-х годах ХХ века западные державы стремились вовлечь оккупированную ими совместно с Советским Союзом Австрию в свою военно-политическую орбиту. Советский Союз, внесший решающий вклад в освобождение Австрии от германского нацизма и возрождение ее государственности, разумеется, не хотел, чтобы эта страна вновь стала на сторону недружественных сил. Австрийцы же, опасаясь "советизации" Альпийской республики, видели в западных оккупационных державах гарантию своего суверенитета. Но когда пришло понимание, что Австрия - лишь "разменная карта" в большой геополитической игре, австрийская дипломатия стала самостоятельной стороной в треугольнике интересов "Запад - Австрия - СССР". В результате интенсивных внутриполитических дебатов и непростых переговоров с заинтересованными сторонами австрийцы сделали выбор в пользу постоянного нейтралитета. В современной полемике по проблеме расширения НАТО австрийский опыт может оказаться востребованным.

Зарождение идеи нейтралитета Австрии

ИДЕЯ НЕЙТРАЛИТЕТА возникла в Австрии не на пустом месте. После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, и ее немецкоязычная часть столкнулась с проблемой новой самоидентификации. Провозглашенная в ноябре 1918 года Австрийская республика для многих ее граждан представлялась нежизнеспособной. Широкое распространение получили идеи пангерманизма, вызывавшие тревогу держав-победительниц. Однако австрийскими патриотическими силами предпринимались попытки спасти новое государство от привязки к Германии посредством провозглашения нейтралитета. За создание независимой и нейтральной республики по швейцарскому образцу выступал бывший глава последнего правительства Австро-Венгерской монархии Х.Ламмаш.

Сторонники нейтралитета Австрии имелись и за ее пределами. Например, министр иностранных дел Чехословакии Э.Бенеш, заявивший в 1931 году, что "нейтрализация Австрии по примеру Швейцарии была бы наилучшим решением". Однако ни Париж, ни Рим, ни Лондон не обратили внимания на эту дипломатическую инициативу. Как отмечал известный австрийский историк Г.Штурц, в актах лондонского Форин оффиса можно встретить весьма негативные оценки идеи нейтрализации Австрии.

После прихода к власти в Германии А.Гитлера лидер австрийской Социал-демократической партии О.Бауэр требовал путем нейтрализации Австрии на основе международного права создать максимально возможные гарантии невовлечения Австрии в новые военные авантюры. Тем не менее пангерманистские великодержавные настроения, подогревавшиеся из Германии, окончательно возобладали в Австрии в конце 1930-х годов. В результате аншлюса Австрия перестала существовать в качестве самостоятельного государства.

По мере усиления тягот войны и приближения Красной армии к границам Австрии ее население стало дистанцироваться от гитлеровского режима. Как отмечает К.Воцелка, "после 1945 года на первое место выдвинулось отмежевание от Германии и от "этих немцев". Часто приводимая сентенция, что австрийцы привыкли представлять Гитлера немцем, а Бетховена австрийцем, передает это явление в несколько карикатурной, но не столь уж неверной форме"1.

Эмигрировавший в США известный австрийский социал-демократический политик Ю.Дойч еще в 1944 году прогнозировал, что Австрия окажется на географической границе сфер влияния западных демократий и Советского Союза. В случае ее восстановления в качестве независимого государства австрийской внешней политике надлежало быть строго и скрупулезно нейтральной.

Освобождение Австрии Красной армией в марте-мае 1945 года при поддержке ее западных союзников открыло новую страницу в австрийской истории. Находясь под протекторатом четырех держав антигитлеровской коалиции, Австрия была восстановлена в довоенных границах и подверглась денацификации, демократизации и демилитаризации.

Идея нейтралитета начала циркулировать в политических кругах Австрии сразу после ее освобождения - как в консервативных, так и социал-демократических. В апреле 1946 года федеральный президент Австрии К.Реннер в одном из своих выступлений выразил надежду на то, что его страна никогда более не будет встроена в какую-либо империю, а попытается идти по верному пути благополучной соседней Швейцарии. Согласно исследованию, проведенному в 1947 году американскими оккупационными властями, за нейтралитет по швейцарскому образцу высказались 78% австрийского населения.

Однако жесткая конфронтация между Западом и Востоком в начальный период холодной войны и взаимные попытки СССР и Запада сохранить эту страну в сфере своего преимущественного влияния отодвигали решение австрийского вопроса. Австрийские политики все более опасались, что Австрия вслед за Германией может оказаться территориально расколотой.

Весной 1953 года вступил в должность канцлер от консервативной Австрийской народной партии Юлиус Рааб, который был готов заплатить цену в виде нейтралитета за вывод войск союзников из Австрии. Его брат Хайнрих Рааб, эмигрировавший в 1938 году в Швейцарию, являлся горячим приверженцем идеи нейтралитета по швейцарской модели. Еще в мае 1945 года Х.Рааб писал: "Прежде всего, великие державы - Россия, Франция, Англия и Соединенные Штаты - имеют жизненный интерес в том, что эта Австрия станет действительно нейтральной и не подпадет снова под влияние родственной по духу Германии"2.

С советской стороны внимательно отслеживали перемены в настроениях австрийской правящей элиты. В российском Архиве внешней политики можно встретить следующие оценки МИД того периода: "Влиятельные круги австрийских правящих партий начали с 1953 года выступать за проведение Австрией самостоятельной внешней политики, за превращение Австрии в "мост" или "посредника" между Востоком и Западом"3. Вместе с тем в условиях атмосферы взаимного недоверия Советский Союз по-прежнему опасался ползучего втягивания Австрии в систему Атлантического блока.

Берлинское совещание 1954 года

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ между Москвой и Веной относительно компромисса на основе нейтралитета наметилось в феврале 1954 года в ходе Берлинского совещания министров иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Австрии. Впервые на официальном международном уровне речь зашла о нейтралитете Австрии.

Австрийский министр иностранных дел Л.Фигль заявил на этой конференции, что его страна не стремится вступать в какие-либо коалиции и военные блоки. Советская делегация во главе с В.М.Молотовым предложила зафиксировать положение о нейтрализации Австрии в будущем Государственном договоре о восстановлении Австрии отдельной статьей, чтобы австрийские обязательства по нейтралитету получили договорный характер. Кроме того, Молотов предлагал оставить на территории Австрии ограниченные оккупационные контингенты до урегулирования германского вопроса, чтобы подстегнуть его решение.

Западные державы негативно отнеслись к советским предложениям, так как опасались, что их реализация создаст нежелательный прецедент для Германии - они хотели включить ФРГ в НАТО и создававшееся Европейское оборонительное сообщество. СССР же еще весной 1952 года предложил трем западным державам решить вопрос об объединении Германии на основе установления ее нейтралитета.

Госсекретарь США Дж.Ф.Даллес в беседе с Молотовым "на полях" Берлинского совещания сказал: "Если Австрия хочет быть Швейцарией, США не будут этому препятствовать, но это не должно быть навязано"4. На пленарном же заседании конференции рассуждения американца звучали уже по-другому: "Сущность суверенитета заключается в возможности удалить из своей страны вооруженные силы других стран, если их присутствие вам нежелательно; сущность суверенитета заключается также в возможности, если вы этого пожелаете, вступать в надежные союзы с другими странами. Мы полагаем, что Австрия должна иметь то и другое право, и именно этих прав лишают ее предлагаемые Советским Союзом поправки"5.

По воспоминаниям российского дипломата Р.А.Сергеева, участвовавшего в Берлинском совещании, западные державы уклонялись от переговоров и стремились не допустить переговоров между СССР и Австрией. В итоге министр иностранных дел Австрии Л.Фигль заявил в Берлине 17 февраля 1954 года, что "Австрия не может принять никаких новых статей к проекту Государственного договора"6.

На первый взгляд может показаться, что совещание завершилось безрезультатно. Однако близкая к правящей партии консервативная газета "Доломитен" 5 марта 1954 года справедливо писала, что влиятельные лица в Вене намерены использовать этот контакт для ведения дипломатических переговоров по отдельным проблемам, и в частности переговоры о соответствующей формулировке нейтралитета Австрии.

Но внутриполитическая ситуация в Австрии была неблагоприятной. Идея военной интеграции Западной Европы произвела сильное впечатление на многих политиков, которые с помощью силы Запада надеялись решить австрийскую проблему. К примеру, лидер австрийских социал-демократов вице-канцлер А.Шерф в конце февраля 1954 года на съезде Социнтерна в Брюсселе проголосовал за создание Европейского оборонительного сообщества. Умерили свою пропаганду в пользу нейтралитета также коммунисты и левые профсоюзы, но по своим резонам: они стали опасаться нового аншлюса Австрии со стороны ФРГ "мягкими", экономическими методами.

Сложный путь к взаимному доверию

В АВГУСТЕ 1954 ГОДА советское правительство предложило созвать в Вене совещание послов четырех оккупационных держав с участием представителя Австрии для рассмотрения неурегулированных вопросов. Однако западные державы согласия не дали.

В западных оккупационных зонах Австрии на случай агрессии с Востока начали создаваться специальные силы безопасности, развивалась кооперация австрийских и американских спецслужб, был создан специальный склад вооружений. Для Москвы в такой обстановке все более вырисовывалась предпочтительность урегулирования проблем с Веной на двусторонней основе. За продолжение переговорного процесса, но в формате "пятерки" выступал и канцлер Австрии Ю.Рааб. На съезде своей политической партии 16 сентября 1954 года он заявил: "С точки зрения Австрийской народной партии, я думаю, что мы не имеем права отклонять предложение вести переговоры о Государственном договоре, даже если перспективы на выработку договора еще так малы"7.

После принятия западными державами на Лондонской и Парижской конференциях в октябре 1954 года решений о начале процесса присоединения ФРГ к НАТО и ЗЕС советская увязка австрийского вопроса с германским по большому счету теряла смысл. Процесс раздела Европы на противостоящие военные блоки начал набирать обороты. Канцлер Рааб почувствовал это, и 8 ноября 1954 года в интервью "Нойер курир" сигнализировал, что охотно посетил бы также и Москву, если бы получил приглашение от правительства Советского Союза.

Реакция Вашингтона была молниеносной. 9 ноября 1954 года Даллес заявил СМИ, что "не верит в успех переговоров между Востоком и Западом о Германии и Австрии, пока не осуществлены организация и единство Западной Европы. До ратификации лондонских и парижских соглашений всякая конференция с Советами автоматически означала бы уступку Востоку"8. То есть теперь связь между решением австрийского и германского вопросов открыто устанавливали американцы.

Близкая к австрийским консерваторам пресса весьма негативно прокомментировала высказывания американского госсекретаря. Газета "Нойер курир" писала 18 ноября 1954 года: "Австрия встревожена последним заявлением Даллеса, который связал германский и австрийский вопросы. Такую позицию занимал до сих пор Советский Союз, в то время как США ее отвергали"9. Орган австрийских католических кругов "Фурхе" 20 ноября 1954 года заметил: "Некоторые американские политики рассматривают Австрию как придаток Германии. Эти политики согласны разговаривать об Австрии только после решения германского вопроса. В кулуарах западного мира можно слышать мнения, что, возможно, Австрия будет придержана как плата в рассрочку Германии, как компенсация за Саар и другие будущие уступки"10.

Американская печать также была прямолинейной. Газета "Чикаго сан-таймс" сообщала, что Государственный департамент США опасается, что австрийцы могут вновь стать хозяевами в своем доме и будут содействовать решению австрийского вопроса на основе компромисса. Оценивая военные мотивы политики США в отношении Австрии, западногерманская газета "Зюддойче цайтунг" в сентябре 1954 года отмечала, что для военных в Вашингтоне Западная Австрия является важным стратегическим звеном между Федеративной республикой, Италией и Югославией. Поэтому они не хотят вывода из Западной Австрии американских войск до тех пор, пока не создана западная оборонная организация.

Под аккомпанемент таких публикаций канцлер Рааб отправился 21 ноября 1954 года в США, где после переговоров с Президентом Д.Эйзенхауэром и Даллесом изменил свою позицию относительно переговоров с СССР. Он сделал несколько заявлений, суть которых сводилась к тому, что австрийский вопрос может быть решен только после ратификации Парижских соглашений, и только "растущая сила западного мира заставит Советы вести переговоры с Западом и сделать уступки".

Руководство австрийских социал-демократов, следуя логике политической борьбы, весьма критически отзывалось о высказываниях Рааба. Так, вице-канцлер А.Шерф в беседе с верховным комиссаром СССР в Австрии И.И.Ильичевым 10 декабря 1954 года сказал, что все речи Рааба были подготовлены заранее в Вене и то, что он сказал в Вашингтоне, является неудачной импровизацией.

Рааб попытался сгладить негативное впечатление от своих неудачных выступлений и 16 декабря 1954 года заявил в Париже: "После своего возвращения в Вену я вновь начну переговоры с СССР и буду настаивать на заключении Государственного договора"11. Начальник политотдела МИД Австрии Шенер подтвердил советнику посольства СССР 3 февраля 1955 года, что Рааб не оставил мысли поехать в Москву и что Австрия стремится к хорошим отношениям со всеми четырьмя державами.

8 февраля 1955 года на заседании Верховного Совета СССР В.М.Молотов сделал заявление, в котором отмечалось, что Австрия должна взять на себя обязательство не вступать в какие-либо коалиции или военные союзы, направленные против любой державы, принимавшей участие своими вооруженными силами в войне против гитлеровской Германии и освобождении Австрии, а также не допускать создания на своей территории иностранных военных баз.

Посол Австрии в Москве Н.Бишофф правильно выявил новые шансы для прорыва. Он соответствующим образом информировал Вену. 25 февраля 1955 года состоялась уточняющая беседа с Молотовым. 14 марта 1955 года Бишофф передал главе советского МИД заявление правительства Австрии в виде памятной записки, в котором говорилось, что Австрия не намерена вступать в военные союзы или допускать размещения на своей территории военных баз.

В Вене также установился хороший контакт между послом СССР в Австрии И.И.Ильичевым и канцлером Ю.Раабом, который пытался через этот канал сигнализировать Москве, что нейтральная Австрия является решающей предпосылкой для урегулирования австрийского вопроса.

Двусторонние советско-австрийские контакты нервировали западные державы, но Вена и Москва проявили необходимое хладнокровие. Двусторонние контакты продолжались, несмотря на то что 27 февраля 1955 года немецкий Бундестаг поддержал решение о начале процесса присоединения ФРГ к НАТО.

24 марта 1955 года Молотов в ходе беседы с Бишоффом передал документ правительства СССР, в котором выражалось согласие с положениями австрийского заявления о неучастии в блоках. Австрийский канцлер был приглашен в Москву для переговоров.

Секретное совещание с послами в Вене

АВСТРИЙСКАЯ СТОРОНА приняла приглашение провести в Москве переговоры после специального совещания в Вене 28 марта 1955 года, в котором приняли участие канцлер Ю.Рааб, вице-канцлер А.Шерф, руководство австрийского МИД, а также послы Австрии, аккредитованные в СССР, США, Великобритании и Франции. Как следует из рассекреченного протокола этого совещания, главным вопросом было определиться, что будет приемлемо для СССР.

Посол в Москве Н.Бишофф высказал мнение, что центральной задачей советской дипломатии является расширение за счет Австрии нейтральной зоны в Европе, уже включающей в себя Швецию, Финляндию, Швейцарию и Югославию. По мысли Н.Бишоффа, других альтернатив для Австрии не существует, так как Германия норовит снова стать первой военной державой в Европе, будучи союзницей США, и это при том, что 1941 год стал для русских крупнейшей катастрофой с момента похода Чингисхана. Бишофф напомнил также, что англичане в отличие от русских на самом деле не были против аншлюса Австрии.

Посол в Великобритании рассказал о "большом скепсисе" Лондона относительно приглашения австрийской делегации в СССР, поскольку там опасаются, что "русские по своей щедроте на самом деле пойдут на уступки и заставят нас (австрийцев. - Прим. авт.) сдать позиции по многим вопросам". Причем Австрия окажется на одной стороне вместе с Советским Союзом против трех говорящих "нет" западных держав.

Посол в США информировал, что советское предложение не вызвало радости в Вашингтоне, однако, если Австрия примет самостоятельное решение, американским генералам не останется ничего другого, как принять его. Посол во Франции также говорил о негативном настрое Парижа, поскольку нейтрализация Австрии может иметь негативные последствия для развития в Германии. Но если Австрия заявит о своем нейтралитете, то Франция не будет иметь ничего против.

Интересной представляется позиция статс-секретаря МИД Австрии Б.Крайского в пользу большей самостоятельности Австрии. Он отметил на совещании, что Вена в отношении западных держав всегда проявляла истинную лояльность, однако, "если Запад требует от нас (австрийцев. - Прим. авт.) энергичной и жесткой линии, что тогда произойдет в Восточной Австрии? (То есть зоне оккупации СССР. - Прим. авт.)".

Канцлер высказал опасение, что если Австрия станет нейтральной, то некому тогда будет остановить русских, если они решатся на марш-бросок до Атлантики. Но, подытоживая совещание, он заметил, что в памятной записке русским, где мы четко заявили, что будем приветствовать любую эффективную форму безопасности и ее гарантию, мы продвинулись уже очень далеко.

Московские переговоры 1955 года

СОВЕТСКО-АВСТРИЙСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ, на которых была решена судьба Австрии в пользу выбора ею международно-правового статуса постоянного нейтралитета, состоялись с 12 по 15 апреля 1955 года в Москве. Делегацию австрийского правительства возглавлял федеральный канцлер Рааб, ключевым переговорщиком с советской стороны был Молотов.

По воспоминаниям Р.Сергеева, Молотов с самого начала переговоров прозрачно намекнул австрийским представителям на приемлемость для Москвы провозглашения Австрией нейтралитета. Австрийцы же склонялись к формулировке "свобода от участия в блоках" и "недопущение иностранных военных баз на австрийской территории"12.

Как свидетельствует австрийский посол в отставке Л.Штайнер (в то время личный секретарь Ю.Рааба), австрийская правительственная делегация, отправляясь на переговоры в Москву, не имела готового решения, и в ее рядах не было единства по вопросу нейтралитета, хотя все понимали, что вопрос будет поставлен именно так: "Нейтралитет: да или нет". Консерваторы, в принципе, ничего не имели против нейтралитета. Канцлер Ю.Рааб еще до поездки в СССР отмечал в узком кругу, что в результате переговоров в Москве Австрия заявит о своем нейтралитете. Однако социал-демократы А.Шерф и статс-секретарь Б.Крайский скептически относились к перспективе нейтралитета.

В.М.Молотов, подводя австрийскую делегацию к принятию необходимого решения, процитировал слова госсекретаря США Д.Даллеса на Берлинской конференции относительно уважения австрийского выбора в пользу нейтралитета по примеру Швейцарии, если он будет добровольным. Было процитировано высказывание Президента Австрии Т.Кернера, опубликованное в 1952 году в "Журналь де Женев": "Что касается окончательного освобождения Австрии, то Швейцария является примером политической мудрости". На высказанные Шерфом и министром иностранных дел Л.Фиглем опасения, не вызовет ли нейтралитет осложнения отношений с тремя западными державами и затягивание заключения Госдоговора по Австрии, с советской стороны было высказано убеждение, что такое развитие исключается. Кроме того, было замечено, что Советский Союз более не настаивает на включении австрийского заявления о нейтралитете в текст Госдоговора, но желал бы, чтобы оно имело форму специальной австрийской декларации. Это предложение было принято. При этом важную роль в кулуарах сыграл посол Австрии в Москве Бишофф.

"Московский меморандум", Государственный договор и Закон о нейтралитете 1955 года

15 АПРЕЛЯ 1955 ГОДА австрийская и советская правительственные делегации подписали в Кремле так называемый "Московский меморандум". В части I этого документа отмечалось, что "в духе уже сделанного Австрией на совещании в Берлине в 1954 году заявления о неприсоединении к военным союзам и недопущении военных баз на своей территории австрийское федеральное правительство сделает декларацию в форме, накладывающей на Австрию международное обязательство о том, что Австрия будет постоянно придерживаться нейтралитета такого рода, которого придерживается Швейцария"13. Далее говорилось, что австрийское правительство предпримет все соответствующие шаги для того, чтобы эта подтвержденная австрийским парламентом декларация получила международное признание, и что оно будет приветствовать предоставление четырьмя великими державами гарантии целостности и неприкосновенности австрийской государственной территории.

Советское правительство во второй части меморандума выразило согласие с тем, чтобы все оккупационные войска четырех держав были выведены из Австрии после вступления в силу Государственного договора не позднее 31 декабря 1955 года, и заявило, что оно готово признать Декларацию о нейтралитете Австрии и принять участие в предоставлении четырьмя великими державами гарантии целостности и неприкосновенности австрийской государственной территории по образцу Швейцарии.

14 мая 1955 года на совещании министров иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Австрии в Вене Молотов информировал своих западных партнеров о содержании "Московского меморандума" и выразил убеждение, что партнеры разделят предложения, сформулированные правительством Австрии. Министр иностранных дел Австрии Фигль заявил, что австрийское правительство представит на рассмотрение австрийского парламента Декларацию о нейтралитете в соответствии с московским соглашением. Министры иностранных дел США, Великобритании и Франции выразили согласие с намерением Австрии постоянно придерживаться нейтралитета по образцу Швейцарии. Советской стороной был предложен проект заявления правительств четырех великих держав относительно взятия ими на себя обязательств уважать и соблюдать статус постоянного нейтралитета Австрии. После того как Л.Фигль заявил, что австрийское правительство вполне согласно с проектом, с ним согласились и три западные державы.

15 мая 1955 года в венском дворце Бельведер министрами иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Австрии был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, полностью восстановивший суверенитет и независимость Австрийской Республики. В Госдоговор удалось включить ссылку на советско-австрийский меморандум от 15 апреля 1955 года, то есть формально закрепить связь между этими документами. По мнению известного российского историка А.А.Ахтамзяна, "Московский меморандум", по существу, предопределил содержание Государственного договора"14. 7 июня 1955 года, следуя обязательству, данному в "Московском меморандуме", Национальный совет (нижняя палата парламента) единогласно принял резолюцию о постоянном нейтралитете страны.

На следующий день после вывода из Австрии всех оккупационных войск, 26 октября 1955 года, Национальный совет одобрил Федеральный конституционный закон о нейтралитете. Он довольно лаконичен:

"Статья I

1. В целях прочного утверждения своей внешней независимости и обеспечения неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Австрия будет поддерживать и защищать его всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.

2. Для обеспечения этих целей Австрия никогда в будущем не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания на своей территории военных опорных пунктов иностранных государств.

Статья II

Осуществление этого Федерального конституционного закона возлагается на федеральное правительство"15.

Федеральное правительство Австрии 14 ноября 1955 года направило всем государствам, с которыми оно поддерживало дипломатические отношения, ноты с просьбой о признании постоянного нейтралитета страны в духе соответствующего конституционного закона. Четыре бывшие оккупационные державы согласовали текст единой ответной ноты с признанием нового статуса Австрии, который был одновременно направлен 6 декабря 1955 года.

Среди политиков и юристов нет единого мнения относительно юридической природы австрийского нейтралитета. Одни не признают его договорный характер, полагая, что Австрия может в любой момент отказаться от статуса постоянного нейтралитета посредством одностороннего акта путем принятия решения большинством парламента страны или на референдуме. Другие считают, что "Московский меморандум" от 15 апреля 1955 года, Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии от 15 мая 1955 года, Федеральный закон о нейтралитете Австрии и его последующая нотификация создали международно-правовую основу и гарантии для нового статуса Австрии. По этой причине Австрия не может отказаться от нейтралитета или изменить его односторонним актом, не нарушив международного права.

Практика и перспективы нейтралитета

НЕЙТРАЛИТЕТ не стал "узкой одеждой" для международной активности Австрии. Напротив, он позволил расширить ее внешнеполитические возможности и пространство для маневра. В период холодной войны нейтральная Австрия, безусловно, продемонстрировала свою полезность как для Запада, так и для Востока.

Хотя нейтралитет Австрии задумывался по образцу швейцарского, на практике он получил собственное своеобразное развитие. В период канцлера Б.Крайского он был основой почти "пацифистского" внешнеполитического курса Вены. После победы Запада в холодной войне нейтралитет адаптировали к новым международным условиям, и в 1995 году Австрия стала членом Европейского союза. Ее внешняя политика стала все чаще "растворяться" в общем курсе Брюсселя.

В конце 1990-х годов многие австрийские политики, в том числе на высших государственных должностях, всерьез ставили вопрос об отмене нейтралитета и целесообразности членства страны в НАТО. Однако население страны и оппозиционные партии предпочли не торопиться.

Уже в начале 2000-х годов ситуация изменилась. В руководящие политические круги начало возвращаться понимание, что нейтралитет является важным фактором международной и национальной безопасности. Как констатирует российский историк и дипломат А.И.Степанов, бывший послом в нейтральной Швейцарии, "происшедшие в мире перемены высветили очевидные преимущества нейтралитета"16.

В настоящее время официальная Вена исходит из того, что нейтралитет не должен быть застывшим институтом, а подлежит адаптации к меняющимся условиям. По оценке Президента Австрии Х.Фишера, нейтралитет 2005 года, естественно, является несколько иным, чем нейтралитет 1955 года, поскольку история не остановилась и ситуация в Европе изменилась. Однако при этом глава австрийского государства обратил внимание на следующее обстоятельство: "Как и прежде, наш конституционный закон об австрийском нейтралитете является действующим законом. Конституционное право устанавливает, что Австрия не будет принимать участия ни в каких войнах, не допустит присутствия никаких иностранных войск на своей территории, не вступит ни в какой военный договор. Эти три пункта важны сегодня, как и прежде. Поэтому мы не состоим в НАТО, и к этому я бы добавил, что мы очень высоко оцениваем роль ООН и пытаемся проводить такую внешнюю политику, в которой принципы мира, защита мира и решение проблем мирными средствами ставились бы на первый план"17.

Справедливости ради необходимо упомянуть, что не все в Австрии согласны с необходимостью "нивелировки" нейтралитета в рамках Евросоюза. Многие политики выступают за возвращение к "активному нейтралитету". Например, бывший министр иностранных дел Австрии Э.Ланц полагает, что Австрия, опираясь на нейтралитет, может способствовать тому, чтобы формирующаяся оборонная политика ЕС не пошла по ошибочному пути интервенционизма out of area (т.е. использования военной силы за рубежом).

q

АВСТРИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ c его "плюсами" и "минусами" поучителен не только для потенциальных, но и для состоявшихся нейтральных государств. Современный формат участия Австрии в Евросоюзе может иметь значение прецедента, например для Туркменистана, постоянный нейтралитет которого был признан ООН в 1995 году. Туркменистан до сих пор ограничивается в СНГ статусом наблюдателя. Речь идет о правовой оценке возможностей совмещения статуса нейтралитета с участием в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, например в рамках таких развивающихся организаций, как ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, а также в международных силах по обеспечению безопасности на Каспии "Касфор", совместных оперативно-розыскных мероприятиях, взаимодействии спецслужб и подготовке кадров.

 

Воцелка Карл. История Австрии. Культура, общество, политика. М., 2007, с. 11.

2 Цит. по: Stourzh G. Geschichte des Staatsvertrages 1945-1955. österreichs Weg zur Neutralität, S. 99.

3 АВП РФ, ф.66, оп. 34, п. 63, д. 35, л. 19.

Брукмюллер Э. ООН и нейтралитет.//Эта новая Австрия. Каталог выставки к юбилею Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии 2005 г. в Вене. Комитет выставки. Австрийская галерея Бельведер. Специальное издание на русском языке. Вена, 2005, с. 195.

5 Выступление Даллеса на 23-м заседании 16 февраля 1954 г. Берлинское совещание министров иностранных дел четырех держав - СССР, Великобритании, США и Франции (25 января - 18 февраля 1954 г.). Документы и протоколы, с. 237.

6 АВП РФ, ф. 06, оп. 14а, п. 40, д. 121, л. 5.

7 АВП РФ, ф. 06, оп. 14а, п. 40, д. 121, л. 13.

8 АВП РФ, ф. 06, оп. 14а, п. 40, д. 121, л. 29.

9 АВП РФ, ф. 06, оп. 14а, п. 40, д. 121, л. 30.

10 АВП РФ, ф. 06, оп. 14а, п. 40, д. 121, л. 27.

11 АВП РФ, ф. 06, оп. 14а, п. 40, д. 121, л. 45.

12 Сергеев Р.А. В МИД СССР. На Кузнецком мосту и Смоленской площади. М.,
с. 50-53.

13 Красная Армия в Австрии. Советская оккупация 1945-1955. Документы. Ред. Ш.Карнер, Б.Штельцль-Маркс, А.Чубарьян. Грац - Вена - Мюнхен, 2005,
с. 824-826.

14 "Круглый стол" в "Международной жизни" - "15 мая 1955 года. Государственный договор. Австрия независима и нейтральна".//Международная жизнь, 2005, №6. 

15 Bundesverfassungsgesetz vom 26. Oktober 1955 über die Neutralität österreichs. Bundesgesetzblatt für die Republik österreich vom 4. November 1955.

16 СтепановА.И. Русские и швейцарцы. Записки дипломата. М., 2006, с. 234.

17 Парламентская газета, 4.10.2005 (адрес в Интернете: http://www.pnp.ru/archive/17900112.html).