ШАНХАЙСКАЯ организация сотрудничества (ШОС) привлекает к себе постоянный, причем явно растущий интерес в мире. Это объясняется и тем, что в странах - членах Организации (России, Китае, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане) проживает свыше четверти всего населения планеты, и тем, что на их территории сосредоточена значительная, а в ряде случаев - основная часть разнообразных природных богатств планеты, будь то минеральных, растительных или биологических, и тем, что члены ШОС обладают значительным военным потенциалом, включая ракетно-ядерный. Совокупность этих материальных факторов, равно как и недвусмысленное стремление членов Организации последовательно придерживаться внешнеполитического курса, отвечающего их собственным национальным интересам, превращает ШОС в один из наиболее авторитетных полюсов влияния на современные международные политические и экономические отношения. Более того, можно без преувеличения утверждать, что создание ШОС относится к числу наиболее важных событий после окончания холодной войны, ставших весьма убедительным опровержением теории и практики однополярного мира.
Текущая деятельность ШОС и особенно перспективы ее дальнейшего развития вызывают тем не менее появление как у нас в стране, так и за рубежом различных, вплоть до взаимоисключающих, оценок и характеристик.
Обеспечение региональной безопасности
СОЗДАНИЕ ШОС в качестве регионального объединения формально датируется 15 июня 2001 года, когда была подписана декларация о ее образовании. Однако фактически история ШОС уходит корнями в 1996 год, когда Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заключили в Шанхае Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы, а год спустя в Москве - Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.
Реализация этих соглашений способствовала установлению отношений взаимного доверия и сотрудничества между их участниками и созданию на этой основе Шанхайской пятерки (в июле 2000 г. переименованной в Шанхайский форум) - региональной организации, призванной обеспечить безопасность и стабильность в регионе коллективными усилиями ее членов. Свое же нынешнее название ШОС обрела после того, как к пятистороннему Шанхайскому форуму приcоединился Узбекистан.
Создание ШОС имело целью не только внести новый весомый конструктивный вклад в упрочение межгосударственных отношений между ее участниками, но и обеспечить противодействие общим вызовам и угрозам безопасности ее членов. ШОС как раз и должна была, объединяя все региональные государства в борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом и этнорелигиозным экстремизмом, повысить степень эффективности противодействия этим деструктивным силам. Наряду с развитием сотрудничества по обеспечению региональной безопасности путем координации действий национальных антитеррористических подразделений "шанхайская шестерка" выразила намерение добиваться этих целей также путем становления и последующего укрепления многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества как между самими членами ШОС, так и между ними и странами-наблюдателями в этой организации (в настоящее время в их число, как известно, входят Индия, Пакистан, Иран и Монголия).
В нынешних условиях Шанхайская организация сотрудничества сталкивается с новыми угрозами и вызовами, в том числе обусловленными глобализацией проблем национальной и региональной безопасности. И это требует совершенствования существующих и создания новых механизмов решения возникающих проблем, не нарушающих в то же время вышеуказанных принципов существования ШОС.
Так, задачам укрепления взаимодействия между членами ШОС служат ставшие регулярными антитеррористические военно-штабные учения, с участием в них подразделений вооруженных сил государств - членов организации. при этом, как свидетельствуют итоги антитеррористических учений "мирная миссия-2007", прошедших в августе 2007 года в челябинской области, наблюдается рост технических возможностей и повышение координации во взаимодействии подразделений армий стран-участниц. Давая оценку прошедшим учениям, представитель народно-освободительной армии Китая (НОАК) генерал-полковник Сюй Цилян отмечал, что подобная слаженность действий была достигнута, несмотря на сложности, связанные с языковым барьером, разные школы военного искусства, различные тактические и технические характеристики вооружений государств*. (* Красная звезда, 17.08.2007.)
Расширяются и масштабы антитеррористических учений ШОС. В 2007 году в них приняли участие военнослужащие всех шести государств - членов ШОС, тогда как в предыдущих учениях подобного рода, которые прошли в 2005 году в КНР на полуострове Шаньдун, принимали участие только военнослужащие России и Китая, а в 2006 году в Хатлонской области Таджикистана - военнослужащие Китая и Таджикистана.
Отмечая достигнутый прогресс в проведении антитеррористических учений, вместе с тем необходимо подчеркнуть, что членам ШОС предстоит завершить работу над соглашениями, регламентирующими порядок их организации и подготовку кадров для соответствующих подразделений государств-участников, а также заложить правовую основу для развития контактов с государствами - наблюдателями ШОС.
Наряду с активизацией многосторонних антитеррористических учений происходит совершенствование деятельности Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, чему в дальнейшем призвана способствовать создаваемая система совместного реагирования на угрозы безопасности региону.
В современных условиях важное значение приобретает также необходимость улучшения координации действий между антитеррористическими структурами ШОС и Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Антитеррористическим центром СНГ в целях обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии коллективными усилиями. Важными результатами такого взаимодействия должны стать улучшение антитеррористической обстановки не только в самих центральноазиатских странах ШОС, но и на внешних границах региона, в первую очередь на таджикско-афганской границе, через которую идет основной поток наркотиков в Центральную Азию, а затем в Россию.
На очередном саммите ШОС, состоявшемся в августе 2007 года в Бишкеке, была принята совместная декларация по вопросам региональной безопасности, в которой недвусмысленно было заявлено, что "стабильность и безопасность в Центральной Азии могут быть обеспечены силами государств этого региона на базе утвердившихся в нем же региональных международных организаций".
Иными словами, Соединенным Штатам и НАТО вновь - ранее это было сделано на саммите ШОС в Астане в 2005 году - напомнили, что страны ШОС в их военном присутствии в Центральной Азии больше не нуждаются и процесс вывода западных военных баз, начавшийся с закрытия американской военно-воздушной базы в Ханабаде (Узбекистан) в 2005 году, должен быть ускорен и завершен.
В то же время страны - члены ШОС отнюдь не отвергают диалога с Западом по вопросам региональной безопасности и готовы рассмотреть конкретные формы сотрудничества, например в формате диалога ШОС - США, направленные на то, чтобы Центральная Азия оставалась регионом мира и стабильности, а угрозы, исходящие из охваченного непрекращающимся вооруженным конфликтом Афганистана, ликвидированы или минимизированы.
Становление экономического сотрудничества
ПРОИСХОДЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ в социально-экономической и политической обстановке на национальном и региональном уровнях требуют уточнения приоритетов ШОС не только в сфере региональной безопасности, но и в сфере экономического сотрудничества между членами Организации. Вслед за политическими потрясениями, которые в 2005 году испытали Киргизия и Узбекистан, для членов ШОС особую актуальность приобретает задача усиления внимания к обеспечению социальной стабильности на основе экономического роста, не ослабляя при этом внимания к борьбе с терроризмом и сепаратизмом. На сегодняшний день можно считать общепризнанным, что успех или неудача функционирования ШОС во все большей степени зависит от прогресса в экономическом сотрудничестве между членами и наблюдателями в этой региональной организации. Выполнение этой и без того непростой задачи осложняется тем, что участники ШОС из числа ее центральноазиатских членов зачастую не в состоянии самостоятельно предотвращать угрозы ухудшения ситуации ввиду ограниченности собственных ресурсов и возможностей.
Для того чтобы обеспечить достижение успеха в сфере экономического сотрудничества, государствам - членам ШОС необходимо существенно активизировать выполнение Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества ШОС, стимулировать интеграционные процессы в рамках ШОС и усилить взаимодействие между различными государственными и частными организациями и ведомствами во имя целей регионального экономического развития и социального прогресса. В этой связи нет, да и не может быть каких-то принципиальных возражений против усиления "экономической составляющей" в развитии ШОС как многопрофильной региональной организации. Более того, заслуживают всяческого поощрения принимаемые планы экономического взаимодействия и сотрудничества в рамках ШОС. Вместе с тем успешная их реализация зачастую невозможна (или серьезно затруднена) в связи с нерешенностью целого ряда важных проблем.
К их числу относится в первую очередь необходимость неотложного решения вопросов, связанных с ШОС и Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) и оказывающих самое непосредственное влияние на взаимоотношения между Россией и центральноазиатскими членами ШОС, с одной стороны, и Китаем - с другой и, как следствие, - на экономические перспективы ШОС. В частности, необходимо дать ответ на то, каким образом экономическое сотрудничество в рамках ШОС может и должно соотноситься с планами развития сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. Ведь Россия и страны Центральной Азии, участвующие в программах ЕврАзЭС, уже взяли на себя определенные обязательства по их выполнению, имея при этом в виду вполне конкретные задачи своего национального развития. Речь идет, в частности, о совместных энергетических проектах по нефти, газу, углю и электроэнергии, осуществлению взаимных поставок энергоресурсов и согласованию совместных энергетических балансов. А как это может сказаться на перспективах их взаимодействия с Китаем и на национальных интересах самого Китая? Представляется очевидным, что для будущего ШОС было бы губительным, если бы во взаимоотношениях между ее членами - в особенности между Россией и Китаем - возобладали отношения не сотрудничества, соперничества и конкуренции, в частности конкуренции за транспортные и энергетические рынки и коридоры.
К числу ключевых направлений в обширной и многопрофильной Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества ШОС, одобренной членами Организации, вполне закономерно относится взаимодействие в энергетической и транспортной сферах.
Для того чтобы гармонизировать национальные интересы членов ШОС в топливно-энергетической сфере и избежать деструктивного развития событий, в сентябре 2004 года Россия выступила на заседании глав правительств ШОС в Бишкеке с инициативой создания в рамках ШОС клуба потребителей и производителей энергоресурсов, а также предложила разработать на приоритетной основе концепцию единой газо-, нефте- и энерготранспортной системы. Эти предложения были в принципе поддержаны другими участниками ШОС, положив тем самым начало диалога по энергетическим проблемам и согласование национальных энергетических концепций.
К сожалению, однако, создание Энергетического клуба ШОС так до сих пор и не состоялось как по причине нерешенности вопросов финансового характера, так и в связи с различиями во взглядах его потенциальных участников на то, куда и когда должны быть направлены потоки энергоресурсов из Центральной Азии. По существу, страны ШОС находятся еще на начальном этапе выработки оптимальной модели энергетической политики ШОС по освоению и взаимовыгодному использованию имеющихся у них углеводородных и прочих энергетических ресурсов.
Речь при этом идет о выработке мер, которые предусматривали бы:
- разработку концепции общего топливно-энергетического баланса ШОС и мер по его реализации;
- повышение безопасности газо- и нефтепроводных систем;
- защиту как производителей, так и потребителей энергетических ресурсов от сильных ценовых колебаний и потрясений на мировых рынках нефти и природного газа.
Создание Энергетического клуба ШОС также позволило бы на регулярной основе обмениваться взглядами и сближать позиции производителей, потребителей и транспортировщиков энергоносителей, что должно способствовать сбалансированию их интересов. Странам ШОС необходимо учитывать также, что богатство углеводородных ресурсов, которыми они обладают, отнюдь не беспредельно, и поэтому во имя максимально эффективного их освоения необходимо привлекать и использовать в том числе новейшие зарубежные технологии. При этом, однако, нельзя допускать, чтобы деятельность иностранных инвесторов отрицательно влияла на достижение целей энергетического сотрудничества между самими членами ШОС.
Наконец, как показывает международный, в том числе и российский опыт, перед странами ШОС - производителями углеводородных энергоресурсов также весьма актуально стоит задача по обеспечению соблюдения природоохранных норм и правил при их добыче и транспортировке как со стороны национальных, так и иностранных компаний, задействованных в этой сфере деятельности. Аксиомой при этом должно быть то, что разрабатываемые месторождения не должны превращаться в зону экологического бедствия. Поэтому при разработке общей энергетической политики ШОС представляется целесообразным формирование согласованных норм и правил освоения углеводородных ресурсов на территории стран - членов Организации, что будет отвечать и национальным интересам каждой из стран ШОС в отдельности.
Серьезный импульс развитию сотрудничества в энергетической области между членами ШОС (хотя пока на двусторонней или трехсторонней основе) может придать начало реализации двух крупных энергетических проектов в Центральной Азии.
Во-первых, речь идет о нефтепроводе Атасу - Алашанькоу, проложенном между Казахстаном и Китаем. При сдаче в эксплуатацию в 2005 году его ежегодная пропускная способность была определена в 10 млн. тонн с возможным расширением до 20 млн. тонн к 2011 году. В ноябре 2007 года между Россией и Казахстаном была достигнута договоренность о том, что начиная с 2008 года впервые будет осуществлен транзит российской нефти через территорию Казахстана в Китай в объеме до 5 млн. тонн. Как представляется, реализация экспорта российской нефти в Китай по этой схеме отвечает интересам не только Казахстана и Китая, но и России, что может стать реальным вкладом в создание единой энергетической системы ШОС, отвечающей стратегическим интересам экономического развития участников этой организации.
Во-вторых, в еще большей степени на формирование единой энергосистемы на пространстве ШОС может оказать начало реализации Соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода и развитии газотранспортных мощностей в Центральной Азии, которое было достигнуто в мае 2007 года между Россией, Казахстаном и Туркменией (к которому затем присоединился и Узбекистан) и подписано в декабре того же года. Согласно условиям соглашения, принято решение начать в середине 2008 года и завершить в 2012 году строительство Прикаспийского газопровода с ежегодной пропускной способностью свыше 20 млрд. куб. м в год. Одновременно Россия взяла на себя обязательство осуществить модернизацию и расширение мощности газопровода Средняя Азия - Центр до 12 млрд. куб. м в год.
Оценивая господствующие тенденции, действующие в последние годы на транспорте, следует подчеркнуть, что значение этой сферы экономической деятельности в рамках ШОС стремительно возрастает.
Перспективы сотрудничества членов ШОС в сфере трубопроводного транспорта связаны с реконструкцией газопровода Средняя Азия - Центр с ответвлением на Узбекистан и в еще большей степени - со строительством вышеупомянутого Прикаспийского газопровода. Достигнуто также принципиальное соглашение между Россией и Казахстаном о расширении мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на 17 млн. тонн. Реализация этого соглашения позволит Казахстану направлять нефть, добываемую в западных районах страны, в нефтепровод Бургас - Александруполис, сооружение которого при участии России должно быть осуществлено уже в ближайшей перспективе.
Важную роль в увеличении грузопотоков, провозимых речным путем, может стать создание второй линии Волго-Донского канала. Заинтересованность в этом проекте, который позволит увеличить пропускную способность канала втрое, и который может качественно изменить геополитическое положение прикаспийских государств, дав им дополнительный выход в Черное и Средиземное моря и далее - в Мировой океан, уже проявили не только Россия, но и Казахстан.
Россия выступает также с инициативой создания транспортного коридора Китай - Казахстан - Россия - страны Евросоюза. Вдоль трассы этого будущего коридора длиной более 5 тыс. км российское Министерство транспорта предполагает разместить новые терминалы и логистические центры, которые позволят доставлять грузы от производителя к заказчику без перевалки на территории России. Начались переговоры между странами, по которым может пройти этот транспортный коридор, о введении единой сквозной тарифной ставки, что позволит сделать транзит грузов по новому маршруту более привлекательным по сравнению с морскими перевозками.
С удовлетворением можно отметить, что заинтересованность в создании таких транспортных коридоров исходит не только от членов ШОС и стран-наблюдателей в этой организации, но и от их ближайших соседей, в частности от Туркмении. Помимо согласия на участие в вышеупомянутом Прикаспийском газопроводе Президент Туркмении Г.Бердымухаммедов также предложил в мае 2007 года рассмотреть проект строительства железнодорожной ветки Ералиево (Казахстан) - Туркменбаши (Туркмения) с последующей возможностью продления ее до Персидского залива на территории Ирана, а также создание свободной экономической зоны в г.Туркменбаши.
Рассматривая вопросы межгосударственного сотрудничества на транспорте, главы правительств государств - членов ШОС на своем заседании в Ташкенте в ноябре 2007 года акцентировали внимание на необходимости скорейшей реализации таких транспортных проектов, как синхронизация строительства автомобильных дорог Волгоград - Астрахань - Атырау - Бейнеу - Кунград и Актау - Бейнеу - Кунград в составе международного транспортного маршрута Е-40 со строительством моста через реку Кигач, а также развитие автотранспортного маршрута Ош - Сарыташ - Иркештам - Кашгар со строительством в Кашгаре (Китай) перегрузочного терминала для организации мультимодальных перевозок.
Транспортная политика в рамках ШОС изначально носит транснациональный характер, поскольку на всех стадиях - от ее формирования до осуществления - она должна координироваться и согласовываться членами ШОС с учетом как их индивидуальных национальных интересов, так и во имя общих целей этой организации, зафиксированных в ее Хартии.
Важную роль в деле реализации Плана мероприятий по осуществлению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества ШОС должны сыграть деятельность Делового совета и Межбанковского объединения ШОС с акцентом на инфраструктурное строительство, базовые отрасли, области высоких технологий и экспортно-ориентированные секторы экономики. Эти организации могут существенно способствовать повышению эффективности финансирования совместных проектов, осуществляемых на территории стран - участниц ШОС, путем предоставления льготных кредитов, как это, кстати, широко распространено в Китае.
В принципе, не вызывает возражений и китайская идея создания зоны свободной торговли ШОС, однако для ее реализации следует проделать весьма значительный объем работы по формированию в рамках ШОС необходимой совместной нормативно-правовой базы и гармонизации соответствующих национальных законодательств, в частности налогового законодательства. В противном случае экономически более слабые участники ШОС могут оказаться беззащитными перед лицом китайской торговой экспансии.
Расширение состава ШОС
НАРЯДУ с вышерассмотренными к числу постоянно и активно обсуждаемых относятся вопросы, связанные с перспективами расширения ШОС за счет увеличения числа как ее постоянных членов, так и наблюдателей. Как известно, в Хартии ШОС зафиксировано, что эта организация открыта для приема в нее новых членов из числа государств, которые обязуются соблюдать цели и принципы Хартии. Вместе с тем представляется, что этих общих положений далеко недостаточно для решения сложной проблемы расширения Организации, что, в свою очередь, объясняет существование принципиальных различий во взглядах на то, зачем проводить расширение членства ШОС и какие цели при этом должны преследоваться. К тому же обращает на себя внимание то, что в отличие от Евросоюза в ШОС все еще отсутствует сколько-нибудь подробно разработанная система объективных и детализированных критериев (правовых, экономических, политических и т.д.), которым должна соответствовать страна - претендент на членство в ШОС.
Поспешное же принятие в члены ШОС даже тех стран, которые ныне имеют статус наблюдателя в Организации, как, например, Ирана либо Индии и Пакистана, чревато превращением серьезных конфликтов этих стран друг с другом либо с международным сообществом в часть проблем самой ШОС. Наряду с этим недостаточно продуманное и всесторонне взвешенное расширение ШОС за пределы ее нынешних географических границ может ослабить единство и стабильность Организации.
Для того чтобы избежать этих опасностей и в то же время не быть обвиненной в якобы закрытом характере Организации, ШОС, видимо, целесообразно обратиться к опыту таких региональных объединений, как АСЕАН, прибегающих к практике диалоговых процедур с государствами-партнерами во имя укрепления сотрудничества. К их числу относится, например, диалог Китай - АСЕАН, идущий по торгово-экономическим вопросам, представляющим взаимный интерес. Что же касается вопросов международной безопасности, то та же АСЕАН уже на протяжении нескольких десятилетий осуществляет регулярные встречи со странами-партнерами по диалогу, в число которых входят и США, и Китай, и Япония, и Россия. Эти апробированные формы межгосударственного сотрудничества позволяют участникам диалогов целенаправленно обсуждать интересующие их вопросы и избегать при этом проблем, связанных с формальным членством.
Приводимые аргументы свидетельствуют о том, что расширение ШОС в обозримой, во всяком случае - ближайшей, перспективе нецелесообразно, поскольку главной задачей в настоящее время является консолидация ШОС, преодоление уже существующих внутренних проблем и противоречий и достижение ощутимого прогресса в уже намеченных совместных программах, в том числе и в первую очередь экономического развития. Именно достижение такого прогресса, а отнюдь не рост численности членов Организации, должно стать подлинным критерием популярности и авторитетности ШОС в современном мире.
q
ПОСТАНОВКА затронутых выше вопросов отражает существование довольно широкого спектра мнений и воззрений в странах - членах ШОС на перспективы развития этой организации и конкретных форм ее политической и экономической деятельности. От того, какие из этих мнений возобладают при решении проблем, связанных с противостоянием угрозам и вызовам национальной и региональной безопасности, налаживанием отношений экономического взаимодействия и партнерства и проведением согласованных внешнеполитических акций, будет зависеть как степень эффективности ШОС, так и, в конечном счете, характер самой Организации.