В СЕМЬЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ есть одна, само название которой пробуждает особое почтение. Речь идет, конечно же, об атташе, начальной графе в послужном списке любого дипломата. Меркнут в сравнении с ней соседи на профессиональной лестнице - более высокие по расположению, но менее благозвучные. Первый, второй, третий секретари невольно напоминают о партийном прошлом. По части блеска и поэтичности наименования не дотягивают и старшие родственники - советник, консул и даже посол. Атташе, как первая любовь, - вне конкуренции. И все-таки верх совершенства и гармонии олицетворяет собой колоритный образ его собрата - культур-атташе. Звучит, согласитесь, фантастически красиво!

Впрочем, по правилам русского языка, фигуру, обладающую вышеозначенным званием, корректнее следовало бы величать "атташе по вопросам культуры". Но - длинновато и не столь благородно. Так что остановимся все же на более коротком варианте, вполне прижившемся, несмотря на иностранное происхождение, в нашем лексиконе.

Культур-атташе - непременный персонаж в большинстве дипломатических и консульских представительств. Исполнять его функции могут сотрудники различных категорий. Однако работающий на этом участке старший дипломат при знакомстве вряд ли ограничится только упоминанием своего высокого должностного статуса. Для пущей важности, скорее всего, ввернет - "культур-атташе". Ведь это своеобразный пароль, открывающий двери чувствам симпатии и доброжелательности со стороны собеседника. Главный предмет заботы культур-атташе, как нетрудно догадаться, - культурные связи с государством пребывания. Понятие это достаточно емкое. Согласно общепринятой в мире классификации, оно включает художественные, научные, образовательные, общественные, молодежные, спортивные и туристические обмены. А это куда более широкая сфера, чем кажется на первый взгляд. Чтобы убедиться в истинности такого вывода, давайте заглянем в рабочий календарь культур-атташе российского посольства в одной из не самых крупных столиц.

Трудовой день культур-атташе начинается раньше, чем у его коллег по дипломатическому цеху. Что понятно: надо успеть ознакомиться не только с общевостребованной политической хроникой дня, но и просмотреть культурные разделы свежих газет. Кроме "главковерха по культуре", их в посольстве обычно никто не читает. На оперативке посол наверняка попросит рассказать о новостях культуры, связанных с политикой или сопрягающихся с нашей страной. Поэтому требуется быть во всеоружии. Кроме того, следует коротко запротоколировать важнейшие события курируемого участка. В форме сводок-дайджестов о них посольство регулярно докладывает в центр. Спрос огромный - не столько в МИД, сколько в профильных ведомствах культурного блока, ведь их собственных представителей в посольствах нет. Не помешало бы также обновить справки о культуре государства пребывания, его культурных связях с Россией, реестр установочных данных на здешние флагманы культуры - эти документы могут пригодиться в любой момент.

Хорошо бы найти время "пробежаться" и по культурной жизни России. Об этом обязательно зайдет речь в ближайших беседах с представителями местных кругов. Желательно к тому же подсобрать материал для очередного выступления перед столичной общественностью. Какими красками расцвечена сегодняшняя панорама культуры России? Вдохновенный рассказ на эту тему порадует и политиков, и деятелей культуры государства пребывания. И культур-атташе, безусловно, должен уметь демонстрировать свою осведомленность. Он не может позволить себе быть не в курсе всего того, что касается книжных новинок, премьер в московских театрах и на киноэкранах, программ российских фестивалей искусств, положения в сфере образования, Единого государственного экзамена (ЕГЭ), наших шансов в футболе, Сочи-2014 и многого другого. Поддерживать форму - девиз не только спортсменов, но и дипломатов. Так что утреннее чтиво, как и вечерние передачи местного и российского телевидения, - непреложная интеллектуальная зарядка для того, кто ведает вопросами культуры.

Дальше - больше: от одного взгляда на список текущих дел голова кругом идет. Предстоит обсудить в здешнем Министерстве культуры принципиальные вопросы расширения художественных обменов в обоих направлениях (разговор получится острый). Одновременно пройтись по тексту проекта трехлетней программы сотрудничества, подготовив партнеров к переговорам с межведомственной делегацией из Москвы (документ вскоре будет подписывать сам министр). С коллегами из департамента культуры местного МИД условиться относительно дальнейшей работы над схемой проведения Года России в стране пребывания и аналогичной ответной акции (первоначальные наброски - несколько сотен мероприятий). Встретиться с импресарио насчет предстоящих гастролей известного российского театра. Одна из целей - расщедрить его на бесплатные билеты для посольства и столичной общественно-политической элиты (впоследствии сформировать список приглашаемых, развезти билеты, удостовериться, что ни одно место пустовать не будет). Не забыть, кстати, подготовить тезисы выступления посла на премьерном представлении.

Кроме того, прояснить условия проведения Недели нового российского кино, тщательно запротоколировав сведения для передачи в Минкультуры. С дирекцией кинотеатра повторного фильма проговорить возможность организации ретроспективы работ выдающегося российского режиссера (с приглашением его самого - вот только кто оплачивает проезд и пребывание?). Провести беседу с руководителем международного кинофестиваля, убедив его взять в конкурс один из российских фильмов. Осмотреть помещения музея изобразительных искусств, где будет экспонироваться выставка полотен из собраний ведущих государственных музеев России. Детально обсудить с дирекцией, среди прочего, вопросы обеспечения безопасности (в соответствии с российским законом о ввозе-вывозе культурных ценностей контроль за сохранностью экспонатов возложен на загранучреждения). Посетить ряд галерей с предложениями организовать фотовыставку на российские темы и презентацию работ мастеров искусств одного из регионов России (пока недооцененный потенциал регионов - завтрашний день культурного сотрудничества). В связи с открывающейся персональной выставкой нашего известного художника проштудировать его биографию, дабы текст речи посла получился ярким, нетрафаретным.

А также связаться с Минкультуры, попытаться уговорить коллег направить для участия в здешнем фестивале искусств небольшой художественный коллектив или хотя бы пару солистов. Заодно рассказать об удивительной премьере в местном театре: показ этого спектакля в Москве - в случае его приглашения на Чеховский фестиваль - стал бы украшением культурной жизни нашей столицы. Продумать варианты реализации идеи дней русской духовной культуры, предложенной культурно-просветительским центром Московской патриархии. Совместно с представителем Росзарубежцентра окончательно согласовать план мероприятий в Российском центре науки и культуры (РЦНК) на предстоящий месяц (среди них - концерты, кинопросмотры, семинары, выставка российских книг, презентация трудов российских ученых, вскрывающих факты фальсификации истории в ущерб интересам России). В повестке дня - выступление на конференции в РЦНК, посвященной гуманитарному сотрудничеству России с государством пребывания. Особое внимание - действующим в нашем культурном центре курсам русского языка. Не за горами - олимпиада под патронатом посла, по результатам которой будут отобраны участники конкурса в Пушкинском институте в Москве. В творческих разработках и другие мероприятия, призванные закрепить позитивные итоги Года русского языка.

Помимо этого - поучаствовать в чествовании знаменитого музыканта, вручив ему поздравительный адрес посла. Изучить возможности устроительства аналогичного торжества по случаю юбилея известного российского писателя, произведения которого здесь часто издают. Еще раз пройтись по списку памятных дат российского исторического и культурного календаря. Вычленить те из них, которые можно было бы отметить силами посольства (хороший образец - ежегодные пушкинские чтения, недавние акции по увековечению памяти о выдающихся россиянах). Направить в Росохранкультуру материалы предстоящего аукциона культурных ценностей - нет ли среди них нелегально вывезенных из России (по этому поводу культур-атташе периодически заходит также в антикварные салоны). Забота о возвращении на родину исторических реликвий - святая обязанность. С целью представления на медаль Пушкина и другие российские награды сформировать список очередной группы местных граждан, активно способствующих культурным связям (торжественные церемонии награждения в посольстве всегда вызывают звучный резонанс).

Вдобавок отвезти в аэропорт всемирно известного российского дирижера, выступавшего здесь с концертом (оказать ему личное внимание - просили из Москвы). При этом проследить, чтобы у именитого соотечественника не возникло осложнений с таможней и погранслужбой. Заодно поприветствовать прибывающий на гастроли российский ансамбль. Убедиться, что процедура встречи прошла без сучка и задоринки. Разобраться с проблемами циркового коллектива, который оказался брошенным на произвол судьбы недобросовестным концертным агентством (сколько раз предупреждали наших - не связывайтесь с проходимцами, но толку мало). Теперь головная боль - как кормить артистов и зверей, где размещать, как отправить на родину. Да, вот еще одна нестандартная ситуация: вернувшийся с гастролей из Москвы скрипач (личный друг главы государства пребывания) умоляет доставить ему забытые в "Метрополе" какие-то уникальные тапочки жены: та, мол, без них жить не может. Поскольку посольство его собственной страны наотрез отказалось выполнять эту нестандартную просьбу, последняя надежда на палочку-выручалочку в лице нашего культур-атташе (придется прибегнуть к помощи коллег в МИД России).

За всеми этими хлопотами надо, конечно, не упустить из виду мероприятия в здании самого посольства. Флаг России должен развеваться над ним высоко и горделиво. Поэтому руководитель загранучреждения справедливо настаивает на том, чтобы в его помещениях по меньшей мере раз в месяц проводились концерты (а то и настоящие балы, летние и зимние) с участием политического и культурного истеблишмента. Попасть в круг званых гостей посольства считается большой честью. Забот здесь по горло: кто и какие произведения будет исполнять (не пришлось бы опять подключать учащихся посольской школы), кого приглашать и, главное, где найти очередного спонсора, чтобы финансировать это весьма дорогостоящее мероприятие. Вошло также в традицию отмечать русскую Масленицу, устраивать презентации национальной кухни, показы мод, проводить благотворительные акции. На особом учете - график дружеских встреч, спортивных турниров в местном дипломатическом корпусе (в советские времена дружили с посольствами соцстран, теперь в числе партнеров - представительства СНГ, Китая, других государств, не исключая и США). Много усилий требует празднование Дня дипломатического работника 10 февраля. Кроме того, на день открытых дверей посольство регулярно посещают группы школьников, студентов, представителей НПО: их прием и разговор - все о ней, о России - на плечах культур-атташе. И, разумеется, пришло время опять встречаться с представителями организаций соотечественников, ковать планы совместного проведения новой порции культурно-просветительских акций.

Но и это далеко не все. Необходимо заняться образовательными делами (распределение российских госстипендий на учебу в наши университеты, помощь студентам, стажерам и магистрантам из России, обучающимся на местной образовательной базе, в том числе в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров, оказание содействия межвузовским связям, подготовка презентаций отдельных институтов, организация встреч выпускников российских вузов, решение проблем совместных университетов и филиалов вузов России, выступления с лекциями о нашей стране в здешних учебных заведениях, поддержание контактов с Рособразованием, обеспечение центра информацией об образовательной системе государства пребывания, дипломатическое сопровождение университетских делегаций), научными (проведение разноплановых конференций и симпозиумов, подключение к обменам по линии Российской академии наук и иных научных центров, участие в работе совместных комиссий историков, а также многое другое), спортивными (содействие нашим спортивным командам, лоббирование интересов России в качестве места проведения крупных чемпионатов, агитация - в недавнем прошлом - за Сочи-2014, теперь практическое участие в подготовке Олимпийских игр), туристическими (вместе с сотрудниками консульского отдела посольства требуется едва ли не ежедневно разбираться с нерадивыми российскими туристами, то и дело попадающими в неприглядные истории).

Важно помнить, что работа на всех этих участках предполагает наличие стабильных, дружеских и доверительных личных связей с партнерами в соответствующих государственных и общественных структурах страны пребывания. Иначе сходу не решить животрепещущий, не терпящий отлагательства вопрос, не раздобыть в течение нескольких часов информацию, запрошенную центром в срочном, как всегда, порядке. Деловые контакты - залог успеха дипломатического труда. Поэтому в графике культур-атташе - ежедневно по несколько встреч с представителями различных ведомств (к Новому году и по другим поводам всем им полагаются особые поздравления). А вечером, понятно, дежурное культурно-протокольное мероприятие, уклониться от которого дипломату ни в коем случае нельзя. Не поймут. Россия должна быть обязательно представлена. Культур-атташе с его, как всегда, безупречным видом (с иголочки костюм, до блеска начищены ботинки) - достойный уровень. Так что придется опять возвращаться домой ближе к полуночи, дабы успеть выспаться и утром снова быть первым на рабочем месте.

Перелистывание этой "книги жизни" наверняка будет воспринято неоднозначно. Те, кто не слишком искушен в познаниях специфики посольской работы, утвердятся в чувстве гордости за российскую дипломатию и ее важное звено - институт культур-атташе. Не будем их разочаровывать - в общем и целом наша дипслужба такое уважение, безусловно, заслуживает. Но не исключается и иная реакция. Сведущий, причастный к культурным обменам наблюдатель, возможно, заподозрит нечто неладное, некий подвох. Бывали мы, дескать, в посольствах, общались с культур-атташе, но впечатления вынесли несколько другие. Не получали от них никаких дайджестов, не встречали они нас в аэропортах, а вот с некомпетентностью и техникой отфутболивания знакомы не понаслышке.

В таком случае придется раскрыть карты и честно признаться: нарисованная картина - всего лишь литературная аллегория, иносказательный прием, преследующий цель выдать желаемое за действительное. Так могло бы быть, но чаще всего не бывает. Нет, конечно, отдельные фрагменты вышесложенной мозаики на самом деле находятся в поле зрения посольских "министров культуры". Некоторые из них трудятся - без преувеличения - на совесть, увлеченно. Их по праву уважают в культурной среде и России, и за рубежом. Знаю культур-атташе одного российского посольства, чьи творческие произведения ставятся на сценах театров государства пребывания. Кто-то пробует себя в живописи, сочиняет музыку, знает наизусть главы из "Евгения Онегина". Есть поющие, пляшущие, занимающиеся литературной и научной работой. Но эти исключения лишь подтверждают общее правило: луч культуры в нашем дипломатическом царстве светится далеко не в полную силу. В чем причина?

В поисках ответа предложили бы вначале остановиться на очевидном, но, как свидетельствует практика, явно недооцененном и потому маловостребованном моменте - роли культуры в отношениях России с внешним миром. На этот счет можно до бесконечности цитировать наших великих философов и литераторов. На протяжении, как минимум, полутора веков из их уст вновь и вновь звучала основополагающая мысль: "Мировая миссия России - в ее духовной жизни, в ее духовном, а не материальном универсализме, в ее пророческих предчувствиях новой эпохи". Именно через культуру Россия способна "войти в мировую ширь, взять на себя на арене всемирной истории роль определяющей духовной силы" (Н.А.Бердяев). Уже в наши дни этот тезис последовательно отстаивал Д.С.Лихачев: "Россия значительна и велика только своей культурой. Экономика, политика, социальная жизнь - это не те сферы, в которых мы преуспели и преуспеем. Только культура делает нас великой мировой державой".

Слова эти, конечно же, следует понимать через их глубинный смысл. Месторасположение государства в мировой табели о рангах определяется классической триадой факторов в лице политики, экономики и культуры. Политический вес и экономические ресурсы - фундаментальные категории, которые со счетов не сбросить. Поэтому достижение полноправного членства в клубе мировых держав, приобретение статуса одной из ведущих экономик планеты, укрепление национальной безопасности и другие мегапроекты по праву составляют основу внешнеполитической стратегии России. И все-таки международная репутация страны в неменьшей степени базируется на третьем компоненте - ее духовно-культурном потенциале. В истории России именно эта "мягкая" сила традиционно играла лидирующую роль. Как никакая другая держава, Россия врастала в мир корнями своей культуры. И как никакой другой союзник российского государства, включая самых знаменитых - армию и флот, культура помогала отвоевывать для него достойное место в мировом сообществе. Российская культура - общепризнанная, неотъемлемая часть глобального культурно-исторического наследия человечества. И это самый прочный из всех материалов, обеспечивающих сцепку России с ближним и дальним зарубежьем. Неслучайно, что синусоида диалога российской и мировой культур, степень их взаимопритяжения и взаимоотторжения во многом предопределяли светлые и темные стороны в летописи отношений России с другими государствами.

На осознании исключительной важности культурного фактора выстраивалась концепция сотрудничества с зарубежными странами в советский период. Стратегия культурно-информационной работы за границей находилась в зоне повышенного внимания в Москве. Особенно на первом этапе холодной войны, когда политические отношения с рядом западных стран были близки к нулю, а экономические связи находились в зачаточном состоянии, именно культуре отводилась роль первопроходца. Средств и ресурсов на эти цели не жалели. В 1950-1960-х годах в структуре правительства функционировал даже Государственный комитет СССР по культурным связям с зарубежными странами. Столь высоко оценивалось государством место культуры в системе внешнеполитических координат. На экспорт предназначались лучшие культурные достижения, ширпотреб и халтура заведомо исключались.

Именно в тот период в обиход дипломатической службы прочно вошло понятие "культурная дипломатия", а в загранучреждениях появились действующие лица с завораживающим титулом "культур-атташе". Кое-кто из них завоевал право вписать свое имя в историю этой профессии (но остается в забытьи, как и многие другие советские дипломаты). Координацию культурных связей - даже при наличии вышеупомянутого Госкомитета и Минкультуры - осуществлял МИД. Королями чувствовали себя послы. На их аргументированные запросы относительно артистов, фильмов и выставок следовала быстрая и преимущественно позитивная реакция из центра. И результаты долго себя ждать не заставляли. Культурные связи с их специфическим инструментарием влияния на общественное мнение растапливали лед недоброжелательного отношения ко всему советскому. Искусство облагораживало портрет страны, ретушируя следы воздействий менее благотворного происхождения. Рукоплескания советскому балету перекрывали раскаты артпропаганды всех недоброжелателей. Наше духовное возвращение в Европу началось с фильма "Летят журавли".

Была, увы, и оборотная сторона. Идеологические догмы и другие издержки эпохи блокового противостояния в полной мере, а иногда в особо одиозной форме, накладывали отпечаток и на природу культурных обменов. Впрочем, об обменах как таковых в те годы и речь-то вести можно было весьма условно. Будучи нацеленными прежде всего на обеспечение присутствия за рубежом, культурные связи больше напоминали улицу с односторонним движением. Для зарубежного искусства советские двери приоткрывались крайне дозированно. Как скверный анекдот сегодня воспринимаются былое деление деятелей культуры на "выездных" и "невыездных", утверждение парткомами репертуара и списков участников гастролей, манифестация партийно-идеологической бдительности в виде бойкота мероприятий, не угодивших диктатуре пролетариата по тем или иным причинам. Но у "времени в плену" была не только культурная элита государства. В числе заложников идеологии "железного занавеса" находилась и дипслужба вместе с теми, кто в загранучреждениях отвечал за вопросы культуры. Тем не менее смею заверить: даже в той непростой обстановке многие культур-атташе старались, задействуя дипломатические премудрости, всячески способствовать тому, чтобы отечественная культура была представлена на мировой сцене во всей полноте, максимально раскрепощенной от идеологических обременений.

Ветры 1990-х кардинальным образом преобразили рамочные условия культурного сотрудничества. Государство отказалось от монополии на внешнюю культурную деятельность. Исчезла гласная и негласная цензура, отменены ограничения и запреты идеологического, художественного и иного свойства. Коренным образом изменились права собственности и формы административного управления культурными учреждениями. Их благословили в свободное плавание по просторам мирового океана культуры. Вследствие децентрализации механизма регулирования зарубежных контактов доступ на международный культурный рынок получили тысячи новых участников из всех регионов страны.

Но оправданное и долгожданное раскрепощение художественных обменов повлекло за собой и ворох негативных последствий. Культурные программы за рубежом разом лишились государственной поддержки. Как шагреневая кожа, в одночасье скукожились бюджеты ведомств культурного блока на эти цели. Выделяемых с гулькин нос средств едва хватало на обеспечение самых важных государственных мероприятий. Все остальное было отдано на откуп новых брокеров и дилеров от культуры. Стоит ли удивляться, что объем и качественный уровень российского культурного присутствия за рубежом спикировали вниз. На какое-то время функции глашатаев национальной культуры перешли разве что к соотечественникам, исполнявшим русские песни под гармошку в пешеходных зонах иностранных городов. В Москве экспорт культуры стал рассматриваться преимущественно как предмет купли-продажи, обязанный приносить прибыль в государственную казну и потому измеряемый сугубо бухгалтерскими категориями. Политическая значимость ушла на задний план.

В изменившихся условиях значительно труднее достучаться до распорядителей ресурсов и нашим посольствам. Не тот, мол, нынче фасон у дипломатической службы, чтобы прислушивались к ее советам, откликались на ее просьбы. Правда, и линия действий самой российской дипломатии оказалась не во всем последовательной. В центральном аппарате МИД упразднен департамент культуры, вследствие чего размагнитилась координация международного сотрудничества в этой области. Некому вырабатывать общую стратегию внешней культурной политики, расставлять приоритеты, запрашивать от коллег из других ведомств информацию для подпитки загранучреждений. Нет центра, способного обобщать и анализировать работу посольств на культурном поприще, распространять позитивный опыт, в повседневном режиме отслеживать ход реализации значимых проектов. Тихо почил в бозе одно время существовавший в министерстве Совет деятелей культуры, науки и образования. Являясь государственным органом при МИД, предпочитает держать дистанцию Росзарубежцентр. Складывается впечатление, что он сам и большинство управляемых им центров науки и культуры за рубежом (почти все созданы в советский период) пока не смогли в полной мере раскрыть свой потенциал в новой жизни, стать подлинными мультипликаторами и пропагандистами российской культуры.

Какой спрос в таком случае с культур-атташе? Не является секретом тот факт, что в общемидовском рейтинге культурная дипломатия сегодня не занимает престижное место и воспринимается как занятие второстепенное. Назначение на культурный фронт чаще всего равносильно наказанию за неспособность проявить себя на других направлениях. Двойная девальвация имиджа культур-атташе в тех загранучреждениях, где руководитель в свое время сам не прошел школу культуры или в силу особенностей характера не расположен к ее восприятию. В штатах некоторых посольств должность культур-атташе вообще ликвидирована. Не способствует выправлению ситуации отсутствие надлежащей системы поощрения за добросовестный труд: благодарность объявят скорее за организацию выборов в Госдуму, но отнюдь не дней культуры, собирающих многотысячную аудиторию. Более того, в оценке заслуг и просчетов превалирует прежнее, многократно осужденное стремление к уравниловке и анонимности. На культуру как составной элемент дипломатического труда не настраивает в должной мере и процесс профессионального обучения. Зачатки познаний в области культуры слабо просматриваются у выпускников и МГИМО, и других вузов. В отличие от юристов, экономистов, консульских работников для культур-атташе нет курсов повышения квалификации. В числе прочего сказываются и, казалось бы, малозначимые изменения в министерской жизни: ушла в прошлое практика организации встреч сотрудников МИД с деятелями культуры, коллективных походов в театр, посещений творческих мастерских, то есть все то, что поддерживало на плаву неформальный союз дипломатии и культуры.

Между тем как раз сегодня культура способна целенаправленно работать на укрепление международного авторитета страны и ее доброго имени. Ей под силу доходчивым языком доносить до широких кругов мировой общественности смысл процессов возрождения России в качестве свободного и демократического государства. Именно в наши дни культурные связи в состоянии порождать и подпитывать чувства симпатии к России, множить число ее друзей, противодействовать возведению новых разделительных барьеров, создавать атмосферу наибольшего благоприятствования для всей палитры межгосударственных отношений. Что эффективнее культуры может нейтрализовывать антироссийские стереотипы, вскрывать несостоятельность инсинуаций по поводу отсутствия в России демократии и ее мнимого возвращения к тоталитаризму? Какая другая сфера обладает равным потенциалом в деле развития международного сотрудничества на деполитизированной и деидеологизированной основе, развертывания межцивилизационного диалога, иллюстрации многообразия и многополярности глобализирующегося мира? А продвижение восприятия России как страны, где бережно сохраняются богатые традиции многонациональной и многоконфессиональной культуры, но одновременно пульсирует динамичная культурная жизнь в условиях свободы творчества, плюрализма мнений и оценок - разве это менее достойная, менее выигрышная цель дипломатической работы?

И конечно, полноценная интеграция России в мировое культурное пространство предполагает не только наращивание присутствия за рубежом, но и поддержку встречного процесса - приобщения нашей зрительской аудитории к лучшим достижениям культуры других стран (отдельный разговор - перерастание культурного импорта в бесконтрольную интервенцию второсортной продукции). В этой связи важно приумножать роль России как одного из мировых перекрестков культурных потоков, места проведения авторитетных международных выставок, фестивалей и конкурсов, дней культуры государств-партнеров. Включение наших городов в гастрольные маршруты всемирно известных исполнителей - яркое свидетельство открытости российского общества, его демократической природы. По меньшей мере Москва и Санкт-Петербург имеют все основания закрепить за собой репутацию центров культуры европейского и универсального значения. В этой связи не помешало бы дать нашим дипломатам право совещательного голоса в вопросах иностранного культурного присутствия в России (пока, похоже, их мнение мало кого интересует).

Мировая практика успешно оперирует еще одним важным свойством культурного сотрудничества. Взаимные связи позволяют творчески заимствовать опыт партнеров во благо обогащения культурно-образовательного ландшафта собственной страны, причем как его внутренних, так и внешних аспектов. И здесь нам было бы незазорно подучиться у зарубежных коллег. Культурный фактор не просто взят на вооружение многими дипломатическими службами. Культура стала тем оружием, которое стреляет повседневно и бьет метко. Популяризация отечественного культурного достояния за границей входит в число внешнеполитических приоритетов крупных и малых государств. Формально независимые, но субсидируемые по государственной линии институты Гете, Сервантеса, Конфуция, Британский совет, Японский фонд, Французский альянс, как и культурные центры множества других стран, гармонично дополняют функции официальных дипломатических представительств.

Родоначальником системной работы на этом направлении и автором широко употребляемого в мире термина "внешняя культурная политика" считается Германия. Еще в годы Веймарской республики германские дипломаты сконструировали механизм пропаганды национальной культуры за рубежом, дабы выправить пошатнувшийся имидж страны. Наработки той поры особенно пригодились в послевоенный период. Многоформатная и щедро финансируемая из государственного бюджета работа за границей во многом способствовала быстрому возвращению ФРГ в международную политику, а грамотно расставленные акценты помогли сформировать в мировом общественном мнении образ нового, демократического германского государства. Практика организации культурного присутствия за рубежом стала предметом повышенного внимания не только исполнительной, но и законодательной властей ФРГ. В свое время Бундестаг учредил специальную комиссию, которая провела скрупулезный анализ ситуации. Примечательно, что ради поднятия значимости культурной дипломатии парламентарии даже взвешивали целесообразность переименования термина "внешняя культурная политика" в "культурную внешнюю политику". На эти цели германскому МИД были выделены дополнительные средства, составляющие сегодня главную статью его бюджета. Ежегодно публикуемые им обзорные доклады о культурных связях - образец не только немецкой педантичности, но и обстоятельного подхода к освоению ближних и дальних культурных горизонтов.

И Германия - не исключение. Культура - едва ли не главный брэнд, фирменный знак и визитная карточка любого государства, небезразличного к отражению своего лица в мировом зеркале. Инвестиции в культуру - инструмент высокодоходный, способный приносить весомые дивиденды политического и экономического свойства. В США спорят лишь о том, кто - Элвис Пресли или Джеймс Бонд - выиграл холодную войну. На обеспечение, как подчеркивается, "планетарных завоеваний" американской культуры отводятся крупные ресурсы. Стратегия и тактика продуманы до мелочей. Одна из программ предусматривает, к примеру, экспонирование изобразительного искусства в посольствах США. Удивляться нечему - государственная репутация стоит дорого. Поэтому в большинстве стран не скупятся на эти цели, но расходуют средства крайне рачительно - первым делом на мероприятия фундаментального, долгоиграющего воздействия, а не на одномоментные концерты поп-тусовки. И что характерно: практически везде штурвал управления внешней культурной политикой передан в руки министерств иностранных дел. Все другие ведомства обязаны согласовывать с дипломатами любую деятельность за пределами страны.

Справедливости ради надо признать, что в последние годы позитивные изменения наметились и в России. Все более рельефно обозначается ренессанс нашего культурного присутствия за рубежом. Даже в условиях скудного государственного финансирования российская культура настойчиво прокладывает себе дорогу в большой мир. Это прежде всего результат самоотверженного труда ее носителей, дружеского содействия со стороны иностранных партнеров и спонсорской поддержки отечественных и зарубежных деловых кругов. Без участия российского бизнеса сегодня невозможно поднять на ноги сколь-нибудь масштабный проект. Правда, в деле этом имеются еще, как принято говорить, значительные резервы. Сколько полезных культурных акций можно было бы, в частности, провести на деньги, затрачиваемые нашим "национальным достоянием" на собственную рекламу по телевидению. Сколько добрых дел можно было бы сотворить на гонорары звезд зарубежного шоу-бизнеса, выписываемых на юбилеи наших олигархов. Этих "сколько" не перечесть. И все же лед тронулся. Мало-помалу, но положение действительно меняется к лучшему.

Высокий авторитет отечественной исполнительской школы обеспечивает стабильный спрос на российских мастеров искусств практически во всем мире. На международные подмостки выдвигаются все новые и новые таланты, которыми, несмотря на их массовую эмиграцию в прежние годы, русская земля не оскудела. В зарубежье достойно представлено музыкальное и сценическое искусство всех жанров. В лучших галереях мира экспонируются художественные выставки, причем не только музейная классика, но и современная живопись всех творческих течений. Возникающие время от времени споры вокруг отбора работ для представления зарубежной общественности лишь подтверждают новое качество культурной жизни страны. Российское искусство - естественный участник, зачастую призер международных конкурсов. Не возникает, как в прошлом, соблазна в знак протеста против "чуждого" и "тлетворного" хлопнуть дверью, перемешав культуру и политику.

При всех очевидных достижениях отсутствие должной, полноценной поддержки со стороны государства продолжает сковывать и обеднять общий формат культурного присутствия за рубежом. К тому же вырисовываются явные региональные перекосы. Львиная доля организуемых сегодня мероприятий приходится на партнеров по "Большой восьмерке". Это в какой-то мере понятно: их ресурсы позволяют осуществлять затратные проекты мирового звучания и российская культура в главных столицах мира по-настоящему востребована, получает благожелательные отклики. Нет дефицита на выступления мастеров искусств России и в некоторых других государствах, в особенности тех, где проживает крупная российская диаспора. Духовное окормление соотечественников, хотя и зачастую однобокое, с ударением на юмор и эстраду, - явление, безусловно, позитивное. Зато не каждый согласится с тем, что латвийская Юрмала по частоте появления на российских телеэкранах уже почти соревнуется с Москвой, оставив в аутсайдерах Петербург и Сочи. Тем не менее такое положение все-таки лучше вакуума нашей культуры, который образовался на больших пространствах мира. На коммерческой основе завозить российских артистов в ряд регионов бесперспективно, а у Минкультуры финансы распланированы на пятилетку вперед, и свести концы с концами не так-то просто. Вот, например, в последнее время укоренилась хорошая традиция проведения Годов России. Единственный минус - эти крупномасштабные акции "съедают" значительную часть бюджетов, оставляя крохи на другие географические направления.

Особенно важен гуманитарный компонент в сотрудничестве со странами СНГ. Российская культура дала путевку в жизнь целым поколениям их граждан и могла исполнять консолидирующие функции после распада Союза. К сожалению, взял верх пресловутый бухгалтерский подход. Результаты налицо. Зададимся вопросом: почему из трех стран СНГ, ставших ареной "цветных революций", две удалось-таки развернуть к России тыльной стороной, а третья устояла, диспозицию не поменяла? Дело не в последнюю очередь в том, что в Грузии и на Украине полным ходом прошла расстыковка духовной и культурно-образовательной сфер их жизни с Россией. Иной подход исповедовался в Киргизии: как уходившая, так и новая правящие команды во главе с их лидерами (оба - выпускники российских вузов) крепко держались за русскую культуру. В итоге антироссийский сорт революционных тюльпанов в Бишкеке так и не взошел, несмотря на все старания "садовников". Но и он прорастет, если гуманитарная сфера наших отношений не получит должного материального подкрепления. Сейчас пытаемся придать второе дыхание культурному взаимодействию в рамках СНГ на коллективной основе. Проект в любом случае стоящий. Но кое-что уже, очевидно, не наверстать. Кроме того, в силу ряда обстоятельств двустороннее сотрудничество с партнерами по СНГ представляется все-таки более предпочтительным.

Понемногу просыпается активность и на других направлениях культурных связей. В повестке дня - реализация планов увеличения доли России на мировом рынке образовательных услуг. Правда, главный ключ к успеху этого важного замысла - в руках самого российского образования, в развязке всего комплекса проблем обучения иностранцев. Но и дипслужба в состоянии оказать посильную помощь. Поэтому одна из ее нынешних задач - способствовать экспорту российских образовательных услуг, подготовке иностранных специалистов в вузах нашей страны, подключению России к международной системе унификации норм и стандартов качества образования, признанию российских образовательных документов. В интересах дипломатии и создание слаженного механизма организации образовательных обменов по аналогии с зарубежными образцами. К сожалению, задуманный в этих целях российский совет академической мобильности пока не вышел за стадию чертежных проектировок. Но хочется верить, что еще не вечер. Так или иначе вопросы образования выдвигаются на одно из центральных мест в посольской работе, и у культур-атташе есть отличный шанс зарекомендовать себя на этом ответственном участке.

Предметом особой заботы дипслужбы по-прежнему остается положение русского языка в мире. Развертывание всесторонних усилий по закреплению и расширению его позиций - в фокусе внимания всех дипломатических и консульских представительств. Немаловажную роль играют российские культурные центры (жаль, что им не присвоено имя А.С.Пушкина). Существенную подмогу сулит запуск работы недавно созданного фонда "Русский мир". Заманчивые перспективы открывались бы в случае учреждения общественного корпуса "послов русского языка и культуры". Многие годы прорабатываются, но пока на холостом ходу, возможности образования под эгидой МИД России некоммерческого фонда, который мог бы оказывать поддержку в освоении внешних просторов НПО сферы культуры. Да и других идей российской дипломатии не занимать. Были бы средства, ведь на одном энтузиазме, даже если он в избытке, долго не протянешь. В любом случае расчет на то, что архитектура культурного присутствия за рубежом сложится сама собой, по мановению волшебной палочки, - пустая иллюзия и сплошная фантазия.

Безбрежный, целинного размаха простор обещает работа по воссозданию сети молодежных контактов. Всемирные фестивали молодежи и студентов, да и другие формы общения в прошлом были ценной площадкой продвижения позитивного образа страны. Если бы вновь созданному Федеральному агентству по делам молодежи удалось реанимировать практику молодежных встреч, это было бы серьезным подспорьем нашей культурно-общественной дипломатии. Может быть, со временем возникнет и потребность в формировании института добровольцев из числа молодых россиян, готовых на какой-то период отправиться за рубеж в целях распространения просветительских знаний о нашей стране, ее культуре и русском языке.

По мере приближения Олимпиады в Сочи будет в еще большей степени нарастать значимость спортивных связей. Российский спорт, который вносит солидный вклад в упрочение международного авторитета страны, ее статуса великой спортивной державы, всегда вправе рассчитывать на поддержку наших дипломатов, и не только на трибунах зарубежных стадионов. В поле зрения МИД и дальше будут находиться туристические обмены. Свобода передвижения российских туристов за рубежом, недопущение их дискриминации, оказание им помощи в трудных ситуациях, распространение информации о России как одном из самых потенциально крупных центров мирового туризма - эти и другие вопросы, конечно же, потребуют сил и энергии всех сотрудников российских посольств, но прежде всего - культур-атташе.

Как видите, от громадья планов захватывает дух. Поэтому в заключение было бы, наверное, справедливо сойтись во мнении, что в сфере внешних культурных связей все только начинается и конечные итоги могут оказаться вовсе не такими грустными, как кому-то представляется здесь и сейчас. Просто нужно поднапрячься, по-новому взглянуть на эту "второстепенную" культурную работу и, засучив рукава, взяться за дело. И рано или поздно график работы культур-атташе российского посольства непременно наполнится содержанием, о котором повествовалось в начале статьи. Или даже еще более насыщенным. Будут, должны быть, и встречи в аэропортах, и корпение над бумагами, и блистательные доклады о культурной жизни России. Придется - ничего не поделаешь - заняться и злосчастными тапочками супруги личного друга главы государства пребывания, и многим, многим другим из разряда трудоемких, малоблагодарных, но крайне важных и ответственных дел. И конечно, обязательно состоятся грандиозные, выпестованные лично его, культур-атташе, руками торжества в честь нашего государства, его культуры, во славу русского духа - в точном соответствии с предсказаниями Н.А.Бердяева и Д.С.Лихачева. Тогда и взойдет наконец звезда пленительного, вызывающе красивого образа. А красота, как известно, - страшная сила. Так что - вперед, культур-атташе!