ИЮЛЬСКИЙ, 2007 ГОДА визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Гватемалу, первый такого уровня из России в Центральную Америку вообще, был вызван прежде всего задачей продвижения в гватемальской столице, где проходила сессия Международного олимпийского комитета, кандидатуры Сочи как места проведения зимних Олимпийских игр 2014 года. В то же время состоявшиеся в ходе визита двусторонние переговоры В.В.Путина с Президентом Гватемалы О.Берже, исключительно теплый прием, оказанный гватемальцами российскому руководителю, ознаменовали новый этап в отношениях России с этой страной, а визит в целом, в котором были задействованы сотни россиян, многочисленные СМИ, по-новому высветил для российской общественности эту далекую и до того малоизвестную у нас страну.
Для Гватемалы этот визит, который Президент О.Берже охарактеризовал как исторический, имел важное геополитическое значение, поскольку, принимая столь радушно российского президента, она фактически окончательно порвала с наследием холодной войны, со своей ролью одного из последних оплотов гегемонии США в Латинской Америке.
На памяти старших поколений Гватемала приобрела международную известность в связи с буржуазно-демократической революцией 1944 года, которая была подавлена десять лет спустя Соединенными Штатами и их ставленниками в гватемальской армии в сговоре с диктаторскими режимами Сомосы из Никарагуа и Трухильо из Доминиканской Республики. С начала 1960-х годов Гватемала в течение 36 лет была ареной кровопролитной гражданской войны, в ходе которой повстанческие силы добивались решения неотложных социально-экономических и политических проблем прежде всего индейцев, составляющих около половины населения страны. Проблем, которые уже начали было решаться в конституционных рамках, но этот процесс был насильственно прерван под фальшивым предлогом угрозы "коммунистической экспансии". Гражданская война стоила стране более 200 тыс. жизней гватемальцев.
Несмотря на географическую и геополитическую дистанцию Гватемалы от России, взаимный интерес народов наших стран имеет свою довольно давнюю историю.
Первые официальные контакты между ними восходят к 1880 году, когда состоялся обмен посланиями между главами двух государств -Президентом Гватемалы Р.Барриосом и императором Александром II, - в которых выражались пожелания налаживать связи между двумя странами и народами. В дальнейшем, в силу бурных событий в обеих странах, это намерение долго не получало практической реализации, если не считать взаимных поездок отдельных писателей, ученых и экспедиций, оставивших интересные документальные свидетельства.
Дипломатические отношения между нашими странами насчитывают свыше 60 лет. Они были установлены в условиях победоносного наступления Красной армии против фашистской Германии, что совпало также с приходом к власти в Гватемале прогрессивного Президента Х.Аревало. 19 апреля 1945 года в Вашингтоне состоялся обмен соответствующими нотами между послом СССР в США А.А.Громыко и поверенным в делах Гватемалы в США Э.Лопесом об установлении дипотношений. Неделю спустя после германской капитуляции Х.Аревало направил И.В.Сталину поздравление, на которое советский руководитель ответил благодарностью. О значении, которое гватемальское правительство придавало отношениям с нашей страной, свидетельствует направление уже в начале 1946 года в Москву в качестве официального представителя Гватемалы в ранге посланника выдающегося писателя Л.Кардосы-и-Арагона, но спустя несколько месяцев по финансовым соображениям он был отозван. А затем после свержения преемника Х.Аревало Президента Х.Арбенса в 1954 году на период холодной войны отношения были заморожены, хотя формально никогда не прерывались.
Вместе с тем гватемальцы хорошо помнят факт установления дипотношений между нашими странами, свидетельством чего явилось торжественное празднование 60-летия дипотношений, отмеченное обменом поздравительными посланиями министров иностранных дел обеих стран, торжественным мероприятием в МИД Гватемалы с участием министра и российского посла, а также практически всего дипкорпуса. В старейшем университете Центральной Америки - Сан Карлос, основанном в 1676 году и имеющем богатые демократические традиции, ведущие отсчет еще со времен испанского владычества, состоялась конференция "60 лет двусторонних отношений Гватемала - Россия: прошлое, настоящее, будущее".
Возрождение официального интереса в Гватемале к нашей стране относится к середине 1980-х годов - началу перестройки в СССР и переходу Гватемалы от полосы диктаторских режимов к власти, формируемой в результате более менее демократических выборов, которая к тому же приступила к переговорам с повстанцами о мирном урегулировании многолетнего внутреннего конфликта.
Россия совместно с другими заинтересованными государствами и международными организациями поддерживала мирный процесс в Центральной Америке, который, наряду с Никарагуа и Сальвадором, распространялся и на Гватемалу. Кстати, начало этому процессу было положено в гватемальском городе Эскипуласе в 1986 году при Президенте В.Сересо. На церемонии подписания Договора о прочном и длительном мире между правительством Гватемалы и представлявшим интересы повстанцев Гватемальским национальным революционным единством (29 декабря 1996 г.) присутствовал специальный представитель Президента России, который передал его личное послание Президенту Гватемалы. Трое российских офицеров участвовали в миссии военных наблюдателей ООН по контролю за выполнением мирных соглашений.
С начала 90-х годов прошлого века шло последовательное повышение уровня российско-гватемальских отношений: подписание коммюнике об обмене диппредставительствами, учреждение гватемальского посольства в Москве, аккредитация в Гватемале посла России по совместительству, аккредитация российского дипломата из посольства в Коста-Рике в качестве временного поверенного в делах и, наконец, создание самостоятельного российского посольства и вручение в феврале 2008 года верительных грамот послом России с постоянным местом пребывания в Гватемале. Следует подчеркнуть, что открытие полномасштабного российского посольства в Гватемале, о чем шла речь в течение ряда лет, было ускорено в результате визита В.В.Путина в эту страну.
В плане конкретного сотрудничества по восходящей развивался политический диалог между нашими странами. В результате первого в истории двусторонних отношений официального визита в Москву в 1999 году министра иностранных дел Гватемалы Э.Стейна (впоследствии - вице-президента страны, участника в этом качестве переговоров 2007 г.) был подписан ряд основополагающих соглашений о сотрудничестве в различных областях, дополненных заключением в 2000 году министрами иностранных дел обеих стран Договора о принципах отношений между Российской Федерацией и Республикой Гватемала.
Впоследствии как послу по совместительству мне довелось принимать участие в организации и проведении в рамках Соглашения о консультациях между МИД России и Гватемалы целого ряда политических встреч на различных уровнях и по различной тематике: политконсультаций заместителя министра иностранных дел С.И.Кисляка с руководством гватемальского МИД по широкому кругу актуальных международных и региональных проблем и вопросам двусторонних отношений, а до этого первых межмидовских консультаций на уровне директоров территориальных департаментов, прошедших впервые консультаций по вопросам прав человека и др. Позиции двух государств сверялись по тематике реформирования и повышения эффективности ООН и ее органов, миротворчества (Гватемала участвует в операциях ООН по поддержанию мира в Гаити и Конго), противодействия вызовам и угрозам нового поколения (велась проработка межправительственного соглашения об антинаркотическом сотрудничестве), деятельности Совета ООН по правам человека, развития региональной интеграции. При этом констатировалось совпадение или близость позиций сторон по этим и другим ключевым вопросам.
Гватемала, будучи председателем pro tempore Центральноамериканской интеграционной системы (ЦАИС), организации, со странами-членами которой Россию объединяет Меморандум о взаимопонимании о создании механизма политического диалога и сотрудничества, была организатором в октябре 2007 года первого раунда консультаций по международной и латиноамериканской проблематике на уровне директоров департаментов МИД России и стран - членов ЦАИС. По итогам был принят ряд рекомендаций, в том числе по развитию отраслевого сотрудничества между Россией и странами этой интеграционной организации.
С 2000 года идет регулярный обмен парламентскими делегациями между нашими странами, причем их, как правило, возглавляют руководители парламентов, и в ходе переговоров обсуждается весь спектр отношений, включая торгово-экономические, в развитии которых парламентариям обеих стран принадлежит важная роль. Так, парламентская делегация во главе с председателем Конгресса, посетившая Россию в июле 2006 года, наряду с переговорами с председателем Госдумы России Б.В.Грызловым, была принята заместителем председателя правительства России А.Д.Жуковым, министром иностранных дел России С.В.Лавровым, имела беседы в Министерстве экономического развития и торговли, в органах законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В последние годы большое место в наших отношениях заняло согласование двустороннего межправительственного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве, в чем особую заинтересованность проявляла гватемальская сторона. Соглашение, предоставляющее сторонам режим наибольшего благоприятствования, было особенно важным для сахаропроизводителей Гватемалы, так как по соглашению вдвое уменьшались таможенные пошлины на сахар - основную статью гватемальского экспорта в Россию. За счет этих поставок к нам (Россия была вторым импортером гватемальского сахара после Южной Кореи) товарооборот между нашими странами в отдельные годы, когда торговля сахаром велась на квотной основе, превышал 100 млн. долларов. Заинтересованность была настолько высокой, что гватемальское правительство обусловило подписание Гватемалой согласованного уже двустороннего протокола о присоединении России к ВТО введением в действие указанного соглашения. В конце концов, незадолго до визита В.В.Путина, оба эти документа были синхронизированно подписаны, и торговое соглашение вступило в силу, что позволило обоим президентам выразить надежду на существенный рост взаимного товарооборота.
В эти годы были заложены перспективы диверсификации товарной номенклатуры, в том числе за счет высокотехнологичной продукции, поставок российских большегрузных автомобилей, оборудования для полиции, развития сотрудничества в сфере энергетики и т.д. Гватемальская сторона выражала также заинтересованность в подключении России к многосторонним проектам стран Центральной Америки, Мексики и Колумбии в рамках "плана Пуэбла - Панама".
Правительство О.Берже, завершившее свой срок пребывания у власти 14 января 2008 года, внесло заметный вклад в развитие сотрудничества с Россией, и главным событием в этом плане оно по праву считает рабочий визит в Гватемалу В.В.Путина. При этом его значение выходит за рамки Гватемалы и имеет, по мнению многих гватемальских обозревателей, общерегиональное звучание.
Главы обоих государств выступили в поддержку углубления политического диалога, развития разнопланового сотрудничества, в том числе в таких чувствительных сферах, как борьба с терроризмом, наркотрафиком, оргпреступностью, военно-техническое сотрудничество. В этой последней сфере, кстати, предложения нашего "Рособоронэкспорта" по модернизации гватемальской армии, втрое сокращенной при администрации Берже, были признаны местными специалистами как лучшие среди предложений других стран.
Гватемальское руководство в ходе визита поддержало подключение российских компаний к различным проектам, среди них развитие дорожной инфраструктуры и строительство "сухого канала", геотермальная энергетика, намерение РАО "ЕЭС России" налаживать сотрудничество в области электроэнергетики. С гватемальской стороны говорилось и о перспективах сотрудничества в атомной энергетике.
Как было отмечено В.В.Путиным в ходе пресс-конференции по итогам визита, развитие сотрудничества между Россией и Гватемалой поможет нашим компаниям развивать свою экономическую деятельность и на территории прилегающих государств и интеграционных объединений: для России - это общий рынок США, Канады и Мексики, а также другие латиноамериканские страны, для Гватемалы - это возможность продвижения своих товаров на постсоветское пространство. Итоги переговоров дали основание российскому президенту охарактеризовать Гватемалу как перспективного для нас партнера.
Позитивный резонанс в Гватемале имела также наша готовность увеличить число госстипендий России для гватемальских студентов, в целом поощрять культурные связи. В.В.Путин особо отметил интерес в России к культуре майя, связанный также с именем нашего выдающегося ученого Ю.В.Кнорозова, расшифровавшего письменность майя, причем он это сделал, не покидая стен Ленинградского музея этнографии. Непосредственно же в местах проживания индейцев майя он побывал уже незадолго до своей кончины в 1999 году.
Перспективным направлением сотрудничества, по общему мнению, является сфера туризма, где Гватемала известна на весь мир своими памятниками культуры майя (прежде всего - древний город Тикаль с его пирамидами), средневековой столицей Антигуа с характерной испанской колониальной архитектурой, живописными вулканами, озерами и, конечно, оригинальными ремесленными изделиями.
Важной вехой в отношениях России и Гватемалы стало открытие и начало функционирования в конце 2007 года самостоятельного российского посольства, что будет способствовать осуществлению целой программы реализации договоренностей, достигнутых в ходе переговоров двух президентов 3 июля 2007 года, и дальнейших шагов по развитию российско-гватемальских отношений в политической, торгово-экономической, образовательной, культурной, спортивной, военно-технической областях. О.Берже, выражавший симпатии олимпийской кандидатуре России, приглашен В.В.Путиным в качестве почетного гостя на зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.
Вместе с тем, говоря о перспективах двусторонних отношений, следует иметь в виду, что они в большой степени связаны с курсом нового Президента А.Колома, одержавшего убедительную победу во втором туре выборов 4 ноября 2007 года (с преимуществом более чем в 5% голосов) и вступившего в должность 14 января 2008 года. Новый президент Гватемалы - левоцентристский деятель социал-демократического толка, который завоевал президентский пост с третьей попытки, причем впервые он баллотировался на высшую государственную должность как кандидат от левой коалиции, в которую входило упоминавшееся Гватемальское национальное революционное единство. Впоследствии он порвал с ней, убедившись в нежизненности даже для страны столь резких социальных контрастов, как Гватемала, крайне левой, экстремальной модели. На выборах 2003 года Колом занял второе место после О.Берже.
В своей избирательной платформе Колом, главным соперником которого на выборах 2007 года был сторонник "сильной руки" отставной генерал Перес Молина, и возглавляемая Коломом партия Национальный союз надежды продвигали курс на глубокие социальные преобразования в интересах неимущего населения (более 50% гватемальцев находятся за чертой бедности), и прежде всего наиболее бесправной его части - индейцев, на борьбу с преступностью, охватившую все стороны жизни гватемальского общества, на укрепление его демократических основ, региональное развитие страны. В то же время он добивался поддержки со стороны предпринимательских кругов, выступал за упрочение отношений с США (где находятся 1,2 млн. гватемальских мигрантов, переводящих солидные суммы на родину), другими западными странами за диверсификацию внешней политики страны.
Колом считает себя последователем революции 1944 года, наследником борьбы, которую гватемальский народ вел в течение 50 лет после ее поражения и раны которой, как он заявил в своей инаугурационной речи 14 января 2007 года, еще кровоточат. Социальная политика, по его словам, будет основным инструментом достижения гармонии в стране, ее единства и примирения. А это крайне необходимо, поскольку, как говорил Колом автору этих строк, мирные соглашения 1996 года в лучшем случае выполнены на одну треть, а проблемы земельной собственности, беззаконие в отношении индейцев и других неимущих, расовая дискриминация остаются весьма острыми. Управляемость, которой он хочет добиться в Гватемале и в чем не преуспели его предшественники, невозможна без обеспечения безопасности и справедливости для населения, без ликвидации безнаказанности, искоренения мафиозных структур и оргпреступности. Важной частью программы его правительства является обеспечение занятости (создание 700 тыс. рабочих мест), повышение производительности экономики и в то же время уважение частной собственности. И вновь во главу угла Колом поставил обязательства, которые он взял в ходе кампании перед индейским населением (он является единственным из белых индейским священником, что придает ему особое влияние среди индейцев).
Серьезным испытанием для нового президента, по всеобщему признанию, будут отношения с военными, на которых опирался его соперник Перес Молина. Первые шаги Колома показали, что он не остановится перед преданием суду тех из них, которые замешаны в зверствах против мирного населения. Коренного реформирования требует коррумпированная полиция страны, от чего во многом зависит обуздание преступности.
Большой гибкости от президента потребуют отношения с Конгрессом, где фракция его Национального союза надежды, хотя и является относительно самой крупной, но не имеет абсолютного большинства, что сделает необходимым создание альянсов и выработку компромиссов.
Первые шаги нового президента в области внешней политики говорят о его стремлении развивать сотрудничество с соседней Мексикой и центральноамериканскими странами, другими государствами региона, продвигать процессы региональной интеграции. Как социал-демократ, он будет ориентироваться на "прогрессивные, современные и демократические" страны, такие как Бразилия, Чили и Испания, чьей помощью и поддержкой он заручился в ходе двусторонних визитов.
В то же время новый президент и его ближайшее окружение не избегают контактов с Кубой, Венесуэлой и другими странами более левого спектра, выступают за развитие сотрудничества с ними. Так, вице-президент Р.Эспада, посетивший Кубу, высказался за сотрудничество с ней не только в сфере здравоохранения, но и в области энергетики, горнодобывающей промышленности и т.д.
Еще задолго до избирательной кампании, а затем, будучи официальным кандидатом на пост президента, Колом в неоднократных беседах с российским послом по совместительству высказывался за укрепление сотрудничества с Россией, в том числе в сфере энергетики, борьбы против наркотрафика, оргпреступности, за доступ Гватемалы к передовой российской технике и технологиям.
В беседе с автором этих строк буквально на следующий день после своей победы на выборах Колом заявил, что при его администрации отношения с Россией приобретут новую динамику во всех областях. Он высоко отзывался об итогах визита В.В.Путина в Гватемалу и высказывался за скорейшее претворение в жизнь достигнутых в ходе него договоренностей. Колом выражал пожелание посетить Россию для конкретизации областей сотрудничества и подписания соответствующих документов. Присутствовавший при этом новый вице-президент Р.Эспада, известный кардиохирург, оказывавший в свое время помощь Б.Н.Ельцину в составе команды крупнейшего американского специалиста Дебейки, также выразил готовность всячески содействовать сближению Гватемалы с Россией.
Победа А.Колома, одержанная на фоне кризиса в Гватемале и других странах региона неолиберальной модели развития, создает новую обстановку в Центральной Америке, когда самая крупная страна региона встает на путь многовекторного, социально ориентированного развития. Демократические изменения в Гватемале, в свою очередь, объективно укрепляют базу нашего взаимодействия с этой страной и при успешном осуществлении заявленных новым правительством ключевых целей и задач будут способствовать развитию многопланового российско-гватемальского сотрудничества, приобретению этой страной большего веса в международных и региональных делах.