Интервью

 

А.Г.Оганесян, главный редактор  журнала "Международная жизнь": Александр Владимирович, позвольте начать нашу беседу с темы, которая возникает сразу, когда речь заходит о Ближнем Востоке. Как идет процесс урегулирования палестино-израильского конфликта? Насколько эффективна "Дорожная карта", какая часть маршрута уже пройдена?

А.В.Салтанов, заместитель министра иностранных дел России, специальный представитель Президента Россий-
ской Федерации по Ближнему Востоку:
Начну с "Дорожной карты". Это - реальный юридический документ, утвержденный резолюцией Совета Безопасности ООН и лежащий в основе практических шагов, направленных на достижение урегулирования на Ближнем Востоке. Прежде всего речь идет, конечно, о поисках решения ключевого вопроса, палестинского, ставшего причиной арабо-израильского конфликта. Но "Дорожная карта" также предусматривает на последующих этапах выход на всеобъемлющее урегулирование этой сложной проблемы.

"Дорожная карта" - это не расписанный по градусам, минутам и секундам документ. Это, скорее, пунктиром прочерченные определенные этапы, на которые нужно обращать особое внимание в ходе переговорного процесса. "Дорожная карта" не предполагает конкретных решений. Это документ, который дает основания для ведения переговоров, поскольку все проблемы должны решаться - это общее убеждение - в рамках переговорного процесса.

К сожалению, надо сказать, что выполнена она в очень малой части. Я бы даже сказал, в малой части, касающейся первой фазы, обозначенной в "Дорожной карте". Речь идет о принятии мер, которые должны способствовать продвижению самого переговорного процесса. Например, палестинцы должны выполнить в полном объеме обязательства по обеспечению мер безопасности, реструктурированию палестинских сил безопасности и обеспечению, естественно, безопасности для Израиля. В значительной мере здесь усилия предпринимались, предпринимаются и продолжают предприниматься. Это признается практически всеми.

Есть еще одно важное обязательство - это прекращение израильской поселенческой деятельности на оккупированных палестинских территориях. Проблема поселений, хотя она и не являлась предварительным условием для ведения переговоров, но в силу реального развития событий стала подлинным препятствием для того, чтобы палестинцы и израильтяне вступили в прямой диалог, в прямые переговоры. Вот почему Генеральный секретарь ООН, Россия, целый ряд наших партнеров высказываем свою самую глубокую озабоченность в связи с решением комитета планирования муниципалитета города Иерусалима о строительстве новых объектов на оккупированной части этого города.

Повторю, возник целый ряд препятствий на пути к восстановлению переговорного процесса. Примеры из истории Ближнего Востока показывают: как только останавливается переговорный процесс, процесс урегулирования, в силу вступают иные факторы, очень тревожные, которые зачастую приводят к серьезным потрясениям в регионе. Именно поэтому мы выступает за то, чтобы сделать максимум возможного для восстановления прямого диалога между Палестинской национальной администрацией и правительством Израиля. Эта ситуация, к сожалению, не позволяет сейчас говорить о каких-то примерных сроках созыва Московской конференции по Ближнему Востоку. В принципе, ее необходимость признается и непосредственно вовлеченными сторонами, и нашими партнерами по "квартету", и в целом международным сообществом. Но мы исходим, и не только мы, из того, что конференция ради конференции не нужна. Более того, проводить крупные международные встречи, которые не дают результата, даже может оказаться контрпродуктивным.

А.Г.Оганесян: Известно, что и в палестинском, и  израильском обществах нет единства по поводу путей решения конфликта. Осложняют ли эти обстоятельства работу международной и российской дипломатии?

А.В.Салтанов: Безусловно, осложняют. Для того чтобы этих осложнений было поменьше, Россия выступает за восстановление палестинского единства, за достижение соглашения, выработанного при содействии Египта о межпалестинском примирении. Со своей стороны мы стараемся помогать Египту как государству, играющему ключевую роль в урегулировании этого вопроса. Вы знаете, что у нас есть контакты и с ХАМАС, в рамках которых мы постоянно убеждаем лидеров этого движения в необходимости стать выше над любыми соображениями, которые не ведут к тому, чтобы реализовались подлинные, законные чаяния палестинского народа. Конечно, мы работаем со всеми палестинскими сторонами, считаем, что без палестинского единства на платформе, которая бы отвечала законным интересам палестинского народа и тем потребностям, которые выдвигает сам по себе мирный процесс, очень сложно говорить о достижении окончательного статуса для палестинцев.

А.Г.Оганесян: Одним из приоритетов внешней политики администрации Президента США Б.Обамы декларируется вывод войск из Ирака и передача власти демократическому иракскому правительству. Как обстоят дела на этом направлении?

А.В.Салтанов: Мы можем констатировать, что продвижение к заявленным администрацией Соединенных Штатов целям уже идет. Было заключено соглашение о выводе американских войск из Ирака и регулировании их временного пребывания на иракской территории. Часть этого соглашения уже выполняется. Речь идет о том, что американские войска уходят с городских улиц и дислоцируются на специально отведенных базах. Это уже произошло. И значительная часть ответственности за безопасность в Ираке передана правительству Ирака и его силам безопасности. Могу даже засвидетельствовать лично, поскольку я был недавно в Багдаде и сам видел, что улицы столицы полностью контролируются иракскими соответствующими подразделениями. Но, конечно, это начало пути. Еще многое нужно будет сделать для того, чтобы укрепить потенциал силовых структур Ирака, продолжать процесс формирования национальных властных структур. Сейчас предстоят парламентские выборы, они намечены на январь 2010 года. В результате них будет сформировано новое правительство. Это и есть пути политического процесса, который должен привести к полному восстановлению иракской государственности и контроля иракской национальной власти на своей территории. Недавние террористические акции на улицах столицы, в других городах говорят о том, что подполье, несогласное с тем, чтобы шел процесс стабилизации и нормализации в Ираке, продолжает действовать. Оно обладает достаточными возможностями, чтобы наносить время от времени удары.

А.Г.Оганесян: Как, на ваш взгляд, развиваются российско-иракские отношения в общем и в сфере энергетики и нефтяной отрасли в частности?

А.В.Салтанов: Мы рассчитываем на то, что дружественные отношения с Ираком будут традиционно развиваться. Эти дружественные отношения насчитывают десятилетия, если не больше. Они существовали и до Саддама Хусейна. Уверены, что они будут у нас и с нынешним, новым Ираком развиваться к взаимной выгоде обеих стран и обоих народов. Наверное, трудно было бы эти традиционные связи  разорвать. О чем речь идет? При содействии нашей страны на территории Ирака создано немало крупных объектов - промышленных, сельскохозяйственных и энергетических.

В основном наши компании, которые работают в Ираке, заняты в жизненно важной для Ирака сфере - в энергетике, в электроэнергетике. Российские компании присутствовали там и в сложное военное время, и в сложные периоды последних лет. Сегодня речь идет о реабилитации части электростанций - их восстановлении и возобновлении их работы на полную мощность. Видно, что иракские партнеры заинтересованы в сотрудничестве в этой сфере.

В электроэнергетике работает такая известная российская компания, как "Технопромэкспорт", в нефтяном секторе большой интерес проявляют наши флагманы "Газпромнефть", "Роснефть", "Лукойл", "Татнефть". Они лицензировались и участвуют в тендерах.

А.Г.Оганесян: Что вы можете сказать о проблеме безопасности российских граждан, которые работают в Ираке?

А.В.Салтанов: Конечно, это очень животрепещущая тема. Что касается МИД России, то мы делаем все возможное, чтобы никто из российских граждан не пострадал. Наша задача заключается в том, чтобы побуждать иракских партнеров предпринимать соответствующие меры. Главное, что иракская сторона готова обсуждать условия безопасности и уже делает это. Мы будем продолжать работать в этом направлении.

А.Г.Оганесян: Королевство Саудовская Аравия играет важную роль и в мире, и на Ближнем Востоке. Эта страна обладает наибольшими запасами разведанной нефти в регионе. Большое значение придается ее политической позиции. Религиозные деятели Саудовской Аравии имеют весомое влияние в мусульманском мире. Скажите, пожалуйста, насколько важна для России сбалансированная политика Саудовской Аравии?

А.В.Салтанов: Я бы подчеркнул, что Королевство Саудовская Аравия - это очень важный и крупный партнер России. Мы с руководством королевства разделяем общие подходы в отношении тех процессов, которые происходят в мире. Это относится и к созданию новой международной системы отношений, которая была бы основана на полицентричности, была бы более демократичной. Это, кстати, относится и к такой важной теме, как налаживание диалога между различными культурами и религиями. Здесь наши инициативы очень тесно сопрягаются с инициативами, с которыми выступает король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз, и мы взаимодействуем по этой тематике. Еще один важный сегмент - это наше взаимное стремление к содействию в урегулировании конфликтных ситуаций, и прежде всего урегулированию такого крупного конфликта, каким является арабо-израильский. На этой основе идет очень интенсивный диалог между Москвой и Эр-Риядом - это и обмен письмами, и направление посланников с той и другой стороны. Я глубоко убежден, что это движение, позитивное, конструктивное, будет продолжаться.

Мы учитываем и такой факт, как роль и вес королевства в исламском мире в целом. После того как в 2005 году Россия заняла место наблюдателя в Организации Исламская конференция, поле для нашего диалога стало еще шире. Убеждены, что политика Саудовской Аравии - это важный фактор не только регионального масштаба, но и международного в целом, и фактор, который играет стабилизирующую роль. Взять, допустим, проблемы, связанные с обеспечением энергетической безопасности, - нас очень многое сближает с Саудовской Аравией. Мы исходим из того, что вопросы, связанные с нефтью и в целом с углеводородным сырьем, энергетическим сырьем, должны решаться как при соблюдении интересов производителя, так и интересов потребителя. А это содействует стабилизации энергетических рынков, что отвечает также и интересам России.

А.Г.Оганесян: Как развиваются двусторонние российско-израильские отношения?

А.В.Салтанов: Двусторонние отношения между Россией и Израилем развиваются довольно динамично. Достаточно сказать, что в этом году, если не ошибаюсь, в России побывали шесть членов израильского правительства, я уже не говорю о визите Президента Израиля, премьер-министра и министра иностранных дел. С нашей стороны Израиль посетил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации В.А.Зубков, целый ряд других ответственных представителей России нанесли визиты в Израиль. Имеется хорошая основа для развития взаимовыгодного сотрудничества и вообще связей с Израилем. Прежде всего, я имею в виду наличие более чем миллиона наших соотечественников, проживающих в Израиле, которые отнюдь не порывают отношения с Россией, наоборот, они связаны с русской культурой. Они заинтересованы в том, чтобы отношения между Израилем и Россией развивались, а это облегчает просто человеческие контакты. Кстати, этому способствует заключение соглашения о безвизовых поездках. Россия была первой из стран Содружества независимых государств, которая заключила такое соглашение с Израилем.

Но есть и некоторые другие важные моменты. Мы можем взаимосопрягать некоторые достижения или некоторые возможности российской экономики и израильской экономики. Речь идет, в частности, и о сотрудничестве в высокотехнологичных отраслях, таких как нанотехнологии, об энергетическом сотрудничестве. Большие возможности, на наш взгляд (и это на взгляд и израильских партнеров), открывает взаимодействие в области сельского хозяйства, имея в виду высокий уровень агротехники, достигнутый в Израиле, и наличие большого потенциала в России. Мы можем активно взаимодействовать в области мирного использования космоса. Сейчас обсуждается проект соглашения, которое открыло бы новые возможности для сотрудничества на данном направлении. Мы можем сотрудничать в области промышленных НИОКР и в целом ряде других сфер - медицине, современных методах образования, в том числе дистанционном образовании. Это тот потенциал, который необходимо задействовать, и израильская сторона к этому готова.

А.Г.Оганесян: Нередко появляется информация об усилении присутствия Китая в Африке и даже его конкурентной борьбе в этом регионе с другими государствами. Какие позиции занимает Россия в Африке сегодня?

А.В.Салтанов: Это общеизвестный факт, что китайские экономические возможности очень активно, энергично реализуются на африканском континенте.

Как следует из китайских источников, общий объем экономических связей между Китайской Народной Республикой и африканским континентом достиг приблизительно 107 млрд. долларов. Это потрясающая, впечатляющая цифра.

У многих стран это вызывает определенную озабоченность. Но таковы законы конкуренции. Мы считаем, что Африка настолько обширна, она настолько нуждается в иностранном содействии, что места для работы на этом континенте, для сотрудничества с африканскими странами, которое приносило бы выгоду прежде всего  даже самим африканским странам, хватит всем. Наши интересы продвигаются не так активно, как нам хотелось бы, не так активно, как хотелось бы нашим африканским друзьям. Особый импульс развитию наших связей с Африкой, конечно, дал визит Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Африку. Но я хотел бы напомнить, что уже на протяжении последних восьми лет нарастала политическая активность на африканском континенте. В.В.Путин, будучи президентом, посещал Африку, несколько председателей правительства Российской Федерации посещали Африку. Но ясно, что наши усилия нужно наращивать. Осознание этого есть и у целого ряда российских компаний.

Вместе с тем Африка нуждается в помощи. Я не стал бы называть Африку зоной бедствия: не надо забывать, что в последние докризисные годы темпы экономического роста в целом по континенту составляли около 5%. Немало.

Это не значит, что решаются все проблемы. Действительно, в Африке есть и зоны бедствия, но есть и зоны роста. С учетом этого международное сообщество, и прежде всего "восьмерка", выработало целый ряд шагов, которые призваны помогать африканским странам выходить на дорогу устойчивого экономического роста. Существует программа официальной помощи развития, которая после некоторой модернизации должна выйти на сумму порядка 50 млрд. долларов в год. Речь идет не только о чисто финансовой помощи, а о содействии или, скажем так, финансировании национальных программ внутри Африки. Конечно, главная ответственность лежит на плечах самих африканцев, но, как я сказал, они нуждаются в помощи. И создана целая структура фондов, которые призваны помогать бороться с различными пандемиями, бедностью, безграмотностью, формировать современную систему образования и так далее, и так далее. Россия во всех этих фондах участвует. Счет нашего вклада - велик. Но я бы хотел сказать, что мы активно участвуем, даже, можно сказать, лидируем, в списании задолженностей африканских стран. За последние годы Россия списала порядка 20 млрд. долларов. Это снимает бремя с национальных бюджетов и позволяет перенаправлять средства на национальные программы развития.

Есть еще одна болевая точка, которая мешает тому, чтобы начался действительно такой полнокровный процесс устойчивого развития, - это конфликтные ситуации на африканском континенте.
К сожалению, их пока еще много, хотя некоторые из них силами самих африканцев, но при активном содействии международного сообщества удалось урегулировать. Россия участвует во всех миротворческих операциях, которые осуществляются под эгидой ООН на африканском континенте. Мы готовим кадры африканских миротворцев, для национальных сил безопасности, национальных вооруженных сил, которые могли бы также участвовать в африканских миротворческих операциях.