ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ и региональной интеграции, создающие благоприятные условия становлению мирового хозяйства посредством стирания экономических граней между странами, континентами и торговле без границ, предоставили человечеству широкие возможности для дальнейшего прогрессивного развития. Но, к сожалению, происходящие обновления международных отношений и изменения в государствах умело использует в своих целях наркобизнес, который в последнее время приобрел транснациональный характер. Являясь отражением этих возможностей, он в определенной степени выступает и причиной, и следствием важных перемен в глобальной политике и экономике.

Обретению таких масштабов влияния на современное мироустройство транснациональному наркобизнесу, по мнению ряда отечественных и зарубежных специалистов, способствует ряд факторов.

Это наблюдаемая в некоторых странах политическая и экономическая нестабильность, ослабляющая защитные функции государствообразующих систем, институтов власти и управления от криминального влияния организованной наркопреступности и ведущая к углублению кризиса в этих странах, что связано с использованием значительных наркодоходов для достижения политических и экономических целей, в том числе путем развязывания и поддержания межнациональных конфликтов.

Это также отсутствие или несовершенство законодательства или контроля его исполнения в сочетании с обострением социально-экономических проблем; коррумпированность представителей органов власти, которые получают прибыль от незаконной деятельности в сфере наркобизнеса. Стремясь обезопасить свой бизнес и уйти от ответственности, наркопреступники стимулируют коррупцию, тратя значительную часть прибыли на подкуп чиновников и получение необходимой информации; наличие благоприятных условий для отмывания наркодоходов.

Наконец, координация преступной деятельности региональных и транснациональных наркогруппировок, создающая тем самым условия для бесконфликтного сотрудничества с целью получения сверхдоходов от наркобизнеса.

Подобного рода экспансия транснационального наркобизнеса объясняется наличием в его распоряжении баснословных денег, которые необходимо преумножать и защищать. Так, по информации ООН и МВФ, ежегодная сумма прибыли от незаконного оборота наркотиков в мире составляет около 600 млрд. долларов или 7,6% от мировой торговли, а также легализуется до 1,5 трлн. долларов, полученных от торговли наркотиками, что соответствует 5% стоимости мирового валового продукта и, в сущности, является свидетельством тому, что в рамках теневой экономики сформировалась еще одна самостоятельная область, которую называют экономикой наркоторговли: сегодня 70% денег, находящихся в руках криминальных группировок, получены именно от наркобизнеса.

Переброску героина, опиума, кокаина и синтетических наркотических средств на мировые нелегальные рынки сбыта наркопреступники осуществляют по ранее разработанным магистральным каналам, в частности: из Афганистана - в страны Центральной Азии, Иран, Китай, Пакистан, Индию, на Ближний Восток и в Европу; из Лаоса - в близлежащие страны Юго-Восточной Азии и в регион Океании; из стран Латинской Америки - в Северную Америку и Европу; из Европы - в страны СНГ и Азию. В региональном масштабе эти каналы подразделяются на множество других мелких, охватывающих паутиной отдельные страны и группы стран. В Россию афганские опиаты попадают в основном из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и Казахстана, а синтетические наркотики - амфетамин, метамфетамин, экстази и ЛСД - из Нидерландов, Польши и Германии через Западные и Северо-Западные регионы. Кокаин перевозится напрямую из Латинской Америки и транзитом через другие государства курьерами на самолетах, а также в контейнерах морским транспортом.

По оценкам экспертов ООН, в мире наркотики употребляют свыше 200 млн. человек в возрасте от 15 до 64 лет, в том числе марихуану около 140 млн., кокаин - 13 млн., героин - 8 млн., стимуляторы амфетаминового ряда - 30 млн. человек. В России 90% наркозависимых отдают предпочтение афганским опиатам (100% героина на российском нелегальном рынке афганского происхождения).

 Количество потребителей наркотиков в мире увеличивается с каждым годом, причем главным образом за счет поражения наркотиками наиболее уязвимой части населения - молодежи.

Операции с наркотиками приносят от 300 до 2000% прибыли, что делает их привлекательными как для транснациональных преступных организаций, так местных групп преступников, чьей целью является получение максимальной прибыли в короткие сроки. Одни только колумбийские картели в конце 90-х годов XX века извлекали из торговли наркотиками в США 20 млрд. долларов ежегодной прибыли, что суммарно сравнимо с бюджетами стран отдельных регионов Латинской Америки, Африки и Азии.

По данным правоохранительных органов США, ежедневные расходы наркомана на покупку наркотиков составляют в среднем 30-50 долларов. В Германии потребитель героина расходует в среднем 150 евро в день. В Украине наркоман, употребляющий экстракционный опий, расходует на это вещество от 600 до 1000 гривен ежемесячно. Поскольку таких денег нет у большинства наркопотребителей, 95% из них добывают необходимые деньги кражами, а другие сами торгуют наркотиками.

В Великобритании наркоманами совершаются 75% всех преступлений. Для покрытия затрат на приобретение наркотиков лицу с наркозависимостью в этой стране необходимо около 43 тыс. фунтов стерлингов в год.

Героиновый наркоман в России ежедневно тратит 1200-2000 рублей. По оценке специалистов, до 60% имущественных преступлений (краж, грабежей, разбоев и вымогательств) совершаются наркоманами с целью получения средств для приобретения наркотиков. В 2007 году правоохранительными органами России расследовано и раскрыто около 156 тыс. наркопреступлений, а за январь-ноябрь 2008 года - более 145 тысяч.

Поскольку нелегальный наркорынок охватывает все регионы мира и практически каждую нацию, легализация денег, полученных в результате торговли наркотиками, приобрела транснациональный уровень. Так, Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) приводит информацию о том, что в США и Западной Европе ежегодно легализуется около 85 млрд. долларов. Эта сумма, по заключению экспертов ООН, превышает валовой национальный продукт (ВНП) 75% стран мира, в частности, она превосходит ВНП Португалии или Польши и лишь немного уступает ВНП Гонконга. В Австралии ежегодно отмывается более 3 млрд. долларов, в России - от 2 до 7 млрд. наркодолларов.

Работу российских наркополицейских на этом направлении характеризует следующий пример: в 2007 году расследовалось уголовное дело в отношении преступной группы, причастной к незаконной банковской деятельности и отмыванию доходов через нелегальную систему международных денежных переводов "Хавала", которая ежемесячно легализовывала и переводила за рубеж до 400 млн. рублей. Всего по делу были выявлены незаконные операции на 3 млрд. 805 млн. рублей. По итогам проведенных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, к уголовной ответственности привлечено 11 активных членов указанной преступной группы, в состав которой входили граждане России и Афганистана.

По заключению экспертов, если бы удалось перекрыть основные каналы отмывания наркодолларов, то наркобизнес потерял бы свою привлекательность для транснациональной мафии. Но такое может произойти лишь в случае, когда затраты наркоструктур на поддержание своего институционного функционирования будут превышать доходы, получаемые от наркоторговли. По данным Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН), наркобизнес мог бы стать невыгодным при условии, что из незаконного оборота будет изыматься 75 % произведенного наркотического товара. При существующих масштабах незаконного оборота наркотиков на общую сумму 600 млрд. долларов в год наркобизнес останется рентабельной отраслью при затратах на свои цели даже в 400 млрд. долларов в год.

Данный вывод является подтверждением наличия устойчивой тенденции к расширению наркосегмента в составе теневой экономики, в основу которого заложена глубоко укоренившаяся система, включающая механизмы управления и контроля, рынки сбыта, налаженную инфраструктуру распространения наркотиков и защиты наркобизнеса от органов власти, развития новых специфичных угроз национальной и коллективной безопасности. В их ряду наркоугроза, представляющая собой совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным политическим и социально-экономическим интересам личности, общества и государства, обретает реальную возможность для усиления разлагающего давления на регионы и континенты, дальнейшего расширения сфер своего функционирования и проявления.

По определению исследователей данной проблемы, в международной сфере наркоугроза проявляется в негативном влиянии на международные отношения, расширении масштабов транснациональной преступности, финансировании акций международного терроризма; в сфере государственного управления - во влиянии на принятие политических решений, росте коррупции, поскольку на финансирование и подкуп поступают значительные криминальные средства от незаконного оборота наркотиков; в экономической сфере - в нанесении ущерба экономической безопасности государства и сообщества государств, ослаблении функционирования единого экономического пространства и разрушении традиционных экономических отношений, подрывном воздействии на принятие экономических решений; в социальной сфере - в объективном влиянии на рост смертности населения, сопутствующих заболеваний, социальное расслоение общества, демографический спад в регионах с высокой степенью их потребления; в информационной сфере - в сущности наркотиков как разрушительной субкультуры.

С учетом этого значительно повышается актуальность консолидированного участия мирового сообщества в борьбе с возрастающей наркоугрозой. Особенно если учесть, что существующие международно-правовые институты и организационные структуры в силу ряда объективных причин не способны в достаточной степени эффективно реагировать на вызовы транснациональной наркопреступности. Несмотря на множество принятых международных конвенций, рекомендаций и резолюций единого правового поля для борьбы с транснациональным криминалом еще не создано. Национальные законодательства не гармонизированы с действующими международными актами, а эффективность мер международно-полицейских структур остается по-прежнему низкой и отстает от активных и мобильных действий наркобизнеса.

Даже авторитетные международные, межправительственные организации, участвующие в организации противодействия транснациональной наркопреступности, из-за необходимости соблюдения формальных процедур, вытекающих из национального права, существенно запаздывают в своих решениях по созданию институтов и механизмов такого противодействия. Есть проблемы и в межведомственном сотрудничестве в рамках функционирования правоохранительных систем государств.

Бесспорным фактом является то, что определяющее влияние на развитие мировой наркоситуации оказывают афганские наркотики. Отмечаемая в последние годы эскалация их производства и поставок остается одним из главных источников глобальной угрозы для мирового сообщества. По оценке экспертов ООН, в 2007 году в Афганистане было произведено 820 тонн героина, а в 2008 году - от 900 до 1000 и более тонн.

Размер афганской земли, используемой под посадки мака, больше, чем сумма соответствующих площадей, задействованных для выращивания коки в Латинской Америке (в Колумбии, Перу и Боливии вместе взятых). Афганистан производит 93% всемирного рынка опиатов, потеснив Китай XIX века, население которого в то время было в 15 раз больше, чем население современного Афганистана.

По имеющимся данным, 15-19% производимого в Афганистане героина нелегально транспортируется через государства Центральной Азии и Россию в Европу, за исключением тех объемов, которые оседают в транзитных странах. Так, на 88-й сессии МККН, состоявшейся в 2007 году в Вене, были объявлены результаты проведенного силами 150 специальных счетчиков мониторинга наркоситуации в 508 деревнях Афганистана. По их оценке, в 2006 году из Афганистана было вывезено 550 тонн героина, главным образом через Иран, Пакистан и центральноазиатские страны.

Несомненно, это может свидетельствовать как о недостаточной эффективности принимаемых правоохранительными органами указанных стран мер с целью перекрытия каналов его контрабанды, так и слабой защищенности границ государств, по территории которых пролегают наркотрафики, что не позволяет международному сообществу установить надежный заслон трафику, в частности афганского героина. Правда, о прозрачных границах и необходимости их укрепления и возведения надежных барьеров на наркомаршрутах только в течение последних лет сказано и писано много, но ощутимых реальных шагов в этом направлении не сделано. Как говорится, "воз и ныне там". К тому же надо отметить, что, к сожалению, антинаркотические усилия правительства Афганистана и находящихся там международных сил не дали ожидаемых результатов. Более того, со времени ввода в Афганистан контингентов войск США и НАТО производство опиатов в стране возросло в несколько раз, что невольно наводит на мысль о целесообразности проведения соответствующего мониторинга сложившейся ситуации.

В странах Центральной Азии, подвергшихся прямой экспансии афганских наркотиков, по оценкам экспертов, отмечается рост потребления опиатов. Так, проблемные потребители наркотиков составляют свыше 1% населения региона или около 600 тыс. человек, в то время как в странах Западной Европы этот показатель составляет 0,75%, в Азии - 0,32%. В Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане наблюдается расширение наркомании и сопутствующих ей заболеваний среди молодежи, рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, объемов изымаемых наркотиков различных видов, среди которых в последнее время отмечены в небольших количествах синтетические наркотические средства, что является новым элементом складывающейся в регионе наркоситуации. Данное обстоятельство свидетельствует также и о том, что преступные наркогруппировки начали использовать "Северный маршрут" для доставки в центральноазиатские страны "синтетики".

      Российская Федерация, как неотъемлемая часть мирового сообщества, в полной мере испытывает на себе растущую наркоугрозу. Наркомания и связанная с ней преступность превратились в одну из главных проблем национальной безопасности государства. На сегодняшний день только на официальном учете состоят 537 тыс. человек, которые регулярно принимают наркотики. Неофициальная же цифра может быть значительно выше: согласно методикам ООН, она обычно превосходит приведенные статистические данные примерно в четыре-пять раз. Как отметил директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков  (ФСКН) России В.П.Иванов в начале декабря 2008 года на пресс-конференции по наркопроблематике, уровень потребления наркотиков в России превышает в восемь раз аналогичные показатели в странах Европы, от передозировки наркотиков ежегодно умирает 10 тыс. человек. Наркомания обходится России в 1,5 трлн. рублей, а объем социально-экономического ущерба России от нее достигает в совокупности 2,5% валового внутреннего продукта. В сочетании с тем, что, по данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 40 млн. россиян проживает в неблагоприятных условиях и 1 миллион - на территориях с опасным уровнем загрязнения, эта картина выглядит удручающей с точки зрения наличия возможностей для пополнения армии наркоманов и реализации наркоугрозы, как минимум, в социальной и экономической сферах.

Важнейшим в плане активизации противостояния наркоугрозе, исходящей с территории Афганистана, явилось принятое главами государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в апреле 2003 года в Душанбе решение об усилении борьбы с наркоманией и наркобизнесом как финансовой базы транснациональной и иной организованной преступности. Это решение позволило развернуть масштабную антинаркотическую деятельность, разработать и реализовать ряд организационно-управленческих и оперативно-профилактических мер по противодействию наркоугрозе, создать и ввести в действие механизмы интеграции правоохранительных систем государств Евразийского региона.

В 2004 году был создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств - членов ОДКБ (председатель - директор ФСКН России) с главной задачей обеспечить интеграцию антинаркотической деятельности правоохранительных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана (в  2008 г. присоединился Узбекистан), подготовку и проведение с участием всех заинтересованных сторон международных антинаркотических операций по перекрытию каналов контрабанды наркотиков.

В настоящее время КСОПН объективно стал координационным штабом антинаркотических сил государств региона и эффективным центром многоуровневой системы международного сотрудничества. В ходе его деятельности выработаны стратегия противодействия нарастающей наркоугрозе, методика и механизмы, которые позволяют решать задачи борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Данная стратегия формировалась с учетом складывающейся в регионе наркоситуации, оценки проводимых заинтересованными сторонами мероприятий по предупреждению наркопреступности и эффективности проведения совместных международных оперативно-профилактических мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков. При этом учитывались особенности законодательной, нормативной правовой базы государств - членов ОДКБ, специфика и практика деятельности компетентных органов, а также сложившиеся за последние годы традиции сотрудничества в рамках региональных и субрегиональных организаций.

Стержнем стратегии является комплекс мер, направленных на интеграцию правоохранительных систем государств - членов ОДКБ, развитие организационно-управленческих механизмов и правовой основы координации в сфере контроля за оборотом наркотиков, совершенствование оперативно-розыскной деятельности компетентных органов по борьбе с организованной наркопреступностью, в том числе путем создания и использования объединенного банка данных о состоянии производства, транзита, потребления и оборота наркотиков в Евразийском регионе, и решение вопросов подготовки кадров и научно-технического сотрудничества.

В рамках реализации этой стратегии и последовательно реализуя российскую инициативу по созданию антинаркотических и финансовых "поясов безопасности" вокруг Афганистана, в 2003-2008 годах под эгидой КСОПН проведено 11 этапов (каждый - продолжительностью пять дней) международной антинаркотической операции "Канал", в ходе которых выявлено и перекрыто 80 новых межстрановых, межрегиональных и межконтинентальных маршрутов контрабанды наркотиков, выявлено около 51 тыс. наркопреступлений, из незаконного оборота изъято 106 тонн наркотических средств, психотропных веществ и сильнодействующих веществ, в том числе 22 тонны гашиша, 6,5 тонны героина, около 1,6 тонны кокаина, значительное количество марихуаны, опия и синтетических наркотических средств, а также 2817 тонн прекурсоров, 5797 единиц огнестрельного оружия и 194 тыс. штук боеприпасов.

Следует отметить, если в 2003 году участниками операции были лишь государства - члены ОДКБ, то в 2007-2008 годах в работе Международного координационного штаба по руководству и управлению операцией участвовали представители 21 государства Латинской Америки, Европы, Азии и США, а также Интерпола, ОБСЕ и ЕАГ (Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма). Этот процесс имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему развитию.

Несомненно, регулярное проведение операции "Канал" ставит Россию, которая является организатором и на сегодняшний день единственным донором этого проекта, реализуемого в его нынешнем формате, в ранг международного координатора деятельности правоохранительных органов и специальных служб государств Евразийского региона в антинаркотической сфере.

Об актуальности и перспективности проводимой в рамках операции совместной антинаркотической работы неоднократно отмечалось со стороны руководителей специализированных структур международных организаций и правоохранительных органов многих государств. В этой связи интересна информация, отраженная в тематическом докладе Госдепартамента США, в котором делается акцент на том, что регулярные операции "Канал", проводимые с участием компетентных органов государств - членов ОДКБ и наблюдателей, позволяют своевременно выявлять и перекрывать маршруты транспортировки наркотиков из Афганистана.

Одним из главных итогов состоявшегося в Вене в декабре 2007 года заседания политгруппы "Париж - 2 - Москва - 1" является решение о расширении географического охвата операцией "Канал" за счет подключения к ней Китая и Балканских государств, что свидетельствует о повышении международного статуса этого регионального антинаркотического проекта.

Становлению операции "Канал" предшествовала значительная организационная работа представителей компетентных органов государств - членов ОДКБ по выработке системы подготовки и проведения крупномасштабных международных антинаркотических мероприятий. Эта работа имела два тесно связанных между собой направления - создание института координации в качестве штаба по руководству и управлению операцией, а также шлифование механизмов многостороннего сотрудничества и взаимодействия. В результате был создан Международный координационный штаб как инструмент решения вопросов организации и обеспечения эффективного руководства всеми задействованными в операции силами и средствами. Задачи координации мероприятий операции в странах возложены на национальные межведомственные штабы в составе представителей специально уполномоченных антинаркотических ведомств, таможенных и пограничных служб, органов безопасности и внутренних дел государств - членов ОДКБ. Для координирования деятельности национальных межведомственных штабов с позиций Международного координационного штаба, обеспечения непосредственного взаимодействия всех заинтересованных сторон было создано Оперативное управление Международного координационного штаба с центром в ФСКН России.

В целом была создана система руководства и управления международными антинаркотическими операциями, позволяющая оперативно принимать решения, устраняющая необходимость многочисленных согласований за счет централизации на уровне Международного координационного штаба функции антинаркотических структур государств, участвующих в операции "Канал".

В сентябре 2008 года Советом коллективной безопасности ОДКБ принято решение о придании операции "Канал" постоянного статуса, и в этой связи Исполнительное бюро КСОПН во взаимодействии с компетентными органами государств - членов ОДКБ проводит необходимую организационную работу, которая позволит мобилизовать значительные силы и средства для борьбы с транснациональным наркобизнесом в регионах ее проведения.