Использование данных о двусторонней торговле для иллюстрации развития экономического сотрудничества между государствами - дело привычное. Так, известно, что на страны АСЕАН приходится 1,8% российского экспорта и 3,9% импорта товаров* (*Данные ФТС России за 2015 г. без учета Камбоджи, Лаоса и Мьянмы. В предшествующие годы на эти три страны приходилось не более 0,1% как товарного экспорта, так и импорта России.), 1,4% экспорта и 2,4% импорта услуг** (**Данные Банка России за январь-сентябрь 2015 г. без учета Камбоджи, Лаоса и Мьянмы.). В свою очередь, для стран АСЕАН Россия является рынком сбыта 0,4% товаров и источником их импорта - 1,4%1. На первый взгляд показатели - скромные. Но насколько по ним можно судить об экономических взаимосвязях и взаимозависимости России и государств - членов АСЕАН в современном глобализированном мире?

Международная торговля сегодня все чаще рассматривается не просто как продажа товаров из одной страны в другую, а как часть глобальных цепочек создания стоимости. Это результат международной фрагментации производства, когда производственный цикл выходит далеко за национальные границы, а про товары говорят, что они, скорее, «сделаны в мире», нежели в конкретной стране2. Типичный пример - «iPhone» компании «Apple», который, хотя и собирается в Китае и вывозится в США, является в большей мере американским товаром - по происхождению стоимости, - чем китайским3. Таких примеров становится все больше. Неудивительно, что ОЭСР, ВТО и ЮНКТАД в докладе к саммиту «Группы двадцати» 2013 года назвали цепочки создания стоимости доминирующей чертой мировой экономики, которую необходимо серьезно изучать4.

Можно ли представить себе, что российские экспортные товары - пусть даже сырьевые - проходят через некую производственную цепочку в других странах АТР и таким образом участвуют в создании более сложных изделий, которые затем экспортируются в страны АСЕАН? Или что страны АСЕАН используют российские товары для производства своего экспорта, например, в Японию, США и страны ЕС? Представить, конечно, можно: в современной экономике это вполне реалистично. Ведь и в продукции «Apple» используется стекло из оксида алюминия (искусственного сапфира), поставляемое российским предприятием. Другой вопрос - можно ли получить количественную оценку таких опосредованных торговых связей? Еще недавно это было невозможно, но появление новых баз данных и развитие вычислительной методологии позволяют ответить и на этот вопрос в первом приближении.

Для анализа глобальных цепочек создания стоимости в последнее время используются межстрановые таблицы «затраты - выпуск» - усовершенствованные версии межотраслевых балансов, предложенных В.Леонтьевым в 1930-х годах и хорошо известных отечественным экономистам. Эти данные не лишены недостатков. Так, невозможно отследить и измерить производственные цепочки на уровне «каждого айфона». Разрешение данных позволяет увидеть только укрупненные отрасли, например производство электронного и оптического оборудования. При этом таблицы «затраты - выпуск» публикуются с ощутимым опозданием - нередко через пять лет после отчетного периода. В использованной для расчетов в настоящей статье базе данных ОЭСР (OECD Inter-Country Input-Output Tables) наиболее актуальная информация - за 2011 год, а в целом она охватывает 61 страну и период с 1995 по 2011 год.

Итак, как же выглядят торгово-экономические связи России с АСЕАН через призму глобальных цепочек создания стоимости? Вообще говоря, цепочка создания стоимости выражается в том, что одни товары и услуги используются в производстве других товаров и услуг. Прямые экспортно-импортные операции - лишь часть этой цепочки, лежащая «на поверхности». Получить представление об участии в ней отдельных стран можно, пересчитав экспорт по конечному назначению вывозимой продукции, а импорт - по первоначальному происхождению добавленной стоимости, как показано на рис. 1 и 2.

На первый взгляд альтернативная оценка с учетом глобальных производственных цепочек практически не меняет положения России и стран АСЕАН в иерархии торговых партнеров друг друга. В странах АСЕАН (за исключением Лаоса и Мьянмы) происходит конечное использование 2,8% российского экспорта товаров и услуг (в то время как им направляется 2,6% прямого экспорта), а для АСЕАН Россия является страной конечного назначения 1,5% экспорта (1,1%, рис. 1). Импорт России состоит на 3,3% из добавленной стоимости, созданной в странах АСЕАН (прямой импорт из АСЕАН - 3,1% от совокупного), а импорт АСЕАН на 2,1% «сделан» в России (1,4%, рис. 2).Но это означает, что на каждые 100 долларов прямого экспорта стран АСЕАН в Россию приходятся 139 долларов экспорта, который достигает России через производственные цепочки. На каждые 100 долларов прямого импорта стран АСЕАН из России приходятся 153 доллара добавленной стоимости российского происхождения в их совокупном импорте.

Рисунок 1

Экспорт России и государств - членов АСЕАН (кроме Лаоса и Мьянмы) по основным торговым партнерам, 2011 г., в млн. долларов

Источник: расчет автора на основе OECD Inter-Country Input-Output (ICIO) Tables, edition 2015.

Рисунок 2

Импорт России и государств - членов АСЕАН (кроме Лаоса и Мьянмы) по основным торговым партнерам, 2011 г., в млн. долларов

Источник: расчет автора на основе OECD Inter-Country Input-Output (ICIO) Tables, edition 2015.

Предыдущее исследование показало, что многоступенчатый механизм создания стоимости проявляется в основном в направлении экспорта из России в страны АСЕАН5. Российская добавленная стоимость фактически скрыта в экспорте третьих стран в страны АСЕАН и, в свою очередь, в экспорте стран АСЕАН в третьи страны. Добавленная стоимость, созданная в отраслях «добыча полезных ископаемых» и «производство химических и минеральных продуктов» на территории России, входит в состав производимых в странах АСЕАН товаров и услуг - как для внутреннего потребления, так и на экспорт.

В результате оказывается, что произведенные на Филиппинах нефтепродукты на 10,4% «сделаны в России», а произведенные в Таиланде - на 5,3%. Продукция металлургии в Таиланде «сделана в России» на 3,7%, а на Филиппинах - на 3,4% (см. рис. 3-А). В среднем по АСЕАН в каждых 100 долларов нефтепродуктов местного производства заложены 2,6 доллара стоимости, созданной в России, а каждые 100 долларов металлов она составляет 2,4 доллара. Наконец, из каждых 100 долларов услуг электро-, газо- и водоснабжения, оплачиваемых населением стран АСЕАН, 1,5 доллара в конечном счете «уходит» в Россию (см. рис. 3-Б). Это немалый вклад в масштабах аналогичных показателей других стран, в том числе Японии и США.

Рисунок 3

Добавленная стоимость российского происхождения в производстве отдельных видов конечной продукции в странах АСЕАН, 2011 г., в %

Источник: расчет автора на основе OECD Inter-Country Input-Output (ICIO) Tables, edition 2015.

 

Сырьевая ориентация российского экспорта отнюдь не означает, что производственные цепочки с участием российских предприятий и отраслей носят примитивный или ограниченный характер. Экспорт сырьевых материалов, а также промышленных компонентов и сопутствующих услуг ставит отрасль ближе к началу производственной цепочки, а экспорт готовой, конечной продукции - ближе к ее концу, где находится уже конечный потребитель. Сырая нефть и природный газ, прошедшие первичную обработку металлы как раз и являются теми товарами, которые помещают Россию в начало сложных цепочек создания стоимости, оканчивающихся как в странах АСЕАН, так и в третьих странах, далеко за пределами Юго-Восточной Азии.

Приведем небольшой пример. Экспорт полезных ископаемых (в основном - сырой нефти) из России в страны АСЕАН в 2011 году составил около 4,7 млрд. долларов. Еще на сумму 4,2 млрд. долларов полезные ископаемые из России были сначала вывезены в третьи страны, где они были использованы в производстве товаров и услуг, затем поставлены в страны АСЕАН. В основном это продукция нефтеперерабатывающих, металлургических и химических предприятий. Так, 335 млн. долларов - стоимость российской нефти, использованной в производстве южнокорейских нефтепродуктов на экспорт в страны АСЕАН, 168 млн. долларов - китайских, 91 млн. долларов - тайваньских и т. д.

Что происходит далее с этими нефтепродуктами - «носителями» стоимости российских полезных ископаемых, а также и собственно с нефтью, вывозимой из России в направлении АСЕАН? Действительно, они используются в производстве уже более сложных изделий - в основном предприятиями электронной и оптической индустрии - и в процессе оказания услуг транспортными компаниями. В составе экспорта АСЕАН в Китай компьютерного, электронного и оптического оборудования 134 млн. долларов - это те самые полезные ископаемые, добытые в России, в экспорте той же продукции в США - 45 млн. долларов. Стоимость российской нефти и газа, использованных прямо или косвенно транспортными предприятиями из стран АСЕАН для оказания услуг китайским партнерам, составила около 70 млн. долларов, индийским - 58 млн. долларов, японским - 29 млн. долларов.

Значительная часть производственной цепочки располагается внутри АСЕАН. Во взаимном экспорте нефтепродуктов и транспортных услуг стран-участниц соответственно 342 млн. долларов и 114 млн. долларов можно отнести на стоимость российского углеводородного сырья. Пожалуй, это небольшие цифры в масштабе двустороннего экспорта нефтепродуктов и прочих товаров и услуг стран - участниц АСЕАН. Однако они показывают, что на российском экспорте сырья цепочка не заканчивается, а только начинается!

Нечто подобное обнаруживает и анализ производственной цепочки в металлургической отрасли. При прямом экспорте металлов из России в страны АСЕАН на сумму 4,3 млрд. долларов в 2011 году еще 2,7 млрд. долларов можно рассматривать как экспорт посредством производственных цепочек. Поскольку здесь сильны внутриотраслевые связи, продукция российских металлургических предприятий в основном достигает страны АСЕАН в форме продукции предприятий той же отрасли в Японии, Южной Корее, а также через взаимный экспорт. Помимо металлургической продукции российский металл в той или иной форме необходим предприятиям в странах АСЕАН для производства и экспорта компьютерного, электронного и оптического оборудования, в том числе в сумме 151 млн. долларов - в Китай, 54 млн. долларов - в США. Еще один заслуживающий внимания факт: 91 млн. долларов - стоимость российского металла, использованного в производстве автомобилей, которые страны АСЕАН поставляют друг другу.

Рис. 4 представляет визуализацию рассмотренных выше примеров с полезными ископаемыми и металлами, и это только самый простой вариант такой визуализации.

Рисунок 4

Российские полезные ископаемые и металлы в производственных цепочках между АСЕАН и отдельными странами Азиатско-Тихоокеанского региона

Примечание: пунктирными линиями обозначен прямой и опосредованный экспорт российской продукции, сплошными линиями ° - полезные ископаемые и ° - металлы российского происхождения в экспорте Н - нефтепродуктов, М - металлов, Х - химических продуктов, К - компьютерного, электронного и оптического оборудования, Т - транспортных услуг. Ширина стрелок соответствует стоимости российской продукции в экспорте стран-партнеров.

Источник: расчет автора на основе OECD Inter-Country Input-Output (ICIO) Tables, edition 2015.

 

Очевидно, что экспортируемые из России товары последовательно претерпевают обработку и многократно пересекают границы на пути в страны АСЕАН. Возникает вполне естественный вопрос: сколько раз российскому товару приходится пересекать границы, пока он не достигнет конечного потребителя в одной из стран АСЕАН? Методология на основе межстрановых таблиц «затраты - выпуск» позволяет рассчитать и этот показатель - средневзвешенное число пересечений границ, и он является хорошим индикатором длины производственной цепочки, связывающей экспортера и потребителя* (*Поскольку цепочка создания стоимости, по сути дела, бесконечна, число пересечений границ на каждом этапе цепочки приходится взвешивать по стоимости той части экспорта, которая дошла до этого этапа. Результат принимает значения от 1 (экспорт по определению должен пересечь границу хотя бы один раз), как правило, до 3.).

Итак, российский экспорт по состоянию на 2011 год пересекал границы в среднем 2,4 раза на пути до конечного потребителя в одной из стран АСЕАН. Это означает, что в среднем экспортная цепочка создания стоимости до стран АСЕАН длиннее, чем до многих других торговых партнеров России - ЕС, США, Китая, Южной Корея и Индии (см. рис. 5-А). При этом она постепенно увеличивается: 2,2 в 1995 году и 2,3 в 2005 году. Если сравнить между собой основных партнеров АСЕАН по диалогу, то у России цепочка получается самая длинная (см. рис. 5-Б). Например, экспорт ЕС пересекает в среднем 2 границы, пока не найдет здесь своего потребителя, экспорт США - 1,8 границ, а экспорт Китая - 1,7.

Рисунок 5

Средневзвешенное число пересечений границ на пути экспорта из России в страны АСЕАН, 2011 г.

Источник: расчет автора на основе OECD Inter-Country Input-Output (ICIO) Tables, edition 2015.

Таким образом, российским товарам и услугам приходится в среднем преодолевать больше границ на пути до потребителей в странах АСЕАН, чем товарам-конкурентам других экспортеров. Возможно, это сказывается на интенсивности производственных цепочек.

Что касается экспорта в обратном направлении, то на пути из стран АСЕАН в Россию в среднем возникают 1,9 границы в 2011 году (1,8 - в 2005 г., 1,5 - в 1995 г.). Это объясняется тем, что экспорт АСЕАН в большей степени состоит из готовых для использования изделий. Таким образом, страны АСЕАН, в отличие от России, располагаются в середине или ближе к концу глобальных цепочек создания стоимости.

Как ни странно, но именно поставки сырьевых ресурсов и материалов во многом обеспечивают интеграцию России в цепочки создания стоимости с участием стран АСЕАН. Если в двусторонней торговле доминировала бы продукция обрабатывающих отраслей промышленности, предназначенная в основном для конечного потребления, то, судя по характеристике экспорта стран АСЕАН в Россию, можно предположить, что связи через механизмы производственных цепочек были бы слабее. При этом не очевидно, что каждая или хотя бы одна из сторон смогла бы извлечь бόльшую добавленную стоимость из такой торговли.

Полученные результаты свидетельствуют, что товары российского происхождения активно участвуют в создании стоимости производящейся в странах АСЕАН продукции, которая предназначена как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Вероятно, в будущем появятся новые, более совершенные базы данных, которые позволят провести углубленный, более детальный анализ цепочек создания стоимости с участием России и членов АСЕАН.

 

 

 1Данные Секретариата АСЕАН: ASEAN Statistics. ASEAN trade by selected partner country/region, 2014 // http://www.asean.org/storage/2015/12/table19_asof21-Dec-2015.pdf

 2Инициатива ВТО «Сделано в мире» (“Made in the World”) // http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/miwi_e/miwi_e.htm

 3Экспериментальные работы по разложению на составляющие розничной цены iPhone 4 в США, импортируемого из Китая (Assembled in China), показали, что добавленная стоимость собственно китайского происхождения, а именно затраты труда, составляет в ней менее 2%, тогда как на США - в основном на прибыль самой «Apple» - приходится более 60%. Остальная часть стоимости происходит из Южной Кореи, Японии, Тайваня, ЕС и других стран. См.: Kraemer K.L., Linden G., Dedrick J. Capturing Value in Global Networks: Apple’s iPad and iPhone. Personal Computing Industry Center Working Paper. Irvine: University of California, 2011.

 4OECD, WTO and UNCTAD. Implications of Global Value Chains for Trade, Investment, Development and Jobs. Report prepared for the «G20» Leaders Summit, Saint Petersburg (Russian Federation), September 2013 // http://www.oecd.org/trade/G20-Global-Value-Chains-2013.pdf.

 5Мурадов К.Ю. Россия - АСЕАН: торговля и глобальные производственные цепочки // Мировая экономика и международные отношения. 2015. №8. С. 25-39.