Г-н П.Рангсимапон выступает в личном качестве, его позиция может не совпадать с официальной позицией Правительства Королевства Таиланд.

Россия прошла большой путь с того момента, когда она воспринималась как «больной человек Азии»1. Период президентства Б.Н.Ельцина, отмеченный высокой степенью турбулентности, сменился более уверенным, стабильным и наступательным поведением России на мировой арене при правлении тандема В.В.Путина и Д.А.Медведева. Несмотря на то что Россия серьезно пострадала от падения цен на энергоносители и западных санкций, введенных в отношении нее после вхождения Крыма в состав России в 2014 году, военные действия России в Сирии показывают, что с ней необходимо считаться и она по-прежнему остается державой, претендующей на лидирующую роль в международных отношениях.

Желание сохранить свой статус великой державы и быть признанной в качестве таковой является важным фактором, оказывающим влияние и на отношения России и АСЕАН. Сами страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) и АСЕАН в 1990-х годах играли периферийную роль во внешней политике России. Эта ситуация начала меняться в 1996 году, когда министром иностранных дел стал Е.М.Примаков. Он уделял большее внимание отношениям России с Азией и центрам силы, расположенным там, включая АСЕАН. Азиатский геополитический ландшафт соответствовал представлениям Примакова о многополярности, особенно учитывая тот факт, что некоторые государства региона разделяли российскую обеспокоенность по поводу односторонних действий США. В частности, в рамках АСЕАН наиболее критическую позицию по поводу внешней политики США занимал премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад. Окончание холодной войны также привело к тому, что страны АСЕАН перестали воспринимать Россию как угрозу, в то время как сама Россия стала посматривать на «экономических тигров» Юго-Восточной Азии как на перспективных торговых партнеров, чей опыт экономического развития мог бы быть полезен России.

К концу 1990-х годов в состав АСЕАН вошли все страны Юго-Восточной Азии. Тем самым организация увеличила свой политический вес и полезность в глазах России. Кроме того, АСЕАН стала часто претендовать на «центральную роль» в процессах азиатско-тихоокеанского регионализма, выступая в качестве движущей силы формирования таких институтов, как Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Восточноазиатский саммит (ВАС), для присоединения к которым  России было необходимо заручиться согласием АСЕАН. В связи с этим увеличивалось и значение самой Ассоциации для России2. С точки зрения Москвы российское участие в этих форумах являлось отражением формального признания роли России в международных делах и ее великодержавного статуса со стороны стран региона. Получение Россией статуса партнера АСЕАН по диалогу в июле 1996 года было воспринято российскими дипломатами как подтверждение того, что Россия рассматривалась в качестве необходимого участника региональных политических и экономических структур3.

В АСЕАН, однако, отсутствовало единство мнений относительно роли России, что, в частности, отразилось в дискуссии по поводу принятия России в ВАС. В декабре 2005 года, в ходе первой встречи ВАС в Малайзии, ряд стран АСЕАН выступили против российского присоединения к этой структуре, мотивируя свою позицию тем, что в отношениях России и АСЕАН отсутствовала необходимая содержательная глубина. Они также опасались размывания роли самой Ассоциации. Тогдашний генеральный секретарь АСЕАН Онг Кенг Йонг отмечал, что значение России для АСЕАН остается «под вопросом»4. Компромисс был достигнут путем придания России статуса наблюдателя и приглашения ее на инаугурационное заседание Восточно-азиатского саммита. Но в 2010 году ситуация претерпела изменения в связи с активным ростом экономической и политической роли Китая в регионе. В результате в 2011 го-ду страны АСЕАН были вынуждены пригласить Россию и США к участию в ВАС, для того чтобы уравновесить экономически растущий Китай.

Еще одним известным скептиком вовлечения России в региональные дела был бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю. В 2000 году он предположил, что Россия не сможет стать крупным игроком в Восточной Азии, как минимум, в ближайшие 20 лет5. С момента его предсказания уже прошло 16 лет, и 20 лет - с того времени, когда Россия и АСЕАН вступили в отношения диалогового партнерства. За прошедшие два десятилетия АСЕАН и Россия поступательно развивали эти отношения, преодолевая и внешние, и внутренние сложности. Усилия России по расширению экономических связей с Азией, предпринятые накануне российского председательства в АТЭС в 2012 году, и введение санкций со стороны США и ЕС в отношении России мотивировали ее внимательнее присмотреться к своим партнерам в АТР.

Учитывая сказанное, в представленной статье предпринимается попытка оценить, в какой степени оправдалось предсказание Ли Куан Ю применительно к отношениям России и АСЕАН. Диалоговое партнерство России и АСЕАН рассматривается в контексте трех сообществ АСЕАН, о создании которых Ассоциация объявила в 2015 году (в области политики и безопасности, экономики и в социокультурной сфере). В заключение дается общая оценка состояния диалогового партнерства, которому в этом году исполняется 20 лет.

Политика и безопасность

Взгляд из АСЕАН

Учитывая то значение, которое Россия придает вопросам внешней политики и безопасности, ее роль в качестве одного из ведущих мировых игроков, российский военный потенциал и позиции лидирующего экспортера вооружений, можно предположить, что основные возможности расширения диалогового партнерства России и АСЕАН лежат как в раз в этой плоскости. Россия и ряд стран АСЕАН придерживаются схожих политических взглядов. Представления Кремля о «суверенной демократии», в рамках которой Россия сама устанавливает критерии для определения степени демократичности своего политического режима, сохранение высокой степени контроля во внутренних делах, независимая внешнеполитическая линия - все это импонирует некоторым странам Ассоциации. Более того, российская позиция, подчеркивающая невмешательство во внутренние дела других стран, соответствует ключевым нормам АСЕАН, включающим уважение суверенитета и консенсусное принятие решений.

В связи с экономическим ростом Китая в Азии и его территориальными претензиями в Южно-Китайском море ряд стран АСЕАН с большим интересом восприняли попытки России осуществить поворот в Азию, надеясь, что Россия, несмотря на тесные отношения с Китаем, сможет уравновесить его. Москва также хотела бы играть определенную роль в процессах экономического подъема Азии, обозначаемых некоторыми исследователями как «век Азии», поскольку именно там, как отметил российский министр иностранных дел С.В.Лавров, формируются основы нового миропорядка6.

АСЕАН и Россия поддерживают хорошие отношения в области политики и безопасности, основываясь на политической приверженности России идеям мирного регионального развития, заложенным в Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, участником которого Россия является с 2004 года. Россия принимает участие в ряде форумов АСЕАН в области политики и безопасности, включая встречи министров иностранных дел и министров обороны, Региональный форум АСЕАН по безопасности и ВАС. Первый саммит Россия - АСЕАН прошел в 2005 году в Куала-Лумпуре, второй - в 2010 году в Ханое. Третий, юбилейный саммит пройдет в Сочи в мае 2016 года. На саммите планируется принять Комплексную программу действий на период 2016-2020 годов и совместное заявление по итогам саммита. В Сочи также будет представлен доклад Группы видных деятелей Россия - АСЕАН, которая была создана в 2015 году для того, чтобы провести общую оценку отношений двух сторон, наметить пути к расширению сотрудничества и сформулировать рекомендации для дальнейшего развития отношений.

Россия и АСЕАН заинтересованы в развитии сотрудничества в таких ключевых областях, как антитеррористическая деятельность, борьба с организованной преступностью и отмыванием денег. Взаимодействие в этих сферах регулярно обсуждается на встречах старших должностных лиц России и АСЕАН.

Тем не менее сохраняется ощущение, что интенсивность двусторонних дискуссий пока не всегда влечет за собой конкретные действия, а политическая воля к сотрудничеству проявляется лишь спорадически. Как отметил один таиландский комментатор, среди всех отношений диалогового партнерства отношения России и АСЕАН в наибольшей степени требуют дальнейшего развития, а российский Президент В.В.Путин редко участвует в форумах, организуемых АСЕАН. Все это приводит к тому, что личное взаимопонимание российских и асеановских лидеров оказывается на низком уровне7.

В самих странах АСЕАН и среди лидеров Ассоциации также отсутствует глубокое понимание России. Как отметил бывший генеральный секретарь АСЕАН Сурин Питсуван, «Россия представляет собой далекую и неизвестную страну. Она далека от нас не только географически, но и психологически»8. Следовательно, и лидерам России, и лидерам АСЕАН необходимо предпринять дополнительные усилия для того, чтобы преодолеть этот психологический барьер. Все это требует приложения политической воли и системности действий. Без этого предстоящий саммит в Сочи рискует превратиться в еще одно символическое событие без реального наполнения.

Взгляд из России

Для многих внешних наблюдателей в течение двух прошедших лет Китай стал основным объектом российского разворота в Азию9. Эта точка зрения подкрепляется количеством и масштабом российско-китайских встреч на высшем уровне, включая визит Президента В.В.Путина в Китай в мае 2014 года и визиты Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в марте 2013-го и в мае 2015 года. Россия и Китай продолжают поддерживать друг друга в ООН, взаимодействовать в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС, международной структуры, объединяющей Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР. И ШОС, и БРИКС являются важными составляющими усилий России сформировать собственную сеть региональных и глобальных форумов, где Россия была бы, как минимум, на равных с другими участниками и, как максимум, могла бы иметь право решающего голоса.

С этой точки зрения АСЕАН и асеаноцентричные институты в АТР (АРФ, ВАС) также важны для России, поскольку являются международными платформами, в рамках которых Россия может представлять собственное видение регионального развития в области политики и безопасности. Несмотря на то что эти институты не принимают обязывающих решений, они характеризуются инклюзивностью, в отличие от той версии региональной системы, которую пытаются выстраивать США, основываясь на двусторонних альянсах и квазиальянсах с Японией, Южной Кореей, Филиппинами и рядом других стран региона.

Отношения с АСЕАН в области политики и безопасности важны для России по ряду причин. Россия воспринимает АСЕАН в качестве одного из центров полицентричной региональной системы в АТР и, следовательно, как одного из важных партнеров, наряду с Китаем, для взаимодействия по наиболее актуальным политическим вопросам и вопросам безопасности. Именно по этой причине в рамках заседаний ВАС в 2013 году Россия при поддержке Китая и Брунея выдвинула инициативу создания инклюзивной региональной архитектуры, которая могла бы обеспечить неделимость безопасности для всех региональных игроков10.

Россия и АСЕАН придерживаются общей повестки дня в том, что касается региональной нормативной культуры и принципов международного взаимодействия. Вопросы уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга равно важны как для России, так и для АСЕАН, сформировавшей в своей деятельности собственный свод нормативных принципов, известный под коллективным названием «путь АСЕАН». Они являются неотъемлемой частью ключевых документов Ассоциации, например Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Он был подписан членами АСЕАН в 1976 году. Впоследствии присоединение к нему стало императивом для всех диалоговых партнеров Ассоциации, включая Россию.

Учитывая все факторы, рассмотренные ранее, можно утверждать, что АСЕАН сейчас воспринимается российской политической элитой в качестве важного элемента развития многосторонних процессов в Азии. Такое восприятие АСЕАН отразилось, в частности, в идее, выдвинутой российским Президентом В.В.Путиным в его ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2015 году, о создании партнерских отношений между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС)* (*Евразийский экономический союз представляет собой региональный интеграционный блок в Евразии, объединяющий Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию.), ШОС и АСЕАН. Однако реализация этой идеи будет зависеть от конкретных практических шагов, направленных на сближение не только России и АСЕАН, но также ЕАЭС и АСЕАН.

Экономические отношения

Взгляд из АСЕАН

У АСЕАН и России имеется хороший потенциал для развития экономических отношений. Россия обладает большими запасами энергетических ресурсов, мощной научной и технологической базой, в том числе в сфере ядерной энергетики, а также современным военно-промышленным комплексом. Страны АСЕАН, в свою очередь, стремятся к диверсификации источников энергетических ресурсов, им также необходимы относительно недорогие по своей стоимости, но качественные технологии и вооружение. И Россия, и АСЕАН рассматривают друг друга в качестве потенциальных рынков сбыта, и взаимная торговля постепенно растет. В 2014 году торговый оборот вырос на 13% по сравнению с 2013 годом и составил 22,5 млрд. долларов (19,9 млрд. долл. в 2013 г.)11.

В рамках диалогового партнерства двух сторон действует ряд механизмов, нацеленных на дальнейшее развитие экономических отношений, в частности Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития, «Дорожная карта» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества и Рабочая программа торгового и инвестиционного сотрудничества на период после 2015 года. С 2010 года регулярно проводятся консультации министров экономики с целью определения путей дальнейшего наращивания торгового оборота и инвестиций, в том числе посредством создания новых стимулов для торговли, развития связей между малым и средним бизнесом России и стран АСЕАН. Основными сферами сотрудничества являются пищевая промышленность, туризм и энергетика, при этом последняя рассматривается в качестве наиболее перспективной. В 2010 году старшие должностные лица России и АСЕАН одобрили Рабочую программу сотрудничества Россия - АСЕАН в области энергетики на 2010-2015 годы.

Несмотря на это, статистика торговли АСЕАН и России остается на низком уровне, особенно в сравнении с другими диалоговыми партнерами АСЕАН. В ноябре 2012 года доля России в общем торговом обороте АСЕАН составляла 0,6%,в то время как доля Китая достигла 11,7%12. Несмотря на некоторый рост, о чем говорилось ранее, доля России по-прежнему остается невелика (0,9% в 2014 г.)13. И в этой области существует разрыв между двумя сторонами: Россия и АСЕАН не приспособлены вести бизнес друг с другом и не владеют всей полнотой информации о правилах, регулирующих экономическую деятельность партнера.

Со стороны АСЕАН существует ощущение, что экономические отношения двух сторон не имеют реального наполнения. При этом есть ограниченное количество сфер, благодаря сотрудничеству в которых эти отношения могли бы поддерживаться. К ним, например, относится торговля вооружениями и энергоресурсами, а доступ к последним затруднен для АСЕАН вследствие географической удаленности14. Российская «точка входа» в АТР - российский Дальний Восток - также находится в отдалении от Юго-Восточной Азии. С российской стороны исполнительный директор Делового совета Россия - АСЕАН В.И.Тарусин отмечает, что торговый оборот России и АСЕАН нуждается в увеличении, а бизнес-круги с обеих сторон с опаской посматривают друг на друга. Однако запуск в 2015 году Экономического сообщества АСЕАН подталкивает российский бизнес по-новому оценить те возможности, которые может предложить формирующийся единый рынок АСЕАН, охватывающий более 600 млн. человек15.

Реализация Генерального плана АСЕАН по наращиванию взаимосвязей также открывает новые возможности для российского бизнеса, особенно в области транспорта и инфраструктуры. Торговля России и АСЕАН могла бы получить новый импульс и в результате заключения соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом, объем рынка которого составляет 176 млн. человек, и АСЕАН. Вьетнам уже подписал такое соглашение с ЕАЭС, и за ним могут последовать Сингапур и Таиланд16. Санкции Запада в отношении России предоставляют ей и АСЕАН возможность расширить торгово-экономическое сотрудничество. Так, Россия предложила провести Деловой форум накануне юбилейного саммита, и он, возможно, станет местом заключения новых деловых контрактов между российскими и асеановскими компаниями.

Взгляд из России

У России не было благоприятных стартовых позиций для развития экономических отношений с АСЕАН. В 1990-х годах ее экономика была очень слаба. Россия обращала свои взоры к США и Европе в надежде укрепить с ними экономические связи и рассматривала их экономические системы в качестве образцовых для проведения структурных реформ в собственной экономике. И даже в начале этого века, когда экономическая ситуация в России стабилизировалась, ряд ограничений по-прежнему сдерживал развитие ее экономических отношений с АСЕАН.

В 1980-1990-х годах благодаря обращению к опыту японского «экономического чуда» Юго-Восточной Азии удалось существенно продвинуться в плане экономического развития. Сингапур смог построить инновационную экономику, создать региональные финансовый и логистический центры. Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины и позднее Вьетнам присоединились к группе стран с экономикой, ориентированной на экспорт. Они стали звеньями региональных производственных цепочек, которые способствовали де-факто процессам интеграции в регионе. Этот тип «интеграции» сблизил страны Восточной Азии в экономическом плане благодаря их специализации и кооперированию в рамках производственных процессов транснациональных компаний, перенесших в регион свои предприятия из-за дешевизны местной рабочей силы17.

Россия, и в особенности Дальний Восток, страдавший от оттока населения, едва ли была совместима с подобным устройством региональных экономических отношений. В качестве экспортера энергетических ресурсов, России пришлось столкнуться с тем, что по сравнению с Европой, где российские нефтегазовые компании занимали стабильную нишу и имели практически гарантированную долю рынка энергоресурсов, рынок Юго-Восточной Азии был более конкурентным. Бизнес-культуры России и стран АСЕАН тоже существенно различались. Низкая интенсивность экономического и делового взаимодействия объяснялась также традиционной ориентацией российского бизнеса и российской политической элиты на Европу, отсутствием глубоких знаний о возможностях, которые могла бы предоставить друг другу каждая из сторон, и языковыми барьерами.

Тем не менее за последние десять лет Россия и АСЕАН смогли существенно нарастить экономические связи как по официальной линии, так и на уровне сотрудничества деловых кругов. Торговый оборот России и АСЕАН, хотя, как отмечалось ранее, и не имевший существенных объемов, в период с 2007 по 2013 год демонстрировал беспрецедентный ежегодный рост, составляющий 24%. Подобный рост товарооборота не был характерен ни для какого из диалоговых партнеров АСЕАН18. Санкции, введенные США и ЕС, также повлияли на то, что российские официальные лица и бизнес начали пересматривать свое отношение к Юго-Восточной Азии. Одной из главных движущих сил этого процесса стал поиск альтернативных источников финансов для российской экономики в лице Гонконга и Сингапура.

Для оживления экономических связей России и АСЕАН российское Министерство экономического развития и Деловой совет Россия - АСЕАН организовали серию бизнес-миссий в Юго-Восточную Азию. В области либерализации торговли Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом рассматривается многими экспертами в качестве первого шага к достижению подобных договоренностей и с некоторыми другими странами - членами АСЕАН, а также АСЕАН в целом. На уровне двустороннего взаимодействия проекты по строительству первой ядерной электростанции во Вьетнаме и строительство железной дороги на Калимантане (Индонезия) в случае успешного завершения могут стать примерами реального российского вклада в формирование экономического сообщества АСЕАН.

Социокультурные отношения

Взгляд из АСЕАН

Многое уже было сказано о том, что Россия не обладает тем, что Джозеф Най назвал «мягкой силой», то есть способностью достигать желаемого благодаря своей привлекательности, или, как конкретизировал Джеймс Шерр, «способностью оказывать влияние на предпочтения и поведение других посредством притягательности и убеждения других в том, что ваши и их позиции близки»19. Отсутствие российской «мягкой силы» в Юго-Восточной Азии было особо отмечено рядом участников российско-асеановской конференции, которая прошла в Сингапуре в апреле 2011 года20. Тем не менее Россия с ее богатым культурным наследием, выдающимися достижениями искусства и литературы обладает существенным потенциалом для использования «мягкой силы» и привлечения внимания других стран.

Как отметил Сурин Питсуван, «России следует использовать свое богатое культурное наследие для того, чтобы укрепить взаимопонимание с АСЕАН и найти пространство общих интересов»21. Потенциал российской «мягкой силы» связан также с наукой, технологиями и образованием. В России сейчас обучается более 10 тыс. студентов из стран АСЕАН, однако их гораздо меньше по сравнению с тем количеством студентов из Юго-Восточной Азии, которые отправляются на учебу в США, Великобританию и даже Китай22.

Важными шагами на пути к развитию социокультурных связей России и АСЕАН являются такие совместные инициативы, как Финансовый фонд диалогового партнерства Россия - АСЕАН (ФФДП), который призван содействовать связям двух сторон в сфере науки и технологий, туризма, развития человеческих ресурсов, Соглашение Россия - АСЕАН о сотрудничестве в области культуры и проведение «перекрестных» Годов культуры в юбилейный год диалогового партнерства. Центр АСЕАН, созданный в 2010 году на базе одного из ведущих российских университетов - МГИМО, играет важную роль в образовательном сотрудничестве и углублении взаимопонимания между Россией и АСЕАН в  гуманитарной плоскости, в особенности на уровне молодежных контактов. Центр успешно провел уже три молодежных саммита Россия - АСЕАН, и ожидается, что эта традиция будет продолжена.

Необходимо также преодолеть «информационный разрыв» между Россией и АСЕАН. В средствах массовой информации и России, и стран АСЕАН редко появляются сообщения друг о друге. Зачастую образ России там формируется на основе сообщений западной прессы. Именно поэтому велика роль таких российских информационных ресурсов, как «Россия сегодня», охват вещания которой сейчас очень широк, и печатного проекта «Российской газеты» «Russia Beyond the Headlines», который в странах АСЕАН распространяется в виде приложений к таиландским газетам «Нейшн» и «Пхукет-газет». Подобные ресурсы могут представить асеановской аудитории российскую точку зрения и тем самым способствовать формированию более сбалансированного и информированного мнения о России.

Еще одним важным шагом на пути к тому, чтобы юго-восточные государства лучше понимали Россию и могли по достоинству оценить ее уникальную культуру, является популяризация российских культурных достижений и русского языка посредством деятельности российских центров, открытых Фондом «Русский мир» в странах АСЕАН. Необходимы также более тесное сотрудничество и диалог академических кругов, студенческие и исследовательские обмены. Серьезного рассмотрения заслуживает вопрос о российско-асеановских программах двойных дипломов и увеличении количества стипендий для обучения студентов из стран АСЕАН в России и российских студентов в странах Юго-Восточной Азии.

Взгляд из России

За прошедшие два десятилетия Россия и страны Юго-Восточной Азии многое узнали друг о друге. Рост количества туристов из России, ежегодно отправляющихся на отдых в Таиланд, Индонезию, Вьетнам, Камбоджу и другие страны региона, позволил российским гражданам непосредственно соприкоснуться с Юго-Восточной Азией. За последние 20 лет Таиланд стал наиболее посещаемой россиянами страной региона. Согласно данным Федерального агентства по туризму РФ, в 2000 году Таиланд посетили 37 тыс. российских граждан. В 2014 году их количество возросло до 1,3 млн. человек23. Однако в дополнение к такому масштабному росту туристических обменов обе стороны могли бы еще многое сделать для укрепления социальной ткани наших отношений и расширения гуманитарных контактов в других сферах помимо туризма.

Взаимодействие России с АСЕАН в социокультурной сфере уже охватывает целый ряд направлений сотрудничества, но все они нуждаются в дальнейшем развитии. Так, например, российскому образовательному и академическому сообществу, несмотря на многие негативные факторы, включая финансовые ограничения, удалось сохранить сильные научные школы исследований Юго-Восточной Азии. Сообщество исследователей ЮВА в России пополняется молодыми специалистами, которые посвящают свои диссертации и научные работы вопросам, связанным с развитием АСЕАН и Юго-Восточной Азии. Центры изучения ЮВА существуют не только в Москве, но также в Санкт-Петербурге и Владивостоке. За последние 20 лет в России был издан ряд крупных работ, посвященных отношениям России и АСЕАН. Переводы на русский язык мемуаров первого премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю и четвертого премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада способствовали существенному росту интереса в России к опыту политического и экономического развития стран Юго-Восточной Азии.

Культурные связи России и АСЕАН становятся все более насыщенными благодаря ряду уникальных проектов, среди которых особо следует отметить проект творческого путешествия в страны АСЕАН, осуществляемый Бюро творческих экспедиций во главе с известным российским художником Владимиром Анисимовым. Бюро творческих экспедиций существует с 1991 года и объединяет российских художников, работающих в самых различных областях изобразительного искусства. Цель этой организации заключается в популяризации российского художественного искусства в мире и проведении разнообразных культурных мероприятий (творческих экспедиций, выставок, мастер-классов и т. д.) в разных частях нашей планеты.

Проект творческого путешествия в АСЕАН состоит в том, что его члены планируют посетить все десять стран Ассоциации и запечатлеть их повседневную жизнь. Художники уже посетили бóльшую часть стран АСЕАН и в настоящий момент работают над завершением проекта. Его результатом станут выставки в России и, хотелось бы надеяться, в самих странах АСЕАН. В планах Бюро также издание альбома, который будет сопутствовать выставке и получит широкое распространение.

Как уже отмечалось, еще одним активно развивающимся направлением отношений России и АСЕАН становятся молодежные обмены, расширяющиеся в том числе благодаря молодежным саммитам Россия - АСЕАН, организуемым ежегодно Центром АСЕАН при МГИМО МИД России совместно с партнерами в России и странах Ассоциации. В 2015 году заявки, поданные на молодежный саммит, также стали частью конкурса эссе о сообществах АСЕАН и перспективах сотрудничества России и АСЕАН, проведенного Центром АСЕАН и Московским комитетом АСЕАН (МКА).Победители конкурса эссе - со стороны АСЕАН и с российской стороны - проведут неделю в Москве и Джакарте, соответственно, и смогут посетить Центр АСЕАН и Секретариат АСЕАН.

q

Несмотря на ряд ограничений, отношения России и АСЕАН развиваются и укрепляются. АСЕАН испытывает все меньше скептицизма по поводу роли России в регионе, особенно в области политики и безопасности, и воспринимает Россию в качестве державы, которая могла бы сбалансировать Китай. Показательно, что нынешний генеральный секретарь АСЕАН Ле Лыонг Минь, вьетнамец по происхождению, особо подчеркнул, что АСЕАН приветствует активное участие России в делах АТР и АСЕАН-центричных механизмах и выражает пожелание, чтобы оно расширялось. Он также полагает, что экономические отношения России и АСЕАН обладают большим потенциалом, особенно учитывая вступление России в ВТО и наличие пока нереализованных возможностей в сфере экономической взаимодополняемости24.

Наряду с Вьетнамом, имеющим традиционно близкие отношения с Россией и способствующим оживлению взаимодействия России и АСЕАН, другие члены Ассоциации, например Таиланд, в силу внутренних политических причин также стремятся активнее вовлекать Россию в дела региона и могут выступить в роли движущей силы дальнейшего развития диалогового партнерства. За последние два года дипломатические отношения России и Таиланда существенно оживились. В апреле 2015 года российский премьер-министр Д.А.Медведев посетил Таиланд. В марте этого года Россию посетил заместитель премьер-министра Таиланда, ответственный за вопросы безопасности и экономики. В мае, накануне юбилейного саммита в Сочи, запланирован также официальный визит в Россию таиландского премьер-министра генерала Праюта Чан-Очи.

Бангкок по достоинству оценил тот факт, что Москва с пониманием отнеслась к политической ситуации, которая сложилась в Таиланде25. По мере того как Россия и Таиланд готовятся отметить 120-летие дипломатических отношений в 2017 году, российско-таиландские отношения, похоже, могут существенно активизироваться и у России в регионе появится еще один партнер, отстаивающий идеи более полномасштабного российского вовлечения в дела региона.

В целом же у России и АСЕАН есть много общего. Они могли бы добиться более тесной взаимосвязи во всех трех сферах - политике и безопасности, экономике и социокультурных отношениях, сотрудничество в которых в равной степени значимо для обоих партнеров. При этом стороны осознают, что для создания такой взаимосвязанности им необходимы системные действия. Именно поэтому юбилейный саммит в Сочи в мае 2016 года является одновременно и вехой, замыкающей 20-летний период партнерских отношений, и точкой отсчета в дальнейшей работе.

 

 1Kuchins A. Russia and Great-Power Security in Asia // Russia and Asia: The Emerging Security Agenda / Ed. by G.Chufrin. New York: Oxford University Press. SIPRI, 1999. P. 433.

 2Buszynski L. Russia and Southeast Asia: A New Relationship // Contemporary Southeast Asia. 2006. Vol. 28. №2. P. 285; Ivanov A. Russia’s Asian Face // International Affairs. 2006. Vol. 52. №2. P. 56.

 3Райков Ю. Россия - АСЕАН: первый опыт сотрудничества // Россия в АТЭС и АТР / Под ред. И.Иванова, М.Титоренко. М.: ИДВ РАН, 2001. С. 136.

 4Цит. по: Канаев Е. АСЕАН и Россия: отношения после холодной войны // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №2. С. 74.

 5Lee Kuan Yew. Need for a Balancer on East Asia’s Way to World Eminence // International Herald Tribune. 23 November. 2000.

 6Lavrov S. Russia and ASEAN can achieve a great deal together // International Affairs. 2010. Special Issue. P. 8.

 7Chongkittavorn K. Russia reboots its ties with ASEAN, but more substance needed // The Nation. 22 February. 2016.

 8Беседа П.Рангсимапона с доктором Сурином Питсуваном. 24 февраля 2016 г.

 9Каусикан Б. Конец холодной войны // Международная жизнь. 2016. №2. С. 28-40.

10Chongkittavorn K. China, Russia Respond to US Pivot to Asia // The Straits Times. July 17, 2013. P. A24.

11Overview ASEAN - Russia Dialogue Partnership // www.asean.org/storage/2016/01/4Jan/overview-ASEAN-Russia-January-2016-cl.pdf (accessed 13 March. 2016).

12Kasim L. Russia to expand trade with ASEAN // The Brunei Times. 28 October. 2015.

13ASEAN trade by partner country / region // www.asean.org/storage/2015/12/table24_asof21Dec15.pdf (accessed 10 April. 2016).

14Беседа П.Рангсимапона с доктором Сурином Питсуваном...

15Kasim L. Op. cit.; Chongkittavorn K. ASEAN back on Russia’s map as a region of interest // The Nation. 20 May. 2013.

16Brown M. Eurasian Economic Union (EAEU) plans FTA expansion within ASEAN // ASEAN Briefing. 17 September. 2015.

17Dent C. East Asian Regionalism. L., N.Y.: Routledge, 2008.

18ASEAN Statistical Yearbook 2014. Jakarta: ASEAN Secretariat, 2014. P. 70.

19Sherr James. Hard Diplomacy and Soft Coercion: Russia’s Influence Abroad. London: Chatham House, 2013. P. 13-15.

20See: ASEAN - Russia: Foundations and Future Prospects / Ed. by V.Sumsky, M.Hong, A.Lugg. Singapore: ISEAS, 2012.

21Беседа П.Рангсимапона с доктором С.Питсуваном...

22См.: Chongkittavorn K. ASEAN back on Russia’s map...

23Количество россиян, выехавших за рубеж // Федеральное агентство по туризму // http://www.russiatourism.ru/content/8/section/82/detail/3768/ (дата обращения: 10.04.2016).

24Nikitskiy E. ASEAN Secretary General reacts favorably to Russia’s Asian рivot // Russia Direct. 30 June. 2014.

25PM says Russia is a friend of Thailand // http://englishnews.thaipbs.or.th/content/104432 (accessed 13 April. 2016).