Развитие науки и инноваций входит в число приоритетов Великобритании. Это происходит по вполне очевидным причинам, которые характерны не только для Великобритании: наука лежит в основе экономического роста, ее динамизм и креативность позволяют экономике двигаться вперед. Новые технологии создают базу для новых компаний, помогают улучшать поддерживающий их сервис, позволяют существующему бизнесу расти и развиваться. Широкая поддержка исследований и разработок внутри страны рождает международный интерес, привлекает иностранные инвестиции. Наука не только занимает центральное место в экономике страны, но также является ключом к обеспечению благосостояния общества.

В связи с тем, что наука и технологии неотрывны от жизни общества, Великобритания уделяет все большее внимание коммуникациям между научным сообществом, правительством и общественностью. Это взаимодействие имеет трехстороннюю направленность. Во-первых, существуют механизмы, содействующие диалогу между научным сообществом Великобритании и британскими политиками. Во-вторых, весьма важен диалог между учеными и теми, кто занимается непосредственным внедрением технологической политики. В-третьих, в Великобритании мы создаем возможности для взаимодействия ученых и общественности. В каждом случае существует ряд механизмов, цель которых - поддерживать этот диалог как на национальном, так и мировом уровнях, учитывая международный характер научных исследований.

В этом отношении науку можно рассматривать в качестве платформы для построения и улучшения политических, социальных и экономических связей. Объединить эти составляющие на международном уровне - непростая задача. В МИД Великобритании (Foreign and Commonwealth Office) мы занимаемся разработкой концепции «научной дипломатии». В научной дипломатии выделяют три ключевых направления:

- наука в поддержку дипломатии;

- дипломатия в поддержку науки;

- вклад ученых в выстраивание дипломатических отношений.

Научно-инновационная сеть Великобритании, работающая при поддержке МИД Великобритании и Министерства бизнеса, инноваций и профессионального образования Великобритании (Department for Business, Innovation and Skills), - один из мощных инструментов, созданных для выполнения этой задачи. Научно-инновационная сеть умело соединяет науку, дипломатию и международное взаимодействие. Под эгидой Научно-инновационной сети научные отделы работают в дипломатических миссиях Великобритании в 28 странах и 47 городах, включая посольство Великобритании в Москве, с целью наладить двусторонние научные связи и укрепить взаимовыгодное научное сотрудничество.

В Великобритании существует правительственная сеть, объединяющая главных научных советников от разных министерств, которая обеспечивает эффективную коммуникацию между учеными, правительством и людьми, формирующими технологическую политику. Будучи главным научным советником МИД Великобритании, я отвечаю за предоставление консультаций по вопросам науки, технологий и инноваций министру иностранных дел, заместителям министра и другим правительственным должностным лицам. Моя задача сделать так, чтобы научная составляющая должным образом учитывалась в работе МИД Великобритании. Еженедельные собрания главных научных советников министерств создают прочную платформу для обмена мнениями и обсуждения проблем, которыми  в данный момент занимаются в министерствах.

Главные научные советники помогают нашему правительству понимать, почему необходимо финансировать науку. Один из аспектов, остающийся важным, касается катастроф. С 1990 по 2010 год Великобритания пережила ряд национальных катастроф, которые требовали лучшего научного осмысления. Среди них - пожар на вокзале Кингс-Кросс, трагедия на стадионе Хиллсборо, железнодорожная авария на станции Поттерс Бар, пожар на нефтехранилище «Бансфилд», падение строительного крана в Ливерпуле и другие. Как нация, мы размышляли над этими ужасными происшествиями, пытаясь разработать новые инженерные и научные методы решения соответствующих проблем. Было ясно, что наша способность реагировать на сопряженные с катастрофами риски основана на качественных научных данных, которые повышают эффективность при поиске решений различных проблем.

Необходимы наблюдения, чтобы иметь возможность прогнозировать, интерпретировать и анализировать риски и информировать общественность на базе этих данных. Сбор и анализ научных данных - это непрерывный процесс. Благодаря ему мы можем определять и в дальнейшем ликвидировать пробелы, существующие в нашем понимании и в процессах, которые мы желаем применить, для предотвращения новых катастроф в будущем.

В результате совместных размышлений и проведенного анализа была сформирована Научная консультативная группа по чрезвычайным ситуациям (SAGE - Scientific Advisory Group in Emergencies). С 2009 года SAGE работает на территории Великобритании во время чрезвычайных ситуаций с целью давать консультации по техническим и научным аспектам происшествия и мерам реагирования. В SAGE входят главные научные советники, независимые исследователи, представители промышленности и неправительственных организаций. Эти люди собираются вместе и оценивают лежащую в основе катастрофы научную проблему в течение всего того времени, что длится чрезвычайная ситуация. За последние семь лет этой группой был накоплен богатый опыт. SAGE довелось поработать над целым рядом происшествий: от пандемии гриппа (2009 г.) до проблем авиаперелетов после извержения исландского вулкана (2010 г.); от ядерной аварии на станции Фукусима (2011 г.) до крупномасштабного наводнения в Великобритании (2014 и 2015 гг.) и, наконец, эпидемии лихорадки Эбола в Африке.

Что касается чрезвычайных ситуаций, то я лично много работал над аварией на Фукусиме и со СМИ. Один случай общения с журналистами запомнился мне особенно хорошо. Я был в студии BBC и готовился дать интервью в прямом эфире, который смотрели миллионы зрителей. В тот момент, когда я садился на свое место, на экране появились свежие кадры с Фукусимы, показывающие взрыв второго реактора. Ведущий посмотрел на меня и сказал: «Когда мы будем в прямом эфире, вам придется сообщить, что там случилось. Через пять секунд». Как быть ученым, оказавшимся в подобной ситуации? Считаю необходимым объяснить, что в данный момент мы не располагаем точной информацией о происшествии, однако сразу же после этого нужно подробнее рассказывать, что именно ученым предстоит выяснить. Общество понимает, что у ученых не всегда есть готовые ответы, но люди должны быть уверены, что в этом направлении ведется работа.

Постоянное общение ученых с людьми, формирующими технологическую политику, также весьма важно. В Великобритании мы сформировали и активно используем ряд содействующих этому механизмов. Например, у нас существует Научно-технологический фонд (The Foundation for Science and Technology), который выступает площадкой для диалога между основными участниками - парламентом, промышленностью, учеными и государственными служащими. Еще один хороший пример: в парламенте существует подразделение под названием «Парламентский офис науки и технологий» (Parliamentary Office of Science and Technology). Эта организация не только занимается анализом, обучением и созданием новых связей, но и издает печатные материалы, которые рассматривают научные детали, сопряженные с ключевыми вопросами повестки дня.

Другая важная сторона взаимодействия с учеными касается  вопросов эффективной коммуникации научного сообщества и общественности. В зависимости от того, как вы разговариваете с людьми и формулируете свои вопросы, могут получаться совершенно разные картины. В связи с этим весьма важно научиться видеть сложные вопросы глазами других людей.

Сланцевый газ служит хорошей иллюстрацией данной проблемы. Ученые хотят понять, приведет ли добыча сланцевого газа к загрязнению пресной воды, изменению сейсмической активности или выбросам метана. Что же думает об этом общественность? Конечно же, люди обеспокоены. Во многих странах они выходят на митинги, требуя прекратить бурение. Однако в целом люди считают, что добыча природных ресурсов должна продолжаться, но не «у них на заднем дворе». Людей мало заботили технические аспекты, они часто достаточно открыто говорили, что не разбираются в научных деталях. Между тем люди были глубоко обеспокоены.

Существуют инструменты, для того чтобы поддерживать и совершенствовать диалог между научным сообществом и общественностью в Великобритании. Научный медиацентр (Science Media Center), небольшая, но весьма эффективная организация, вносит свой важный вклад в работу, направленную на то, чтобы приблизить науку к обществу. Научный медиацентр был создан в 2002 году, потому что в Великобритании нам не удалось эффективно обсудить научные вопросы, связанные с тривакциной  против кори, краснухи, паротита. В то время бытовало мнение, что вакцинация грудных детей способствует развитию аутизма. Однако это был далеко не единственный вопрос подобного рода. Эти проблемы оказывались на передовицах всех газет, но не выносились журналистами на обсуждение, основанное на научных данных.

Философия Научного медиацентра проста: СМИ будут лучше справляться с научными вопросами, когда ученые начнут эффективнее общаться со СМИ. Если ученые не разговаривают со СМИ, то кто-то сделает это вместо них. В своей работе Научный медиацентр использует следующие стратегии: быстрая реакция на громкие новостные истории; раундапы - обзоры, в которых научные исследования объясняются в контексте; пресс-брифинги - для освещения наиболее насущных  вопросов.

Недавно мы провели исследование, чтобы понять, насколько эффективна британская наука. В Великобритании проживает 1% мирового населения; наши инвестиции в науку составляют всего лишь 3% от общего объема мировых инвестиций. Однако Великобритания публикует 6% всех научных статей в мире, на долю которых приходится 12% мировой научной цитируемости. На долю Великобритании также приходится 16% наиболее цитируемых статей в мире. Стоит отметить, что, когда Великобритания и Россия сотрудничают, цитируемость получившихся публикаций в два раза превышает среднемировые показатели.

Чем объяснить такой рост продуктивности? Ответ следующий: у нас разное мышление, системы и структуры. Когда мы работаем вместе, мы можем объединить свои разные подходы, чтобы разрешить особенно трудные проблемы. Разговаривая с коллегами в Великобритании, я осознаю, что у них одинаковое понимание и видение вещей. Нам нужен взгляд извне, и Россия может помочь с этим. Безусловно, легче и зачастую комфортнее работать с людьми, которые думают одинаково. Однако в долгосрочной перспективе этот подход оказывается не таким продуктивным и не приводит так же быстро к основным научным прорывам, необходимым мировому сообществу.

Научные прорывы и более совершенные технологии требуют налаженного международного научного сотрудничества и обменов, которые создают динамичные синергии и расширяют наш научный кругозор. В конечном счете наука всегда была и остается международной. Как ученый, я получил огромную пользу от своих научно-исследовательских обменов, один из которых позволил мне провести время в России. Молодым ученым я приехал в университет Санкт-Петербурга 25 лет назад. Моя поездка была профинансирована в рамках соглашения между Лондонским королевским обществом и Российской академией наук. Она оказала сильное влияние на мою карьеру. До сих пор благодарен за эту возможность. Частично  являюсь продуктом сотрудничества наших двух стран.

Коммуникации на личном уровне - будь то поездки на конференции или более продолжительное пребывание для проведения совместных исследований - играют весьма важную роль. Они сближают нас, помогают завязывать дружеские отношения, которые длятся десятилетиями. Все это - ключ к нашим будущим совместным научным успехам. Надеюсь, что российско-британское научное сотрудничество и в дальнейшем продолжит развиваться.