Увидело свет второе издание книги известного петербургского ученого, члена-корреспондента РАН Александра Запесоцкого «Культура: взгляд из России»*. (*Запесоцкий А.С. Культура: взгляд из России. 2-е изд., доп. СПб.: СПбГУП; М.: Наука, 2015. 848 с.)
Сборник концентрированно представляет фундаментальные научные результаты, полученные автором в таких областях гуманитарного знания, как философия культуры, философия образования и социология культуры.
Подробно анализируются проблемы диалога культур и международных отношений. В частности, рассматриваются вопросы взаимодействия культуры Запада и России, а также некоторых культур Востока, их современного состояния, взаимоотношения с традиционными ценностями. Александр Запесоцкий отмечает, что Россия обладает уникальным опытом, поскольку ее культура сложилась в условиях многонациональности, на обширной территории страны издавна находили общий язык люди различных мировоззрений и верований. Тем не менее народы ряда регионов воспринимают большую часть западных «свобод» как неприемлемые, не считают западный образ жизни образцом. Автор напоминает китайскую мудрость: «Мандарины не растут севернее реки Янцзы», то есть надо весьма осторожно подходить к заимствованиям чужого культурного опыта.
Особое внимание в книге уделено месту российской культуры в мире, русскому взгляду на развитие мировой культуры. В связи с этим автор исследует подходы к проблеме диалога культур двух известных ученых ХХ века: Сэмюэля Хантингтона и Дмитрия Лихачева. Констатация одного и того же факта - различия национальных культур - привела их к противоположным выводам. Если Хантингтон, разделив мир на несколько цивилизаций по общности языков, религии и понимания истории, считает их конфликт предопределенным, то, согласно Лихачеву, разнообразие и самобытность культур, напротив, должны быть основой интереса народов друг к другу, их взаимопонимания и взаимного духовного обогащения. Взгляд из России на мир и мировую культуру, по мнению А.С.Запесоцкого, отличается деликатностью, вниманием, состраданием, отзывчивостью.
Рассмотрен автором книги и другой научный спор - между Д.С.Лихачевым, считавшим Россию страной европейской, по культуре и религии, и Л.Н.Гумилевым, который утверждал, что у русских особый путь, евразийский, обусловленный «ордынским» генезисом культуры и государственности. Сопоставляя позиции Лихачева и Гумилева, автор видит в них продолжение традиционной антитезы русской общественной мысли XIX века, расколотой на славянофильское и западническое направления. Но если «западничество» Лихачева означает принадлежность России к европейской культуре, то «евразийство» Гумилева говорит о наличии у нее геополитического выбора между Западом и Востоком.
Представляет интерес и приведенный автором пример взаимодействия культур в одной из восточных стран - Республике Корея, где во второй половине ХХ века авторитарные лидеры сделали ставку на современное технологическое развитие при одновременном сохранении культурной идентичности. Заимствуя лучшее из западной цивилизации и не отказываясь от национальной самобытности, страна совершила мощный рывок и стала одним из примеров «экономического чуда» в современном мире, что способствовало достижению высокого уровня жизни общества и в итоге демократизации режима.
Интересными и полезными представляются разделы книги, раскрывающие научную специфику культурологии как отрасли гуманитарного знания, фундаментальные положения теории культуры академика В.С.Степина, взаимовлияние культурологии и классических отраслей научного знания. Концептуально прорабатывается новая область гуманитарных наук - педагогическая культурология, на основе которой А.С.Запесоцкий разработал культуроцентристскую концепцию гуманитарного образования, успешно реализованную в деятельности Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Отдельный раздел книги составляют портреты известных деятелей науки и культуры, таких как академики Л.И.Абалкин, Н.П.Бехтерева, Е.М.Примаков, поэт Андрей Вознесенский, писатель Даниил Гранин, философ Александр Зиновьев, композитор Андрей Петров и др.
Данная книга, без сомнения, будет полезна в личных библиотеках специалистов-международников, поможет решать практические вопросы сегодняшнего дня на основе современного гуманитарного знания.