15 февраля 2016 года закончилось председательство России в БРИКС. Еще предстоит анализ его итогов по линии государственных органов, бизнеса, академического сообщества и гражданских структур. Но уже сейчас можно с уверенностью констатировать, что миссию рулевого корабля «пятерки» мы с честью завершили, в целом выполнив в ходе совместной работы с партнерами наказы и конкретные поручения, которые были сформулированы лидерами наших стран на саммите 8-9 июля 2015 года в Уфе. Общие целенаправленные усилия воплотились в конкретику масштабных практических результатов, которые получили высокую оценку коллег. И, наверное, не будет преувеличением сказать, что российское председательство стало крупной вехой в развитии БРИКС, укреплении взаимодействия стран в рамках объединения и повышении его роли в мировых делах.

Продолжающаяся консолидация рядов БРИКС подтверждает его жизненность и является ярким доказательством происходящего в мире объективного процесса перехода от многосторонних структур, в рамках которых государства связаны между собой жесткой дисциплиной и выстраивают свои отношения по принципу строгой иерархии, к объединениям нового типа, характеризующимся демократичностью в организации своей работы и стремлением выстраивать отношения с внешними игроками на условиях равноправия, взаимной выгоды и учета интересов друг друга.

Важной отличительной чертой деятельности БРИКС является то, что любые достигнутые его участниками договоренности есть результат полного учета их точек зрения. В БРИКС отсутствует практика навязывания мнений. Да это и в принципе невозможно. Ведь все государства, входящие в это объединение, обладают важным атрибутом - реальным суверенитетом, который определяется прежде всего как самостоятельность и независимость в принятии и осуществлении своих решений. Надо сказать, что этим «внешнеполитическим активом» владеют далеко не все формально независимые, но на практике находящиеся под покровительством своих «старших братьев» субъекты международных отношений.

Конечно же, реальный, подкрепленный достаточными политическими и экономическими факторами суверенитет - это не панацея от всех бед и не индульгенция от последствий безответственных действий, но это, безусловно, тот инструмент, который служит утверждению демократических начал в международных отношениях и гарантирует свободный, коллегиальный, партнерский анализ стоящих перед единомышленниками глобальных проблем ради выработки их оптимальных решений. Реальный суверенитет служит опорой для защиты от наблюдавшихся в прошлом и имеющих место в настоящем попыток вести дела с позиции силы с целью получения односторонних преимуществ, но, самое главное, дает широкие возможности для созидательных действий в приемлемых для его носителей форматах взаимодействия.

Таким образом, сегодняшний БРИКС - это сообщество суверенных и равноправных государств планеты, которые являются активными генераторами и участниками интеграционных процессов и способны принять на себя долю ответственности за состояние дел в мире. Под этим углом зрения по меньшей мере странными выглядят утверждения его недоброжелателей о том, что «пятерка» представляет собой якобы искусственную материализацию абстракции, придуманной главным экономистом «Голдман Сакс» Джимом О’Нилом для описания тенденций в мировой экономике в начале 2000-х годов. Здесь, скорее, надо отдать должное аналитическим способностям англичанина, который в своих исследованиях предвосхитил то, что впоследствии воплотилось в действительность.

Еще одна характерная особенность БРИКС заключается в том, что он, прочно заняв свое место в мировой системе координат, выступает в качестве катализатора формирования новой международной архитектуры. Становление и укрепление многополярного мира является доминантным вектором этого процесса, а БРИКС - одной из его главных движущих сил.

Надежными внутренними скрепами объединения служат общие интересы его участников, а государственный суверенитет и помноженная на него синергия совместных действий делают «пятерку» самодостаточной в плане их реализации. Эти интересы состоят прежде всего в стремлении сформировать факторы, которые служат достижению внешнеполитических целей, а также созданию благоприятной среды для внутреннего развития. К ним относятся: укрепление мира и стабильности на основе норм и принципов международного права при сохранении центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности, реформирование мировой финансово-экономической системы, расширение торгово-экономических связей в соответствии с регламентами ВТО, модернизация экономики, внедрение инноваций, привлечение инвестиций, поощрение научных исследований, совершенствование систем образования.

Конечно, при этом было бы неправомерно сбрасывать со счетов институциональные, правовые, экономические, социальные и культурно-цивилизационные различия между нашими государствами, которые определяют их уникальность и своеобразие в современном многоголосом мире. В этой связи отдельные скептики явно гипертрофируют ситуацию. В их рассуждениях, например, проскальзывает аргументация такого плана, что, мол, структура экономик и стратегические задачи государств БРИКС настолько разнородны, а границы географического охвата их территорий столь широки, что говорить о разработке совместных финансовых и экономических проектов не приходится. Однако вряд ли имеются веские основания рассматривать факт очевидных различий как препятствие сотрудничеству и выстраиванию общей линии по актуальным и интересующим всех вопросам. Ведь на самом деле речь никто не ведет об унификации позиций и выстраивании всех «в одну шеренгу». Здесь важно другое - наличие принципиального консенсуса для совместных шагов в заданном направлении и понимание перспективы движения. И такой консенсус по широкому кругу проблем, как показывает практика, реально существует и служит прочной основой для взаимодействия стран БРИКС. Причем его участники далеки от того, чтобы противопоставлять себя кому-либо, их повестка дня нацелена на конструктивное созидание и носит позитивный характер.

С момента возникновения БРИКС сделано немало. Открыты направления равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в политической, экономической, научной, образовательной, культурной, социально-гуманитарной сферах, по неправительственной  линии. Выработаны соответствующие механизмы и форматы взаимодействия.

На проводимых ежегодно саммитах объединения лидеры государств подводят итоги того, что было сделано в предыдущий период, и, отталкиваясь от достигнутого, выстраивают планы на предстоящий период. При этом прослеживается четкая тенденция углубления, диверсификации и институционализации связей. Содержание принятых на саммите «пятерки» в Уфе Декларации, Плана действий и Стратегии экономического партнерства БРИКС наглядно демонстрирует эту тенденцию.

Неформальные встречи лидеров стран БРИКС «на полях» саммитов «двадцатки» позволяют в режиме реального времени координировать позиции наших стран по животрепещущим проблемам мировой экономики и финансов, в том числе в привязке к повестке дня «Группы двадцати». Очередная такая встреча состоялась 15 ноября 2015 года в Анталье.

В период российского председательства объединение приобрело парламентское измерение: 8 июня 2015 года был проведен первый Парламентский форум БРИКС.

На ежегодных совещаниях высоких представителей по вопросам безопасности осуществляется углубленный обмен мнениями по проблематике противодействия глобальным вызовам и угрозам. В ходе очередной встречи 26 мая 2015 года в Москве ее участники закрепили понимание того, что для эффективного пресечения негативных трансграничных явлений требуются коллективные скоординированные усилия государств.

Для уплотнения ткани межгосударственных отношений активно задействуется механизм сотрудничества между нашими внешнеполитическими ведомствами. На встрече министров иностранных дел стран БРИКС 29 сентября 2015 года в Нью-Йорке были согласованы позиции по актуальным проблемам современности, отфиксировано намерение содействовать утверждению справедливого и равноправного международного порядка на основе целей и принципов Устава ООН, обсуждены возможности взаимной поддержки инициатив в ходе 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Текущие вопросы координации действий и наращивания сотрудничества успешно решаются на встречах шерп и су-шерп, которые обеспечивают должную динамику выполнения достигнутых руководителями наших стран договоренностей, ведут подготовку ключевых документов объединения и проработку новых инициатив. Благодаря их совместным усилиям сохраняется системность, ритмичность и результативность деятельности БРИКС.

Расширяются горизонты отраслевой кооперации. В этом контексте трудно переоценить значение встреч министерского уровня. Многие из них ранее уже проводились и прочно утвердились в качестве неотъемлемых элементов единого организма БРИКС. Другие под председательством России состоялись впервые и положили начало сотрудничеству по целому ряду направлений, таких как энергетика, телекоммуникации, обеспечение технического надзора, содействие международному развитию, миграция, экология.

Всего за время российского председательства было проведено более двух десятков мероприятий  министерского формата (более подробно с их содержанием можно ознакомиться на официальном сайте председательства).

Представители наших стран также активно взаимодействуют на экспертном и рабочем уровнях по широкому спектру направлений в экономической, политической, социальной и гуманитарной областях.

Солидная база наработанных договоренностей и комплекс уже устоявшихся сегментов сотрудничества представляют собой блоки конструкции БРИКС, строительство которой не завершено и будет продолжено его проектировщиками. Попробуем определить направленность процесса возведения и возможную конфигурацию его следующих этажей.

Вполне очевидно, что на обозримую перспективу особое внимание участниками объединения будет уделяться продвижению их торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, укреплению финансовой стабильности.

В этом отношении ключевую роль призваны сыграть Новый банк развития (НБР) и пул условных валютных резервов стран БРИКС, запуск которых состоялся в прошлом году. Их совокупный капитал составит 200 млрд. долларов, что является не только солидной финансовой опорой объединения, но и свидетельством возрастания его профиля в мировых экономике и финансах.

Руководящие органы НБР продолжат проработку первых инфраструктурных проектов и предложений в области устойчивого развития на предмет возможностей и условий их финансирования. В ближайшее время ожидается принятие на этот счет первых конкретных решений. В качестве одного из критериев такого отбора станет коммерческая рентабельность и самоокупаемость возводимых объектов. В то же время длительные сроки строительства и невысокая доходность от эксплуатации инфраструктуры могут стать основанием и аргументом для выдачи кредитов по линии НБР на более выгодных условиях по сравнению с мировым рынком капиталов.

Пул условных валютных резервов стран БРИКС будет служить «страховочной сеткой» от возможных глобальных финансовых неурядиц и в случае необходимости превентивным средством для поддержания равновесия платежного баланса стран БРИКС.

Следует особо подчеркнуть, что НБР и пул ни в коей мере не являются альтернативой существующим институтам мировой валютно-финансовой системы, таким как, например, Международный валютный фонд или Всемирный банк, но они займут подобающее им место в международной финансовой системе, дополнят ее и придадут ей более сбалансированный характер.

По подсчетам недавно избранного на пост президента НБР представителя Индии К.В.Каматха, потребности развивающихся стран в финансировании только инфраструктурных проектов достигают триллиона долларов, а суммарный объем кредитования всех банков не превышает 100 млрд. долларов. Таким образом, не хватает еще, как минимум, 900 млрд. долларов, и нам, то есть странам БРИКС, делает вывод он, остается только сотрудничество, а не соперничество.

Одновременно участники объединения в силу укрепления своего веса в мировой экономике и финансах будут и далее заинтересованы в поддержании начавшегося процесса реформирования международных финансовых структур. Условия для осуществления 14-го общего пересмотра квот МВФ, который предусматривает изменения в системе управления и постоянном капитале Фонда, к настоящему времени выполнены. Это помимо прочего означает, что сделан серьезный шаг в направлении более полного учета в структуре его управления растущей роли и интересов стран, заметно улучшивших в последнее время свои экономические показатели. Четыре государства с формирующимися рынками (Бразилия, Китай, Индия и Россия) впервые войдут в число десяти крупнейших участников Фонда. После вступления в силу 14-го пересмотра квот начнется его 15-й раунд, в котором государства БРИКС примут активное участие.

В условиях высокой волатильности курсов мировых резервных валют возрастает актуальность вопроса об увеличения доли национальных валют в международных расчетах. Заключение 29 марта 2012 года «на полях» саммита объединения в Нью-Дели между банками развития стран БРИКС Генерального соглашения о предоставлении кредитов в национальных валютах стало началом движения в данном направлении. К этому подталкивает и неуклонный рост товарооборота между нашими странами, который в период с 2008 по 2014 год возрос более чем на 70% - со 168 млрд. долларов до 291 млрд. долларов.

Данная тема получила продолжение на очередной ежегодной встрече глав банков - участников механизма межбанковского сотрудничества 8 июля 2015 года в Уфе. Ее участники отметили, что для увеличения объема взаиморасчетов в национальных валютах необходимо изучить имеющиеся для этого препятствия, в том числе на законодательном уровне, и возможные пути их устранения, а также потребности бизнеса в кредитовании в национальных валютах.

На повестке дня и перевод в практическую плоскость реализации Стратегии экономического партнерства БРИКС. Она определяет зоны сопряжения совместных усилий стран для обеспечения их экономического роста и повышения уровня конкурентоспособности на международной арене. Это торговля и инвестиции, производство и переработка минерального сырья, энергетика, сотрудничество в сфере сельского хозяйства, наука, образование, технологии и инновации, финансы, инфраструктура, туризм, взаимодействие в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В настоящее время продолжается изучение партнерами российской инициативы о разработке «Дорожной карты» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на период до 2020 года, в которую будут включены перспективные начинания в виде совместных проектов. Россия, со своей стороны, уже выдвинула для внесения в этот документ более 60 предложений.

Свою весомую лепту в развитие диалога между представителями бизнеса «пятерки», укрепление государственно-частного партнерства внесет Деловой совет БРИКС. Его очередное заседание 6-8 июля 2015 года в Уфе завершилось принятием важных решений, которые будут служить улучшению делового климата и укреплению инвестиционных связей между государствами объединения.

Составной частью деятельности БРИКС будет оставаться укрепление международного мира, стабильности и безопасности. Упор, без сомнения, будет сделан на продолжении реализации ранее одобренных инициатив. Они касаются таких областей, как противодействие распространению терроризма и экстремизма, борьба с наркоугрозой, коррупцией, транснациональной оргпреступностью, обеспечение информационной безопасности, в том числе в сети Интернет, урегулирование конфликтов.

Как известно, в формате БРИКС продолжает работу группа по международной информационной безопасности. В ходе российского председательства созданы антинаркотическая, антикоррупционная рабочие группы.

Нарастание угрозы международного терроризма и сохраняющаяся напряженность в различных регионах мира, видимо, диктуют необходимость подумать об учреждении функционирующей на регулярной основе структуры по вопросам антитеррора. Россия накопила огромный организационный и практический опыт в этой сфере и могла бы поделиться им со своими партнерами. Она также располагает материально-технической и учебно-тренировочной базой, которая может быть использована для налаживания пятистороннего сотрудничества и подготовки квалифицированных специалистов соответствующего профиля.

Проведенные в период российского председательства встреча заместителей министров иностранных дел стран БРИКС, курирующих регион БВСА, консультации по вопросам внешней политики, по проблематике международного права, безопасности космической деятельности, миротворчеству стали стартовыми в жизни объединения. Тем самым созданы дополнительные площадки для обмена мнениями и координации позиций и действий, связанных с различными аспектами обеспечения мира и стабильности.

При этом речь не идет о строительстве военного измерения БРИКС, которое не вписывается в «философию» объединения, ставящей во главу угла использование несиловых методов и механизмов для достижения участниками общих целей.

В период российского председательства по итогам мероприятий созданы крепкие заделы для дальнейшей консолидации взаимодействия в областях энергетики, промышленности, сельского хозяйства, ИКТ, борьбы с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, в вопросах экологии, труда и занятости, культуры, налоговой сфере, по линии антимонопольных, таможенных, миграционных, статистических ведомств, национальных органов по стандартизации, регулированию промышленной безопасности.

Открывается широкое поле возможностей для вывода на новые рубежи связей в научной и образовательной областях.

28 октября 2015 года в Москве министры по науке, технологиям и инновациям стран БРИКС одобрили декларацию, определяющую азимуты совместной работы в среднесрочной перспективе, а также Рабочий план на период 2015-2018 годов, направленный на развитие исследовательской и инновационной сетевой платформы БРИКС.

Главным итогом встречи министров образования БРИКС 18 ноября 2015 года стало подписание Меморандума о взаимопонимании по созданию Сетевого университета БРИКС, который станет объединением организаций высшего образования, осуществляющих сотрудничество и разработку совместных образовательных программ, а также научно-исследовательских проектов.

Предстоит также расширить информационное пространство БРИКС. Под российским председательством запущен и начал функционировать совместный интернет-сайт («виртуальный секретариат») объединения. На состоявшемся 8 октября 2015 года в Москве Форуме руководителей ведущих СМИ государств - участников БРИКС были подписаны меморандумы о намерениях по созданию совместных проектов «Информационная служба БРИКС» и «БРИКС-Радио».

В рамках проекта «Информационная служба БРИКС» планируется создание нового международного медиа-продукта - мультимедийной ленты новостей на языках стран-участниц. Проект «БРИКС-Радио» подразумевает совместную подготовку оригинальных передач по проблематике БРИКС, а также создание специальной платформы для перекрестной трансляции информационных материалов и программ участниками этой инициативы.

Важным компонентом развития БРИКС будет оставаться его неправительственный сегмент. Надо полагать, что свое продолжение найдут оказавшиеся полезными с практической точки зрения и вызвавшие большой интерес со стороны академических кругов и общественности организованные российским председательством крупные форумы - Академический, Гражданский, Профсоюзный, Молодежный, Молодых дипломатов, а также Глобальный университетский саммит.

Эстафета председательства переходит к индийским коллегам. Его девизом станет «На пути ответственных, инклюзивных и коллективных решений» (Building Responsive, Inclusive and Collective Solutions - по первым буквам английской аббревиатуры БРИКС). Данный подход подразумевает как сохранение преемственности в работе объединения, в том числе в отношении реализации тех инициатив, которые были поддержаны участниками «пятерки» в период российского председательства, так и, разумеется, выдвижение будущим председателем новых предложений. Он ярко передает дух нашего объединения и, безусловно, будет служить укреплению стратегического партнерства между государствами БРИКС.

Одним словом, нас ждет важная, широкомасштабная и взаимообогащающая наши страны и народы коллективная работа. Активное участие России в межгосударственном объединении такого масштаба будет способствовать созданию более благоприятных международных условий для роста ее экономики, повышению благосостояния граждан и укреплению внешнеполитических позиций в формирующемся многополярном мире.