Региональная интеграция стала важной составляющей развития современных международных отношений. Сегодня на карте практически не осталось государств, которые не входили хотя бы в одно региональное объединение. В этом плане интересны примеры США и Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), которые проявляют высокую активность в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в частности в ходе переговоров по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), в то время как сам регион АТР все чаще фигурирует в качестве локомотива экономического развития мира в XXI веке.

Идея создания Транстихоокеанского партнерства была выдвинута в 2003 году Новой Зеландией, Сингапуром и Чили (т. н. «PacificThree»). В 2005 году к ним присоединился Бруней (т. н. «PacificFour») и было подписано соглашение об учреждении ТТП, которое вступило в силу в 2006 году. Фактически на том этапе ТТП представляло собой зону свободной торговли без каких-либо заявок на дальнейшее углубление интеграции. Но в 2008 году проектом заинтересовались Соединенные Штаты, которые придали его развитию новый импульс. Подключение крупнейшей мировой экономики закономерно привлекло к инициативе и другие страны - Австралию, Вьетнам, Канаду, Малайзию, Мексику, Перу. Последней в 2013 году к переговорам присоединилась Япония. Однако, учитывая провозглашаемый открытый характер соглашения, не исключено, что в будущем формат расширится за счет некоторых других азиатско-тихоокеанских государств, в частности свой интерес обозначили Южная Корея и Тайвань. На сегодняшний день обсуждается вопрос уже не о расширении подписанного в 2005 году соглашения, а о фактически новом документе, включающем, помимо создания непосредственно зоны свободной торговли между странами-участницами, широкий спектр вопросов - от инвестиционного сотрудничества до охраны прав интеллектуальной собственности и экологических стандартов.

Несомненный интерес в данном процессе представляют позиции Вашингтона и Ханоя. Вашингтона - как основного движителя нового интеграционного формирования, претендующего на звание преференциального торгового соглашения нового типа. Ханоя - как наиболее слабого с экономической точки зрения участника переговоров, у которого, помимо всего прочего, сохраняются социалистическая надстройка и политическое руководство со стороны Коммунистической партии, при этом проводятся реформы, связанные с адаптацией рыночных механизмов. Не менее интересен и политический аспект соглашения, участвуя в котором США рассчитывают решить свои геополитические, а Вьетнам - региональные задачи.

Провозглашенный Президентом США Б.Обамой вскоре после вступления в должность «разворот в Азию»1 на протяжении двух сроков его администрации остается лейтмотивом внешнеполитической линии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Намеченный в начале нового века тренд на смещение «центра тяжести» мирового политического и в особенности экономического развития с Запада на Восток приобретает все более отчетливые формы - на Азиатско-Тихоокеанский регион уже приходится более 55% мирового ВВП и около половины мировой торговли. В этой связи ключевой задачей Вашингтона становится обеспечение своего присутствия в данном регионе, претендующем на звание «локомотива роста» мировой экономики. Логичным шагом на этом направлении можно считать активное продвижение американской администрацией инициативы о создании Транстихоокеанского партнерства.

Основным направлением внешней политики США во времена администраций Дж.Буша-младшего был преимущественно ближневосточный вектор. Одним же из первых заявлений Б.Обамы на посту президента стала озвученная необходимость скорейшего сворачивания военных кампаний в Ираке и Афганистане, концентрации внимания на других направлениях, в первую очередь азиатско-тихоокеанском. Это относится как непосредственно к перегруппировке вооруженных сил (обозначено, что к 2020 г. 60% военно-морских сил США будут постоянно находится в АТР2), так и к участию в экономических интеграционных проектах в регионе. Говоря о необходимости участия Вашингтона в ТТП, торговый представитель США Р.Кирк заявил, что в АТР в настоящее время высокими темпами развиваются интеграционные процессы, в которых США не участвуют, что приводит к существенному сокращению доли США на ключевых рынках. Подключение же Вашингтона к переговорам должно переломить этот тренд3.

Переговоры еще не завершены, однако сам проект вызвал небывалый интерес мировой общественности, в том числе и тех стран, которые не принимают в них участия. Внимание к будущему соглашению обуславливается его масштабом. В настоящее время в переговорах участвуют 12 стран, при этом доминируют страны с развитой экономикой, однако в них также участвует Вьетнам, чей ВВП на душу населения ниже 4 тыс. долларов. Среди обсуждаемых вопросов, помимо непосредственного снижения тарифных ограничений, также присутствуют следующие направления: правила конкуренции, сотрудничество и обмен опытом, трансграничные услуги, таможенные процедуры, электронная коммерция, экология, финансовые услуги, государственные закупки, интеллектуальная собственность, инвестиции, труд, средства правовой защиты, доступ на рынки товаров, правила их происхождения, санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, телекоммуникации, права человека4. Фактически Транстихоокеанское партнерство можно назвать интеграционным объединением нового типа, охватывающим многие сферы функционирования государства. В этой связи очевидными становятся и трудности, с которыми сталкиваются переговорщики, - договориться по столь широкому спектру вопросов странам с существенной разницей в развитии национальных экономик в относительно сжатые сроки представляется весьма непростой задачей.

Вашингтон, согласно официальной позиции, привлекают в первую очередь экономические плюсы от участия в столь масштабном преференциальном торговом соглашении. В данном формате рынок ТТП насчитывает почти 800 млн. потребителей, объем торговли товарами и услугами США со странами - участницами будущего соглашения почти 2 трлн. долларов, что составляет более трети всего товарооборота с зарубежными партнерами5. Однако, помимо непосредственного увеличения объемов торговли, американскую администрацию чуть ли не в большей степени интересует распространение своих бизнес- и других стандартов. Навязав определенную модель поведения, например проведения глубоких реформ системы государственного управления, идущих дальше действующих сегодня правил ВТО, США могут прочнее привязать к себе рынки партнеров по ТТП, что может затруднить их интеграцию с другими крупными игроками.

Особый акцент делается и на обеспечении интересов крупных корпораций, чьи представители участвуют в согласовании договора. Определенные вопросы вызывает и информация (переговоры ведутся в режиме строгой секретности, сам текст документа пока не был представлен широкой публике) о планах учреждения в рамках ТТП особого суда для рассмотрения споров между транснациональными корпорациями и правительствами стран-участниц.

Хотя сейчас Вашингтоном официально и утверждается, что ТТП призвано дополнить другие интеграционные проекты в АТР, в частности форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), в итоге оно может и заменить последний, став основным механизмом либерализации торговли и инвестиций в регионе. Для США проще реформировать ТТП в зону свободной торговли на своих условиях, чем пытаться договариваться со всеми членами АТЭС, особенно с Китаем. В этом смысле основное - начать с подписания соглашения в существующем формате, а затем последует обсуждение вопросов о присоединении к ТТП новых членов, в первую очередь из числа АСЕАН, которые будут вынуждены соглашаться на предлагаемые условия.

Если заявленная цель ТТП - продвижение торговли и создание новых рабочих мест, то в этом контексте приглашение Пекина к переговорам, товарооборот с которым превышает половину триллиона долларов, выглядело бы весьма логичным, даже несмотря на внушительное отрицательное сальдо в торговле с Поднебесной.

Однако невзирая на провозглашаемый открытый характер интеграции в ТТП, участие в нем КНР в обозримой перспективе представляется маловероятным. Можно сказать, что и вся стратегия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе основывается на наличии такого раздражителя, как Китай, подъем которого ставит под сомнение глобальное доминирование Америки. Это проявляется в укреплении традиционных союзов в регионе, налаживании отношений с новыми партнерами, усилении военного присутствия, ярой поддержке стран, оппонирующих Пекину в ряде территориальных споров. Продвижение Транстихоокеанского партнерства представляется эффективным механизмом, способным подорвать мощные позиции Китая в регионе.

О явном антикитайском подтексте будущего соглашения говорит и недавнее интервью Б.Обамы, в котором он прямо заявил, что «если США не будут формулировать новых правил глобальной экономики, то этим займется Китай»6. Пекин не собирается мириться с такой позицией американской администрации, воплощение в жизнь которой грозит отклонением части торговых потоков, - набирает обороты инициатива другого соглашения о свободной торговле - Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), ядром которого выступает КНР.

Несмотря на ряд определенных преимуществ, которые сулит реализация Транстихоокеанского партнерства, инициатива имеет немало противников в самих Соединенных Штатах. Ими являются прежде всего профсоюзы и организации охраны окружающей среды, чью позицию Вашингтон не может игнорировать. Либерализация торговли товарами и услугами, а также облегчение перемещения факторов производства, хотя США и заявили, что, к примеру, миграционное законодательство является запретной темой, неизбежно приведут к снижению заработной платы за счет наплыва мигрантов из стран с более низким уровнем экономического развития и социальной защиты, а также переноса производств крупными компаниями в государства, располагающие более дешевой рабочей силой. Неоднородность мнений в США относительно ТТП ясно проявилась в ходе недавних споров в Конгрессе при обсуждении законопроекта «О предоставлении президенту особых торговых полномочий» (т. н. «fasttrack»), позволяющего рассматривать торговые соглашения по упрощенной процедуре.

В целом же вопреки трудностям, связанным с согласованием подходов к ТТП в самом американском обществе, участие Соединенных Штатов в Транстихоокеанском партнерстве в полной мере отвечает их интересам по наращиванию присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Бурное развитие стран АТР, в первую очередь Китая, вынуждает Вашингтон сконцентрировать усилия на данной части планеты, направленные на закрепление роли США в качестве ключевого мирового игрока.

Примечательно, что Вьетнам, изначально не проявлявший особого внимания к этому формату (усилия Сингапура подключить Ханой к соглашению «Pacific Four» успехом не увенчались), объявил о решении начать переговоры по соглашению после подключения к ним Соединенных Штатов. Так, Вьетнам с 2009 года по приглашению Вашингтона принял участие в трех раундах переговоров в качестве ассоциированного члена, с ноября 2010 года - в качестве официального участника.

Интерес Ханоя обусловливается сугубо практическими выгодами, которые сулит участие в торговом механизме со столь высоким уровнем либерализации. По итогам 2014 года, товарооборот СРВ с 11 странами - участницами будущего ТТП достиг 92 млрд. долларов, что составляет почти треть всего объема внешней торговли страны(см. Таблицу 1). На их долю приходится треть прямых иностранных инвестиций7. Очевидно, что в первую очередь Вьетнам рассчитывает на рост объемов экспорта на американский рынок, являющийся основным потребителем вьетнамских товаров. Кроме того, Вашингтон выступает в качестве важного источника инвестиций и технологий. Также в Ханое надеются, что соглашение придаст существенный импульс улучшению внутреннего инвестиционного климата, реструктуризации национальной экономики, прежде всего в плане преобразования госсектора и создания реальной конкурентной среды, внедрения передовых бизнес-стандартов. Согласно данным американского исследовательского Центра «Восток - Запад»8, Вьетнам получит самые большие выгоды от ТТП. Так, только благодаря участию в ССТ ВВП страны к 2025 году увеличится на 14,3%, а объемы экспорта - на 25,8%.

Таблица 1

Товарооборот Вьетнама со странами - участницами переговоров
по соглашению о Транстихоокеанском партнерстве в 2014 г.
(составлено автором по данным Главного таможенного управления СРВ)

Страна

Экспорт
(млн. долл.)

Импорт
(млн. долл.)

Товарооборот (млн. долл.)

Австралия

    3990

    2058

    6048

Бруней

        50

       118

      168

Канада

     2081

      387

    2468

Малайзия

     3931

     4193

    8124

Мексика

    1037

       265

    1302

Новая Зеландия

      316

       478

      794

Перу

      187

         98

      285

Сингапур

    2933

     6827

    9760

США

 28 656

     6284

 34 940

Чили

      522

       368

      890

Япония

 14 704

  12 909

  27 613

ИТОГО

 58 407

  33 985

  92 392

Всего по итогам года

150 042

148 058

298 100

В % к итоговым
показателям за 2014 г.

        38,9%

       22,95%

      30,99%

 

 

Особо следует отметить и внешнеполитический фактор. Транстихоокеанское партнерство конкурирует с интеграционными проектами в рамках Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, ядром которых является КНР. И хотя с вьетнамского угла антикитайский подтекст будущего соглашения всячески отрицается, Ханой, проводя традиционную для себя политику балансирования между великими державами в регионе и опасаясь чрезмерной экономической зависимости от Пекина, не прочь воспользоваться данным механизмом в своих интересах.

Одновременно в СРВ ясно представляют себе и очевидные издержки от соглашения. В частности, снижение таможенных пошлин в краткосрочной перспективе вряд ли приведет к значительному росту объемов экспорта, так как основные статьи вьетнамского импорта в США, ключевого участника ТТП, уже освобождены от пошлин (это касается, в частности, морепродуктов и изделий из дерева). С большинством же других членов соглашения Вьетнам ведет переговоры или уже создал зоны свободной торговли (не охвачены только Канада, Мексика и Перу). Определенные опасения существуют также и вокруг практики использования Вашингтоном антидемпинговых расследований и введения дополнительных пошлин для государств с «нерыночной» экономикой. Притом что Вашингтон, судя по всему, не спешит признавать рыночный статус экономики СРВ, это оставляет в его руках действенный инструмент протекционизма и давления на Ханой. Одновременно снятие таможенных барьеров может негативно отразиться на вьетнамских производителях, продукция которых по многим позициям существенно проигрывает зарубежным аналогам.

Местными аналитиками высказывается также озабоченность по поводу отсутствия в будущем соглашении какого-либо специального режима для менее развитых стран9. Неудивительно в этой связи, как напористо вьетнамские переговорщики стремятся «застолбить» для себя дополнительные временные отсрочки, упирая главным образом на то, что национальная экономика является одной из наименее развитых среди участвующих в создании ТТП государств.

Немалые трудности, по мнению Минпромторга Вьетнама10, вызывает также то обстоятельство, что в настоящее время Ханой, помимо участия в ТТП, ведет переговоры по соглашениям о свободной торговле с Евросоюзом, Европейской ассоциацией свободной торговли, а также в рамках Соглашения о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве.

В ходе прошедших раундов переговоров по ТТП наиболее острые разногласия на вьетнамо-американском треке связаны с определением происхождения товаров из импортного сырья, так называемый принцип «yardforward». В соответствии с ним льготный режим торговли распространяется только на товары, изготовленные из сырья стран - участниц соглашения. По этой причине вьетнамская швейная и текстильная продукция, обладающая большим экспортным потенциалом, под такой режим не попадает, поскольку производится преимущественно из китайского сырья. Определенных подвижек по этой теме, судя по всему, удалось добиться по итогам пятой встречи на высшем уровне стран - участниц переговоров «на полях» саммита АТЭС в Пекине в ноябре 2014 года. Комментируя ее итоги, министр промышленности и торговли СРВ ВуХюиХоанг не стал раскрывать, какое именно компромиссное решение было принято, упомянув лишь о том, что «по итогам тесной совместной работы с широким подключением промышленных кругов США и СРВ была достигнута взаимоприемлемая формула». Учитывая стремление Вашингтона форсировать подписание соглашения, можно предположить, что, скорее всего, пойти на уступки пришлось американской стороне. А уже в конце июля 2015 года по итогам встречи глав министерств торговли на Гавайях вьетнамская сторона заявила о завершении переговоров на двустороннем треке со всеми странами-участницами, в том числе и с США.

Вместе с тем, как отмечают вьетнамские эксперты, в соглашении, помимо собственно положений о либерализации торговли, содержится множество требований неторгового характера. В частности, довольно жесткие ограничения касаются сферы услуг, инвестиций, интеллектуальной собственности, экологии, трудового законодательства. Опасения в Ханое вызывают требования повышения прозрачности госзакупок, нацеленные на открытие этого рынка для иностранных компаний, а также настойчиво проводимая американской стороной мысль о необходимости ускоренного реформирования госсектора. Так, Вашингтон настаивает на обеспечении равных конкурентных условий для государственных корпораций, обеспечивающих до 40% ВВП Вьетнама.

К настоящему времени состоялось более 20 раундов переговоров и консультаций на уровне профильных министерств. По итогам последней встречи глав государств 12 стран-участниц в Пекине было заявлено, что достигнутый за последнее время прогресс «позволяет рассчитывать на завершение переговоров в ближайшем будущем». Нерешенными остаются лишь некоторые вопросы на двусторонних треках, в первую очередь между США и Японией.

В целом участие в переговорах по Транстихоокеанскому партнерству рассматривается во Вьетнаме в качестве важного направления интеграции страны в международные и региональные хозяйственные связи, при акценте на создание режима преференциальной торговли с США с целью увеличения экспорта и снижения рисков антидемпинговых санкций. Как представляется, в Ханое хорошо осознают цели и движущие мотивы партнеров по переговорам, прежде всего Вашингтона, имеющих свои виды на вьетнамский рынок.

Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, в случае если не будет принято решение о подключении к нему новых участников, имеет все шансы на то, чтобы быть подписанным до конца текущего года. Во многом это обусловлено заинтересованностью всех стран-участниц в скорейшем его завершении при учете позиций переговорных делегаций. Это утверждение справедливо и по отношению к Вашингтону и Ханою.

Соединенные Штаты, наметив курс на укрепление своих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в центр своей политики в этой части света поставили как раз соглашение о Транстихоокеанском партнерстве. Реализация столь масштабного интеграционного проекта призвана не только нарастить товарооборот со странами-участницами в краткосрочной перспективе, но и проложить рельсы для безальтернативной ориентации их экономик на американский рынок в дальнейшем.

Данный процесс сопровождается жестким отстаиванием своей позиции в ходе переговоров по таким пунктам будущего соглашения, как реформы государственного сектора экономики, защита прав интеллектуальной собственности, введение высоких бизнес-стандартов, зачастую выходящих за пределы ВТО, и т. д., что может говорить уже не просто о создании зоны свободной торговли, а о более глубокой степени интеграции, центром которой планируют стать США. Определенную роль играет и личный фактор действующего Президента США Б.Обамы - на фоне различных трудностей в других регионах мира он стремится закрепить за собой роль «первого тихоокеанского президента», завершив столь амбициозный проект до окончания своего срока на нынешнем посту.

Активная интеграция страны в мировые хозяйственные связи при максимальном обеспечении интересов национального производителя является одним из приоритетных направлений внешнеполитического курса Вьетнама на современном этапе. Ханой стремится не остаться в стороне от идущих в регионе процессов формирования зон свободной торговли. В этом контексте первостепенное значение придается участию в переговорах по соглашению о Транстихоокеанском партнерстве, которое рассматривается прежде всего через призму создания зоны свободной торговли с США.

Вхождение в формирующийся режим свободной торговли должно, по убеждению местных профильных ведомств, стимулировать развитие экспортно-ориентированных производств, которые во многом остаются локомотивами роста национальной экономики. Несмотря на то, что участие в Транстихоокеанском партнерстве таит в себе немалые вызовы для национальной экономики, в Ханое убеждены, что положительный эффект от вхождения в столь продвинутый механизм преференциальной торговли существенно превысит возможные издержки.

Одним из ключевых факторов и катализаторов сближения позиций Вьетнама и США по самой идеи создания ТТП является Китай. Для американцев КНР - основной конкурент, способный в ближайшее время (если уже и не сейчас) оспорить их глобальное лидерство. В этом контексте активная интеграция со странами АТР, а тем более со странами Юго-Восточной Азии, которую в Пекине относят к зоне своих исторических интересов, может нанести существенный урон позициям КНР. Для вьетнамцев Китай - противник по территориальным спорам в ЮКМ, первый торговый партнер с существенным перевесом в сторону китайского экспорта, страна, с которой связаны тысячелетия борьбы за национальную независимость.

 

 

1Remarks by President Obama to the Australian Parliament. Canberra, Australia. 2011. November 17 // http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/11/17/remarks-president-obama-australian-parliament

2Quadrennial Defence Review 2014. US Department of Defense // http://www.defense.gov/pubs/2014_Quadrennial_Defense_Review.pdf

3USTR Ron Kirk Remarks оn Trans-Pacific Partnership Negotiations. Office of the United States Trade Representative // https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2009/december/ustr-ron-kirk-remarks-trans-pacific-partnership-negotiations

4Сайт Торгового представительства США // https://ustr.gov

5The Trans-Pacific Partnership: Economic Benefits. Office of the United States Trade Representative // https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/fact-sheets/2013/December/TPP-Economic-Benefits

6The Wall Street Journal // http://www.wsj.com/articles/obama-presses-case-for-asia-trade-deal-warns-failure-would-benefit-china-1430160415

7Сайт Министерства планирования и инвестиций СРВ // http://www.mpi.gov.vn/

8TTP: an agreement to bridge the United States with ASEAN and Asia. Washington, D.C.: East-West Center, 2014 //  http://www.eastwestcenter.org/publications/tpp-agreement-bridge-the-united-states-asean-and-asia

9Сайт центра Всемирной торговой организации во Вьетнаме // http://www.trungtamwto.vn/tpp/su-can-du-cua-hoa-ky-vao-tpp-va-luu-y-doi-voi-viet-nam

10Сайт информационного агентства «Голос Вьетнама» // http://vov.vn/kinh-te/bo-truong-cong-thuong-tin-tuong-tpp-duoc-ky-ket-nam-2015-382996.vov