В основу статьи положена лекция, прочитанная болгарским министром в Москве в Дипломатической академии МИД России.
Позвольте прежде всего поблагодарить руководство Дипломатической академии за приглашение осветить перед вами вопросы, связанные с внешней политикой Республики Болгария, с акцентом на региональное сотрудничество. Я принял это приглашение как большую честь, но и как настоящий вызов, учитывая информированность и компетентность этой аудитории.
В начале XXI века мы лицом к лицу стоим перед рядом вызовов - старых и новых, причем реальность требует от нас быть не только информированными, но и прежде всего адекватными по отношению к значительным изменениям в мире в целом, и в частности в областях и проявлениях, которые мы обозначаем как поле деятельности дипломатии.
Конец холодной войны превратился в источник беспрецедентных процессов политической, экономической, социальной, культурной и технологической трансформации, важным результатом которых стало увеличение количества участников и проблем на международной сцене и их взаимозависимость. Вопреки тому факту, что национальное государство сохраняет свое центральное место в международных отношениях, традиционная межгосударственная дипломатия фрагментируется и усложняется в результате увеличивающегося количества государственных и негосударственных субъектов, претендующих получить территории, ресурсы, рынки и легитимность. С другой стороны, революция в информационных и коммуникационных технологиях помогает процессам демократии и глобализации, вводя новый инструментарий, новые организационные механизмы, генерируя изменения в существующих иерархических отношениях. В современном мире информация представляет собой основной источник власти и влияния, а национальным правительствам все труднее контролировать движение - в некоторых случаях мгновенное - ресурсов разнообразного характера, а также взаимодействие между многочисленными участниками международной жизни. Конкретнее, Интернет фундаментально изменил понимание времени, пространства и скорости. Эти технологии становятся одним из могущественнейших средств подбора, обработки, анализа и синтеза информации и превращения этой информации в оперативные знания в разных областях человеческой деятельности, включая дипломатию.
В историческом плане дипломатия всегда адаптировалась к требованиям и изменениям международной системы. Традиционная дипломатия адаптируется к изменениям в обществе - более высокий уровень демократичности, усиленное влияние средств массовой информации и гражданского сектора, важность вопросов этического характера - повышенным вниманием к общественным предпочтениям, правам человека, культурным различиям, прозрачности и ответственности. Такие вопросы, как права человека, организованная преступность и международный терроризм, окружающая среда, международная торговля, интеллектуальные права, переговоры относительно технических стандартов и протоколов и др., превращаются в основные проблемы межгосударственных отношений, международных правительственных и неправительственных организаций, транснациональных корпораций и др.
В начале XXI века международная среда характеризуется асимметричностью новых вызовов, эскалацией напряжения между принципами ненарушения границ и права на самоопределение, между невмешательством во внешние дела суверенных государств и необходимостью международной защиты прав человека. Государства, не обладающие большой территорией и численностью населения как Болгария, подвержены традиционным и новым рискам и терпят негативное воздействие региональных конфликтов, нестабильности, происходящей от распада государств, терроризма, организованной преступности, нелегальной миграции, рисков информационной безопасности и прекращения снабжения жизненно важными ресурсами, и особенно энергоносителями. Примеры таких рисков, к сожалению, находятся в непосредственной близости к нашей стране - Косово, Южный Кавказ и др.
Болгария как государство, располагающее ограниченными ресурсами, не имеющая возможности самостоятельно гарантировать собственную безопасность во все более глобализирующемся мире, придерживается принципов и норм международного права и стремится к более полноценной интеграции в международные политические, экономические и военные структуры, в рамках которых у нее появляется возможность проводить активную политику защиты как своих, так и коллективных интересов.
Стратегическая цель болгарской дипломатии - проводить современную внешнюю политику, основанную на болгарских национальных интересах и европейских ценностях, обеспечивающую максимально благоприятную внешнюю среду для развития и процветания болгарской нации.
Небольшие государства могут оказывать воздействие на внешнюю среду посредством проведения целенаправленной политики на местном и региональном уровнях. В рамках региона Болгария поддерживает и развивает активные отношения со своими соседями. Болгария последовательно поддерживает европейскую перспективу, открывающуюся перед странами Западных Балкан не только как стимул создания устойчивых институций, консолидации демократических процессов и развития рыночной экономики, но и как важный фактор безопасности Юго-Восточной Европы в более широком плане. Для интересов Республики Болгария ключевую роль играют процессы укрепления региональной безопасности и развития регионального сотрудничества во всех его аспектах.
Региональные инициативы сотрудничества в Юго-Восточной Европе
Политика Болгарии в Юго-Восточной Европе направлена на укрепление доверия, стабильности и безопасности и на утверждение европейских стандартов в отношениях между государствами в регионе. Региональное сотрудничество не является альтернативой европейской интеграции, а ее интегральной частью.
Болгария была конструктивным участником процесса трансформации Пакта стабильности (ПС) Юго-Восточной Европы и воплощения принципа "региональной принадлежности". Как активный участник Пакта стабильности и председатель Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ) в период 2007-2008 годов, Болгария предприняла необходимые шаги для достижения работающих результатов как последствие трансформации ПС.
В рамках болгарского председательства в ПСЮВЕ произошла успешная трансформация по прекращению деятельности Пакта стабильности и по учреждению Совета регионального сотрудничества (СРС). Болгария считает, что ПСЮВЕ должен стать ведущим политическим форматом регионального сотрудничества. Он должен превратиться в платформу европейской и евроатлантической интеграции. Создание СРС - один из важнейших результатов трансформации региональных инициатив, так как является выразителем стремления стран Юго-Восточной Европы самим решать свое будущее.
Выражаем свою твердую убежденность, что все страны региона должны участвовать в региональном сотрудничестве. На Балканах не должно оставаться "черных дыр". ПСЮВЕ должен сохраниться в формате диалога, дискуссии и компромиссов. В то же время СРС должен принять на себя функцию посредника (interlocutor) между регионом и ЕС и концентрироваться на практической реализации утвержденных приоритетов.
На фоне противоречивых сигналов в связи с независимостью Косова, последний саммит ПСЮВЕ в Поморие (в мае 2008 г.) смог утвердить тему регионализма и необходимости развертывания его потенциала.
Европейская перспектива стран Западных Балкан
Разделяем видение, что расширение ЕС - один из сильнейших инструментов для достижения стабильности безопасности и предотвращения региональных конфликтов.
Болгария поддерживает европейскую интеграцию всех стран Западных Балкан, так как мы глубоко убеждены, что это приведет к продолжительной стабилизации и устойчивому экономическому развитию региона.
Обязательства ЕС к странам Западных Балкан посредством Процесса стабилизации и ассоциирования сыграли решающую роль в достижении прогресса в этих странах за последние годы. Но в то же время западнобалканские государства все еще сталкиваются с серьезными вызовами, что требует серьезного внимания к ним со стороны ЕС.
Заключения декабрьского Европейского совета подтвердили, что будущее стран Западных Балкан связано с ЕС. ЕС должен в кратчайшие сроки разработать политику, которая не только бы подтвердила, но и усилила Распорядок дня Салоник, давший перспективу членства ЕС всем странам Западных Балкан.
Однако ускорение процесса евроинтеграции не должно происходить за счет выполнения поставленных условий и требований.
Только выполнение необходимых институциональных и политических реформ, а также специфических требований по отношению к отдельным странам позволит государствам Западных Балкан продвинуться в отношениях с ЕС.
Черноморская синергия и ЧЭС
Черноморский регион имеет стратегическое значение для Европейского союза и является одним из приоритетных элементов в его внешних отношениях. В него входят такие ключевые партнеры, как Россия, Турция и государства Восточного измерения Европейской политики соседства. Регион является основным элементом энергетической безопасности ЕС и важным транспортным коридором между Европой и Азией.
До конца 2006 года у Европейского союза не было целенаправленной политики по отношению к Черноморскому региону. Начиная с членства Болгарии и Румынии, определения Европейской комиссией основных принципов инициативы "Черноморская синергия" и объявления этой инициативы приоритетной со стороны германского председательства ЕС в первом полугодии 2007 года, Черное море начало оформляться как самостоятельный регион внешней политики ЕС, совместно со Средиземноморьем и Балтийским морем.
На сегодняшний день Черноморская синергия определена только в рамках общих параметров и представляет скорее рамку сотрудничества, в которую можно было бы включить ряд инициатив и проектов. С институциональной точки зрения оценка деятельности по синергии выражается в проведении встречи министров иностранных дел стран ЕС и Черноморского региона в Киеве (14.02.2008 г.) и установлении прямых отношений с организацией Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), в которой Европейская комиссия является наблюдателем.
Болгария поддерживает участие России в региональном сотрудничестве, и прежде всего в Черноморской синергии. У российской стороны сегодня существуют сомнения относительно предназначения инициативы, но изоляция или самоизоляция России чувствительно уменьшит шансы успешной реализации задуманного. В этом смысле Болгария считает целесообразным участие России в конкретных секторах и проектах в приоритетных сферах сотрудничества. Таким образом, синергия могла бы превратиться в успешный пример сотрудничества между Европейским союзом и Россией, особенно в контексте переговоров о новом соглашении.
С целью концентрации усилий и ресурсов Черноморская синергия определяет в качестве приоритетных пять основных секторов:
Энергетика:
- подготовка общей нормативной рамки сотрудничества в этой области;
- развитие приоритетных для региона энергетических проектов;
- развитие возобновляемых источников и энергетической эффективности.
Транспорт:
- защита критической инфраструктуры;
- создание транспортной инфраструктуры;
- облегчение транспорта на внешних границах ЕС;
- подготовка координационной рамки транспорта.
Окружающая среда:
- более эффективная работа в существующих рамках взаимодействия;
- выработка стратегии по изменению климата и управлению прибрежными зонами;
- разработка общей рамки сотрудничества в области рыболовства.
Нетрадиционные угрозы безопасности (Soft Security):
- создание системы обмена информацией об организованной преступности;
- начало платформы миграции в Черноморском регионе;
- выработка механизма сотрудничества при бедствиях и авариях.
Гражданское общество и местная власть:
- создание сети ученых, исследователей и неправительственных организаций;
- усиленный обмен студентами и преподавателями;
- развитие парламентарного сотрудничества;
- оптимизация контактов между местными властями.
В июне 2008 года Болгария распространила свою позицию по развитию Черноморской синергии и Восточного измерения Европейской политики соседства, содержащей следующие основные элементы:
- Болгария стремится к развитию синергии как всеохватной инициативы, объединяющей восточных соседей ЕС, присоединившихся к политике соседства, Россию и Турцию. В то же время гибкий формат синергии позволяет инициировать как общие для всех стран проекты, так и специфические деятельности - например, только для стран ЕПС или только для прибрежных стран.
- Синергия открыта для всех региональных организаций, приносящих реальную пользу региональному сотрудничеству, прежде всего Черноморскому экономическому сотрудничеству (ЧЭС).
- Черноморская синергия не достаточно знакома как инициатива, и необходимо, чтобы она получила более широкую популярность и видимость в регионе и в рамках ЕС.
- Цель синергии: акцентировать на региональных проблемах, которые не могут быть решены в рамках двусторонних отношений ЕС со странами Черноморской зоны. Она не должна превращаться в прямой инструмент разрешения двусторонних проблем или проблем безопасности, таких как конфликты в Черноморском регионе.
- Болгария считает, что процесс реализации синергии должен быть ориентирован на конкретные результаты и вести к инициированию совместных проектов со стороны ЕС и стран региона. В этом контексте Болгария заявляет о своей готовности и желании участвовать совместно с другими государствами-членами в реализации проектных партнерствах в областях с приоритетным значением для региона и нашей страны.
- Финансирование Черноморской синергии - важный вопрос, который в большой степени определит ее эффективность. Европейский инструмент соседства и партнерства (ENPI) - один из основных каналов финансирования синергии, но имеет слишком большой географический обхват и многочисленные тематические приоритеты. Черноморская программа трансграничного сотрудничества, имеющая бюджет в 17 млн. евро на период 2007-2013 годов, охватывает преимущественно местную деятельность и гражданское общество. Необходим поиск внешних источников финансирования, так как в данный момент средства не достаточны для осуществления значимых региональных проектов. В среднесрочном аспекте надо искать самостоятельное финансирование синергии.
- Институционализирование синергии не желательно. Несмотря на это, с целью привлечения политических ресурсов и внимания необходимо определить специального координатора по Черному морю в рамках Европейской комиссии.
Европейская комиссия выработала Коммуникацию по Восточному партнерству в начале декабря 2008 года, а Европейский совет примет решение по ней в марте 2009 года.
Инициатива Восточное партнерство является продолжением Европейской политики соседства с помощью нового поколения договоров и планов действия по их выполнению, с целью углубления экономического и политического сотрудничества стран ЕПС с Европейским союзом. Инициатива является выражением двустороннего желания и реальных возможностей по углублению отношений между Союзом и соответствующими странами.
Восточное партнерство и Черноморскую синергию не следует рассматривать как политики, направленные против России, так как общим интересом является достижение безопасности, стабильности, прозрачного управления и устойчивого развития среди стран ЕПС.
По отношению к региональным организациям и инициативам Черноморское экономическое сотрудничество и Черноморский банк торговли и развития должны остаться важными партнерами и в усиленной Черноморской синергии. ЧЭС - самая представительная и институционально развитая межправительственная организация в Черноморском регионе, косвенно помогающая поддержанию добрососедских отношений и созиданию взаимного доверия в регионе.
Верно, что ЧЭС не располагает инструментами и возможностями для решения политических задач, связанных с двусторонними проблемами и с разрешением конфликтов, но организация вносит свой вклад в укрепление безопасности и стабильности в регионе путем установления хорошего сотрудничества между странами-членами в области нетрадиционных угроз безопасности.
Болгария положительно оценивает недавно закончившийся круг институциональных реформ, целящих превращение ЧЭС в более эффективную организацию. Мы считаем, что эти реформы, наряду с переоценкой финансовых инструментов организации, являются необходимыми шагами для повышения ее эффективности. Руководимая этим убеждением, в мае 2008 года наша страна представила нон-пейпр для активизации деятельности ЧЭС с заявленными интересами в областях окружающей среды, торговли, энергетики, транспорта, телекоммуникаций, науки и технологии, а также к повышению эффективности борьбы с организованной преступностью. Было предложено изменение ротации председательства в ЧЭС до двух председательств в год - с января по июнь и с июля по декабрь, оптимизация количества встреч на уровне министров иностранных дел, предварительное принятие распорядка дня запланированных встреч и более широкое использование процедур молчания, особенно по отношению к предварительному принятию распорядка дня запланированных встреч.
Доказательством того, что страны - члены ЧЭС готовы разработать проекты регионального значения, является подписание Меморандума о взаимопонимании по вопросам координированного развития Черноморского магистрального кольца и Меморандума о взаимопонимании по вопросу развития морских путей Черноморского региона.
Болгария поддерживает прагматизм в отношениях между ЧЭС и Европейским союзом в рамках усиленной Черноморской синергии, а также более видимое участие ЕК в работе организации в качестве наблюдателя.
И в заключение. Политика Болгарии в Юго-Восточной Европе и Черноморском регионе направлена на развитие регионального сотрудничества, и в будущем это останется одним из основных приоритетов нашей внешней политики.