Последние несколько лет и особенно с началом геополитического кризиса на Украине ученые и политики все чаще дискутируют на тему нового мирового порядка, контуры которого еще не вполне отчетливо проявляются сквозь туман хаотичных и малопонятных изменений в мировой политике и экономике. Пока что ясно одно - мир меняется и с каждым прошедшим десятилетием эти изменения оказывают все более заметное влияние на развитие международных отношений, на привычный ход жизни.

Главным изменением в международных делах стала сформировавшаяся в 1990-х и существенно укрепившаяся в нулевых годах многополярность, заменившая собой короткий период полной американской гегемонии (так называемый однополярный мир). Вашингтон не вынес бремени глобального управления: не хватило материальных и интеллектуальных ресурсов. Попытки направлять международные отношения из одного центра оказались несостоятельными, а нынешняя американская политика во многом потеряла способность быстро и адекватно реагировать на зигзаги и повороты в международной ситуации. Внешнеполитические действия США часто носят реактивный, бессистемный характер. Свидетельство тому - многочисленные вооруженные конфликты в различных регионах, экономические и информационные войны, резко обострившееся и перешедшее в глобальное противоборство соперничество между великими державами - США и Россией, США и Китаем.

Такова сложившаяся сегодня в мире ситуация. Переход к новой международной системе в условиях хаоса и неопределенности затягивается и осуществляется в жесткой борьбе старых и новых сил, порой подводя к возможности возникновения новой мировой войны. Невольно задаешься вопросом: а возможно ли вообще установление нового международного порядка мирным путем? США и их союзники уже не имеют необходимых ресурсов (кроме войны), а противостоящие им новые, не западные силы - еще слабо организованные и не вполне объединенные - не могут пока изменить нынешнее переходное состояние в свою пользу. Балансируя в Европе на грани крупного вооруженного конфликта с Россией, Вашингтон войны не хочет. Но и пустить развитие событий на самотек, предоставив соперникам возможность укреплять многополярность и усиливаться самим, он также не может.

По исторической традиции новый миропорядок рождается в муках. В его становлении и развитии сегодня ведущую роль играет Восточная Азия. Именно расположенные в этом регионе Китай и Россия, опираясь на созданные ими структуры (ШОС, БРИКС, ЕАЭС, ОДКБ), открыто не хотят больше мириться с монополией США на управление миром, бросают вызов американскому доминированию. Сопротивление Москвы и Пекина находит пока еще молчаливую поддержку большинства государств, прежде всего не западного мира. В их числе новая потенциальная сверхдержава - Индия, другие члены БРИКС и Иран.

Действия Китая, Индии, России и других государств Восточной Азии закономерны и отражают общую тенденцию к смене выработавшего свой ресурс послевоенного Бреттон-Вудского миропорядка. Почему Китай, Индия и Россия (в западной политологии их называют «ревизионистскими державами»)? Потому что существующий миропорядок мешает их укреплению и продвижению вперед. К тому же Америка, нынешний гегемон, не желая учитывать обозначившиеся мировые тенденции, вместо сотрудничества с новыми центрами силы и влияния взяла курс на противодействие, сдерживание их развития.

История на примере внешнеполитической практики Римской и Британской империй показывает, что сдерживанием можно притормозить становление нового миропорядка, но нельзя отменить замену отжившей международной системы новой. Сила Китая и Индии, Восточной Азии в целом заключается в динамичном и опережающем другие страны мира росте экономики этого региона, дальнейшее усиление которой требует смены устаревшей парадигмы развития.

Значимость государств Восточной Азии для мирового хозяйства весьма велика. Ключевые страны этого района (Китай, Япония и Южная Корея) располагают совокупным ВВП, составляющим 20% общемирового (в абсолютном выражении за период 1995-2012 гг. ВВП по ППС вырос с 17,03 трлн. долл. до 47 трлн.), и входят в десятку стран с наибольшим объемом внешней торговли1. Объем экспорта ПИИ из государств Восточной Азии за указанный период вырос с 178,8 до 893,2 млрд. долларов2. Основой развития региональной экономики является сложившийся в ХХ веке восточноазиатский хозяйственный комплекс, объединяющий зоны высокотехнологичного производства (Япония, Китай, азиатские НИС) и развивающиеся государства - члены АСЕАН. Императивом международных отношений и значимым фактором динамичного и устойчивого развития стран Восточной Азии на рубеже веков стала экономическая интеграция в различных форматах.

Показательно, что расположенные здесь государства признают Китай в качестве ключевого экономического партнера, связывая свое дальнейшее развитие с ростом китайской экономики.

В наши дни уже невозможно остановить развитие экономической интеграции, которая соединила азиатские государства тесными нитями экономической взаимозависимости. Если какая-либо экономически мощная держава региона, будь то Япония или Китай, задумала бы проводить узкоэгоистичную политику экономического протекционизма, это нанесло бы сильнейший удар по глобальной торговой системе и привело бы к кризису мирового хозяйства.

В данной связи весомым фактором региональной политики становится растущее влияние крупного азиатского бизнеса. Ему принадлежит ключевая роль контроля действий правительственных официальных лиц, удерживая их от соблазна содействия политическим конфликтам, способным нанести серьезный ущерб устойчивому развитию хозяйства Восточной Азии, процессу азиатско-тихо-океанской экономической интеграции.

Возглавляя экономическую экспансию региона, Китай последовательно утверждается на новых финансовых рынках. В 2014 году его денежная единица впервые вошла в десятку самых торгуемых валют мира, заняв в ней почетное шестое место. В ноябре 2015 года Международный валютный фонд включил китайскую валюту в расчет корзины специальных прав взаимствования (SDR). С 1 октября 1916 года юань будет входить в корзину резервных валют МВФ вместе с долларом США, евро, японской иеной и британским фунтом. В StandardCharteredBank, например, отмечают, что как минимум 40 центральных банков с целью диверсификации резервов уже сделали вложения в юань или готовятся к этому3.

Усиливается влияние на мировой арене группы БРИКС, межгосударственного объединения быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. На БРИКС приходится 22% глобального ВВП, более 40% населения планеты, почти 40% затрат на исследования и разработки, столько же мирового производства энергии4. По словам секретаря Совбеза РФ Н.Патрушева, в лице БРИКС «Запад уже сегодня имеет серьезного геополитического конкурента. Причем не только в сфере практической политики, но и в идеологии мироустройства»5. Она опирается на концепцию многополярного мира, принципы уважения международного права, равноправия и справедливости в отношениях между государствами, привлекает к себе все больше сторонников из числа развивающихся государств.

Ведомые активным ядром в лице Китая и России страны БРИКС и Восточной Азии оказывают все большее влияние на процессы в различных регионах мира, подрывая там позиции Запада. Уже созданы мощные финансовые институты в лице Банка развития и Фонда резервных валют БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), предполагается создание Банка ШОС. Предпринимаются активные шаги по возвращению золота в мировую финансовую систему. Так, например, золотой запас России вырос в 2009-2015 годах в два раза, до 1352,2 тонны, Индия увеличила запасы золота на 56%, до 557 тонн, золотой запас Китая достиг 1708 тонн6.

Причем альтернативные процессы стремительно нарастают, создавая в международных отношениях новую ситуацию. Положено начало инфраструктурным мегапроектам «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь ХХI века», которые будут включать в себя инвестиции в автомобильные магистрали, железные дороги, порты и газопроводы в 65 странах Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы, чье совокупное население составляет 4,4 млрд. человек7. Первый вице-премьер КНР ЧжанГаоли сообщил, что Китай построит шесть экономических коридоров, которые свяжут Азию с Европой. В их числе упомянуты экономические коридоры Китай - Монголия - Россия, Новый евро-азиатский сухопутный мост, Китай - Центральная Азия - Западная Азия, Китай - Индокитайский полуостров, Китай - Пакистан и Китай - Мьянма - Бангладеш - Индия. Средства на сооружение этих инфраструктурных объектов выделят Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути8.

Перемены отчетливо проявились в Латинской Америке, где Китай для стран континента де-факто стал крупнейшим торговым партнером. Перспектива для сторонников нового мирового порядка весьма ободряющая: партнеры могут перейти в расчетах на национальные валюты. Вытеснение доллара из торговых операций на «заднем дворе» Вашингтона нанесет сильнейший удар по финансовым позициям Америки. Министерство коммерции Китая рассматривает Латинскую Америку как второй после Азии регион для инвестирования. По данным Центра им. Вудро Вильсона, если в 2000 году Пекин вложил в Латинскую Америку 10 млрд. долларов, то в 2011 году объем инвестиций возрос до 245 миллиардов9. В этой связи серьезную угрозу Соединенным Штатам представляют планы по строительству нового международного канала, который через территорию Никарагуа свяжет Атлантику с Тихим океаном. Предполагается, что финансирование, оборудование и необходимую для сооружения канала технику поставит Китай, а безопасность строительства обеспечит Россия.

Было бы наивно думать, что вызов, брошенный Вашингтону и вообще коллективному Западу, останется без адекватного ответа. Наоборот, международные отношения вступили в непростой, турбулентный период. Реакцией Вашингтона стало обострение международной обстановки в ключевых районах планеты, прежде всего в Европе, где, используя в своих интересах нынешний полуколониальный режим на Украине, США пытаются втянуть Россию и Европейский союз в большую войну.

К сожалению, отмечают многие западные эксперты, рычагов противодействия планам «ревизионистских держав» по созданию нового мирового порядка у американского руководства осталось немного. Например, в случае с Россией и Китаем «цветные революции», как показали недавние события в Гонконге («революция зонтиков»), вряд ли сработают. Единственным и наиболее реальным инструментом остаются военные авантюры, включая мировую войну.

Приходится констатировать, что обострение геополитических противоречий по линии США - Россия и США - Китай подводит мир к опасной черте. Конечно, никто из этого «треугольника» к войне не стремится, учитывая, что каждая из сторон располагает весомым ядерным потенциалом. Однако взятый Америкой курс на военно-политическое противостояние с «ревизионистскими державами» имеет собственную логику развития и помимо воли его вдохновителей может привести к войне, в которой по определению не будет победителей.

Мир может сорваться в третью мировую, предупреждают нас такие авторитеты, как Папа Римский Франциск и известный крупный американский бизнесмен и политик Джордж Сорос. На недавней конференции Всемирного банка в Бреттон-Вудсе миллиардер сделал акцент на том, что «новая глобальная война между Соединенными Штатами и Китаем не за горами»10.

В этой связи представляется, что Восточная Азия в ближайшее время может стать основным театром разыгрываемой мировой драмы, борьбы за новый мировой порядок, отодвинув Европу и Ближний Восток на второй план. Азиатский курс Вашингтона явно не способствует сохранению в регионе политической стабильности, а ведет к накоплению противоречий и обострению напряженности между США и Китаем, Китаем и Японией, Китаем и странами - членами АСЕАН, к формированию предпосылок вооруженных конфликтов. Не зря же еще в 2011 году бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон в программной статье заявила о намерении Вашингтона сделать этот регион центром своих экономических, политических и, что особенно важно, военных усилий по сдерживанию Китая - главного соперника Америки.

Об этом, в частности, свидетельствует заявление 17 апреля этого года Президента Б.Обамы в обращении к Конгрессу США. «Независимая газета» отмечает по этому поводу, что в послании к Конгрессу Обама неоднократно упоминает Поднебесную, делая акцент на том, «чтобы именно США, а не такие страны, как Китай, сформулировали новые правила для глобальной экономики»11. Поэтому здесь на широких просторах Восточной Азии следует ожидать новых крупных провокаций воинственного гегемона. Вариантов несколько. Учитывая наличие в Восточной Азии ряда замороженных конфликтов, было бы вполне логично разморозить один из них или два одновременно. Китаю в этом случае будет уже не до продвижения своих экономических мегапроектов и обустройства созданных им новых международных финансовых институтов. Разумеется, по отработанной схеме США задействуют в этих целях своих союзников из числа расположенных здесь государств, имеющих серьезные противоречия с Пекином. Себе Вашингтон, как водится, готов отвести роль моральной и тыловой поддержки стороны, напрямую противодействующей Китаю, а затем и главного посредника в поиске мирной развязки конфликта, чтобы в случае удачного исхода навязать Поднебесной ущемляющий ее интересы свой вариант урегулирования.

Существенным является и то, что вооруженный конфликт в Восточной Азии, помимо отвлечения Китая от выполнения своей «экспансионистской» внешнеэкономической программы, предоставит Вашингтону возможность прояснить стратегические намерения и возможности Поднебесной, насколько реально ее стремление отстаивать заявленные принципы и цели силовым путем, наконец, моральную и материальную готовность Пекина к большой войне. Военное столкновение в Восточной Азии, безусловно, окажет сильное воздействие на американских союзников и призвано сплотить их вокруг США, усиливая тем самым возможности Америки в нынешнем противостоянии. Разумеется, такая игра со вторым по мощи и влиянию государством мира довольно рискованна, но ведь и отступать некуда. Позволить Пекину и дальше экономически и в финансовом плане завоевывать мир означает, что в перспективе можно потерять все. И если Британская империя рухнула из-за недостаточности материальных ресурсов защищать себя одновременно в различных регионах и невозможности вести войну сразу на нескольких фронтах, то у империи доллара, во всяком случае на сегодняшний день, такие возможности существуют.

Любопытно, что накануне встречи Б.Обамы и Си Цзиньпина в Вашингтоне в сентябре этого года участились исходящие с обеих сторон предостережения друг другу. Так, озвученная в начале текущего года в Вашингтоне «Объединенная концепция доступа и маневра к глобальным театрам» предусматривает «свободу рук» американским вооруженным силам в любой точке земного шара и окружающем космосе12. В КНР, со своей стороны, опубликовали Белую книгу по вопросам обороны. Тревожным для иностранных наблюдателей стал сохранившийся еще со времен Мао Цзэдуна тезис о неизбежности третьей мировой войны. Белая книга дает понять, что большая война состоится и Китай к ней готов. Как считают в Пекине, «причиной войны станут три фактора: гегемонизм и политика силы, усиление разрыва между бедными и богатыми странами и борьба за природные ресурсы»13.

Эти сигналы призваны обозначить красные линии, за которые заходить нельзя, и предупредить о необходимости воздерживаться от рискованных внешнеполитических шагов в отношении друг друга. Однако маховик конфронтации между сверхдержавами запущен, остановить его крайне трудно, если вообще возможно.

Корейский полуостров и споры вокруг территорий и акваторий в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях - это геополитические противоречия, которые без особого труда могут быть усилены и использованы Вашингтоном в создании нового регионального конфликта. Причем территориальные проблемы, обострившиеся за последние два года, - сегодня наиболее удобный повод для разжигания военного очага в Восточной Азии. Косвенным подтверждением этому стало заявление 13 мая 2015 года министра обороны США Эштона Картера о возможности направления американской авиации и военных кораблей в район Южно-Китайского моря с целью обеспечения свободы судоходства в международных водах. По информации «Reuters», Министерство обороны Японии начало обсуждать планы совместного с американцами патрулирования в Южно-Китайском море, что, в случае принятия такого решения, существенно накалит обстановку в ЮКМ14. 14 мая Китай отверг упреки США, обвинив в свою очередь Вашингтон в нагнетании напряженности в Восточной Азии.

Масла в огонь, очевидно, подлили и активные действия Пекина в Южно-Китайском море, где Китай по-тихому наращивает площадь контролируемых им островов за счет насыпных земель. В апреле этого года командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Гарри Харрис сообщил, что китайцы создали около 4 кв. км суши, назвав такие действия «провокационными» по отношению к другим странам Восточной Азии. Как утверждают американцы, огромная землечерпалка «Тянь» работает 24 часа в сутки, добывая с морского дна 4,5 тыс. куб. метров песка в час. Это уже дало возможность китайцам неузнаваемо изменить ландшафт нескольких рифов, на которых, по американской версии, строятся военные объекты, усиливающие позиции КНР в спорных районах. Согласно журналу «IHS Jane’sDefenceWeekly», «Китай разработал и осуществляет программу по созданию цепи укреплений в самом центре архипелага Спратли». Создается необходимая инфраструктура для приема десантных сил, ВВС и ВМС15.

Видимо, с подачи американцев участники прошедшей в Баварии 7-8 июня 2015 года встречи «Большой семерки» в принятом ими совместном заявлении «выразили озабоченность в связи с напряженностью в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, призвали обеспечить свободное законное использование морей и выступили против односторонних попыток изменить статус-кво путем засыпания моря»16.

Усиливая давление на Китай в Восточной Азии - сегодня ключевом по значимости регионе планеты, - Вашингтон не забывает и западный театр возможных военных действий, наращивая напряженность по хорошо известной в истории линии от Балтики до Черного моря, подталкивая европейских союзников к конфликту с Россией. Что, опять война на два фронта - не надорваться бы.

В этой тревожной обстановке Москве ничего не остается, кроме как укреплять и дальше взаимодействие с Китаем, предпринять активные шаги по консолидации всех миролюбивых государств, международных правительственных и неправительственных организаций, поднимать общественность и всех людей доброй воли на борьбу с ползучей американской агрессией.

России предстоит приложить немалые усилия по обеспечению безопасности и стабильности в Восточной Азии. Поскольку основной закон международных отношений предусматривает глобальное равновесие, обеспечение стабильности, считают в Москве, возможно лишь при условии, когда интересы и амбиции противоборствующих государств будут уравновешены, четко обозначены и понятны противоположным сторонам. США и их союзники должны понимать, что реализовать свои национальные интересы в АТР в условиях многополярности можно только учитывая интересы других региональных держав. Устойчивый баланс сил и интересов не может быть основан на использовании одними слабостей других, игнорировании их недовольства и принуждении.

Применение здесь упрощенных линейных схем внешней политики вряд ли приемлемо. Поэтому Россия выступает за реализацию в АТР принципа неделимости безопасности, когда безопасность каждого неразрывно связана с безопасностью всех. Совместным участием в военном параде на Красной площади 9 мая 2015 года военнослужащих России, Китая и Индии Москва посылает США недвусмысленный сигнал о том, что безопасность в Восточной Азии будет обеспечиваться не только призывами общественности и дипломатией, но и другими средствами, адекватными возможной кризисной ситуации.

Важно, что страны региона признают роль Москвы как активного поборника международного права, сторонника возобновления шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова, как генератора идей в вопросах укрепления азиатской безопасности. В качестве первого шага в продвижении к созданию региональной архитектуры безопасности российская сторона предложила разработать Декларацию о рамочных принципах укрепления безопасности и развития сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В решении этой весьма непростой задачи действия российской дипломатии в Восточной Азии неизбежно должны быть взвешенными и вместе с тем гибкими. В то же время важно проявлять последовательность, настойчивость и принципиальность. Возможности для этого есть, и впереди все та же, как и в прошлом, непрекращающаяся борьба за мир и светлое будущее народов Азиатско-Тихо-океанского региона. Ведя эту тяжелую и упорную борьбу, Россия и поддерживающие ее мирные усилия государства вносят весомый вклад в укрепление региональной и международной безопасности, выполняют свой долг перед народами Азии и всем человечеством. В этом противостоянии Россия опирается на поддержку дружественного Китая и оказывает ему содействие в его мирных усилиях.

Серьезным предупреждением любителям военных авантюр стали слова Си Цзиньпина «о готовности народов Китая и России рука об руку и плечом к плечу защищать мир». В интервью «Российской газете», опубликованном 6 мая этого года, руководитель КНР подчеркнул, что сейчас человечество получило благоприятные возможности для формирования «международных отношений нового типа в духе сотрудничества и общего выигрыша». Си Цзиньпин призвал соединить собственные интересы с общими интересами всех государств, найти и расширить точки соприкосновения интересов различных сторон17.

Именно в единстве сила сторонников формирования нового мира, который, как мы надеемся, будет основываться на равенстве государств, справедливости и верховенстве закона, а не на грубом произволе сильного и эгоистических интересах стран так называемого первого эшелона. Это вполне конкретный ответ на обозначенный выше вопрос о возможности мирного перехода к новому миропорядку. Силовые попытки остановить ход истории однозначно обречены на провал.

 

 

1Эксперт. №46. 16.11.2012.

2Азиатско-Тихоокеанский регион: региональные проблемы, многосторонние организации, экономические группировки. М.: Восток-Запад, 2014. С. 241.

3Экономическое обозрение, Узбекистан. 07.11.2014.

4Свободная пресса. 2015. 26 мая.

5Там же.

6http://www.goldomania.ru.

7The Atlantic, США. 12.05.2015.

8Topwar.ru. 10.06.2015.

9El Pais. 02.04.2014.

10Свободная пресса. 2015. 24 мая.

11Независимая газета. 20.04.2015.

12Национальная оборона. 2015. №1.

13Взгляд. 26.05.2015.

14Nikkei. 14.06.2015.

15Военное обозрение. 20.05.2015.

16РИА Новости. 09.06.2015.

17ИА REGNUM. 07.05.2015.