26 июля 2015 года Президент РФ Владимир Путин на борту фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» утвердил новую версию Морской доктрины России - основополагающего документа, определяющего государственную политику РФ в области морской деятельности. В качестве главных региональных направлений национальной морской политики РФ, помимо Атлантики, Арктики, Тихоокеанской зоны, обозначено Средиземноморье, что предусматривает военно-морское присутствие РФ в Средиземном море в целях «превращения региона в зону военно-политической стабильности и добрососедства»1. И это, очевидно, неслучайное действие: для России этот регион является важным направлением политики и международного сотрудничества. В этой связи вполне логично разобраться со складывающейся в нем ситуацией, сплетением интересов государств и стоящими перед ними проблемами. Иными словами, понять, что есть для нас Средиземноморье.

Важный узел мировой политики

Еще во времена холодной войны Средиземноморье было одним из  наиболее важных участков стратегического соперничества Запада и СССР. С тех пор многое изменилось, но этот регион остается важным узлом мировой политики, где пересекаются, взаимодействуют, конкурируют, конфликтуют разнообразные культуры, традиции, интересы.

В современной ситуации несколько факторов определяют стратегическую значимость Средиземноморья.

Во-первых, оно остается удобным плацдармом, с которого можно оказывать влияние на такие важные для мировой экономики и политики районы, как Ближний Восток, Северная Африка, Черноморско-Азовский бассейн, а географическое и связанное с этим геополитическое положение стран Средиземноморья делает их важной компонентой всей системы безопасности европейского континента.

Во-вторых, именно через Средиземное море пролегают магистральные торговые пути, связывающие Запад с Востоком и его нефтеносным Персидским заливом.

Отсюда, в-третьих, значение Средиземноморья как главного энергетического коридора. Так, через Суэцкий канал, соединяющий Средиземное море с Красным, транспортируется около 5% мировых поставок нефти и 15% природного газа; на Черноморские, или турецкие, проливы (Босфор и Дарданеллы), являющиеся единственным путем сообщения между Черным и Средиземным морями, приходится 6% мировой торговли нефтью. Важен - особенно для Европы - и энергетический потенциал Средиземноморского региона. Сырье, доставляемое в европейские страны с североафриканских и ближневосточных нефтегазовых месторождений, рассматривается Евросоюзом в качестве альтернативы  поставкам нефти и газа с Востока (по преимуществу из России) и как своего рода противовес российскому экспорту энергетического сырья.

По прогнозным оценкам Геологической службы США, запасы газа в Левантийском бассейне Восточного Средиземноморья составляют 3,45 трлн. куб. м, нефти - 267 млн. т2, и некоторые прибрежные страны уже начали интенсивные поисково-разведочные и даже эксплуатационные работы - на месторождениях «Тамар» и «Левиафан», у берегов Израиля, «Афродита», в кипрских водах, и других. Разработка нефтегазового потенциала региона сопряжена, однако, с тем, что эти месторождения расположены в зонах, являющихся предметом межгосударственных споров, что усложняет общую геополитическую картину, и без того насыщенную рисками.

Беспокойный район

Речь идет в первую очередь о региональных конфликтах - арабо-израильском, курдском, иракском, «замороженном» конфликте между двумя Кипрами (турецким и греческим), Турции с  греческим Кипром, Турции с Израилем, о «новых конфликтах» - в Ливии и Сирии. Вовлечение в них прибрежных и сопредельных стран Средиземноморья и вызываемые этими конфликтами кризисные явления подрывают безопасность региона и морских торговых путей, делают уязвимыми для внешнего вмешательства разработки газо- и нефтеносного шельфа в Восточном Средиземноморье.

В серьезную угрозу для европейских стран Средиземноморья превратилась нелегальная миграция. В свое время Турция, Марокко и некоторые другие средиземноморские и ближневосточные страны подписали документы, направленные на борьбу с нелегальной миграцией (принятую 15 ноября 2000 г. Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности», а также Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми), ужесточили свои миграционные законодательства. Однако в Средиземноморье так и не удалось ликвидировать устоявшиеся транзитные зоны, через которые шли потоки нелегальной миграции, да и значительная часть населения Северной Африки и Магриба практически  полностью зависела от денежных переводов из стран пребывания своих трудовых мигрантов3.

Людской трафик в Европу увеличился в разы после свержения в Ливии режима Муаммара Каддафи, достаточно успешно блокировавшего проход через свою страну миграционных потоков из внутренних районов Африки, Сахеля и Субсахарской Африки. Возобновившиеся там застарелые конфликты и вспыхнувшие новые вооруженные противостояния - этнические, клановые, межрелигиозные - увеличили число лиц, подвергшихся насильственным перемещениям. Значительная их часть устремилась в Европу, спасаясь как от внутренних конфликтов, так и от нищеты. В настоящее время помимо ливийского транзита мигранты используют для прорыва в Европу Марокко, Тунис, Ливан, испанские анклавы Сеута и Мелилья, Турцию, перемещаются более сложными путями - через Балканы или территорию Украины, которая сама балансирует между превращением либо в диктатуру под внешним (американским) управлением, либо в территорию хаоса.

Согласно опубликованному 18 июня 2015 года докладу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, общее число беженцев и внутренних перемещенных лиц увеличилось в 2014 году на 11 млн. человек, достигнув рекордного показателя - 46,7 миллиона. Из них более 219 тыс. беженцев и мигрантов пересекли Средиземное море, и это в три раза выше показателя 2011 года, который пришелся на пик «арабской весны»: тогда число беженцев и мигрантов составило 70 тыс. человек, и почти половина из них прибыла в Европу из Сирии и Эритреи4. Географически примыкающие к Средиземноморскому бассейну Греция, Испания, Италия, Кипр и Мальта превратились с 2011 года в основные пункты входа многочисленных мигрантов и беженцев из ближневосточных и африканских конфликтных зон. С начала 2015 года почти 50 тыс. человек нелегально высадились в Италии, Греции и на Мальте и растеклись оттуда по всему ЕС, создав там в числе прочих проблем рост социального напряжения из-за конкуренции с местными жителями на рынке труда5. А это еще больше усугубляет ситуацию в странах Евросоюза, переживающих экономический кризис. 

Свыше 3,5 тыс. беженцев погибли или пропали без вести на пути своего следования в Европу через Средиземное море6, а, согласно сообщению Международной организации по миграции, по состоянию на 21 апреля 2015 года с начала года у берегов Африки и Европы утонули более 1,7 тыс. беженцев7. Неудивительно, что Средиземное море было объявлено самым опасным районом для незаконной миграции. Проблемами, связанными с беспрецедентным наплывом в Европу мигрантов и массовой гибелью людей в Средиземном море, занялись и евросоюзовские чиновники.

27 мая 2015 года Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности в возглавляемой Ж.-К.Юнкером Европейской комиссии ЕС Ф.Могерини озвучила  подробности программы по приему мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока. Теперь каждой стране - члену ЕС устанавливаются квоты на прием мигрантов. Наибольшая нагрузка должна лечь на Германию, которая и без того занимает второе место в Европе (первое принадлежит России, где, согласно данным ООН, в 2014 г. 274 700 человек попросили убежище) по приему беженцев - 173 100 человек в 2014 году8, а также на Францию и Испанию. ЕС намерен также получить от Совбеза ООН мандат на принятие всех необходимых мер, в том числе силовых, против контрабандистов «живым товаром», которые организуют нелегальную транспортировку мигрантов через Средиземное море, в основном из Ливии. Это предполагает задержание и проверку всех судов с беженцами и арест перевозчиков. Кроме того, допускается уничтожение плавучих средств доставки беженцев вооруженными силами европейских стран9.

Внимательно следит за  развитием ситуации в Средиземноморье и Россия, имеющая в этом регионе долгосрочные интересы. Они формировались на протяжении длительного исторического периода.

Исторический ракурс: присутствие России
в Средиземноморье

В Российской империи интересы государства часто увязывались с реализацией балканского вектора внешней политики - взаимодействием России на суше (Балканах) и на морях (Черном, Средиземном) со своими православными единоверцами (славянами, греками), которые участвовали вместе с Россией в войнах с турками-османами и добивались при ее поддержке освобождения от османского ига. Еще в 1769 году императрицей Екатериной II была организована первая российская экспедиция в Средиземное море, после которой до 1774 года этот регион посетили еще четыре эскадры российского военно-морского флота. Как подчеркивают российские историки, «южный внешнеполитический курс России в екатерининскую эпоху формировался с учетом широких задач завоевания Крыма и предотвращения набегов татар на земли южнорусского порубежья, открытия «окна в Европу» через Черное море, свободного судоходства в Азовско-Черноморском бассейне. А плавание в Черном море неизбежно ставило перед российскими правителями и проблему выхода в море Средиземное, политическое, экономическое и культурное освоение средиземноморского пространства»10.

Удивительна созвучность этих целей с задачами - разумеется, модифицированными в новых исторических  условиях, - возникавшими перед СССР и потом уже новой Россией в XX, а затем и XXI веках.

Отношения СССР с рядом средиземноморских и ближневосточных стран (Алжиром, Египтом, Ираком, Ливией, Сирией, Йеменом), разделявших в разные периоды своей истории концепцию социалистической ориентации, базировались на поддержке идей деколонизации и определялись широким участием СССР в инфраструктурных проектах развивающихся стран региона. Значительное внимание уделялось военному сотрудничеству.

С 1967 года в Средиземном море базировалась 5-я оперативная эскадра Военно-морского флота СССР, предназначавшаяся в период холодной войны для решения боевых задач на Средиземноморском театре военных действий, и, в частности, согласно мнению военных экспертов, для отражения ядерного удара против СССР со стороны находившихся в этом районе кораблей 6-го флота США11. В 1977 году эскадра вынуждена была переместить свое основное базирование с портов Египта (в Александрии, Порт-Саиде и др.), сменившего свою внешнеполитическую ориентацию с просоветской на прозападную, в сирийский город Тартус, который и до этого (с 1971 г.) использовался как пункт материально-технического обеспечения действий советского ВМФ в Средиземноморье и ремонтная база для кораблей 5-й эскадры.

По окончании холодной войны Россия минимизировала свое присутствие в Средиземноморье, как и в других частях света. 31 декабря 1992 года Средиземноморская военная флотилия была распущена, при том что пункт материально-технического обеспечения в Тартусе остался за РФ, представляя собой в настоящее время единственный российский военный объект в дальнем зарубежье.  Образовавшийся политический вакуум позволил США и некоторым союзным им европейским государствам расширить в Средиземноморье сферы своего влияния. Так, 6-й флот США не только не покинул зону своей ответственности - Средиземное море и прилегающие воды Атлантики, но даже расширил географию своих действий, включив в них также побережье Африки (Гвинейский залив). Это соответствовало рассмотрению американскими военными стратегами Средиземного моря как плацдарма, обеспечивающего распространение «американской мощи» на «евразийский и африканский хартленды»12.

Но уже в 2000-х годах Россия начала демонстрировать готовность восстановить утраченные позиции. О таком намерении свидетельствовали заявления и шаги Президента РФ В.Путина, посетившего начиная с 2005 года целый ряд ключевых государств региона. С 2007 года российский флот возобновил свое постоянное присутствие в различных районах Мирового океана, включая и Средиземное море, где небольшие российские флотилии начали выполнять поставленные перед ними задачи. В том же году Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал флота В.Масорин заявил в Севастополе о необходимости пребывания российского флота на постоянной основе в Средиземном море. Главком назвал Черноморский флот форпостом России на юго-западном стратегическом направлении и заявил, что «операционная зона флота, распространяющаяся на Черноморскую и Средиземноморскую морские зоны вплоть до Атлантического океана, находится на стыке Европы, Азии и Африки… и здесь должно быть восстановлено постоянное присутствие ВМФ России»13.

По мере эскалации войны в Сирии Россия стала постепенно увеличивать размеры своей флотилии в Средиземном море, приступив к патрулированию Восточного Средиземноморья. Обосновывая подобные действия, министр обороны РФ С.Шойгу указал во время своего посещения в феврале 2013 года Черноморской флотилии на исходившие из Средиземноморья существенные угрозы российским национальным интересам, а также и на то, что с началом «арабской весны» значимость региона возросла в разы. Позже, в своем выступлении 11 марта 2013 года перед руководителями Министерства обороны и оборонной промышленности, министр уточнил, что перед Черноморским российским флотом, командование которого располагается в Севастополе, ставятся боевые задачи и «в Средиземноморской зоне, где флот будет присутствовать на постоянной основе»14.

Пока, однако, вопрос о создании Средиземноморского флота остается в планах и в регионе в июне 2013 года было сформировано лишь оперативное соединение ВМФ РФ, что было продиктовано необходимостью своевременного реагирования на возникающие в регионе вызовы международной безопасности (конфликты и т. д.), а также и потребностью защиты российского судоходства. Российский военный историк А.Широкорад подчеркивает в связи с этим, что морское пиратство, нападения иностранных судов - либо под предлогом борьбы с терроризмом, либо ради поддержания экологической безопасности (а фактически  с целью ограничения деятельности в морском пространстве других государств), морская блокада и в XXI веке делают неохраняемые торговые суда, танкеры с нефтью, прокладываемые по морскому дну нефтепроводы, нефтяные и газовые разработки на шельфе и т. д. легко уязвимыми для внешнего вмешательства15.

Значение российского присутствия в Средиземном море возросло также по мере эскалации сирийского конфликта, являющегося предметом особой озабоченности России. После падения в Ливии режима давнего российского партнера М.Каддафи Россия потеряла в этой стране оружейные контракты на сумму в 4 млрд. долларов, и она опасалась повторения этой ситуации в Сирии - в случае отстранения от власти Президента Б.Асада, чего добиваются участники антиправительственных выступлений, начавшихся в Сирии в марте 2011 года. Но стратегический интерес России к Сирии обусловлен и другими факторами:

- политическим, поскольку Сирия является давним и традиционным союзником России на Ближнем Востоке и Москва часто полагалась на Дамаск при проведении своей политики в регионе;

- экономическим, так как Сирия - относительно обширный рынок для российских товаров; до возникновения в Сирии гражданской войны это ближневосточное государство сохраняло привлекательность для российских инфраструктурных проектов и, согласно некоторым источникам, российские компании инвестировали в Сирию с 2009 года свыше 20 млрд. долларов16;

- гуманитарным, поскольку почти 100 тыс. российских граждан жили в Сирии и, кроме того, сирийский светский режим гарантировал христианам свободу вероисповедания;

- военным, поскольку сирийский порт Тартус важен для российского военного присутствия в регионе; Сирия является также давним покупателем российского оружия, и торговля этим товаром значительно возросла с 2000 года (по данным СИПРИ, с 2007 по 2012 г. на долю России приходилось 78% закупленного сирийским правительством оружия);

- международно-дипломатическим, поскольку Россия оказывает дипломатическую (и материальную) поддержку официальному Дамаску, исходя из того, что он остается на сегодня едва ли не основной силой, способной остановить продвижение джихадистов из «Исламского государства» и других террористических организаций.

Не меняя своей позиции по Сирии, Россия развивает одновременно отношения и с рядом государств (Турцией, Израилем, Саудовской Аравией), выступающих за свержение режима Башара Асада.

Но вот отношения России с Западом серьезно ухудшились из-за их различного подхода к решению сирийской проблемы, и особенно после того, как Москва признала итоги крымского референдума 2014 года. Это дало полуострову возможность «вернуться в родную гавань» - воссоединиться с Россией, а России - сохранить свой важнейший военно-морской форпост в Севастополе. Обретение контроля над полуостровом позволяло, с одной стороны, создавать ограничения для доступа не всегда дружественно настроенных стран к Черноморскому региону, а с другой - облегчать приближение к стратегически важным и представляющим особый интерес для России районам Средиземноморья. Особое значение в этой связи придавалось и придается усилению взаимодействия с Турцией, которая контролирует Черноморские проливы и является своеобразным мостом между Европой и Азией, что открывает перед Россией дополнительные возможности в плане реализации собственных экономических и политических интересов.

Российские интересы в Средиземноморье

Ныне Россия ставит перед собой в Средиземноморье куда более скромные задачи по сравнению с теми, которые преследовал в этом регионе Советский Союз, претендовавший на поддержание военно-стратегического и политического паритета с Западом. Российская политика в отношении средиземноморских государств лишена также той сильной идеологической составляющей, которая была присуща внешней политике СССР. Россия руководствуется там прагматизмом и стремлением сохранять исторические связи и контакты со всеми силами, присутствующими в регионе. Но ее преимущество перед другими участниками разворачивающейся в регионе геополитической игры заключено в том, что Россия  - единственный постоянный член Совета Безопасности ООН, не зависящий от ближневосточных поставок энергоресурсов и не отягощенный, в отличие от Франции и Великобритании, колониальным прошлым. В пользу России говорит также ее активное позиционирование себя как защитницы восточных христиан, ставших ныне жертвами насилия со стороны радикальных и террористических сил и организаций.  Россия, таким образом, претендует на обретение в Средиземноморском регионе нового статуса, который соответствовал бы меняющейся геополитической обстановке.

В свою очередь, страны Средиземноморья рассматривают Россию в качестве одного из крупнейших нефтепроизводителей вне Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), а также газоэкспортера, оказывающего огромное влияние на мировые энергетические рынки. Изучая возможности диверсификации поставок вооружения из других стран, а не только из США, они заинтересованы в налаживании диалога с Россией в военной сфере, учитывая, что РФ является одним из крупнейших в мире экспортеров вооружений.

Особое значение во взаимоотношениях России со странами Средиземноморья придается таким направлениям, как энергетика, ирригация, промышленная инфраструктура, экология. Интерес российских деловых кругов вызывают и перспективы развития экономического и торгового сотрудничества со странами Средиземноморья ввиду особой инвестиционной привлекательности региона, его потенциала выгодного торгового партнера для российских компаний, включая энергетические. Последние уже изыскивают возможности для участия в разработках на недавно открытых месторождениях в кипрской и израильской эксклюзивных экономических зонах.

Энергетическая сфера Средиземноморья привлекательна также и для Европейского союза, где открываются широкие возможности для российско-европейского взаимодействия, чему в настоящее время препятствуют замороженные из-за украинских событий отношения России и ЕС. 

Ключевым приоритетом внешней политики РФ в Средиземноморье остаются проблемы поддержания многосторонней безопасности, а демонстрация флага в регионе нужна России для отстаивания своих экономических и политических интересов.  Так, задачу проведенных с 16 по 21 мая этого года в восточной части Средиземного моря российско-китайских военных учений «Морское взаимодействие-2015» заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов обозначил, как «отработку совместных действий по охране безопасности судоходства в Мировом океане»17. В июне в Средиземном море впервые после очень долгого перерыва прошли совместные учения военных моряков России и Египта «Мост дружбы-2015», походный штаб которых был размещен на борту гвардейского ракетного крейсера «Москва»18. В обоих случаях экипажи при поддержке авиации отрабатывали защиту морских путей от различных угроз. Помимо сирийского Тартуса, эксплуатация которого осложнена из-за конфликта в этой стране, российские корабли получили возможность заходить в порты Республики Кипр: договоренность об этом была достигнута во время визита в Москву 25 февраля 2015 года Президента Н.Анастасиадиса. Все это говорит о готовности России развивать партнерство с ведущими государствами в одном из важных и неспокойных регионов, где военное превосходство остается за США и их союзниками по НАТО.

Еще одна из причин повышающегося внимания России к региону заключена в обеспокоенности Москвы быстрым распространением радикального исламизма и интернационализацией терроризма, активизации «Исламского государства», захватившего обширную территорию в Сирии и Ираке и превратившегося в серьезную угрозу международной безопасности. Осознание этой угрозы побудило Россию включить 29 декабря 2014 года «ИГ» и «Фронт ан-Нусра» в список запрещенных террористических организаций, поставить вне закона членство в них либо любую их поддержку, что полностью соответствует принятой Советом Безопасности ООН резолюциям 2170 и 2178 об угрозе, создаваемой террористическими атаками, международному миру и безопасности.

Россию населяют приверженцы различных религиозных исповеданий, а мусульмане составляют вторую по численности после православных религиозную группу. Логично поэтому предположить, что  внутриполитическая стабильность в России в значительной степени зависит от уровня прямых или непрямых отношений российских мусульман со своими единоверцами в странах Средиземноморья. При этом большое число выходцев из России, живущих в странах Средиземноморья, создают мощный импульс для умножения культурных и религиозных контактов  России с теми средиземноморскими государствами, в которых находятся христианские, мусульманские, иудейские святыни.

Таким образом, своим присутствием в Средиземноморье Россия как крупная военно-морская держава стремится решать в этом регионе статусные задачи, демонстрируя усиление интереса к международным вызовам, с которыми сталкиваются государства Средиземноморья. Сотрудничество с ними по самому широкому спектру проблем делают более эффективными усилия России по построению полицентричного и справедливого мира. Задача эта в настоящее время серьезно осложнена вследствие резко охладившихся отношений из-за украинских событий России с США и со всем евроатлантическим сообществом. Но соображения прагматизма - необходимость борьбы с одной из серьезнейших современных угроз, какой является исламистский терроризм, могут подтолкнуть страны Запада к сотрудничеству с Россией, предпринять совместно с ней другие действия, направленные на завершение сирийского кризиса, других кровавых конфликтов в регионе Средиземноморья.

Существуют объективные и долговременные факторы, благоприятствующие осуществлению российских интересов в Средиземноморье. Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН и коспонсором ближневосточного мирного процесса; она не оставляет намерений со временем активизировать здесь свою роль в сфере поддержания безопасности. Россия, кроме того, может быть привлечена к процессу достижения политической и военной стабильности в регионе за счет сохраняющейся у нее возможности посредничать между представителями правительства и умеренной оппозиции в рамках организуемых в Москве межсирийских переговоров, в диалоге Израиля с ХАМАС, в процессе общей консолидации усилий мирового сообщества с целью урегулирования региональных конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Традиционно Россия воспринимается в некоторых государствах Средиземноморья, в особенности расположенных в его южной части, как определенный противовес западной экспансии. Такое восприятие в значительной мере основано на политических реалиях СССР, который с известной натяжкой, но мог бы рассматриваться в качестве такого противовеса. Российская дипломатия, нащупывая новые пути и ресурсы для демократизации международного порядка и повышения роли России в его формировании и регулировании, надеется реализовать эту задачу, в том числе и за счет установления более тесной кооперации со странами Средиземноморья.

Возвращаясь к принятой руководством страны Морской доктрине, следует заметить, что в определенной степени она рассматривается в контексте активизации деятельности Североатлантического альянса, его приближения к  границам РФ и попыткам придания НАТО «глобальных функций», что для Российской Федерации остается неприемлемым19. Но вместе с тем ее главная направленность - это поддержание балансов сил, безопасности судоходства, причем не только грузоперевозок, но и «развитие круизного судоходства из портов Крыма и Краснодарского края в страны Средиземноморского бассейна»20.

 

 

 1Морская доктрина Российской Федерации. 26.07.2015 // http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/uAFi5nvux2twaqjftS5yrIZUVTJan77L.pdf

 2Overview of oil and natural gas in the Eastern Mediterranean region. 2013. August 15 // URL: ttp://www.eia.gov/beta/international/analysis_includes/regions_of_interest/Eastern_Mediterranean/eastern-mediterranean.pdf

 3См. подробнее: Малышева Д.Б. Миграционные процессы на Ближнем Востоке и в Северной Африке // Миграционные процессы в развивающихся странах Азии и Африки (динамика и современное состояние). М.: ИМЭМО РАН, 2007. С. 58-70.

 4World at War. UNHCR Global Trends. Forced Displacement in 2014. The UN Refugee Agency. 2015. P. 5.

 5Полунин А. Европа на грани раскола // Свободная пресса, 25.06.2015 // URL: http://svpressa.ru/politic/article/125950

 6World  at War… Р. 8.

 7Проблема беженцев из разбомбленных стран в ЕС решена: начинается еще одна военная операция // Однако. 22.06.2015 // URL: http://www.odnako.org/blogs/evrosoyuz-reshil-problemu-migrantov-iz-demokratizirovannoy-im-afriki-zapuskom-voennoy-operacii-v-sredizemnomore

 8World at War… Р. 28.

 9EU to launch unprecedented military mission in the Mediterranean // Deutsche Welle. 18.05.2015 // URL: http://www.dw.de/eu-to-launch-unprecedented-military-mission-in-the-mediterranean/a-18455625

10Смилянская Н.М., Велижев М.Б., Смилянская Е.Б. Россия в Средиземноморье. Архипелагская экспедиция Екатерины Великой. М.: ИНДРИК, 2011. С. 9-10.

11См.: Заборский В. Советская Средиземноморская эскадра // Независимое военное обозрение. 13.10.2006.

12Nopens P. Geopolitical shifts in the Eastern Mediterranean security // Policy Brief. 2013. February. №43. P. 2.

13Цель ВМФ России - постоянное присутствие в Средиземном море вплоть до Атлантики.
3 августа 2007 // URL: http://palm.newsru.com/russia/03aug2007/vmfrf.html

14Цит. по: Litovkin V. Russian fleet to return to the Mediterranean // Russia Beyond the Headlines. 2013. March 21 // URL: http://rbth.com/opinion/2013/03/21/russian_fleet_to_return_to_the_mediterranean_24125.html

15Широкорад А. Россия на Средиземном море. М.: АСТ, 2008.

16Borshchevskaya A. Russia's Many Interests in Syria.The Washington Institute for Near East Policy. 2013. January 24 // http://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/russias-many-interests-in-syria

17Мухин В. Флотский альянс двух держав. Москва и Пекин продемонстрируют в Средиземном море тесное взаимодействие // Независимое военное обозрение. 15.05.2015.

18Иванов А. «Москва» вытесняет НАТО из Средиземного моря. Коалиция России и Египта меняет расклад политических сил на Ближнем Востоке // Свободная пресса. 10.06.2015 // URL: http://svpressa.ru/politic/article/124749

19Морская доктрина РФ…

20Там же.