Любой кризис - это проверка государственной системы на прочность, обнажающая ее скрытые пороки и уязвимые места. Сегодня для государств Европы, живших как у Христа за пазухой, таким кризисом стал колоссальный по своему масштабу стихийный наплыв иммигрантов из раздираемого конфликтами региона Ближнего Востока и Северной Африки. Хотя в степени его «стихийности» можно усомниться: уж больно резко все началось. Налицо причинно-следственные связи, присутствует направленность потоков, вырисовываются схемы транзита. Очевидно, что с подобным вызовом Запад, привыкший тихо решать маленькие проблемы, а большие, вроде «российской угрозы», - громко выдумывать, сталкивается впервые.

Практика показывает, что в едином общеевропейском счастье все государства - члены ЕС счастливы вместе, а вот от проблем, в том числе того же общеевропейского, макрорегионального уровня, страдают они все по отдельности, зачастую пытаясь спихнуть вину, ответственность или часть стоимости решения на какого-нибудь соседа. Руку помощи предлагать тоже не сильно торопятся - своим может не хватить: у всех выборы, внутриполитические противники, всем надо удержаться у власти. Сегодняшний миграционный потоп тоже не исключение. Каждый строит свой ковчег, только четких, а тем более универсальных инструкций по сборке ни у кого нет.

Проблематика современного исхода из стран БВСА, в том числе в контексте его европейского вектора, чрезвычайно многомерна. Здесь и гуманитарный аспект: конгломерат личных трагедий гонимых войной людей, не имеющих будущего у себя на родине, лишенных средств к существованию, доведенных до крайности и потому способных на отчаянные поступки. Учитывая то, в каком мире мы живем, каждый из нас может оказаться на их месте.

С экономического угла это видится по-другому: практически неконтролируемый приток населения, который приходится как-то размещать и содержать за счет государства, то есть налогоплательщиков-избирателей.

В социокультурном плане резко возрастает число лиц совершенно иных религии, культуры, традиций, миропонимания в целом, вынужденное соседство с которыми неизбежно будет вызывать недовольство местного населения, сколь бы толерантным оно ни было, и провоцировать ответный негатив мигрантов, открывая дорогу различного рода радикалам.

С точки зрения безопасности с плохо контролируемым потоком ближневосточных беженцев, преимущественно мусульманского вероисповедания, в Европу будут проникать приверженцы радикального ислама, агентура того же «Исламского государства», которая, создавая законспирированные сети, начнет вести на территории ЕС информационно-пропагандистскую, вербовочную и террористическую деятельность. Стоит также отметить, что подобная конвейеру массовая переправка людей через транзитные государства и границу ЕС, по всей видимости, - весьма прибыльный нелегальный бизнес, организатором или акционером которого вполне может являться тот же ИГИЛ. Наконец, с постоянным наплывом такого количества беженцев, неизбежно будет повышаться уровень бытовых конфликтов и преступлений: нарушения общественного порядка, драки, воровство и др. Как можно видеть из новостных репортажей, далеко не все приезжие, мягко говоря, настроены конструктивно.

Все вышеперечисленные аспекты обостряют старые и создают новые проблемы, факторы нестабильности, которые желательно без лишнего шума нейтрализовать. В рамках политического измерения основная задача - найти ответ на вопрос: что делать? (кто виноват? - найдут потом).

Возьмем, например Германию, одно из наиболее обеспеченных государств ЕС, а следовательно, и желанную цель мигрантов, землю обетованную. Здесь кризис с наплывом беженцев заслоняет практически все медийное пространство.

Неудивительно, ведь ситуация выглядит безрадостно и оптимизма не внушает. В ФРГ поступает 40% всех соискателей убежища, прибывающих в Европу. Остроты добавляет и то, что к иммигрантам из БВСА под шумок присоединяются соискатели легкой жизни с Балкан, в частности из Албании, БиГ и Косова. По данным, озвученным федеральным министром внутренних дел Т. де Мезьером, количество беженцев в ФРГ может возрасти до 800 тыс. человек к концу 2015 года1. Лагеря беженцев и службы на местах не справляются с регистрацией и учетом прибывающих. Центры размещения переполнены. Власти в срочном порядке создают временные лагеря для иммигрантов на базе социальной и военной инфраструктур. «Переварить» нарастающий поток в ФРГ не хватает средств.

Финансовая сторона - хотя и неофициально, пожалуй, первый пункт в повестке. Во сколько содержание иммигрантов обойдется германскому налогоплательщику, правительство умалчивает. Сюда относятся расходы на проживание, медицинское обеспечение, продовольствие, а для тех, кому посчастливится остаться, еще и выплаты на детей - школа, детский сад и др., в среднем около 10 тыс. евро на одного беженца в год.

В соответствии с германским законодательством ответственность за прием и обустройство соискателей убежища, равно как и все связанные с этим расходы, несут региональные и местные власти. В ФРГ беженцы не имеют права работать или учиться, за исключением языковых курсов, то есть законодательно не могут сами себя обеспечивать, не говоря уже о том, чтобы вносить какой-то вклад в госбюджет. То есть на этих людей неизбежно будут тратиться миллиарды евро. Все это, стоит отметить, происходит на фоне реальной потребности Германии в квалифицированной рабочей силе примерно в 400 тыс. человек. А это практически столько же, сколько сейчас всеми правдами и неправдами въезжает в страну.

Ангела Меркель в интервью каналу ZDF 16 августа этого года охарактеризовала ситуацию в целом как полностью неудовлетворительную2. Причем, говорила она как про ФРГ, так и про ЕС в целом. Фактически канцлер озвучила общую позицию германских властей: в одиночку с этим социальным бедствием не справиться, неизбежно придется укрепить работу с партнерами по Евросоюзу для распределения иммигрантов, где каждая страна должна взять на себя долю ответственности3. После спасения Греции тема иммигрантов и обеспечение права на убежище могут стать новым европейским проектом, в ходе которого странам - членам Евросоюза придется доказать способность результативно играть в составе одной команды.

Единого рецепта по борьбе с этим кризисом у правительства нет. В качестве предложений, в частности, - увеличение штата контролеров Ведомства по вопросам миграции и делам беженцев и сокращение срока рассмотрения заявок о признании соискателей беженцами. Прорабатываются меры по улучшению условий для трудовой миграции.

Разумный вариант - оптимизация денежных пособий и замена их на продукты. Ведь суммы, выплачиваемые беженцам, сопоставимы или превышают средние зарплаты в тех же Албании и Косове. Предлагается также сделать их ниже уровня пособий безработным германским гражданам.

Озвучивалась также идея распространить на ряд Балканских стран - Албанию, Черногорию, Республику Косово - статус так называемых «безопасных государств происхождения», позволяющий отказывать гражданам этих государств в убежище по политическим мотивам и в упрощенном порядке возвращать их на родину. Таким образом, предполагается сократить приток беженцев на 40%. Надо отметить, что аналогичный ход в отношении Сербии, БиГ и Македонии не оправдал себя - количество иммигрантов из этих стран возросло на 23%.

Как все это будет работать, что окажется эффективным и насколько, покажет время. Вопросы экономики в данном случае - лишь полбеды. Ситуация грозит подрывом безопасности, социальной стабильности и общественного порядка, причем не только в ФРГ, но и в общеевропейском масштабе. Выделить из общего потока прибывающих в Германию, заехавших по «ИГИЛовской путевке», довольно сложно. Пока они не взяли в руки оружие, не стали вести активную пропагандистскую и вербовочную деятельность, они такие же, как все несчастные и обездоленные беженцы. Власти прекрасно осознают, что эти представители нового террористического интернационала - бомбы с часовым механизмом, обратный отсчет которых уже запущен4.

Неудивительно, что возрастающий приток иммигрантов совпал с резко активизировавшейся пропагандой «Исламского государства», которая использует не только традиционную инфраструктуру мечетей и салафитских общин, но все больше Интернет и социальные сети. Популярность ИГИЛ среди германских граждан, в том числе и этнических немцев, укрепляется. В рядах мусульманской молодежи причастность к глобальному джихаду в той или иной степени становится модной и основой «авторитета». В 2015 году число исламистов, выехавших из Германии в Ирак и Сирию как для ведения боевых действий, так и иных видов «работы», достигло рекорда в 700 человек. Из них треть успешно вернулась в ФРГ5.

Германские политики и средства массовой информации единодушно пытаются снизить кумулятивный эффект вышеописанных проблем на настроения в обществе, дабы поддержать социальную стабильность, но тем не менее скептическое, а зачастую и враждебное отношение немцев к мигрантам растет. Более того, на фоне резкого увеличения числа беженцев в ФРГ налицо распространение правоэкстремистских и расистских настроений, прежде всего антиисламской и антииммигрантской направленности. Увеличивается число нападений на мечети и другие мусульманские учреждения, а также места проживания прибывающих соискателей убежища. У мест их размещения возникают стихийные митинги и беспорядки. Растет уровень бытовой дискриминации в школах, при приеме на работу и т. д.

Позиция властей, сводящаяся, по сути, к замалчиванию и игнорированию проблемы, а также попыткам списать все инциденты на неонацистов и ультраправых маргиналов, не приносит плодов, а зачастую вообще дает обратный результат. Происходит то, что в кризисных условиях допускать категорически неприемлемо, - у граждан создается впечатление, что правительство не контролирует ситуацию, бессильно перед навалившимися проблемами и игнорирует их решение, зарыв голову в песок.

Протестные настроения по мере консолидации недовольных обретают системный характер, перестают быть спорадическими и уже не ограничиваются исключительно бытовым уровнем. Ярким примером может служить германская общественная инициатива «Патриотические европейцы против исламизации Западной Европы» (ПЕГИДА). Движение совсем молодое, было создано в Дрездене в октябре 2014 года (здесь стоит отметить, что, по данным на 2012 г., Дрезден - город с самой низкой долей иностранцев - 7%, а в Саксонии проживает меньше всего иммигрантов - 2,8% населения)6.

Однако только за год ему удалось эволюционировать из объединения противников миграционной политики властей в общенациональную протестную платформу, объединяющую недовольных теми или иными аспектами внутренней и внешней политики федерального правительства7.

Движение привлекает в свои ряды все больше и больше сторонников, становясь нишей для оппозиционеров право- и левоцентристским партиям. По данным, опубликованным в газете
«Die Zeit»8, 49% опрошенных граждан ФРГ симпатизируют движению, 39% полностью солидарны с ее выступлениями.  При этом 73% граждан обеспокоены угрозой радикального ислама.

Примечательно, что основу дрезденской инициативы составляют отнюдь не представители ультраправых маргинальных групп, а опора германской стабильности - высокообразованный средний класс. По данным соцопросов, 70% участников - рабочие и госслужащие, средний возраст - 48 лет. В качестве причины присоединения к движению только 15% опрошенных назвали недовольство миграционным законодательством и наплыв беженцев из мусульманских стран. Подавляющее большинство - 54% недовольны политикой федеральных властей в целом, еще 20% - необъективностью СМИ9.

12 января 2015 года в Дрездене прошла самая многочисленная акция движения, собрав более 25 тыс. человек10. Об определенных политических успехах говорит и тот факт, что на выборах дрезденского обербургомистра 7 июня 2015 года кандидат от ПЕГИДА Татьяна Фестерлинг набрала 9,6% голосов, при том что данные предварительных соцопросов не прочили ей более 1-2%11. Одним из опорных лозунгов Фестерлинг в ходе предвыборной кампании было «возрождение» германской культуры и критика иммигрантов и беженцев как бросивших свою родину ради легкой жизни и госдотаций12. Лет пять-десять назад подобные публичные заявления о «возрождении» в духе ранних 1930-х были вообще немыслимы, а теперь они постепенно, шаг за шагом подбираются к политическому мейнстриму.

Подобные популистские лозунги подкрепляет в своей статье «Феномен ПЕГИДА - это неожиданный проблеск патриотизма» руководитель проекта «Jihad Watch» Роберт Спенсер: «После Второй мировой войны и Холокоста немцев учили ненавидеть свою страну и самих себя… Сейчас у них появилось чувство, что Германия - страна, в которой можно с достоинством жить, а сами немцы - народ, заслуживший право на хорошую жизнь в воссозданной собственным упорным трудом стране… Их патриотизм - это не неприязнь к приезжим, это любовь к своему отечеству»13. Как субъективный взгляд, это, конечно, имеет право на существование, и некоторая доля истины здесь присутствует. Но, должен сказать, практически любой образованный немец, услышав подобные слова, расценил бы их как грубую провокацию.

Поддерживающие ПЕГИДА полагают, что критика движения в германских СМИ шаблонна, лишена объективности и фактологической опоры негативных оценок. Не упоминается, в частности, что помимо антиисламистских лозунгов в ходе акций звучит критика европейской политики ФРГ, участия Бундесвера в операциях НАТО, миграционной политики ЕС - распределения квот по приему беженцев среди европейских государств, привилегий, которыми пользуются иммигранты на фоне сокращения финансовых дотаций местным жителям. Игнорируется и то, что движение негативно оценивает политику следования в русле интересов США, нередко в ущерб собственным, в том числе и на российском направлении14.

Избранная германским руководством и реализуемая через СМИ схема противодействия ПЕГИДА способствует лишь привлечению в ее ряды еще больше сторонников, в частности тех, кто находится в оппозиции к центристам. Жесткую критику со стороны А.Меркель15, нежелание федеральных властей идти на контакт с протестующими из ПЕГИДА, чтобы заработать политические очки и вытянуть часть потенциального электората из антиисламского движения, даже коллеги канцлера по парламентской фракции расценивают как ошибку16.

Само по себе возникновение дрезденского движения и его первые успехи в качестве зонтичной структуры для недовольных текущим курсом руководства страны - не только ответ политически активной общественности на резкий приток иммигрантов, но и прямое следствие провальной политики мультикультурализма руководства ФРГ.

Еще в 2010 году Тило Саррацин в своей книге «Германия самоликвидируется»17 писал, что власть в Германии не интересуется ни иммигрантами, ни их проблемами. Для элиты, живущей в относительно замкнутой сфере высокого материального благополучия, иммигранты - это те, кто убирает мусор и моет полы, а также некий фон при случайном проезде через берлинский район Нойкёльн. Реально для решения проблем иммигрантов, их успешной ассимиляции в германском обществе ничего не делалось. Собственно, мультикультурализм и толерантность заключались в том, чтобы смягчать, а еще лучше - замалчивать актуальные социальные и экономические вопросы, связанные с беженцами, мигрантами, компактно проживающими диаспорами. То есть игнорировать проблематику межэтнических и межрелигиозных отношений. Германская политэлита, которую насущные проблемы страны заботили в неразрывной увязке с рейтингами популярности, действовала в угоду сиюминутной конъюнктуре. Она концентрировала свои усилия и медийный фокус прежде всего на тех задачах, решение которых не требовало длительного вложения сил и средств без видимого результата в кратко- или среднесрочной перспективе.

Но тогда масштабы трудностей были ничтожны - от них можно было просто отмахнуться, а на Саррацина повесить ярлык юродивого, чокнутого старика и благополучно о нем забыть. Что и было сделано. Сегодня, как мы видим, по легкому пути пойти не получится. Проблемы стремительно разрослись до таких масштабов, когда замалчивать их себе дороже. А решение требует и колоссальных средств, и длительного времени. И никто не гарантирует желаемый результат.

Тем не менее в бесконтрольный штопор ситуация еще не сорвалась. Экзистенциальной угрозы Германии это испытание пока не представляет. Стороннему наблюдателю, конечно, покажется, что германские политические элиты и СМИ в своей агрессивной политкорректности и толерантности доходят до полного абсурда. Но это только видимость: здесь есть элемент здорового политического лицемерия. У власти там люди вполне разумные, понимают, что проблему надо решать. И решать, насколько возможно, быстро. Иначе, грубо говоря, власть эта может у руля не удержаться, а поддерживающие ее финансисты и промышленники в условиях социальной нестабильности будут больше терять, нежели зарабатывать.

Уделять этому самое пристальное внимание придется еще и потому, что до очередных федеральных выборов в ФРГ остается два года. Шестеренки, запускающие маховик предвыборной борьбы, уже закрутились. Комплекс вопросов, связанных с мигрантами, превращается в орудие внутриполитических баталий: каждый хочет проявить себя самым гуманным, заботливым, справедливым, расчетливым и прозорливым, при этом поливая грязью оппонентов. Главное, чтобы это не мешало, когда требуется, пусть тайно, но все же объединять усилия и решать проблему, грозящую Германии серьезными финансовыми и социальными издержками.

Партия должна быть сыграна красиво, все надо сделать без лишнего шума, показывая, что правительство твердо стоит на ногах и не прогибается под критикой. Среднестатистическому бюргеру, конечно, придется немного пострадать за фатерлянд, съев на одну сосиску меньше и выпив пол-литра вместо литра пенного. Но на то средний класс и опора германского процветания, чтобы живым щитом сдержать все напасти на отечество. За ошибки правителей ответит народ. А историю напишут победители.

 

 

 1De Maiziere rechnet mit 800.000 Flüchtlingen // Zeit Online. 2015. 19 August // www.zeit.de

 2Официальный сайт ZDF // www.heute.de/bundeskanzlerin-angela-merkel-im-zdf-sommerinterview-39729302.html

 3См. также: «Flüchtlingskrise ist Jahrhundertaufgabe». Interview mit Frank-Walter Steinmeier // Rheinische post. 2015. 8 August // http://www.rp-online.de/politik/deutschland/frank-walter-steinmeier-im-interview-fluechtlingskrise-ist-jahrhundertaufgabe-aid-1.5296433

 4 Todehöfer Jürgen. Eine Fünf-Säulen-Strategie zur Bekämpfung des IS // Berliner Zeitung. 2015. 21 Juli // http://www.berliner-zeitung.de/politik/gastbeitrag-zur-terrorbekaempfung-eine-fuenf-saeulen-strategie-zur-bekaempfung-des-is,10808018,31267630.html

 5Ответ Федерального правительства на запрос фракции Союз 90-х/Зеленые / Deutscher Bundestag // http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/053/1805351.pdf

 6Germany's anti-Islam Pegida makes surprise gains in first election bid // The Guardian. 2015. 8 June // http://www.theguardian.com/world/2015/jun/08/germanys-anti-islam-pegida-makes-surprise-gains-in-first-election-bid

 7Gärtner M. Der PEGIDA-Put: Merkels gefährliche Wette. 2015. 5 Januar // http://info.kopp-verlag.de

 8Jeder Zweite sympatisiert mit Pegida // Die Zeit. 2014. 15 Dezember  // http://www.zeit.de/politik/deutschland/2014-12/islam-pegida-fluechtlinge-deutschland-umfrage

 9Vorländer H. Wer geht zu PEGIDA und warum? // Technische Universität Dresden. 2015. 20 Januar // http://tu-dresden.de/die_tu_dresden/fakultaeten/philosophische_fakultaet/ifpw/poltheo/news/vorlaender_herold_schaeller_pegida_studie

10 Arnett George. German anti-immigration movement is still only a minor force // The Guardian. 2015. 13th January // http://www.theguardian.com/news/datablog/2015/jan/13/german-anti-immigration-party-only-minor-force-pegida

11Lagerwahlkampf zur zweiten Runde der OB-Wahl in Dresden // Focus Online. 08.06.2015 // http://www.focus.de/regional/dresden/wahlen-ob-wahl-in-dresden-bereits-18-prozent-wahlbeteiligung_id_4733375.html

12Germany's anti-Islam Pegida ...

13 Spencer Robert. Germany: PEGIDA is «an unexpected flash of patriotism»/ Jihad Watch // http://www.jihadwatch.org/2015/01/germany-pegida-is-an-unexpected-flash-of-patriotism

14 Paul Henry. Pegida steht auf gegen Regierungslügen // Contra Magazin. 22. Januar 2015 // http://www.contra-magazin.com/2015/01/pegida-steht-auf-gegen-regierungsluegen/

15Neujahrsansprache der Kanzlerin: Merkel prangert Hass bei Pegida-Märschen an // Spiegel Online. 31.12.2014 // http://www.spiegel.de/politik/deutschland/merkel-kritisiert-pegida-bei-neujahrsansprache-scharf-a-1010785.html

16Friedrich macht Merkel für Pegida verantwortlich // Die Welt. 27.12.2014 // http://www.welt.de/politik/deutschland/article135786197/Friedrich-macht-Merkel-fuer-Pegida-verantwortlich.html

17Sarrazin Thilo. Deutschland schafft sich ab: Wie Wir unser Land aufs Spiel setzen. München: Deutsche Verlags-Anstalt, 2010.