Для мирового сообщества проблематика международной информационной безопасности сегодня является одной из самых актуальных. Понимание опасности нарастающих угроз в информационной сфере и их возможных последствий заставляет системно подходить к поиску путей решения этих проблем.

В июле 2013 года Президентом Российской Федерации были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года.

В документе изложены подходы к парированию угроз международной информационной безопасности, определены цель, задачи и приоритетные направления государственной политики России в этой области.

Угрозы в области международной информационной безопасности обусловлены противоправным использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различных целях.

Основными являются четыре ключевые составляющие.

Во-первых, использование ИКТ в качестве информационного оружия в военно-политических целях для осуществления враждебных действий и актов агрессии, которые направлены на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляют угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

Эта угроза в настоящее время в большей степени носит потенциальный характер. Однако ее реализация по своим негативным последствиям может иметь глобальный масштаб.

Серьезная проблема состоит в том, что принцип «сдерживания» (по аналогии с ядерным или обычным оружием) здесь не работает. В глобальной сети не существует системы опознавания «свой-чужой». По этой причине, а также в силу трансграничности ИКТ учесть кибернетический потенциал противостоящих сторон просто невозможно. Таким образом, у кого-то может возникнуть иллюзия превосходства в средствах ведения информационной войны и появится соблазн нанесения первого удара.

Во-вторых, использование ИКТ в террористических целях, в том числе для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры, а также для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников.

Очевидно, что использование современных информационных технологий для пополнения рядов различных террористических структур, для организации террористических актов стало объективной реальность сегодняшнего дня.

В-третьих, использование ИКТ для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию.

К сожалению, можно констатировать, что тенденция использования ИКТ для воздействия на общественно-политические процессы в различных регионах мира путем дестабилизации обстановки неуклонно усиливается.

В-четвертых, использование ИКТ для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ.

С учетом широкого распространения ИКТ эта проблема касается практически каждого человека. Примером могут служить многочисленные факты кражи финансовых средств, утечки персональных данных. При этом ситуация усугубляется стремлением многих бизнес-структур скрыть информацию об инцидентах во избежание репутационных издержек.

Для эффективного противодействия этим угрозам необходимо сформировать систему международной информационной безопасности.

Как следует из названия документа, для описания проблемной области используется термин «международная информационная безопасность», а не «кибербезопасность». Национальная трактовка этого понятия следующая: международная информационная безопасность - это такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры.

Из этого определения видно, что проблематика информационной безопасности не ограничивается только вопросами защиты информационных систем и сетей - приоритетом государственной политики является прежде всего защита интересов личности.

При этом главной целью государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности является формирование всеобъемлющей системы международной информационной безопасности.

Эта система, по нашему мнению, должна представлять собой совокупность международных и национальных институтов, призванных регулировать деятельность различных субъектов глобального информационного пространства.

Создание системы международной информационной безопасности призвано обеспечить эффективное противодействие угрозам стратегической стабильности и способствовать равноправному стратегическому партнерству в глобальном информационном пространстве.

Полагаем, что формирование такой системы отвечает национальным интересам всех государств, интересам всего мирового сообщества.

Достижение этой цели должно осуществляться на основе взаимовыгодного сотрудничества между странами для установления международного правового режима, способствующего формированию такой системы.

Российская Федерация считает ООН главной площадкой для выработки подходов к обеспечению международно-информационной безопасности.

Так, в июне этого года завершила работу Группа правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности. Группой подготовлен доклад Генеральному секретарю ООН, который содержит развернутые рекомендации относительно развития международного сотрудничества в области укрепления международной информационной безопасности, включая нормы, правила или принципы ответственного поведения государств, меры укрепления доверия, содействие развивающимся странам в сфере безопасности ИКТ, а также вопросы применения международного права к использованию ИКТ государствами.

Наша страна стремится к установлению как многосторонних, так и двусторонних партнерских отношений в сфере обеспечения безопасности использования ИКТ.

Хорошей основой для выстраивания таких отношений служат межправительственные соглашения о сотрудничестве в этой сфере. В частности, Россия уже заключила соглашения с Бразилией, Белоруссией и Кубой. В мае этого года в Москве подписано соглашение с Китаем. Многостороннее взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества также осуществляется на основе соответствующего соглашения. При этом соглашение открыто для присоединения любых других государств.

Изложенные в документе основные направления государственной политики Российской Федерации ориентированы на решение конкретных задач в области формирования системы международной информационной безопасности.

При этом основными стратегическими приоритетами являются:

- недопущение ограничения демократических свобод при использовании ИКТ;

- снижение риска использования ИКТ для осуществления враждебных действий и актов агрессии;

- противодействие использованию ИКТ в террористических и экстремистских целях, в том числе для вмешательства во внутренние дела суверенных государств;

- противодействие преступности в сфере использования ИКТ;

- обеспечение технологического суверенитета и преодоление информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами. При этом необходимо исходить из того, что помощь, оказываемая технологически развитыми государствами другим странам, не должна использоваться для порождения их технологической зависимости.

В целом реализация указанных стратегических приоритетов в области безопасности использования ИКТ нацелена на создание системы, позволяющей предотвращать конфликты в глобальном информационном пространстве.

В заключение хочу сказать, что наша страна и впредь будет придерживаться курса на консолидацию усилий всего мирового сообщества для создания комплексной системы международной информационной безопасности.