1960 год вошел в историю как Год Африки: 17 государств Черного континента получили независимость, сбросив оковы колониализма. Среди них было и Бельгийское Конго. Демократическая Республика Конго (так называется теперь это крупнейшее государство Центральной Африки, а по территории - и всего континента южнее Сахары) обрела независимость 30 июня 1960 года - этот день является сегодня главным национальным праздником страны.

А через неделю СССР признал это молодое африканское государство и установил с ним дипломатические отношения на уровне посольств. Именно с этой даты - 7 июля 1960 года - между Москвой и Киншасой ведется отсчет взаимоотношений, которые за прошедшие 55 лет знали подъемы и спады, оживали и затихали, переживали периоды напряженности и разрядки.

После обретения независимости ДР Конго превратилась в арену ожесточенной борьбы различных внутриполитических сил, активно поддерживаемых из-за рубежа.

В результате состоявшихся в мае 1960 года парламентских выборов, на которых победу одержала политическая партия Национальное движение Конго (НДК), было сформировано правительство во главе с премьер-министром Патрисом Лумумбой. Первым президентом молодого государства стал Жозеф Касавубу. Прибывший в августе в Леопольдвиль первый советский посол М.Д.Яковлев передал П.Лумумбе личное послание Н.С.Хрущева, в котором тот восхищался стойкостью конголезского премьер-министра и обещал ему «всестороннюю помощь и содействие»1.

Партия НДК во главе с П.Лумумбой последовательно отстаивала унитарное устройство государства и выступала против сепаратизма регионов, усматривая  в этом прямую угрозу территориальной целостности страны. В то же время ряд региональных лидеров, в том числе Моиз Чомбе, возглавлявший партию Конакат, при поддержке бельгийцев отстаивали федеративное устройство страны2.

Уже через пять дней после провозглашения независимости в стране начался хаос: солдаты-конголезцы подняли мятеж против бельгийских офицеров в провинции Нижнее Конго. Беспорядки охватили и другие регионы страны. Бельгийские чиновники были вынуждены срочно покидать Конго.

10 июля под предлогом защиты белого населения Бельгия ввела в республику свои войска, опираясь на которые Моиз Чомбе объявил провинцию Катанга независимым государством3. Месяц спустя другой лидер Альбер Калонджи провозгласил независимость «Горнорудного государства Южное Касаи».

Осознавая угрозу распада государства, Ж.Касавубу и П.Лумумба обвинили Бельгию в агрессии и обратились с просьбой о помощи к Совету Безопасности ООН4.  В Конго были направлены миротворческие силы для восстановления порядка в стране. Операция ООН проходила относительно успешно, однако вскоре между правительством Конго и чиновниками ООН возникли разногласия о характере мер в отношении Катанги, где при прямой поддержке Бельгии усиливалось сепаратистское движение. Видя необходимость скорейшего решения проблемы катангского сепаратизма,  Патрис Лумумба  обратился к СССР с просьбой о предоставлении военной помощи. Однако США, разглядев в конголезском лидере «африканского Кастро», посчитали необходимым от него избавиться.

5 сентября 1960 года Президент Ж.Касавубу, пользуясь поддержкой стран Запада, отстранил П.Лумумбу от должности и, несмотря на противодействие парламентариев, назначил нового премьер-министра5. Начальник Генштаба конголезской армии полковник Мобуту начал разоружение сторонников законного премьер-министра и 14 сентября нейтрализовал Президента республики и парламент.

Через четыре дня дипломатические отношения между СССР и Конго были приостановлены, а первый советский посол М.Д.Яковлев и сотрудники посольства покинули Леопольдвиль, проработав в стране всего полтора месяца.

В ноябре 1960 года П.Лумумба был арестован и передан лидеру Катанги М.Чомбе, а 17 января 1961 года - зверски убит.

В память о конголезском патриоте и национальном герое имя Патриса Лумумбы  получил Университет дружбы народов в Москве, который в этом году отмечает свое 55-летие*; (*УДН им. П.Лумумбы в 1992 г. был переименован в Российский университет дружбы народов.)  улицы во многих городах России - Екатеринбурге, Казани, Волгограде, Севастополе, Липецке, Грозном и других - носят имя первого премьер-министра независимого Конго. 

В июле 1961 года советско-конголезские дипломатические отношения были восстановлены на уровне миссий при правительстве соратника П.Лумумбы Антуана Гизенги в Стэнливиле (ныне Кисангани), а в августе 1962 года - в полном объеме на уровне посольств, и в Леопольдвиль прибыл новый советский посол С.С.Немчина. 

В январе 1963 года военная операция ООН против сепаратистов положила конец планам М.Чомбе по отделению Катанги6. Однако страна по-прежнему оставалась в глубоком политическом кризисе: режим премьер-министра  С.Адулы был непопулярен у конголезцев, но пользовался поддержкой Запада, а  последователи П.Лумумбы сформировали партизанские отряды и развернули военные действия против центральной власти.

На фоне начавшейся гражданской войны правительство в Леопольдвиле, подозревая Советский Союз в поддержке повстанцев-лумумбистов, вторично приостанавливает  дипломатические отношения с Москвой  и в ноябре 1963 года  объявляет весь персонал посольства СССР персонами нон грата7. Как уточнили конголезские власти, это, однако же, не означало разрыва дипломатических отношений.

В ноябре 1965 года начальник Генштаба конголезской армии генерал Мобуту совершил государственный переворот, отстранив от власти Ж.Касавубу, объявил себя президентом и установил в стране режим военной диктатуры8.

Дипломатические отношения с СССР были восстановлены в 1968 году, и в августе этого года в Киншасу (так с 1966 г. стал называться Леопольдвиль) прибыл советский посол И.Г.Усачев.

Во время 32-летнего правления прозападного лидера Мобуту отношения между нашими двумя странами оставались напряженными. В 1997 году, после того как рухнул режим диктатора Мобуту, свергнутого соратником П.Лумумбы Лораном-Дезире Кабилой, была открыта новая страница в истории отношений России и Демократической Республики Конго*. (*В годы правления Мобуту страна называлась Республикой Заир.)

С конца 1990-х годов с Киншасой поддерживается устойчивый политический диалог на высоком уровне. В апреле 2009 года впервые в истории российско-конголезских отношений Москву посетил министр иностранных дел ДРК А.Тамбве Муамба. В ходе этого визита был подписан межправительственный протокол о политических консультациях, на базе которого уже проведено пять раундов переговоров - поочередно в Москве и Киншасе. В 2011 году конголезский министр иностранных дел вторично побывал в Москве с визитом.

В 2010 году посетивший Киншасу спецпредставитель Президента России по связям с лидерами африканских стран А.М.Васильев вручил Президенту ДРК Жозефу Кабиле послание главы Российского государства, которое затрагивает весь комплекс двусторонних отношений и является своего рода «Дорожной картой» развития российско-конголезского сотрудничества.

В результате проведенной целенаправленной работы конголезское руководство стало активнее выступать с близких России позиций по глобальным проблемам многополярного мироустройства, учитывать нашу аргументацию при выстраивании собственной линии поведения в международных организациях, прежде всего в ООН, в том числе по таким чувствительным темам, как ядерное разоружение (Иран, КНДР), региональные конфликты, роль России на постсоветском пространстве, Абхазия, РЮО и др. На сессиях ГА ООН конголезцы, как правило, поддерживают российские инициативы и кандидатуры в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

Определенное развитие  получили и российско-конголезские межпарламентские связи. В верхней палате конголезского парламента (Сенате) с 2007 года действует Группа дружбы ДРК - Россия. Конголезские парламентарии неоднократно посещали Россию: делегация Национального собрания - в 2010 году, Сената - в 2012 году и в июне 2015 года. При этом важно добиваться того, чтобы наше межпарламентское сотрудничество с ДР Конго наконец-то стало «улицей с двусторонним движением».

Конголезцы проявляют традиционный интерес к получению высшего образования в нашей стране. Без преувеличения можно сказать, что много молодых конголезцев мечтают учиться в российских вузах, в том числе и в Российском университете дружбы народов, который по привычке называют «университетом Патриса Лумумбы». Учитывая этот интерес, наша страна ежегодно предоставляет от 30 до 40 государственных стипендий для обучения конголезской молодежи в России.

Значительные перспективы развития двустороннего взаимодействия между Россией и «пробуждающимся африканским гигантом» (как называют свою страну конголезцы) наметились и в сфере торгово-экономического сотрудничества.

Несмотря на тяжелое прошлое этой огромной и, к сожалению, пока еще очень бедной страны, экономический потенциал ДРК поистине колоссален. По оценкам «Национального агентства по поощрению инвестиций», суммарная стоимость конголезских полезных ископаемых составляет более 36 трлн. долларов. В ДРК сосредоточено 47% общемировых запасов кобальта, 25% промышленных алмазов, 14% тантала, 5% ювелирных алмазов, по 3% меди и олова*. (*Extractive lndustries Transparency lnitiative (EITI), Democratic Republic of Congo: Overview.)  ДР Конго располагает гидропотенциалом в 200 ГВт электромощностей, а также 80 млн. га пока не обрабатываемых плодородных земель9.

Для реализации своего потенциала власти республики опираются на концепцию «Революционной модернизации общества», предложенную действующим Президентом Ж.Кабилой. Ее основная цель - сделать ДРК быстро развивающимся государством. В многообещающей программе10 поставлена задача утроить объем ВВП к 2030 году и достичь уровня основных макроэкономических показателей России, ЮАР и Бразилии.

Огромные природные богатства республики потенциально делают ее крайне привлекательной для российских экономоператоров. Несмотря на то что ДРК традиционно относится к категории стран, «трудных» для предпринимательской деятельности (республика занимает 184-е место в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2015 г.»), в последние десять лет наметилась очевидная тенденция к улучшению делового климата в стране. Результатом этого стал постепенный выход на конголезскую экономическую площадку крупных ресурсодобывающих компаний, таких как американская «Фрипорт МакМоран», южноафриканские «Кибали голдмайнс» и «Рандголд», «Меторекс», китайские «ММЖ» и «Синоидро», швейцарская «Гленкор», казахская «Евразийская корпорация природных ресурсов», индийская «Шемаф» и другие11. Вопреки объективным трудностям, возникающим при работе в ДРК, эти «капитаны бизнеса» смогли опровергнуть тезис о «невозможности зарабатывать деньги в ДР Конго» и продемонстрировать наглядный пример всем участникам мирового рынка. Масштаб месторождений полезных ископаемых республики позволяет работать в ней десяткам крупных компаний одновременно: в настоящее время более 30% разведанных концессий все еще ждут своего инвестора. «Окно грандиозных конголезских возможностей» пока еще открыто, но конкуренция за недра ДР Конго возрастает с каждым днем.

Несмотря на большой потенциал развития двусторонних экономических связей, отечественные предприниматели занимают пока осторожную позицию, вызванную неоднозначным имиджем ДРК. В республике действуют лишь несколько российских компаний: металлургическая компания «Российские специальные сплавы» работает в ДРК над проектом по производству концентрата ниобия, «Валко Майнинг Инв» специализируется на производстве концентратов цветных и редкоземельных металлов, а ИФК «Метрополь» столкнулась с трудностями при реализации проекта по созданию инвестиционного банка «Майнинг бэнк оф Конго».

Для выработки «Дорожной карты» выхода российского бизнеса на конголезский рынок в 2009 и 2010 годах в Москве и Киншасе прошли масштабные бизнес-форумы, организованные при содействии МИД РФ ИФК «Метрополь» и Координационного комитета по экономическому сотрудничеству со странами Африки (к югу от Сахары) Торгово-промышленной палаты России. В инвестиционных конференциях приняли участие более 20 российских компаний, в том числе «Внешэкономбанк» и ОАО «Банк ВТБ», однако начавшийся мировой экономический кризис не дал россиянам возможности полноценно развернуться в ДР Конго.

Руководство экономического блока ДРК неоднократно отмечало, что российско-конголезское экономическое взаимодействие заметно отстает от высокого уровня политического сотрудничества и пока еще не соответствует своему потенциалу. Среди конголезской элиты широко распространено мнение о необходимости диверсификации внешнеэкономических связей ДРК с целью «ухода» от традиционной привязки к странам Запада и их компаниям. В этой связи одним из «новых» партнеров республики там хотели бы видеть Россию. При этом россиянам в ДРК предлагается широкое поле для деятельности: от участия в строительстве третьей очереди потенциально крупнейшего в мире каскада ГЭС «Большая Инга» (общей мощностью в 40 ГВт.12) до совместной разработки крупного месторождения нефти на конголезском участке озера Альберт (с запасами в 3 млрд. баррелей).

Основная причина, по которой российский бизнес не торопится вкладывать свои капиталы в экономику ДР Конго, - многолетнее отсутствие в стране стабильного мира. Латентная война в восточных провинциях ДРК длится уже не одно десятилетие, тормозя развитие республики. Богатейшие недра страны, содержащие огромные запасы редкоземельных металлов, золота и алмазов, зачастую становятся объектом открытого грабежа и являются основой и первопричиной продолжающегося военно-политического кризиса на востоке республики. В этот конфликт вовлечены соседние Руанда и Уганда, а также и их западные покровители. Несмотря на усилия конголезского правительства и Миссии ООН по стабилизации в ДР Конго, ситуация на востоке страны по-прежнему остается хрупкой и до устойчивого мира, к сожалению, еще очень далеко.

Тем не менее, несмотря на все трудности и преграды, многострадальная «страна Патриса Лумумбы», потерявшая в пучине гражданских войн и кризисов около 6 млн. своих граждан, движется вперед к долгожданной политической и экономической стабильности, а ее руководство рассчитывает, что в этом поступательном движении рядом с ней будут и ее российские партнеры и друзья.

Подводя итог размышлениям о ДР Конго и наших отношениях с этой страной, думается, что возвращение Российскому университету дружбы народов его прежнего имени - Патриса Лумумбы, - о чем мечтают многие конголезцы, сделало бы нашу страну ближе и понятнее африканцам и символизировало бы  возвращение России на Черный континент после спешного ухода в начале 1990-х.

 

 

 1Ронин В.К. Русское Конго:  1870-1970. Книга-мемориал: В 2 т. М.: Дом русского зарубежья им. А.Солженицына: Русский путь, 2009. Т. 2. С. 403.

 2Kabatu-Suila B.E. Patrice Emery Lumumba, béatifié! Kinshasa / Ed. KA-IMMO, 2004. P. 134.

 3Нажесткин О.И. Годы конголезского кризиса (1960-1963 гг.). Записки разведчика // Новая и новейшая история. 2003. №6. С. 155-164.

 4Kasumba K. Tshiteya. Crise politique et interventions militaires étrangères en République du Zaïre. Kinshasa: CIEDOP, 1981. №001/81. Р. 15.

 5Heinz G., Donnay H. Lumumba Patrice: Les cinquante derniers jour de sa vie. Bruxelles, 1966. P. 29-37.

 6Субботин В.А. От провозглашения независимости до гибели Патриса Лумумбы//История Заира в новое и новейшее время. М.: Главная редакция восточной литературы, 1982. С. 227-232.

 7Прокофьев В. Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского. М.: Вече, 2014. С. 23.

 8Сидорова Г.М. Вооруженные конфликты в Африке (на примере Демократической Республики Конго). Москва: Восточная литература, 2013. С. 66.

 9World Bank // http://www.banquemondiale.org/fr/contry/drc/overview

10Programme d’action du Gouvernement de la RDC // hppt://www.plan.gouv.cd/socuments/ANNEXE_Programme_du_Gouvernement_2012_2016.pdf

11Extractive lndustries Transparency lnitiative (EITI). Rapport de conciliation ITIE RDC exercice 2012. Р. 11. // http://www.itierdc.com/formulaire/Rapport%20de%20Conciliation%20ITIE%20RDC%202012%20-%20Final%20.pdf

12http://sadc-energy.sardc.net/index.php?option=com_content&view=article&id=135:construction-of-the-grand-inga-dam-to-commence-in-2015&catid=37&Itemid=143