НАЧАЛО НЫНЕШНЕГО ВЕКА совпало с объективной необходимостью пересмотра военной политики Канады. Катализатором этого процесса стали события 11 сентября 2001 года. Учитывая колоссальную взаимозависимость во всех сферах Канады со своим южным соседом, было очевидно, что террористическая атака на Соединенные Штаты чрезвычайно сильно затронет все аспекты жизни Канады, включая и ее политику в сфере обороны и безопасности.

Руководство Канады не стало сразу форсировать пересмотр военной политики (такой пересмотр традиционно выражается в публикации Министерством национальной обороны соответствующего документа - Белой книги по обороне). Как подчеркнул тогдашний министр национальной обороны А.Эгглтон, выступая 9 ноября 2001 года в парламенте, пересмотр военной политики будет осуществлен только после снижения террористической опасности.

К началу 2002 года, когда основные боевые действия в Афганистане были уже завершены, канадское правительство вернулось к вопросу о подготовке новой Белой книги по обороне.

21 февраля 2002 года Эгглтон официально объявил, что правительство начинает радикальный пересмотр военной политики. Основное внимание при подготовке новой Белой книги отводится таким вопросам, как возможности, степень готовности и структура вооруженных сил, а также тому, сколько вообще канадцы готовы тратить на вооруженные силы.

Хотя политическое решение было принято, это было лишь начало подготовительного этапа. Началось проведение соответствующих исследований и изучение предложений военных экспертов. Кроме того, учитывалось мнение и канадской общественности. Этот процесс не мог быть слишком быстрым и потому, что руководство Канады сперва должно было понять, в каком направлении будет эволюционировать политика США. Без учета мнения важнейшего военного союзника подготовка новой Белой книги по обороне не имела смысла. К концу 2002 года - после создания Соединенными Штатами Министерства внутренней безопасности (МВБ) и публикации Стратегии национальной безопасности - канадские руководители имели уже достаточно ясное представление об антитеррористической направленности военной политики США.

По мнению многих наблюдателей, к моменту начала пересмотра канадские вооруженные силы уже находились в глубоком кризисе. Как отмечалось в докладе Совета военных ассоциаций, опубликованном в октябре 2002 года, необходимо немедленное увеличение военного бюджета на 1,5 млрд. долларов (здесь и далее, если это не оговорено особо, имеются в виду канадские доллары. - Д.В.) или в противном случае вооруженные силы смогут осуществлять лишь пограничные функции. Тревожная ситуация складывалась во всех родах войск. В частности, канадскому флоту грозила утрата способности участвовать в международных операциях в связи с недофинансированием и неспособностью заменить важнейшие суда. Потенциал сухопутных сил должен был снизиться на 30% в течение следующего десятилетия из-за нехватки офицерских кадров, а 40-50% их вооружений и транспортных средств должно было прийти в негодность в течение 18 месяцев из-за нехватки запасных частей.

Пересмотр военной политики Канады происходил с учетом трех главных задач, которые стоят перед ее вооруженными силами, - защита Канады, участие в обороне Северной Америки совместно с Соединенными Штатами, укрепление международной безопасности.

Исходя из этого и сам пересмотр происходил в трех измерениях: национальном, континентальном и международном.

Национальный аспект

С УЧЕТОМ нового характера угроз, и прежде всего международного терроризма, Белая книга по обороне 2005 года объявила о новом подходе к обороне Канады. По аналогии с американским Министерством внутренней безопасности в Канаде было создано Министерство общественной безопасности (МОБ), выполнявшее те же функции.

Большое внимание было уделено и усилению разведывательного потенциала страны. Как отмечалось в Белой книге, "правительство должно улучшить процесс сбора, анализа, использования и обмена информацией, особенно в том, что касается огромного объема воздушных, наземных и морских перевозок в зоне нашей юрисдикции"1.

В рамках канадской Службы безопасности и разведки создавался межведомственный Центр оценки угроз, куда должна была стекаться вся информация об угрозах Канаде и после ее анализа передаваться тем, кому она была необходима. Расширялись возможности и канадского Управления безопасности средств связи в сфере ведения радиоэлектронной разведки.

Более весомый вклад в защиту Канады от терроризма должны были вносить и вооруженные силы. В рамках этой новой стратегии перед ними были поставлены конкретные задачи: увеличить сотрудничество с гражданскими властями по предотвращению серьезных угроз Канаде; усилить меры по обеспечению суверенитета и безопасности территории Канады и воздушного и морского пространства вокруг нее, включая Арктику; увеличить эффективность в сборе, анализе и использовании информации, полученной от морских, наземных, воздушных и космических систем слежения; увеличить присутствие вооруженных сил внутри страны, одновременно улучшив возможности их переброски туда, где они необходимы.

Фактически происходил отказ от одной из главных особенностей военной политики Канады - выстраивания вооруженных сил прежде всего для участия в международных операциях. По мнению военного руководства, так называемые ассиметричные угрозы требовали коренной реорганизации вооруженных сил. Как подчеркивалось в Белой книге, "вместо нынешней структуры управления, которая занимается главным образом обучением и управлением, канадские вооруженные силы создадут единую интегрированную структуру, которая сможет собрать все имеющиеся военные ресурсы со всей Канады в случае чрезвычайных обстоятельств"2. Это позволило бы вооруженным силам достичь максимальной эффективности во время действий на территории страны.

Первым шагом на этом пути стало создание 1 июля 2005 года Канадского командования.

Подчиняясь непосредственно Генеральному штабу, Командование обладает исключительными полномочиями в проведении как обычных, так и специальных операций на территории Канады за исключением тех, которые по закону должны осуществляться под руководством Министерства национальной обороны. Командование отвечает также за все операции, которые канадские вооруженные силы проводят совместно с американскими в Северной Америке. В структуру Командования входят шесть региональных подкомандований (Северное, Тихоокеанское, Степное, Центральное, Восточное и Атлантическое), которые, как сказано, "отражают региональные особенности страны".

В начале 2006 года к Канадскому командованию были добавлены еще три командования: Командование экспедиционных сил (КЭС), Командование сил специального назначения (КССН), Вспомогательное командование (ВК).

Специализация КЭС - миротворчество. В рамках одного Командования объединены морские, сухопутные и военно-воздушные силы, предназначенные для проведения гуманитарных, миротворческих и боевых операций за рубежом.

Командование сил специального назначения, наоборот, имеет ярко выраженную антитеррористическую направленность. Оно включает специальное контртеррористическое подразделение (JTF-2), особую роту из специалистов в области ядерной, химической и биологической защиты и эскадрилью вертолетов для обеспечения воздушной поддержки операций. Зона ответственности командования не ограничена никакими географическими рамками.

Задача Вспомогательного командования - поддержка операций трех других командований. Командованию будут приданы как регулярные части, так и полномочия в случае необходимости собирать соответствующие военные ресурсы. ВК будет отвечать за обеспечение вооруженных сил связью, логистикой, медицинским обслуживанием, инженерной помощью.

Создаваемая Канадой система военных командований имеет определенное сходство с американским Планом объединенных командований. Так же как и в американском случае, командования строятся либо по географическому принципу (Канадское командование), либо по функциональному (КЭС, КССН, ВК). Однако статус командований крайне неоднороден. Львиная доля всех вооруженных сил входит в состав только одного Канадского командования.

Большое внимание было уделено и изменению облика самих вооруженных сил. Особый акцент был сделан на создании более легких, более мобильных сил, способных вести операции в течение длительного времени. В рамках этой программы было объявлено о формировании полка сил специального назначения и батальонов быстрого реагирования.

Организационно полк спецназа будет входить в КССН. Как отмечается, это будет подразделение высокой боевой готовности, способное проводить самый широкий набор операций как внутри страны, так и за рубежом. Полностью он должен быть сформирован к 2010 году.

Создание батальонов быстрого реагирования предусмотрено как часть общего увеличения численности канадских вооруженных сил. Предполагается создать четыре таких батальона. Эти части будут расположены на стратегических объектах - в Комоксе, Трентоне, Баготвилле и Гус-Бейе - с целью обеспечения присутствия вооруженных сил и их возможного использования в случае природных катастроф или террористических актов.

Канадские вооруженные силы ждет также масштабное перевооружение. Правительство консерваторов Стивена Харпера планирует потратить в ближайшее время на закупку военной техники около 17 млрд. долларов.

Почти половина всех средств (8,3 млрд. долл.) будет израсходована на новую военно-транспортную авиацию. Будут приобретены четыре транспортных самолета дальнего радиуса действия С-17 производства "Боинг" и 17 транспортных самолетов тактического радиуса действия (новая версия транспортных самолетов С-130 производства "Локхид Мартин"). Причем стоимость самих самолетов составит лишь 5 млрд. долларов, а оставшиеся 3,3 млрд. долларов будут потрачены на их техническое обслуживание в течение 20 лет.

16 боевых вертолетов "Чинук" обойдутся канадскому бюджету еще в 4,7 млрд. долларов (2 млрд. долл. - стоимость машин и 2,7 млрд. долл. - сервисное обслуживание в течение 20 лет). Как отмечается в ежегодном докладе Министерства национальной обороны парламенту, "закупка этих вертолетов обеспечит безопасное и эффективное перемещение войск и снаряжения во враждебной среде как на территории страны, так и за рубежом для поддержки действий сухопутных сил и сил специального назначения"3.

Министерство национальной обороны закупит для вооруженных сил и 2300 новых грузовиков. Помимо перевозки солдат, военной техники и различных грузов они будут также использоваться как полевые кухни, лазареты и мастерские. Стоимость этой программы оценивается в 1,2 млрд. долларов.

Наконец, флот планирует потратить 2,9 млрд. долларов на закупку трех новых судов тылового обеспечения (2,1 млрд. долл. - стоимость судов и 800 млн. долл. - сервисное обслуживание).

Континентальный аспект

СОТРУДНИЧЕСТВО США И КАНАДЫ в военной сфере имеет долгую историю.

К настоящему времени заключено и действует свыше 80 соглашений в сфере обороны, подписано более 250 меморандумов о взаимопонимании между военными ведомствами двух стран, действует порядка 145 комиссий, посвященных обсуждению военных вопросов.

Канада признает, что страна получает значительные выгоды от сотрудничества с Соединенными Штатами в сфере обороны:

- большая защищенность от прямого военного нападения;

- доступ к американскому военному планированию и влияние на этот процесс там, где он затрагивает канадские интересы;

- возможности по обучению и боевой подготовке войск;

- льготный доступ к американским испытательным полигонам, которые вместе с возможностями по проведению исследовательских работ позволили разработать множество технологий, которые используют канадские вооруженные силы;

- совместная разработка и производство вооружений, которые стимулируют канадские НИОКР и помогают сохранять 50 тыс. рабочих мест, занятых в ВПК.

Реакция Оттавы на события 11 сентября 2001 года оказалась вполне предсказуемой. 7 октября 2001 года тогдашний премьер-министр Ж.Кретьен заявил, что Канада предоставит военно-воздушные, сухопутные и военно-морские силы для международных сил, сформированных для борьбы с терроризмом.

Учитывая обеспокоенность Соединенных Штатов после 11 сентября 2001 года возможностью проникновения террористов на американскую территорию из соседней Канады, Оттава согласилась подписать в декабре 2001 года со своим южным соседом Декларацию об умной границе.

К декларации прилагался план действий из 30 пунктов. Все пункты были сгруппированы в четыре блока: 1) безопасное движение людей; 2) безопасное движение товаров; 3) защита объектов транспортной инфраструктуры (аэропорты, порты, мосты, туннели, трубопроводы и линии электропередач, которые связывают США и Канаду); 4) усиление координации и обмена информацией при реализации этих целей.

Однако эти меры американская сторона считала недостаточными. После 11 сентября на Канаду еще больше усилилось давление со стороны США, с тем чтобы та существенно увеличила бы военные расходы и приняла более активное участие в обороне континента.

Неучастие Канады в американо-британской военной операции в Ираке и отказ в поддержке создаваемой Соединенными Штатами противоракетной обороны резко обострили отношения двух стран.

Многие канадские эксперты отмечали, что в данном вопросе руководство страны зашло слишком далеко. Как отмечалось в докладе Канадского института обороны и международных отношений, "Канада должна больше учитывать стратегические соображения и быть более избирательной в открытом выражении разногласий с Соединенными Штатами, и она должна ограничить эти разногласия вопросами, которые непосредственно затрагивают канадские интересы"4.

Белая книга поэтому была использована помимо прочего как возможность подчеркнуть особый статус США в военной политике Канады. Более того, Канада фактически заявляла о своей готовности внести коррективы в свою военную политику с учетом требований США. Как подчеркивало канадское правительство, "учитывая нашу общую границу, инфраструктуру и огромную двустороннюю торговлю, большинство опасностей, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты, таят наименьшую угрозу и для Канады".

Центральную роль в военных связях по-прежнему играло Объединенное командование аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД). Оттава предприняла большие усилия, чтобы сохранить это командование на фоне разногласий с Вашингтоном из-за Ирака и противоракетной обороны.

В начале августа 2004 года канадское правительство согласилось внести поправки в Соглашение о НОРАД, с тем чтобы Соединенные Штаты получали данные ключевого элемента НОРАД - системы предупреждения о ракетном нападении - при создании противоракетного щита.

Кроме того, канадская сторона пообещала уделить особое внимание морской безопасности континента, которую Вашингтон считал самым слабым звеном в Североамериканском оборонном периметре. В конечном итоге это привело к подписанию сторонами 28 апреля 2006 года нового Соглашения о НОРАД. Главным изменением в тексте нового соглашения было расширение функций командования. К двум традиционным - предупреждение об угрозах с воздуха и контроль за воздушно-космическим пространством - добавилась новая - предупреждение об угрозах Северной Америки из морского пространства.

Сам пересмотр военной политики Канады в отношении своего главного союзника происходил не в процессе подготовки Белой книги, а в рамках специально созданной Двусторонней группы планирования (ДГП). Ее создание стало определенным компромиссом между Вашингтоном и Оттавой. Дело в том, что Соединенные Штаты после 11 сентября 2001 года пересмотрели свой План объединенных командований и создали совершенно новое - Северное командование, единолично отвечающее за оборону Северной Америки. Поскольку Канада не желала входить в состав создаваемого Северного командования, правительства двух стран согласились создать ДГП с целью усиления сотрудничества при обеспечении безопасности и обороны США и Канады.

По итогам своей работы ДГП подготовила специальный доклад. Согласно этому докладу, новое Соглашение о НОРАД - лишь первый шаг на пути выстраивания новых канадско-американских отношений в военной сфере. Следующим логическим шагом должно стать подписание сторонами Всеобъемлющего соглашения в сфере обороны и безопасности, расширяющего возможности сотрудничества двух стран в военной сфере5.

Большую роль американский фактор играет и при закупках Канадой систем вооружений. Как отмечало Министерство национальной обороны, "при выборе военной техники для канадских вооруженных сил важное внимание будет уделяться ее интероперабильности с главными союзниками, особенно Соединенными Штатами и членами НАТО"6.

В настоящее время наибольшей интероперабильностью с американскими вооруженными силами обладают канадские ВМС. В частности, для канадских фрегатов и эсминцев уже стало нормой действовать в составе американских авианосных групп.

В ближайшие годы Министерство национальной обороны Канады планирует увеличить интероперабильность сухопутных и военно-воздушных сил.

После того как Пентагон объявил о замене танков легкой колесной бронетехникой (так называемые "Страйкеры"), такое же решение приняла и Оттава. Министерство национальной обороны Канады планирует закупить 66 таких бронемашин для замены своих танков "Леопард". "Страйкеры" не уступают "Леопардам" в огневой мощи (и те и другие имеют 105-миллиметровое орудие), но имеют два важных преимущества: способны развивать более высокую скорость (100 км в час против 65 км в час) и обладают гораздо меньшей массой (18 т против 42 т), что упрощает их транспортировку для участия в международных операциях.

С целью сохранения сотрудничества с Соединенными Штатами в рамках НОРАД Канада в настоящее время осуществляет модернизацию ядра ВВС - истребителей CF-18. Это позволит продлить срок службы этих самолетов до 2017-2020 годов. К тому времени канадские ВВС должны получить истребитель нового поколения (Joint Strike Fighter). Канада входит в специальный консорциум стран во главе с Соединенными Штатами, которые разрабатывают этот новый истребитель. В декабре 2006 года Канада подписала меморандум о своем участии в завершающей стадии этой программы. Как ожидается, помимо заказов для своего ВПК на 8 млрд. долларов, Канада получит новейшую информацию в сфере авиаразработок и сможет получать отчисления от продажи будущих самолетов в третьи страны.

Международный аспект

ТРАДИЦИОННО участие Канады в укреплении международной безопасности осуществлялось двумя путями: участием ее вооруженных сил в миротворческих операциях и ее членством в НАТО.

С серьезными проблемами в изменившейся ситуации  столкнулось канадское миротворчество. Резко увеличилось количество миротворческих операций. В то же время военные расходы Канады в 1990-х годах сократились на 23%. Как следствие, Оттава заявила, что не может больше позволить себе бессрочное содержание миротворческих контингентов.

После окончания холодной войны снизился и фактор НАТО в военной политике Канады. К концу 1994 года канадские войска были полностью выведены из Европы. По-прежнему оставаясь в блоке, Канада сохранила за собой минимальные обязательства: предоставлять один боевой корабль для постоянной военно-морской группировки НАТО, направлять персонал для обслуживания системы раннего воздушного предупреждения НАТО и для работы в штаб-квартирах блока, готовность вносить вклад в инфраструктуру НАТО.

Поиск новой роли канадских вооруженных сил на мировой арене происходил под влиянием двух процессов: участия Канады в военных действиях в Афганистане и разработки концепции "безопасности личности". Афганистан стал главным военным фронтом Канады в новую эпоху. Уже в январе 2002 года в эту страну были направлены 750 канадских военнослужащих, действовавших в составе 187-й бригады Вооруженных сил США в течение шести месяцев.

В настоящее время борьба Оттавы с международным терроризмом строится на основе операции "Афина". В рамках этой операции с августа 2003 года в Афганистане находятся канадские военнослужащие, которые входят в состав Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) - многонациональных сил под командованием НАТО, развернутых по мандату ООН в Афганистане в целях содействия стабилизации ситуации в стране и создания всех необходимых условий для нормального функционирования правительства Афганистана и различных международных организаций. Временами канадские войска составляли очень значительную часть сил НАТО в Афганистане. Так, в 2003-2004 годах на канадский контингент приходилось почти 40% всех сил ИСАФ (1900 из 5200 военнослужащих). В начале 2006 года численность канадских вооруженных сил в Афганистане возросла до 2300.

Опыт, полученный в Афганистане, заставил канадское правительство окончательно отказаться от старой концепции миротворчества. Выступая в Университете МакГилла в феврале 2005 года, министр национальной обороны У.Грэм заметил: "Традиционное миротворчество, предусматривающее размещение легковооруженных наблюдателей на линии прекращения огня, осталось в прошлом. Нынешние военные операции являются более сложными, опасными и ответственными. Часто они проходят в регионах, где сохраняется высокая напряженность и нет мира, который можно поддерживать".

С учетом сложности новых миссий канадские вооруженные силы должны руководствоваться комплексным подходом - сочетанием миротворческих, гуманитарных и военных действий во время одной операции.

Такие операции получили наименование "войны в трех кварталах". Предполагается, что канадские вооруженные силы будут вести боевые действия с мятежниками в одной части города, осуществлять стабилизационные операции в другой части и оказывать гуманитарную помощь и восстанавливать разрушенное в третьем квартале того же города.

Эти новые миротворческие операции, которые приносят все меньше славы и уносят все больше крови (за один только 2006 г. Канада потеряла убитыми в Афганистане 36 военнослужащих), заставили Канаду предупредить, что она будет более избирательно подходить к отправке своих войск за рубеж.

Концепция "безопасности личности" первоначально была детищем канадского МИД. Назначенный в 1996 году министром иностранных дел, Л.Эксуорси за пять лет своей работы сделал ее едва ли не важнейшим элементом внешней политики страны. Основная идея этой концепции заключалась в том, что международное сообщество должно сместить акценты с обеспечения безопасности государства на безопасность личности. Как отмечалось в итоговом документе по этому вопросу канадского внешнеполитического ведомства, "ни законодательство, ни даже суверенитет не могут служить оправданием при преступлениях против личности"7.

Военная операция НАТО в Косове в 1999 году выявила, однако, слабое место этой концепции - не было ясно, когда у международного сообщества есть право на вмешательство во внутренние дела других стран. Проблему обозначил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан: "Если гуманитарная интервенция является неприемлемым нарушением суверенитета, как в таком случае реагировать на события в Руанде и Сребренице - массовых и систематических нарушениях прав человека, попирающих общечеловеческие нормы".

В ответ на призыв Генерального секретаря канадское правительство и ряд крупных международных фондов объявили на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2000 года о создании Международной комиссии по интервенции и суверенитету. Итогом работы комиссии стал доклад "Обязанность защищать".

Доклад предлагал рассматривать суверенитет не как абсолютную, а как относительную величину. Как отмечалось в документе, "если население испытывает серьезные бедствия в результате гражданской войны, нападений повстанцев, массовых репрессий или недееспособности государства и государство не готово или не способно остановить или изменить ситуацию, тогда принцип невмешательства во внутренние дела государства уступает место международной ответственности обеспечить защиту страдающему населению"8.

Признавая военное вмешательство в дела других государств "исключительной и экстраординарной мерой", документ впервые устанавливал критерии для проведения гуманитарных интервенций международным сообществом:

- исключительно высокий уровень страдания людей (массовая гибель людей, массовые этнические чистки);

-честные намерения (цель интервенции - остановить или предотвратить страдания людей);

- последнее средство;

- пропорциональные средства (масштабы интервенции должны быть ровно такими, чтобы предотвратить или остановить страдания людей);

- высокая вероятность успеха;

- мандат международного сообщества.

Под мандатом международного сообщества понималась санкция Совета Безопасности ООН. Однако при определенных обстоятельствах допускалось и действие в обход СБ.

Смещение акцента "безопасности личности" на "обязанность защищать" имело самое непосредственное отношение к канадским вооруженным силам. Стержнем военной концепции Канады было использование военной силы. Поэтому совершенно логично, что "недееспособные государства" не просто были названы Белой книгой в числе новых угроз для страны наряду с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения (ОМУ), но выделены именно как главная угроза.

К таким государствам военное руководство Канады относило страны, "правительства которых не способны осуществлять политическую власть, обеспечивать безопасность и удовлетворять минимально необходимые нужды населения"9. Как отмечала Белая книга, "помогая установлению стабильности в этих странах, мы не допустим разрастания угроз и лишим террористов поддержки. В свою очередь, это поможет уменьшить вероятность того, что террористы достигнут наших берегов и будут угрожать канадцам напрямую".

 

1 Canada´s International Policy Statement: A Role of Pride and Influence in the World. Defence. Ottawa, 2005, p. 17.

2 Ibid., p. 18.

3 Canada. Department of National Defence. Report on Plans and Priorities 2006-2007. Ottawa, 2006, p. 46.

4 The Globe and Mail, 30.10.2003.

5 Bi-National Planning Group. The Final Report on Canada and the United States (CANUS) Enhanced Military Cooperation, 13.03.2006.

6 Canada. Department of National Defence. Report on Plans and Priorities 2006-2007. Ottawa, 2006, p. 44.

7 Freedom from Fear: Canada´s Foreign Policy for Human Security. Ottawa, DFAIT, September 2000.

8The Responsibility to Protect. Report of the International Commission on Intervention and State Sovereignty. Ottawa, December 2001, p. xi.

9 Canada´s International Policy Statement... Defence. Ottawa, 2005, p. 5.