По мотивам Н.Лескова

ПОСЛЕ "СУПЕРВТОРНИКА-II" 4 марта - первичных выборов в четырех штатах - Республиканская партия (РП) получила фору, окончательно определив кандидата в президенты. Джон Маккейн уже может начинать собственно президентскую гонку. Во-первых, объединить вокруг себя сторонников партии. Во-вторых, направить свои усилия на борьбу с демократами, в то время как те еще вынуждены тратить силы и время на жестокую конкуренцию друг с другом. В-третьих, приступить к подбору кандидатуры на пост вице-президента.

Кандидату от Республиканской партии 71 год, и он старше любого кандидата, когда-либо номинированного на первый срок. Избирателей, как правило, не очень волнует кандидатура вице-президента, но они желают быть уверенными в том, что в экстренном случае власть будет передана в надежные руки. Так, Р.Рейган в свое время взял в "напарники" Дж.Буша-ст. Многие обозреватели указывают на К.Пауэлла (бывшего госсекретаря и тогдашнего председателя Объединенного комитета начальников штабов) как на вероятную кандидатуру, а также на губернаторов тех штатов, которые могут принести Дж.Маккейну дополнительные голоса на выборах. Называют имена губернатора Флориды Ч.Криста, губернатора Миннесоты Т.Поленти, сенатора от Техаса К.Б.Хатчинсон (женщина), сенатора от Южной Каролины Л.Грэма, губернатора от того же штата М.Сэнфорда, губернатора Миссисипи Х.Барбура, губернатора Техаса Р.Перри, директора по бюджету Белого дома, бывшего конгрессмена от Огайо Р.Портмана. Выбор также будет зависеть от того, кто получит номинацию от Демократической партии (ДП) - женщина или афроамериканец.

Хиллари Клинтон, одержав важные победы на праймериз в Техасе и психологическую - в штате Огайо (где традиционно безошибочно голосуют за будущего президента), получила шанс продолжить кампанию за номинацию, но не решающий перевес. Отметим, что в Техасе и в Огайо участвовать в демократических праймериз имеют право также независимые и республиканцы, доля которых составляет примерно 30% от численности избирателей, и их голоса с существенным отрывом отошли Бараку Обаме. Получив и большинство голосов, поданных на кокусах (партийных собраниях) зарегистрированных демократов в Техасе, Б.Обама по-прежнему опережает соперницу по числу голосов делегатов. Обозреватели отмечают, что арифметика не в пользу Х.Клинтон: до окончания праймериз, 3 июня, она уже не сможет опередить соперника.

Конкуренция уже приобретает негативный характер: С.Пауэр, советник Б.Обамы по внешней политике (которую прочили на пост госсекретаря в случае его победы), и Дж.Ферраро, из команды Х.Клинтон (в свое время - первая женщина-кандидат на пост вице-президента), вынуждены были уйти из-за оскорбительных высказываний в адрес кандидата-противника.

До августовского съезда демократов по политическим меркам еще очень далеко, а в партии назревает скандал по поводу праймериз в штатах - нарушителях партийных правил (Флориде и Мичигане), где победила Х.Клинтон. Повторного голосования в этих штатах, похоже, не будет, но проблема учета их мнения остается. Если какие-либо сегменты электората сочтут решение партии несправедливым (афроамериканцы или женщины), то они могут ноябрьские выборы проигнорировать. Возможный вариант - договоренность о совместном участии Обамы и Клинтон в президентских выборах в качестве кандидатов на пост президента и вице-президента, но пока их тандем вряд ли возможен.

У демократов борьба не просто продолжается, а обостряется, грозя расколом в партии, что ставит Дж.Маккейна в выгодное положение. Если вспомнить повесть Н.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", то обе героини, доведя борьбу до смертельной схватки, погибают, избавляя от себя объект соперничества.

Красный, синий, багровый

СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ на общий расклад электоральной поддержки среди демократов: молодые, хорошо образованные, независимые, черные предпочитают Обаму, обещающего перемены, женщины, латинос и пожилые выбирают Клинтон за ее политический опыт. Однако и вес этих сегментов электорального корпуса, и явка этих групп на избирательные участки различны.

Действительно, демографические и географические факторы существенным образом сказываются на политических предпочтениях избирателей, пусть и не напрямую.

Среди них - изменение социально-демографического состава пригородов, рост эксурбов (поселков городского типа с довольно высоким уровнем жизни), а также увеличение миграционных потоков на юг. Сюда же можно отнести и стремление к совместному проживанию в соседских общинах людей со сходными социально-экономическими характеристиками, образом жизни и политическими предпочтениями, то есть политическую поляризацию избирательных округов. Взаимовлияние членов общины приводит к тому, что община в целом (в отсутствие контактов с группами иных идейно-политических предпочтений) переходит на более крайние позиции, удаляясь от центра политического спектра. Поляризация в обществе в течение президентства Дж.Буша-мл. настолько усилилась, что появились шутки о выделении республиканских и демократических штатов в отдельные государства.

Еще одна особенность - расовые и иммиграционные факторы (политические предпочтения черных, испаноязычных и азиатов). Политические предпочтения зависят и от снижения численности работников физического труда в пользу работников сферы услуг и высшего среднего класса, и от роста численности неполных семей и несостоящих в браке, степени религиозности американцев, старения беби-бумеров, высокой доли представителей поколения милленийцев, или Интернет-поколения, - самого многочисленного за историю США.

И республиканцы, и демократы считают, что социально-демографические тенденции благоприятствуют их партиям и что электоральная карта страны будет закрашена именно в цвет их партии. Так, демократы трактуют в свою пользу рост постиндустриальных регионов на севере и западе страны (а также в некоторых регионах на юге и на юго-западе - во Флориде и в Вирджинии), в которых производство идей и услуг заняло место экономики, построенной на промышленном производстве, сель-ском хозяйстве и добыче полезных ископаемых. Политологи полагают, что ДП будет пользоваться растущей поддержкой в крупных мегаполисах этих штатов, которые они назвали "идеополисами"* (*Judis John B. and Teixeira R. The Emerging Democratic Majority. http://www.ndol.org/ndol-ci.cfm?contentid=250867&kaid=127&subid=173). По убеждению авторов, на президентских выборах 2008 года демократы могут получить 332 голоса выборщиков благодаря изменению экономической географии страны. Если после Второй мировой войны индустриальное общество было разделено на три области: промышленные города, белые "спальные" пригороды и сельские районы ферм и шахт, то постиндустриальное общество организовано вокруг мегаполисов, включающих и центр, и пригороды, где создаются "мягкие технологии" (индустрия развлечений, СМИ, мода, дизайн, реклама, услуги) и сильны связи с университетами. Производство товаров переместилось из центра города в пригороды, многие белые и меньшинства также переселились за пределы города. В результате линия политического противостояния проходит не между центром и пригородами, а между мегаполисом в целом с его этнически разнообразным составом населения, с одной стороны, и аграрными районами, населенными преимущественно белыми, - с другой. Опору демократов составляют лица свободных профессий, женщины (особенно работающие и высокообразованные), меньшинства, а также белые рабочие. Соответственно, жители мегаполисов исповедуют толерантность, выступают за гражданские права, но при этом не хотят "большого государства". По расчетам авторов, в "идеополисах" поддержка кандидата от демократов на президентских выборах может составить 58% при условии проведения демократами центристской линии и активной политической мобилизации.

Население мегаполисов, более разнообразное по этническому составу, склоняется поддержать либеральные ценности, жители аграрных регионов и небольших штатов - традиционные консервативные взгляды, причем они не оспаривают право президента формулировать внешнюю политику, выступают против контроля за оружием и жесткого экологического законодательства и негативно относятся к абортам и неполным семьям.

Как известно, Президента США избирает коллегия выборщиков, формируемая пропорционально численности населения каждого штата, плюс два человека от каждого штата, чтобы несколько выровнять представительство малонаселенных и густонаселенных штатов. Выборщики имеют право голосовать по своему усмотрению, но на практике не идут против воли большинства населения своего штата. В результате на выборах 2000 года А.Гор получил на 500 тыс. голосов избирателей больше Дж.Буша-мл., но меньше голосов выборщиков и проиграл.

В последние 40 лет население США мигрировало на юг и на запад страны, что приводило к росту представительства штатов "солнечного пояса" (Флориды, Техаса, Аризоны, Калифорнии). В то же время в крупных северных штатах "ржавого пояса" (Нью-Йорке, Пенсильвании, Огайо, Мичигане, Иллинойсе) - старых индустриальных штатах, где сильны позиции демократов, - численность населения и, соответственно, их представительство снижались - процессы, способствующие республиканцам.

Так, после переписи 2000 года штаты Аризона, Флорида, Джорджия, Техас получили дополнительно по два места; Колорадо, Калифорния, Невада, Северная Каролина - по одному месту в Палате представителей. За исключением Калифорнии, все эти штаты проголосовали за Дж.Буша-мл. в 2000 году. Штат Нью-Йорк потерял два места, Пенсильвания - два места; Коннектикут, Иллинойс, Индиана, Мичиган, Миссисипи, Огайо, Оклахома, Висконсин - по одному месту.

По итогам голосований на всеобщих выборах, особенно с 2000 года, Америку называют расколотой нацией: основные соперничающие партии получают примерно по 50% голосов. Однако подчеркнем, что социально-демографические характеристики не переводятся непосредственно в политические убеждения. Предпочтения избирателей до голосования указывают на наличие крупной прослойки независимых и умеренно настроенных избирателей. Так, белые - сторонники РП - составляют 34%, ДП - 24%, остальные 42% - независимые или склоняются к одной из партий. Среди черных, по понятным причинам, сторонники ДП составляют 64%, РП - 4%, среди латинос - 30% за демократов, 14% - за республиканцев. Политические предпочтения выходцев из Азии выглядят следующим образом: 38% - сторонники ДП, 13% - республиканцев.

Получается, что о нации "50:50" аналитики говорят по результатам выборов. До выборов все население можно отнести к разряду "30:30:30". Треть избирателей, а это значительный сегмент электорального рынка, не имеет своего партийного представительства. Таким образом, партиям необходимо вести борьбу за умеренных, выходя за пределы своей традиционной избирательной базы, то есть сдвигаться к центру.

Состав голосующих: 78% - белые, 11% - черные, 6% - испаноязычные, 2% - азиатского происхождения, 2% - другие. Меньшинства составляют ныне треть населения США, но среди голосующих четверо из пяти - белые, а 60% белых голосующих - старше 45 лет.

Численность этнических меньшинств в США растет, но они предпочитают абсентеизм и не проживают в ключевых штатах, где чаши электоральных весов пребывают в неустойчивом равновесии. Основная борьба идет за испаноязычных. Однако попытки завоевать их на свою сторону могут бить мимо цели. Растущая численность латинос не означает автоматического роста численности голосующих. Из 100 испаноязычных 40 обладают избирательным правом, 23 регистрируются в качестве избирателей, и лишь 18 приходят на выборы. Также обстоит дело и с жителями азиатского происхождения (21 из 100), афроамериканцы голосуют в соотношении 37 из 100, а белые - почти 50:100.

Относительно высокая явка пожилых избирателей - аксиома, но слишком сильны различия в электоральном поведении между белыми и представителями других рас. Пожилые белые избиратели географически "выгоднее" расселены, чем меньшинства, с точки зрения воздействия на результаты выборов: проживают они в "нужных" штатах в "нужное" время.

Поясним, что в день президентских выборов каждый штат отдает предпочтение кандидату от той или иной партии, "закрашивая" политическую карту штата в синий или красный цвет (соответственно символ Демократической или Республиканской партии). Однако более мелкая разбивка электоральной карты по избирательным округам выявляет в колеблющихся штатах соседство закрашенных синим и красным округов, чересполосица которых визуально создает впечатление багрового. Если в 1996 году 31 штат был "синим", 19 - "красными", то ныне 18 штатов относят к "багровым".

Термин "багровые штаты" появился после президентских выборов 2000 года и вполне утвердился после выборов 2004 года. Подлинная причина - различие политических предпочтений между городскими, пригородными и сельскими районами.

Например, в Пенсильвании крупные индустриальные города Филадельфия и Питтсбург, где сильны позиции демократов, перемежаются с сельскими районами, где люди придерживаются консервативных взглядов и голосуют, как в Алабаме, за республиканцев. На выборах 2004 года Дж.Керри получил голоса жителей городов и домохозяйств с годовым доходом ниже 50 тыс. долларов, а Дж.Буш-мл. - голоса жителей зажиточных пригородов и семейных пар с годовым доходом выше 50 тыс. долларов. "Красные", сельские штаты менее населены, чем урбанизированные "синие".

Латинос селятся в крупных надежных "синих" штатах (Калифорнии, Нью-Йорке, Нью-Джерси и Иллинойсе), либо в надежном "красном" штате Техас. Три четверти испаноязычных и более 80% американцев азиатского происхождения проживают за пределами колеблющихся "багровых" штатов, за голоса которых разворачивается решающая битва. Что касается черных, то с недавних пор они мигрируют с севера в преимущественно "красные" южные штаты, что снижает их политический вес в ключевых северных штатах - Мичигане, Огайо и Иллинойсе. Примерно 25% черных избирателей в день выборов будут проживать в ключевых штатах по сравнению с 39% белых.

Из "ржавого пояса" - Огайо, Мичигана, Пенсильвании - население выезжает (в основном молодые семьи, ориентированные на карьеру, поколение 40-летних) в "солнечный пояс" или в "прохладные", более космополитические "синие" штаты. "Остающееся" население диспропорционально состоит из пожилых белых, стареющих беби-бумеров, включая работников физического труда, пострадавших от спада в промышленности.

Более трети избирателей "багрового" Огайо, где решалась судьба выборов 2004 года, состоит из белых, старше 45, без высшего образования. Многие из них состояли в профсоюзах, жили в период "Великого общества" и "революции Рейгана". Для них экономическое выживание - первейшая проблема, а потому их волнуют рабочие места, здравоохранение, соцобеспечение. Иракская война, "ценностные вопросы", эксплуатируемые правыми (аборты, однополые браки) или либеральными левыми (корпоративные скандалы), не имеют в их глазах серьезного значения. В целом доля белых избирателей в этих штатах превышает 80%.

В 11 из 18 "багровых" штатов на Среднем Западе и Севере социально-демографическая структура схожа с Огайо. Эти 11 штатов обладают 115 голосами выборщиков по сравнению с 74 голосами в остальных семи штатах (например, Неваде, Аризоне, Колорадо). После переписи 2010 года последним отойдет больше голосов выборщиков и большее влияние на выборы 2012 года. Именно они будут отражать будущее Америки, которое не будет привязано в какой-либо одной из партий. Однако пока именно белые пожилые избиратели у руля, пусть и ненадолго.

Приоритетность проблем избиратели в целом выстраивают следующим образом: экономика и занятость - 27,1%, здравоохранение - 16,5%, Ирак - 15,7%, незаконная иммиграция - 13,4%, терроризм и национальная безопасность - 10,5%.

По некоторым опросам, любой из кандидатов-демократов может обойти республиканца, пусть и незначительно. Трудности Маккейна заключаются в том, что стратегия республиканцев при К.Роуве (руководителе предвыборных кампаний Дж.Буша) была направлена именно на мобилизацию избирателей-консерваторов, что требовало отхода от умеренных позиций и крена вправо, упора на "ценностные вопросы" и их политизацию, что может сослужить Маккейну плохую службу.

Дж.Маккейн - "белая ворона" Республиканской партии в вопросах незаконной иммиграции (выступает за возможность легализации) и в вопросах "ценностных" (запрет на аборты, однополые браки, исследование стволовых клеток), что отвращает от него консерваторов в собственной партии. Он занимает жесткие позиции в вопросах занятости и относится к "ястребам" в вопросах внешней политики, что импонирует правым. Весь вопрос в том, удастся ли ему в целях объединения партии привлечь консервативно настроенных избирателей правого крыла или они предпочтут "пропустить попытку" и придут к урнам для голосования в 2012 году. Последние опросы указывают на сплочение республиканцев вокруг своего кандидата.

"Снежинка" праймериз - "еще не снег"

ИТАК, судьба номинации от ДП находится в руках суперделегатов съезда, свободных в своем выборе. У суперделегатов есть все резоны держать порох сухим и не обещать кому-либо из кандидатов-демократов поддержку до съезда (хотя половина из них уже заняла позицию).

Если Б.Обама все-таки выйдет победителем на первичных выборах, то суперделегаты не пойдут против воли избирателей и обычных делегатов от штатов во избежание раскола партии. Вместе с тем не исключены сюрпризы: голосование части суперделегатов вопреки волеизъявлению своего штата; скандал, который погубит какого-либо из кандидатов; проигрыш кандидата в считавшемся для него надежном штате, что произведет неблагоприятное впечатление; какое-либо решение по зачету голосов в Мичигане и во Флориде, чтобы не дать республиканцам говорить о нерепрезентативности кандидата-соперника.

Реальная расстановка сил в стране, то есть "избираемость" кандидата, будет значить для суперделегатов больше, чем дюжины аргументов обоих лагерей. Лагерь Клинтон будет упирать на то, что Клинтон победила во всех промышленных штатах, которые и должен завоевать кандидат-демократ, чтобы въехать в Белый дом, - Калифорнии, Нью-Йорке, Нью-Джерси, Огайо, Техасе (на праймериз среди избирателей), и в Пенсильвании у нее все шансы. Однако Калифорния, Нью-Йорк, Нью-Джерси и, вероятно, Пенсильвания в любом случае отойдут кандидату-демократу независимо от личности, точно так же как Техас при прочих равных условиях проголосует за кандидата-республиканца. Команда Клинтон подчеркнет успех в Огайо. Сойдется ли свет клином на Огайо снова, и сойдется ли на нем единственном? И не проголосует ли Огайо за любого кандидата-демократа, учитывая сдвиг к ДП на промежуточных выборах 2006 года? На президентских выборах 2000 года чашу весов перевесила Флорида, но в 2004 году свою роль арбитра не повторила. На выборах 2008 года "обиженная" Национальным комитетом ДП Флорида может вернуть себе эту роль, проголосовав за кандидата-республиканца.

Команда Обамы утверждает, что только он имеет шансы перетянуть на сторону демократов "красные" и "багровые" штаты, где победил на праймериз. Победа Обамы в ноябре в каком-либо из южных штатов вряд ли возможна. "Красные" штаты останутся "красными", а "синие" - "синими" независимо от личности кандидата. Обама может указывать на "багровый" штат Колорадо, который он способен принести демократам, однако первичные выборы не могут служить матрицей всеобщих, по определению.

Почему праймериз, будь то в форме голосования избирателей или в форме партийных кокусов, отличны от всеобщих выборов? Дело в том, что они нерепрезентативны в силу низкой явки (40 млн. человек у демократов и 20 миллионов - у республиканцев) и непредставительности среза корпуса избирателей. Явка демократов на праймериз повысилась в 2008 году из-за интереса к острой конкуренции между соперниками и из-за длительности кампании в силу пропорциональной системы. У республиканцев победитель определился раньше в силу мажоритарной системы выборов в большинстве штатов.

Первичные выборы - в основном вотчина активистов, и лишь незначительная часть сторонников одной партии участвуют в первичных выборах другой партии, а независимые на праймериз голосуют мало. Республиканцы участвуют в выборах демократов, потому что у них праймериз уже закончились, некоторым нравится один из демократов, а третьи применяют тактическое голосование, опуская бюллетень за кандидата-демократа, которого считают более слабым, чтобы облегчить борьбу своему кандидату-республиканцу в ноябре. Так, в Пенсильвании, чтобы попытаться повлиять на результаты праймериз, более 100 тыс. человек зарегистрировались в качестве новых избирателей, а 68 тысяч поменяли регистрацию с одной партии на другую, причем в пользу Демократической партии в соотношении 3:1 (и республиканцы регистрировались как сторонники демократов - хотя бы на время первичных выборов).

Таким образом, в праймериз принимает участие примерно половина голосующих (60 млн. из 130-135 млн. человек). Из оставшихся дома 75 миллионов большая часть (40 млн.) - в основном колеблющиеся избиратели: собственно независимые, или "нетвердые", демократы и республиканцы. Между тем именно они и будут решать судьбу выборов в колеблющихся "багровых" штатах.

Отсюда, подчеркивает известный американский политолог Л.Сабато, "разминка" мало что говорит о "настоящем" бое, поскольку отражает расстановку сил среди партийных активистов, а не электората в целом. Равным образом и опросы общественного мнения обретут определенность к середине сентября - через одну-две недели после второго партийного съезда - съезда демократов в августе.

В результате полагаться на результаты праймериз и опросов суперделегаты в полной мере не могут, а игнорировать - тем более. Впрочем, институт суперделегатов и был создан, чтобы корректировать позицию партийных активистов с учетом политических предпочтений "основного потока" избирателей. На первичных выборах 2004 года партия в целом довольно быстро согласилась с кандидатурой Дж.Керри, понимая, что более левый Г.Дин не сможет привлечь достаточно высокую долю умеренных избирателей, чтобы одолеть Дж.Буша-мл. Под лозунгом "Кто угодно, лишь бы не Буш" левые партийные активисты скрепя сердце отдали предпочтение "избираемому" кандидату. В 2008 году решить задачу сложнее.