В НЬЮ-ЙОРКЕ завершилась основная часть 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Как всегда, с началом работы каждой новой сессии Генассамблеи мировое сообщество подводит итоги уходящего политического года. Кроме того, данный форум предоставляет государствам - членам ООН хорошую возможность высказать свою точку зрения по наиболее актуальным вопросам современных международных отношений. Среди них - обеспечение мира и безопасности, борьба с терроризмом, защита прав человека и окружающей среды, вопросы социального и экономического развития, реформирование ООН и многие другие. По традиции в ходе сессии ставится задача не просто оценить нынешнюю ситуацию в мире или обсудить самые животрепещущие угрозы и вызовы, но и наметить пути решения существующих проблем.

Особенностью сессий Генассамблеи является то, что насыщенный диалог по вопросам существа ведется и вне рамок официальных заседаний Генеральной Ассамблеи. В этом году в ходе "министерской недели" состоялся ряд важных для мировой политики мероприятий. Прошло очередное заседание международного "квартета" ближневосточных посредников (России, ЕС, США, ООН), на котором были обсуждены проблемы достижения всеобъемлющего арабо-израильского урегулирования, в том числе через организацию представительной международной конференции по Ближнему Востоку. Состоялись заседание Контактной группы по Косову (Россия, Германия, Франция, Великобритания, США, Италия) и первая прямая встреча делегаций Сербии и косовских албанцев в рамках нового этапа переговорного процесса, начавшегося в августе этого года, под эгидой "тройки" Россия - ЕС - США.

Проведенный коллективный анализ вновь подтвердил, что сегодня угрозы и вызовы обрели поистине планетарный размах, не признавая национальных границ на политической карте мира. Они не только угрожают международной стабильности, но и отвлекают ресурсы от созидательных целей, ставят под вопрос возможность достижения устойчивого экономического роста повсюду в мире. Бедность и экономическая отсталость лишь расширяют питательную среду для действий экстремистов. При этом параллельно продолжает расти взаимозависимость государств.

В целом, к сожалению, мир не становится более безопасным. И сегодняшняя наша задача - во взаимодействии, коллективно решать возникающие проблемы.

Российская Федерация - последовательный сторонник коллективного поиска такого рода адекватных решений, причем как с участием отдельных государств, так и с привлечением региональных, а порой и глобальных организаций. В ходе общеполитической дискуссии на 62-й сессии Генассамблеи ООН российская делегация аргументированно доказывала, что, какой бы кризис ни стоял на повестке дня, единственно реальный способ добиться его устойчивого и справедливого разрешения состоит в том, чтобы обеспечить учет законных интересов всех заинтересованных государств и соблюдение требований международного права.

Возвращение России на международную арену в качестве активного игрока призвано стать фактором, способствующим подобной стабилизации системы международных отношений и укреплению многополюсности. Залогом этого является ориентация внешней политики нашей страны на принципы прагматизма, многовекторности и внятные национальные интересы.

Анализ сегодняшнего положения дел в мире неоднозначен. Наряду с положительными тенденциями приходится констатировать, что в международных отношениях вновь дают о себе знать такие реликты холодной войны, как идеологическое соперничество и милитаризация. Россия считает недопустимым создание новых разделительных линий в мире, выступает за развитие равноправного сотрудничества и, безусловно, готова к этому.

Президент России В.В.Путин в своей речи в феврале 2007 года в Мюнхене указывал, что в мире складывается качественно новая геополитическая ситуация, определяемая прежде всего нарождающейся многополюсностью. Необходим открытый и откровенный разговор, который позволил бы выйти на общее понимание современной исторической эпохи и диктуемого ее реалиями образа действий государств.

В ходе 62-й сессии ГА ООН российская делегация разъясняла суть нашего подхода, который состоит в том, что в результате формирования новых центров экономического роста происходит трансформация международного ландшафта. Положение таково, что сегодня никто не может в одиночку справиться с глобальными проблемами. Не годится ни диктат, ни "биполярная директория" по управлению миром. Площадкой для поиска общеприемлемых решений может служить только Организация Объединенных Наций, обладающая уникальной легитимностью.

Но и ООН должна соответствовать изменяющимся условиям международных отношений, должна быть способна гибко реагировать на широкий спектр известных, а также новых угроз и вызовов. Для этого требуется совершенствование ее механизмов и методов работы, ведь реформа ООН призвана стать не одноразовым событием, а разумным процессом. Разумеется, непреложной остается задача повышения эффективности ООН, закрепления ее центральной роли в мировых делах. Но в то же время реформенные решения должны исходить из задачи сохранения межгосударственной природы всемирной организации. Достижение этой цели возможно лишь при обеспечении максимально широкого согласия среди государств-членов по всем аспектам намеченных преобразований. Тогда и только тогда этот процесс будет пользоваться необходимой поддержкой и соответствовать задаче повышения коэффициента полезного действия ООН.

Именно эти критерии должны лежать в основе деятельности как государств-членов, так и Секретариата ООН. Через эту призму следует рассматривать и первые итоги работы нового Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, который в этом качестве впервые открыл сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Исходя из вышесказанного, обращают на себя внимание попытки ревизии установленных в ООН процедур межгосударственного согласования решений. Само собой разумеется, что любые предложения, касающиеся государств-членов, будь то предложения по общесистемной согласованности или идеи по масштабной реорганизации структуры Секретариата ООН, требуют проведения предварительных консультаций до принятия соответствующих решений. В силу самой природы Организации ее деятельность должна выстраиваться с опорой на мнения всех государств-членов, а также выверяться на соответствие международному праву. Поэтому не должно быть места для односторонних рекомендаций, например, по вопросу о статусе Косова или подоплеке событий в Ливане. Важным мерилом соответствия международных чиновников возложенной на них роли должны оставаться их беспристрастность и неприятие двойных стандартов.

Одним из приоритетов 62-й сессии ГА ООН стал анализ хода реформы Организации. На сессии были подведены первые итоги деятельности Совета по правам человека (СПЧ) и Комиссии по миростроительству (КМС), созданных во исполнение решений Саммита-2005.

Решение о реформировании правозащитного направления деятельности ООН было принято Генеральной Ассамблеей 15 марта 2006 года1. По сравнению с упраздненной Комиссией ООН по правам человека (КПЧ) статус Совета был повышен до уровня вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН, сокращено количество стран-участниц - до 47 членов, введены определенные критерии членства, хотя все государства - члены ООН вправе претендовать на вхождение в состав Совета. Результаты первого года функционирования СПЧ продемонстрировали, что он постепенно обретает ведущее место в общей архитектуре правозащитных органов и институтов системы ООН. Принят достаточно сбалансированный документ по институциональному строительству этого главного правочеловеческого органа ООН. Вместе с тем, к сожалению, в его работе сохраняется практика применения двойных стандартов, продолжаются попытки ряда стран использовать формат Совета для вбрасывания изначально конфронтационных сюжетов и решения собственных конъюнктурных, прежде всего внутриполитических задач, вместо того чтобы в деловом ключе рассматривать серьезные правовые проблемы.

КМС была учреждена параллельными решениями Генассамблеи и СБ ООН 20 декабря 2005 года2.

Суть этого начинания в том, чтобы Комиссия в качестве межправительственного консультативного органа курировала международные усилия в области миростроительства и вырабатывала рекомендации относительно стабилизации, экономического восстановления и развития стран, переживших "горячие" периоды кризисов.

Свою деятельность КМС должна строить на стыке усилий, предпринимаемых СБ ООН, Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС), представителями международных финансовых институтов и донорского сообщества. Созданием КМС международное сообщество продемонстрировало готовность предпринять дополнительные усилия, с тем чтобы страны, вышедшие из острой фазы конфликта, не подвергались риску рецидива кризиса, после того как завершится основной этап миротворчества по линии ООН или региональных организаций.

Россия с самого начала поддерживала идею создания Комиссии по миростроительству. Наши представители приняли самое активное участие в разработке основных положений, определяющих круг ведения КМС, ее состав, взаимоотношения с другими органами ООН. Мы особо акцентировали необходимость того, чтобы деятельность Комиссии развивалась при активном участии Совета Безопасности, в повестке дня которого на протяжении длительного времени стояли вопросы урегулирования конфликтов в той или иной стране.

К сожалению, на работе Комиссии сказывается разница в подходах к ее деятельности со стороны различных групп государств. Поэтому и в ходе 62-й сессии продолжалась работа по дальнейшему налаживанию ее механизмов.

Важной и, вероятно, одной из наиболее чувствительных составляющих реформенного процесса является многолетняя работа по расширению членского состава Совета Безопасности ООН. Главным камнем преткновения является отсутствие согласия между государствами - членами ООН по количественным параметрам увеличения членства и по возможным кандидатам на места в обновленном Совете. Несмотря на попытки отдельных стран придать импульс решению этого вопроса путем голосования, возобладала точка зрения, что это чревато расколом Организации и, следовательно, надо продолжить поиск приемлемой формулы. Россия занимает гибкую и конструктивную позицию по данной проблеме и будет продолжать содействовать ее решению на основе достижения максимально широкого согласия государств-членов.

Мы против скоропалительных решений, которые могут оказаться контрпродуктивными и вместо повышения эффективности привести к ослаблению Организации. С удовлетворением отмечаем, что председатель 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН С.Керим, активно работающий и на этом направлении, действует аккуратно, с учетом позиций основных групп стран.

Проблематика дальнейшей реформы ООН, разумеется, не ограничивается расширением СБ. Вопросы развития, реагирования на экологические катастрофы и перспективы дальнейшего расширения сферы ответственности ООН - это темы, одинаково остро волнующие международное сообщество. Поэтому главное в том, чтобы в результате реформы ООН укрепились многосторонние механизмы сотрудничества как наиболее эффективная форма решения проблем современности.

Политический год, итоги которого подводили на 62-й сессии ГА ООН, зафиксировал продолжающийся рост спроса на ооновское миротворчество. Сегодня в двух десятках операций по линии этой организации задействовано около 90 тыс. человек, в то время как миротворческий бюджет ООН достиг рекордной отметки в 7 млрд. долларов, что позволило целому ряду делегаций на сессии утверждать, что это направление становится чуть ли не основным в деятельности ООН. В этих условиях вновь назначенный Генсекретарь ООН выступил с предложением о реструктуризации Департамента операций по поддержанию мира (ДОМП), на базе которого были созданы два новых подразделения, одно с прежним названием, а другое - Департамент поддержки полевых операций. Об эффективности этих преобразований судить пока рано, но в целом сессия показала, что государства-члены поддерживают идею совершенствования миротворческого механизма.

При обсуждении этой проблематики в ходе сессии российская делегация указывала, что, как представляется, для всех уже очевидна необходимость совершенствования военной экспертизы СБ ООН. Одним из способов улучшения детальной проработки всех аспектов миротворческих операций Советом Безопасности могла бы стать активизация уставного органа - Военно-штабного комитета (ВШК).

Нужно, чтобы этот орган функционировал в полном составе Совета. В России убеждены, что в реализации этого предложения должны быть заинтересованы все - как постоянные, так и непостоянные члены СБ. При этом само собой разумеется, что речь не идет о какой-то конкуренции с ДОПМ Секретариата ООН. Мы предлагаем использовать ВШК как механизм, который сможет обеспечить "добавленную стоимость".

В 2008 году исполнится 60 лет с момента начала миротворческой деятельности ООН, в связи с чем уже выдвинуто предложение отметить этот юбилей проведением в рамках следующей сессии Генеральной Ассамблеи сегмента высокого уровня для всестороннего обсуждения данной проблематики.

62-я сессия Генассамблеи вновь подтвердила заинтересованность мирового сообщества в обеспечении предсказуемости военной деятельности, а также готовность подавляющего большинства стран мира к сотрудничеству по вопросам, напрямую затрагивающим стратегическую стабильность. Речь идет о принятых подавляющим большинством голосов российских проектах резолюций Генеральной Ассамблеи ООН "Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности" и "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности".

Вывод ударных систем в космос может создать серьезную угрозу стратегической стабильности и безопасности всех государств. В связи с этим российская делегация выступала в пользу выработки всеобъемлющей международно-правовой договоренности, запрещающей размещение оружия в космосе, угрозу силой или применение силы в отношении космических объектов.

Продвигаемая Россией в рамках ООН с 1998 года инициатива по международной информационной безопасности также входит в число приоритетных направлений работы международного сообщества. Цель наших усилий - не допустить распространения гонки вооружений на новые сферы, пресечь использование информационно-коммуникационных технологий во враждебных целях.

В Первом комитете был также затронут вопрос, касающийся Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Адресованное всем государствам - членам ООН Совместное российско-американское заявление отражает обеспокоенность наших стран складывающейся ситуацией в области распространения ракет средней и меньшей дальности. Ведь все большее число государств овладевает или пытается овладеть технологиями производства таких ракет, берет их на вооружение. Складывается парадоксальная ситуация, когда Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, являющийся бессрочным, ограничивает в своих действиях всего несколько государств, прежде всего Россию и США. Мы уверены, что отказ от ракет средней и меньшей дальности, ведущий к ликвидации этого класса ракет и прекращению сопутствующих программ, мог бы содействовать укреплению международной безопасности и стратегической стабильности.

Рассмотрение правочеловеческой проблематики в рамках работы Третьего комитета 62-й сессии ГА ООН проходило достаточно напряженно. Несмотря на звучавшие в начале сессии призывы к снижению уровня конфронтации, государства так и не смогли изменить подходы к обсуждению наиболее острых вопросов.

В ситуации, когда основная нагрузка по рассмотрению ряда тематических сюжетов и страновых резолюций в связи с упразднением Комиссии по правам человека и запуском функционирования Совета по правам человека сместилась из Женевы в Нью-Йорк, обозначилась и конкуренция между Третьим комитетом и СПЧ за положение основного правочеловеческого органа системы ООН. Кульминацией стало решение о передаче на рассмотрение доклада о работе СПЧ не на пленум Генеральной Ассамблеи, а в Третий комитет, что, по-видимому, скажется на перспективах возможного повышения статуса СПЧ до уровня уставного органа ООН, как это предлагалось на Саммите-2005.

Неприятным сюрпризом стали попытки ряда стран при поддержке прибывшего из Женевы председателя СПЧ Д.Коста раздробить пакетное соглашение по институциональному строительству Совета и представить кодекс поведения спецпроцедур (один из двух элементов "пакета") как ошибку, допущенную в Женеве. Такое пренебрежение к решениям СПЧ вызвало обвинения в неискренности заявлений о стремлении сделать СПЧ сильным и эффективным органом. В итоге пакетное соглашение было одобрено в полном объеме.

Сессии Генассамблеи ООН предоставляют возможности не только реагировать на новые явления, но и анализировать динамику определенных процессов. На фоне известных неонацистских тенденций в Латвии и Эстонии становится все актуальнее противодействие героизации нацизма. В этой связи Россия представила соответствующий проект резолюции Генассамблеи. Он не направлен против конкретных стран, но ставит задачу бороться с этим явлением там, где оно имеет место. Несмотря на сопротивление ряда делегаций, России удалось не только усилить его положения, дополнив резолюцию параграфом о недопустимости осквернения или разрушения памятников борцам с нацизмом и противоправного переноса воинских захоронений, но и расширить базу поддержки нашей инициативы. К сожалению, мы явились свидетелями того, что страны ЕС вновь, как и в прошлом году, воздержались при голосовании по нашему проекту из-за ложной солидарности Евросоюза, что, конечно, не соответствует ни демократическим принципам этих государств, ни целям и принципам ООН.

Как обычно, остро проходило рассмотрение страновых резолюций. По сравнению с предыдущими сессиями их стало меньше (Белоруссия, Иран, КНДР, Мьянма), но это не привело к снижению конфронтации.

Нежелание западных делегаций отказаться от страновых резолюций вызвало резкое недовольство большинства развивающихся государств. По их мнению, в условиях создания СПЧ и предстоящего запуска процедуры универсального периодического обзора положения дел в правочеловеческой области в отдельных странах, рассмотрение страновых сюжетов должно переместиться в Совет и проходить в неизбирательном и неполитизированном ключе на равных основаниях для развитых и развивающихся государств. Показательно, что латиноамериканские страны впервые консолидированно выступили именно с таких позиций.

К сожалению, сессия была отмечена целым рядом инцидентов, когда делегация Грузии использовала трибуну ООН для выпадов против нашей страны. Например, в ходе общей дискуссии в Четвертом комитете ГА ООН по вопросам миротворчества грузинская представительница выступила с набором грубых нападок на деятельность российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта. Она обвинила Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ) в нарушении мандата, подрыве процесса урегулирования, неспособности обеспечить прекращение огня, гарантировать безопасность и способствовать возвращению беженцев. Прозвучали даже упреки в "циничном поведении" и попытках России оторвать Абхазию от Грузии. Опираясь на все эти "аргументы", делегация Грузии обратилась с призывом, чтобы ООН предприняла необходимые меры для изменения ситуации и учреждения новой миротворческой операции.

Автор этих строк, участвовавший в работе сессии ГА ООН, вынужден был воспользоваться правом на ответ, чтобы аргументированно отвести эти наскоки. Было указано, что грузинские представители уже не первый раз пытаются не по назначению использовать трибуну Четвертого комитета ГА ООН, который призван рассматривать фундаментальные вопросы ооновского миротворчества, но мы не намерены поощрять их попытки втянуть этот орган в бесплодную политическую дискуссию.

Что касается существа вопроса, то достаточно взглянуть в текст резолюции 1781 СБ ООН, чтобы безошибочно определить, в чем суть тупикового положения дел в грузино-абхазском урегулировании. Грузия не выполняет ранее достигнутых договоренностей, препятствует осуществлению КСПМ определенного Советом Безопасности ООН мандата, создает угрозу для безопасности миротворцев и не предпринимает ничего для соблюдения мер доверия. Именно систематические провокационные действия Грузии по нагнетанию напряженности являются истинной причиной отсутствия прогресса в поиске политического решения этого конфликта.

Еще одним примером стремления использовать сессию Ген-ассамблеи для неблаговидных целей стало внесение Грузией в Третьем комитете ГА ООН проекта резолюции о положении внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии. Несмотря на все старания Тбилиси, которым потакали в целом ряде западных столиц, Грузия столкнулась с явно неблагоприятным для себя восприятием ее инициативы со стороны подавляющего большинства делегаций и была вынуждена в конце концов отозвать свой проект непосредственно перед планировавшимся принятием решения по нему. Тем самым мировое сообщество послало четкий сигнал о неприемлемости избирательных и политизированных подходов Тбилиси в области прав человека и беженской проблематики.

В общем рассказе о 62-й сессии ГА ООН хотелось бы также привлечь внимание к тому, что накануне открытия общеполитических дебатов 24 сентября 2007 года по инициативе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна состоялось неофициальное заседание высокого уровня, которое способствовало осмыслению перспективных подходов к климатическому взаимодействию в широком контексте обеспечения глобальных целей устойчивого развития и стало важным этапом в поиске взаимоприемлемых и сбалансированных подходов к проблеме глобального изменения климата. Российскую делегацию на этом мероприятии возглавлял руководитель Росгидромета А.И.Бедрицкий, который выступил с докладом в рамках "круглого стола" по проблематике изменения климата и энергобезопасности. Проведение заседания высокого уровня в Нью-Йорке подтвердило приоритетное место климатической проблематики в международной повестке дня.

Традиционно активно обсуждались на сессии вопросы социально-экономической, природоохранной и гуманитарной повестки дня ООН. Многие из них, включая Цели развития Тысячелетия (ЦРТ), финансирование развития, борьбу с эпидемией ВИЧ/СПИД, реформу деятельности ООН в области развития, были обозначены председателем 62-й сессии ГА ООН в числе главных приоритетов сессии.

На первое место все более выдвигается тематика финансирования глобальных усилий в интересах достижения ЦРТ. Этой теме был посвящен Диалог высокого уровня Генассамблеи ООН по финансированию развития, состоявшийся в октябре 2007 года. Внимание к ней вполне оправдано. Международное сообщество прошло половину установленного срока достижения ЦРТ в 2015 году, однако прогресс далеко неравномерен, и по ряду Целей, и в ряде регионов мира имеются тревожные тенденции отставания и невыполнения ЦРТ. В этой связи требуется придать дополнительные усилия по мобилизации международного сотрудничества в интересах развития. Эту задачу призвана решить вторая Международная конференция по финансированию развития, которая пройдет в ноябре 2008 года в Дохе (Катар). Генассамблея на текущей сессии приняла резолюцию по основным параметрам мероприятия и подготовительного процесса к нему. На конференции предстоит провести обзор хода осуществления Монтеррейского консенсуса, проанализировать достигнутый прогресс, подтвердить цели и обязательства, обменяться информацией о передовом опыте и извлеченных уроках и определить возникшие препятствия и трудности, меры и инициативы по их преодолению в области финансирования развития.

Ключевое значение для определения дальнейших модальностей функционирования системы развития ООН, включая оперативные программы, фонды, агентства и спецучреждения, будут иметь итоги прошедшего на сессии очередного трехгодичного обзора оперативной деятельности ООН в области развития, отраженные в развернутой резолюции (порядка 100 постановляющих пунктов). Государства-члены поддержали взвешенный подход к консолидации системы развития ООН в странах-получателях, которая повысит ее привлекательность в глазах стран-доноров и позволит сохранить самостоятельный мандат и сравнительные преимущества каждого из агентств ООН.

В ходе сессии состоялись активные дискуссии и принят целый ряд решений по вопросам глобализации, преодоления бедности и содействия беднейшим странам и странам, находящимся в особой ситуации, международной финансовой системы, международной торговли, устойчивого развития, противодействия глобальным изменениям климата, мобилизации в необходимых объемах ресурсов для борьбы с ВИЧ/СПИД и другими опасными инфекционными заболеваниями, предотвращения и смягчения последствий стихийных бедствий, повышения предсказуемости и устойчивости финансирования гуманитарных операций, использования информационно-коммуникационных технологий в целях развития.

Важное значение с точки зрения российских интересов имело принятие по инициативе России первой резолюции ГА ООН о сотрудничестве ООН с Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС), которая не только повысит международный статус Сообщества, но и позволит поставить отношения между ЕврАзЭС и ООН на более систематическую основу, усилить практическую отдачу от их взаимодействия, повысить его синергетический эффект в целях решения обеими организациями общих задач в социально-экономической области, в частности для своевременного достижения ЦРТ на пространстве ЕврАзЭС.

В этом же русле и лежит принятая Генассамблеей резолюция о предоставлении статуса наблюдателя Евразийскому банку развития.

ИТОГИ основной части 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН заслуживают позитивной оценки. Немало сделано в целях повышения эффективности Организации, продвигается кропотливая работа по урегулированию региональных конфликтов. Но самое главное - эта сессия стала весомым подспорьем в деле упрочения многосторонности в международных делах. Россия и дальше продолжит вносить свою лепту в достижение целей, отвечающих коллективным интересам всех членов ООН, как завещали нам отцы-основатели Всемирной организации.

 

1 Резолюция ГА ООН 60/251 от 15 марта 2006.

2 Резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН 60/180 и 1645 соответственно.