Информация всегда играла ключевую роль в жизни человека, общества и государства. С глубокой древности облеченные властью понимали, что обладание информацией дает преимущество над другими, позволяет побеждать, держать в повиновении и эффективно контролировать. Сегодня реальной властью обладает лишь тот, кто создает информационные потоки и управляет ими.
Газеты, радио и телевидение - это те средства массовой информации, которые уже давно используются в борьбе за мировое господство и оказывают серьезное воздействие на жизнь каждого члена общества. За годы их существования в обществе сформировалось четкое понимание того, что такое СМИ, как они работают, какая на них лежит ответственность, приняты соответствующие международные нормы. Новым инструментом влияния на человека стал Интернет. Эта технология в корне изменила нашу жизнь и правила игры в информационном мире.
Интернет дал человеку качественно новую свободу - свободу практически в неограниченном распространении и потреблении любой информации. Сегодня каждый, кто обладает доступом к Интернету, может писать аналитические статьи, не будучи специалистом, составлять словари, трактовать по своему усмотрению историю, корректировать энциклопедии, создавать новостные ленты и свободно выражать любые мысли, при этом игнорируя принципы объективности и верификации, как с научной, так и этической точек зрения.
Увлекшись свободой, сам того не заметив, человек поставил себя в зависимость от современных технологий, Интернета и предоставляющих к нему доступ средств коммуникации - сотовых телефонов и компьютеров. Среднестатистический потребитель информсферы, как правило, полностью поглощен ею, выступает с позиции ведомого, нередко вслепую. В условиях информационных джунглей человек стал потенциальной жертвой.
Под влиянием информации у людей, не подготовленных для ее аналитического восприятия, происходит трансформация мышления, убеждений, взглядов, культурной самобытности, национальной идентичности, исторической памяти и языка общения, результатом чего становится потеря национального самосознания и «мирное» принятие сначала навязываемых псевдоценностей, а потом и решений. Трансформация процессов формирования картины мира человека, пересмотр морально-нравственных устоев, семейного уклада ведут фактически к разрушению государства, национальной культуры и языка.
Развитые страны уже активно занимаются изучением этих проблем и понимают, что в современном мире для обеспечения своей национальной безопасности и получения статуса полноправного участника мировой политики, оказывающего реальное влияние на глобальное развитие, нет необходимости завоевывать новые земли и перекраивать государственные границы. Достаточно уметь управлять сознанием человека - он все это сделает самостоятельно и за свой счет.
На международном уровне крупнейшей гуманитарной международной организацией, которая занимается в том числе вопросами влияния информации на человека, является ЮНЕСКО. В отличие от других международных структур, ЮНЕСКО всегда была ориентирована не на политическое обсуждение, а на научное исследование современных вызовов и угроз, стоящих перед человечеством. ЮНЕСКО служит своего рода лабораторией, которая аккумулирует передовые знания лучших ученых мира и формирует рекомендации.
С появлением и бурным ростом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ЮНЕСКО, помимо секторов образования, науки и культуры, был создан Сектор коммуникации и информации. Его задачей стало изучение современных проблем информационного общества через призму образования, науки и культуры. В нынешнем виде сектор существует с 1990 года. Он состоит из двух департаментов: 1. Свободы выражения мнений и развития СМИ и 2. Обществ знаний. Сектор выполняет функции секретариата трех межправительственных программ ЮНЕСКО: «Развитие коммуникации», «Память мира» и «Информация для всех».
Эти программы появлялись в ЮНЕСКО по мере развития информационного общества и возникновения новых вызовов и угроз в этой области. Они тесно взаимодействуют друг с другом, а также с другими секторами Организации.
Международная программа развития коммуникации (учреждена в 1980 г.) занимается содействием плюрализму СМИ и свободе выражения мнений, подготовкой кадров в сфере СМИ, развитием общинных средств массовой информации, использованием новых технологий в целях обеспечения большей эффективности независимых и общественных СМИ.
Программа ЮНЕСКО «Память мира» (учреждена в 1992 г.) занимается защитой всемирного документального наследия, обеспечением равноправного доступа пользователей к документальному наследию, распространением всеобщей осведомленности о существовании и значимости документального наследия и продвижением программы и включенных в ее реестр произведений в широкую общественность.
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (учреждена в 2001 г.) занята информационной этикой, информационной политикой, медийно-информационной грамотностью, сохранением информации, языковым разнообразием в киберпространстве и доступом к информации.
Таким образом, уже с середины 1990-х годов деятельность ЮНЕСКО посвящена активному изучению проблем информационного общества, считая эти вопросы критически важными для будущего. Был организован ряд международных совещаний экспертов по социальным, юридическим и этическим вопросам использования ИКТ и доступа к информации. С тех пор расширенное обсуждение сконцентрировалось на проблеме доступа к информации, а также на создании рамок для деятельности, направленной на облегчение доступа к многоязычной информации на общедоступных сайтах. В результате многолетней работы такой механизм был создан с принятием в 2003 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО Рекомендаций о поощрении и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству.
Роль ЮНЕСКО в этой области была позднее подтверждена на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВИО), поручившей ЮНЕСКО координировать на глобальном уровне последующую реализацию шести направлений деятельности: «Доступ к информации и знаниям» (C3), «Электронное обучение» (C7), «Электронная научная деятельность» (C7), «Культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент» (C8), «Средства массовой информации» (C9) и «Этические аспекты информационного общества» (C10).
ВВИО была первой встречей ООН на высшем уровне, собравшей вместе различные заинтересованные стороны, имеющие отношение к новым ИКТ. На ВВИО представители правительственных структур, гражданского общества, академических кругов, средств массовой информации и частного сектора объединили свои усилия, чтобы разработать последовательные подходы, направленные на обеспечение всем гражданам возможности пользоваться преимуществами формирующегося информационного общества, и внести вклад в осуществление прав человека и достижение целей, сформулированных в Декларации тысячелетия. Совместно с Международным союзом электросвязи (МСЭ), Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) ЮНЕСКО было поручено стать одним из ведущих учреждений системы ООН, приводящих в исполнение решения ВВИО.
В этой связи ЮНЕСКО участвует в работе соответствующих межправительственных и многосторонних механизмов принятия решений и форумов, определяющих повестку дня. В том числе речь идет о включающей в себя 30 членов Группе ООН по информационному обществу (ГООНИО), которая призвана координировать работу учреждений системы ООН по осуществлению решений ВВИО. В мае 2013 года ГООНИО выпустила совместное заявление, призывающее уделить в повестке дня в области развития на период после 2015 года больше внимания эффективному использованию ИКТ. С 2006 года ЮНЕСКО принимает активное участие в форумах по вопросам управления Интернетом и форумах ВВИО. В феврале 2013 года ЮНЕСКО провела в своей штаб-квартире первое совещание по обзору Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВИО+10). Межправительственная программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (ПИДВ) и Всемирная комиссия по этике научных знаний и технологий (КОМЕСТ) оказывают поддержку деятельности Организации в сфере всеобщего доступа к информации и этических аспектов информационного общества. В этом направлении ЮНЕСКО тесно сотрудничает с другими организациями системы ООН, такими как МСЭ, ЮНКТАД и ПРООН, а также со Специальным докладчиком ООН по свободе выражения мнений.
ЮНЕСКО совместно с МСЭ создала Комиссию по широкополосной связи для цифрового развития, которая выступает за бóльшую доступность и повышение инклюзивности доступа ко всемирной сети. В годовом докладе комиссии анализируется прогресс по выполнению задач этой информационно-пропагандистской деятельности, а также предоставляются практические рекомендации по более эффективному использованию технологий для достижения целей, сформулированных в Декларации тысячелетия. В 2013 году ЮНЕСКО подготовила доклад комиссии «Технологии, широкополосная связь и образование: достижение целей повестки дня по «Образованию для всех».
Сформулированная ЮНЕСКО концепция «общества знания», основанная на четырех принципах, таких как свобода выражения мнений, всеобщий доступ к знаниям, качественное образование для всех и уважение к культурному и языковому разнообразию, получила положительные отзывы всех заинтересованных сторон. В 2005 году был опубликован Всемирный доклад «К обществам знания», рассматривающий все указанные вопросы. Недавно ЮНЕСКО проанализировала аспекты свободы и защиты частной жизни в Интернете, представив результаты в двух изданиях: «Свобода подключения к сетям - свобода выражения мнений: изменение правовой и регламентирующей среды, формирующей Интернет» (2011 г.) и «Глобальный обзор вопросов конфиденциальности и свободы выражения мнений в Интернете» (2012 г.).
Кроме того, 36-я сессия Генеральной конференции рассмотрела документ «Осмысление и анализ Интернета, проводимые ЮНЕСКО». Межправительственная программа ЮНЕСКО «Информация для всех» с помощью своей экспертной Рабочей группы по информационной этике и конференций экспертов во всех регионах мира разработала «Кодекс этики ПИДВ для информационного общества». На 36-й сессии Генеральной конференции в 2011 году государства-члены приняли к сведению этот кодекс и призвали Организацию предложить возможные пути решения этических вопросов, связанных с информационным обществом. Последующие консультации с государствами-членами и другими заинтересованными сторонами привели к созданию документа «ЮНЕСКО и этические аспекты информационного общества», одобренного Исполнительным советом на его 190-й сессии в 2012 году.
Большую помощь ЮНЕСКО в работе оказывает Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). В условиях свободного доступа к информации и развития сети Интернет роль библиотек как научных центров и хранилищ наиболее ценной информации, казалось бы, уменьшилась, упала их посещаемость, популярность и востребованность у широких слоев населения. Однако в реальности их значимость, роль и ответственность перед обществом только возросла. Интересен факт, что стремящиеся к мировому господству США являются лидером по количеству крупнейших библиотек мира, а значит, обладают наибольшим объемом знаний, которые весь мир копил тысячелетиями. Среди 23 крупнейших библиотек мира семь находятся в США, включая Библиотеку Конгресса - первую в списке, шесть - в России, две - в Германии и по одной в Дании, Японии, Канаде, Великобритании, Китае, Франции, Испании, Швеции. Вывод о том, в чьих руках накапливается интеллектуальный багаж мира, очевиден.
В своей работе ЮНЕСКО и ее межправительственные программы следуют принципу: «При использовании ИКТ и при создании контента следует уважать права человека и основные свободы других людей, включая неприкосновенность частной жизни и право на свободу мысли, совести и религии, согласно положениям соответствующих международных документов»1.
ЮНЕСКО считает, что «цифровая революция оказывает сильнейшее воздействие на все стороны общественной и частной жизни, открывает невиданные возможности и ставит вопросы, касающиеся доступа к информации и знаниям, участия в политической жизни, гражданского участия, свободы выражения мнений и социально-экономических перспектив. С этой точки зрения, дальнейшее развитие Интернета и киберпространства может привести к возникновению ряда проблем, требующих решения. В частности, это могут быть вопросы, связанные с законным или преступным использованием информации, вторжением в частную жизнь и эксплуатацией уязвимых категорий населения, в частности женщин, девочек и молодежи. Другие опасения могут быть связаны с этическими аспектами информационного общества и взаимодействием между отдельными личностями, обществом, правительственными структурами и технологическими новациями»2.
В цифровую эпоху динамическая взаимозависимость между свободой слова и неприкосновенностью частной жизни в киберпространстве постоянно усложняется. Все больше частной и общественно доступной информации собирается, обрабатывается и распространяется через
Интернет. Стало гораздо проще, чем когда-либо, комбинировать и анализировать информацию и информационные модели, полученные из разных источников, что позволяет третьим сторонам, будь то государственные или частные компании или посредники, отслеживать в режиме онлайн поведение отдельных лиц, их модели потребления, физическое передвижение, использование ими социальных сетей и высказанные ими мнения, как внутри отдельных стран, так и за пределами границ.
Для понимания глубины изучаемых ЮНЕСКО проблем важно знать, зачем и почему нужно сохранять информацию, как обеспечивать к ней доступ, что такое медиа- и информационная грамотность, информационная этика и многоязычие в киберпространстве.
«Доступ к информации и знаниям является основным условием для построения инклюзивных обществ знаний с прочным фундаментом для долгосрочного мира и устойчивого развития. В предлагаемой ЮНЕСКО концепции «общества знания» акцент смещен с информационно-коммуникационных технологий и инфраструктур на ведущую роль человека и процессов обучения. С этой точки зрения, один лишь доступ к информации сам по себе является недостаточным условием для построения общества знаний, так как знание предполагает проникновение в смысл, усвоение и участие. Таким образом, доступ к знаниям предусматривает нечто значительно большее, нежели доступ к ИКТ или цифровой информации, и включает в себя обучение в рамках формального или неформального образования, а также на основе практического опыта»3.
Хотя мы и являемся свидетелями значительного расширения доступа к информации по всему миру благодаря развитию инфраструктуры Интернета и распространению ИКТ, особенно в развивающихся странах, в мире все еще существует огромное неравенство в доступе к информации.
Задача ЮНЕСКО по стимулированию всеобщего доступа к информации и знаниям сопряжена в первую очередь с контентом и использованием ИКТ. Речь идет о таких вопросах, как повышение качества и расширение языкового разнообразия контента и ресурсов, сохранение документального наследия, поощрение сообразующегося с местными условиями многоязычного контента, содействие доступу к информации со стороны групп с ограниченными возможностями, таких как инвалиды, а также распространение грамотности в сфере средств массовой информации и информационных технологий, которую Организация считает необходимым условием для более компетентного использования Интернета и ИКТ.
ИКТ открывают беспрецедентный доступ к образовательной и научной информации. Всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам (ООР) 2012 года рекомендовал государствам-членам широко применять политику в области ООР для повышения качества образования. Платформа ЮНЕСКО по ООР уже обеспечивает доступ к более чем 150 образовательным ресурсам, разработанным самой Организацией и ее партнерами.
Рамки компетенции преподавателей в области ИКТ, разработанные ЮНЕСКО, применяются во многих странах в качестве методики обучения преподавателей использованию ИКТ в классе. Расширяя навыки преподавателей в этой сфере, ЮНЕСКО работает над вопросом распространения грамотности в различных областях ИКТ по всему миру.
Во всех этих областях возникает целый ряд вопросов: от общих стандартов по долгосрочному сохранению документального наследия и политики по продвижению образовательных ресурсов и научных хранилищ с открытой лицензией до разработки инклюзивных стратегий для маргинализированных категорий населения и лиц с ограниченными возможностями и поощрения производства актуального контента на местном уровне и на разных языках.
Доступ к информации связан со Всеобщей декларацией прав человека (ВДПЧ), статья 19 которой гласит, что «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное их выражение» и что «это право включает свободу искать и получать информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». В этом смысле доступ к информации и свобода выражения мнений являются двумя сторонами одной медали.
Если свобода Интернета может быть интерпретирована как отвечающая всеобщим правам человека, то этическая сторона вопроса может рассматриваться как выбор, встающий в связи с соблюдением этих прав и их осуществлением в сбалансированной форме. В этой связи такой выбор должен осуществляться на основе международных стандартов, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека. Права человека неделимы, и это означает, что ограничения или защита, а также нарушение одного из прав могут отразиться на других правах. Это может касаться конкретных действий, затрагивающих право на неприкосновенность частной жизни, на свободу выражения мнений.
Вопросы выбора, связанного с защитой неприкосновенности частной жизни, значимы с точки зрения мандата ЮНЕСКО по защите свободы прессы. В этом смысле защита неприкосновенности частной жизни может способствовать укреплению свободы выражения мнений и, следовательно, свободы прессы и свободы информации. Например, неприкосновенность частной жизни - важнейшее условие для защиты журналистских источников информации, позволяющее обществу извлекать пользу из журналистских расследований, обеспечивать эффективное управление и соблюдение закона.
В то же самое время принципом неприкосновенности частной жизни нельзя прикрываться для замалчивания нарушений прав личности или запрещения обнародования в средствах массовой информации таких фактов. В подобной ситуации ограничения свободы выражения мнений могут негативно сказаться на обеспечении права на информацию. Таким образом, на практике защита частной жизни должна учитывать воздействие на право на свободное выражение мнений.
В отношении этого и других прав статья 29 ВДПЧ провозглашает следующие критерии и условия: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Всеобщее право на защиту частной жизни связано с целым рядом аспектов информационного взаимодействия, таких как анонимность и человеческое достоинство. В Интернете в этом отношении возникает ряд дополнительных проблем, таких как защита информации о потребителе, интеллектуальной собственности, анализ баз данных или кибербезопасность. Вопросы этического выбора по каждому из этих направлений, с учетом необходимости защищать как неприкосновенность частной жизни, так и свободу выражения мнений и уравновешивать эти права с другими правами (включая право на жизнь, свободу и безопасность, как указывается в ВДПЧ), могут потребовать дифференцированных действий в каждой области.
С точки зрения ЮНЕСКО роль Интернета в укреплении уважения к правам человека и их соблюдении, а также в обеспечении уважения человеческого достоинства сопряжена в первую очередь с решением вопросов этического характера.
Порой ИКТ рассматриваются как чисто технологическое явление, лишенное какого бы то ни было собственного этического посыла. При таком подходе технология воспринимается как нейтральное явление, и это предполагает, что оценочные суждения могут распространяться лишь на намерения пользователей, само использование технологий и последствия такого использования.
Согласно другой точке зрения, ИКТ не являются нейтральными и, по определению, прямо или косвенно заключают в себе посылы, ожидания, ценности и стереотипы, соответствующие позиции разработчиков и стран, где эти технологии создавались. Технологии появляются не сами по себе, а разрабатываются при определенных социальных условиях, наполняющих их значением и содержанием. Способ применения, заложенный разработчиком новой информационной и коммуникационной технологии, ее предполагаемые потенциальные преимущества, тип данных, подлежащих сбору, способ хранения и путь доступа к данным, разрешенные пользователям действия, а также вопросы рентабельности - все это может интерпретироваться как ряд альтернативных решений, влекущих за собой различные последствия.
Но существует и еще одна точка зрения, согласно которой ИКТ, и особенно новейшие ИКТ, приводят к глубочайшим переменам в способах взаимодействия между людьми, переменам, которые люди еще не восприняли или должным образом не осознали. При таком подходе ИКТ рассматриваются как факторы, резко меняющие контекст социального взаимодействия, опрокидывающие важные общественные каноны и запреты, что потенциально чревато социально неприемлемыми последствиями.
Эти разные подходы и суждения о технологии и ее связи с обществом свидетельствуют о необходимости повышать информированность и усиливать критическое рассмотрение этических сторон информационного общества на всех уровнях, начиная с пользователей и сетевых операторов и заканчивая авторами интернет-контента, разработчиками ИКТ и директивными органами4.
При этом важно признать, что такая деятельность ведется по всему миру множеством участников, принимающих решения, придерживающихся самых разных позиций. Права человека носят всеобщий характер, но способы их выражения и применения в разных обществах могут различаться. Признавая универсальность прав человека, разработанная ЮНЕСКО концепция «общества знания» исповедует в качестве одного из своих принципов высокую оценку и уважение разнообразия и плюрализма мнений.
Не секрет, что на сегодняшний день мировыми лидерами в изучении информационной проблематики являются развитые страны во главе с США, которые создали технологии формирования и распространения информации в современном мире. Интернет и контроль над ним позволяют США собирать информацию по всему миру. Она хранится и обрабатывается в новых цифровых библиотеках. Полученная и про-анализированная информация дает общее представление о той или иной нации, народе, человеке. Зная их слабые и сильные стороны, легче найти формулу, по которой можно определить культурный код нации, взломать его защиту, заразить вирусом, стереть и заменить новым.
Понимая важность этих тем, развитые страны делают все возможное, чтобы не допустить выхода их обсуждения за рамки национального экспертного поля и принятия каких-либо международных документов ЮНЕСКО, стремятся обращать внимание на не менее серьезные, но более очевидные проблемы киберпреступности, кибертерроризма и кибервойн.
Признание Государства Палестина полноправным членом ЮНЕСКО и последовавший за этим решением финансовый кризис в Организации, когда США и еще несколько их союзников отказались вносить членские взносы, были использованы развитыми странами для ликвидации всех проблемных направлений деятельности ЮНЕСКО, в том числе и неугодных программ.
Под предлогом отсутствия финансирования была совершена попытка провести структурную реформу ЮНЕСКО. Предлагалось ликвидировать сектора социальных и гуманитарных наук и коммуникации и информации, распределив относящуюся к их компетенции проблематику по оставшимся трем секторам Организации. Данный шаг фактически размывал и сводил на нет деятельность ЮНЕСКО на информационном направлении.
Реформа не состоялась. Большинство стран высказалось против ее проведения. Но попытки ослабить ЮНЕСКО, особенно ее наиболее перспективные инновационные направления, очевидно, будут продолжаться и впредь.
Несмотря на наличие многих внутренних проблем, Российская Федерация вносит большой вклад в развитие всех программ сектора информации и коммуникации ЮНЕСКО, особенно программы «Информация для всех». При финансовой поддержке ряда федеральных министерств и ведомств, а также российских регионов только за последние три года впервые в мире наша страна провела крупнейшие международные конференции по гуманитарной проблематике информационного общества, в рамках которых были разработаны основополагающие международные экспертные документы - Московская декларация о сохранении электронной информации, Московская декларация о медиа- и информационной грамотности, Ленская резолюция «О языковом и культурном разнообразии в киберпространстве» и Сахалинская декларация «Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе».
Эти документы, в отличие от политической декларативной риторики, говорят не только о благах, но и проблемах, которые человечеству несут информационные технологии. В них содержатся конкретные предложения того, какие шаги нужно предпринять, чтобы сократить цифровой разрыв между развитыми и развивающимися странами и как обеспечить информационную безопасность государства. Во многом на них основываются доклады и отчеты ЮНЕСКО в информационной области.
Участие России в научной деятельности программ ЮНЕСКО «Информация для всех», «Развитие коммуникации» и «Память мира» позволяет нашей стране держать руку на пульсе происходящего в каждой из относящихся к их компетенции областей, имеющих ключевое значение как для формирующегося миропорядка в информационно-культурной сфере, так и для обеспечения информационной безопасности России.
В условиях, когда информация и средства коммуникации используются в качестве оружия в борьбе за мировое господство, все страны, и особенно Россия, если хотят оставаться самостоятельными игроками на международной арене, должны вести профильную научную работу, искать и находить пути решения возникающих проблем.
В современном мире у того государства, которое сможет контролировать использование новых технологий, управлять информацией и защищать своих граждан от ее пагубного воздействия, больше возможностей сохранить свой суверенитет. В этой работе ЮНЕСКО может оказать бесценную помощь всем странам мира, особенно развивающимся, но для этого необходимо сплотиться вокруг этой международной организации и сообща использовать ее интеллектуальный потенциал для выработки унифицированных правил развития информационного общества и противодействия возникающим в этой сфере угрозам.
Киберпространство носит глобальный и транснациональный характер, а потому отличается особой сложностью и чувствительностью и требует целостного подхода к решению широкого спектра вопросов, связанных с его использованием. Инклюзивный многосторонний процесс может способствовать формированию платформы, позволяющей всем участникам, включая правительственные структуры, промышленность и гражданское общество, изучить эти непростые вопросы и предложить компетентные рекомендации. В этом контексте ЮНЕСКО может сыграть важную роль, содействуя диалогу и объединяя все соответствующие заинтересованные стороны для нахождения консенсуса на глобальном, региональном и национальном уровнях.
1Женевская Декларация принципов. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, 2003 г.
2Документ 37 С/61 «Связанные с Интернетом вопросы, включая доступ к информации и знаниям, свободу выражения мнений, конфиденциальность и этические аспекты информационного общества», 2013 г.
3Mansell Robin and Tremblay Gaëtan. Renewing the knowledge societies vision: towards knowledge societies for peace and sustainable development (Новая концепция «общества знания»: построение «общества знания» в интересах мира и устойчивого развития). Конференция ВВИО+10. ЮНЕСКО, Париж, Франция, 2013 //http://eprints.lse.ac.uk/48981/
4Документ 37 С/61…