День 70-летия Победы в Великой Отечественной войне - для нас особый праздник. Со слезами на глазах. И пусть время все дальше и дальше относит нас от того майского памятного дня, значение и итоги войны огромны для судеб современного мира, для системы международных отношений. О военно-политических итогах Второй мировой и вызванных ею трендах в мировом развитии написано немало трудов, но, очевидно, сегодня в свете развития процессов на европейском пространстве об отдельных важных уроках той войны следует вспомнить.
В ходе боев и сражений сложился военный союз СССР со странами - идейными противниками - Соединенными Штатами, Великобританией и Францией. Таким образом, можно говорить о предтече концепции мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества государств с различным социально-политическим строем. Война показала, что мы можем и умеем взаимодействовать. Возник уникальный шанс для последующего мирного сосуществования, но ни мы, ни союзники им не воспользовались.
По итогам войны сформировалась нынешняя политическая карта Европы, Азии. Борьба советского народа против захватчиков не только приковала внимание всего мира к СССР, но открыла шлюзы его дипломатического признания. Русский язык официально стал одним из мировых языков. Хотя тогда информационные возможности были несравненно слабее нынешних, у нашего государства появилось огромное число симпатизирующих в неевропейских странах «третьего мира» - в Азии, Африке и Латинской Америке. И надо отдать должное тем русским эмигрантам, которые оказали огромное воздействие на местные элиты и народы в плане выражения солидарности с борьбой народов СССР против фашизма. Так, в Аргентине русская колония составляла до полумиллиона человек, и она не была безучастной.
В военные годы с нами установили дипломатические отношения Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Гватемала, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Уругвай, Чили, Эквадор, а также Ливан, Сирия, Египет, африканская Эфиопия и далекие Австралия и Новая Зеландия.
Однако через год после завершения Второй мировой войны устами английского премьера У.Черчилля в американском Фултоне Америкой и Англией была объявлена холодная война Советскому Союзу, сумевшему обрести небывалую мощь и влияние в Европе, да и в целом мире. Это было неизбежно: глобальные интересы и необходимость нового передела, взаимные опасения и подозрения похоронили союз трех держав.
Зато по окончании войны Советский Союз вследствие своей освободительной миссии обрел союзников в лице ряда стран Восточной Европы, а также Азии. Впоследствии была создана Организация Варшавского договора (ОВД). И как бы ни критиковали эту организацию в последнее время, она была реально действующей структурой. Да, можно признать, что это был непростой союз, и события сначала в ГДР, затем Венгрии и Чехословакии, как и последовавший выход Албании из его состава лишь подчеркивали его сложность, но это была реально действующая мощная военно-политическая группировка, способная противостоять НАТО.
СССР обрел все атрибуты великой державы. Красная армия выглядела несокрушимой. Силу и мощь СССР прекрасно осознавали и в Вашингтоне, и в Лондоне даже в те дни, когда ядерное оружие было только у них. Более того, СССР обладал огромным мобилизационным потенциалом, позволившим, кстати, поднять экономику страны буквально из руин. И не только мобилизационным. Не менее мощным оказался и его пропагандистский потенциал, в который был инкорпорирован и ряд «старых ценностей» и который делал притягательным советские модели развития для разных народов мира. Стала ли утрата Советским Союзом/Россией статуса супердержавы для многих государств и народов мира благом или трагедией - вопрос, над которым экспертам придется еще немало подумать.
По иронии судьбы с распадом СССР Америка получила шанс стать единоличным лидером. Но ее лидерство на протяжении четверти века показало, что одно государство просто не может править всеми, а такое лидерство плодит предвзятость, диктат, попрание международных норм. За примером далеко ходить не нужно. Если в октябре 1962 года только расшифровав фотографии воздушной разведки с обнаруженными на Кубе советскими ракетами, американцы выдвинули обвинения в адрес СССР, то сегодня, когда воздушная и космическая разведка шагнула на 20 шагов вперед, Вашингтон говорит о развертывании российских войск в восточной части Украины, основываясь на записях в твиттере, называет их «не подлежащими сомнению». Естественно, что в таких условиях олицетворением американской политики стала г-жа Псаки.
Сейчас кое-кто рассуждает о роли репараций. Вот, мол, Германия и Япония, платившие репарации, настолько вовлеклись в работу по их погашению, что создали самые сильные экономики мира. И напротив, страны, их получавшие, привыкли к иждивенчеству и мало чего добились экономически. Очевидно, что к нашей стране такие оценки неприменимы, поскольку в кратчайшие сроки в стране восстановили народное хозяйство, а то, что экономика впоследствии обрела неэффективный характер, - имело причины уже другого рода.
СССР до войны, во время и после нее сумел настолько развить свою военную промышленность, что стал не только крупнейшим производителем вооружений в мире, но и одним из двух самых крупных его поставщиков. Войну Красная армия закончила, имея на вооружении свыше 15 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 16 тыс. боевых самолетов, включающих новейшие образцы. Этот рывок в военном производстве долгие годы держал СССР на лидирующих позициях на мировом рынке вооружений. Более того, произведенный задел до сих пор позволяет и современной России оставаться вторым в мире производителем и экспортером вооружений.
Перечитывая мемуары советских военачальников, организаторов военного производства, приходишь к пониманию того, почему Гитлер напал именно на СССР, а не на Британию. И дело даже не в том, что за спиной Англии стояла Америка. Темпы развития нашей страны, развития ее военных программ были настолько высоки, что фюрер боялся просто не успеть, упустить момент. В противном случае на Востоке ему было бы просто нечего делать. Внезапность и вероломство стали его оружием. «И.В.Сталин вел подготовку к войне - подготовку широкую и разностороннюю, - авторитетно писал, например, нарком Военно-морского флота СССР Н.Г.Кузнецов, - исходя из намеченных им самим отдаленных сроков. Гитлер нарушил его расчеты»1.
Для огромного числа советских людей война «открыла окно в Европу», после двух десятилетий замкнутости люди увидели другие страны и народы. В освобождении только Восточной Европы от фашизма участвовали более 7 млн. советских солдат и офицеров, а еще полтора миллиона участвовали в освободительной миссии на Дальнем Востоке. Вопрос о том, какое воздействие оказало такое знакомство на советских людей - вызвало ли оно у них чувство зависти, стремление делать что-то лучше, качественнее или же разувериться в правильности выбора, - вопрос неоднозначный.
Думаю, что бойцы Красной армии действительно увидели немало нового. Мой отец, тогда лейтенант, с 1945 по 1947 год служил в Болгарии и Румынии, где и закончил войну. Пусть это были не самые развитые страны Европы, но и там было что заметить. Например, в Болгарии его поразили местные сельские магазинчики. Заходит любой житель - товары все разложены, он набирает, что нужно, оставляет деньги и уходит. И такая честность поражала. По сути - коммунизм.
Другой пример. Был у нас один сосед. Его дом - один из образцов местного зодчества, вокруг идеальный порядок: забор по ниточке, в саду кустик к кустику, деревцо к деревцу, грядки - как парадный расчет в строю. И все так. Лишь после его смерти я узнал, что Николай Иванович Седов (так звали соседа) в послевоенные годы служил в Германии, многого там поднабравшись.
Фактор боязни СССР, несомненно, имел место на Западе, и он отнюдь не способствовал не только развитию отношений с Советским Союзом, но и со странами всего Восточного блока. Этот же фактор вызывал и рост опасений советского руководства относительно того, что западное влияние нацелено на разрушение завоеваний 1917 года, ценностей социализма и в конечном итоге развал советского государства. Это стало одной из причин фактически двустороннего «железного занавеса», зародившегося недоверия. Сегодня мы несравненно шире знакомы с внешним миром и перенимаем у других часто не самое лучшее. Примеряем на себе язвы капитализма, которые десятилетия назад вскрывали советские международники, потребительское отношение к жизни. Хуже перенимаем их культуру труда, социальное обеспечение, внимание к человеку и его правам, социальную ответственность властей перед обществом.
Война изменила судьбы мира. Так, экономика Соединенных Штатов стала ведущей в мире, поскольку США, в отличие от других воюющих держав, находилась в наиболее благоприятном положении. В 1945 году США принадлежало уже 60% торгового флота и гражданской авиации. Вашингтон удачно реализовал своим промышленникам все предприятия, построенные в годы войны и работавшие на нужды войны. Война способствовала сосредоточению финансов за океаном и породила систему управления через мировые финансовые организации, зависимые опять же от воли и желания Вашингтона, который до сих пор продолжает удерживать это лидерство, хотя последнее время делать ему это все труднее. В отличие от многих других государств, в США растет милитаризм, вовлеченность во внутренние дела других государств, что серьезно сказывается на росте их экономики. Бюджет военного ведомства США на сегодня превышает военные бюджеты десяти следующих за ним ведущих стран мира.
Поскольку Вторая мировая война нанесла сокрушительные удары по экономике Англии и Франции, они значительно утратили свои позиции в мировом разделении труда. Крах их колониальных империй начался именно в первые послевоенные годы, а позже приобрел необратимый характер. Побежденные же Германия и Япония утратили возможности соревноваться с другими странами в военной сфере и сделали рывок в экономике, превратившись в ведущие индустриальные державы мира.
Соединенные Штаты, сумевшие объединить вокруг себя целый ряд капиталистических стран в рамках Североатлантического союза, за последние годы расширили ряды организации, ареалы ее деятельности, но столкнулись с небезоблачной перспективой целеполагания.
Китайская Народная Республика заявила о себе как о великой азиатской державе и начала распространять свое влияние повсюду в мире.
Но в результате войны сложился и ряд стран, которые в завязавшемся стратегическом противоборстве заняли срединные позиции нейтралитета и невмешательства, что положило начало мощному движению неприсоединения.
К итогам Второй мировой войны нужно отнести и создание вызревшего в ее недрах ядерного оружия. Известие об успешном испытании ядерной бомбы застало Президента Г.Трумэна в Берлине, и он поспешил поделиться новостью со своим британским коллегой. У.Черчилль, в свою очередь, предложил применить ядерное оружие против важнейших промышленных центров СССР.
Имея в голове планы нападения на наше государство, западные лидеры сообщили Сталину о бомбардировках Японии, следя за его реакцией. Однако, получив эту информацию, советский вождь сохранил полное спокойствие. Такое поведение Сталина сбило спесь с его визави и, возможно, спасло СССР от ядерного удара.
Использование Соединенными Штатами впервые в мировой истории (хочется верить, что в последний раз) ядерного оружия против мирных жителей государства, считавшегося агрессором, стало неслыханной в мировой истории трагедией, произошедшей в японских городах Хиросима (6 августа) и Нагасаки (9 августа). В результате атаки погибли около 280 тыс. мирных жителей и еще примерно 400 тыс. человек умерли впоследствии от лучевой болезни. Эти удары стали открытой заявкой США на мировое военно-политическое лидерство, причем второй удар был сделан на следующий день после заявления советского правительства о вступлении в войну с Японией.
Один из мэтров советской американистики профессор Ю.М.Мельников назвал в качестве официальной версии применения Соединенными Штатами ядерного оружия против Японии «стремление произвести впечатление на весь мир»2. Но там присутствовал и другой мотив: на тот момент США понимали, что не они выиграли войну в Европе и Вашингтон не мог себе позволить, чтобы опять же не они «сделали» войну еще и в Азии. На кону был престиж США, как задумывалось, уже мирового лидера. Поэтому сложно верить в версию отмщения Японии за Пёрл-Харбор, хотя кое-кто в Америке так и думал. СССР в этих условиях все равно приступил к выполнению своих союзнических обязательств, начав боевые действия в Монголии. Но даже после демонстрации Вашингтоном ядерного оружия премьер-министр Японии Кантаро Судзуки признал, что именно «вступление Советского Союза в войну поставило страну в безвыходное положение и дальнейшее сопротивление бесполезно»3.
Применение американцами ядерного оружия заставило Москву резко активизировать свои работы в данной сфере. Было понимание, что времени не так много: США пока не решатся сбросить ядерную бомбу на Россию, поскольку в противном случае советские войска могли быстро развернуться обратно в Европу и сбросить американцев в море. О такого рода опасениях поведал читателям Г.Трумэн в своих мемуарах4. Лимит времени определялся четырьмя-пятью годами, и эта задача Москвой была успешно решена, что погрузило англо-американских стратегов в состояние грогги. Так, порождением и продуктом Второй мировой войны стала гонка ядерных вооружений, приведшая к созданию «ядерного клуба», сократить растущую численность которого мировое сообщество до сих пор не в состоянии.
Война, как это ни странно, показала ограниченность применения ядерного оружия. Его страшная разрушительная сила, радиоактивное заражение территории, делающее невозможным на ней наступательные и иные военные операции и непригодным к ее дальнейшему хозяйственному использованию, поставили под сомнение эффективность его использования, в том числе и американскими генералами. Вот, например, что было написано в Докладе группы по изучению стратегических бомбардировок ВВС США: «Атомные бомбы не убедили военных руководителей [Японии] в том, что оборона японских островов стала невозможной»5. Может быть, поэтому после 9 августа 1945 года оно не применялось в войнах и вооруженных конфликтах, превратившись в средство сдерживания.
И все-таки, наверное, самым главным итогом Второй мировой войны стало формирование двухполюсного мира, основанного на паритете двух великих держав - США и СССР. Международно-правовую основу этого двухполюсного мира составило применяемое в Совете Безопасности ООН его постоянным членом право вето. Именно итоги войны предопределили круг этих постоянных членов. Хотя в Совете было, помимо США, трое его самых близких союзников в лице Великобритании, Франции и Формозы (впоследствии замененной на материковый Китай), Москва могла своим вето блокировать все решения этого органа международной безопасности.
1945 год стал годом формирования новой системы международных отношений, зародившейся в ходе трех конференций глав правительств держав-победительниц - СССР, США и Великобритании - в Ялте, Сан-Франциско и Потсдаме.
Во время проведения Крымской конференции позиции Москвы выглядели предпочтительнее: Красная армия играла определяющую роль в борьбе с фашизмом, а успехи англо-американских войск зависели от побед на советско-германском фронте. В феврале 1945 года советские войска находились в 60 км от столицы Германии, войска союзников - в 500 км от нее. Вашингтон и Лондон это тревожило: там прекрасно отдавали себе отчет, что у СССР намного больше шансов занять всю территорию Германии.
Главы государств приняли историческое решение уничтожить в этой стране милитаризм, но при этом «исключить уничтожение германского народа». Побежденную Германию было решено расчленить на оккупационные зоны, пришли к соглашению об участии Франции в оккупации и контрольном механизме для Германии, об управлении Большим Берлином, выделенным в особую зону. Сталин дал свое согласие на создание французской оккупационной зоны в Германии, но за счет зон США и Великобритании. Стороны приняли решение по восточной границе Польши и упразднении Восточной Пруссии, но при этом молчаливо одобрили возвращение в Германию немецкого населения западных территорий Польши и Судетской области Чехословакии. Сделано это было с целью лишить реальной основы любые реваншистские поползновения в Германии в будущем.
Конференция приняла принципиальное историческое решение по созданию Организации Объединенных Наций (ООН) и Совета Безопасности ООН для обеспечения международной безопасности в послевоенные годы, что в корне отличало ООН от ее предшественницы - Лиги наций. Это был невиданный в мировой истории опыт создания Всемирной организации, обеспечивающей и поддерживающей международную безопасность силами мирового сообщества. Только СБ ООН, который, по выражению историков, должен был стать эффективным штабом обеспечения мира и наведения порядка, мог выносить решения о принятии мер по урегулированию споров и предотвращению или ликвидации агрессии, включая использование вооруженных сил. Важнейшие решения СБ считались принятыми, если за них проголосовали семь его членов, включая совпадающие голоса постоянных членов, коими стали СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.
Сталин согласился с размещением штаб-квартиры ООН в США, мотивируя это тем, что теперь американцам будет труднее уйти от решения проблем этой организации. Достижением советской дипломатии можно считать и включение в полноправные члены ООН двух советских республик - Украины и Белоруссии как наиболее пострадавших от агрессии. Это стало единственным в практике ООН исключением, когда части одного государства были приняты в Организацию как отдельные государства.
26 июня 1945 года завершила свою работу конференция в Сан-Франциско во исполнение решений Крымской (Ялтинской) конференции, официально учредившая эту международную организацию для «поддержания мира и безопасности... и для устранения политических, экономических и социальных причин войны». Декларацию о создании ООН скрепили своими подписями представители 42 стран. Были определены процедуры и порядок работы ООН, ее Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Состоявшаяся позднее (17 июля - 2 августа 1945 г.) Потсдамская конференция утвердила послевоенное устройство Европы. Так появилась новая система международных отношений, названная Ялтинско-Потсдамской, одним из принципов которой стала незыблемость границ и послевоенного устройства. Она же стала последней встречей «Большой тройки».
Надо сказать, что эта система на протяжении своей 70-летней истории прошла немало испытаний, особенно с началом холодной войны и советско-американского противоборства. СССР в связи с тем, что постоянным членом СБ ООН стала не КНР, а Китайская Республика на Тайване, оказался в этом органе фактически в одиночестве. США, ощутив себя новым мировым лидером и опираясь на зависимых от них союзников, изо всех сил стремились использовать структуру ООН в своих узких интересах. В связи с развертыванием трагических событий на Корейском полуострове в 1950 году советская дипломатия совершила ошибку, в знак несогласия устранившись от участия в работе СБ ООН, вследствие чего Вооруженные силы США и их союзники совершили вооруженное вторжение на Корейский полуостров под флагом ООН. Немало трудов стоило вернуть ситуацию на круги своя.
Было достаточно и иных сложных моментов в истории, в частности в вопросах арабо-израильского противоборства, но тем не менее Ялтинско-Потсдамская система прошла через горнило испытаний холодной войной, а великие державы так и не смогли найти никакой альтернативы ООН и заложенным конференцией принципам. В 1971 году место Тайваня в СБ ООН заняла КНР, и этот факт можно было бы считать «размыванием западной твердыни» в нем. Однако западные страны пошли на этот шаг явно в пику СССР в период резкого обострения советско-китайских отношений, а в результате в СБ сложилась более дифференцированная расстановка сил.
Распад СССР как мощного противовеса Западу не укрепил, а ослабил основы Ялтинско-Потсдамской системы, породив у США ощущение решающей политической и военной силы современного мира. И, надо сказать, США не очень благоразумно этим распорядились. В октябре 1998 года американский сенатор и президент Североатлантической ассамблеи У.Рот представил доклад с характерным названием «О НАТО в XXI веке». Среди рекомендаций в докладе говорилось о том, что «союз должен действовать в том числе и за пределами границ НАТО, предусмотренных Вашингтонским договором», что (и это особенно принципиально) «целью НАТО является защита ценностей и интересов, а не только территорий» стран - членов этой организации6.
В докладе также констатировалось, что на миссии НАТО не должны накладываться искусственные географические ограничения и союз должен сохранять свою свободу действий. Этот, несомненно, не являвшийся директивным доклад скоро, по сути, стал директивой к действиям, поскольку менее чем через полгода США и их союзники по НАТО совершили нападение на Югославию, что явилось открытым нарушением Устава ООН. Именно в этот период Вашингтон стал открыто игнорировать Всемирную организацию и приостановил свои взносы в ее бюджет. А затем были Ирак и Афганистан.
Началось массированное наступление на фундаментальный принцип незыблемости границ. И здесь опять же прецедент был создан странами НАТО: признание независимости Косова рядом западных стран породило аналогичные сепаратистские устремления у многих. Зародившаяся на рубеже столетий практика территориальных ревизий нанесла ощутимый удар по основам Ялтинско-Потсдамской системы. Никто не отрицает, что за последние 70 лет в мире произошли фундаментальные изменения, а реальности 2000-хгодов требуют внесения подчас серьезных корректив в систему международных отношений. Так, в частности, много говорится о расширении состава постоянных членов СБ ООН, о включении в их число Германии и Японии, переживших свое милитаристское прошлое, а также, возможно, таких растущих гигантов, как Бразилия или Индия. Но здесь все не так просто. Категорически против Японии выступают Китай и Корея, оспариваются принципы обновления СБ ООН. Поэтому поспешность в этом вопросе вряд ли допустима.
И все-таки вряд ли правомерно говорить, что эта система себя окончательно изжила. Как бы в Вашингтоне, возможно, того ни хотели, США не могут не обращаться к мировому сообществу, когда дело доходит до решения серьезных международных кризисов и конфликтов. НАТО может быть плохим паллиативом ООН и ни в коей мере не может ее заменить. Возьмем, к примеру, тот же Афганистан. Участие коалиционных сил в решении внутреннего афганского конфликта, борьба с экстремистами все больше ассоциировались с оккупацией этой страны силами НАТО. Вот почему американцы были вынуждены искать поддержку у России, Китая, Пакистана, государств Центральной Азии. Коллективные действия мирового сообщества всегда предпочтительнее односторонних шагов, даже предпринимаемых группой государств. Иными словами, что касается вопросов мира и безопасности, то ООН с многих точек зрения предпочтительнее НАТО.
К тому же, вбирая в себя новые государства, Североатлантический союз тем самым выхолащивает свои целевые и идейные основы. В НАТО идут государства, имеющие свои местечковые интересы, которые ставятся ими выше, нежели интересы сообщества в целом. Очевидным также является и то, что сама по себе принадлежность к НАТО вовсе не предотвращает возникновение этнических конфликтов. В свое время генсек НАТО А.Расмуссен говорил о новом предназначении блока как центра по борьбе с терроризмом и киберагрессиями. Но почему таким центром должны стать опять две дюжины государств? А где остальные?
Взаимозависимость мира только усиливается, а глобализация становится неотъемлемой чертой нашей жизни. Даже в политических кругах США растет понимание того, что отдельные вызовы бросаются всему человечеству. Это и террористические атаки, экстремизм, расизм, глобальное потепление, сохранение ресурсов и создание новых источников энергии. Они могут решаться только коллективными усилиями всех государств мира. Ялтинско-Потсдамская система еще жива, хотя и требует переосмысления.
В настоящее время война подобно наслоениям обрастает мифами. Кто-то сознательно фальсифицирует ее итоги. Ставят на одну доску Сталина с Гитлером, СССР с фашистской Германией, забывая при этом главный вопрос: а кто на кого напал? Даже по формальному признаку между СССР и Третьим рейхом была принципиальная разница: Москва боролась за интересы широких слоев трудящегося населения всех стран, Берлин - за господство узкой прослойки арийцев. СССР спас весь мир от фашизма.
Сегодня, с одной стороны, вследствие нажима западных стран на Россию из-за ее политики в отношении украинского кризиса наша страна теряет какие-то политические и экономические позиции. Но, с другой стороны, практически ни одна международная проблема - будь то решение по иранской ядерной программе, урегулирование конфликтных ситуаций на Ближнем и Среднем Востоке - не может обойтись без ее участия. Сейчас Россия занимает восьмое место по уровню ВВП среди государств мира, но тот факт, что именно с ней США заключают самые важные соглашения в сфере международной безопасности, говорит о ее особой статусности. И в этом плане сам по себе украинский кризис отнюдь не поставил крест на Ялтинско-Потсдамской системе. Он о ней напомнил со всей ясностью.
Можно ли говорить о поражении нашей страны в холодной войне? С одной стороны, так ставится вопрос и, наверное, в этом есть логика. С другой - Россия не потеряла ни своего места постоянного члена СБ ООН, ни своей армии, ни своих сдерживающих ядерных сил, она обладает огромной территорией, огромными природными ресурсами, производственным и научным потенциалом. И с этой стороны такие разговоры выглядят несколько притянутыми.
Что же касается России, то ее будущие достижения зависят прежде всего от экономического курса страны, поддержки науки, особенно фундаментальной, и всецело зависят от того, насколько мы сумеем создать свободу творчества, освободить граждан от тяжких бюрократических и иных пут.
Память о Великой Победе - это тот фактор, который поднимает моральный дух народа. И, очевидно, не стоит обижаться на те государства, которые именуют 9 мая Днем Памяти. Для нас - это Победа. Это наш День Победы.
1Кузнецов Н.Г. Накануне. М: Воениздат, 1966. С. 321.
2Мельников Ю.М. От Потсдама к Гуаму. Очерки американской дипломатии. М: ИПЛ, 1974. С. 53-54.
3История Второй мировой войны. 1939-1945. Т.11. М.: 1981. С. 238.
4Memoirs of Harry S.Truman. Vol. II. Years of Trial and Hope. NY: Doubleday&Co. Inc., 1956. Р. 395.
5Мировые войны XX века. Кн. 4. Вторая мировая война. Документы и материалы. М.: Наука, 2005. С. 580.
6Красная звезда. 2010. 11 февраля.