В условиях становления государственного суверенитета руководству Республики Таджикистан (РТ) приходилось принимать нелегкие решения. Они содействовали вхождению нашей страны в мировое сообщество в качестве субъекта международного права и отношений, что являлось национальной задачей огромной исторической важности.
И это был первый этап международной деятельности Таджикистана (до марта 2000 г.), в ходе которого наше государство прошло путь от актуальных - для международной обстановки тех лет - отдельных дипломатических акций до уровня системной реализации полномасштабной концепции взаимодействия с внешним миром. Характер, динамика, насыщенность событиями и продолжительность этого этапа были обусловлены гражданской войной в стране и преодолением ее последствий в рамках мирного процесса установления национального согласия.
Следующий этап (с апреля 2000 г. по настоящее время) отражает переход внешней политики Таджикистана в новое русло и ее дальнейшее развитие. В ходе этого процесса (в 2002 г.) была окончательно сформирована ныне действующая концепция внешней политики государства, которая определяет ее характер, приоритеты и основные направления (речь идет о многовекторной политике «открытых дверей»).
Разумеется, оба этапа международной деятельности государства состояли, в свою очередь, из нескольких фаз, с присущими им особенностями1.
Задачей первой стадии было формирование международно-правовой базы сотрудничества с другими странами, как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате. Наряду с наработкой определенного опыта дипломатической деятельности на первый план вышла задача сформировать механизм обеспечения стратегических национальных интересов за рубежом. В этом контексте большое значение имели внешнеполитические действия и позиционирование в постсоветском пространстве и приоритетный таджикско-российский трек.
Вот как об этом писал в июле 1997 года в одной из своих статей Президент Таджикистана Эмомали Рахмон: «Мир делится не только на страны, но и на охватывающие их различные мировые образования, цивилизации и центры сил. Ни одна страна не может находиться вне геополитического пространства этих образований, которые сложились исторически. В связи с этим следует отметить особое значение для государственного развития Таджикистана единства его геополитического пространства с Российской Федерацией. Изменение единой геополитической орбиты Таджикистана и России может оказать разрушительное воздействие на целостность народа и страны, а также может привести, на наш взгляд, к резкому ослаблению государственности самой России. Такова современная глобальная историческая ситуация»2.
Установка на тесные связи и контакты с Россией обусловлены не только ее политическим и экономическим весом в мировом сообществе и на постсоветском пространстве, но и осознанием такого важного фактора, как духовная близость и общность исторических судеб народов наших стран.
Становление внешней политики Республики Таджикистан сопровождалось большими трудностями объективного и субъективного порядка3.
После распада Советского Союза в стране началась гражданская война, после ее окончания мирный процесс продолжался с 27 июня 1997 года до 1 апреля 2000 года. Сложность становления внешней политики государства, обретшего в сентябре 1991 года независимость, состояла и в том, что этот процесс начинался практически с нуля. У Таджикистана в советский период фактически не было полноценных традиций внешнеполитической деятельности. Принципы же советской дипломатии не могли подходить из-за несовместимости с ее идеологией, целями и задачами. Наступившее после распада СССР состояние неопределенности и нестабильности поставило перед руководством Таджикистана сложную задачу адаптации к новой геополитической ситуации и выработки внешнеполитических приоритетов, которые соответствовали бы новым региональным и глобальным политическим, экономическим и духовно-культурным условиям и реальному месту суверенного Таджикистана в мировом сообществе.
Тесное военное и военно-техническое сотрудничество Таджикистана с Россией в 90-х годах минувшего века вызывало, как известно, наибольшее количество вопросов у политиков Запада и представителей ряда СМИ. Чтобы найти этому объяснение, необходимо совершить небольшой экскурс в недалекое прошлое.
Представьте себе Таджикистан, охваченный гражданской войной в 1992-1993 годах, к тому же после распада СССР оставшийся практически без национальной армии, погранвойск, дееспособных силовых структур. И все это на фоне многолетней войны в соседнем Афганистане и связанных с ней негативных факторов, которые представляли реальную угрозу национальной безопасности и суверенитету Республики Таджикистан. Могло ли ее руководство в таких условиях сидеть сложа руки и смотреть как разваливается только что образованное суверенное государство и не предпринимать необходимые, срочные меры, исходя из национальных интересов страны? Конечно, нет. И вполне логично, что руководство Таджикистана во главе с Э.Рахмоном, опираясь на исторически сложившиеся таджикско-российские связи и учитывая острую необходимость решения первоочередных задач жизнедеятельности общества и государства, выбрало именно этот путь - путь стратегического и геополитического партнерства с Россией, ибо только эта держава в тех условиях могла задействовать свои возможности и ресурсы для спасения своего попавшего в беду союзника4.
Сама жизнь, особенно события в Афганистане, доказала правильность внешнеполитической стратегии РТ. И когда на рубеже веков народ Таджикистана почувствовал себя уверенно, а в стране утвердились стабильность и безопасность, то во многом это было связано с тесным сотрудничеством в ключевых сферах с Россией. Это не в последнюю очередь касалось присутствия в Таджикистане Коллективных миротворческих сил (КМС) СНГ и российского военного контингента - 201-й мотострелковой дивизии и погранвойск, - деятельность которых все эти годы реально представляла собой стабилизирующий фактор в интересах безопасности всего Центрально-Азиатского региона. Российские пограничники, охраняя границу Таджикистана с Афганистаном, потеряли там много офицеров и солдат. Достаточно вспомнить подвиг 12-й заставы Московского погранотряда летом 1993 года. Следует отметить, что все, относящееся к таджикско-российскому сотрудничеству в военно-политической области в годы независимости, не имеет аналогов в сотрудничестве ни с одним постсоветским государством5.
У Республики Таджикистан и Российской Федерации, как и у других государств - членов ОДКБ, есть общая геополитическая территория. При этом всякое, даже частичное ее разрушение немедленно приведет к разрушению ее целостности и неуязвимости. Образовав единое с Россией геополитическое и геостратегическое пространство, руководство Таджикистана с начала 1990-х годов исходит из того, что возможности государства по защите своей территории от военной агрессии извне органически связаны с возможностями и силами России и других государств - участников Договора о коллективной безопасности по защите общего геополитического пространства, в которое входит каждый квадратный километр Таджикистана. Иначе говоря, безопасность, суверенитет и территориальная целостность Таджикистана, как и всех его союзников по системе коллективной безопасности, обеспечивается всей мощью геополитического содружества в виде ОДКБ.
Однако все это не означает, что Таджикистан, приобретя независимость, руководствовался иждивенческим принципом и делал упор только на помощь своих стратегических союзников по ОДКБ. За эти годы республика сделала серьезный шаг на пути создания собственных вооруженных сил - национальной армии и гвардии, пограничных и внутренних войск, готовых в случае необходимости встать на защиту суверенитета и независимости страны, ее территориальной целостности.
Президент Таджикистана Э.Рахмон как глава государства является руководителем внешней политики суверенного Таджикистана. Его руководство повседневно проявляется во всех направлениях внешнеполитического процесса страны, включая пространство СНГ. Именно он выступил одним из инициаторов создания на базе Таможенного союза международной экономической организации. Одновременно Э.Рахмон активно поддержал шаги, направленные на повышение эффективности Договора о коллективной безопасности стран СНГ, его адаптацию к изменившимся геополитическим условиям еще за два года до появления ОДКБ. Конкретные механизмы, заложенные уже в 2000 году в Минске на майской сессии Совета коллективной безопасности, позволяли использовать возможности и силы коллективной обороны и создали прочную юридическую основу для осуществления коллективных действий по отражению новых нетрадиционных угроз безопасности, включая транснациональный терроризм и различные формы проявления экстремизма. В адаптированном варианте данный договор становился реальным ядром и основной конструкцией интеграции в военно-политической сфере. Военно-политические отношения между государствами - участниками созданной через два года Организации Договора о коллективной безопасности являются приоритетными по сравнению с военными связями и контактами с третьими странами, не входящими в ОДКБ.
С наступлением гражданского мира и стабильности в Таджикистане на первый план вышли вопросы социально-экономического развития - надо было поднимать экономику, привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, повышать уровень народного благосостояния. Руководство Таджикистана просто не имело права долго выжидать и топтаться на месте. Перед ним неизбежно встал вопрос диверсификации внешнеэкономических связей, в том числе вне пределов СНГ. Но при этом Таджикистан в начале 2000-х годов ждал и надеялся, что серьезный позитивный поворот в экономическом сотрудничестве произойдет в первую очередь с Россией и другими государствами СНГ. В этой связи Президент Таджикистана Э.Рахмон, отвечая на вопросы российской «Общей газеты» 1 марта 2001 года, говорил: «Хочу обратить ваше внимание: мы до сих пор ничего не распродали, не разбазарили, как некоторые другие страны СНГ… Мы сохранили свои недра. Естественно, мы за рыночные отношения и будем привлекать иностранных инвесторов. Другого пути просто нет. Весь мир так делает. Нам надо развиваться, надо кормить свой народ, создавать новые рабочие места. И мы будем продолжать реформы. Хотелось бы, чтобы на этом пути нас поддержал и российский бизнес… Считаю, что выбор тут за россиянами. Мы четко определили свою позицию. Она - неизменна, мы не играем с вами - мы ждем…»6.
К сожалению, ситуация конфликта идеалов и реальности продолжалась в постсоветском экономическом направлении внешней политики Таджикистана на протяжении 1995-2002 годов. Последующие годы стали периодом избавления от неоправданной эйфории в восприятии окружающего мира - периодом осторожного формирования путем проб и ошибок международно-политической идентичности Таджикистана. Представление о мире и месте в нем страны постоянно выкристаллизовывалось. Формальным доказательством служит тот факт, что в свое второе десятилетие (2002-2012 гг.) внешняя политика РТ впервые вступила «вооруженной» концепциями внешней политики и национальной безопасности.
Превращение Таджикистана в богатую, политически стабильную и процветающую страну и самодостаточное государство с наступлением 2000-х годов было объявлено общенациональной задачей. Этой цели, поставленной Президентом Э.Рахмоном, был всецело подчинен его модернизированный на рубеже 2002-2003 годов самостоятельный и конструктивный политический курс во внешних делах. Отличительная черта внешней политики Таджикистана - многовекторность, сбалансированность и взаимовыгодный прагматизм, требующие оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Это, в частности, проявилось в 2000-х годах в работе по обеспечению поддержки национальной Стратегии сокращения бедности и Программы государственных инвестиций международными финансовыми институтами и сообществом стран-доноров. Процессы глобализации поставили страну перед необходимостью установления тесных отношений со многими государствами мира, то есть Таджикистану нужно было диверсифицировать свои межгосударственные отношения. Не понимать и не признавать этого может только дилетант.
В то же время в многовекторной внешней политике «открытых дверей» Президента Э.Рахмона сохранились сформировавшиеся еще в 90-х годах ХХ века четко выраженные геополитические приоритеты. Таджикистан связывают с Россией, которая была и остается одним из значительных мировых центров военно-политической, экономической и культурно-информационной силы, отношения двустороннего стратегического партнерства и военно-политического союзничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Это вполне вписывается в концепцию формирования новой, полицентричной международной системы.
По инициативе таджикской стороны в 2000-2004 годах президенты Таджикистана и России - Э.Рахмон и В.Путин вели совместный поиск путей и способов того, чтобы - наряду с наступлением с апреля 1999 года нового этапа в военно-политическом сотрудничестве - наполнить реальным содержанием сотрудничество в такой базисной сфере, как взаимовыгодные фундаментальные экономические связи. В этом контексте очень значимыми были двусторонние договоренности, достигнутые в рамках первого официального визита главы Российского государства В.Путина в Таджикистан в октябре 2004 года.
Что означал объявленный на рубеже 2002-2003 годов внешнеполитический курс «открытых дверей» с точки зрения дальнейших отношений Таджикистана с Россией, сотрудничество с которой у него было самым высоким по уровню политического доверия в СНГ? Он означал признание сторонами существования определенного дисбаланса в сторону политической и военной составляющих и выправление совместными усилиями сложившейся в 1990-х годах ситуации путем расширения и углубления экономического, инвестиционного и гуманитарно-культурного сотрудничества. Иными словами, внешняя политика «открытых дверей» предполагала обязательность модернизации таджикско-российского взаимодействия за счет усиления его экономического и гуманитарного измерений, адаптацию стратегического партнерства двух государств к новым реалиям мировой политической действительности.
Несмотря на демонополизацию торгово-экономических и инвестиционных приоритетов, которая и составляет каркас многовекторной внешней политики «открытых дверей» Таджикистана, двусторонний таджикско-российский товарооборот занимал лидерские позиции и неуклонно рос в объеме в течение всего первого десятилетия нового столетия. Самый крупный зарубежный инвестиционный проект в области строительства гидроэнергетических объектов в пределах пространства СНГ Россия на совместной основе осуществила именно в Таджикистане, возведя Сангтудинскую ГЭС-1. Более половины внешнего товарооборота Таджикистана приходилась на страны СНГ. Кроме того, в Таджикистане наряду с Российско-таджикским (славянским) университетом стали функционировать филиалы двух престижных российских вузов, появились русские культурные центры.
Что касается геополитических и военно-политических приоритетов Таджикистана, которых он твердо придерживался все 1990-е годы после обретения государственной независимости, то они и после 2002 года практически остались неизменными.
На территории Таджикистана сохраняется российское присутствие в виде крупной военной базы и объектов военной инфраструктуры. Таджикистан - один из наиболее последовательных, активных и дисциплинированных членов ОДКБ, который - в отличие от Грузии, Азербайджана и Узбекистана - не выходил и не пытался выйти из Договора о коллективной безопасности. В течение первого десятилетия ХХI века в адрес руководства Таджикистана от зарубежных государств (вне СНГ) не раз поступали предложения о размещении на территории страны на платной основе объектов военной инфраструктуры, правительство республики их даже не рассматривало.
В 2001-2002 годах раздавались отдельные критические голоса, осуждавшие Таджикистан за то, что он разместил небольшой французский военный контингент в столичном аэропорту, и усмотревшие в этом противоречие с его обязательствами в рамках ОДКБ. Это, конечно же, было ошибочным мнением. В 2001-2002 годах Республика Таджикистан не могла противопоставить себя всему мировому сообществу, когда оно, в том числе Россия и другие страны СНГ, проявив единство, стало бороться против глобального зла, которое прежде всего угрожало ей самой с территории Афганистана и некоторых регионов Пакистана. Годами призывая мировое сообщество, США и Россию разрешить тлеющий опасный афганский кризис, Таджикистан не имел права оставаться в стороне в роли пассивного наблюдателя, когда весь мир, Международные силы содействия безопасности в Афганистане, в соответствии с мандатом ООН, наконец взялись за это дело.
Таким образом, многовекторный характер внешней политики «открытых дверей» выразился на практике в диверсификации межгосударственных отношений Таджикистана и демонополизации торгово-экономических приоритетов, привлечении зарубежных инвестиций и военно-технической помощи из третьих стран при полном сохранении устоявшихся до декабря 2002 года геополитических и военно-политических приоритетов.
Порою руководству Республики Таджикистан приходится сталкиваться - особенно в зарубежных средствах массовой информации - с критикой многовекторности ее внешней политики. Между тем подобного рода внешнеполитический курс получил в последние годы всеобщее распространение, ибо в сегодняшнем глобализированном мире торгово-экономические интересы любого государства - и суверенный Таджикистан здесь не исключение - невозможно строго ограничить только каким-то отдельным или прилегающим регионом. Поэтому глава государства Таджикистана Э.Рахмон не раз подчеркивал, что считает естественным свое стремление, как и стремление руководства других постсоветских государств, к дальнейшей диверсификации международных связей страны, к поиску более широкого круга торгово-экономических партнеров.
Востребованность и долговечность этой политики, о проведении которой Э.Рахмон впервые публично объявил в своем новогоднем обращении к населению страны 31 декабря 2002 года, во многом будет зависеть от того, как дальше будут развиваться соответствующие процессы в постсоветском пространстве и мире в целом во втором десятилетии нового века.
Активно интегрируясь в настоящее время со своими сторонниками в рамках Евразийского экономического союза (Таджикистан объективно подходит к принятию решения о вступлении в этот союз), ШОС, БРИКС, Россия сплачивает их вокруг себя, продолжает взаимодействие в рамках «двадцатки» и АТЭС. Иначе говоря, несмотря на нынешний кризис в отношениях с государствами Запада, Российское государство набирает вес.
Очевидно, Россия далека от самоутверждения в мировых делах через конфронтацию с кем бы то ни было, а новые глобальные опасности-вызовы и транснационализация предпринимательской деятельности в современном мире - как система хозяйственных связей - делают объективно взаимозависимыми образующиеся мировые центры (полюсы) развития. Путь к усилению влияния России на мировой арене и воссозданию собственных сфер влияния лежит через подъем национальной экономики. Однако ее исторические приоритеты никогда не замыкались на материальной сфере. Она стояла и стоит особняком, представляя собой тот стержень, на который действительно может «намотаться» сила мирового масштаба, достаточная для решения в стратегической перспективе ключевых проблем глобального характера, в том числе острых проблем (приближающих массовую духовную деградацию людей и разрушающих способность общества к самозащите) потребительской цивилизации.
Лишь политической близорукостью можно объяснить готовность некоторых политиков списать Россию из числа сильных держав, недооценивать ее потенциал, динамику, перспективы развития. На наш взгляд, не следует делать политику на основе сиюминутного соотношения сил, без учета вероятной динамики. Глубинные энергии России никуда не делись.
Вполне понятно, что не все в мировом развитии зависит от США. Значительная мера ответственности ложится на плечи других основных игроков на международной арене, достойное место среди которых принадлежит России.
Таджикско-российские переговоры на высоком и высшем уровне в 2011-2013 годах придали весомый импульс развитию отношений между двумя странами на принципах взаимного уважения и обоюдовыгодного партнерства. В ходе переговоров стороны уделили внимание ключевым вопросам двустороннего взаимодействия, в том числе в таких приоритетных сферах, как инвестиционное сотрудничество, гидроэнергетика, обеспечение региональной стабильности и безопасности. Значимыми событиями стали подписание в рамках сентябрьского (2011 г.) визита Президента России Д.А.Медведева в Таджикистан нового межгосударственного Соглашения о сотрудничестве по пограничным вопросам и в рамках октябрьского (2012 г.) официального визита главы Российского государства В.В.Путина в РТ межгосударственного Соглашения о новых сроках, статусе и условиях пребывания военной базы РФ на территории РТ и двусторонних документов о сотрудничестве в сферах энергетики, трудовой миграции и поставок нефтепродуктов. Таджикско-российские саммиты носили максимально прагматичный, нацеленный на достижение практических результатов характер.
Таджикистан рассматривает комплекс своих двусторонних отношений с Россией - близкой во всех отношениях страной - как особый вектор своей внешней политики. Об этом не раз заявлял в последние годы Президент Таджикистана Э.Рахмон. На российском направлении объективно сходятся многие стратегические внешнеполитические интересы Республики Таджикистан.
Хорошую динамику развития имеют таджикско-российские отношения в политическом измерении. Таджикистан почти всегда выступает в поддержку России по таким актуальным международным вопросам, как укрепление коллективных начал в международных отношениях, утверждение многополярности и демократизация мироустройства.
Таджикистан и Россия исходят из фактически единой позиции в вопросах укрепления потенциала СНГ, ОДКБ и ШОС, обеспечения мира и стабильности в Центральной Азии и Афганистане, углубления и оптимизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Республика Таджикистан и дальше намерена активно координировать свою позицию с российской стороной, в том числе в рамках «Душанбинской четверки» (Таджикистан - Россия - Пакистан - Афганистан), и продвигать общие интересы. Они прежде всего заключаются в обеспечении безопасности, стабильности и устойчивого развития в регионе и мире в целом.
Именно этими позитивными устремлениями обусловлено тесное взаимодействие Таджикистана и России в военной и военно-технической сферах, которое является важным звеном их союзнического партнерства. Таджикистан по-прежнему принципиально рассматривает военное присутствие России на своей территории как действенный фактор поддержания стабильности и важный компонент системы коллективной безопасности в регионе. Таджикская сторона рассчитывает на успешную реализацию двусторонней Программы модернизации Вооруженных сил Республики Таджикистан, в том числе по вопросам подготовки кадров в военных вузах России и Таджикистана.
Важно, что стороны в 2011 году определились по вопросу формы, содержания и направлений взаимодействия пограничных сил. На сегодняшний день весьма актуальными являются российское содействие в укреплении материально-технической базы погранвойск Таджикистана и опора на высокие профессиональные возможности российских преподавателей в Высшем погранучилище республики.
Что касается торгово-экономической составляющей таджикско-российских отношений, то в данной области стратегические партнеры имеют ряд успешных примеров сотрудничества в таких базовых отраслях, как энергетика, транспорт и связь. Сегодня Таджикистан активно связан торгово-экономическими узами с рядом регионов России. По итогам последних лет, объем двустороннего товарооборота достиг и преодолел порог 1 млрд. долларов. Преодолено сокращение ввоза в Таджикистан российских нефтепродуктов.
Таджикистан крайне заинтересован в дальнейшем развитии сотрудничества с Россией в энергетической отрасли - базовой сфере экономики - путем привлечения ее к участию в реализации национальной Энергетической программы на длительную перспективу. Сердцевину этой программы составляет увеличение объемов выработки электроэнергии в Таджикистане, без отрицательного воздействия на экологическую обстановку в регионе, путем возведения ГЭС малой и средней мощности на внутренних реках.
Создана таджикско-российская рабочая группа, которая несколько раз собиралась и определила наиболее перспективные проекты строительства ГЭС средней мощности в Таджикистане. Таджикская сторона надеется, что по этой линии двустороннего сотрудничества последуют конкретные действия российской стороны, а структуры «Газпрома» осуществят бурильные работы на всех предоставленных этой российской компании площадях.
Республика Таджикистан на деле постоянно демонстрирует свою готовность к расширению двустороннего гуманитарного сотрудничества и укреплению единого с Россией информационно-культурного пространства. Положительным моментом в этом являются усилия сторон по созданию информационно-культурных центров в Душанбе и Москве. В феврале 2011 года по данному вопросу было подписано соответствующее двустороннее соглашение. Теперь дело за его полнообъемной практической реализацией.
1Саидов З.Ш. (Сайидзода З.Ш.). Таджикистан: межгосударственные отношения в период становления внешней политики. Монография. 6-е, доработанное издание. Душанбе: ООО «Контраст», 2013. С. 558-559.
2Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В восьми томах. Душанбе, 2006-2010. Т. 2. С. 152.
3Юлдашев К. Эмомали Рахмонов - основатель дипломатии и внешней политики суверенного Таджикистана. Душанбе, 2001. С. 3-29.
4Саидов З.Ш. Указ. соч. С. 561-562.
5Там же. С. 562.
6Рахмонов Э. Тысячи лет - в одну жизнь. Душанбе: Ирфон, 2003. С. 435.